«высокое достижение цивилизации»: как юрий гагарин подарил человечеству космос

Космонавты ссср список по порядку

Нил Армстронг

Нил Армстронг был одной из самых влиятельных фигур 20 века. В молодости он принимал активное участие в Корейской войне и получил медаль службы Корее. После службы он вернулся в университет, который в конечном счете окончил с дипломом бакалавра по авиационной технике. В дальнейшей жизни он был преподавателем в Департаменте аэрокосмической техники в Университете Цинциннати.

Все это хорошие достижения, которыми мог бы гордиться любой человек. Но они ничто по сравнению с тем, из-за чего Армстронг известен по всему миру. Как мы знаем, он стал первым человеком, который когда-либо ходил по Луне, 21 июля 1969 года.

Эдвин Хаббл (1889 – 1953)

Больше всего Эдвин Хаббл известен своим «законом Хаббла», который объясняет явление «красного смещения». Красное смещение — это явление, которое наблюдается в космосе, когда свет от источников, отдаляющихся от нас, смещается в сторону красного конца спектра. В противоположность красному смещению есть синее смещение. С их помощью ученые определяют, удаляются или идут к нам космические объекты, галактики и звезды. Почти все наблюдаемые галактики отображают красное смещение, которое обеспечивает доказательство расширения Вселенной. Кроме того, в честь Эдвина Хаббла назван телескоп Хаббла.

Самый старый человек в космосе

Самым пожилым мужчиной, которому довелось летать в космос, является Джон Гленн. Свой первый полет он совершил в 1962 году и стал третьим человеком (после Юрия Гагарина и Германа Титова), который был в космическом пространстве. Исторический полет был совершен на космическом корабле «Меркурии-Атлас-6», в течение 4 часов 55 минут астронавт облетел земной шар три раза. После этого он ушел в отставку, но в 1998 году снова совершил космический полет, тогда ему было 77 лет.

Астронавт Джон Гленн

Важно отметить, что в этом случае речь идет о самом старом астронавте. А если говорить о космических туристах, возрастной рекорд в 2021 году поставила Уолли Фанк — она побывала в космосе в возрасте 82 лет

Компанию ей составили глава компании Blue Origin Джефф Безос, его брат Марк и студент почитать тут Дэмен. Подробнее об этом полете вы можете почитать тут.

Алексей Леонов

Алексея Леонова весь мир знает как первого исследователя, который вышел в открытый космос, доказав, что человек может работать за пределами корабля. Это произошло 18 марта 1965 года. Продолжительность первого выхода составила 23 минуты, из которых вне корабля космонавт пробыл 12 минут.

Но и это еще не все. Во время этого полета на корабле «Восход-2» произошло семь аварий, среди которых самая тяжелая – отказ системы управления. Но экипажу все же удалось справиться со всеми форс-мажорами и вернуться на Землю. Детали этого полета были тщательно засекречены много лет.

Второй полет Леонов совершил через 10 лет, командуя экипажем «Союза-19». Проведя в космосе почти 6 дней, команда корабля «Союз» выполнила стыковку с американским «Аполлоном», что произошло впервые (до этого корабли разных стран никогда не стыковались).

Алексей Леонов знаменит еще и тем, что он был хорошим художником и запечатлел свои воспоминания во множестве ярких рисунков. Некоторые из них красовались на советских почтовых марках, а отдельные картины висят в Третьяковской галерее.

Фото: Пушкарев Альберт/ТАСС

Галилео Галилей (1564 – 1642)

Галилея называют отцом современной наблюдательной астрономии. Он разработал телескопы с приближением до 30X, а до этого все астрономические работы проводил невооруженным глазом. С помощью своих телескопов Галилей обнаружил четыре крупнейших луны Юпитера, наблюдал за пятнами на Солнце и подтвердил фазы Венеры. Также он поддержал гелиоцентрическую модель Коперника, за что преследовался Папой, испанской инквизицией и получил неодобрение со стороны коллег-астрономов. В свободное от наблюдения за ночным небом время Галилей исследовал движение тел. И эта работа стала прекурсором для классической механики, разработанной Исааком Ньютоном.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Поскольку чаще всего космонавтами становятся лётчики-испытатели, то перспективнее всего заканчивать лётное военное училище. Для подготовки специалистов авиационной и космической промышленности существуют специальности «Ракетные комплексы и космонавтика» (код 2.24.03.01), «Проектирование и эксплуатация ракетно-космических комплексов» (код 2.24.05.01), «Навигационно-баллистическое обеспечение космической техники» (код 2.24.05.04), «Системы управления летательными аппаратами» (код 2.24.05.06).

В России обучение можно завершить в Центре подготовки космонавтов. Но принимают туда, как правило, выпускников Аэрокосмического факультета МГТУ им. Баумана, либо выпускников лётных военных училищ. Среди наиболее известных:

• Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава им. В. Чкалова ,
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище им. А. Серова ,
  • Тамбовское высшее военное авиационное училище им. М. Расковой.

В NASA тоже существуют программы подготовки «кандидатов в космонавты» продолжительностью около 2-х лет.

Имитация

Знаменитые кадры съемки переговоров между находящимся в кабине корабля «Восток-1» Юрием Гагариным и главным конструктором советской космической отрасли Сергеем Королёвым были имитацией. Ее подготовили многим позже с момента первого полета человека в космос. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – во время реально запуска Гагарина людям было реально не до каких-то съемок. Уже позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторить для видео те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.

Подписывайтесь на наш . Там публикуются материалы, которые не попадают на сайт.

Отбор в космонавты

Кондитдаты на первый полет.

В отбор на звание первого космонавта помимо Гагарина попали еще 19 претендентов. Все они были очень опытными летчиками реактивных истребителей. В окончательном списке оказалось три кандидатуры: Герман Титов, Юрий Гаранин и Григорий Нелюбов. Юрий Гагарин был выбран из их числа почти случайно. Титов был подготовлен гораздо лучше Гагарина, однако выбор последнего был обусловлен политическими причинами: Гагарина считали «настоящим русским парнем», его описывали как простого и открытого человека. Таким образом, немалую роль в выборе кандидата сыграла харизма человека. Титов и Нелюбов были выбраны в качестве дублеров Гагарина и именно они сопровождали его до космического корабля.

Первая орбитальная станция

Когда США одержали победу в лунной гонке, власти СССР решили, что нужно бы принять меры, чтобы снова выбиться вперед. Тогда они запланировали создать первую в мире космическую станцию. И смогли это сделать!

Название станции – «Салют-1», вывели ее на орбиту 19 апреля 1971 года. На ней оборудовали 3 жилых секции для космонавтов и одну для аппаратуры. Длина станции составляла 20 м, диаметр – до 4 м. На крыльях располагались солнечные панели.

Попасть в нее космонавтам удалось только с третьей попытки, возникали разные сложности, то с люком, то с подачей воздуха. Но все же именно станция «Салют-1» стала основой для последующих изобретений подобных агрегатов.

Прослужила она всего 5 месяцев, после чего сгорела. Оставшиеся от нее фрагменты упали в Тихий океан.

Вероятность успеха запуска не была стопроцентной

Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.

Гагарин с женой и одной из дочек

А ТАСС (главное информационное агентство Советского Союза) заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. 15 мая 1960 года поднятый на орбиту корабль-спутник из-за неполадок в ориентационной системе не смог спуститься к земле — он летает вокруг нашей планеты и сейчас. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.

Фридрих Цандер (1887 – 1933)

В 1909 году Фридрих Цандер стал первым советским ученым и изобретателем, работающим в области теории межпланетных полетов и реактивных двигателей, который высказал мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать элементы конструкции межпланетного корабля. Спустя десять лет систематических исследований проблем ракетно-космической науки и техники Цандер предложил свою основную идею: сочетать ракету с самолетом для взлета с Земли, затем сжечь в полете самолет в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полета ракеты. В том же, 1924 году, Цандер разработал идею использования Луны или других планет, а точнее их гравитационное поле или атмосферу, для увеличения скорости полета на другие планеты. Его авторству принадлежит идея планирующего спуска с торможением в атмосфере планеты. Советский ученый предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, которому не был нужен воздух.

Эти и многие другие идеи и разработки плодовитого ученого и инженера внесли вклад в развитие советской космонавтики, который сложно переоценить.

Зачем нужны полеты в космос?

Люди во все времена пытались узнать, что находится за пределами нашей планеты. А с момента запуска первого спутника началась эра освоения космоса и человечество получило новые мощные инструменты познания — исследовательские космические аппараты. Развитые страны ежегодно тратят огромные средства на создание ракет-носителей, космических кораблей и специальной аппаратуры, космических роботов-разведчиков. Астронавты и космонавты рискуют жизнью, целые армии ученых и инженеров разрабатывают космические программы, конструируют и строят спутники и лаборатории, предназначенные для работы за пределами Земли.

С помощью космического телескопа «Хаббл» были получены уникальные снимки кометно-астероидной бомбардировки района южного полюса Юпитера, во время которой в облачном покрове планеты-гиганта возникли «прорехи» размером с Тихий океан

И все-таки — зачем? Какой прок рядовому жителю Земли от того, что где-то там, на ближних и дальних орбитах годами носятся сложные и дорогостоящие устройства?

Дом человечества — планета Земля. Но она является неотъемлемой частью неизмеримо большего дома — Вселенной. Цель многих исследований, проводимых в космическом пространстве — узнать о том, как устроен этот «самый большой дом», почему и как в нем работают «освещение» и «отопление», откуда берется энергия, каковы свойства вещества, из которого он построен. Эти знания со временем откроют человечеству новые неисчерпаемые источники энергии, дадут ему власть над климатом, помогут управлять атмосферными процессами и избавят от опасностей, грозящих Земле из таинственных глубин Вселенной.

Международная космическая станция (МКС) на околоземной орбите

За последние два года с помощью автоматических станций, запущенных США, Японией, Китаем и Индией, было доказано наличие воды на Луне

Важность этого результата трудно переоценить — ведь до сих пор главным препятствием для создания постоянной базы землян на нашем спутнике является отсутствие воды. А она необходима не только для питья и бытовых нужд — разложив воду на составляющие можно получить кислород для дыхания и водород, то есть, ракетное топливо

Так выглядят марсоходы-близнецы «Спирит» и «Оппортьюнити». За все время исследований Красной планеты с помощью космических аппаратов здесь побывали три марсохода, причем два из них продолжают работу и сегодня, собирая ценнейшую информацию. Управление этими подвижными лабораториями осуществляется с Земли

На Марсе продолжали свою работу американские марсоходы-геологи «Спирит» и «Оппортьюнити». В 2009 г. они впервые обнаружили там значительные количества метана и водяного льда в средних широтах. В системе Сатурна космический зонд «Кассини» обнаружил озера из жидких углеводородов на Титане — одном из спутников гигантской планеты. Американский зонд «Мессенджер» трижды в течение года пролетал над поверхностью Меркурия, а при последнем пролете сделал с близкого расстояния снимки областей, которых не видел еще ни один исследователь. А тем временем самый быстрый за всю историю космических полетов зонд «Новые Горизонты», движущийся к орбите Плутона со скоростью свыше 16 км/с, преодолел половину пути, который продлится в общей сложности восемь лет.

14 декабря 2009 г. на околоземную орбиту был запущен инфракрасный космический телескоп WISE, предназначенный для обзора всего неба. С новым телескопом ученые связывают большие надежды. Он предназначен для исследования недоступных ранее объектов Солнечной системы и удаленных слабых галактик.

Космический зонд «Кассини»

Хладнокровие космонавтов

Гагарин почти на всех фотографиях улыбался

Полет космического корабля «Восток-1» с первым космонавтом проходил в полностью автоматическом режиме. Объяснялось это тем, что психологи не могли дать гарантий на то, сможет ли космонавт сохранить работоспособность при длительном нахождении в условиях невесомости. Допускалось, что Гагарин может потерять над собой контроль и захочет вести аппарат вручную. В то же время, лишить космонавта возможности управлять кораблем вручную, тем самым, в случае серьезных непредвиденных обстоятельств, поставив его перед необходимостью уповать только на электронику, команда запуска не решилась. На самый крайний случай космонавту передали в специальном запечатанном конверте особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Психологи считали, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи в здравом уме. И все же, непосредственно перед самим запуском Гагарину сказали этот код.

Первый полет человека в космос

Первый человек, отправившийся в космос, – Юрий Алексеевич Гагарин. Он был советским летчиком-космонавтом. В 1954 году он начал заниматься в Саратовском аэроклубе, где узнал о стремлении СССР покорить Вселенную. Тогда это стало и его личной целью №1.

Юрий Гагарин – первый человек в космосе

Когда начали отбирать кандидатов для запуска человека в космос, Юрий подал заявку. Из многочисленных желающих выбрали 20 человек, затем остались только 12. Они и стали первым отрядом космонавтов в СССР. После тщательной подготовки приняли решение, что отправиться в космос должен Гагарин.

Год первого полета человека в космос – 1961. Произошло это 12 апреля на корабле «Восток-1». Место запуска – космодром Байконур. Полет длился 108 минут. Юрий успешно приземлился в Саратовской области.

К несчастью, в 1968 году легендарного советского космонавта не стало. Причина смерти – крушение самолета, которым он управлял сам в ходе учебных действий.

Нил Олден Армстронг

Нил Армстронг внутри лунного модуля после выхода в открытый космос. Фото: NASA / Edwin E. Aldrin, Jr.

Не только советские люди достигали успеха в области космонавтики. Нил Армстронг, первый человек на Луне, родился в США, штат Огайо, в 1930 году. Мальчик был членом движения американских бойскаутов, увлекался самолётами. Нилу удалось получить лицензию пилота городской авиашколы. Учёбу в университете Пердью пришлось прервать из-за начавшейся Корейской войны. После армии Нил вернулся в университет и получил степень бакалавра по авиационной технике. В 1952 году Нил стал лётчиком-испытателем, а спустя десять лет Армстронг был зачислен в отряд астронавтов НАСА.

Умер Нил Армстронг в 2012 году от осложнения после операции на сердце, а его прах был развеян над Атлантическим океаном.

Валерий Быковский

Он был единственным космонавтом, который совершил три экспедиции на кораблях «Восток» и «Восход». Всего же Быковский провёл в космосе более 20 суток. Сослуживцы рассказывали: на Валерия Фёдоровича будто не действовала невесомость, его никогда не укачивало. В 1968 году входил в группу подготовки к полёту на Луну. В КБ Королёва для этой миссии был сконструирован корабль Л3. Валерий Быковский — дважды Герой Советского Союза.

Валерий Быковский. (amur.info)

Космонавт умер 27 марта 2019 года, причиной стала продолжительная болезнь. «Всю свою жизнь Валерий Фёдорович посвятил делу отечественной пилотируемой космонавтики и авиации, передавая свой богатый опыт молодому поколению», — отмечается на сайте Центра подготовки космонавтов. В Павловском Посаде планируется открыть музей Быковского.

Шнурки Гагарин

Стать настоящего космонавта. Первого посланника человечества в Космос

Пожалуй, одним из самых запомнившихся событий, связанных с Гагариным после его успешного полета в космос, стал случай со шнурками. Первоначально никто не планировал торжественной встречи Гагарина в Москве с участием руководства страны. Все решил в последний момент Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв. За Гагариным в Куйбышев прилетел самолет Ил-18.

В аэропорту «Внуково» Юрия Гагарина ожидал грандиозный прием. Огромная толпа народа, журналисты. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта. Спустили трап… И вот, первый в мире космонавт, советский человек майор Юрий Гагарин широко шагает по ковровой дорожке от трапа самолета к установленной у кромки взлетного поля правительственной трибуне. Передача транслируется в прямой телеэфир. За ним смотрят миллионы людей. А тут – шнурок развязался!

Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Советского героя космоса подвели подтяжки для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге.

Как работает конспирология

Конспирологическая теория, она же теория заговора, представляет события в мире как результат действия неких сил, как правило, таинственных и очень влиятельных. Заговорами объясняют и просто резонансные события, например теракты, и глобальные процессы вроде управления миром. В конспирологической картине мира все наполнено умыслом (обычно недобрым) и есть некий кукловод, который дергает за ниточки ради собственной выгоды. Почему так происходит, мы подробно разбирали в материале «Почему люди верят в теории заговора».

Сторонники теорий заговора все чаще называют себя не конспирологами, а скептиками. Их философия — сомневайся во всем. Во всем, кроме собственных мыслительных установок.

Самый далекий полет в космос

Сегодня космонавты и астронавты обычно летают на Международную космическую станцию, которая находится на высоте около 400 километров. Но во второй половине XX века пилотам доводилось летать далеко за пределы околоземной орбиты. Так, в апреле 1970 года экипаж миссии «Аполлон-13» пролетел над обратной стороной Луны, то есть они улетели на расстояние 400 171 километров от Земли. Примечательно, что оказавшись за пределами видимости, корабль потерял связь с Центром управления полетами. В это время астронавты Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт и Фред Хейз занимались снятием фотографий обратной стороны Луны.

Экипаж миссии «Аполлон-13»

Первые животные в космосе

До того, как отправить в космос человека, ученые проводили эксперименты на зверях и даже насекомых! Покорять Вселенную летали следующие представители животного мира:

1. Дрозофилы – простые плодовые мушки. Запускали их Соединенные Штаты в 1947 году на ракете «V-2». Задача полета – оценить, насколько сильно влияет на живых существ радиация, когда они находятся на большой высоте. Опыт прошел успешно, насекомые не пострадали.
  2. Обезьяна Гордо. Полетела в декабре 1958 года. Сумела обогнуть планету Земля за минуту и вернуться домой в США в целости и сохранности.
  3. Собаки Дезик и Цыган. Запуск производил СССР в июле 1951 года. Песики улетели на расстояние 110 км от Земли. Все прошло удачно, вернулись живыми.
  4. Собаки Белка и Стрелка. В августе 1960 года они отправились в космос на советском корабле «Спутник-5». Животные сделали несколько кругов по орбите, проведя там целых 25 часов. Домой вернулись целыми и невредимыми.

Были и другие «космонавты» среди представителей фауны, но они не смогли выжить во время полета.

Зоопарк на орбите

Но задолго до полета Гагарина в космосе побывали различные животные. Ученым-космобиологам требовались данные о том, как функционируют живые организмы в условиях больших перегрузок и невесомости. Академик О. Газенко начал подготовку полетов живых существ в космос еще в 1948 г. Первыми земными существами, побывавшими за пределами атмосферы планеты стали две собаки — Цыган и Дезик. В 1951 г. они совершили «прыжок» на высотной ракете и благополучно вернулись на Землю. В 1957 г. собака Лайка совершила длительный полет на искусственном спутнике Земли, который, как это ни печально, не имел устройств для посадки и через некоторое время сгорел в атмосфере.

Памятник собаке Лайке в Российском институте военной медицины

Перед полетом животные проходили серьезную подготовку. Их учили носить специальную одежду со множеством датчиков и не бояться замкнутого пространства. Первых собак-космонавтов запускали на высоты от 100 до 450 км. Головная часть ракеты с кабиной отделялась и приземлялась вместе с животным на парашюте. Все собаки «космонавты» были дворняжками, а отбирали их «по весу» — он не должен был превышать 4—5 кг.

До того, как в космос поднялся человек, там побывали около четырех десятков собак, а также мыши, крысы, морские свинки, обезьяны, мухи-дрозофилы и семена ряда растений. Первый благополучно закончившийся орбитальный полет в 1960 г. совершили собаки Белка и Стрелка, ставшие знаменитыми. Корабль, на котором они летели, имел все системы, необходимые для полета человека.

Белка и Стрелка — собаки-космонавты

Собаки провели больше суток в состоянии невесомости.

А первый облет живыми существами Луны был выполнен черепахами на космическом аппарате «Зонд-5» в сентябре 1968 г.

Николай Пилюгин (1908 – 1982)

По предложению Сергея Королева Пилюгин стал с 1946 года главным конструктором автономных систем управления в НИИ и членом легендарного Совета главных конструкторов, учрежденного Королевым. Однако широкой общественности Николай Алексеевич был известен не только и не столько своими оборонными разработками, которым посвятил большую часть своего рабочего времени, а как «штурман космических трасс»: при его непосредственном участии были созданы системы управления ракетами-носителями, а также первое и другие поколения космических аппаратов для мягкой посадки на Луну и Венеру, для облета планет, для спутников Марса и других.

Примечательно также и то, что по окончании Второй мировой войны коллектив под руководством Пилюгина с энтузиазмом продолжил разработку отечественной баллистической ракеты Р-1, в основе которой лежала немецкая Фау-2. Пришлось идти непроторенным путем, изготавливать и отлаживать новые элементы заново и впервые. Но Пилюгин с задачей справился, и ракеты Р-1 имели более высокие летно-технические характеристики и более высокую точность попаданий, чем даже Фау-2.

Общими усилиями советские деятели сферы освоения космоса не только проложили «дорогу в космос», с нуля написав все основные главы развития ракетостроения, но и сумели вывести Советский Союз в лидеры на фоне космической гонки. К сожалению, с окончанием космической гонки и распадом Советского Союза освоение космоса (не только в России, но и в других странах) на государственном уровне приобрело только номинальное значение.

Но что будет завтра? Появятся ли новые Циолковские, Королевы, Кондратюки и Цандеры, которые будут не просто руками — силой мысли выводить людей за пределы Солнечной системы и дальше? Ответить на этот вопрос придется вам, дорогие читатели.

Юрий Алексеевич Гагарин

Гагарин перед полётом. Фото: Mil.ru

Юрий Гагарин родился в небольшой деревне Клушино под Смоленском. В 6 лет мальчик пошёл в школу, однако учёбу пришлось прервать: началась Великая Отечественная война. Только по окончании её Юрий смог вернуться к обучению уже в городе Гжатск. Мальчик рос очень смышлёным, увлекался музыкой и фотографией. Попав в Саратов, Юрий познакомился с деятельностью К. Э. Циолковского в клубе авиалюбителей. Именно тогда юноша твёрдо решил связать свою жизнь с авиацией.

После окончания техникума Юра поступил в Чкаловское военное авиаучилище. Молодой человек успешно справлялся с управлением самолётом, однако посадка давалась ему нелегко, и было принято решение отчислить Гагарина. Юра уже было отчаялся, но ему дали второй шанс. Оказывается, удачно посадить самолёт Гагарину не позволял маленький рост. Когда на кресло пилота была положена подкладка, юноша легко справился с посадкой.

Однако в космонавтике физические данные Гагарина ему очень пригодились. Когда начался отбор космонавтов, Юрий подал заявку, и она была одобрена. Несмотря на то, что в отряде космонавтов была жёсткая конкуренция, Юрий обошёл соперников благодаря порядочности и открытости. Он всегда честно признавался в трудностях, в то время как его конкуренты заверяли, что подготовка проходит идеально.

Погиб Юрий Гагарин в 1968 году в авиационной катастрофе, а урна с его прахом захоронена в Кремлёвской стене.

Валерий Поляков

В течение полета им была выполнена большая программа медико-биологических исследований по совершенствованию системы стабилизации здоровья и работоспособности космонавтов в длительном космическом полете, отработаны новые методы и средства профилактики неблагоприятного воздействия невесомости на организм человека.

За свою жизнь Валерий Поляков совершил только два полета, но провел в космосе суммарно целых 678 суток и 16 с половиной часов, уступив по суммарному времени нахождения в безвоздушном пространстве лишь четверым российским космонавтам.

Фото: Альберт Пушкарев/ТАСС

Дорога в космос

Научные работы в сфере организации космических исследований начались в России более 100 лет назад. Теоретическое обоснование возможности полётов в космос с использованием специальных аппаратов было сделано в начале ХХ века Константином Циолковским. Вскоре к аналогичным выводам пришёл изобретатель Юрий Кондратюк.

В 1921 году в Москве была создана газодинамическая лаборатория, а ещё через десять лет — группа изучения реактивного движения. Впоследствии они были объединены в Реактивный институт. В 1930-е годы конструктор Сергей Королёв провёл пуски первых отечественных ракет с жидкостным ракетным двигателем.