Александр александрович фридман

Александр фридман — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Примечания

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Фридман, Александр Александрович» в других словарях:

Дата рождения: 16 июня 1888 Место рождения: Петербург, Российская империя Дата смерти: 16 сентября 1925 Место смерти: Ленинград, СССР Нау … Википедия

Энциклопедия «Авиация»

Фридман Александр Александрович
— А. А. Фридман Фридман Александр Александрович (18881925) советский учёный, один из создателей современной динамической метеорологии, профессор (1918), доктор физико математических наук (1922). Окончил Петербургский университет (1910) … Энциклопедия «Авиация»

Фридман Александр Александрович
— А. А. Фридман Фридман Александр Александрович (18881925) советский учёный, один из создателей современной динамической метеорологии, профессор (1918), доктор физико математических наук (1922). Окончил Петербургский университет (1910) … Энциклопедия «Авиация»

Фридман Александр Александрович
— А. А. Фридман Фридман Александр Александрович (18881925) советский учёный, один из создателей современной динамической метеорологии, профессор (1918), доктор физико математических наук (1922). Окончил Петербургский университет (1910) … Энциклопедия «Авиация»

— (1888 1925) российский математик и геофизик. В 1922 24 установил, что уравнения тяготения Эйнштейна имеют нестационарные решения, что легло в основу современной космологии. Один из создателей современной теории турбулентности и школы динамической … Большой Энциклопедический словарь

Советский учёный, один из создателей современной динамической метеорологии. Окончил Петербургский университет (1910). В 1913 начал работать в Павловской аэрологической обсерватории. В 1914 17… … Большая советская энциклопедия

— (1888 1925) советский учёный, один из создателей современной динамической метеорологии, профессор (1918), доктор физико математических наук (1922). Окончил Петербургский университет (1910). С 1913 работал в Павловской аэрологической обсерватории … Энциклопедия техники

Род. 19 мая 1866 в СПб.; 1889 окончил СПб. консерваторию по классу композиции Римского Корсакова. С 1895 состоит капельмейстером струнного и духового оркестров л. гв. Преображенского полка, с которыми 1897 ездил в Париж, Руан и др. Написал два… … Большая биографическая энциклопедия

— (1888 1925), математик и геофизик. В 1922 1924 нашёл нестационарные решения уравнений тяготения Эйнштейна, что легло в основу теории нестационарной (расширяющейся) Вселенной. Один из создателей современной теории турбулентности и отечественной… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Управление стрессом для делового человека , Фридман Александр, Щербатых Юрий Викторович, Галанцев Дмитрий Александрович. Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах.
    Управление стрессом — навык,…
  • , Тропп Э.А.. Вниманию читателей предлагается книга о жизни и научном творчестве классика советской науки А. А. Фридмана (1888-1925). Заметное место в ней занимает биографический очерк, включающий ряд…

Александр Семенович Фридман — управляющий партнер консалтинговой компании, действующий консультант по стратегическому развитию бизнеса.

С 1989 года в качестве учредителя и директора занимался оптовой торговлей и производством спортивного оборудования. В 1992 году, сохранив долевое участие в действующих компаниях, начинает заниматься бизнес — консалтингом. В консалтинге выбрал направление «Bussines Development»: управление комплексным развитием организации.

С 1993 года реализовал 83 крупных проектов (Латвия, Россия). Проекты затрагивали такие темы, как: разработка и внедрение стратегий развития бизнеса, реорганизация системы корпоративного управления, улучшение работы отделов продаж, разработка и реализация корпоративных программ обучения и развития персонала.

Бутлеров Александр Михайлович

Бутлеров Александр Михайлович российский химик, автор теории химического строения, создатель первой отечественной школы в органической химии. Родился 3 (15) сентября 1828 г. в г. Чистополь Казанской губернии. Рано лишившись, матери, Бутлеров воспитывался в одном из частных пансионов в Казани

В 1844 году он поступил в Казанский университет. В 1851 году Бутлеров защитил в Казанском университете магистерскую диссертацию «Об окислении органических соединений», а в 1854 году уже в Московском университете — докторскую диссертацию «Об эфирных маслах»

Спустя четыре года молодой Бутлеров выступил на заседании Парижского химического общества с докладом «О конституции тел вообще», который был встречен с большим интересом и привлек внимание научной общественности

Кроме университетских курсов, Бутлеров читал общедоступные лекции по химии, участвовал в работе Казанского экономического общества, публиковал статьи по ботанике, цветоводству, сельскому хозяйству. Большое значение для формирования научных интересов имела его командировка в 1857-58 в Европу, где Бутлеров ознакомился с лучшими химическими лабораториями и рядом химических предприятий.

Возвратившись в Казань, Бутлеров перестроил химическую лабораторию и продолжил исследования производных метилена. Открыв в 1858 г. новый способ синтеза иодистого метилена, выполнил серию работ, связанных с получением его производных. Синтезировал диацетат метилена, получил продукт его омыления — полимер формальдегида, а на основе последнего впервые получил (1861 г.) гексаметилентетрамин (уротропин) и сахаристое вещество «метиленитан», то есть осуществил первый полный синтез сахаристого вещества.

19 сентября 1861 года Александр Михайлович выступил на 36-м съезде немецких врачей и естествоиспытателей в городе Шпейер с докладом «О химическом строении вещества». Принципиально новым в его теории было положение о химическом (а не механическом) строении молекул (термин «химическое строение» принадлежит ему), под которым Бутлеров понимал способ соединения между собой составляющих молекулу атомов в соответствии с принадлежащим каждому из них определенным количеством химической силы (сродства). Бутлеров установил тесную связь между строением и химическими свойствами сложного органического соединения, что позволило ему доказать изомерию многих органических соединений, в том числе двух изомерных бутанов, трех пентанов и различных спиртов до амиловых включительно, а также объяснять и предсказывать возможные химические превращения. Бутлеров впервые объяснил явление изомерии тем, что изомеры — это соединения, обладающие одинаковым элементарным составом, но различным химическим строением. В свою очередь, зависимость свойств изомеров и вообще органических соединений от их химического строения объясняется существованием в них передающегося вдоль связей «взаимного влияния атомов», в результате которого атомы в зависимости от их структурного окружения приобретают различное «химическое значение».

Бутлеров предвидел, а затем и доказал существование позиционной и скелетной изомерии. Получив третичный бутиловый спирт, он сумел расшифровать его строение и доказал (совместно с учениками) наличие у него изомеров. В 1864 году Бутлеров предсказал существование двух бутанов и трех пентанов, а позднее и изобутилена. Александр Бутлеров впервые начал на основе теории химического строения систематическое исследование полимеризации, продолженное в России его последователями и увенчавшееся открытием С. В. Лебедевым промышленного способа получения синтетического каучука.

Огромная заслуга Бутлерова — создание первой русской школы химиков. Кроме химии, Бутлеров много внимания уделял практическим вопросам сельского хозяйства, садоводству, пчеловодству, а позднее также и разведению чая на Кавказе.

Во время третьей поездки за границу (1867-68) Бутлеров был избран профессором химии Петербургского университета. Вскоре он был избран экстраординарным (1871), а затем и ординарным (1874) академиком Петербургской АН. В петербургский период жизни Бутлеров продолжал экспериментальные работы, занимался совершенствованием теории химического строения В 1880-83 Бутлеров — президент Русского физико-химического общества.

В 1875 Бутлерову, после 25-летней службы, полагалась отставка, но Совет Петербургского университета дважды отодвигал этот срок на 5 лет. Последнюю лекцию Бутлеров прочитал 14 марта 1885.

Умер ученый от закупорки кровеносных сосудов 5 августа 1886 года.

Интересные факты из биографии Бутлерова А. М

Оказывается, что:

  • Помимо охоты Бутлеров с юности любил музыку. Часто подбирал на рояле аккомпанемент к услышанным песням немецких студентов, которые ему так нравились. Став старше, полюбил ходить в оперу. В деревне у него был рояль, под аккомпанемент которого он иногда с удовольствием пел.
  • Он был женат на племяннице писателя Аксакова. Женился в 23 года.
  • Преподавателями Бутлерова в университете были профессора Клаус и Зинин, уже известные на весь мир, а ректором Казанского университета в то время был сам Николай Иванович Лобачевский, знаменитый математик.

  • Отец Бутлерова хотел, чтобы тот стал именно математиком.
  • Неожиданно для человека с таким научным складом ума, Бутлеров интересовался спиритизмом (здесь снова вспоминаем Конан Дойла, хотя это было очень распространенным увлечением в XIX веке). Возможно, он пытался найти рациональное объяснение странным явлениям. А может, сыграл роль тот факт, что его тесть Аксаков был сторонником парапсихологии, да и сестра жены была замужем за известным медиумом.
  • Вопросы психики интересовали Бутлерова не меньше. В 14 лет он жил у одной из своих теток, которая страдала нервными припадками. С ней происходили обмороки и судороги, и ничего не помогало, пока однажды один врач не исцелил ее гипнозом. На Бутлерова это произвело большое впечатление.
  • Когда Александру Михайловичу полагалась отставка по выслуге лет, университетский совет попросил его задержаться еще на пять лет. Дважды.
  • В честь Бутлерова названы не только улицы во множестве городов России и Украины, и Химический институт в Казани, но и даже кратер на Луне.

Таким был этот выдающийся человек.

Опыт Майкельсона

Главным опытом по определению скорости в эфире стал опыт с интерферометром А.Майкельсона. Поскольку свет проходит расстояние «туда и обратно» поперек направления движения Земли быстрее, чем вдоль, эта разница должна фиксироваться по интерференционной картине, причем, картина должна изменяться при изменении ориентации интерферометра.

Рис. 2. Схема опыта Майкельсона.

Однако, многократное повторение опыта показало, что интерференционная картина не зависит от положения интерферометра.

Получалось, что никакого движения относительно эфира нет, а значит, само понятие «эфира» бессмысленно (оно вводилось как раз для объяснения движения относительно других Систем Отсчета).

Детство и юность

Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 г. в городе Ульм, на севере Германии. Его отец, Герман, был небогатым евреем и имел тогда небольшой бизнес по изготовлению матрасного наполнителя. Затем семья переезжает в Мюнхен, где отец и дядя Альберта занялись продажей электротоваров, но вынуждены были закрыть фирму из-за конкуренции.
Рис. 1. Альберт Эйнштейн. Во время чтения лекции (Вена, 1921)Альберт рос смышленым ребенком, хотя и имел проблемы с речью. Нормально разговаривать он начал очень поздно, в возрасте 7 лет. Его мать, Паулина, беспокоилась по этому поводу, считая его недалеким, и особенно потому, что он имел слишком большую голову и выпирающий затылок. Альберт рос необщительным, ему было интереснее заниматься чем-то в одиночестве. Дядя Альберта – Якоб, привил ему любовь к точным наукам, часто занимаясь вместе с ним математикой. Хотя мать Альберта боялась, что решение задач по математике для 5-летнего ребенка – это ненормально.
В 7-летнем возрасте его отдали в церковно-приходскую школу, а сам Альберт считал себя очень религиозным. Но в 12-летнем возрасте, под влиянием научных трудов таких великих гениев, как И. Кант и Евклид, его взгляды резко изменились. Он начал скептически относиться к религии, думая, что это оружие в руках манипуляторов, коими он считал церковь и священнослужителей. После окончания школы мальчик поступил в гимназию в городе Мюнхен. Отношения с учителями у него были напряженными. Они воспринимали его как ленивого и умственно отсталого ученика, из-за проблем с речью и некоторыми предметами. Мало того, что Альберт изучал только те науки, которыми интересовался, игнорируя такие дисциплины, как французский, немецкий, история, литература и ботаника, так он еще и спорил с преподавателями, считая, что они многого не знают и при этом сильно зазнаются.
Затем, в 1894 г. семья Эйнштейнов решила перебраться в Италию, Альберт тогда не получил свидетельство об окончании учебы. Он надеялся поступить в политехнический университет в Цюрихе, и для этого пешком отправился из Италии в Швейцарию. Но мечтам его тогда не суждено было сбыться, так как он не сдал экзамены по гуманитарной части. Тогда ректор этого учебного заведения порекомендовал ему поступить в школу на севере Швейцарии, затем прийти снова поступать в университет. Альберт последовал совету и в 1896 году уже находился на обучении в Политехникуме Цюриха.
Рис. 2. Альберт Эйнштейн в 14 лет

Первые шаги в науку

Как в воду глядели. После гимназии Бутлеров уже в 16 лет стал студентом Казанского университета, где здорово выделялся своим умом среди однокурсников, а едва перешагнув 20-летний порог, стал преподавателем. В 29 лет он и вовсе был избран профессором.

Но в студенческие годы Бутлерову тоже были не чужды разные проделки. Например, они с товарищами так пугали по вечерам суеверных прохожих: влезали друг другу на плечи и накрывались длинной шинелью, что издалека создавало иллюзию невероятно высокой фигуры.

Биография Александра Бутлерова пестрит такими безобидными выходками. Рассказывают, что атлетически сложенный Бутлеров запросто мог прийти с визитом и, не застав хозяев дома, скрутить кочергу в форме буквы «Б» и оставить ее как визитную карточку.

Это не мешало ему быть серьезным и основательным во всем, чем он занимался. Поначалу он больше внимания уделял энтомологии, в частности, его выпускная университетская работа была посвящена бабочкам. Его коллекция и по сей день хранится в зоологическом музее Казанского Федерального университета. Она пережила революцию, Великую Отечественную войну, оставшись в довольно хорошем состоянии. Специалисты говорят, что она не уникальна с научной точки зрения, но вполне грамотно и интересно составлена.

Он собирал насекомых, часто забираясь далеко от города. В связи с этим в юности Бутлеров трагически потерял отца. По несчастью, в одной из своих научных экспедиций он слег с брюшным тифом. Отец, ухаживая за ним, тоже заразился, но, к сожалению, перенес эту болезнь хуже и вскоре скончался. Это стало для Бутлерова тяжелым ударом, и к занятиям он смог вернуться нескоро. После этого интересы ученого всецело сосредотачиваются на химии.

Детство Эйнштейна

Альберт Эйнштейн родился в небольшом немецком городе Ульм 14-го марта 1847-го года в небогатой семье Германа и Паулины Эйнштейн. Родители будущего гения по национальности были евреями. Отец был предпринимателем, мать — домохозяйкой.

Герман Эйнштейн и Паулина Эйнштейн

Вскоре после рождения Альберта семья переехала в Мюнхен, где прошло детство будущего учёного. Мать Эйнштейна считала его неполноценным: до семи лет он не разговаривал и был очень медлительным. Как позже признавался сам физик, он начал говорить так поздно потому, что не хотел ни с кем общаться. И уже взрослым предпочитал одиночество любой компании.

С детства Эйнштейн ненавидел войну, даже в солдатики не играл, считая это кровопролитием. Антимилитаристское отношение он сохранил на всю жизнь. Также его интересовала религия, но с 12 лет из-за изучения наук его религиозные убеждения канули в лету.

Любовь к точным наукам маленькому Альберту привил его дядя. Они вместе читали учебники по математике, и маленький гений запросто решал сложные задачи. Однако это увлечение не нравилось матери.

Эйнштейн в 14 лет

Эйнштейн ненавидел школьную модель учёбы: зубрёжку, казарменные методы обучения, ходьбу по струнке, удары по рукам за малейшие оплошности. Он изучал только те предметы, которые ему нравились, остальные же игнорировал. Эйнштейн часто становился мишенью для издёвок в связи с тем, что в Германии росли антисемитские настроения.

Часто можно услышать о том, что в школе будущий гений плохо учился, не вылезал из единиц и двоек, а математика вообще давалась ему крайне плохо, что он не был вундеркиндом, скорее — умственно отсталым. Сам учёный смеялся, что никогда и не был математиком, а предмет этот ему давался очень легко: уже в 14 лет он умел вычислять интегралы и дифференциалы (в те времена дети только в 15 лет начинали считать).

В 1896 году, когда Эйнштейн оканчивал школу, шестёрка стала самой высокой оценкой. Очевидно, кто-то впоследствии заглянул в ведомость и ужаснулся, не учитывая того, что шкала оценок раньше была другой. Так что оценки — не главное.

Аттестат Эйнштейна (оценки по шестибалльной шкале)

Ещё один миф о том, что великий гений, став известным учёным, не знал математику, основан на том, что Альберт Эйнштейн давал на проверку другим математикам свои работы по теории относительности на наличие ошибок. Так что вполне естественно привлекать для проверки формул других людей, ведь глаз «замыливается» и можно самому не заметить недочёты.

А вот что действительно было правдой, так это то, что великого физика не любили учителя и преподаватели в Университете: он был молчалив, замкнут, но не прочь поспорить. Сам Эйнштейн считал учителей выскочками, которые ничего не знают.

Получение триметилкарбинола

Самым счастливым годом в жизни Бутлерова можно считать 1863-й г. Действуя на хлористый ацетил диметилцинком, ученый впервые в истории получил третичный бутиловый спирт, иначе называемый триметилкарбинолом. В литературе вскоре после этого появились сообщения о синтезе бутиловых спиртов, первичного и вторичного. Изобутиловый спирт был известен ученым еще с 1852 года. Тогда его впервые выделили из растительного масла. Теперь и речи не могло быть ни о каком споре, поскольку существовало 4 бутиловых спирта, каждый из которых был изомером. Это был настоящий триумф структурной теории.

Профессиональный рост

Удачный брак и отсутствие материальных проблем дают возможность ученому увлеченно изучать свойства органических соединений. В 1854 году он защитил докторскую в Московском университете, получил звание ординарного профессора химии в родном учебном заведении, после чего дважды становится его ректором.

Но исследования занимают его больше. В 1857-1858 годах в период его командирования он выступает в Парижском обществе химиков и знакомится с видными химиками Европы. Возвратившись на родину, он пишет учебник по органической химии (1864-1866). Это первый учебник химии, который был переведен сначала на немецкий, а потом и на другие языки.

Другие сферы интересов

В конце 1860-х он, вернувшись из поездки за рубеж, занялся газификацией университета. По его проекту здание освещалось газом, который по трубам поступал в люстры. Это было совершенной новинкой для России.

На протяжении всей жизни А. Бутлеров питал особую любовь к пчелам. По воспоминаниям друзей, у Александра Михайловича в имении повсюду были превосходные пчельники: и в лесу, и возле дома, даже в самом доме. Их он конструировал сам. Наверное, такая увлеченность и позволила ему создать свою теорию разведения пчел. Он хотел своим примером помочь крестьянам освоить основы рационального пчеловодства, выпустил книгу, переиздававшуюся множество раз, организовал и журнал на эту тему.

Любопытно, не с биографии Бутлерова ли Конан Дойл списал некоторые черты своего самого знаменитого персонажа, помимо всего прочего, талантливого химика и пчеловода на пенсии? А, может статься, сложность пчелиной организации завораживает всех людей, имеющих аналитический ум…

Интересовался он и растениеводством: разводил чай и особые сорта роз.

Увлечения

Любил петь, играя на рояле. В зрелые годы любил слушать оперу.

Будучи воспитанником пансиона, собственноручно пытался изобрести порох и бенгальские огни. Неудавшийся эксперимент завершился взрывом. За это его наказали – повешали на шею табличку: «Великий химик».

На 3-м курсе, Бутлеров выделил и синтезировал несколько неизвестных химических соединений.

Внес вклад в развитие пчеловодства. Бутлеров доставил из Италии две пчелиные семьи. Пчелиные домики со стеклянными стенками стояли и в комнате ученого. Описал преимущества рамочных ульев и недостатки ульев-колод. Написал книгу «Пчела, ее жизнь и главные правила толкового пчеловодства», эта книга переиздавалось 11 раз.

Благодаря стараниям ученого в 1882 году на Всероссийской выставке в Москве появился сектор пчеловодства, а в 1886 году –первый российский журнал о пчеловодстве.

Был премирован императорским Волынским экономическим обществом и награжден золотой медалью. Стремился к распространению знаний о пчеловодстве по всей России: читал лекции, организовывал выставки, обсуждал проблемы с пчеловодами, открыл школу пчеловодства, самостоятельно создал пасеку на Кавказе и в родовом именье в Бутлеровке (Александровский район, Татарстан).

Систематизировал и составил справочник дневных бабочек для энтомологов. Бабочки сгруппированы по схожести наружных признаков.

На Кавказе начал выращивать чайные кусты. Подготовленный доклад о чае заинтересовал не только ученых мужей, но и предпринимателей.

Интересовался медициной. Оказывал медицинскую помощь крестьянам.

На службе Родине

Подробности конструкции радиотелеграфа по согласованию с военно-морским ведомством Попов сначала не раскрывал, хотя информационные сообщения об успешных опытах в печати были. Патент (привилегию) по тем же причинам получать ученый тоже не торопился. Зато он имел возможность продолжать исследования. Теперь главной задачей было создание более мощного источника радиоволн, который позволял бы увеличить расстояние передачи. К 1898 году Попов добился передачи устойчивого сигнала на десятки километров и с помощью Морского министерства организовал даже небольшое производство своих приборов в мастерских лейтенанта Колбасьева и у парижского механика Дюкрете, который в дальнейшем стал главным поставщиком его приборов.

В 1899 году эксперименты Попова впервые были проверены в реальных условиях. В ноябре у острова Гогланд в Финском заливе сел на мель новейший броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Надвигалась зима, и корабль с экипажем мог попасть в ледовую ловушку. Для обеспечения связи при спасательных работах по предложению адмирала Макарова решено было использовать радиотелеграф Попова. Ученый и его коллеги установили станцию на острове Котка, другую на броненосце, а третью на ледоколе «Ермак», который должен был обеспечивать спасательную операцию. В январе, когда ледокол был в море, пришло известие, что льдина с полусотней рыбаков оторвалась и её уносит в море. «Земля» сообщила об этом на ледокол, и люди были спасены. Всего же за время спасательной операции было отправлено и принято более 400 радиограмм, что чрезвычайно помогло морякам.

В 1900 году Попова триумфально принимали в Париже на Всемирной выставке. Несмотря на то что итальянец Маркони в 1897 году успел оформить патент на схожее изобретение, русский ученый получил золотую медаль вставки. После успешной проверки установки Попова при спасении броненосца «Апраксин» русское Морское министерство первым в мире приняло решение оборудовать все корабли флота радиотелеграфом. Великобритания сделает это лишь три года спустя. Под руководством Попова в организованной в 1900 году мастерской кронштадтского порта началось срочное изготовление радиоаппаратуры для вооружения кораблей, отправляемых на Дальний Восток для укрепления Тихоокеанской эскадры. К сожалению, из-за общей технической отсталости производственной базы темпы внедрения новой техники были невысоки и радиостанции для кораблей пришлось заказывать за рубежом, во Франции и Германии. В итоге к началу японской войны мы не превзошли противника в этой сфере, а, наоборот, уступали ему в количестве оснащенных радиотелеграфами кораблей и качестве аппаратуры.

Попов много времени проводил в Севастополе, где были хорошие условия для практических экспериментов с радио. Кстати, сегодняшнее название городского района Радиогорка связано именно с тем, что Александр Степанович установил на холме одну из своих станций. Здесь же Попов заметил, что если между двумя кораблями, имеющими радиосвязь, вклинивается третий, то сигнал пропадает или меняется. Тогда он предположил, что, усовершенствовав приборы, можно будет обнаруживать металлические массы на большом расстоянии, то есть сделал первый шаг к идее радиолокации. Кроме того, ученый создал первые армейские полевые радиостанции и опробовал их в Каспийском пехотном полку.

В Минном офицерском классе Попов проработал около 18 лет и оставил службу лишь в 1901 году, когда был приглашен занять кафедру физики в только что созданном Петербургском электротехническом институте. В октябре 1905 года он был избран директором этого института. В числе других преподавателей он подписал решение институтского совета: «Всякое насильственное вторжение властей в жизнь института не может дать успокоение, а только ухудшит положение дела». На него выпал тяжелейший груз общественной работы — студенты и профессура бастовали, а ему приходилось защищать их перед полицией. Институт постоянно был на грани закрытия, а многие коллеги под угрозой ареста. Нервное напряжение, выпавшее на долю ответственного и интеллигентного профессора, было колоссальным.

Закончилось это трагически: 31 декабря 1905 года (13 января 1906 года по новому стилю), придя домой после очередного крупного объяснения с министром внутренних дел Петром Дурново, статский советник и кавалер трех орденов Александр Степанович Попов в пять часов вечера скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Великому ученому и инженеру было всего 46 лет.

Нобелевский предтеча

В книге «Мир как пространство и время», увидевшей свет в 1923 году, сам Фридман рассказывает о Большом взрыве: «Переменный тип Вселенной представляет большое разнообразие случаев; для этого типа возможны случаи, когда радиус кривизны мира, начиная с некоторого значения, постоянно возрастает с течением времени; возможны далее случаи, когда радиус кривизны меняется периодически: Вселенная сжимается в точку (в ничто), затем снова из точки доводит радиус свой до некоторого значения, далее опять, уменьшая радиус своей кривизны, обращается в точку и т. д.».

И, наверное, неожиданно для многих своих читателей Фридман обращается к индусской мифологии о периодах жизни, в которой «появляется возможность также говорить о “сотворении мира из ничего”, но все это пока должно рассматриваться как курьезные факты, не могущие быть солидно подтвержденными недостаточным астрономическим материалом». «Бесполезно, — пишет Фридман, — за отсутствием надежных астрономических данных приводить какие-либо цифры, характеризующие ““жизни” переменной Вселенной; если все же начать подсчитывать ради курьеза время, прошедшее от момента, когда Вселенная создавалась из точки, до теперешнего ее состояния, начать определять, следовательно, время, прошедшее от создания мира, то получатся числа в десятки миллиардов наших обычных лет».

 Фридман решил исследовать предположение — что произойдет, если радиус Вселенной будет меняться? Дальше в игру уже вступала математика. Фридман утверждал, что можно найти три класса решений с таким качественным развитием

В 1924 году Фридман предлагает еще одну революционную идею о возможности существования динамической Вселенной с отрицательной кривизной, а значит, бесконечной по объему и неограниченной в пространстве.

Спустя десятилетия космические наблюдения подтвердили, что один из трех сценариев развития космоса, предложенных Фридманом в 1922–1924 годов, оответствует действительности. Трем американским астрономам, обнаружившим ускоренное расширение Вселенной, была присуждена Нобелевская премия по физике за 2011 год

При обосновании важности этого открытия Шведская королевская академия наук сослалась на работы Фридмана.

Общая теория относительности, затмение и мировое признание

Работа над теорией тяготения была долгой и кропотливой и длилась с 1907 по 1915 год. Эйнштейн трудился над новым открытием, взяв за основу принципы теории относительности. Суть работы заключалась в том, что связь между геометрией пространства-времени и полем тяготения является неразрывной. Согласно  утверждений Эйнштейна, пространство-время при наличии тяготеющих масс становится неевклидовым. Конечный результат работы  — уравнение, наглядно демонстрирующее суть его теории – было представлено в 1915 году на заседании Академии наук (Берлин). Позже теория будет признана вершиной творчества Альберта Эйнштейна.

Однако до этого события еще много времени, а на момент огласки ОТО ею интересуются немногие. Поворотным в жизни ученого стал 1919 год, когда путем наблюдения получилось проверить один из аспектов теории, в котором утверждалось, что луч света от далекой звезды искривляется полем тяготения Солнца. Для того, чтобы опытным путем проверить теорию, нужно было полное солнечное затмение, а именно оно и наблюдалось в 19-ом году ХХ века, в трех частях земного шара. Заручившись поддержкой астрофизика Артура Эддингтона, экспедиция во главе с Эйнштейном добыла информацию, подтверждавшую общую теорию относительности. Так Альберт Эйнштейн впервые был признан научным обществом  во всем мире.

Альберт не желал останавливаться на достигнутом, упорно работая над  новыми исследованиями и это приносило свои плоды. Уже в 1921 году Эйнштейн получил Нобелевскую премию за квантовую теорию, стал почетным членом многих научных академий, а его мнение вмиг превратилось из «нестандартного» в «авторитетное». Участвуя в разнообразных мировых конференциях, он дискутировал с передовыми учеными того времени, а их пылкие споры являлись немалым вкладом в продвижение науки не на один шаг вперед. Один из самых знаменитых диалогов произошел с Бором, с которым они обсуждали проблемы квантовой механики.

Расцвет карьеры гениального физика и научные открытия, перевернувшие мир

Пускай не в один момент, но ученый-физик Эйнштейн стал знаменитым именно после публикации трудов тысяча девятьсот пятого года. В апреле он подал на рассмотрение в университет Цюриха собственную диссертацию, которую с успехом защитил в январе. Так простой еврей из немецкой провинции стал самым настоящим доктором наук по физике. Прославленные ученые, с которыми Альберт активно переписывался, называли его профессором, но официально звание он получил только через четыре года в том же учебном заведении.

К огромному сожалению, оплата должности профессора была мизерной, даже по сравнению с Бюро патентов. Потому, когда ему предложили кафедру в пражском Немецком университете, он без раздумий согласился. Тут он мог уже свободно заниматься наукой и вплотную подошел к исключению из теории тяготения ньютоновского дальнодействия, над чем его коллеги бились длительное время. В одиннадцатом году он побывал на конгрессе, где единственный раз встретился с Пуанкаре. Спустя три года он стал настоящим профессором еще и Берлинского университета, а в четырнадцатом его приглашали в Петербург. Побоявшись еврейских погромов, в Россию ученый ехать отказался.

Начиная с 10-го работы, Эйнштейна номинировались на премию Нобеля ежегодно. Теория относительности (ТО) оказалась такой непростой и революционной, что члены комитета никак не могли решиться признать ее состоятельность. Награду Альберт все-таки получил, но только в 1922 году и совершенно не за то, за что рассчитывал. Ее присудили за фотоэффект, работу экспериментальную и отлично проверенную. Спорить ученый не стал, деньги забрал (32 тысячи долларов) и тут же отдал их своей бывшей супруге.

Научные открытия, перевернувшие мир

Ученый Эйнштейн не зря считался в мире науки настоящим подвижником, революционером, что перевернул мировоззрение человечества в целом. Он стремился к максимальной «логической простоте» и в известном привычном умудрялся увидеть новое.

  • Общая теория относительности – главное детище физика. Она основана на отрицании эфира и опирается на проведенные эксперименты. Эта работа давно стала для астрономов и физиков рабочим инструментом. На ее основе базируются временные поправки в системах ГЛОНАСС и GPS, ее применяют для вычисления параметров ускорения элементарных частиц. Для получения ядерной энергии и полетов в космос ТО тоже оказалась незаменимой. В рамках этой теории был открыт закон взаимодействия энергии и массы (E = mc2).
  • Огромный вклад Эйнштейн внес в развитие квантовой механики. Даже Шредингер писал, что мысли Альберта возымели на него сильное влияние. Полноценно применять это открытие человек пока не научился, но полным ходом идут разработки нового квантового компьютера, скорость обработки данных в котором окажется за гранью всех наших представлений.
  • Альберт Эйнштейн выяснил, что существует четыре типа взаимодействия частиц. Объединив их, он создал единую теорию поля. Он допустил, что кроме четырех измерений (длина, ширина, высота, время), имеется еще и пятое, однако из-за маленьких размеров оно невидимо. Именно из этих рассуждений выросла впоследствии пресловутая ТО.

В тысяча девятьсот пятом году ученый выяснил, что фотоэффект, за который ему и была вручена Нобелевская премия, возможен, когда вещество (среда) состоит из отдельных частиц (фотонов). Ударяясь об электроны, они вырывают их из атомов. Благодаря знанию этого принципа удалось выстроить атомную бомбу, но главное – многочисленные электростанции подобного типа.

Переезд физика в США

Начиная с тридцатых годов двадцатого века в Веймарской Германии стал назревать экономический кризис, а вместе с ним появлялись, словно грибы после дождя, все более частые сообщения о волнениях и антисемитизме. Радикально-националистические настроения в обществе привели к серьезным угрозам и прямым оскорблениям Эйнштейна как еврея. Нацисты, пришедшие к власти, быстренько приписали себе все открытия физика, а за его жизнь и голову даже предложили пятьдесят тысяч награды. Расовая чистка могла коснуться кого угодно, потому в тридцать третьем году ученый окончательно оставил Германию с ее прогрессирующим нацизмом, и убрался в Соединенные Штаты.

В городке Принстон он занял место профессора кафедры физики в Институте перспективных исследований. Спустя год он был вызван и удостоен личной встречи с президентом Франклином Рузвельтом. Во время Второй Мировой именно Эйнштейну было доверено ответственное задание консультировать ВМС Штатов. Прославленный ученый поставил и свою подпись под петицией, написанной Лео Силадра. В ней говорилось об опасности создания нацистами атомной бомбы. Рузвельт бумагу принял всерьез и создал собственное агентство по разработке подобного оружия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: