Урок 5виды транспорта. история развития транспорта. транспортная логистика

Таблица классификации видов транспорта (география, 9 класс)

Похожие термины:

  • Один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно — технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судох

  • e) intercity transport (f) transport interurbain (d) Fernverkehr Транспорт /железнодорожный, авиационный, автомобильный/, используемый для перевозки туристов между городами, пунктами, включенными в маршрут путешествия.

  • перевозка грузов двумя или более видами транспорта на основании единого договора.

  • e) public transport (f) transport en commun (d) Stadtverkehrswesen Система городского и междугороднего транспорта /трамваи, автобусы, троллейбусы, метро/, осуществляющего регулярные перевозки местного населения по установлен

  • перемещение грузов и людей поездами (составами из вагонов) из одного места (региона, страны) в другое по рельсовым путям с использованием разных видов тяги (паровой, тепловозной, электрической, сил

  • перемещение пассажиров, багажа, грузов и почты воздушными судами между аэропортами разных районов и стран. Выделяется пассажирский А. т. (основной) и грузовой (побочный: перевозка срочных или дорог

  • перемещение людей и грузов внутри города, осуществляемое различными видами традиционных и специальных транспортных средств; совокупность видов транспорта, обеспечивающих перемещение людей и гр

  • сухопутная перевозка грузов и людей на повозках по безрельсовым путям с помощью тягловой силы животных (гужом) лошадьми, мулами, ослами, оленями, собаками и т.д. Был массово распространен до появле

  • перемещение грузов и людей автомобилями из одного места (региона, страны) в другое по безрельсовым путям преимущественно на короткие и средние расстояния. Распространен повсеместно (кроме незасе

  • перемещение грузов и пассажиров судами по водным путям Мирового океана из одного места (региона, страны) в другое. Инфраструктура М. т. представлена флотом (судами) и морскими портами. Линейная инфр

  • Трубопроводный транспорт — нефтепровод, продуктопровод, газопровод, по которому производится перекачка от одного пункта до другого.

  • перемещение грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям из одного места (региона, страны) в другое. Подразделяется на речной и озерный. Инфраструктура В. в. т. включает: естественные (речн

  • перемещение грузов и пассажиров по воде морскими, речными и озерными судами из одного места (региона, страны) в другое. Включает сухопутную (порты, причалы, судоремонтные доки) и водную инфраструкт

  • перемещение пассажиров, багажа, грузов и почты воздушными транспортными средствами между разными пунктами районов и стран. Распространен повсеместно; связывает города и экономические центры зас

  • Вид предпринимательской деятельности по предоставлению потребителю транспортных услуг дополнительных сервисных услуг: оформление транспортной документации, заключение договора на перевозку г

  • в рекламе – средство (носитель) наружной рекламы, монтаж которого осуществляется при помощи тросовой системы натяжения. Может закрепляться между зданий или специально устанавливаемых опор. Удач

  • монтаж котрого осуществляется при помощи тросовой системы натяжения. * транспарант-перетяжка – носитель рекламы – двустороннее изображение на шелке или бязи, монтаж которого осуществляется при

  • отрасль социально-экономической географии, изучающая территориальную структуру транспорта, закономерности и особенности его размещения, степень транспортной обеспеченности территорий. Обща я

  • пригодный для перевозки

  • междунар. неправительственная орг-ция (устав ИАТА подписан в Гаване представителями 50 авиакомпаний из 31 страны 19 апреля 1945 г.). Деятельность ИАТА финансируется в основном за счет членских взносов

Водный транспорт

Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

По характеру использования

Третий критерий классификации видов транспортного сообщения — это характер использования. В зависимости от этого можно выделить следующие виды транспорта:

  • Общественный транспорт — предназначен для массового использования населением. К нему относятся автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и так далее.
  • Частный транспорт — используется преимущественно для индивидуальных нужд и владельцем является одно лицо или организация. Сюда входят личные автомобили, яхты, вертолеты и прочие средства передвижения.
  • Грузовой транспорт — предназначен для перевозки грузов, часто по конкретной промышленности или отрасли. В данную категорию входят грузовики, суда, поезда и другие средства передвижения, задействованные в перевозке грузов.

Итак, классификация видов транспортного сообщения включает такие критерии, как тип передвижения, назначение и характер использования. Знание различных видов транспорта позволяет лучше ориентироваться в современной инфраструктуре и выбрать наиболее удобный и эффективный способ передвижения.

  • Какая ссылка интересней и почему:
  • Как вам девушка (женщина) — Овен? Образованная, без вредных привычек
  • Кстати и я получила, оказалось, человек мне ничего не отправлял.
  • Вот кто-то с горочки спустившись, чей милый тащится, напившись?
  • Какая гарантия дается на металлоконструкции по ГОСТу?
  • Как Вам стихотворение моей мамы в память её погибшего брата (моего дяди)?
  • Вопрос по зажиганию автомобиля Opel Combo.
  • Для тех, кто играл в Dead Space 2:

Речной транспорт

Речной транспорт (или внутренний водный) являлся главным в России до конца XIX в
. В настоящее время его значение невелико — около 2% грузооборота и массы перевозимых грузов
. Хотя это дешевый вид транспорта, но он имеет серьезные недостатки. Главный — направления течения рек часто не совпадают с направлениями перевозок грузов. Для соединения соседних речных бассейнов приходится строить дорогостоящие каналы. На территории России речной — сезонный вид транспорта, поскольку реки замерзают на несколько месяцев в году. Общая протяженность судоходных речных путей в России составляет 85 тыс. км. 3/4 грузов, перевозимых в настоящее время речным транспортом России, — это минерально-строительные материалы. Перевозки пассажиров речным транспортом незначительны, как и морским.

Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Он соединен каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны. Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. В нем кроме строительных материалов значительную долю в перевозках составляют нефтяные грузы. Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень. Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас.

Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Основное количество грузов на эти территории завозится летом или с юга от железной дороги (по Енисею из Красноярска, по Лене из Усть-Кута), или от устьев рек, куда грузы доставляются морским транспортом.

Водным транспортом называют такую разновидность транспорта, которая используется для грузовых и пассажирских перевозок по водным путям сообщения. Это могут быть либо естественные (реки, озёра, моря и океаны), либо искусственные (каналы, водохранилища) водные пути сообщения. В качестве главного транспортного тся судно.

История водного транспорта начинается с Древнего Египта. Вплоть до второй половины XIX столетия, когда были созданы трансконтинентальные железные дороги, важнейшим видом транспорта был водный (как речной, так и морской). И в наши дни эта разновидность транспорта занимает важную роль: от 60 до 67% мирового грузооборота приходится на речные и морские суда.

Мореходное судно древнего мира.

Сухопутный транспорт

Железнодорожный — и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50% общей длины железных дорог приходится на 10 стран — США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа

Автомобильный — лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются — США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный — получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше — 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Водный речной транспорт

В категорию речного водного транспорта
можно внести те суда, которые перевозят людей и груз по каналам, озерам или рекам. Большой плюс такого транспорта в его низкой цене, поэтому его очень широко используют. Но минус у речного транспорта также есть и он идентичен морскому — это низкая скорость.

Конечно же есть суда, которые не уступают сухопутному или воздушному транспорту, но на это уйдет вдвое больше денег, поэтому их считают невыгодными и не выпускают в море. На таком дорогом транспорте могут передвигаться люди, которые не имеют проблем с финансами, поэтому для обычных пассажирских перевозок он не подходит.

В средневековье такие суда были популярны даже среди людей с высоким чином, на них могли переправляться фараоны в свой последний пусть или князья для того, чтобы добраться в другое государство, но сейчас люди стали забывать о той романтике, которая находится в море, закаты, которые уходят за горизонт, погружаясь морскую пучину.

Самый распространенный водный транспорт на данное время — экскурсионные корабли, которые курсируют по каналам или рекам. Поэтому, если вам доведется побывать в Венеции, Париже или Праге, найдите время и войдите на борт одного из таких кораблей. Вы не пожалеете, так как водная прогулка будет сопровождаться рассказами гида, и оставит в вашем сердце множество положительных эмоций и воспоминаний.

Наземный или сухопутный транспорт

Наземный или сухопутный транспорт передвигается по суше и способен перевозить на средние и дальние расстояния грузы и пассажиров. Это популярный и востребованный вид транспорта, который охотно выбирают для путешествий, отдыха, поездок к родственникам или друзьям. Автомобили, автобусы, грузовики, троллейбусы, трамваи, многочисленные фуры, поезда колесят ежедневно по мировым просторам.

Этот вид транспорта принято разделять на:

  • Автомобильный.
  • Железнодорожный.
  • Трубопроводный.

Лидирующее место среди них по пассажироперевозкам занимает автомобильный транспорт. Объем мировых пассажирских перевозок составляет 82%. Свое лидерство он получил в середине XX века, когда интенсивно начали развиваться современные автомагистрали. Протяженность их с каждым годом возрастает, поэтому длина автомобильной транспортной сети уже более 30 млн. км. Лидерами по длине автомобильных дорог считаются такие страны, как Россия, США, Китай, Индия, Япония, Бразилия. Если же брать густоту автомобильных трасс, то тут в лидерах страны Западной Европы:

  • Монако;
  • Мальта;
  • Бельгия;
  • Нидерланды.

Не уступают также Сингапур, Бахрейн, Япония, Барбадос.

Среди положительных характеристик автомобильный транспорт имеет:

  • высокую маневренность и скорость передвижения;
  • доставляет грузы и пассажиров максимально близко к месту назначения.

Слабые стороны:

  • дорогой, так как требует больших затрат топлива;
  • способствует загрязнению окружающей среды;
  • низкая грузоподъемность;
  • перевозит на близкие и средние расстояния.

Железнодорожный транспорт значительно уступает автомобильному по перевозке пассажиров. У него всего 9% мирового объема. Но по грузоперевозкам остается на лидирующих позициях. Мировая сеть железнодорожных путей сформировалась в 20 веке, ее протяженность13,2 млн. км. Отличается неравномерностью расположения. Железными дорогами владеют 140 стран в мире, однако лидерами по длине являются США, Россия, Канада, Китай, Индия. Если учитывать густоту, то здесь первенство держат Бельгия, Швейцария, Германия. Есть в мире места, где железнодорожное полотно отсутствует или его очень мало. Среди стран, которые не владеют железной дорогой, Исландия, Мальта, Андорра, Кувейт, Бутан, Катар и прочие. Лидирующее место по длине железных дорог, которые электрифицированы, занимают Россия, Украина, Франция, Китай, Индия.

Особенностями данного вида транспорта являются:

  • регулярность движения;
  • низкая себестоимость;
  • транспортировка грузов на расстояния средние и дальние;
  • высокая грузоподъёмность;
  • передвигается при любой погоде и в любой сезон.

Немаловажное значение в мировой экономике имеет трубопроводный транспорт. Он необходим для транспортировки нефти, нефтепродуктов, аммиака, серы и газа к пунктам назначения

Этот вид транспорта достаточно быстро развивается, так как добыча природных ископаемых увеличивается и возрастает потребность в них во многих странах мира. Также отдаленность потребителей от мест добычи способствует росту количества трубопроводов. 11% мирового объема грузооборота приходится на трубопроводный транспорт. Его сети занимают 2 млн. километров. Среди лидеров по длине трубопроводов являются Россия, США, Китай, Канада, Мексика.

Среди известных и уникальных объектов мирового значения можно выделить:

  • газопровод Северный поток-2 (связал Россию и Германию, проложен по дну Балтийского моря);
  • нефтепровод Кано Лимон–Ковенас (соединил месторождения восточной Колумбии с портом Ковенас);
  • нефтепровод Дружба – самый крупный в мире;
  • газопровод Запад–Восток – самый дорогой проект в мире;
  • серопровод Кэролайн–Шанц – построен для транспортировки расплавленной серы;
  • этанолопровод Тампа–Орландо – создан для транспортировки этанолового спирта;
  • аммиакопровод Тольятти–Одесса – самый большой в мире по транспортировке аммиака.

Среди особенностей трубопроводного транспорта выделяют:

  • удобность и экономичность;
  • малозатратность по обслуживанию и трудовым ресурсам;
  • способность работать при любой погоде и в любое время года;
  • эффективность в любой точке Земного шара и в разных климатических зонах;
  • непрерывность в поставке груза;
  • способность транспортировать жидкие и газообразные грузы.

Сегодня без транспорта невозможна жизнь современного человека. Ежегодно транспортная система стран мира только усовершенствуется — создаются новые модели автомобилей, строятся трубопроводы в самых недоступных местах, разрабатываются новые космические аппараты.

Классификация по виду транспорта

Как известно, перемещаться груз может морским (речным), воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом. Каждый из них может выполнять поставленные задачи. Только вопрос в другом: насколько целесообразно будет использовать тот или иной вид транспорта в конкретной ситуации и при выполнении определённых функций.

Допустим, когда речь идёт о доставке большого объёма товара. Здесь можно задействовать несколько грузовых машин, либо сделать несколько ходок на одном авто. Но экономически по деньгам и времени выгоднее доставить этот груз по железной дороге. Это можно сделать за один рейс.

Когда же доставка должна быть выполнена срочно, в максимально сжатые сроки, то вариант с морским видом транспорта рассматривать точно не стоит.

В итоге классификация перевозок включает в себя такие виды:

  • водные;
  • автомобильные;
  • авиаперевозки;
  • железнодорожные.

https://youtube.com/watch?v=xHX2AwjNb_s

Теперь про каждый вид следует рассказать отдельно.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.

Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

Транспортные сети России

В Российской Федерации используются все эти категории транспортных средств. Транспортное сообщение наиболее распространено в центральной части страны, где она имеет кольцевую структуру. В остальной части государства магистрали имеют широтное направление и заполняют в большинстве своем юг данной территории.

Если рассматривать классификацию транспорта исходя из количественной характеристики пригодных для него дорог и путей, можно сделать вывод, что транспортная сеть в России является одной из обширнейших в мире. В нее входят:

  • Автомобильные дороги с покрытием — 984 тыс. км;
  • Воздушные линии — 600 тыс. км;
  • Речные судоходные пути — 115 тыс. км;
  • Железнодорожные пути сообщения — 87 тыс. км;
  • Троллейбусные линии — 5,3 тыс. км;
  • Трамвайные пути — 2,5 тыс. км;
  • Пути метрополитена — 0,514 тыс. км;

(Для удобства можно составить диаграмму из представленных данных.)

Транспорт и связь[]

Транспорт и связь могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически является возможной (вместо личного визита можно было бы отправить телеграмму, позвонить по телефону, отправить факс, электронное сообщение), но было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, включая личные. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, которая жизненно необходима для развитых транспортных систем — от железных дорог в случае необходимости двустороннего движения по одной колее до управления полётами, при котором необходимо знание о местоположения воздушного судна в небе. Так было обнаружено, что развитие в одной области ведёт к росту в другой.

Автомобильные перевозки

Начать справедливо стоит с классификации автомобильных перевозок, поскольку на них приходится порядка 80% всех доставляемых грузов, а также перевозимых пассажиров.

При классификации грузовых автомобильных дорожных перевозок учитываются:

  • средства транспортировки;
  • способ доставки;
  • организационные признаки.

В качестве автомобильных средств могут применяться:

  • грузовые автомобили;
  • легковые машины;
  • автобусы;
  • прицепы;
  • полуприцепы.

Транспортировка осуществляется по автомобильным дорогам.

В зависимости от способа выполнения доставки, различают такие подкатегории:

  • Местная. В доставке груза задействована только одна транспортная компания. Все действия выполняются её ТС.
  • Прямого сообщения. Тут в доставке принимают участие несколько организаций.
  • Смешанная. Характеризуется использованием нескольких видов транспортных средств.

Если учитывать организационные признаки, то тут деление идёт на централизованную и децентрализованную доставку. Во втором случае грузополучатель сам решает вопросы, связанные с организацией поставки товара.

Чтобы организовать автомобильную грузоперевозку, нужно принять во внимание следующие моменты:

  • характеристики и свойства перевозимого груза;
  • текущее состояние дорог, по которым предстоит ехать;
  • сроки, в течение которых товар необходимо доставить в конечную точку;
  • особенности используемого транспорта.

Так перевозчик может построить маршрут, успеть в срок, подобрать оптимальный вид автотранспортного средства. Для некоторых категорий грузов подойдёт обычный бортовой грузовик. В других случаях нужен тягач с контейнером, изотермический фургон или рефрижераторная установка, способная поддерживать и менять температуру внутри грузового отсека.

У автомобильных грузоперевозок есть как сильные, так и слабые стороны. К преимуществам можно отнести:

  • доставка осуществляется регулярно и с большим количеством рейсов;
  • можно доставлять товары небольшими партиями;
  • отсутствуют строгие требования по упаковке большинства вида грузов;
  • широкий ассортимент автотранспортных средств для разных целей и задач;
  • востребованная профессия в виде водителя.

Но есть и недостатки. Они следующие:

  • высокая себестоимость;
  • невыгодно доставлять на большие расстояния;
  • риски хищения груза и самого транспорта;
  • ограниченные показатели грузоподъёмности;
  • из-за низкого качества дорог груз при транспортировке может пострадать;
  • качество дорог напрямую влияет на скорость доставки;
  • для содержания и обслуживания автопарка нужна дорогая материально-техническая база;
  • большие затраты на топливо и комплектующие при низкой экологичности.

Постепенно грузовые машины получают улучшенные экологические показатели. Но говорить о массовом внедрении гибридных и электрических грузовых авто говорить слишком рано. И экологические стандарты ограничивают возможность применения грузовиков во многих странах, включая ЕС.

Использование водных судов

Речной транспорт

В зависимости от того, в какой акватории используется данный тип транспорта, различают речной и морской транспорт.

Первая разновидность водного транспорта также называется ВВТ (внутренний водный транспорт). Это суда, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки по внутренним водным путям – рекам, каналам, водохранилищам, озёрам.

У речного транспорта древняя история. Ещё в Древнем Египте строили речные корабли, гребного или парусного типа. Позже использовали тягу лошадей или людей (бурлаков), которые шли по берегу. В XIX столетии появились первые речные пароходы. А в 1903 году начинается история теплохода – это судно было построено в России и вошло в состав речного флота.

В грузовых перевозках речные суда занимают важное место. Несмотря на такие недостатки, как сезонность эксплуатации и невысокая скорость (от 10 до 20 километров в час), водный грузовой транспорт выгоден благодаря тому, что себестоимость перевозок достаточно низкая

Различают самоходные суда и баржи – второй тип речных судов несамоходен, для толкания используется судно-буксир. На самоходном речном транспорте перевозят либо грузовики с тем или иным грузом, либо контейнеры – такие суда называют речными контейнеровозами. На баржах перевозят либо наливные грузы (например, нефтепродукты или сырую нефть), либо сыпучие грузы (например, зерно, уголь, песок).

В пассажирских перевозках речные суда занимают сравнительно небольшую долю. Это связано с тем, что обычная скорость такого транспорта достигает 20 – 30 километров в час, из-за чего речное судно не может конкурировать с более быстроходными автобусами и поездами. С помощью так называемых подводных крыльев и воздушной подушке скорость судов можно увеличить до 80 километров в час. Однако в этом случае серьёзно возрастает стоимость перевозок – из-за большого расхода топлива. Но в последнее время все больше на реках начали появляться суда на воздушной подушке (СВП) для перевозки людей. СВП имеет свойства амфибии, поэтому для судна не нужны специально оборудованные причалы. В весеннюю распутицу это единственный транспорт, способный переправлять людей и грузы с одного берега на другой.

Судно на воздушной подушке СВП-50

Речные пассажирские суда применяются для туристических круизов или для переврзки пассажиров в такие места, с которыми нет сообщения наземным транспортом.

Морской транспорт

Морской транспорт – это суда, перемещающиеся по морям, океанам и прилегающим к ним акваториям, способные поддерживать плавучесть, а также обслуживать пассажиров и участвовать в различных операциях с грузами.

Наибольшая доля мировых грузовых перевозок приходится именно на морской транспорт. По объёму перевозок первое место занимают разнообразные наливные грузы: растительное масло, жидкие продукты химической промышленности, сырая нефть и продукты её переработки.

Второе место по объёму грузоперевозок занимают контейнерные перевозки. Специализированные суда, называемые контейнеровозами, стали альтернативой своим предшественникам – универсальным судам. Это связано с тем, что в обычном контейнере (20-футовый или 40-футовый) можно перевозить различные грузы – как мелкие, так и достаточно крупные, вроде автомобилей.

Сухогруз

Есть и другие разновидности морского транспорта:

  • Суда-лихтеровозы
  • Суда для перевозки скота
  • Тяжеловозные суда
  • Буксировочные суда
  • Рефрижераторы
  • Балкеры для перевозки навалочных грузов – например угля, зерна, песка

Одни суда перемещаются по расписанию между несколькими морскими портами, придерживаясь определённого маршрута. Это линейные суда – пассажирские, грузовые, а также паромы.

Другие суда не привязаны к конкретным географическим точкам и перевозят попутные и случайные грузы, такой тип морского транспорта называется трамповым. При осуществлении трамповых грузоперевозок осуществляется так называемый чартерный договор, в котором участвуют как перевозчик (фрахтователь), так и отправитель груза. Трамповое судоходство осуществляется в тех случаях, если необходимо осуществить перевозку штучных малоценных грузов.

Также известна смешанная – в отношении водных путей – разновидность водного транспорта. Такие суда могут ходить как по рекам и озёрам, так и по морям и океанам.

Для речного транспорта, а также судов, курсирующих по Северному Морскому пути, характерна сезонность. Грузовые перевозки на водном транспорте самые дешёвые, но привязаны к географическим объёктам. При осуществлении межконтинентальных грузоперевозок используется водный транспорт, ибо доставка грузов по воздуху слишком дорога, а грузоподъёмность самолётов существенно ниже, чем у морского судна.

Транспортные узлы[]

Файл:Autobahnkreuz Breitscheid Ratingen.jpg

Двухуровневая автомобильная развязка в Германии

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система — совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.

Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами. Дело в том, что транспортные узлы буквально притягивают торговлю (эффект, который можно наблюдать хотя бы на примере вокзалов), здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы, а многие до сих пор существуют за счёт этой роли. Прежде всего это города-порты, но есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.

Распространение и причины популярности водного транспорта

Если речь идет о перевозке грузов, то здесь важна очень низкая себестоимость перевозок этим видом транспорта и его возможность перевозить грузы любых габаритов, что не под силу ни одному из остальных трех конкурентов. При этом, в случае грамотного обучения сотрудников логистике , процессы выгрузки и разгрузки судов в портах можно сделать достаточно быстрыми и оперативными, дополнительно снизив себестоимость перевозки. Кроме того, водный транспорт
незаменим там, где сухопутные перевозки невозможны – между материками и островами.

Низкая скорость водного транспорта практически свела на нет деловые пассажирские перевозки, но зато овеянная веками романтика морских путешествий способствовала развитию отдельной отрасли водного транспорта, такой как путешествия на круизных лайнерах. Да и малый водный транспорт, яхты, катера и лодки пользуется заслуженной популярностью у любителей активного отдыха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: