Фотографии сатурна

Сатурн – журнал "все о космосе"

Марс в юности

Изображение: Кевин Гилл

Программный инженер Кевин Гилл, который съел собаку на создании виртуальных моделей, изобразил Марс таким, каким он мог быть в далеком прошлом. Современные находки марсохода «Кьюриосити» показали, что давным-давно на Марсе текла вода и была плотная атмосфера. На снимке нет красной пыльной поверхности, по которой лениво ползает марсоход, а напротив — океаны и горы, вулканы и атмосфера. Поразительное сходство с нашим родным «голубым шариком».

На изображении показан гигантский океан на одной стороне планеты, который вылился в долину Маринера (Valles Marineris) длиной около трех километров. Гилл также показал пики вулканов Pavonis Mons, Ascreaus Mons, Arsia Mons и крупнейшего в солнечной системе Olympus Mons, пробивающимися через атмосферу Марса. Все они находятся на вулканическом плато Tharsis Bulge и даже после терраформирования, наверное, останутся единственными коричневыми и сухими на вид объектами Марса.

Структура колец Сатурна

На этом изображении показаны самые высокие структуры, найденные на главных кольцах Сатурна. По данным НАСА: «Вертикальные структуры, среди самых высоких, встречающихся в главных кольцах Сатурна, резко поднимаются с краю кольца Сатурна B. Фото получено станцией «Кассини».

Что же увидели «Вояджеры» в системе Сатурна? Уникальную тонкую структуру колец, рельеф спутников, детали на облачном слое атмосферы планеты и многое другое. Оказалось, что в действительности у Сатурна не шесть-семь, а несколько тысяч (а возможно, и сотен тысяч) отдельных колец. Вся система колец на фотографиях напоминает бороздки на грампластинках или круги на воде. В районе кольца F, которое, в свою очередь, состоит из десятка отдельных колец, обнаружены три узких кольца, переплетающихся между собой как пряди кос. Кроме того, в этих кольцах видны петли. На фотографиях колец обнаружена удивительная деталь – радиальные «спицы» или пальцы, простирающиеся на тысячи километров через наиболее яркие области колец. Эти образования назвали Споками. Оказалось, что они встречаются на рисунках наблюдателей еще в прошлом веке.

Однако и наблюдения с борта космических аппаратов не разъяснили загадок спок. Они вращаются «твердотельно», не подчиняясь кеплеровскому закону скоростей. Период их обращения совпадает с периодом обращения магнитосферы вокруг Сатурна. Предполагают, что споки представляют собой заряженную тонкую ледяную взвесь или пыль, удерживаемую электрическим полем над кольцами.

Планеты Солнечной системы
Уран·
Нептун

Карта небесных угроз Земли

NASA

Космическое агентство NASA пристально наблюдает и тщательно классифицирует все потенциально опасные объекты, которые могут угрожать, в большей или меньшей мере, Земле и существованию человечества. В настоящее время в каталоге ПОО уже 1397 объектов, и он постоянно обновляется и пополняется (хотя и не так быстро, как раньше).

В августе NASA составило карту траектории движения всех потенциально опасных для Земли тел, за которыми ведется наблюдение. Теперь мы не профукаем тот самый эпический момент, но сколько от этого будет радости — сложно сказать. Если расстояние одного из таких объектов до нашей Земли составляет менее 7,4 миллиона километров и при этом его размер в поперечнике составляет более 100 метров — будьте уверены, что NASA за ним постоянно следит.

«Кассини»: лучшие снимки зонда на орбите Сатурна

Миссия зонда «Кассини» началась в уже далеком 1997 году.

Верхний снимок на фоне нашей планеты был сделан в августе 1999 года. Путешествие в 3 млрд км продолжалось около семи лет.

К середине 2004 года «Кассини» наконец достиг орбиты Сатурна с его характерными кольцами. Этот снимок сделан 7 мая 2004 года, когда аппарат находился в 28,2 млн км от планеты:

А этот — уже 26 мая того же года:

Но вернемся немного назад. Сатурн — шестая планета, считая от Солнца. По пути к нему «Кассини» пролетел мимо другого газового гиганта — Юпитера. Это южный полюс Юпитера:

Вокруг Сатурна вращается несколько десятков естественных спутников самого разного размера и формы, и это не считая колец, состоящих из бесчисленных мелких частиц. Самые крупные из них не превышают нескольких метров в диаметре.

НАСА ждет от зонда «Кассини» новых фотографий колец Сатурна

Это Янус, на нем виден большой кратер. Снимок сделан в 2009 году:

Спутники расположены на большем удалении от гигантской планеты, чем ее кольца. Янус — один из самых близких спутников. Уже 12 лет «Кассини» последовательно изучал луны Сатурна, а до колец добрался только сейчас.

Энцелад заметно крупнее, чем Янус, и расположен дальше от Сатурна. Он покрыт льдом. «Кассини» сделал этот снимок в октябре 2015 года, когда он подныривал под южный полюс Энцелада:

Гиперион — один из дальних спутников Сатурна, и «Кассини» посетил его на одном из ранних этапов экспедиции, еще в 2005 году. Гиперион отличается неправильной формой и изрыт глубокими кратерами:

Япет — третий по величине из спутников Сатурна. Так же, как Луна по отношению к Земле, Япет всегда обращен к своей планете одной и той же стороной. А вот это — оборотная сторона Япета. Этот снимок заслужил сравнение с символом «инь-ян»:

И, конечно, самый большой из спутников Сатурна — Титан. Здесь он запечатлен на фоне самого Сатурна:

На фотографиях Титана из космоса нельзя различить кратеры и другие особенности рельефа, как на других спутниках Сатурна: их скрывает собственная плотная атмосфера этого небесного тела. Однако на Титане есть океаны и участки суши, даже острые горные вершины. Чтобы их рассмотреть, «Кассини» отправлял в атмосферу спутника специальный зонд «Гюйгенс»; это панорамный снимок с него:

В течение экспедиции «Кассини» фотографировал и сам Сатурн с ракурсов, которые ранее были недоступны. Это северный полюс Сатурна. Ученые НАСА пока не поняли, что там происходит:

А вот свежих фотографий колец Сатурна пока нет. Они будут появляться в ближайшие месяцев пять — пока у «Кассини» не закончится топливо.

Атмосфера и строение

Полярное сияние над северным полюсом Сатурна. Сияния окрашены в голубой цвет, а лежащие внизу облака — в красный. Прямо под сияниями видно обнаруженное ранее шестиугольное облако

Верхние слои атмосферы Сатурна состоят на 96,3 % из водорода (по объёму) и на 3,25 % — из гелия (по сравнению с 10 % в атмосфере Юпитера). Имеются примеси метана, аммиака, фосфина, этана и некоторых других газов. Аммиачные облака в верхней части атмосферы мощнее юпитерианских. Облака нижней части атмосферы состоят из гидросульфида аммония (NH4SH) или воды.

По данным «Вояджеров», на Сатурне дуют сильные ветры, аппараты зарегистрировали скорости воздушных потоков 500 м/с. Ветра дуют в основном в восточном направлении (по направлению осевого вращения). Их сила ослабевает при удалении от экватора; при удалении от экватора появляются также и западные атмосферные течения. Ряд данных указывают, что циркуляция атмосферы происходит не только в слое верхних облаков, но и на глубине, по крайней мере, до 2 тыс. км. Кроме того, измерения «Вояджера-2» показали, что ветры в южном и северном полушариях симметричны относительно экватора. Есть предположение, что симметричные потоки как-то связаны под слоем видимой атмосферы.

В атмосфере Сатурна иногда появляются устойчивые образования, представляющие собой сверхмощные ураганы. Аналогичные объекты наблюдаются и на других газовых планетах Солнечной системы (Большое красное пятно на Юпитере, Большое тёмное пятно на Нептуне). Гигантский «Большой белый овал» появляется на Сатурне примерно один раз в 30 лет, в последний раз он наблюдался в 2010 году (менее крупные ураганы образуются чаще).

Британские астрономы обнаружили в атмосфере Сатурна новый тип полярного сияния, которое образует кольцо вокруг одного из полюсов планеты

В отличие от Юпитера полярные сияния Сатурна не связаны с неравномерностью вращения плазменного слоя во внешних частях магнитосферы планеты. Предположительно, они возникают из-за магнитного пересоединения под действием солнечного ветра. Форма и вид полярных сияний Сатурна сильно меняются с течением времени. Их расположение и яркость сильно связаны с давлением солнечного ветра: чем оно больше, тем сияния ярче и ближе к полюсу. Среднее значение мощности полярного сияния составляет 50 ГВт в диапазоне 80—170 нм (ультрафиолет) и 150—300 ГВт в диапазоне 3—4 мкм (инфракрасный).

Во время бурь и штормов на Сатурне наблюдаются мощные разряды молнии. Электромагнитная активность Сатурна, вызванная ими колеблется с годами от почти полного отсутствия до очень сильных электрических бурь.

28 декабря 2010 года «Кассини» сфотографировал шторм, напоминающий сигаретный дым. Ещё один, особенно мощный шторм, был зафиксирован 20 мая 2011 года.

Шестиугольное образование на северном полюсе

Гексагональное атмосферное образование на северном полюсе Сатурна

Странная структура облаков показана на инфракрасном изображении, полученном обращающимся вокруг Сатурна космическим аппаратом «Кассини» в октябре 2006 года. Изображения показывают, что шестиугольник оставался стабильным все 20 лет после полёта «Вояджера», причём шестиугольная структура облаков сохраняется во время их вращения. Отдельные облака на Земле могут иметь форму шестиугольника, но, в отличие от них, шестиугольник на Сатурне близок к правильному. Внутри него могут поместиться четыре Земли. Предполагается, что в районе гексагона имеется значительная неравномерность облачности. Области, в которых облачность практически отсутствует, имеют высоту до 75 км.

Полного объяснения этого явления пока нет, однако учёным удалось провести эксперимент, который довольно точно смоделировал эту атмосферную структуру. 30-литровый баллон с водой поставили на вращающуюся установку, причём внутри были размещены маленькие кольца, вращающиеся быстрее ёмкости. Чем больше была скорость кольца, тем больше форма вихря, который образовывался при совокупном вращении элементов установки, отличалась от круговой. В этом эксперименте был получен, в том числе, и 6-угольный вихрь.

Поверхность Венеры

Снимок: станция «Магеллан»

Долгое время поверхность Венеры скрывалась от любопытства земных исследователей. Невероятно тщательно ее охраняли густые облака серной кислоты с высокой степенью отражения. Кроме того, большинство зондов, которые садились на поверхность Венеры, попросту сгорали в ее ядовитой и крайне недоброжелательной атмосфере. Те немногие, которым все-таки удалось «привенериться», подняться уже не смогли. По причине незнания того, что именно происходит за густыми венерианскими облаками, NASA даже планировало полет к «утренней звезде».

Рельеф Венеры удалось запечатлеть благодаря радиоволнам. Межпланетная станция NASA «Магеллан» четыре года (1990-1994) обращалась вокруг Венеры, собирая полную радиолокационную карту планеты. Изображение было смоделировано на основе данных, полученных от «Магеллана». Снимок и предыдущие данные о качестве поверхности Венеры окончательно положили конец надеждам освоить планету — при таких условиях это практически невозможно. Хотя планы по терраформированию все же имеются.

Лучшие фото “Кассини” — В мечтах о космосе

Всего через несколько часов аппарат «Кассини», с 2004 года находящийся на орбите Сатурна,  сфотографирует нашу планету.  Конечно, Земля не единственная и даже не главная цель сегодняшнего исследования, но думаю многим было бы интересно взглянуть на маленькую голубую точку с расстояния 1,44 миллиарда километров. Что интересно, практически одновременно с Кассини, 19 и 20 июля Землю будут фотографировать находящийся на орбите Меркурия аппарат «MESSENGER».

До Сатурна, «Кассини» посетил Юпитер и сделал ряд снимков крупнейшей планеты Солнечной системы. На представленном фото один из самых известных спутников газового гиганта Ио, славящийся своей вулканической активностью.

Два «Титана». Крупнейший спутник Сатурна на фоне планеты.

Тигровые полосы Энцелада — одного из самых геологических активных и необычных тел Солнечной системы.

Огромная тень от планеты ложится на кольца Сатурна.

Вспышка солнечного света, отраженная от метанового озера на Титане.

Спутник Сатурна Прометей сфотографированный с расстояния приблизительно 34000 километров. Прометей еще называют «пастухом» кольца F.  Гравитационное поле Прометея создаёт изломы и петли в кольцах и спутник как бы «крадёт» из них материал.

Прометей создает возмущение в кольце F.

Равноденствие на Сатурне.

Непривычный ракурс, с которого кольца Сатурна практически не видны.

Ледяное извержение на Энделаде. Считается что выбрасываемое со спутника вещество является источником, питающим внешнее кольцо Сатурна, известное как «Кольцо F»

Спутник Сатурна Мимас. Огромный кратер Гершеля, оставшийся в наследство от древнего катастрофического столкновения, чуть не расколовшего спутник пополам, делает его чем-то похожим на Звезду смерти.

Спутник Сатурна Гиперион. Необычный внешний вид обусловлен последствиями нескольких катастрофических столкновений на раннем этапе формирования солнечной системы. Плотность Гипериона настолько мала, что он, вероятно, состоит на 60 % из обычного водяного льда с небольшой примесью камней и металлов, а основную часть его внутреннего объёма составляют пустоты

Тень от колец Сатурна на поверхности планеты.

Шторм на Сатурне.

Мимас на фоне колец Сатурна.

Тень от Титана на поверхности Сатурна.

Четыре спутника Сатурна и его кольца на одном снимке.

Титан. До миссии «Кассини-Гюйгенс» нам было известно не так и много о том, что происходит на его скрытой облачным покровом поверхности.

Сатурн и его кольца.

Еще немного колец Сатурна.

Япет — “недокрашенный” спутник Сатурна. Он знамент своим радикальным отличием в окраске полушарий. Ведущее полушарие Япета чёрное, как копоть (альбедо 0,03—0,05), а ведомое, имеет альбедо около 0,5—0,6 и блестит почти столь же ярко, как свежевыпавший снег. Другая уникальная особенность Япета — ряд горных хребтов и отдельных вершин, который тянется вдоль его экватора и известен как стена Япета.

Кольца Сатурна. Просвечивающая через них звездочка – планета Венера.

А вот предыдущее явление Земли на фотографиях Кассини. Но в отличии от этой, сегодняшняя съемка будет вестись в естественных цветах.

Ожидается что «Кассини» продолжит свою работу как минимум до сентября 2017 года.

Часто задаваемые вопросы

Что такое Сатурн?

Сатурн – газовый гигант, состоящий в основном из водорода и гелия. Другими планетами-гигантами в нашей Солнечной системе являются Юпитер, Уран и Нептун. Эти планеты также называют планетами группы Юпитера.

Какого цвета Сатурн?

Атмосфера Сатурна состоит в основном из водорода и гелия со следами аммиака, фосфина и углеводородов, что придает планете пастельный желтовато-коричневый цвет.

Кто открыл Сатурн?

Газовый гигант известен с доисторических времен; древние астрономы систематически наблюдали Сатурн и следили за его движением. Галилео Галилей был первым, кто наблюдал планету с помощью примитивного телескопа в 1610 году. О существовании колец Сатурна не было известно до 1659 года, когда голландский астроном Христиан Гюйгенс обнаружил их при помощи более мощного телескопа.

Сколько колец у Сатурна?

Сатурн имеет семь больших колец, названных буквами латинского алфавита в порядке их открытия. Основные кольца — A, B и C — более плотные и содержат более крупные частицы. Менее яркие D, E и G также известны как «пылевые кольца» из-за небольшого размера их частиц. Узкое внешнее кольцо F довольно плотное, но оно также содержит множество мелких частиц, что затрудняет его категоризацию. Большие кольца состоят из тысяч более узких колец, их точное количество неизвестно.

Сколько спутников у Сатурна?

На данный момент ученые обнаружили 146 спутников Сатурна: 66 из них известны, а еще 80 ожидают подтверждения своего открытия и получения официального названия. Естественные спутники газового гиганта различаются по размеру, форме и составу. Некоторые из них совершают полный оборот вокруг Сатурна за полдня, в то время как другим требуется около четырех земных лет, чтобы один раз облететь планету.

Почему Юпитер плотнее Сатурна?

Юпитер в три раза массивнее Сатурна и, как следствие, обладает большей гравитацией. Благодаря ей самая большая планета Солнечной системы является более плотной, чем Сатурн. Читайте больше о Юпитере в нашей тематической статье.

Пригоден ли Сатурн для жизни?

Сатурн не удовлетворяет условиям, необходимым для существования известных нам форм жизни. Однако некоторые спутники газового гиганта, в частности Титан и Энцелад, могут обладать условиями, пригодными для жизни. Поверхность Титана — одно из самых похожих на Землю мест во всей Солнечной системе, а на Энцеладе находится подземный океан, содержащий компоненты, необходимые для возникновения жизни.

А вы знали?

• Сатурн — единственная планета Солнечной системы, средняя плотность которой меньше плотности воды: если бы существовала гигантская ванна, в которую можно было бы поместить планету, Сатурн плавал бы в ней и не тонул!

• Газовый гигант покрыт слоями облаков и может похвастаться чрезвычайно сильными ветрами: их скорость может достигать 1800 километров в час, в то время как самые сильные ветры на Земле имеют скорость лишь около 396 километров в час.

• Одной из уникальных особенностей планеты является устойчивое атмосферное образование на северном полюсе газового гиганта, известное как шестиугольник Сатурна.

• В момент противостояния Сатурна его кольца кажутся исключительно яркими — это явление известно как скачок противостояния или эффект Зелигера.

• Хотя кольца Сатурна самые яркие и самые известные в Солнечной системе, другие три планеты-гиганта — Юпитер, Уран и Нептун — также имеют системы колец.

Узнайте больше интересных фактов о планетах Солнечной системы в нашем увлекательном квизе. Пройдите тест и расширьте свои космические знания!

Полет

Запуск «Кассини» и прикрепленного к нему «Гюйгенса» состоялся в 1997 году 15 октября. Для вывода аппарата в космос понадобилась специальная, особая ракета-носитель «Титан-4Б» и дополнительный блок для разгона под названием «Кентавр». По многим причинам (прямой дороги в любой из галактик не существует) первоначальным направлением «Кассини» стала Венера.

Для того, чтобы разогнаться, аппарат в течении двух лет использовал гравитационные поля трех планет. Тем не менее, до встречи с планетой – пунктом назначения – он находился в своеобразном анабиозе: все его системы использовались лишь на пару процентов.  И вот, зимой 2000 года «Кассини» наконец-то прошел мимо Сатурну, активизировался и сделал свои первые снимки, изображающие «Великана» в подобной лунной первой четверти, что с Земли увидеть практически не представляется возможным.

Правда, перед тем, как максимально близко приблизится к величественному Сатурну, «Кассини» проходил мимо его не менее загадочного спутника – Феба, чьи снимки передал на Землю. Они оказались настоящей сенсацией: впервые этот объект был рассмотрен так хорошо. Фотографии показали, что Феб очень похож на астероид, что он имеет неправильную форму, что его размеры равны примерно двумстам километрам. Также было обнаружено, что этот спутник по большей части состоит изо льда, чем сильно напоминает Харона, что значит, что Феб куда более близок по своей структуре к кометам, нежели к астероидам. Это открытие определенно приближает человечество к разгадке большинства тайн системы Сатурна.

Солнечные блики на ледяных кольцах Сатурна

Самым важным этапом для «Кассини» само собой стал вход на орбиту «Великана». Он состоялся при помощи специального маневра торможения первого июля 2004 года. В то время он сумел даже пройти между двумя кольцами (F и G). Несколько раз столкнувшись с препятствиями, но оставшись без значительных повреждений аппарат максимально близко подошел к Сатурну и оказался на его орбите. После этого достижения «Кассини» пришлось сделать 74 оборота вокруг планеты в течение четырех лет, преодолевая огромное расстояние, равное 1,7 миллиарда километров, и изучая и поверхность Сатурна, и его спутников

Среди последних особое внимание определенно уделено Титану – было решено совершить 45 оборотов вокруг него

Полумесяцы Сатурна и Титана

Исследования Христиана Гюйгенса

Памятник Христиану Гюйгенсу в Роттердаме

В 1659 г. Христиан Гюйгенс ван Зёйлихем своими наблюдениями подтвердил идеи Галилея: два спутника, замеченные Галилеем обе стороны Сатурна, оказались ушками плоского кольца, вследствие чего оно бывает раскрытым, а иногда исчезает (в том случае, когда Сатурн поворачивается к земному наблюдателю ребром). Однако первым сатурново чудо в виде тонкого кольца, «которое не касается к нему и наклонено к эклиптике» увидел именно Гюйгенс.

Гипотезу о кольце Сатурна ученые долго не воспринимали всерьез. Кое-кто считал, что это эффект отражения света от поверхностей линз телескопа. Но постепенно идея кольца, выдвинутая Гюйгенсом, все больше и больше овладевала умами. В 1662 году была замечена тень от кольца на Сатурне, что свидетельствовало в пользу того, что это какое-то реальное вещество, а не мираж.

Затем было установлено, что кольцо разделяется промежутком на два кольца (внешнее и внутреннее). Внешнее, в свою очередь, разделяется на две части еще более темным промежутком. Наконец, в 1850 году было открыто третье кольцо, находящееся среди уже известных колец.

Миссии на Сатурн

Сатурн не так уж часто становился объектом космических исследований. Первым космическим аппаратом, посетившим планету, был “Пионер-11”, запущенный НАСА в 1973 году. Он сделал изображения Сатурна в низком разрешении и обнаружил тонкое кольцо F. В 1977 году НАСА запустило еще две миссии, “Вояджер-1” и “Вояджер-2”, которые предоставили ученым ценные данные о Сатурне, его спутниках и кольцах, а также тысячи изображений в высоком разрешении. Корабли-близнецы все еще продолжают свое долгое путешествие: они исследуют межзвездное пространство, ранее не посещаемое земными космическими кораблями.

Запущенная в 1997 году автоматическая межпланетная станция “Кассини-Гюйгенс” была четвертым космическим аппаратом, посетившим Сатурн и первым, вышедшим на его орбиту. Миссия включала в себя станцию “Кассини” НАСА и зонд “Гюйгенс” ЕКА, который стал первым искусственным объектом, достигшим поверхности Титана и совершившим посадку во Внешней Солнечной системе. Более того, “Кассини” был первой миссией, которая исследовала внеземной океан. Миссия завершилась в 2017 году; космическая станция совершила 293 оборота вокруг Сатурна.

В 2027 году будет запущена еще одна миссия к Сатурну. Миссия НАСА “Дрэгонфлай” прибудет на Титан в 2036 году, чтобы исследовать этот спутник и его жизнепригодность.

Взгляд из космоса на северное сияние

Снимок: Майк Хопкинс, МКС

Этой фотографией Майк Хопкинс, один из астронавтов МКС, поделился на своей страничке в Instagram. Снимок был сделан за несколько дней до того, как агентство NASA было временно закрыто, а опубликован сразу после возобновления его работы. Солнце, которое и ответственно за проявление северного сияния, сейчас находится на пике своего 11-летнего цикла активности, хотя это и самый слабый цикл за историю исследования космоса. Многие отдали бы многое (извините за тавтологию) ради того, чтобы взглянуть на северное сияние на севере (и еще раз извините) своими глазами. Но вид из космоса на это проявление магнитного поля Земли открывается вообще космический.

Спутники

Крупнейшие спутники — Мимас, Энцелад, Тефия, Диона, Рея, Титан и Япет — были открыты к 1789 году, однако и по сегодняшний день остаются основными объектами исследований. Диаметры этих спутников варьируются в пределе от 397 (Мимас) до 5150 км (Титан), большая полуось орбиты от 186 тыс. км (Мимас) до 3561 тыс. км (Япет). Распределение по массам соответствует распределению по диаметрам. Наибольшим эксцентриситетом орбиты обладает Титан, наименьшим — Диона и Тефия. Все спутники c известными параметрами находятся выше синхронной орбиты, что приводит к их постепенному удалению.

Спутники Сатурна

Луны

Другие основные спутники также имеют характерные особенности. Так, Япет имеет два полушария с разным альбедо (0,03—0,05 и 0,5 соответственно). Поэтому, когда Джованни Кассини открыл данный спутник, то обнаружил, что он виден только тогда, когда он находится по определённую сторону от Сатурна. Ведущее и заднее полушария Дионы и Реи также имеют свои отличия. Ведущее полушарие Дионы сильно кратерировано и однородно по яркости. Заднее полушарие содержит тёмные участки, а также паутину тонких светлых полосок, являющихся ледяными хребтами и обрывами. Отличительной особенностью Мимаса является огромный ударный кратер Гершель диаметром 130 км. Аналогично Тефия имеет кратер Одиссей диаметром 400 км. Энцелад согласно изображениям «Вояджер-2» имеет поверхность с участками разного геологического возраста, массивными кратерами в средних и высоких северных широтах и незначительными кратерами ближе к экватору.

По состоянию на февраль 2010 г. известно 62 спутника Сатурна. 12 из них открыты при помощи космических аппаратов: «Вояджер-1» (1980), «Вояджер-2» (1981), «Кассини» (2004—2007). Большинство спутников, кроме Гипериона и Фебы, имеет синхронное собственное вращение — они повёрнуты к Сатурну всегда одной стороной. Информации о вращении самых мелких спутников нет. Тефии и Дионе сопутствуют по два спутника в точках Лагранжа L4 и L5.

В течение 2006 г. команда учёных под руководством Дэвида Джуитта из Гавайского университета, работающих на японском телескопе Субару на Гавайях, объявляла об открытии 9 спутников Сатурна. Все они относятся к так называемым нерегулярным спутникам, которые отличаются ретроградной орбитой. Период их обращения вокруг планеты составляет от 862 до 1300 дней.

В 2015 году впервые были получены качественные снимки с изображением одного из спутников Тефии с хорошо освещенным гигантским ударным кратером, названным Одиссеем.

Фотографии Земли и Луны с Кассини из системы Сатурна

Компьютерная симуляция положения наших планет в момент снимка 19 июля 203 года

Космический аппарат Кассини, который в настоящий момент вращается вокруг Сатурна, 19 июля 2013 года сделал снимки нашей планеты с расстояния 1,445 млрд. километров.

Фото Кассини, полученное через слабое, диффузное кольцо Сатурна E: Земля видна как синяя точка света слева; Луна гораздо слабее, белого цвета и справа.

В этом изображении, полученном 19 июля 2013 года, широкоугольная камера Кассини поймала кольца, нашу планету и ее спутник в один кадр.

Земля и Луна: фото Кассини НАСА (слева) и космического аппарата MESSENGER (справа), 19 июля 2013 года. Наша планета видна в виде синей точки справа по середине, а Луну можно рассмотреть как слабый выступ с правой стороны.

Фотографии Земли и Луны с Кассини из системы Сатурна, были составлены из необработанных (RAW) снимков, которые были переданы на следующий день — 20 июля. Изображения были сделаны с использованием RED, GRN, BL1, CL1 и CL2 фильтров.

Земля и Луна, фото Кассини

На фотографии видны: яркий объект в центре — это Земля, и чуть ниже и левее это Луна. Два длинных луча, выходящих сверху и снизу Земли, появились из-за растекания заряда по матрице. Этот эффект известен как блуминг.

Необработанный снимок Кассини

На обычных фотоаппаратах стоят антиблуминговые цепи, которые отводят лишние электроны, не поместившиеся в яму для фотоэлектронов в ячейке. Но в космических аппаратах такая схема не применяется и блуминг можно увидеть, на спутниковых фотографиях и снимках межпланетных зондов.

Фотография без блуминга

Помимо нашей планеты, космический аппарат снимал разрежённое кольцо Сатурна E, которое и было его основной научной миссией.

Анимация движения Энцелада в кольце Сатурна E

Энцелад является основным поставщиком материала в это разрежённое кольцо. Также помимо всего прочего, предлагаю посмотреть на анимацию движения полярного вихря на Титане, который снял зонд за несколько дней до этого.

Анимация движения полярного вихря на Титане, составленная из 46 снимков

Полярный вихрь на Титане, снимки получены 11 июля 2013. Спутник в момент съемки находился на расстоянии 191,000 — 230,000 километров.

Сатурн и Земля на одном фото

Панорамное фото, созданное любителями из снимков космического аппарата Кассини. Можно сравнить ожидаемое фото (в заголовке статьи) с полученным.

Последовательность снимков Сатурна, компьютерная модель

Эти два композитных снимка были сделаны 19 июля 2013 года и переданы 20 июля 2013 года. В момент съемки Сгигант находился на расстоянии 1, 379 млн. км от Кассини. При создании фото были использованы CL1, CL2, RED, GRN и BL1 фильтры.

Земля и кольца Сатурна

Тоже, но с другого ракурса

comments powered by HyperComments

Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!

Просмотров записи: 3645