Холл, асаф

§ 10. спутники планет

Карликовые планеты

Данные небесные тела отличаются своими маленькими размерами и удаленностью от Солнца. Эта группа объектов остается менее изученной из-за их расположения. Но с развитием техники у ученых появляется больше данных, имеющих большое значение в изучении космоса.

Плутон

Это одна из самых маленьких планет Солнечной системы, получившая в 2006 году статус «карликовая». Продолжительность ее вращения вокруг главной звезды — 248 лет, а оборот вокруг своей оси — 6,5 суток. Плутон расположен в поясе Койпера.

Несмотря на свои миниатюрные размеры, у него есть 5 спутников, самый известный из которых Харон. По своим габаритам он почти не уступает Плутону, поэтому их еще называют «двойной» планетой.

Поверхность Плутона состоит из камня и льдов, а атмосфера содержит большое количество углеводородных примесей, придающих планете коричневатый оттенок.

Церера

Долгое время считалась самым крупным астероидом, позже ей присвоили статус карликовой планеты. Но в своей группе по габаритам она занимает последнее место. Была обнаружена первой среди всех карликовых планет, в 1801 году. Находится Церера между Марсом и Юпитером.

Церера

Поверхность Цереры состоит из пород глинистого происхождения и кусков льда. Под коркой находится толстый ледяной слой и маленькое ядро. Разряженная атмосфера представляет собой водяной пар. Естественных спутников у Цереры нет.

Макемаке

Третья по величине среди карликовых планет, расположенная в поясе Койпера. Ученые ее открыли почти в одно время с Эридой. В отличие от остальных космических , была названа в честь богини изобилия, которой поклоняются племена с острова Пасхи.

Макемаке

Как и другие карликовые планеты, Макемаке пока еще мало изучена. Астрономам еще не удалось определить ее точные размеры. Но известна продолжительность года, которая равняется 306 земным годам. Поверхность карликовой планеты состоит из метанового льда и углеводородных смесей. Постоянной атмосферы у этой планеты нет. У Макемаке есть едва видимый спутник.

Эрида

По размерам не намного больше Плутона, но именно из-за нее последний потерял свой статус планеты. Эрида находится в поясе Койпера. Продолжительность вращения вокруг Солнца — 561 земной год.

Эрида была открыта в 2005 году, и астрономы были уверены, что обнаружили десятую планету. Но позже они отнесли ее к карликовым небесным телам.

Эрида

Эрида состоит из льдов и углеродных примесей, при испарении они образуют временную газовую оболочку. Она удалена от Солнца на 10 млрд. км, поэтому температура на ее поверхности не поднимается выше –253ºС.

Хаумеа

Это карликовая планета с самым быстрым вращением: один оборот вокруг своей оси занимает всего 4 часа, а вокруг Солнца — 282 года. Другое отличие Хаумеа от небесных тел Солнечной системы — неправильная сплюснутая форма, напоминающая яйцо. Эта планета была открыта одновременно с Эридой в 2005 году.

Хаумеа

Хаумеа выделяется среди карликовых планет наличием колец и малых небесных тел, образовавшихся в результате столкновения с крупным астероидом. Находится в поясе Койпера, а на ее перемещение незначительно влияет гравитация Нептуна. По своему составу Хаумеа — ледяной объект с минеральными и углеводородными примесями. Атмосферы эта карликовая планета не имеет.

Еще не все планеты Солнечной системы подробно изучены из-за их особенностей и удаленности. Но с развитием технологий удается получать новые данные, из-за которых приходится пересматривать устоявшиеся концепции. Возможно, в будущем появятся исследовательские аппараты, которые смогут собрать больше сведений о Венере, газовых гигантах и карликовых планетах.

Орбита и вращение

Орбита Марса примечательна по трем причинам. Во-первых, его эксцентриситет является вторым по величине среди всех планет, за исключением только Меркурия. На такой эллиптической орбите перигелий Марса составляет 2,07 х 108 км, что намного дальше его афелия — 2,49 х 108 км.

Во-вторых, научные данные свидетельствуют о том, что такая высокая степень эксцентриситета не всегда присутствовала и, возможно, была меньше, чем у Земли в какой-то момент истории существования Марса. Ученые утверждают, что причиной этого изменения являются гравитационные силы близлежащих планет, поражающих Марс.

В-третьих, из всех планет земной группы Марс — единственная, где год длится дольше, чем на Земле. Это, конечно, связано с его орбитальным расстоянием от Солнца. Один марсианский год равен почти 686 земным дням. Марсианский день длится около 24 часов 40 минут — это время, за которое планета совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Еще одно примечательное сходство планеты с Землей — наклон ее оси, составляющий примерно 25 °. Эта особенность указывает на то, что сезоны на Красной планете сменяют друг друга, как и на Земле. Однако полушария Марса испытывают совершенно разные температурные режимы, отличные от земных, для каждого сезона. Это все еще связано с большим эксцентриситетом орбиты планеты.

Сколько лететь до Марса?

Расстояние от Земли до Марса все время меняется, поэтому время зависит от того, когда начать полет. С ближайшими планетами и самым быстрым космическим кораблем до Марса можно добраться за 160 дней. Для сравнения: современный космический корабль может достичь Луны за 70 часов.

Орбита Деймоса

Как ни удивительно, Деймос вращается практически по ровной круговой орбите, хотя имеются незначительные отклонения от окружности. Расстояние от планеты в среднем составляет 23458 км, при этом в самой дальней точке оно больше всего на 5 км, а в самой ближней – меньше на 5 км. То есть разница составляет всего 10 км – это практически круговая орбита.

Деймос с немного другого ракурса.

Как и у Фобоса, орбита Деймоса проходит параллельно экватору Марса. А так как высота его над планетой не очень большая, то в полярных областях за широтой 82.7 его просто не видно – он не появляется над горизонтом.

Полный оборот по орбите Деймос совершает за 30 часов 17 минут и 55 секунд. При этом период его вращения вокруг оси совпадает с периодом обращения по орбите, то есть к Марсу он всегда повёрнут одной стороной. Орбитальная скорость составляет всего 3.94 км/с.

Кстати, Деймос регулярно проходит перед Солнцем и это явление можно наблюдать с поверхности Марса. 4 марта 2004 года это было снято марсоходом Opportunity, а 13 марта 2004 года марсоходом Spirit. Если бы Деймос был покрупнее, то это было бы солнечным затмением, но он слишком мал и поэтому виден просто как темная точка, перемещающаяся по маленькому солнечному диску. Поэтому солнечных затмений на Марсе не бывает – его спутники слишком малы, чтобы закрыть Солнце хотя бы частично.

Открытие Фобоса, спутника Марса

Оба спутника Марса – Фобос и Деймос, открыл американский астроном Асаф Холл, 18 августа 1877 года. Названия для них предложил Генри Джеймс Мадан, а Холл их одобрил и спустя полгода после открытия эти спутники так и стали называться. Кстати, названия взяты из знаменитой «Илиады» Гомера.

Спутники Марса, Фобос и Деймос.

Попытки поиска спутников Марса предпринимались и раньше. Почти за 100 лет до их открытия, в 1783 году, их безуспешно пробовал отыскать Уильям Гершель. Да и потом попытки не прекращались, но успеха не принесли.

Что еще интереснее, мало кто сомневался, что Марс имеет пару спутников. Еще Кеплер в 1611 году предположил, что Галилео Галилей их видел. Конечно, он ошибся – Галилей видел Сатурн и его кольца принял за тройную планету, но Кеплер решил, что речь идёт о Марсе.

Кроме того, у Земли есть один спутник – Луна, а у Юпитера было известно 4 спутника. Поэтому астрономы логично предположили, что у Марса их должно быть два. Так и оказалось, но это, конечно, просто совпадение.

Есть и еще один интересный факт – в «Путешествии Гулливера», написанном Джонатаном Свифтом в 1726 году, упоминается, что лилипутам уже известны два спутника Марса. А роман был написан за 150 лет до их фактического открытия. Возможно, Свифт просто принял на веру слова Кеплера. Однако он приводит и некоторые параметры их орбит, которые не очень сильно отличаются от реальных.

Строение и поверхность Фобоса

Этот спутник на первый взгляд представляет собой просто большой камень, как и большинство астероидов. Но его плотность очень небольшая – всего 1.86 г/см3, то есть он очень пористый, в нём много пустот. Именно поэтому Фобос еще не разорвало гравитацией Марса – хотя он довольно большой, но масса его невелика.

Фобос имеет неправильную, вытянутую форму и размеры его составляют 26.8х22.4х18.4 км. К Марсу он постоянно обращён вдоль большой оси.

Поверхность Фобоса изрыта кратерами, но самый большой из них имеет поперечник в 9 км – это кратер Стикни. На сравнительно небольшом спутнике он выглядит очень впечатляюще. Внутри него есть ещё один ударный кратер диаметром 2 км – Лимток. Кстати, кратер Стикни назван в честь жены Асафа Холла, первооткрывателя спутников Марса. Его возраст – около миллиона лет. По краям кратера Стикни тянутся странные борозды, происхождение которых пока непонятно.

Крупнейший кратер Стикни на поверхности Фобоса имеет поперечник 9 км. Внутри виден 2-км кратер Лимток.

биография

Холл родился в Гошене, штат Коннектикут , в семье часовщика Асафа Холла II (1800–42) и Ханны Палмер (1804–80). Его дед по отцовской линии Асаф Холл I (11 июня 1735 — 29 марта 1800) был офицером Войны за независимость и законодателем штата Коннектикут. Его отец умер, когда ему было 13 лет, оставив семью в финансовом затруднении, поэтому Холл бросил школу в 16 лет, чтобы стать учеником плотника. Позже он поступил в Центральный колледж Нью-Йорка в Макгравилле, штат Нью-Йорк , где изучал математику. Там он брал уроки у преподавателя геометрии и немецкого языка Анджелины Стикни . В 1856 году они поженились.

В 1856 году Холл устроился на работу в обсерваторию Гарвардского колледжа в Кембридже, штат Массачусетс , и оказался экспертом по орбитам. Холл стал ассистентом астронома в Военно-морской обсерватории США в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1862 году, а через год после прибытия он стал профессором.

5 июня 1872 года Холл представил в журнал « Вестник математики» статью «Об экспериментальном определении числа Пи» . Статья появилась в выпуске журнала за 1873 год, том 2, страницы 113–114. В этой статье Холл сообщил о результатах эксперимента по случайной выборке, который Холл убедил своего друга, капитана О.К. Фокса, провести, когда Фокс выздоравливал от раны, полученной во Второй битве при Булл-Ран . Эксперимент включал в себя многократное случайное бросание тонкой стальной проволоки на плоскую деревянную поверхность, размеченную равноудаленными параллельными линиями. Пи было вычислено как 2 мл / ан, где m — количество испытаний, l — длина стальной проволоки, a — расстояние между параллельными линиями, а n — количество пересечений. Эта статья, эксперимент по иглы Бюффона проблемы, очень рано документированы использование случайной выборки (которое Николас Метрополис бы назвал методом Монте — Карло во время Манхэттенского проекта в годы Второй мировой войны ) в научном исследовании.

В 1875 году на Холла возложили ответственность за 26-дюймовый (66 см) телескоп USNO , самый большой телескоп-рефрактор в мире в то время. Именно с помощью этого телескопа он обнаружил Фобос и Деймос в августе 1877 года. Холл также заметил белое пятно на Сатурне, которое он использовал в качестве маркера для определения периода вращения планеты. В 1884 году Холл показал, что положение эллиптической орбиты спутника Сатурна, Гипериона , ретроградируется примерно на 20 ° в год. Холл также исследовал параллаксы звезд и положение звезд в звездном скоплении Плеяды .

Холл был ответственным за обучение Генри С. Притчетта в Военно-морской обсерватории в 1875 году.

Открытие Фобоса и Деймоса

Во время самого близкого сближения Марса в 1877 году его жена Анджелина Стикни подтолкнула Холла к поиску марсианских спутников. Его расчеты показали, что орбита должна быть очень близка к планете. Холл писал: «Вероятность найти спутник оказалась очень небольшой, так что я мог бы отказаться от поиска, если бы не поддержка моей жены».

Асаф Холл обнаружил Деймос 12 августа 1877 года примерно в 07:48 UTC и Фобос 18 августа 1877 года в Военно-морской обсерватории США в Вашингтоне, округ Колумбия , примерно в 09:14 по Гринвичу (современные источники с использованием астрономической конвенции до 1925 года. день, начавшийся в полдень, укажите время открытия 11 августа 14:40 и 17 августа 16:06 по Вашингтону соответственно). В то время он сознательно искал марсианские луны. Холл ранее видел то, что казалось марсианской луной 10 августа, но из-за плохой погоды он не смог окончательно идентифицировать их до последнего.

Холл записал свое открытие Фобоса в своей записной книжке следующим образом:

Телескоп для открытия марсианских спутников

Бывший дом Холла в районе Джорджтаун в Вашингтоне, округ Колумбия , после расширения

Обратите внимание на Анжелину на крыльце и двух рабочих-негров.. Холл ушел из флота в 1891 году

Холл ушел из флота в 1891 году. Он стал преподавателем небесной механики в Гарвардском университете в 1896 году и продолжал преподавать там до 1901 года.

Существует ли девятая планета

После «понижения» статуса Плутона, считалось, что в состав Солнечной системы входит 8 планет. Но ученые обнаружили странное явление за орбитой Нептуна. Они увидели новые космические объекты со своими орбитами. Движение этих загадочных объектов, астероидов и комет могло зависеть от планеты, чьи размеры в несколько раз превосходят габариты Нептуна.

Есть еще одна версия, поддерживаемая большинством ученых, согласно которой девятая планета — это скопление астероидов, комет и других небесных объектов. По последним полученным данным астрономы не увидели необычных космических тел за пределами орбиты Нептуна. А их размеры слишком маленькие, чтобы им можно было присвоить статус планеты.

Официально считается, что девятой планеты не существует. Но есть и те, кто считают, что астрономам не хватает данных, чтобы подтвердить ее существование.

Наблюдение Фобоса и Деймоса

Так как это очень маленькие спутники, найти их в телескоп очень сложно – немногие любители астрономии смогли это сделать. И дело даже не в технической сложности – современные любительские телескопы вполне пригодны для этого, даже не очень большие. Проблема в том, что Фобос и Деймос расположены очень близко к планете, и Марс мешает их найти своим ярким светом.

Наблюдать спутники Марса лучше всего во время противостояния, в идеале – Великого. Тогда расстояние до планеты минимально и яркость Фобоса и Деймоса достигает 11 и 12m соответственно. Это вполне по силам среднему телескопу.

Использовать рекомендуется окуляр с небольшим полем зрения. Предварительно нужно свериться с одной из многочисленных программ-планетариев и выбрать момент, когда спутники будут в наибольшей элонгации от планеты. Например, Guide 9.0 вполне подойдёт. Ещё рекомендуют SkyTools 3.

При наблюдении нужно аккуратно вывести Марс из поля зрения, чтобы он не мешал ярким светом. Хорошо использовать боковое зрение для поиска слабых объектов, как при наблюдении галактик и туманностей. После обнаружения спутника можно вернуть Марс в поле зрения – возможно, что он уже не помешает видеть уже обнаруженный спутник.

Конечно, никаких подробностей увидеть на столь крошечном небесном теле не получится. Но даже взглянуть на него и то будет отличным опытом. Вспомните, что многие знаменитые астрономы за несколько веков так и не смогли этого сделать.

Кстати, хотя Фобос и крупнее и ярче Деймоса, обнаружить его сложнее, так как он находится ближе к планете, и засветка его сильнее. Учитывайте это и тщательно выбирайте время для наблюдений. Ну а мы пожелаем удачи в этом нелёгком, но увлекательном деле.

Как образовались спутники Марса?

Существует две теории происхождения Фобоса и Деймоса. Первая гласит, что они когда-то было обыкновенными астероидами. Пролетая мимо Марса, они просто могли быть притянуты планетой и таким образом стать его спутниками. Это предположение похоже на правду, потому что Фобос и Деймос не имеют идеально круглую форму, как естественные спутники других планет. Загвоздка лишь в том, что эти космические объекты кружатся вокруг Марса по почти идеальному кругу. А захваченные астероиды, по мнению ученых, вращались бы по вытянутой орбите.

Фобос и Деймос действительно похожи на астероиды

Вторая версия гласит, что когда-то давно у Марса был один спутник, но по каким-то причинам он раскололся на Фобос и Деймос. Это предположение всегда казалось более правдоподобным, потому что доводов против нее почти не существует. Более того, недавно в научном журнале Nature Astronomy были опубликованы результаты исследования, которые повышают доверие к этой версии. Ученые из Швейцарии воссоздали спутники внутри компьютерной модели и выяснили, что когда-то давно они двигались по одной и той же орбите.

Но, скорее всего, когда-то Фобос и Деймос были единым целым. Их мог расколоть прилетевший астероид

Если эта теория верна, примерно 2,7 миллиарда лет назад на единственный спутник Марса упал астероид или другой небесный объект и расколол его. И именно поэтому сейчас у планеты два спутника. Ни больше и ни меньше. Конечно, это до сих пор всего лишь предположение, но ответ на вопрос «почему у Марса два спутника?» звучит именно так. Также есть вероятность, что у Марса могло быть три спутника.

Евдокс Книдский

Последователь философа Платона Евдокс Книдский (408— 355 гг. до н. э.), являлся создателем целой астрономической школы, заложивший основы теоретической астрономии. Евдокс был творцом невероятно сложной модели движения планет, которая, однако, объясняла их поведение на небе — всех, за исключением Марса. Он также составил первый в Европе каталог звезд.

Подбирая скорости вращения, взаимное расположение других сфер и углы наклона их осей, Евдокс сумел объяснить даже такую загадку, как петли, описываемые на небе Марсом, Юпитером и Сатурном на фоне звезд.

Позже модель Евдокса включил в свое учение о природе философ и ученый Аристотель (384—322 гг. до и. э.), но никакие ухищрения не могли сделать эту модель точной — ведь «сфер Евдокса» просто не существовало в природе.

Краткая история изучения

Впервые человечество начало наблюдать Марс не в телескопы. Еще древние египтяне отмечали Красную планету как странствующий объект, что подтверждается древними письменными источниками. Египтяне первыми вычислили траекторию Марса относительно Земли.

Затем эстафету приняли астрономы Вавилонского царства. Ученые из Вавилона смогли более точно определить положение планеты и измерить время ее движения. Следующими были греки. Им удалось создать точную геоцентрическую модель и с ее помощью понять движение планет. Таким образом, ученые из Персии и Индии смогли оценить размер Красной планеты и ее расстояние от Земли.

Европейские астрономы сделали огромный шаг вперед. Иоганн Кеплер, взяв за основу модель Николая Каперника, смог вычислить эллиптическую орбиту Марса, а Кристиан Гюйгенс создал первую карту его поверхности и заметил ледяную шапку на северном полюсе планеты.

Появление телескопов привело к исследованию Марса. Слайфер, Барнард, Вокулёр и многие другие астрономы стали величайшими исследователями Марса еще до того, как человек вышел в космос.

Выход человека в открытый космос позволил более точно и детально изучить Красную планету. В середине 20 века с помощью межпланетных станций были получены точные изображения поверхности, а сверхмощные инфракрасные и ультрафиолетовые телескопы позволили измерить состав атмосферы планеты и скорость ветра на ней.

В будущем за более точными исследованиями Марса последуют СССР, США, а затем и другие государства.

Изучение Марса продолжается и по сей день, и полученные данные только подогревают интерес к его изучению.

Исследование Красной планеты

Активное изучение планеты началось в 1960-х годах. СССР отправил 9 беспилотных зондов, которые так и не добрались до Марса. В 1964 году НАСА запустило Mariner 3 и 4. Первый из них потерпел неудачу, но второй полетел на планету через 7 месяцев.

Mariner 4 смог получить первые масштабные фотографии инопланетного мира и передал информацию об атмосферном давлении, отсутствии магнитного поля и радиационном поясе. В 1969 году на планету прибыли корабли Mariners 6 и 7.

В 1970 году между США и СССР начинается новая гонка: кто первым установит спутник на марсианскую орбиту. В СССР использовались три аппарата: «Космос-419», «Марс-2» и «Марс-3». Первый тоже вышел из строя при запуске. Два других стартовали в 1971 году, и на то, чтобы добраться туда, потребовалось 7 месяцев. Марс 2 разбился, но Марс 3 приземлился мягко и первым это сделал. Но передача заняла всего 14,5 секунды.

В 1971 году США отправили Mariners 8 и 9. Первый упал в воды Атлантического океана, а второй успешно закрепился на марсианской орбите. Вместе с Марсом 2 и 3 они упали в период марсианской бури. По завершении Mariner 9 сделал несколько снимков, на которых можно предположить, что жидкая вода была видна в прошлом.

В 1973 году еще четыре машины были отправлены из СССР, где все, за исключением «Марса-7», давали полезную информацию. Наибольшую пользу принес Марс 5, отправивший 60 изображений. Миссия США «Викинг» началась в 1975 году. Было задействовано две орбитальные станции и два десантных корабля. Им нужно было отслеживать биосигналы и изучать сейсмические, метеорологические и магнитные характеристики.

Исследование Viking показало, что когда-то на Марсе была вода, потому что это были крупномасштабные наводнения, которые могли вырезать глубокие долины и разрушить углубления в скалах. Красная планета оставалась загадкой до 1990-х годов, когда взлетел Mars Pathfinder, представленный космическим кораблем и зондом. Миссия приземлилась в 1987 году и испытала широкий спектр технологий.

В 1999 году прибыл Mars Global Surveyor, преследующий Марс по околополярной орбите. Он изучает поверхность почти два года. Нам удалось запечатлеть завалы оврагов и ручьев. Сенсоры показали, что магнитное поле создается не в ядре, а частично в областях коры. Также удалось создать первые 3D-рельефы полярной шапки. Связь была потеряна в 2006 году.

В 2003 году приземлились знаменитые вездеходы Spirit и Opportunity, изучавшие камни и почву. MRO достиг орбиты в 2006 году. Его инструменты настроены на обнаружение воды, льда и минералов на поверхности и под ней.

Тихо Браге

Тихо Браге (14.12.1546-24.10.1601) — датский астроном эпохи Возрождения. Первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения, на основании которых Кеплер вывел законы движения планет.

В ноябре 1577 года на небе появилась яркая комета. Тихо Браге тщательно проследил её траекторию вплоть до исчезновения видимости в январе 1578 года. Сопоставив свои данные с полученными коллегами в других обсерваториях, он сделал однозначный вывод: кометы — не атмосферное явление, как полагал Аристотель, а внеземной объект, втрое дальше, чем Луна.

Свои научные достижения Браге изложил в многотомном астрономическом трактате. Сначала вышел второй том, посвящённый системе мира Тихо Браге и комете 1577 года. Первый же том (о сверхновой 1572 года) вышел позднее, в 1592 году в неполном виде. В 1602 году, уже после смерти Браге, Иоганн Кеплер опубликовал окончательную редакцию этого тома. Браге собирался в последующих томах изложить теорию движения других комет, Солнца, Луны и планет, однако осуществить этот замысел уже не успел.

Особенности Фобоса

Фобос вращается вокруг Марса на расстоянии 6006 км, если считать от поверхности красной планеты, и делает полный оборот вокруг Марса за 7 ч 39 мин 12 сек. Диаметр крупнейшего из марсианских спутнико составляет всего 22,5 км. Для сравнения, средний диаметр Луны равен примерно 3474,1 км.

На Фобосе нет атмосферы из-за его низкой массы (1,072×1016 кг). За счет влияния марсианской гравитации скорость Фобоса понижается, а сам он становится все ближе и ближе к поверхности красной планеты. Рано или поздно естественный спутник упадет на Марс, однако, вполне вероятно, что под действием приливных сил Фобос разрушится задолго до катастрофического падения.

Поверхность Фобоса покрыта толсты слоем Реголита. Интересный факт! Существует предположение, что метеорит Кайдун прилетел на Землю с Фобоса. В составе упавшего в 1980 году на территории Народной Демократической Республике Йемен метеорита нашли элементы, которые подтверждают гипотезу о марсианском происхождении Кайдуна. В результате столкновения с другим космическим объектом отделившееся вещество Марса попало на больший из его спутников, где оно подверглось изменениям и, в конце концов, сформировалось в известный нам метеорит.

Таблица 1. Основные физические характеристики Фобоса