Правовые формы осуществления государственных функций марченко юлия владимировна

Лекция № 4. функции государства | theory of law wiki | fandom

Примеры основных функций государства

Сущность государственных функций определяется деятельностью государства, его актуальными проблемами и задачами, требованиями современности, внешними угрозами и т. д. Для того, чтобы понять, как реализуются основные функции государства в современном мире, можно обратиться к следующим примерам.

Борьба с демографическим кризисом

Борьба с демографическим кризисом лежит в сфере реализации социальной функции, которая предполагает осуществление специальных мер для преодоления кризиса:

  • единовременные выплаты при рождении ребенка и ежемесячные детские пособия;
  • льготы при покупке ипотечной недвижимости для молодых семей;
  • льготы при кредитовании на жилье многодетным семьям;
  • увеличение пенсионных выплат и т. д.;

Государственная поддержка культуры и науки

Сущность культурной функции, к примеру, предполагает предоставление ученым и деятелям искусства государственной поддержки в развитии их профессиональной деятельности. Помощь государства обычно требуется в следующих сферах:

  • формирование и функционирование программ по сохранению атрибутов национальной культуры;
  • поддержка и мотивация талантов;
  • сохранение и защита исторических памятников;
  • популяризация и расширение высокодуховных ценностей в обществе и т. д.

Функции российского государства — что к ним относят

В 6 классе на уроках по обществознанию школьники знакомятся с понятием и кратким содержанием функций государства.

Выделим основные признаки функций РФ:

1. Они носят комплексный, собирательный характер. Раскрывают роль российского государства и показывают его усилия, сосредоточенные именно на стратегических, жизненно важных направлениях внутренней или внешней политики (внутри страны и за рубежом). 

2. У каждой функции существует свой объект воздействия и свое содержание. Объект — конкретная сфера общественных отношений (культура, образование, политика, экономика и т.п.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты служат критериями для разграничения государственных функций. Содержание функции показывает, какие конкретно управленческие действия в данной сфере отношений государство совершает, чем конкретно занимаются соответствующие государственные органы.

3. Государственные функции непосредственно выражают и конкретизируют сущность государства и его социальное назначение в общественной жизни. Таким образом, сущность и перечень государственных функций зависит от сущности и социального назначения государства.

4. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним на определенном этапе его развития. То есть функции зависят от целей и задач.

Цели — это то, к чему стремится общество, а задачи — средства достижения цели. 

Главными целями российского государства в системе мирового сообщества являются различные блага человека, его нравственное, материальное и физическое благополучие, правовая и социальная защищенность, обеспечение безопасности, стабильности и процветания современного общества. Государство всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности. 

Существует взаимосвязь между понятиями «задача» и «функция». Но различие состоит в том, что задача — это то, что требует разрешения: какая-то глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития, а функция — определенный вид деятельности, направленный на такое разрешение.

Бывают ситуации, когда есть одна задача, а для ее выполнения необходимо несколько функций. Таким образом, задачи могут быть решены только посредством функций.

5. Обладают систематичностью и относительным постоянством. Они осуществляются всем государственным аппаратом и охватывают всю его деятельность в целом в отличие от функций государственных органов, специально предназначенных для определенной деятельности (например, расследование уголовных дел, таможенный контроль).

6. Функции нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Государство осуществляет свои функции в свойственных только ему специфических формах и с помощью характерных именно для него методов.

Формы осуществления — однородная деятельность конкретных государственных органов для реализации государственных функций. Каждая функция осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах (не связанных с правом).

Правовые формы:

  • правотворческая (законодательная) — подготовка, принятие и издание нормативно-правовых актов;
  • правоприменительная — управленческая деятельность по реализации права;
  • правоохранительная — деятельность, связанная с охраной установленных норм (правил поведения), а также защита прав и свобод граждан.

Организационные формы:

  • организационно-регламентирующая;
  • хозяйственная;
  • идеологическая работа органов государственной власти.

Методы осуществления государственных функций — способы и приемы, с помощью которых органы власти их реализуют.

Характерные для государственной власти методы:

  • убеждение и принуждение;
  • поощрение;
  • рекомендации;
  • стимулирование;
  • надзор и контроль;
  • нормативное и договорное регулирование.

7. Они отражают динамическую характеристику и формы государства, поэтому им свойственна подвижность и изменчивость. 

В различные исторические периоды первостепенное значение приобретают различные цели и задачи, соответственно, и функции тоже могут отличаться.

Прежде всего, они подвержены влиянию научно-технических, интеллектуальных достижений цивилизации. Также к факторам, определяющим эволюцию государственных функций, следует отнести: состояние природной среды, экологическую обстановку, территориальные изменения, традиции, социальные условия, развивающуюся информатизацию общества и др.

Функция сотрудничества с другими государствами.

Во-первых, в содержание данной функции входит сотрудничество государств по решению проблем, которые затрагивают интересы всего человечества.Функции сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности, поддержанию мирового правопорядка является самой многообразной.Во-вторых, эта функция связана с обеспечением мирового правопорядка и предполагает координацию действий мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью.В-третьих, функция обеспечения мирового правопорядка предполагает участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов.

Правовые формы осуществления функций.

2. Правоисполнительная деятельность – эта деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (например, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждение орденом).

3. Правоохранительная деятельность – это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений. Это деятельность по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры, решения судов и т.д.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов заключается в том, что они служат целью восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всех случаях – защите прав и интересов личности.

Правовые формы не исчерпывают всех форм осуществления функций государства. Наряду с ними широко используется различного рода не правовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Эта деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой деятельности. В тоже время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.

Организационные формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечёт за собой юридических последствий.

1. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.).

2. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения и т.д.).

3. Организационно-идеологическая деятельность – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.

Методы осуществления функций государства.

1. Убеждение – основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

2. Поощрение – с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулирование социально полезной деятельности.

3. Государственно—правовое принуждение – склонение людей к определённой деятельности посредством силового давления (меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.).

Государственный орган: понятие и признаки. Государственный орган и орган местного самоуправления.

Государственный орган – это самостоятельный элемент государственного аппарата, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой, наделённый определённой компетенцией и выступающий от имени государства.

Признаки государственного органа.

Государственный орган – это единоличное лицо (президент, прокурор и др.) или коллегиальный орган.

Представляет собой самостоятельный элемент аппарата государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма.

Действует от имени государства и по его поручению.

Образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов и подзаконных актов).

Выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделён в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения).

Имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закреплённых полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определённого круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа. Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

Осуществляет свою компетенцию тремя способами: 1) принятием нормативных актов (предписанием общего характера); 2) принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); 3) конкретно-организационной деятельностью.

Имеет внутреннее строение (структуру). Органы состоят из подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.) и государственных служащих, скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы.

Имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчётный счёт в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач.

Обладает определённым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание.

Действует на определённой территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

О журнале

Научный журнал «ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА» издается с 1994 года. Входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Журнал включен в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на платформе НЭБ eLIBRARY.

Учредитель и издатель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет».

Научный журнал публикует оригинальные исследования по следующим направлениям:

07.00.00 – Исторические науки и археология

07.00.02 – Отечественная история. 07.00.03 – Всеобщая история (соответствующего периода).07.00.06 – Археология.07.00.07 – Этнография, этнология и антропология.07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования.07.00.10 – История науки и техники.07.00.15 – История международных отношений и внешней политики.

10.00.00 – Филологические науки

10.01.01 – Русская литература.10.01.02 – Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы).10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы).10.01.08 – Теория литературы, текстология.10.01.09 – Фольклористика.10.01.10 – Журналистика.

12.00.00 – Юридические науки

12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.12.00.02 – Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право.12.00.03 – Гражданское право предпринимательское право семейное право. международное частное право.12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.12.00.10 – Международное право; Европейское право.12.00.11 – Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.12.00.12 – Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.12.00.14 – Административное право; административный процесс.

Все статьи проходят обязательное рецензирование.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, г. Москва (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС 77-75265 от 07.03.2019 г.

ISSN 1998-0817

Периодичность выхода: 4 раза в год.

Главный редактор: Груздев Владислав Владимирович, доктор юридических наук, проректор по науке Костромского государственного университета.

Языки опубликования статей: русский, английский, немецкий, французский.

Журнал является изданием открытого доступа: статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Форма распространения: журнал выходит в печатном виде, электронные версия публикуется на сайте журнала.

Виды легитимности (Макс Вебер).

Исходя из того, что различные типы властвования добиваются авторитета с помощью разных ресурсов, М. Вебер предложил выделить три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу такой классификации он положил мотив подчинения.

1. Традиционный тип легитимности. Этот тип легитимности был исторически первым. Он базируется на вере в священность обычаев и традиций, их непоколебимость. Идеологическая форма – это ссылка на божественное происхождение власти и священность права престолонаследия. Монархи получают свою власть от Бога. Таким путём создаётся убеждение в правомерности, величии власти и необходимости подчинения обычаям и традициям. Обычаям и традициям должны подчиняться не только подданные, но и носители власти. В случае, если носитель власти допускает нарушение, то божественное право допускает восстание и даже цареубийство. Такую власть называли приобретательной, а отсюда – её можно свергнуть. Таким образом, на привычке подчиняться власти, вере в её божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.

2. Харизматический тип легитимности. В основе харизматического типа легитимности лежат «авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека». «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматичен культ личности вождя или руководителя. Подчинение и согласие носят эмоциональный и личностный характер. Ослаблено действие и значение правовых норм. Окружение харизматичного лидера, его армия не имеют чётко выраженного правового статуса. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, который преобладают у большей части населения. Харизматический тип легитимности приписывается и советским политическим лидерам (Сталин). Харизматический тип власти преобладает в отсталых в экономическом и социально-политическом плане государствах. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т.е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.

3. Рационально-бюрократический тип легитимности (легальный). Основывается на вере в законность и справедливость существующих правил формирования и функционирования институтов политической власти. Вера во всеобщие, равные, прямые избирательные права при тайном голосовании. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. Сменяемость лидера следствие недоверия тому, что он не будет злоупотреблять властью. Главным признаком справедливости власти является следование законам, но следовать законам должны и граждане и носители власти. Ни один субъект (политический, религиозный и др.) не должны уклоняться от исполнения законов. Чтобы реализовать свои цели, такая власть создаёт жёсткую, разветвленную организацию, т.е. бюрократию.

Основные внешние функции российского государства

Можно выделить такие основные внешние функции российского государства, как: 

1. Военная (оборона):

  • обеспечение территориальной целостности, национальной безопасности государства и его суверенитета;
  • защита населения страны от нападения извне;
  • укрепление собственных вооруженных сил, поддержание достаточного уровня обороноспособности и независимости государства на международной арене.

2. Дипломатическая:

  • отстаивание государственных интересов в международных отношениях;
  • развитие дипломатических отношений с другими государствами путем представления страны уполномоченными лицами: дипломатами, послами, консулами и др.;
  • заключение международных договоров, участие в международных организациях.

3. Внешнеполитическая:

  • поддержание мирового правопорядка;
  • сотрудничество с другими государствами для поддержания международных политических отношений.

Совет безопасности ООН выполняет основные функции по обеспечению мира и безопасности. Он определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения миропорядка, проявленного акта агрессии. Дает рекомендации, решает вопрос о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

4. Внешнеэкономическая:

налаживание и развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с другими странами мирового сообщества, интеграция в мировую экономику, помощь в развитии мировой экономики. Наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства: торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты.

5. Участие в решении глобальных проблем:

содействие в разрешении таких общемировых проблем, как: проведение демографической политики, рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, экологии и т. д. путем заключения мировых соглашений, пактов, договоров о взаимной ответственности государств.

6. Обеспечение международного мира и порядка, поддержание законности и безопасности: 

  • поддержание мира и предотвращение войны, создание миротворческих сил;
  • разоружение, сокращение химического и ядерного оружия, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий;
  • борьба с международной преступностью.

7. Культурное сотрудничество (в сфере мировой культуры): 

международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

8. Оказание международной гуманитарной помощи населению стран, пострадавших от различных чрезвычайных ситуаций: военных действий, различных стихийных бедствий, например: наводнений, землетрясений. 

В список стран, получивших российскую помощь входят: США, Куба, Венесуэла, Италия, Афганистан, Украина, Сербия, Босния и Герцеговина, Иран, Ливия, Сирия, Китай, Северная Корея, Монголия, Алжир, Гвинея и многие другие. 

Формы осуществления функций государства

Содержание любого явления не может существовать вне соответствующей формы. Это присуще и функциям государства. Воздействие государства на конкретные виды и группы однородных общественных .отношений осуществляется в соответствующих формах.

Вопросы форм осуществления функций государства весьма важны. Л.И. Каск справедливо замечал, что эти вопросы имеют для науки большее значение, нежели им принято придавать1. Развитие и совершенствование функций государства, как уже отмечалось, получает конкретное выражение не только в их содержании, но и в формах и методах их реализации. «Изменение в содержании внутренних и внешних функций государства, — писал В.М. Чхиквадзе, — находит последовательное отражение в формах их осуществления»».

Правильный выбор форм осуществления конкретных функций может, как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать его кризисное состояние. В этой связи особое значение приобретает вопрос о соотношении государства и права. Рассматривая его, А.А. Кененов пишет: «В праве государство находит для себя наиболее рациональную и эффективную форму осуществления своих функций. Для права же государство является непосредственно «производящим» право и обеспечивающим реализацию его органами» .

Формы осуществления функций государства нельзя рассматривать в отрыве от содержания его деятельности и от сущности государства, которые их определяют. Будучи категориями подвижными, эти формы развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, экономическими, социальными, политическими, идеологическими и иными отношениями в обществе.

В отечественной литературе сложилось понятие форм осуществления государственных функций, как внешнего выражения функционирования государства, способов и средств осуществления конкретной практической деятельности государства, направленной на реализацию целей государства и решение стоящих перед ним задач

При этом основное внимание уделялось выделению и анализу правовых форм осуществления государственных функций, т.еГсвязанных с использованием права и влекущих правовые последствия

Вопрос о классификации форм осуществления государственных функций стал предметом научных дискуссий еще в 50-60-х годах прошлого столетия. Однако при относительном единстве в понимании этих форм как видов государственной деятельности в юридической литературе отсутствует единая их классификация. В то же время просматривается тенденция к увеличению в более поздних работах числа форм осуществления государственных функций, порою смешению этих форм с самими функциями, и соответственно усложнению их классификации. Эта тенденция не является случайной. Она — прямой результат развития государственности, в частности, усложнения государственной деятельности по масштабности и содержанию задач и функций, развертывания демократии, возрастания роли всех звеньев государственного механизма и т.д.

При этом в юридической литературе в качестве специфических признаков правовых форм осуществления функций государства, как видов деятельности его механизма, назывались: 1) назначение или цель определенного вида государственной деятельности; 2) организация органов, выполняющих эту деятельность; 3) способы ее проведения1.

Г.И. Петров специфическими признаками формы государственной деятельности считает: специфичность цели деятельности; специфичность организации органа, ее осуществляющего; специфичность способов деятельности этих органов. Под видами, или формами государственной деятельности, указывает он, понимаются «части единой деятельности по осуществлению функ-ций государства, различающиеся своим конкретным назначением, а, следовательно, организацией их осуществляющих органов и специфическими способами осуществления»1.

Н.А. Волков, намечая основные линии отграничения одной формы государственной деятельности от другой, относил к их числу назначение органа, характер осуществления и объем государственно-властных прав, роль данной формы в деятельности государства как единого целого».

В отечественной теории государства и права между понятиями функций государства и форм их реализации обычно проводится четкое разграничение. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются, во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфика видов государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов государства, посредством которой осуществляются его функции3.

Внутренние функции государства

  • экономическая функция обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и т.д.;
  • социальная функция призвана охранять права и свободы населения, осуществлять меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддерживать необходимый уровень жизни населения, обеспечивать надлежащие условия труда, его оплату др.;
  • политическая функция (функция безопасности) состоит в обеспечении государственной и общественной безопасности, социальном и национальном согласии, подавлении сопротивления противоборствующих социальных сил, охране суверенитета страны от внешних посягательств и т.д.;
  • идеологическая функция призвана поддерживать определенную идеологию, в частности религию, образование, науку, культуру и пр.;
  • экологическая функция имеет своей целью охрану окружающей среды, сохранение благоприятных окружающих условий для человека.

Формы и методы осуществления функций государства в контексте юридической безопасности

Миненко К.С., Студент 2 курса, специальности 40.05.01, ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

Понятие безопасности является достаточно актуальным в современном мире, поскольку это социально-правовое явление призвано обеспечивать устойчивость социальных отношений, их нормальное функционирование, а также защищённость от постоянно возникающих в жизни человека угроз (такие как биологические-заболевания, природные катаклизмы и катастрофы техногенного характера, информационные – хакерские атаки и правовые и тд.). Там, где личность находится в безопасности, там в безопасности общество и государство. Только на ее основе можно успешно проектировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства.Так как большинство стран, в том числе и Россия, являются социальными, демократическими и правовыми государствами, то основной их задачей является защита и гарантия прав, свобод и законных интересов граждан. Данный принцип находит своё отражение в большинстве Конституций государств и различных международных нормативно-правовых актах. Поэтому юридическая безопасность как один из видов безопасности является неотчуждаемым элементом социального, правого и демократического государства. Поскольку она противостоит тем угрозам, которые возникают в ключевых областях жизнедеятельности общества, то есть предотвращает и отражает опасности, которые вызываются юридическими воздействиями.

В контексте юридической безопасности основными и превалирующими формами осуществления функций государства являются правовые. Такие как: правотворческая, которая выражается в подготовке и непосредственном издании нормативно-правовых актов в государстве; правоприменительная, которая связана с реализацией законным путём издания актов применения права; правоохранительная – направленная на защиту прав и свобод граждан, предупреждение правонарушений и привлечение к ответственности виновных. В каждой из этих форм наблюдается неразрывная связь с юридической безопасностью, а именно: любая правовая форма деятельности органов государства, посредством которого реализуются его функции, и собственно сама юридическая безопасность нацелена на минимизацию негативной составляющей правовой сферы, модернизацию федерального и регионального законодательства, а также укрепление единства и целостности правового пространства. В качестве аргумента к вышеприведенному тезису, можно привести пример, в котором рассматривается экологическая функция государства. Изначально, законодательному государственному органу необходимо принять соответствующую нормативно-правовую базу. В данном случае это будет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды». После этого необходимо создать соответствующие органы государства и обеспечить их стабильную работу и нормальное функционирование. Например, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Все эти меры направлены на обеспечение экологической безопасности страны, укрепление единства правового пространства в сфере экологии, что является общей целью как правовых форм осуществления функций государства, так и юридической безопасности в целом.

Научный руководитель – Шеяфетдинова Н.А.

Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов. – 2009. – 304 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – 512 с.

Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – 559 с.

См.: Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – С.85.

См.: Фомин А.А. Указ. Соч. – С. 101.

См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – С.63-63.

Вывод

Таким образом, функции государства – это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.

Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может, с одной стороны, стабилизировать развитие общества, оказать созидательное влияние, с другой стороны, усилить его кризисное состояние.

Иными словами, функции государства представляют своего рода механизм воздействия государства на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: