Созвездие пегас

Интересные космические объекты

В составе Возничего есть интересные объекты, за которыми астрономы ведут постоянное наблюдение. В созвездии находятся различные галактики, туманности и экзопланеты.

MACS 0717

M36 (NGC 1960)

M37 (NGC 2099)

Один из крупных объектов ‒ скопление галактик MACS 0717. Оно примечательно тем, что в нем сливаются 4 галактики. Столкновение в этом секторе происходит длительное время. Скопление удалено от Земли на 5,4 млрд световых лет.

Возничий содержит три последовательно открытых скопления M36 (NGC 1960), M37 (NGC 2099) и M36 (NGC 1912). Все они удалены от нас более чем на 4 тысяч св лет. Здесь расположены молодые светила. Возраст звезд в скоплении M36 предположительно 25млн лет, а M38 220 млн лет. В скоплениях присутствуют звезды различных классов. По яркости на первом месте стоит М37.

M36 (NGC 1912)

Tумaннocть Плaмeнeющeй Звeзды IC 405

IC 2149

• В составе Возничего есть небольшая планетарная туманность IC 2149. При малом увеличении она выглядит как звезда. При многократном увеличении видна туманность вытянутой формы.
  • Рядом с АЕ возничего можно наблюдать Tумaннocть Плaмeнeющeй Звeзды IC 405. Это отражательная туманность удалена от Земли на 1500 св лет.
  • Эмиccиoннaя тумaннocть IC 410 расположена в oткpытoм cкoплeнии NGC 189З и удалена от Земли на 2 200 св лет.
  • Рядом с одиночной переменной звездой GD 66 Возничего в 2017 г. была открыта экзопланета GD 66b. Примечательно, что GD 66 является белым карликом. Ранее у таких звезд не наблюдалось экзопланет.

IC 410

GD 66b

Большинство звезд и других объектов в составе созвездия Возничий уникальны по своим параметрам и физическим свойствам. Астрономам еще предстоит сделать много открытий, изучая этот район звездного неба.

Переменные Алголя

Алголь является прототипом класса затменных переменных звезд, известных как переменные Алголя. Это полуобособленные двойные звездные системы, состоящие из звезды главной последовательности и более холодного, более развитого вторичного компонента.

Газ от звезды-донора передается компаньону, что влияет на эволюцию системы. Поступающий газ часто образует аккреционный диск вокруг аккрецирующего компаньона. Поток газа между звездами в этих системах иногда можно увидеть. Он был визуализирован в системе Алголя с помощью допплеровской томографии.

Эти системы различаются по яркости, если смотреть с Земли, потому что их орбитальная плоскость выровнена с нашей прямой видимостью. Периоды между первичными затмениями очень регулярны и зависят от орбитальных периодов звезд. Большинство из этих систем являются близкими двойными звездами, и им требуется всего несколько дней, чтобы завершить орбиту. Система с самым коротким периодом — HW Девы с примерно 2:48 часами, а с самой длинной — Эпсилон Орла с 9 892 днями (27 лет).

Компоненты этих систем имеют сферическую или слегка эллипсоидальную форму, но не так сильно деформированы гравитационными эффектами, как переменные Бета Лиры. Переменные Бета Лиры — это двойные звезды, которые находятся так близко друг к другу, что их формы искажены до эллипсоидальных и в системах существует обширный массовый поток, в то время как переменные W Большой Медведицы являются контактными двойными системами, которые имеют общую оболочку из материала и передают массу через соединительный поток, связывающий звезды.

Переменные Алголя составляют 9% всех переменных звезд. Существуют тысячи известных систем, которые относятся к этому классу. Наиболее яркими членами являются Альфекка, Дзета Феникса и Лямбда Тельца.

Ярчайшие звезды в созвездии Персея

Созвездие Персей содержит 8 звезд с собственными названиями. Собственные названия звезд, официально одобренные Международным Астрономическим Союзом (МАС). На данный момент известно о 6 звездах с подтвержденными планетами.

Звезда Мирфак (Альфа Персея)

Альфа Персея — сверхгигантская звезда, принадлежащая к спектральному классу F5 Ib. Она имеет видимую величину 1,806 и находится примерно в 510 световых годах от Земли. Это самая яркая звезда в созвездии Персея и одна из самых ярких звезд на небе.

Мирфак циркумполярен и никогда не заходит за горизонт. Он расположен в звездном скоплении, известном как Альфа-Персей, которое легко увидеть в бинокль.

Альфа Персея имеет 7,3 солнечных масс и примерно в 60 раз больше и в 5 000 раз ярче Солнца. Традиционные названия звезды, Мирфак, означают «локоть» или «бок».

Звезда Алголь (Бета Персея)

Алголь — одна из самых известных звезд на небе. Это была первая затмевающая двойная звезда, когда-либо открытая, и одна из первых переменных звезд, которые были найдены.

Бета Персея — это фактически тройная звездная система, состоящая из первичной звезды Бета Персея А, которая затмевается Бета Персея Б. Видимая величина системы составляет около 2,1, но она падает до 3,4 каждые 2 дня 20 часов и 49 минут и остается более тусклой около 10 часов. Именно столько длится затмение.

Алголь имеет видимую звездную величину 2,12 и находится на расстоянии 92,8 световых лет от нас. Она прошла в пределах 9,8 световых лет от Солнечной системы около 7,3 миллиона лет назад. Её видимая величина в то время была -2,5, что сделало её намного ярче, чем Сириус, в настоящее время самая яркая звезда на небе.

Название звезды происходит от арабского слова и означает «Голова Демона». В арабской традиции она ассоциировался с упырем, а в греческой мифологии — с головой Горгоны. В еврейской традициимифологии она была известена как голова Сатаны. Латинское название звезды в XVI веке было Caput Larvae или «голова призрака».

Звезда Атик (Менхиб) или Дзета Персея

Дзета Персея — это бело-голубой сверхгигант, относящаяся к спектральному классу B1Ib. Она примерно в 47 000 раз ярче Солнца. Атик имеет видимую величину 2,86 и находится в 750 световых годах от Земли. У звезды есть спутник 9-й величины, расположенный на расстоянии 12,9 угловых секунд. Предполагается, что эти две звезды физически связаны друг с другом, поскольку они движутся по одной и той же траектории.

Звезда ε Persei (Эпсилон Персея)

Эпсилон Персея состоит из нескольких звезд. Система имеет суммарную видимую величину 2,88 и находится на расстоянии около 640 световых лет от Солнца. Первичная звезда в системе классифицируется как переменная бета Цефея с периодом первичной пульсации 0,1603 дня.

Два основных компонента системы Эпсилон Персей вращаются вокруг друг друга с периодом обращения 14 дней. Система может иметь и третий компонент, но его существование не подтверждено. Основной компонент — звезда главной последовательности, принадлежащая к спектральному типу B0.5V. Звезда в 28 000 раз ярче, чем Солнце. Вторичная звезда относится к спектральному диапазону между A6V и K1V и намного меньше первичной компоненты, имея только от 6% до 13% массы первичной звезды.

Звезда γ Persei (Гамма Персея)

Гамма Персея — двойная звезда с суммарной видимой звездной величиной 2,93, удаленная от Земли примерно на 243 световых года. Это четвертая по яркости звезда созвездия Персея.

Гамма Персея состоит из гиганта спектрального типа G9 III и звезды-компаньона, которая обычно классифицируется либо как A3V, либо как A2III. Система представляет собой затмевающую двойную звезду, причем две звезды обращаются друг вокруг друга каждые 14,6 года. Первичный компонент проходит перед компаньоном, и суммарная величина системы падает на 0,55.

Номенклатура

ε Пегасы (Латинизировано для Эпсилон Пегасы) является звездным Обозначение Байера.

Он носил традиционное название Enif полученный из арабский слово для «носа» из-за его положения как морда Пегаса. В 2016 г. Международный астрономический союз организовал Рабочая группа по звездным именам (WGSN) каталогизировать и стандартизировать имена собственные для звезд. Первый бюллетень WGSN за июль 2016 г. включена таблица первых двух групп имен, утвержденных WGSN; который включал Enif для этой звезды.

Другие традиционные имена звезды включают Fom al Feras, Latinized в Os Equi. В Китайский, 危 宿 (Wēi Sù), смысл На крыше (астеризм), относится к астеризм состоящий из Эпсилон Пегасов, Альфа Водолея и Тета Пегаси. Следовательно, китайское имя ведь сама Эпсилон Пегас 危 宿 三 (Вей Со Сан, Английский: Третья звезда крыши.)

Список ярчайших групп звезд вне одного созвездия

Использование телескопа позволяет астрономам хорошо разглядеть не одно созвездие, где насчитывается 5 самых ярких звезд. Но светила нередко располагаются вне одной группы и представляют интерес для внимательного изучения. Они бывают похожими на рассеянные скопления, неправильные геометрические фигуры. Наблюдения за известными астеризмами обогащают знания ученых о дальнем космосе.

Ярчайшие группы звезд часто расположены вне одного созвездия, что неудивительно для опытных астрономов. Например, хорошо различимое находится в Северном полушарии и «подсвечивается» другими, не менее яркими звездами. А «Цефей» соседствует с «Малой Медведицей», где рядом на ночном небосводе можно увидеть прочие светила, отличающиеся высокой интенсивностью блеска.

Плеяды

Известное звездное скопление, расположенное в созвездии Тельца и названное в честь древнегреческих нимф.

Без помощи телескопа можно рассмотреть самые яркие светила:

1. Альциона;
  2. Атлас;
  3. Электра;
  4. Майя;
  5. Меропа;
  6. Тайгета;
  7. Плейона;
  8. Целено;
  9. Астеропа.

Звездное скопление Плеяды

Между тем звезд гораздо больше. По приблизительным оценкам, насчитывается до 3000 объектов разной массы, светимости и плотности. Принято считать, что Плеяды – одни из ближайших скоплений звезд к нашей планете. Расстояние до солнечной системы не превышает 135 парсек.

Гиады

Ближайшее к Земле рассеянное скопление звезд. Расстояние до Гиад составляет 45 парсек, но многие светила удалены от центра на значительное расстояние. Например, приливные хвосты растянулись на 800 pc. Отчасти на происхождение указывает возраст – приблизительно 650 000 000 лет. То есть, возможно, что Гиады сформировались одновременно с другим скоплением – Ясли.

К группе звезд относят свыше 700 объектов, а самыми яркими являются:

1. Тета2 Тельца;
  2. Эпсилон Тельца;
  3. Гамма Тельца;
  4. Дельта Тельца;
  5. Тета1 Тельца;
  6. Каппа1 Тельца;
  7. Ипсилон Тельца;
  8. Дельта3 Тельца;
  9. 71 Тельца.

Звездное скопление Гиады

Гиады располагаются на минимальном расстоянии до Солнца, ориентировочно 18.39608362839 парсек, 800 тысяч лет назад.

Летне-осенний треугольник (Денеб, Альтаир, Вега)

В Северном полушарии в средних широтах хорошо различим летне-осенний треугольник. Известный астеризм состоит из трех ярких звезд, расположенных в созвездиях α Лиры, α Лебедя и α Орла. Характерную фигуру на ночном небосводе можно увидеть зимой и весной из Южного полушария, находясь в Низких широтах. Здесь треугольник наблюдается в Северной части неба, лежащий низко над горизонтом.

Летне-осенний треугольник ярких звезд

Весенний треугольник (Арктур, Денебола, Спика)

Астеризм неплохо виден в России с приходом весны, но лучше всего различим в экваториальной части небосвода. Самые яркие звезды: Арктур, Спика, Денебол находятся в созвездиях – Волопаса, Девы и Льва. Ряд современных астрономов «улучшают» восприятие летнего треугольника и добавляют к известным светилам «двойное Сердце Карла» расположенное в созвездии Гончих Псов, чтобы наблюдать характерный ромб под названием Ожерелье Девы. В окрестностях полюсов астеризм разглядеть невозможно.

Весенний треугольник

Зимний треугольник (Сириус, Бетельгейзе, Процион)

Группа звезд расположена в экваториальной части небосвода и состоит из трех главных светил, расположенных в созвездиях Большого Пса, Ориона, Малого Пса. Зимний треугольник значительно меньше Весеннего, затмевается зимним кругом и наблюдается в Северном полушарии (ранней весной, осенью утром), на протяжении зимы. Его хорошо использовать для поиска зимней части Млечного Пути.

Зимний треугольник на ночном небе

Размер

Измерения углового диаметра и размера Ригеля также дали разные результаты. Более старое значение, указанное для углового диаметра звезды, составляет 2,75±0,01 миллисекунды, что соответствует радиусу в 78,9 раза превышающему солнечный. Однако, исследование, опубликованное в 2017 году, в котором использовался прецизионный оптический интерферометр Navy Precision Optical Interferometer для измерения видимого размера звезды, дало значение углового диаметра Ригеля в 2,526 миллисекунды и вывело радиус 74,1 солнечных радиусов (с учетом погрешности в диапазоне от 66,8 до 80,2 солнечных радиусов), что близко к орбите Меркурия.

Сравнение космических объектов в масштабе.

Описание и характеристики созвездия Лебедь

Наименование по латыни   Cуgnus
Международное трехбуквенное сокращение Cуg
Прямое восхождение oт 19 ч 05 м дo 21 ч 58 м
Склонение oт +27 град. З0 м. дo +60 град. 55
Площадь  804 кв. град.
Число звезд ярче 6,5m 262
Широты, на которых видно   выше 29 град. южной широты
Незаходящее для широт выше 63 град. северной широты
Кульминация 29 июня
Наиболее удобный период наблюдения в средних широтах с июля по октябрь по вечерам
Метеорные потоки Kaппa-Цигниды, Oктябpьcкиe Цигниды

Таблица. Основные характеристики и координаты созвездия Лебедь

Отыскать созвездие Лебедя на небе довольно легко. Его главные и наиболее заметные звезды складываются в хорошо узнаваемый астеризм в виде креста. Поэтому данную фигуру иногда именуют Северный Крест (по аналогии с Южным Крестом, видимым в южном полушарии).

Северный Крест находится на фоне Млечного Пути, его перекладина словно бы перекинулась с одного на другой берег «небесной реки». Таким образом данный астеризм может помочь найти Млечный путь на «загрязненным» городской подсветкой небе. А если продолжить строить звездный узор от поперечной перекладины креста, то он удивительно точно будет напоминать раскинутые крылья летящей птицы. Звезды расположены симметрично и в нужных местах, словно их расставлял небесный художник.

Тому, кто ищет созвездие Лебедя впервые, подсказку могут дать звезды Кассиопеи: нужно провести мысленно линию от Беты Кассиопеи (Рукбы) к Гамме Кассиопеи (Нави), а затем мысленно продолжить ее дальше – взгляд упрется в большую бело-голубую звезду. Это и есть Денеб, «главная» звезда в созвездии Лебедя и вершина Северного Креста.

Поиск Денеба с помощью созвездия Кассиопея

Для широт выше 60 параллели северного полушария созвездие является полностью незаходящим. На широте Москвы и южных регионов России оно частично заходящее, однако Денеб и соседние звезды никогда не скрываются за горизонтом. Ближе всего к зениту Лебедь взлетает в полночь 29 июля (это время его кульминации). Поэтому самое подходящее время наблюдения – теплые и ясные летние и осенние ночи с июля по октябрь.

Согласно Йельскому каталогу ярких звёзд, в состав созвездия входит 262 светила с видимой величиной более 6,5m, которые можно рассмотреть с Земли невооруженным глазом. Также здесь расположено много интересных deep-sky объектов. Поэтому тому, кто решил исследовать созвездие Лебедь, нужна схема, где все они обозначены и желательно – хорошая оптика.

Конечно же, многие интересные объекты, которые включает созвездие Лебедь, есть на фото, сделанных телескопом Хаббл и другими крупными инструментами. Эти изображения также обязательно нужно изучить, чтобы составить лучшее представление о сокровищах глубокого космоса, находящихся в данном сегменте неба.

Созвездия Пегас, Ящерица, Цефей, Дракон, Лира, Лисичка

Соседями Лебедя по звездному небу являются мифический герой Цефей, Ящерица и Дракон, расположенные ближе к зениту. Ниже видны крылатый конь Пегас, волшебная Лира Орфея и Лисичка.

История исследования

ЭНИФ

Созвездие Пегас – большое экваториальное созвездие, содержащее более полутора сотен звёзд, видимых невооружённым глазом. Впервые о созвездии упоминается во II веке до н.э. у Псевдоэратосфена, анонимного автора античной научной поэмы «Катастеризмы». Пегас включён в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест» под названием «Конь», также именовали это созвездие и вавилоняне. Древние греки называли созвездие «Большим Конём», это название сохранилось у арабов и в наше время – Аль-фарас Аль-азам.

Самыми яркими звёздами созвездия являются Эниф (эпсилон Пегаса) (в переводе с арабского – «нос») и Маркаб (а Пегаса) (в переводе – «седло» или «повозка»). Звёзды Пегаса Маркаб, Шеат («плечо»), Альгениб («пуп лошади») совместно с Альферац (а Андромеды) образуют астеризм «Большой квадрат Пегаса».

Стоит отметить, что находящийся в верхнем левом углу квадрата Альферац первоначально была звездой дельта Пегаса, но решением Международного астрономического союза в 1928 году она была отнесена к созвездию Андромеды.

Галактики в созвездии Пегас

В созвездии Пегас есть несколько галактик, которые можно найти в телескоп. Но учтите, что требуется довольно большая апертура, с небольшой вряд ли что-то получится, разве что в идеальных условиях, когда ночь очень темна и воздух очень чистый. 4 дюйма – минимум, с чем можно предпринять попытки найти галактики в Пегасе, а лучше иметь 6-8 дюймов или больше.

Квинтет Стефана

Это известная группа из 5 галактик, которая находится в среднем в 280 миллионах световых лет от нас. 4 галактики в этой группе взаимосвязаны, а пятая – NGC 7320, которая и выглядит гораздо ярче, в 40 миллионах световых лет, и просто находится с остальными на одной линии.

Квинтет Стефана — группа из пяти галактик в созвездии Пегас. Но галактика, расположенная на снимке внизу слева, находится гораздо ближе остальных — это NGC 7320. В ней активно образовываются новые звёзды (голубые и розовые области). Также видно, что в местах взаимодействия других галактик образовались газообразные приливные хвосты, в которых тоже активно появляются молодые звёзды.

Квинтет Стефана – довольно сложный объект для наблюдений, так как его яркость очень низкая. Даже самая яркая галактики – NGC 7320, имеет яркость 12.5m, и для её уверенного поиска лучше использовать 10-дюймовый телескоп. Хотя при отличных условиях эту группу некоторые любители наблюдали и в меньшие телескопы.

4 галактики из Квинтета Стефана, связанные гравитацией, обмениваются веществом и деформированы. Их изучение представляет большой интерес.

NGC 7814

Это спиральная галактика, видимая с ребра. Расположена в 2 градусах от гаммы Пегаса. Расстояние до неё около 40 миллионов световых лет. Её яркость – 10.8m, можно попытаться найти эту галактику в 100 — 150-мм телескоп, но лучше иметь апертуру побольше.

Расположение галактики NGC 7814.

Галактика NGC 7814.

Интересные объекты в созвездии

Удивительно многообразен мир глубокого космоса на территории созвездия Орла. Здесь разместились шаровые и рассеянные скопления звезд, квазары, видны галактики, пульсары, планетарные и темные туманности.

NGC 6781

Открытие туманности NGC 6781 или PK 41-2.1 принадлежит Уильяму Гершелю. В 1788 г. он увидел в телескоп бочковидный объект. Позднее ученым удалось доказать, что туманность повернута к нам одним из своих полюсов. Оболочка туманности ‒ это углеродная пыль. Видимая звездная величина туманности 11,4 m.

NGC 6803

NGC 6803 или PK 46-4.1 можно наблюдать в 4° к западу от Таразеда, Гаммы Орла. Ее первым разглядел Э. Пикеринг в сентябре 1883 г. Планетарная туманность NGC 6803 имеет видимую величину 11,4 m и находится на расстоянии около 17 200 световых лет от Солнца.

Пульсар

Двойной пульсар PSR J1906+0746 открыт в 2004 г. группой ученых в обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико. Пульсар находится южнее Дзеты Орла.

В двойной системе нейтронная звезда вращается вокруг одного центра масс со своим компаньоном, которая является белым карликом или тоже нейтронной звездой. Подобные системы появляются 60 раз в 1 млн. лет. Пульсар удален от Солнечной системы на 25 000св лет.

С Земли были заметны периодические вспышки радиоизлучения вплоть до 2010 г. Сейчас пульсар незаметен. Ученые говорят, что система вновь станет видна в 2170 г.

NGC 6804

Планетарная туманность NGC 6804, или K 45-4.1, которую открыл У. Гершель в 1791 г. более заметна на ночном небе, чем NGC 6803. Туманность удалена от нас на 2800 св. лет. Ее видимая величина 12 m.

Объект NGC 6760

Это шаровое скопление впервые обнаружил английский астроном Джон Хайдн в 1845г. Оно имеет звездную величину в 9 единиц.

Туманности Барнарда

Пара туманностей 142 и 143 находятся к северо-западу от Гаммы Орла и видны на небе в обычный бинокль. Выглядят как пара пятен необычной формы. Туманности отстоят от нас приблизительно на 2000 св лет.

NGC 6751

Туманность NGC 6751 или PK 29-5 отстоит от нас на 18 430 световых лет. Ее видимая звездная величина составляет около 12 m.

Созвездие Орла имеет богатую историю и содержит много интересных космических объектов, которые еще предстоит изучить.

Звезда Демона

Алголь ассоциировался с демонами, монстрами и подобными существами в разных культурах на протяжении всей истории. Греки ассоциировали звезду с Медузой Горгоной — мифическим существом с волосами из змей и лицом настолько ужасающим, что оно превращало тех, кто смотрел на нее в камень.

Птолемей называл звезду «ton en gorgonio o lampros», что означает «яркая из тех, кто в голове Горгоны». Три более тусклые звезды, которые он описал как лежащие в голове Горгоны, были Пи, Ро и Омега Персея. Эти звезды традиционно известны как Горгона Секунда (Pi Персея), Горгона Терция (Ро Персея) и Горгона Кварта (Омега Персея), а Алголь называется Горгона Прима. Гиппарх (ок. 190 – ок. 120 г. до н.э.) и Плиний Старший (23/24 – 79 н.э.) создали отдельное созвездие этих звезд и назвали его Головой Медузы.

Наблюдательные данные
Расстояние 93 ± 2 св. года (28,5 ± 0,7 пк)
Видимая звёздная величина (V) 2,12
Созвездие Персей
Физические характеристики
Масса 3,59/0,79/1,67 M
Радиус 2,3/3,0/0,9 R
Возраст < 3⋅108 лет
Температура 12 000/ 4500/ 8500 K
Светимость 98/3,4/4,1 L
Металличность неизвестно
Вращение 65 км/с

Post Views: 9 529

Рассеянные скопления в составе изучаемого созвездия

NGC 869 и NGC 884 рассеянное скопление Хи и Аш Персея

Если перевести взгляд немного в сторону от описанной ранее звезды эта Персей, можно без применения оптических приборов увидеть размытое светлое пятно, которое имеет неправильную форму. Уже в телескоп каждый различит в этом пятне целых два звездных скопления, разбросанных на небе. Они называются Хи и Аш Персея. Примечательно то, что в составе данных двух скоплений сосредоточено большое количество звезд.

Так, рассеянное скопление h Персей имеет звездную величину, равную 4,3m, а его диаметр составляет 56 световых лет. В составе данного рассеянного скопления можно насчитать около 350 звезд. h Персей расположилось на расстоянии 6200 св. лет от нас.

Хи и Аш Персея, любительский снимок

Второе рассеянное скопление — x Персей имеет аналогичную звездную величину, что и h Персей, — 4,3m. Диаметр скопления равен 77 световым годам. В данном скоплении сосредоточено близко трехсот звезд. Рассеянное скопление под названием x Персей расположено от Земли на удалении 6520 св. лет. Созерцание данных двух скоплений в телескоп предстает перед глазами наблюдателя поистине потрясающим зрелищем.

Небесные объекты созвездия Персей

• Мессье 34(M34, NGC 1039) – открытое скопление с визуальной величиной 5.5 и удаленность в 1500 световых лет. С возрастом в 200-250 миллионов лет вмещает примерно 400 звезд, а радиус – 7 световых лет. В середине 17 века его нашел астроном из Италии Джованни Батиста Годиерна. В 1764 году попало в каталог Мессье. При хороших условиях видимости напоминает размытое пятно севернее от Анголы до Гамма Андромеды.
  • Туманность Маленькая Гантель(Мессье 76, M76, NGC 650 и NGC 651) – планетарная туманность с визуальной величиной 10.1 и удаленностью в 2500 световых лет. В размере занимает 2.7 x 1.8 угловых минуты. В каталоге Мессье это один из наиболее сложных объектов для наблюдения. С самого начала у нее было два номера – NGC 650 и NGC 651, потому что казалось, что состоит из двух разных эмиссионных туманностей. Название – отсылка к туманности Гантель (Мессье 27) в созвездии Лисичка, на которую она похожа. В 1780 году ее нашел Пьер Мешен в 1780 году, а после добавлена в каталог Мессье. Впервые в качестве туманности ее признал астроном Гебер Кертис.
  • Скопление Альфа Персея(Melotte 20, Collinder 39) – открытое звездное скопление с видимой визуальной величиной 1.2 и удаленностью в 557-650 световых лет. Возраст – 50-70 миллионов лет. Вмещает несколько синих звезд, ярчайшая из которых – Мирфак. Сюда также входят Дельта, Эпсилон и Пси Персея.
  • Молекулярное облако Персея– гигантское молекулярное облако, расположенное в 600 световых годах. В размере занимает 6’x2′ и не отличается большой яркостью. Исключение – скопления IC 348 и NGC 1333. Оба – участки маломассивного звездообразования.
  • Скопление Персея(Abell 426) – скопление, вмещающее тысячи галактик. Отдаляется от нас на скорости 5366 км/с. Расположено в 240 миллионах световых лет.
  • 3C 83.1B– радиогалактика с визуальной величиной 12.63. Принадлежит эллиптической галактике NGC 1265. В размерах достигает 2.04’ x 1.74′. Классифицируется как радиогалактика Фанарофф и Райли класса 1 – одна из ярчайших точек радиоизлучения, расположенных в центре.
  • Двойное скопление в Персее(Колдуэлл 14, NGC 869 и NGC 884) – два ярких открытых скопления NGC 884 и NGC 869. Расположены в 7600 и 6800 световых лет. Возраст – 3.2 и 5.6 млн. лет. Суммарная видимая величина 4.3. Его можно найти невооруженным глазом, но, чтобы разделить визуально, потребуется телескоп. NGC 869 находится на западе с видимой величиной 5.3, а NGC 884 – на востоке, а его величина достигает 6.1. Скопление вмещает более 300 сверхгигантов. Ярчайшие звезды главной последовательности представлены спектральным классом B0. Оба движутся к нам со скоростью 21 км/с и 22 км/с.
  • NGC 1333– отраженная туманность с видимой величиной 5.6 и удаленностью в 1000 световых лет.  Находится в Молекулярном облаке Персея и в размере занимает 6’x3′.
  • NGC 1260– спиральная галактика с кажущейся величиной 14.3 и удаленностью в 250 миллионов световых лет. Вмещает сверхновую SN 2006gy (2006 год), которая стала вторым ярким объектом в наблюдаемой Вселенной.
  • Туманность Калифорния(NGC 1499) – эмиссионная туманность с визуальной величиной 6.0 и удаленностью в 1000 световых лет. Занимает 2.5° в длину и не особенно яркая, что затрудняет наблюдение. В 1884 году ее нашел астроном из Америки Э. Барнард. Называется именно так, потому что похожа на план Калифорнии.
  • Персей A(NGC 1275, Колдуэлл 24) – галактика сейфертовского типа 1.5, соответствующая радиогалактике Персей A, и расположена в центре Скопления Персея. Визуальная величина – 12.6, а удаленность – 237 миллионов световых лет. Это мощный источник радиоизлучения и рентгеновских лучей, поэтому полагают, что внутри скрывается сверхмассивная черная дыра. Состоит из двух галактик. Одна из них – галактика типа cD (гигантская эллиптическая галактика с большим гало звезд, расположенная вблизи центра галактического скопления), а вторая – высокоскоростная система (HVS), удаленная от нее на 200000 световых лет и, возможно, сливается со Скоплением Персея. Из-за огромной дистанции HVS не влияет на центральную галактику. NGC 1275 – доминирующая галактика размером в более 100000 световых лет. В галактике есть тонкая сеть окружающих нитей. Они должны были разрушиться из-за столкновений с другими галактиками, но этого не произошло. Полагают, что их удерживают сильные магнитные поля.
  • NGC 1058– галактика сейфертовского типа-2 с видимой величиной 11.82 и удаленностью в 27.4 миллионов световых лет. Удаляется от нас со скоростью 518 км/с, а относительно Млечного Пути – 629 км/с.

Мифология, связанная с созвездием

Созвездие Персея представляет греческого героя Персея и является одним из 6 созвездий, связанных с мифом о Персее. Персей был сыном Данаи, дочери царя Акрисия. Акрисий правил Аргосом, и после того, как оракул предсказал ему, что он умрет от руки собственного внука, он запер Данаю в темнице. Зевс влюбился в нее и принял облик золотого дождя, чтобы навестить ее. Когда дождь попал ей на колени, Даная забеременела. Акрисий узнал о беременности, и, как только Персей родился, царь запер дочь и внука в деревянный сундук и выбросил их в море.

Даная молилась Зевсу, и Бог услышал ее. Через несколько дней сундук выбросило на берег, и Персей с матерью очутились на острове Сериф. Рыбак по имени Диктис нашел их и забрал домой. Он воспитал Персея как собственного сына.

Однако на этом их беды не закончились. У Диктиса был брат, царь Полидект, который хотел заполучить Данаю себе. Персей защищал ее от посягательств царя, и Полидект придумал план, который должен был вывести Персея из игры. Он выдумал историю о помолвке с другой женщиной, Гипподамеей, дочерью царя Эномая Елисейского. Он попросил всех подарить ему и его невесте лошадей в качестве свадебного подарка. Поскольку у Персея не было лошадей и он не мог позволить себе купить их, царь послал юношу принести ему голову Медузы Горгоны.

Медуза была одной из трех отвратительных сестер, у которых были клыки, медные руки, золотые крылья и лица, покрытые драконьей чешуей. Это были дочери морского бога Форсиса и его сестры Цето. Их взгляд мог превратить любого, кто смотрел на них, в камень.

Медуза была единственной смертной сестрой. Богиня Афина прокляла её. До проклятия она славилась своей красотой, особенно волосами. После прокляия у нее были змеи вместо волос, что отличало ее от двух других Горгон.

Полидект ожидал, что Персей погибнет при попытке убить Горгону, но он недооценил союзников Персея на Олимпе. Афина дала герою бронзовый щит, а Гефестм- алмазный меч. Аид подарил ему шлем, который сделал его невидимым, а Гермес — крылатые сандалии.

Идя по следу людей, превращенных в камень Медузой и ее сестрами, Персей нашел Горгон. На нем был шлем, который делал его невидимым, и он мог подкрасться к сестрам. Как только они уснули, Персей обезглавил Медузу, используя свой щит, чтобы увидеть ее отражение, так как он не мог смотреть на нее прямо, не превратившись в камень. Миф гласит,что когда Медуза умерла, крылатый конь Пегас и воин Хрисаор, полностью вооруженный, образовались из ее тела. Они были потомками Горгоны и морского бога Посейдона.

По дороге домой Персей остановился отдохнуть в царстве Атласа. Атлас отказал ему в гостеприимстве, и Персей использовал голову Медузы, чтобы превратить его в камень. Позже Персей наткнулся на принцессу Андромеду, прикованную к скале и оставленную умирать ее родителями, царем Цефеем и царицей Кассиопеей, чтобы умилостивить морского чудовища. Персей спас Андромеду и забрал ее с собой домой.

Вернувшись домой в Серифос, Персей обнаружил, что его мать и приемный отец Диктис прячутся от Полидекта в храме. Персей отправился к царю и, встреченный враждебно, использовал голову Горгоны, чтобы превратить Полидекта и его последователей в камень.

Старое пророчество о том, что царь Акрисий был убит своим внуком, в конце концов сбылось. На соревнованиях по легкой атлетике Персей бросил диск, который случайно попал в Акрисия и убил его.

Древняя Коринфская ваза с изображением Персея, Андромеды и Кита (Cetus)

Персей и Андромеда лежат рядом на небе. Морское чудовище Кит, также находится поблизости , как и крылатый конь Пегас.

Персей обычно изображается с головой Медузы в одной руке и украшенным драгоценными камнями мечом в другой. Голова Горгоны представлена знаменитой переменной звездой Алголь (Бета Персея).

Главные составляющие Пегаса

Эниф

Эпсилон Пегаса или Эниф

Скажем для начала пару слов о главных звездах в созвездии. Самая яркая из них Эниф, она же эпсилон Пегаса. Несмотря на то, что обозначена пятой буквой греческого алфавита, она обладает звездной величиной 2,39m. Эниф, что в переводе с арабского означает «нос коня», упоминается еще как Ос или Фом. Данная звезда — особенна, и в первую очередь тем, что относится к сверхгигантам.

Шеат

Бета Пегаса или Шеат

Следующая по яркости звезда – это Шеат или бета Пегаса. С арабского ее название можно переводить как «колено» или «плечо». Данная звезда относится к красным гигантам и обладает непостоянной звездной величиной 2,47m. Шеат – характерная переменная звезда, поэтому звездная величина ее может меняться в пределах 2,31m…2,74m. Объяснить данное обстоятельство можно пульсациями самой звезды, а также наличием вокруг нее газовой оболочки, которая создана, стекающим с Шеат, звездным ветром.

Макраб

Маркаб

Третья по яркости звезда в рассматриваемом созвездии – это Макраб. Перевод данного традиционного названия с арабского языка означает «седло» либо «повозка». Звездная величина Макраб составляет 2,49m. Данное небесное светило располагается в самом конце звездной эволюции, представленной на главной последовательности диаграммы имени Герцшпрунга-Рассела. Наблюдения звезды позволяют утверждать, что она скоро войдет в стадию сгорания гелия и станет красным гигантом. Такая же участь в скором ожидает и Солнце. Ученые считают, что свой звездный век Макраб закончит в качестве белого карлика.