Ярчайшие объекты неба

Фотографии венеры

Общие сведения

Среднее расстояние Венеры от Солнца – 108 млн. км (0,723 а. е.). Расстояние от Венеры до Земли меняется в пределах от 38 до 261 млн. км. Её орбита очень близка к круговой – эксцентриситет составляет всего 0,0067. Период обращения вокруг Солнца равен 224,7 земных суток; средняя орбитальная скорость – 35 км/с. Наклон орбиты к плоскости эклиптики равен 3,4°. По размерам Венера довольно близка к Земле. Радиус планеты равен 6051,8 км (95 % земного), масса – 4,87•1024 кг (81,5 % земной), средняя плотность – 5,24 г/см³. Ускорение свободного падения равно 8,87 м/с², вторая космическая скорость – 10,36 км/с.

Венера классифицируется как землеподобная планета, и иногда её называют «сестрой Земли», потому что обе планеты похожи размерами и составом. Однако условия на двух планетах очень разнятся. Атмосфера Венеры, самая плотная среди землеподобных планет, состоит главным образом из углекислого газа. Поверхность планеты полностью скрывают облакасерной кислоты, непрозрачные в видимом свете. Споры о том, что находится под густой облачностью Венеры, продолжались до XX века. В то же время атмосфера Венеры прозрачна для дециметровых радиоволн, с помощью которых впоследствии и был исследован рельеф планеты.

В глубокой древности Венера, как полагают, настолько разогрелась, что подобные земным океаны, которыми, как считается, она обладала, полностью испарились, оставив после себя пустынный пейзаж с множеством плитоподобных скал. Одна из гипотез полагает, что из-за слабости магнитного поля водяной пар (расщеплённый солнечным излучением на элементы) был унесён солнечным ветром в межпланетное пространство. Установлено, что атмосфера планеты и сейчас теряет водород и кислород в соотношении 2:1.

Атмосферное давление на поверхности Венеры в 92 раза больше, чем на Земле. Подробное картографирование поверхности Венеры проводилось в течение последних 22 лет, в частности проектом «Магеллан». Поверхность Венеры носит яркие признаки вулканической деятельности, а атмосфера содержит серу. Есть некоторые признаки того, что вулканическая деятельность на Венере продолжается и сейчас, но доказательств этому не найдено. Удивительно низкое число ударных кратеров говорит в пользу того, что поверхность Венеры относительно молода: ей приблизительно 500 миллионов лет. Тектоники плит на Венере нет (вероятно, потому что её литосфера из-за отсутствия воды слишком вязкая и, следовательно, недостаточно подвижна), но есть много следов менее масштабных тектонических движений.

Юпитер в марте 2020 года

Если на вечернем небе сияет Венера, то Юпитер, вторая по яркости планета, находится на небе утреннем. Наблюдать ее довольно легко. Во всяком случае легче, чем Марс или Сатурн. Причина проста: Юпитер гораздо ярче, и потому хорошо различим даже на фоне утренней зари.

В апреле Юпитер восходит почти точно на юго-востоке примерно за 2 часа до восхода Солнца. Планета наблюдается до тех пор, пока не исчезает на фоне зари — всего около часа с четвертью. Чтобы увидеть Юпитер, понадобится открытый горизонт в направлении на юго-восток и на юг. Ни дома, ни деревья не должны загораживать видимость. Вот, собственно, и все!

На анимации ниже представлен восход Юпитера утром 3 апреля 2020 года, как он будет наблюдаться на широте Москвы, Минска, Нижнего Новгорода, Казани. (Картинка кликабельна.)

Планета настолько яркая, что сама бросается в глаза. Даже низко над горизонтом Юпитер практически не мерцает. Он светит ровно и спокойно, как Венера. Цвет Юпитера — желтый. Внешне он похож на прожектор самолета, заходящего на посадку.

В апреле 2020 года Юпитер послужит хорошим ориентиром при поиске Сатурна и Марса. Обе планеты находятся на том же участке неба и наблюдаются в то же время. Поэтому сначала имеет смысл найти яркий Юпитер, а затем, отталкиваясь от него, искать Марс и Сатурн.

Они располагаются восточнее, т. е. левее Юпитера. Сатурн — примерно в 6°, а угловое расстояние между Юпитером и Марсом в течение апреля увеличивается с 6 до 24 градусов.

Юпитер в телескоп

Юпитер, быть может, самая интересная планета для детальных наблюдений в телескоп. Облачные пояса, вихри и ураганы, фестоны и, конечно, Большое красное пятно очень интересно наблюдать на протяжении нескольких недель и месяцев.

Дело в том, что атмосфера гигантской планеты находится в постоянном движении. Некоторые детали на диске Юпитера очень изменчивы. Они способны менять яркость, контраст, размеры. Одни детали исчезают, другие появляются… Однако, чтобы наблюдать их, нужны хорошие атмосферные условия или, как говорят некоторые любители, «сиинг». Это значит, что воздух не должен дрожать и колебаться. Тогда изображение планеты в окуляре будет устойчивым и по-настоящему сфокусированным.

К сожалению, сейчас получить такое изображение практически невозможно — слишком уже низко над горизонтом находится Юпитер! Необходимые условия начнут складываться, когда планета начнет подниматься выше 20° над горизонтом. На юге России это произойдет уже в 2021 году, а в средней полосе — в 2022 году.

Что можно увидеть в телескоп на Юпитере сейчас?

Откровенно говоря, немного. Прежде всего, сплюснутый диск планеты. Юпитер представляет собой не шар, а некий эллипсоид вращения. Его экваториальный диаметр почти на 1/15 больше полярного. Это объясняется высокой скоростью вращения Юпитера вокруг своей оси — сутки на планете длятся чуть меньше 10 часов! Вещество на экваторе движется с такой большой скоростью, что начинают сказываться центробежный эффект.

Примерно так будет выглядеть Юпитер в небольшой телескоп при хороших атмосферных условиях. Четыре звездочки справа от планеты — галилеевы спутники Юпитера. Рисунок: Stellarium

Далее, если атмосфера будет относительно спокойна, вы заметите пару полосок облаков на диске. И, конечно, свиту из четырех звездочек, расположенных в плоскости экватора планеты. Это крупнейшие спутники Юпитера — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто.

Замечу, что эти спутники наблюдаются не всегда все вместе! Иногда видно только 2 или 3 спутника. Где остальные? Скрываются в тени Юпитера, за диском Юпитера или проходят перед диском планеты! Через пару лет проходы спутников по диску планеты можно будет увидеть даже в небольшие любительские телескопы!

Большое планетарное выравнивание в июне 2023 года

17 июня наблюдайте, как Сатурн, Нептун, Юпитер, Уран и Меркурий выстроятся в линию на утреннем небе. Планеты разместятся в 93-градусном секторе неба. Поскольку Меркурий находится на небе очень близко к Солнцу, чтобы увидеть все пять планет сразу, начинайте наблюдения незадолго до восхода Солнца. Неуловимая планета будет находиться очень низко, поэтому лучше всего найти место без высоких зданий и деревьев (пляж будет идеальным вариантом). И помните, что для наблюдения Нептуна и Урана необходим как минимум бинокль. Узнайте больше об этом событии и о том, какие бывают парады планет из нашей специальной статьи.

Пять планет (Сатурн, Нептун, Юпитер, Уран и Меркурий) выстроятся в линию утром 17 июня.

Интересные факты о Венере

Это третья по яркости для землян планета после Солнца и Луны. Она настолько яркая, что ее можно наблюдать на небе днем. Кроме того, она такая большая, что этого гиганта можно увидеть с Земли невооруженным глазом, но получится это лишь в сумерках и ранним утром.

Один раз в каждые 584 дня планета Венера приближается к нам на расстояние 38-41 млн км — ближе не подходит ни одна планета Солнечной системы. Максимальная дистанция между этим небесным телом и Землей может составлять 261 млн км.

Сходство некоторых венерианских параметров с земными и тот факт, что планета находится в Обитаемой зоне космоса давало ученым надежду на обнаружение здесь жизни. Сегодня нам понятно, что это невозможно, но не исключено, что когда-то тут существовали вода и благоприятная атмосфера, впоследствии уничтоженные парниковым эффектом.

Это одна из планет, колонизация которой возможна. Самые подходящие для жизни землян на Венере условия можно создать на высоте 50 км, потому космическим поселенцам придется строить воздушные города, поддерживаемые прочными дирижаблями.

Текущая видимость планет

Как найти планеты на небе в 2022 году?

Ниже вашему вниманию предлагается общая таблица видимости планет в 2022 году. В столбцах указаны месяцы, в строчках планеты. Выбрав интересующий вас месяц или планету, вы можете узнать в общих чертах, когда и где будет наблюдаться та или иная планета. Пояснения терминов «сумерки», «утром» и других даны в таблице ниже.

Широта наблюдателя и текущий сезон могут повлиять на то, видна ли планета или нет. Это особенно верно для «рассвета» и «сумерек» и особенно в случае Меркурия. Например, летом Меркурий хорошо виден на юге России, но совершенно не виден на широте Петербурга и севернее из-за белых ночей.

Уран и Нептун в апреле 2023 года

Далекие планеты Уран и Нептун не представляют большого интереса для начинающих любителей астрономии. Прежде всего потому, что не видны невооруженным глазом. (Люди с острым зрением могут увидеть Уран на пределе видимости на темном и прозрачном загородном небе.) Чтобы найти планеты, нужно уметь ориентироваться на звездном небе, пользоваться телескопом и звездными картами.

Тем не менее и эти планеты иногда можно найти без особых усилий. Например, если рядом с планетами находится Луна или другая яркая планета, которые действуют как указатели на тусклые Уран и Нептун.

Как найти Уран в первых числах апреля 2023 года?

Как раз такая ситуация наблюдается в первых числах апреля 2023 года. 1 и 2 числа рядом с Ураном располагается яркая планета Венера. Чтобы найти Уран, нужно навести телескоп на Венеру, а затем опустить трубу на пару градусов вниз. При этом нужно использовать минимальное увеличение — для бо́льшего поля зрения инструмента. (Надежно определив Уран, можно будет рассмотреть планету с бо́льшим увеличением.)

Венера и Уран на вечернем небе 1 апреля 2023 года. Рисунок: Stellarium

Близость Урана к Венере намекает на то, что вечерний цикл видимости планеты подходит к концу. Хотя планета движется на фоне звезд прямо, то есть с запада на восток, это движение гораздо медленнее движения Солнца, которое перемещается в том же направлении.

Действительно, уже 10 апреля на широте Санкт-Петербурга Уран становится практически недоступным для наблюдения, скрываясь в лучах вечерней зари. 20 апреля планета исчезает и на юге России.

Нептун в апреле 2023 года

Что же самая далекая планета, Нептун?

Вечерняя видимость Нептуна завершилась в конце февраля. 16 марта планета вступила в соединение с Солнцем. Сейчас формально Нептун находится на утреннем небе, поднимаясь над горизонтом незадолго до восхода Солнца на востоке. На практике планета не видна, так как восходит на фоне яркой зари. Начало утренней видимости Нептуна наступит только в июне. Правда, учитывая сезон коротких ночей в средней полосе России, наблюдение планеты на широте Москвы и севернее можно смело откладывать до августа.

Похожа ли Венера на Землю

Долгое время астрономы считали планету Венера “родной сестрой” Земли. Две эти планеты весьма близки по массе, вес Венеры составляет 4.868 x 1024 кг, Земли 5.9736 × 1024 кг. С точки зрения размера, планеты также почти идентичны. Венера имеет 12100 км в диаметре, а Земля 12742 км. Наконец, также как Земля, Венера имеет плотную атмосферу и вообще, считается, что обе планеты сформировались практически одновременно, в примерно одном и том же участке протопланетного облака, позже ставшего Солнечной системой.

Казалось бы, при таком количестве сходств, не должны особо отличаться и условия на обеих планетах. К сожалению, это оказалось совсем не так – если уж Венера и могла бы зваться “сестрой” Земли, то это была бы очень при очень злая сестра.

Снимки Венеры и Земли сделанные с космических аппаратов с одной дистанции

Дело в том, что если Земля имеет среднюю температуру поверхности в районе +14 градусов Цельсия, то средняя температура Венеры составляет +462 градусов Цельсия. Да, примерно на 410 градусов жарче, чем в самой горячей пустыне на нашей планете. Более того, на Венере жарче, чем даже на Меркурии, расположенном ближе всего к Солнцу, и именно Венере принадлежит температурный рекорд Солнечной системы.

Почему здесь так жарко? Венера примерно на треть ближе к Солнцу, чем Земля (108 млн. км против 149 млн. км), однако главная причина все же не в расстояниях. Высокая температура Венеры обусловлена чрезвычайно плотной атмосферой планеты. В отличие от Земли, атмосфера которой состоит в основном из азота, кислорода и озона, атмосфера Венеры представляет собой невероятно плотное облако углекислого газа и газообразного диоксида серы.

Сочетание этих газов в высоких концентрациях вызывает катастрофический парниковый эффект, что приводит к невероятному росту температуры поверхности. Только представьте себе – температура раскаленной сковороды во время жарки блинов достигает +200 градусов. А на Венере температура в 2,5 раза выше, причем не на экваторе, не летом в полдень, а круглосуточно и по всей поверхности!  Но и это не все – прибавьте сюда атмосферное давление, которое в 91 раз больше чем земное и чудовищный состав атмосферы, преимущественно включающий CO2 и SO2, благодаря чему из облаков здесь идет дождь серной кислоты.

Поверхность Венеры, как её удалось заснять АМС «Венера-14» в 1982 году

Облачный покров Венеры расположен на высотах примерно 48—65 км. Облака здесь очень плотные и состоят из сернистого газа и капель серной кислоты. Толщина облачного покрова такова, что поверхности достигает лишь незначительная часть солнечного света, и во время нахождения Солнца в зените уровень освещённости составляет всего 1000—3000 люкс (самый мрачный и пасмурный день на Земле). Влажность у поверхности составляет менее 0,1 %. Из-за высокой плотности и отражающей способности облаков суммарное количество солнечной энергии, получаемое планетой, меньше, чем у Земли.

Густые облака делают невозможным наблюдение поверхности в видимом свете. Они прозрачны лишь в радио- и микроволновом диапазонах, а также в отдельных участках ближней инфракрасной области.

Как уже отмечалось ранее, интересной особенностью атмосферы Венеры служит постоянство температуры по всей её поверхности. Планета и в самом деле напоминает гигантскую теплицу. К примеру, на нашей планете, температура меняется в зависимости от времени года и даже от места нахождения на нашей планете. Самая высока температура 70,7 °С на Земле была зарегистрирована в пустыне Лут Иран в 2005 году. Самая низкая температура была зафиксирована станцией Восток, в Антарктиде -89,2 ° С. Но на Венере, температура поверхности всегда составляет 460 градусов по Цельсию, днем или ночью, на полюсах или на экваторе. Земная ось наклонена на 23,4 ° по отношению к Солнцу, что обеспечивает сменяемость сезонов, в то время как Венера наклонена только на 3°.

Венера

Истинные цветные изображения Венеры не так интересны и информативны, как отредактированные фотографии. Такие изображения сочетают в себе различные длины волн света, чтобы помочь нам визуализировать особенности поверхности, атмосферный состав и активность. Но если вы посмотрите на Венеру в телескоп, то увидите жемчужно-белый мир с легким желтоватым оттенком. Проблема в атмосфере Венеры, которая в основном состоит из углекислого газа.

Планета кажется белой, потому что облака состоят из серной кислоты, которая хорошо отражает свет. Из-за адских условий на планете ученым до сих пор сложно получить лучшее представление о соседке.

Солнцестояние в июне 2023 года

21 июня, в 17:58 по московскому времени (14:58 GMT), произойдет солнцестояние. В этот день Северное полушарие будет наклонено ближе всего к Солнцу и жители северных широт смогут наблюдать самый длинный день и самую короткую ночь. Это событие называется летним солнцестоянием и, с астрономической точки зрения, знаменует первый день лета.

С астрономической точки зрения, каждый сезон начинается либо в день солнцестояния, либо в день равноденствия.

В Южном полушарии, которое в этот день будет максимально отклонено от Солнца, произойдет обратное. Там люди будут наблюдать самый короткий день и самую длинную ночь в году — то есть зимнее солнцестояние, которое приносит первый день зимы.

Кстати, а вы знаете разницу между солнцестояниями и равноденствиями? Пройдите наш тест и проверьте свои знания!

Пройдите квиз, чтобы проверить свои знания и узнать больше об этих астрономических явлениях.

Внутреннее строение Венеры

Сравнив структуру внутреннего строения, в частности толщину слоев, ученые установили сходство с внутренним строением Земли. Теоретически Венера имеет трехслойное строение:

• кора толщиной 50 км;
  • мантия толщиной 3,3 тыс. км, состоящая преимущественно из силикатов;
  • ядро, толщина которого составляет 3000 км, масса — ¼ от массы планеты.

Относительно структуры ядра существует две версии

Если принять во внимание схожесть внутреннего строения Венеры и Земли, то венерианское ядро состоит из расплавленных железа и никеля. Но есть другая версия, которая основывается на мощности магнитного поля

В ходе миссии «Пионер-Венера-1» исследователи сделали вывод: магнитное поле у Венеры практически отсутствует. Поскольку динамо-эффекты, образующие магнитное поле, появляются благодаря движению металла в ядре, то, вероятно, оно твердое.

Покров тайны

Доказательства сходства, такие как размер планеты Венера и наличие атмосферы, были дополнены данными о составе воздуха, что фактически развеяло мечты о существовании жизни на Утренней Звезде. В процессе освоения космоса были обнаружены углекислый газ и азот. Их доля в воздушной оболочке делится на 96 и 3% соответственно%.

Плотность атмосферы — фактор, делающий Венеру столь легко видимой с Земли и в то же время недоступной для исследования. Слои облаков, которые окружают планету, хорошо отражают свет, но непроницаемы для ученых, желающих узнать, что они скрывают. Более подробная информация о планете Венера стала доступна только после начала космических исследований.

Состав облачного покрова до конца не ясен. Предположительно, основную роль в этом играют пары серной кислоты. Концентрация газов и плотность атмосферы, примерно в сто раз превышающая земную, создают парниковый эффект на поверхности.

С самого начала

Планеты и звезды не появляются из ничего. Они образуются в результате коллапса туманностей, это рыхлые облака газа и пыли. Большая часть газа — в основном водород и гелий — была поглощена нашей молодой звездой. Солнце содержит от 99,8 до 99,9% всей массы нашей системы.

Ближе к звезде жар оставил только скалистый материал: лед испарился, а различные газы просто улетели вглубь молодой Солнечной системы. Поэтому оставшиеся куски сома медленно стали слипаться под действием силы тяжести, образуя все более крупные комки. Однако каждая планета могла захватывать разные ингредиенты, и именно они влияли на их цвет.

Часто задаваемые вопросы

Сколько спутников у Венеры?

На самом деле у Венеры вообще нет естественных спутников! Венера и Меркурий — единственные планеты Солнечной системы, у которых их нет. Ученые предполагают, что у Венеры когда-то был спутник, образовавшийся в результате столкновения. По одной из версий, причиной разрушения стало очередное столкновение.

Какая температура на Венере?

Плотная атмосфера Венеры задерживает тепло, из-за чего температура поверхности планеты составляет около 470 °С. Таким образом, температура поверхности Венеры выше, чем температура поверхности Меркурия, ближайшей к Солнцу планеты!

Какого цвета Венера?

Венера предстает перед нами белой и желтой с вкраплениями красного и коричневого. Этот цвет ему придает плотная атмосфера углекислого газа и облако серной кислоты.

Венера и Юпитер в начале и в середине февраля 2023 года

В первых числах февраля угловое расстояние между Венерой и Юпитером составляет примерно 30°. Но уже в середине месяца составляет только 15°! Причиной столь быстрого сближения является движение Венеры. На фоне звезд она движется в том же направлении, что и Юпитер, — с запада на восток. Но делает это гораздо быстрее.

Сравните две картины Венеры и Юпитера на вечернем небе 1 и 14 февраля.

Венера и Юпитер на вечернем небе в первых числах февраля 2023 года. Рисунок: Stellarium

1 февраля Юпитер находится на довольно большом расстоянии к востоку от Венеры

Обратите внимание: в ранних сумерках Венера видна на фоне зари, а Юпитер — на фоне более темного неба. Из-за этого может показаться, что их яркость сопоставима

Это, конечно, не так: Венера сейчас почти в 3 раза ярче Юпитера. В этом можно убедиться, когда сумерки немного сгустятся.

Венера и Юпитер на небе середины февраля. Время то же, что и на предыдущем изображении. Заметно, что световой день за две недели прибавился: фон неба стал светлее. Рисунок: Stellarium

Миф 1. Полярная звезда и Венера — одно и то же

Скорее всего этот миф связан с видимым размером Венеры: она кажется больше и ярче по сравнению с другими светилами ночного неба, видимыми с Земли. Поскольку согласно другого мифа Полярная звезда — самая яркая звезда на небе, видя Венеру, человек может подумать, что раз этот объект самый яркий, значит это — Полярная звезда.

На самом деле, Полярная звезда и Венера — это совершенно разные небесные тела. Венера — это планета солнечной системы, по размерам немного меньшая, чем Земля, а Полярная звезда — именно звезда, радиус которой в 30 раз превышает радиус нашего Солнца. Расстояние от Земли до Венеры в среднем в 37,5 миллионов раз меньше, чем расстояние до Полярной звезды (в среднем — потому что расстояние до Венеры значительно меняется из-за движения планет по орбитам, но минимальная разница составляет 15 млн раз). Главное же: на небе эти два светила располагаются в разных местах и обычно хорошо видны. Если уметь находить Полярную звезду и знать, где в конкретной местности в конкретное время года на небе находится Венера, обе их можно найти и убедиться, что это два разных небесных тела.

Ситуация, которую на территории западной части России можно наблюдать зимой — над горизонтом видны одновременно и Венера, и Киносура

Снимок Полярной звезды в телескоп: видны две звезды-компаньона, которые для невооруженного глаза сливаются в одну.

Факт: Полярная звезда и Венера — это не одно и то же, а совершенно разные небесные объекты.

И раз уж мы заговорили про яркость, вспомним про другой расхожий миф…

Последние фотографии поверхности Венеры

Следующей целью для советских ученых стало получение цветных снимков Венеры. Эта задача возлагалась на запущенные в 1978 году станции «Венера-11» и «Венера-12». Оба аппарата успешно сели и проработали свыше часа на поверхности планеты. Однако ЦУП так и не получил ни одной панорамы по очень обидной причине: с фотометров аппаратов попросту не сбросились защитные крышки.

После столь обидного фиаско инженеры внесли серию изменений в конструкцию пары следующих аппаратов, получивших обозначение «Венера-13» и «Венера-14». Они совершили посадку на Венеру 1 и 5 марта 1982 года, передав первые (и на данный момент последние) цветные панорамы ее поверхности.

За последующие четыре десятилетия больше ни одна космическая миссия не пыталась повторить достижение «Венер». Скорее всего, новые снимки поверхности Венеры будут получены не ранее следующего десятилетия миссией DAVINCI+. В ее рамках NASA планирует сбросить в атмосферу планеты зонд, в число инструментов которого будет входить инфракрасная камера. Предполагается, что во время спуска он проведет съемку высокогорного региона Область Альфа.

В то же время план миссии DAVINCI+ пока что не предусматривает попыток получения панорам самой поверхности. А это значит, что достижение «Венеры-14» может остаться непобитым на протяжении еще многих лет.

Только самые интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!

Присоединяйтесь: https://t.me/ustmagazine

Как далеко находится Венера?

Чему равно расстояние от Венеры до Солнца?

Венера — вторая по удаленности планета от Солнца; расстояние от него до нашей звезды составляет около 70% расстояния от Земли до Солнца. Венера имеет наименьший эксцентриситет орбиты среди планет Солнечной системы, поэтому разница между минимальным (107,4 млн км) и максимальным (108,9 млн км) расстоянием от нее до Солнца невелика. В среднем Венера находится на расстоянии 108,2 млн км от Солнца.

Чему равно расстояние от Венеры до Земли?

Венера — ближайшая к Земле планета, хотя расстояние между ними постоянно меняется, поскольку они движутся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца. Раз в 584 дня Венера максимально близко сближается с Землей, и в этот момент расстояние между ними может составлять около 40 млн км.