Эмпиризм в философии нового времени простыми словами

Основа бытия

Как и многие тезисы Декарта, учение о дуализме раскрывается философски расплывчато. При изучении философии человеческого бытия Декарт какое-то время искал базовое определение, которое дало бы возможность определить все стороны этого термина. В итоге продолжительных размышлений он выводит фактор философской субстанции. Субстанция (по его мнению) – это то, что умеет существовать без чужой помощи – то есть для присутствия субстанции не надо принципиально ничего, кроме существования ее самой. Но этим свойством может располагать только единственная субстанция. Именно ее и определяют как Бога. Он существует всегда, он непонятен для человека, всесилен и является абсолютной основой всего существующего.

Так рассуждал Декарт. Дуализм в этом отношении показывает свою двойственность не как слабость, а, наоборот, как сильную сторону концепции.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Философ из Саксонии, родившийся в 1646 году в Лейпциге и умерший в 1716 году. Он придерживался мнения о врожденности души, и предшествии интеллекта опыту. Но он не в полной мере поддерживал теорию Декарта о том, что в определенном мире душа человека знала все.

По мнению Лейбница, мы не рождаемся с актуальным знанием, а постигаем его в течение жизни. Но в нас заложен определенный потенциал к познанию.

Этот мыслитель выделил два вида истины:

  • разума;
  • факта.

Истиной разума являются те факты, противопоставление которым невозможно из-за логики. Они построены на неизменных теориях и истинах, которые исключают третий вариант. Сюда относятся законы математики и логики.

Истины факта – это суждения, которым можно противоречить. Тот факт, что человек идет – истина, но он остановится – и это уже не будет истиной.

Чтобы найти истину достаточно существующих теорий, а чтобы найти истину факта, необходимы основания, доказывающие, что суждение является верным.

Рационализм против эмпиризма

В философии рационализм — это знание, полученное с помощью логики и рассуждений. Это предполагает использование умственных процессов, чтобы помочь понять, что является правдой. Эмпиризм — это знания, полученные на основе личного опыта, собранного пятью чувствами сенсорной системы. Это предполагает экспериментирование для объяснения реальности. 

Рационализм — это термин, используемый в философии для обозначения знания, полученного из разума и логики. Это точка зрения, которая апеллирует к разуму как к источнику любого знания.

Любое обоснование, даваемое разумно или с интеллектуальной логикой, является рационализмом. Рационалисты верят, что за всем стоит логика, реальность имеет логику и логическое знание правильно.

С другой стороны, эмпиризм — это термин, в котором основным источником знаний является опыт и экспериментирование.

Эмпирики считают, что за каждым знанием стоит не просто врожденная идея, а клочок эмпирического доказательства.

Это философия науки, которая придает особое значение доказательствам, доказательствам, обнаруженным в ходе экспериментов.

Что такое рационализм?

Рационализм – это теория философии, в которой считается, что разум и логика являются основными источниками познания.

Это методология, которая говорит, что обоснование или причина — это точка зрения, показывающая основу знания. История рационализма восходит к 570–495 годам до нашей эры.

Рационалисты верят, что логика и разум могут раскрыть реальность мира и что существуют некоторые истины, которые можно постичь непосредственно посредством интеллекта.

Рационализм можно увидеть в логических рассуждениях, математике, морали и этике, а также метафизике. Рационалисты глубоко убеждены, что причина в основе своей верна, и их нельзя отрицать.

Они считают, что знание не зависит от чувственного опыта.

В рационализме есть три основных утверждения. Из этих трех утверждений рационалисты должны принять хотя бы одно.

Эти три тезиса являются интуиция или тезис дедукции, тезис о врожденном знании и тезис о врожденном понятии.

Кроме этих, есть еще два тезиса, хотя человек может быть рационалистом, не принимая ни одного из них. Одним из них является утверждение о незаменимости разума, а вторым — утверждение о превосходстве разума.

Философ и историк Уильям Джеймс раскритиковал теорию рационализма за то, что она устарела и не соответствует действительности. Он выступал против того, чтобы рационалист представлял мир как закрытую систему.

Джон Локк как представитель материалистического эмпиризма

Понятие субстанции в определении Локка аналогично схоластическому субъекту, предполагаемому, но неизвестному носителю тех свойств, которые мы считаем существующими. Локк является представителем материалистического эмпиризма. Его процесс познания представляет собой комбинацию простых идей. В формировании сложных идей проявляется активность сознания, в то время как простые идеи, пассивно воспринимаемые, «принимаются» разумом. Сложные идеи делятся Локком на классы в зависимости от сочетания содержащихся в них идей по способу, сущности и отношению. Сложные идеи называются модусами, когда они образуют формы, не имеющие самостоятельности в существовании, то есть зависящие от других идей (субстанций и свойств). Идея субстанции также связывает идеи более простого порядка. Таким образом, сложные идеи состоят из простых, но в то же время они представляют собой не накопление последних, а новое качество.

Локк не одинаково оценивает реально существующую субстанцию и ее понятие. Он считает, что абстрактная идея субстанции неясна. Что касается механизма возникновения этого понятия, Локк пишет, что философы добавляют к комбинации чувственных качеств как гипотезе понятие лежащего в основе «субстрата». Философское понятие «субстанции вообще» (в отличие от эмпирически воспринимаемой субстанции), согласно Локку, не включает в себя чувственные понятия. Такое объяснение субстанции противоречит его представлению об эмпирическом происхождении идей и предполагает, что понятие «subpore» является врожденной идеей, несуществование которой Локк постоянно подчеркивает. Локк пишет: «…согласованность частиц в теле так же трудно понять, как мысль в душе», и заключает: «…мы не знаем ничего, кроме наших простых идей, которые мы получаем посредством ощущений или размышлений. Основой наших знаний являются простые представления о свойствах или качествах. Зная только простые качества, мы объединяем их в единый объект, но не знаем, как эти качества объединяются, и тогда мы предполагаем их носителя, общую основу, хотя у нас нет ясного и четкого представления о том, что мы предполагаем в качестве носителя. Реальная сущность, реальная структура, принцип связи, лежащий в основе всех свойств, объединенных в номинальную сущность, лишь предполагается нами, но остается неизвестным. Так же обстоит дело со всеми нашими представлениями о субстанциях, даже с представлением о Боге».

«Хотя я знаю, видя и слыша, что вне меня есть физический объект, объект конкретного ощущения, я могу знать с большей уверенностью, что внутри меня есть духовное существо, которое видит и слышит. Таким образом, если объективная действительность существующего объекта имеет для Локка чисто прикладное значение и функциональное название в идее субстанции, то онтологическая действительность мыслящего субъекта представляется ему более очевидной.

Онтологический статус материального и ментального субъекта в метафизике Локка не имеет принципиального значения в его концепции. Отдельные высказывания о первичности существования психической субстанции носят эпизодический характер, и только признание реальностей, доступных нам в восприятии простых качеств, следует рассматривать как последовательное развитие идеи Локка. Об онтологической интерпретации понятия субстанции в учении Локка можно говорить только в связи с трансцендентным Богом, не выходя за рамки средневекового понимания понятия субстанции и Бога. Локк не отдает первенства человеку как «мере всех вещей» (в субъективистском смысле) или абсолютно реальному существованию чего-либо, кроме Бога. В четвертой книге «Эксперименты…» Локк заключает, что существование материальной субстанции реально, а существование духовной субстанции сомнительно, и здесь этот вывод отвергается как маловероятный. Существование двух субстанций предполагается опытом, и Локк не находит возможным решить этот вопрос с необходимостью не только в отношении мысли, но и в отношении тела.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структура сознания. Сознание и бессознательное
  2. Сократ: жизнь, основные философские идеи
  3. Горгий, древнегреческий софист
  4. К. Маркс и его философия
  5. Мишель де Монтень
  6. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики
  7. Эллинистическая философия
  8. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V— XIV вв.)
  9. Телеологическая концепция истории Августина — Концепция «Града Божьего»
  10. Философия и искусство

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С. Философия права. – М.1998.
  2. Арзамасцев А.М. Философия как особый тип мировоззрения. – Магнитогорск, 1998.
  3. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий
  4. Богомолов Ю.А. Буржуазная философия кануна и начала империализма. – М.,1987.
  5. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Мысль, 1989
  6. История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). – М.,1996.
  7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998.
  8. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. – М.,1986.
  9. Ляткер Я.А. Декарт, – М., 1989
  10. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение. // Вопросы философии, 1997. № 3.
  11. Рассел Б. История западной философии. – М.,1991.
  12. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.
  13. Соколов В.В. Философия Рене Декарта. – М., 1986.
  14. Сольников В.П. Философия: Учебное пособие для юридических вузов. – С-Пб, 1999.

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени

Ранее мы уже сказали, что в философии существует множество течений, объясняющих этот мир с тех или иных принципиальных позиций, зачастую противостоящих и даже противоположных. В дискуссиях и попытках оспорить те или другие принципы зарождаются новые направления философской мысли. Эмпиризм в какой-то мере стал стимулом к развитию такого направления философии как рационализм. В отличие от эмпиризма, рационализм объявлял источником знания разум, а основным методом познания – дедукцию.

Такой подход восходит корнями к учению древнегреческого философа Аристотеля (384-322), однако в окончательно оформился в качестве самостоятельного направления философской мысли в эпоху Нового времени. Основателем рационализма является французский философ и математик Рене Декарт (1596–1650). Оппонируя эмпиризму, Декарт заявлял, что опыт может быть субъективным, что восприятие может обмануть, а полученные в ходе эксперимента данные не всегда прямо указывают на причину изучаемого явления.

Поэтому любое наблюдение, предположение, знание должны пройти проверку разумом, в ходе которой следует отбросить все авторитеты и подвергнуть сомнению все, даже кажущиеся незыблемыми истины. Эти свои идеи Декарт изложил в книге . Философский аспект рационализма в понимании Декарта изложен в его труде «Размышление о первой философии» .

При всех видимых различиях эмпиризм и рационализм в философии нельзя считать строго противоположными течениями. Любой эксперимент подлежит осмыслению, методы индукции и дедукции абсолютно равноправны и могут применяться в рамках даже одного исследования для проверки выводов и поиска неточностей.

Более того, немецкий философ, физик и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), который традиционно считается представителем рационализма и приверженцем дедуктивного метода, в своей книге «Монадология» писал, что «в своих действиях все ученые на три четверти эмпирики» .

Уточним, что книга «Монадология» посвящена монадам, единым и неделимым сущностям, причем Лейбниц рассматривает биологический, физический, математический и другие аспекты этих сущностей. В плане философии и психологии ученый обосновывает постулат о существовании неких «врожденных идей», помогающих человеку познавать мир. В какой-то степени их тоже можно считать монадами, едиными и неделимыми сущностями. Свои представления о «врожденных идеях» Готфрид Вильгельм Лейбниц ранее презентовал в книге «Новые опыты о человеческом разумении» .

Эмпиризм в философии

Начнем с самых основ и объясним, что такое эмпиризм. Дело в том, что в философии существует множество течений, объясняющих этот мир с тех или иных принципиальных позиций. Как правило, название того или иного философского течения является производным от ключевого слова, кратко объясняющего суть этой принципиальной позиции.

Так вот, термин «эмпиризм» происходит от греческого слова ἐμπειρία, что переводится как «опыт». Таким образом, эмпиризм объясняет окружающий мир и его явления с позиций опыта, полагая, что знание можно добыть исключительно опытным путем. Понятие «опытным путем» достаточно широкое, включающее в себя как сугубо бытовой опыт (огонь – горячий, дождь – мокрый), так и организацию масштабных научных экспериментов.

Представители эмпиризма в философии полагают, что, во-первых, знание можно добыть исключительно из опыта, во-вторых, знание, теория, догадка или предположение могут считаться верными, лишь когда они подтверждены практическим опытом. Откуда взялся такой подход? Давайте разбираться!

Аксиомы

Философская концепция Декарта в своей основе базируется на течении о врожденных принципах учения о бытии. Дуализм Декарта, его понимание сущности — в том, что, с одной стороны, часть имеющихся знаний люди получают в ходе какого-то обучения, но с другой — есть и такие, которые бесспорны без познания, для их понимания не надо проводить ни обучения людей, ни даже искать факты и доказательства. Такие врожденные факты (или тезисы) получали у Декарта названия аксиом. В свою очередь, такие аксиомы подразделяются на понятия или суждения. Ученый приводил примеры подобных терминов:

  1. Понятия: всемогущий Бог, человеческая душа, обычное число.
  2. Суждения: существовать и не существовать одновременно невозможно, целое в объекте будет всегда больше его части, из ничего может удаться только лишь обычное ничего.

В этом проявляется концепция Декарта. Дуализм виден и в понятиях, и в суждениях.

Моноизм Спинозы

Голландский философ Б. Спиноза критиковал дуализм Декарта за неопределенный статус

вещество. С одной стороны, только бесконечная субстанция, Бог, обладает истинным бытием, а с другой стороны, сотворенные и конечные субстанции зависят от первой. Поэтому существуют вещества высшего и низшего рода. Из этого следует, что в мире, помимо божественного, есть и низшее начало. Эту дихотомию Спиноза стремился преодолеть. Он создал монистическую доктрину о единой субстанции.

Учение Спинозы о единой субстанции содержится в первой части «Этики» под названием «О Боге». По мнению философа, истинной является только одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и существование или природа. Кроме Бога, нет никакой другой субстанции. «Под субстанцией я понимаю то, что существует само по себе и представляется само по себе, то есть, чье представление не требует представления другой вещи, из которой оно должно быть образовано». Бог и субстанция слиты у него в одно понятие, Бог не выше природы, не является творцом вне природы, он находится непосредственно в природе.

Сама субстанция обладает рядом определенных существенных свойств. Во-первых, она существует полностью, о чем свидетельствует ясность и уникальность идеи. Во-вторых, субстанция обладает свойством самостоятельности и не зависит ни от какого другого бытия. В-третьих, субстанция имеет свою собственную причину, которая состоит из нее самой. За пределами субстанции ничего нет. Он содержит в себе все, что существует вокруг. В-четвертых, субстанции также присуще свойство быть бесконечной в пространственном и временном отношениях. Он не находится в потоке времени, а парит над ним. В-пятых, субстанция вечна. Вечность не движется, а находится в неподвижном состоянии, то есть не изменяется во времени. Он вечен в смысле несотворенного и неразрушимого. Спиноза начал с древнего пантеистического отождествления Бога с совокупностью природы; его формула — «Бог или субстанция или природа», которая является причиной самой себя (causa sui).

Таким образом, Спиноза преодолел дуализм Декарта в своем учении о субстанции. Протяженность и мышление, которые у Декарта были субстанциями сами по себе, у Спинозы объединены в единое целое. Согласно пантеистической доктрине Спинозы (по-гречески «все божественное»), существует слияние Бога и материи, наполнение материи божественным смыслом и воплощение Бога в космосе. Субстанция у Спинозы — это не бытие вообще, а объективное бытие, т.е. материя.

Субстанция обладает существенными и неотъемлемыми свойствами, которые Спиноза назвал атрибутами. Любая субстанция может иметь бесконечное число атрибутов. Но только два из них известны человеку: Расширение и мышление. В отличие от Декарта, который говорил, что протяжение — это одна субстанция, а мысль — другая, Спиноза называл эти два свойства одной субстанцией. Таким образом, Бог был расширен, а материя — мыслима.

Для описания единичных конечных вещей Спиноза использует термин «модус». Единичную вещь можно проиллюстрировать на примере волны или пузырька на поверхности океана. Таким образом, единичный дом или камень является способом субстанции, то есть материя в этом месте в это время принимает форму дома или камня. Единичные вещи, называемые модусами, имеют внешнюю причину своего возникновения и существования. Это существование характеризуется конечностью, изменением, движением в пространстве и времени.

Сущность философского метода

Свое учение о методе Декарт определяет в четырех четких тезисах:

  1. Нельзя верить ничему без проверки, особенно если в чем-то не совсем уверен. Необходимо сторониться любой торопливости и предубеждений, брать в содержание своей теории лишь то, что видится уму так понятно и отчетливо, чтобы ни в коем случае не спровоцировать какую-нибудь причину к сомнению.
  2. Дробить любую проблему, взятую для исследования, на такое количество частей, которое необходимо для самого лучшего ее разрешения.
  3. Ставить свои идеи в конкретной последовательности, начиная с наиболее нетрудных и легко познаваемых тезисов, и понемногу усложнять текст словно по определенным ступеням, до представления наиболее трудных мыслей, предполагая наличие четкой структуры даже среди тех предложений, которые в естественном виде не связываются друг с другом.
  4. Постоянно создавать списки описаний такие тщательные и обзоры такие четкие, чтобы быть убежденным, что ничего не оставлено в стороне.

Способ реализации

Французский средневековый философ Р. Декарт решал проблему соотношения реального и идеального следующим методом: в рамках нашего мышления есть концепция Бога как абсолютно Совершенного Существа. Но весь предыдущий опыт живущих людей говорит о том, что мы, люди, хотя и разумные, но существа все же ограниченные и далеко не совершенные. И возникает вопрос: «Как эта не совсем простая концепция получила такое признание и дальнейшее развитие?»

Декарт считает единственно правильной мысль, что сама по себе эта идея была внушена человеку извне, а ее автор, созидатель, и есть всемогущий Бог, создавший людей и вложивший в человеческий разум понятие о самом себе как об абсолютно Совершеннейшем Существе. Но из этого понятного тезиса следует и необходимость наличия внешнего мирового окружения как предмета человеческого познания. Ведь Бог не может лгать своим детям, он сотворил мир, повинующийся постоянным законам и понятный человеческому разуму, который он также сотворил. И он не может не разрешить людям изучать его творение.

Таким образом, сам Бог делается у Декарта определенным гарантом понимания в будущем человеком мира и объективности этого познания. Слепое благоговение перед всемогущим Богом вытекает в большее доверие к существующему разуму. Таким образом у Декарта проявляется вера в Бога. Дуализм выступает как вынужденная слабость, оборачивающаяся сильной стороной.

Что такое Эмпиризм?

Эмпиризм — это термин, используемый в философии, который утверждает, что эксперименты и чувственный опыт являются основным источником знаний.

Вместо идей эмпиризм делал упор на фактах. По мнению эмпириков, эксперименты и доказательства показывают реальность мира.

На протяжении всей истории теория эмпиризма описывалась как пустая шифер который со временем наполняется опытом.

Человеческий разум подобен чистому листу, который пуст с рождения и заполнен опытом, обучением и экспериментами.

Знания базируются на получаемом нами опыте, возможностях и вероятностях наших действий, фальсификации и методике эксперимента.

Слово «эмпирический» происходит от древнегреческого слова «empeiria», что означает опыт. История веры в эмпиризм уходит корнями в период с 600 по 200 год до нашей эры.

Древнеиндийский философ по имени Канада признал, что двумя источниками знания являются восприятие и вывод. Это упоминается в его работе под названием «Вайшешика-сутра», которая представляет собой древний текст на санскрите.

Эмпирики считают, что опыт и память развивают человека и его нравственность.

Они также верят, что доказательства, любые доказательства, найденные посредством эксперимента, могут раскрыть реальность мира, а не какую-то причину и логику.

Понятие рационализм и его происхождение

Впервые этот термин употребил Френсис Бэкон, в то время как философы, живущие до него, пытались объяснить это понятие. Рационализм в философии не принадлежит к какому-то конкретному течению, поскольку роль разума признают многие философы

Но взгляды на него отличаются: они могут быть умеренными, когда человек признает, что разум занимает важное место в познании, но не единственное; и радикальным, когда человек признает важность только разума

Рационалисты придерживаются мнения, что опыт не имеет значения, если нет разума. Также они считают, что при наличии разума человек совершает открытия, даже если у него нет опыта. Рационалисты считают, что признаки достоверного знания нельзя получить исходя из опыта. К этим признакам относятся:

  • всеобщность;
  • необходимость.

Трактовка этого термина различается в зависимости от конкретного мыслителя и исторической эпохи, когда оно было сформировано. Так как философия – наука, зависимая от уровня культуры и потребностей общества в определенный момент времени, то понятия, входящие в нее, меняются с ходом времени.

Иммануил Кант

Немецкий философ, родившийся в 1724 году в Кёнингсберге и умерший в 1804 году.

Он работал над объединением эмпиризма и рационализма. Его философия называется трансцендентальный идеализм. Кант заявлял, что разум получает стимул к действию в том случае, если познание при помощи органов чувств невозможно. Познание при помощи разума имеет смысл при постижении таких понятий, как: Бог, бессмертие, свобода, воля и другие.

Иммануил Кант считал, что хотя разум стремится познать эти понятия, сделать он этого не может, так как они непостижимы для разума. Особенность Канта заключается в его двойственности и попытке объединить два разных направления. Он признавал, что чувства играют важную роль в процессе познания так же, как и разум. Он критиковал эмпириков за то, что они исключали роль разума в этом процессе.

Рационализм – важное направление мысли в философии, которого придерживались многие известные мыслители. Он противопоставлен иррационализму в философии, который не признает важную роль разума в процессе познания

Это понятие не принадлежит к какому-то конкретному направлению философской мысли, так как представители разных течений могут придерживаться этой позиции. Главными противниками рационалистов являются эмпирики, которые придерживаются мнения о том, что в процессе познания главную роль играет опыт и чувства. Девизом приверженцев рационалистического течения является фраза: «Знание – сила».

В основе этого понятия стоит мысль о том, что человек в научной деятельности и познавательном процессе должен руководствоваться разумом, при помощи которого он может достигнуть истины. Все полученные данные должны быть проверены с помощью критического анализа, и не должны приниматься на веру. Мыслители, придерживающиеся этого направления, считают, что познает мир человек при помощи разума, а на основе опыта и чувственных ощущений познаваемы только бытовые понятия. Боле сложные термины, такие как Бог или свобода, познаются рационально.

Биография философа

Р. Декарт появился на свет в конце шестнадцатого века во Франции в семье именитых и богатых дворян. Будучи представителем привилегированного французского сословия, Рене в детстве получил великолепное (как для того времени, так и для современности) образование в лучших образовательных учреждениях в стране. Сначала он обучался в иезуитской коллегии Ла Флэш, затем окончил университет Пуатье. Ему присвоили степень бакалавра права.

Постепенно у него вызревала мысль о всевластии науки (не Бога!) в этом мире. И в 1619 году Р. Декарт окончательно и бесповоротно принял твердое решение заниматься только наукой. Уже в это время он сумел заложить основы философии. При этом Рене Декарт особо отмечал тезис плотной взаимосвязи всех естественных и гуманитарных наук.

После этого он был представлен ученому-математику Мерсенну, который оказал на Декарта большое влияние (как на философа и как на математика). Началась его плодотворная деятельность как ученого.

В 1637 году была опубликована его самая знаменитая работа, написанная на французском языке, — «Рассуждение о методе». Именно с этого момента дуализм Рене Декарта стал обоснован, начала развиваться новоевропейская рационалистическая философия нового времени.

Заключение

В чем заключается дуализм Декарта? У этого ученого часто трактуемое «мышление» пока только достаточно туманно объединяет в себе такие понятия, которые в будущем будут четко очерчены как сознание. Но рамки зарождающейся концепции сознания уже вырисовываются на философском научном горизонте. Понимание своих будущих действий — главная в свете декартовой концепции отличительная черта мышления, разумных актов человека.

Тезиса о том, что человек имеет тело, Декарт и не собирается отрицать. Как специалист-физиолог он всегда изучал человека. Но как философ своего времени он твердо утверждает, что значение людей состоит отнюдь не в том, что они владеют материальным, «вещественным» телом и могут, как автомат, производить чисто физические действия и отдельные движения. И пусть природное течение жизни человеческого тела — причина, без которой не способно идти любое мышление, наша жизнь приобретает определенное значение только тогда, когда начинается мышление, то есть «движение» разумной мысли. А дальше идет и очередной, четко предопределенный шаг исследования Декарта — переход от тезиса «Я мыслю» к определению сущности Я, то есть сущности всего человека разумного.

Стоит отметить, что этот французский философ был представителем прагматического, а не отвлеченного, «теоретического» познания. Он полагал, что сущность человека надо улучшать.

Главным образом, философ Декарт в истории науки известен тем, что обосновал важность разума в ходе познания, сформировал теорию о рожденных мыслях, выдвинул учение о субстанциях, принципах и атрибутах. Также он стал автором концепции дуализма

Скорее всего, публикуя эту теорию, ученый пытался сблизить яростно отстаивающих свои взгляды идеалистов и материалистов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: