А все-таки мы полетим на марс

Как долететь до Марса

Одновременно Фридрих Цандер занимается и проблемами астронавтики. Он делает расчеты траекторий межпланетных перелетов, обеспечивающих минимальный расход топлива, определяет сроки отлета и времени пребывания космических кораблей в пути, исследует вопросы коррекции траекторий межпланетных ракет в целях обеспечения безопасного спуска на планету и т. д. Особенно подробно он рассчитал траектории полета на Марс

Большое внимание Цандер уделял проблеме возвращения космического корабля на Землю. Он сделал расчет полета межпланетного корабля в атмосфере Земли, который посвящен баллистическим и аэродинамическим вопросам подъема и спуска космического корабля из межпланетного пространства на Землю.

Проект «самопожирающегося», из магниевого сплава, межпланетного космического «самолета» системы инженера Ф. А. Цандера

В частности, он предложил идею спуска космического корабля из космоса в режиме планера путем атмосферного торможения. Причем эта идея была воплощена в его проекте межпланетного корабля, о котором он докладывал еще в 1920 году. Уже в то время Цандер показал, что осуществление полета межпланетного корабля в космическое пространство с последующим возвращением на Землю требует решения многих сложных научно-технических проблем, одна из которых — защита корпуса корабля от теплового воздействия потока при движении с большими, сверхзвуковыми, скоростями в плотных слоях атмосферы.

Он написал статью «О температуре, которую примет межпланетный корабль при планирующем спуске на Землю», где рассматривал аэродинамический нагрев межпланетного корабля и один из возможных способов его тепловой защиты. Учитывая возможность столкновения межпланетного корабля с метеорами, Цандер еще в 1925 году выдвинул идею о возможности отклонения метеоритов от межпланетного корабля с помощью электростатического электричества. Много работал Цандер над темой, тогда казавшейся совсем фантастической, — использование силы давления света для полетов в межпланетном пространстве.

Цандер не упускал ни одного вопроса, связанного с полетом человека в космическое пространство и его жизнеобеспечением в межпланетном корабле. Начиная с 1915 года Цандер десятки лет проводил у себя дома первые опыты по созданию легчайшей оранжереи, которая давала бы свежие овощи астронавту и вместе с тем поглощала бы выделяемую человеком углекислоту. Терпеливым, кропотливым трудом он добился успеха и вырастил горох и капусту в цветочных горшках, наполненных не землей, а толченым древесным углем.

Галерея[править]

Советские конструкторы ракетно-космических систем

Абрамов •
Адасько •
Альтман •
Анфимов •
Арефьев •
Афанасьев •
Бабакин •
Бармин •
А. Богомолов •
В. Богомолов •
Богуславский •
Бруй •
Будник •
Бушуев •
Быков •
Глушко •
Грушин •
Ефремов •
Еффа •
Ивановский •
Иосифьян •
Исаев •
Каган •
Келдыш •
Кисунько •
Козлов •
Кондратюк •
Коноплёв •
Королёв
Косберг •
Костиков •
В. Кузнецов •
Н. Кузнецов •
Куксенко •
Лагутин •
Лангемак •
Лозино-Лозинский •
Лопота •
Макеев •
Медзмариашвили •
Мишин •
Мозжорин •
Надирадзе •
Непобедимый •
Носатенко •
Пилюгин •
Полухин •
Протасов •
Разумов •
Райков •
Раушенбах •
Решетнёв •
Рязанский •
Семёнов •
Слонимер •
Соколов •
Соловьёв •
Сыромятников •
Табаков •
Тихонравов •
Тюлин •
Тюрин •
Уткин •
Фирсов •
Хлыбов •
Цандер •
Циолковский
Цыбин •
Челомей
Черток •
Чудецкий •
Щетинков •
Янгель

Николай Кибальчич (1853 – 1881)

Мало кто знает о судьбе этого гениального революционера конца 19 века, которому принадлежит идея первого ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. Этот оригинальный проект летательного устройства был разработан Кибальчичем 23 марта 1881 года, как говорят источники, незадолго до смертной казни через повешение, но (!) уже после того, как его арестовали и приговорили 17 марта 1881 года. Вместе с другими первомартовцами (группа из восьми народовольцев, участвовавших в подготовке и убийстве императора Александра II в марте 1881 года), Кибальчич был казнен 15 апреля 1881 года по новому стилю.

Примечательно то, что просьба инженера о передаче рукописи в Академию наук удовлетворена не была, и о проекте широкая общественность узнала лишь в 1918 году. Однако, в СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Кибальчичу, а его именем был назван кратер на Луне.

Достижения Отечественной космонавтики

Развитие отечественной космонавтики запомнилось огромным количеством достижений. Отметим главные из них.

Создание первой ракеты в мире

1957 год запомнился возникновением межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Известно, что её разработка велась под управлением учёного Сергея Королева. В этом же году ракета совершила свой успешный полет с космодрома Байконур, расположенного в Казахстане. Данное изобретение имело отделяющуюся головную часть, которая была способна доставить термоядерный заряд абсолютно в любую точку, где находился противник. Это открытие ознаменовало большой прорыв в развитии отечественной космонавтики.

Королев в ГУЛАГ

Сейчас это кажется явлением, относящимся к гонке вооружений. Но ведь именно возникновение таких смертоносных технологий установило в мире хрупкий баланс сил и амбиций. От Третьей Мировой нас отделяет, к сожалению, только страх.

«Спутник-1»

4 октября 1957 года  — важная дата в истории советской космонавтики. Именно в этот день был запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1».  Разработкой данного спутника занимались советский учёный Сергей Королев, а также и другие исследователи (Тихонравов, Келдыш и другие). Известно, что спутник обошёл Землю 1440 раз. Свой полет он завершил 4 января 1958 года.

Ежегодно 4 октября отмечается праздник — День космических войск России.

Сегодня Спутники играют важнейшую роль не только в военных делах. Благодаря ним у нас есть связь, телевидение, Интернет и другие блага.

Запуск второго спутника «Спутник — 2»

3 ноября 1957 года снова на орбиту Земли запустили космический аппарат. Впервые в космос отправилось живое существо. Спутник вывел на орбиту собаку по кличке Лайка. Запуск аппарата был приурочен к сорокалетней годовщине Октябрьской революции.

собака Лайка

Однако полет собаки Лайки не оказался длительным. Дело в том, что неотделяемый контейнер, где сидела Лайка, занимал значительную площадь. В результате, очень быстро произошёл его перегрев. К сожалению, Лайка не смогла выжить, погибнув уже на первых оборотах вокруг Земли.

«Луна-1»

4 января 1959 года станция «Луна-1» оказалась на гелиоцентрической орбите. Автоматическая станция, пройдя расстояние в шесть тысяч километров от поверхности Луны, вышла на орбиту. Именно эта станция впервые стала известна как искусственный спутник Солнца.

Станции позволяют специалистам изучать космос и оберегать планету от опасностей, грозящих извне.

Первый полет на луну

Конечно же, самым большим достижением отечественной космонавтики является первый полёт человека в космическое пространство. Ежегодно 12 апреля в стране празднуется День космонавтики. Ведь именно в этот день в 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, который своими глазами увидел, что собой представляет космос.

Гагарин и Королев

Космический корабль «Восток» с первым космонавтом отправился с космодрома «Байконур». Всё время полёта занимало 108 минут. Полёт прошёл успешно, и Юрий Гагарин приземлился в Саратовской области. На орбите советский космонавт проводил различные эксперименты. Гагарин употреблял пищу, пил воду, писал карандашом. Когда космонавт положил карандаш, то заметил, что он постепенно начал подниматься вверх. За большой подвиг Юрий Алексеевич был удостоен Звезды Героя Советского Союза.

Женщина-космонавт

Спустя два года после полёта Юрия Гагарина состоялся полёт первой женщины-космонавта. Ею стала Валентина Терешкова, которая 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6» отправилась покорять космическое пространство. Полет Терешковой длился практически на протяжении трех суток.

Валентина Терешкова

Подвиг Терешковой имел большое значение для утверждения равноправия полов. Ведь стало ясно, что представительницы слабого пола могут проявить себя в науке наравне с мужчинами.

Выход человека в космос

Ещё одним большим достижением российской космонавтики является выход человека в открытый космос. 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос из корабля «Восход-2». Специально для Леонова был разработан специальный скафандр, название которого — «Беркут». Этот скафандр был мягкого типа. Его особенность заключалась в том, что он был покрыт герметичной оболочкой, состоящей из нескольких слоев. Оболочка обеспечивала поддержание внутреннего избыточного давления, необходимого для полноценной жизнедеятельности космонавта. Полет Леонова был далеко не простым. В космосе ему пришлось пережить немало трудностей, однако он вернулся настоящим победителем.

Алексей Леонов

Таким образом, мы рассмотрели основные достижения российской космонавтики, которые закрепили международный авторитет страны, показав её мощь и непобедимость.

Основная научная работа

Сборник научных статей Фридриха Цандера, представленный в Мемориальном музее космонавтики в Москве.

В 1908 году Цандер заинтересовался пилотируемыми космическими полетами . Он определяет основные препятствия, в частности, связанные с поддержанием жизни на борту, и первым предлагает использовать бортовые сельскохозяйственные теплицы для поддержания сельского хозяйства во время путешествия. В 1911 году он опубликовал планы космического корабля с крыльями, построенными на одном топливном сплаве из алюминия . Космический корабль должен был взлететь как обычный самолет , а затем, после прохождения верхних слоев атмосферы , крылья, которые больше не были нужны, пришлось самостоятельно демонтировать, чтобы использовать их в качестве топлива . В 1921 году он представил эту концепцию московскому кружку Товарищества изобретателей ( Ассоциация изобретателей-изобретателей , АИИЗ), где познакомился с Лениным, приехавшим на конференцию по межпланетным путешествиям. Наконец, в 1924 году Цандер опубликовал свое исследование в журнале « Технология и жизнь» («Техника и жизнь»).

1924 год был особенно активным для Фридриха Цандера. В прошлом году Герман Оберт опубликовал большую книгу под названием «Ракета для межпланетных путешествий» ( Die Rakete zu den Planetenräumen ). Это вдохновило Фридриха и других российских энтузиастов и побудило их провести тесты на основе работы американца Роберта Годдарда, опубликованной в 1919 году в статье «Метод достижения экстремальных высот» («Метод достижения экстремальных высот»). Они завершат это исследование теоретическими достижениями Константина Циолковского в области космических двигателей и продолжат разработку. В сотрудничестве с Константином Циолковским , Владимиром Ветчинкиным  (en) и членами любительского ракетного клуба он основал Общество изучения межпланетных путешествий. В одной из своих первых публикаций они одними из первых продемонстрировали роль атмосферы Земли в торможении космического корабля при его входе в атмосферу . В том же году Цандер подал в Москве патент на ракету с крыльями, полагая, что она будет идеальной для межпланетных полетов , и в октябре он прочитал там лекцию о возможности достичь Марса с помощью ракеты

Во время сессии вопросов и ответов в конце презентации он резюмировал важность достижения этой планеты, «потому что на ней есть атмосфера, способная приветствовать жизнь. Кроме того, Марс называют «красной планетой», эмблемой великой Советской армии ».

В то время, Цандер является первым , чтобы предложить в деталях с использованием солнечных парусов в качестве средства тяги для космического корабля , хотя Johannes Kepler уже упоминалось использование солнечного ветра на в XVII — м  веке .

В 1925 году Цандер опубликовал статью под названием «Проблемы реактивного движения: межпланетные путешествия», в которой он предположил, что космический аппарат, перемещающийся между двумя планетами, может быть ускорен в начале своего путешествия и замедлен в конце. используя гравитацию из лун планеты считаются . Разновидность этого метода, широко используемого сегодня, известна как гравитационная помощь .

Между 1929 и 1930 годами, тогда еще профессором Московского авиационного института , Цандер работал над своим первым ракетным двигателем ОР-1, работающим на сжатом воздухе и бензине на основе факельной техники . В 1931 году он был одним из основателей Группы изучения реактивного движения — ГРИД — в Москве . Затем он работал над ракетным двигателем ОР-2, также называемым ГИРД-02, который приводил в движение крылатую ракету «216». Он также разрабатывает ракету ГИРД-10, которая успешно взлетает с25 ноября 1933 г.. Но Фридрих Цандер никогда бы не увидел, что она летит, потому что он умер несколькими месяцами ранее в том же году от брюшного тифа в городе Кисловодске .

Фридрих Цандер

Фридрих Артурович Цандер (11/23 августа 1887, Рига, Российская империя – 28 марта 1933, Кисловодск, РСФСР) – пионер ракетостроения.

Великий ученый Фридрих Цандер (Georg Arthur Constantin Friedrich Zander) родился в Риге в семье балтийских немцев. Учился в Рижском городском реальном училище. В конце 19-го
начале 20-го столетия это училище давало хорошее образование и, не случайно,
его закончил целый ряд будущих знаменитостей: Сергей Эйзенштейн, будущий народный
артист СССР Соломон Михоэлс, будущий президент Академии наук Латвийской ССР
Паулс Леиньш.

Высшее образование Цандеру дал Рижский
политехнический институт. Еще будучи студентом Фридрих Артурович увлекся идеей
межпланетных сообщений. В 1907 году Цандер написал для себя план исследования
по теме «Вопросы строительства космического корабля», в 1908 году завел особую
тетрадь «для расчета мировых кораблей». В том же году Фридрих Цандер написал
первую научную работу о космических полетах, впервые в мире обосновал идею
космических оранжерей, то есть производства продовольствия на борту
космического корабля.  В 1909 году Цандер
возглавил Рижское студенческое общество воздухоплавания.

Цандер работал в Риге на заводах «Мотор» и «Проводник». Во время Первой
мировой войны завод «Проводник», на котором работал инженер Цандер,
эвакуировался в Россию. После окончания войны Цандер предпочел остаться в Москве,
так как чувствовал — здесь можно будет всерьез заняться ракетостроением. Вместе
с Константином Циолковским Фридрих Артурович создал «Общество изучения межпланетных
сообщений». В 1927 году в столице СССР прошла международная выставка,
посвященная космическим полетам. На ней был представлен и макет космического
корабля, созданный Цандером. В начале 30-х годов ХХ столетия  Фридрих Артурович Цандер стал работать в
Группе изучения реактивного движения; 29 октября 1933 года сконструированная им
ракета поднялась на пять километров над землей. Но сам ученый за несколько
месяцев до полета своей ракеты умер от тифа. Через десятки лет первый в мире
космонавт Юрий Гагарин написал: «В славной плеяде основоположников теории и
практики космонавтики почетное место принадлежит Фридриху Артуровичу Цандеру».

Фридрих Артурович Цандер скончался 28 марта 1933 года в Кисловодске, расположенном в предгорьях Кавказа.

Александр Гурин

P.S. 28 лет (больше половины) жизни Фридриха Цандера прошли в Риге.

Фридрих  Цандер объединил в себе
три культуры: немецкую, латышскую, русскую. 

Что сформировало Цандера как
ученого и изобретателя – отец, Рижское реальное училище, Рижский
Политехнический институт, сам город Рига, который  в конце 19 и начале 20 века, бесспорно, был
одним из центров научно-технического прогресса царской России.

Об этом более
подробно  в статье:  Я. Страдынь.
Рижский период в жизни и деятельности Ф.А. Цандера. В книге: Фридрих Цандер и
современная космонавтика. Москва: Наука, 1976, стр. 9-16.

Frīdrihs Canders Latvijā un pasaulē. Enerģija un pasaule,
2005, Nr.6 (35), lpp.90-97; Rīgas Tehniskās universitātes zinātniskie raksti,
sērija 8: Humanitārās un sociālās zinātnes, 2006, sējums 9, lpp.9-19.

Л. Мельников. Марсианские хроники Фридриха Цандера. Техника-молодежи, 1997, №12, с.23 http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/tm/1997/12/tsander.html

Фотографии заимствованы из статей: A. Balklavs. Izcilais padomju astronauts – rīdzinieks F. Canders, Zvaigžņotā
Debess,
 1959, Ziema, 33.–44. lpp.; M. Jirgensone-Candera. Mans brālis
Frīdels. Zvaigžņotā Debess, 1967, Ziema, 23.–34. lpp.

Рекомендации

  1. Цандер Ф.А. Автобиография Фридриха Артуровича Цандера, инженера-технолога , 12 марта 1927 г.
  2. Фриман, Марша, «Вклад Фридриха Цандера: мемуары», Acta Astronautica 52 (2003) 591-599.
  3. Петрович Г.В., Советская энциклопедия космических полетов , с.  468 , Издательство Тихоокеанского университета, 2002 г.
  4. Сиддики, Асиф, «Глубокое воздействие: Роберт Годдард и советское космическое увлечение 1920-х годов», История и технологии 20: 2
  5. Статья 1925 г. «Проблемы полета на реактивном двигателе: межпланетные полеты», перевод НАСА . См. Технический перевод НАСА F-147 (1964); Раздел 7: Полет вокруг спутника планеты для ускорения или замедления космического корабля, стр.  290-292 .

Фридрих Артурович Цандер

Цандер, Фридрих Артурович (23.VIII.1887—28.III.1933) — советский ученый и
изобретатель в области ракетной техники. Родился в Риге. В 1914 г. окончил
Рижский политехнический ин-т, после чего работал на ряде заводов в Москве. С
1908 г. начал заниматься проблемами реактивного движения. Предложил оригинальные
конструкции воздушных реактивных двигателей, ракетных двигателей на жидком
топливе, а также ракет и ракетопланов

Большое внимание уделял вопросам
астронавигации: оптимальным перелетам на другие планеты, коррекции траектории
при спуске на планету и др. Особенно интересовался проблемами, связанными с
полетом к Марсу

В 1924 г. выдвинул идею использовать облет Луны с целью разгона
или торможения межпланетного корабля и разработал приближенную методику для
расчета такого маневра. Впервые применил метод расчета движения корабля,
согласно которому траектория корабля разбивается на сферы влияния тех или иных
планет или их спутников. В этом случае на движение корабля, находящегося в сфере
действия данной планеты, другие планеты не оказывают влияния.

Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Цандер Фридрих Артурович , советский
учёный и изобретатель в области ракетной
техники. Окончил Рижский политехнический институт
(1914). С 1908 года занимался проблемами полёта
в космос. С 1914 года работал на московском заводе резиновой промышленности. С 1919 г.
заведовал конструкторским и технологическим бюро московского авиационного
завода «Мотор». В 1921 г. представил московской губернской конференции
изобретателей доклад
о проекте ракет, двигателя для межпланетного корабля-аэроплана.
В 1924 г. опубликовал в журнале «Техника
и жизнь» статью «Перелёты на другие планеты», в которой изложил идеи создания
космического летательного аппарата (КЛА), сочетающего самолёт и ракету, и сжигания в полёте отработавших металлических частей КЛА
в качестве дополнительного горючего. С 1926 г. работал
старшим инженером в Центральном КБ
Авиационного треста. В 1930-1931 гг. в Центральном институте
авиационного моторостроения (ЦИАМ) Цандер построил
и испытал реактивный двигатель ОР-1 с тягой
1,42 Н, работавший на сжатом воздухе и бензине. В 1931-1933 гг. спроектировал двигательную установку с жидкостным ракет, двигателем (ЖРД) ОР-2 (на жидком кислороде
и бензине), участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД),
разрабатывал проекты ракеты «ГИРД-Х». Теоретические и экспериментальные исследования
Цандера в области ракет и ЖРД способствовали созданию первой советской ракеты с ЖРД.
Цандер участвовал в разработке теории полёта ракет и аэропланов, методики выбора
топлива и расчёта реакт. двигателей разных типов, выбора траекторий
межпланетных перелётов, обеспечивающих минимальные расходы топлива, расчёта
сроков старта космических кораблей и времени их пребывания в полёте. Именем
Цандера назван кратер на обратной стороне Луны.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии. 

Сочинения:

Собрание трудов. Рига, 1977;

Проблема полета при помощи ракетных аппаратов. М., 1947;

Проблема полета при помощи реактивных аппаратов.
Межпланетные полеты. Изд. 2-е. М., 1961.

Начало звездного пути

Наблюдения за звездами не удовлетворяли Цандера, и уже в те годы у него зародилась идея создать кружок или общество, где можно было бы разрабатывать проблемы, относящиеся к межпланетным полетам. Ему удалось заинтересовать своих товарищей, и вскоре он вместе с другими студентами обратился к директору Рижского политехнического института с прошением утвердить проект устава 1-го Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета. В апреле 1909 года устав общества был утвержден. Близ дома, где жил Цандер, члены общества совершили около 200 полетов на самодельном планере.

Фридрих Артурович Цандер, выдающийся ученый, один из пионеров ракетостроения

Фотография: visualrian.ru

В 1908 году Фридрих Цандер сделал первую попытку разработать некоторые вопросы межпланетных сообщений: он производил расчеты, относящиеся к истечению газов из сосуда, изучал возможности преодоления сил земного притяжения. В 1914-м Цандер с отличием окончил Рижский политехнический институт, получив звание инженера-технолога, и поступил на завод резиновой промышленности «Проводник».

В 1915 году, во время Первой мировой войны, Цандер эвакуировался с заводом в Москву, где и остался жить, а когда в сентябре 1917-го завод перестал работать, он всецело отдал себя теоретическим расчетам путей, времени и скоростей перелета на другие планеты.

В феврале 1919-го Цандер поступил на Госавиазавод № 4, мечтая осуществить свои планы, связанные с межпланетными полетами. Все свободное время он посвящал конструированию аэроплана для вылета за пределы земной атмосферы, разработке двигателя к нему и определению космических скоростей. Но его занимали и темы, кажущиеся совершенно фантастическими даже в наше время. Он конструирует «солнечный парус» для межзвездных полетов.

Алексей Богомолов (1913 – 2009)

Алексей Богомолов был, возможно, первым из советских ученых, который понял необходимость создания больших и эффективных наземных антенн. Под его руководством в 1960–1965 годах были построены антенны с диаметром зеркала 32 метра, а затем и 64 метра. Они обеспечивали связь с межпланетными исследовательскими спутниками и аппаратами, которые изучали Солнечную систему и ее планеты. Без этих антенн научная информация автономных аппаратов «Венера-15», «Венера-16», «Вега», «Фобос» и других, возможно, затерялась бы на окраинах нашей системы. Более того, картографирование поверхности северного полушария Венеры и создание атласа ее поверхности было проведено именно силами аппаратов «Венера-15» и «Венера-16». Учитывая долгое и томительное ожидание, связанное с надеждами на цветущую поверхность этой, как оказалось, свирепой планеты, специально созданный Богомоловым космический радиолокатор был крайне необходим.

Работы Богомолова и коллектива под его руководством в сферах радиолокации, телевидения, передачи и хранения информации, а также повышения ее достоверности и точности, легли в основу создания уникальных комплексов траекторных и телеметрических измерений для ракетно-космической и авиационной техники.

Вернер фон Браун (1912 – 1977)

Вернер фон Браун был ракетным ученым, аэрокосмическим инженером и космическим архитектором. Множество важных ракетных технологий, разработанных в ходе космической гонки, обязаны своим появлением фон Брауном. Он работал при нацистском режиме в Германии и в США после войны. Будучи в Германии, он разработал ракету V-2 для штурма Лондона. После переезда в США он разработал баллистическую ракету средней дальности. Однако несмотря на всю любовь к оружию, по-настоящему его увлекали только космические полеты. Работая с NASA, он стал главным архитектором ракеты «Сатурн-V» и директором Центра космических полетов имени Маршалла. Ракета «Сатурн-V» отвезла «Аполлон» и доставила людей на Луну.

Цандер Фридрих Артурович

     Цандер Фридрих Артурович (1887-1933) — советский учёный и изобретатель в
области теории межпланетных полётов, реактивных двигателей и ЛА. В 1914
окончил Рижский политехнический институт. Проблемами реактивного движения начал
заниматься с 1908

Его внимание привлекали вопросы конструирования КА, выбор
движущей силы, способы очистки атмосферы на КА и др. В 1909 он впервые
высказывает мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать
элементы конструкции межпланетного корабля; с 1917 приступает к
систематическим исследованиям проблем ракетно-космической науки и техники

В 1921 Цандер
представил доклад о проекте межпланетного корабля-аэроплана на Московскую
губернскую конференцию изобретателей. В 1924 опубликовал в журнале «Техника
и
жизнь» статью «Перелёты на другие планеты, в которой изложил свою основную
идею
— сочетание ракеты с самолётом для взлёта с Земли и последующее сжигание в
полёте самолёта в качестве горючего в камере ракетного двигателя для
увеличения
дальности полёта ракеты. В том же году Цандер разрабатывал идею об
использовании Луны или попутных планет (их гравитационного и
электромагнитного
поля или их атмосферы) для увеличения скорости полёта на другие планеты, а
также идею планирующего спуска КА с торможением в атмосфере планеты. С 20-х
гг.
     Цандер, наряду с исследованием проблем межпланетных сообщений, занимался
разработкой теории и расчётом двигателей КА. Он предложил схему и
конструкцию
двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался в атмосферном воздухе;
выполнил ряд теоретических расчётов эффективности реактивных двигателей
различных схем, включая ВРД и комбинированные РД. Основные труды по ракетной
астродинамике; им были рассмотрены также вопросы движения КА в
гравитационном
поле Солнца, планет и их спутников, определения траекторий и
продолжительности
полётов. В 1929-32 Цандер построил и испытал на сжатом воздухе с бензином
реактивный двигатель ОР-1; в 1933 — ЖРД ОР-2 (на жидком кислороде с
бензином).
     Разрабатывал проекты двигателя 10 и ракеты -. Принимал участие в
организации Группы изучения реактивного движения. В 1931-32 был пред. ГИРД
при
Осоавиахиме. В 1930-31 преподавал в Московском авиационном институте. Именем
Цандера названа мемориальная комната в Рижском политехнич. институте, музей
развития космонавтики в Кисловодске, улица в Москве, кратер на Луне.

23 июня 2001 года

См. также:  Созвездие Заяц (Lep)  Заход Луны на планете Земля  Орбитальный Космический телескоп Хаббла  Свободный полет в космосе  Времена года на Сатурне  Томас Алва Эдисон  12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики  Галактика Сомбреро: вид в телескоп Хаббла  Фридрих Вильгельм Бессель. Краткая биография  Одиссей прибывает на Марс

См. также в новостях:  05-09-2006 16:53 | Посадка на Луну была катастрофой по плану  15-07-2006 12:59 | В Китае прошли успешные испытания нового ракетного двигателя  15-05-2006 23:09 | Европейский космический телескоп Gaia отправится на орбиту в 2011 году  20-04-2006 21:13 | Испытан ракетный двигатель, предназначеный для марсианских экспедиций  15-11-2005 14:27 | У России есть корабль для лунной и марсианской экспедиций  22-10-2005 16:01 | NASA создаст новый ракетный двигатель  19-10-2004 10:52 | Корабли будут курсировать между Землей и Марсом с помощью плазменного «толкача»?  29-09-2004 15:16 | Частный корабль готовится лететь в космос  18-09-2004 09:24 | Появился способ на порядок ускорить передачу данных с Марса  04-09-2004 10:00 | Российский «Хенд» останется на орбите Марса еще год

| Версия для печати | Ключевые слова | Оглавление

Основные достижения ученого

Благодаря результатам многолетнего труда Алексея Федоровича в 1954 году была создана серия специального космического оборудования «Трал», обеспечивающего коррекцию движения ракеты. Данное устройство считается первым в мире изобретением, позволяющим полностью контролировать траекторию перемещения объекта в пространстве.

Также по инициативе Богомолова было предпринято оборудовать все летательные аппараты электронным сигналом, передающим картинку. Наличие телевидения внутри летательного аппарата позволило контролировать состояние космонавта, а также обстановку на борту. Пятью годами позже ученый участвовал в разработке антенного комплекса «Орбита», который передавали телевизионный канал на территории всего государства.

В конце 60-х годов разработки ученого в области антенн привели к созданию устройств, обеспечивающих связь с космическими аппаратами, запущенными к объектам солнечной системы. А уже в 80-х им был разработан космический радиолокатор, позволяющий проводить исследования по анализу состояния поверхности планет.

Еще одним достижением деятельности Алексея Федоровича считается вклад в развитие международных космических отношений, прежде всего, в советско-индийской коллегии. Под его руководством был разработан и введен в эксплуатацию канал связи, приема и обработки информации с индийским ИСЗ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: