Основные средства гимнастики

Общая характеристика средств гимнастики

Методические особенности гимнастики.

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. Такой специфической особенностью, позволяющей отнести то или иное упражнение к разряду гимнастических, является прежде всего проявление координационных и иных двигательных способностей в условиях строгого регламентированной программы движений. Точно указываются исходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм.

Подбираются упражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата, на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

2. Разнообразие упражнений – средства гимнастики.

Уникальность гимнастики заключается в практически неограниченном количестве средств гимнастики – разнообразных упражнений. Любые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соответствующих гимнастических упражнений оздоровительного, прикладного, спортивного характера, используя их с различной степенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разнообразить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя туловище, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. И в этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы.

3. Избирательное воздействие упражнений.

Часто возникающие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнастических упражнений, методикой их использования. Строгая регламентация упражнений – пространственно-временных и силовых характеристик – позволяет локально воздействовать практически на любые части тела и органы. Эти возможности используются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т.п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки.

Гимнастическая методика характерна не только строгой регламентацией программы движений, но и относительно строгими ограничениями в организации занятий, в дозировании упражнений и регулировании нагрузки.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем подбора упражнений, их чередования, количества повторений, изменения темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возможностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений, применения одних и тех же упражнений в разных целях.

Типичным способом повышения интенсивности занятий в гимнастике является освоение все более трудных движений, усложнение самих упражнений (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и конечных положений, скорости выполнения, так и путем новых сочетаний их друг с другом, соединений в различные по степени трудности композиции – комплексы общеразвивающих упражнений, упражнений на снарядах). Конструирование новых элементов, создание оригинальных композиций проявляют творческие способности и преподавателя и ученика.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассматриваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях использования метода строго регламентированного упражнения, возникшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.

Указания

При осуществлении строевых упражнений в гимнастических классах, существует разделение команд на два вида:

  • предварительные – заставляют спортсмена собраться и подготовиться к дальнейшим действиям;
  • исполнительные – требуют от спортсмена незамедлительного исполнения команды.

В число исполнительных команд входят «Равняйсь!», «Смирно!»

Но при желании привлечь внимание учащихся, тренер может впереди вставить такие слова, как «группа», «внимание»

Подача предварительной команды выполняется как можно чётче и громко, даже немного протяжно. Это необходимо для того, чтобы спортсмены сразу разобрались, что от них ожидают и подготовились к исполнению задачи. Подача команды исполнительного типа, осуществляется после произведения незначительной паузы, энергично и отрывисто.

Громкость и длительность передышки при этих командах, напрямую связана с размерами строя: чем большее количество людей находится в строе, тем более протяжной является команда предварительного типа и длительнее пауза между ними.

Исполнительный тип  указаний способствует подаче сигнала о начале работы, произношение обязано совпадать с характером выполнения дальнейших действий. К примеру, чтобы строй начал бежать, команда должна осуществляться громко и отрывисто, если планируется замедление, то она должна быть громкой и протяжной. Независимо от разновидности команд интонация делается как можно твёрже и повелительнее. Тренер обязан осуществлять правильный подбор слов, а также варьировать тон и силу движения.

Громкость команды, должна соответствовать её необходимости. Строго запрещено давать невероятно громкие команды или очень тихие, поскольку это дезориентирует учащихся. В процессе подачи команды, тренер должен принять положение основной стойки.

При выполнении предварительной команды, гимнасты занимают стойку «смирно», поэтому тренер не должен злоупотреблять этим указанием. Если же команда всё-таки была дана, то её следует строго соблюдать.

В ряде ситуаций рекомендуется вместо команд использовать распоряжения. Если в ходе получения команды спортсмен выполняет строго определённые действия, то получив распоряжение, он может не следовать счёту и исполнять указанное действие другими способами. К примеру, вместо того, чтобы учащимся, которые сидят на полу дать команду «Направо!», предпочтительнее будет попросить их «Повернитесь направо».

Подавая указания на осуществление перестроения, требуется следовать ряду действий:

  • произносится наименование строя;
  • указывается сторона, в которую будет производиться движение;
  • указывается метод выполнения.

Литература.

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер./ В.И. Дубровский, Т.В. Хутиев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.: ил.

2. Гимнастика и методика преподавания: учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.М. Смоленского. – Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987.-336 с., ил.

3. Физиотерапия: Пер. с польск./Под ред. М. Вейсса, А. Зембатого. – М.: Медицина, 1986, 496 с., ил. Пер. Изд.: ПНР, 1983.

4. Палыга В.Д. «Гимнастика» Учебное пособие для студентов факультета физ. воспитания. М: «Просвещение» 1982 год.-340с.

5. «Гимнастика с методикой преподавания»/под редакцией И.Б.Павлова.-М: «Просвещение» 1985 год.-420с.

6. Дмитриев В.С., Троянов А.С. Методика оздоровительной гимнастики в профилактике функциональных нарушений позвоночника у лиц зрелого возраста / Вестник спортивной науки. 2006.– № 4.

  • Основы невербальной коммуникации
  • Общение как обмен информацией
  • Сравнительный анализ систем обнаружения атак или вторжений
  • Сравнительный анализ систем обнаружения атак или вторжений
  • Возможности векторного редактора CorelDraw
  • Общие характеристики скриптовых языков. Язык Python
  • Учредительский бизнес. ( ООО)
  • Система DIRECTUM, ее состав и настройки
  • Утомление и восстановление
  • Современные системы физических упражнений
  • Методические принципы физического воспитания («Физиология физического воспитания и спорта»)
  • Экономическая эффективность и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс

Обучающая методика

В ходе ознакомления со строевыми упражнениями в гимнастике, в преимущественном числе случаев используют метод показа, все объяснения производятся частями. В результате того, что строевые упражнения обладают низким уровнем сложности, в процессе обучения тренер чаще всего комбинирует объяснения и показ, после чего требует, чтобы указанное действие одновременно выполнила вся группа.

Сложные варианты этих упражнений, изучаются по частям. В данной ситуации для осуществления какого-то действия, нужно услышать отдельную команду. Для примера, в ходе перестроения из  шеренги в две, спортсмены, получившие по расчёту 2-е номера, сначала делают шаг назад левой ногой, затем шаг вправо и в конце только приставляют вторую ногу.

В ходе изучения частей команд, гимнаст полностью понимает и запоминает выполненные действия, а тренер, до того как произнесёт новую команду, вполне может подкорректировать уже заметные ошибки.

Для того чтобы хорошо изучить вышеуказанные упражнения, требуется с первых занятий практиковаться в их исполнении. Строевые упражнения невозможно изучать теоретически, поэтому прежде чем что-то требовать от спортсменов, тренер обязан сам показать им правильную технику выполнения того или иного упражнения, а также показать, как исполняются различные команды. Существуют и парные упражнения, здесь успех выполнения зависит не только от одного человека, но и от его партнёра, поэтому разучиваются ещё и особенности работы в команде, умение прийти на помощь, а возможно где-то взять на себя всю нагрузку.

Благодаря использованию строевых упражнений, гимнасты тренируют выдержку и дисциплинированность

В современную программу обучения гимнастов эти упражнения вошли совсем недавно, но уже приобрели большую популярность, поскольку обучают спортсменов строго следовать правилам, не поддаваться эмоциям, что особенно важно при выступлении на всевозможных чемпионатах. Только собранность и уверенность в собственных силах приведут к победе и позволят завоевать многочисленное количество медалей и грамот и уважение в спортивной сфере

Приёмы и движения в строю

Занять позицию в строю требуется после получения команды «Становись!». Как только это указание будет услышано, требуется незамедлительно занять место в строю и максимально выровняться. В теле должно отсутствовать напряжение, пятки соединяются, а носки поворачиваются вперёд. Ноги в коленках выпрямляются, но их тоже следует максимально расслабить. Грудная клетка приподымается, туловище выставляется вперёд. Живот втягивается, плечи разворачиваются. Руки располагаются так, чтобы кисти повернулись ладонями внутрь. Пальцы полусогнуты и прикасаются к бедру. Голова удерживается ровно, лицо смотрит вперёд.

Услышав команду «Смирно!» требуется прекратить принимать стойку и замереть. После приказа «Вольно!» принимается свободное положение, колени ослабляются, но строго запрещено начинать разговоры.

Повороты на месте и в движении осуществляются посредством получения указания. Под понятием полповорота подразумевается поворот на 45 градусов, это действие производится через левое плечо. В остальных случаях нужно поворачиваться через правое плечо.

Повороты осуществляются на два счёта: на «один» нужно повернуться, при этом сохраняется правильное расположение туловища, колени прямые, весь вес перенесён на расположенную спереди ногу; на счёт «два» быстро приставляется вторая нога.

Все движения строевого типа, производятся в процессе бега или марширования. Оптимальной считается скорость передвижения шагом, составляющая сто двадцать шагов за 60 секунд (при условии, что длина шага составит около семидесяти сантиметров). При беге норма – до ста восьмидесяти шагов.

При этом учитывается тот факт, что шаги подразделяются на строевые и походные. В первой ситуации осуществляется команда «Строевым шагом – Марш!», во второй ситуации – «Шагом – Марш». По первичной команде тело немного выдвигается вперёд, весь вес идёт на правую ногу, позиция должна быть устойчивой. После получения команды требующей незамедлительного исполнения, следует двигаться с левой ноги и полным шагом.

В ходе осуществления строевого шага, носок оттягивается вперёд, а нога поднимается на 150-200 мм. Постановка ноги твёрдая и на ровную ступню. Параллельно производится работа руками: они направляются вперёд и сгибаются в области локтей, кисти размещаются на уровне пряжки пояса, назад – до отказа в области плеча. Пальцы немного согнуты. Выполняя указание, голову и тело нужно удерживать прямо и смотреть вперёд. При выполнении походного шага, в движении намного больше свободы.

Для старта требуется, чтобы прозвучала команда «Бегом – Марш!».  Если бежать с места, то шаг должен производиться левой ногой. Чтобы после полученного приказа перейти с шага на бег, требуется немного согнуть локти и отвести их назад. Команда для исполнения должна осуществляться параллельно с установкой левой нижней конечности на землю. По этому же указанию делается шаг правой ногой, а уже переход на бег делается другой ногой.

Рекомендуємо для перегляду

Політичний портрет Ф.Франко

2012-01-31

Постать Ф.Франка в історії. Роль Ф.Франко у громадянській війні та подальших подіях. «Нова держава» Франко

Державний борг України,можливі напрями оптимізації його рівня і структури

2012-01-31

Економічна сутність і причини виникнення державного боргу. Державний борг України та його обслуговування. Шляхи скорочення державного боргу України

Методика обліку розрахунків з замовниками

2012-01-30

Особливості та методика обліку розрахунків з замовником. Розрахунки за виконані роботи, порядок здійснення. Кореспонденція бухгалтерських рахунків по обліку розрахунків з покупцями та замовниками

Взаємодія неалельних генів. Охарактеризувати домінантній і рецесивний епістаз

2012-01-30

Переважна більшість ознак організму є результатом взаємодії декількох неалельних генів

Природні та антропогенні екосистеми. Наслідки порушень в екосистемах. Стійкість і стабільність екосистем

2012-01-30

Сутність та види екосистем. Природні та антропогенні екосистеми. Антропогенний вплив на природні екосистеми. Стійкість та стабільність екосистеми

Особенности перемещения строем

Чтобы в процессе гимнастических занятий в короткие сроки разместиться в зале, используют перестроение, движение и размыкание.

Перестроение бывает следующих типов:

  1. Из шеренги в три других. После произведения расчёта, тренер даёт команду по перемещению группы в три шеренги. Услышав это указание, гимнасты, получившие в расчёте 2-е номера, остаются в неподвижном состоянии, спортсмены под 1-м номером шагают назад с правой ноги, левая – не приставляется. После этого они осуществляют движение влево, и приставляют ногу, в итоговом положении они должны смотреть в затылок к спортсменам со вторым номером. Участники группы получившие номер 3, с левой ноги шагают вперёд, затем производятся аналогичные действия вправо и приставляется вторая нога. Итоговая позиция спортсменов, получивших при расчёте 3-и номера – спереди спортсменов со 2-ми номерами. Чтобы построиться обратно, тренер даёт команду об отделении группы в одну шеренгу. Гимнасты выполняют те же движения, только в обратном порядке.
  2. Уступом. После выполнения изначального расчёта, тренер даёт указание определённым номерам осуществить указанное ним количество шагов. Спортсмены шагают, а затем приставляют ноги.
  3. Из простой колонны в колонну по три или четыре человека. Тренер даёт указание «Группа налево в колону по 3 (или 4) – МАРШ!». Услышав эту команду, первая тройка или четвёрка спортсменов поворачивает в указанном направлении и движется прямо: остальные спортсмены выполняют отмеченное движение без новой команды. Руководитель отмечает интервал и размер дистанции между участниками строя, которые они обязаны соблюдать. После получения указания произвести обратное построение, первая тройка или четверка спортсменов направляется прямо, на ходу выполняя перестроение в колонну по одному. Другие спортсмены выполняют шаг на месте, в результате этой команды, они должны смотреть в затылок других членов коллектива.

Движение тоже бывает нескольких видов:

  1. По периметру зала. Получив требуемую команду, гимнасты двигаются по линиям, обозначающим границу площадки, заход выполняется правым плечом, без осуществления вспомогательных указаний.
  2. По диагонали. Команда «По диагонали – МАРШ!», выполняется только в той ситуации, если спортсмены подходят к углу зала. Получив указание тренера, гимнасты, за направляющим, передвигаются к другому углу.
  3. Противоходом. В этом случае вся колонна движется за направляющим задним ходом (спиной вперёд).
  4. Змейкой. Движение состоит из нескольких противоходов. Длина змейки напрямую зависит от первого противохода.

Переходя к размыканию, стоит отметить, что это метод увеличения дистанции и интервала строя. Если было не отмечено число шагов, то размыкание составляет один шаг в любую из сторон отмеченных тренером.

Все, кроме человека от которого выполняется размыкание, поворачивают направо или налево, а затем продвигаются так, чтобы расстояние между спортсменами, расположенными по бокам, сзади или спереди было равно отмеченному количеству шагов. После этого выполняется поворот лицом к фронту. Произведя указание, тренер выполняет подсчет по два до того момента, пока каждый участник группы не займёт свою исходную позицию в строю.

Размыкание бывает нескольких видов:

  1. Используются приставные шаги. Осуществляется по фронту после получения указания: «От центра влево (вправо) на 2 (или 3) шага приставными шагами разомкнись». Выполнив указание, тренер считает до двух, пока каждый член группы не займёт своё место.
  2. По распоряжению. К примеру: «Займите позицию на три шага один от другого».
  3. По направляющим в колоннах. В такой ситуации, тренер устанавливает определённый интервал.

Правила записи общеразвивающих упражнений

1. Исходное положение (И.п.), из которого начинается движение.

2. Название движения каждого счета (наклон, поворот, мах, приседание, выпад).

3. Направление (вправо, влево).

4. Конечное положение (если необходимо), но, как правило, упражнение должно заканчиваться исходным положением.

5. Упражнения записываются столбиком.

6. Все упражнения составляются на 2, 4 или 8 счетов.

Исходные положения (и. п.): стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки, применяемые как исходные положения:

Основная Узкая, Ноги врозь Скрестная, Руки на пояс

стойка руки на пояс правой вперед

Широкая Ноги врозь, Согнуть правую Правой (левой) На

правой вперед вперед вольно коленях

Сед: положение сидя на полу или на снаряде.

Сед Сед углом Сед согнувшись Сед с захватом

Сед ноги врозь Сед на пятках Сед на пятках Сед на правой пятке

с наклоном вперед с захватом

Упор: положение занимающегося с опорой руками, при котором его плечи (плечевая ось) выше точек опоры.

Упор присев Упор стоя Упор на коленях Упор присев на левой,

согнувшись правая в сторону

Упор лежа Упор лежа сзади Упор присев на левой,

правая назад на носок

Руки вперед Руки в стороны Руки вверх Руки назад

Руки вперед – подняты на высоту плеч, параллельны, ладони внутрь.

Руки в стороны – подняты на высоту плеч, ладони книзу.

Руки вверх – подняты и отведены назад, параллельны, ладони внутрь.

Руки назад – отведены назад до отказа, ладони внутрь.

Промежуточные положения, в которых руки расположены под углом 45°:

Руки вверх-наружу Руки вперед-книзу Руки в стороны-книзу

Положение кисти: обычное, кисть в кулак, кисть свободна, опущена, поднята, вперед, назад.

Исходные положения с согнутыми руками:

Руки: на пояс перед грудью за голову к плечам скрестно,

Движения ногами (в и.п. руки на пояс):

Правую в сторону Правую в сторону- Правую в Левую

на носок книзу сторону-кверху вперед-кверху

Присед: положение занимающегося на согнутых ногах.

Присед на правой, Круглый присед,

левую вперед, руки вперед руки вверх, ладони вперед

Для обозначения круговых движений применяются термины:

Круг – движение, совершаемое по окружности на 360°.

Дуга – движение, выполняемое менее чем на 360°.

Например: из и. п. руки в стороны дугами книзу руки вверх.

Наклон Наклон прогнувшись Наклон с захватом

руки на пояс руки на пояс

Выпад правой Выпад левой Выпад правой Выпад правой с

в сторону, вперед, руки в сторону наклонно, наклоном,

руки на пояс на пояс руки вверх руки скрестно

Равновесие на левой Боковое равновесие Равновесие кольцом

Мост: дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.

Различают разновидности мостов:

Мост опусканием – выполняемый из основной стойки (стойки ноги врозь) наклоном назад до опоры руками.

Шпагат: сед с предельно разведенными ногами. Для него характерно касание опоры всей длиной одной и другой ноги.

Шпагат правой Полушпагат левой Шпагат ноги в стороны

Стойка: вертикальное положение тела ногами вверх.

Стойка Стойка Стойка Стойка на

на лопатках на голове и руках на руках одной руке

Любительский спорт

Оглавление

Строевые – их применяют для дисциплинированности и организованности обучаемых. Содействуют формированию четких совместных действий, чтобы исполнять их в строю, это помогает развивать чувство ритма. В результате приобретается правильная осанка, подтянутость, стройность. Кроме групповых строевых упражнений проводятся также одиночные занятия.

Общеразвивающие — помогают совершенствовать опорно-двигательный аппарат, весь организм, способствуют формированию красивой, правильной осанки. Это средство подготавливает обучающихся для более сложных элементов, двигательных действий, помогает развитию силы, упражнения улучшают гибкость, быстроту, хорошую координацию. Улучшает способность напряжения и расслабления мышц. Движения этой группы выполняются согласно поставленной задачи, при помощи разнообразных предметов, к ним относят мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, разные подобные аксессуары, также упражнения исполняются без спортивных снарядов. Сюда же включают парные занятия с силовыми сопротивлениями.

Упражнения вышеназванной группы классифицируют согласно анатомического признака:

  1. Для сгруппированных частей тела индивидуально.
  2. Для тела в общем.

Прикладные – к ним относят бег, разные виды ходьбы, метание различных предметов, лазанье, простые прыжки, подобные элементы. Ходьба является наиболее распространенным занятием как в спорте, так жизни. Существует несколько видов ходьбы — на носках, пятках, высоко поднимая колени, другие. Разные виды ходьбы задействуют мышечную деятельность, довольно сложную по координации, практически автоматизированную. Ходьба используется для развития органов дыхания, сердечно-сосудистой, мышечной системы

При беге важно учитывать возраст, пол, степень подготовки, так как бег — более динамичное упражнение

Несложные движения доступны практически всем занимающимся, способствуют комплексному физическому развитию. С их помощью формируются основные незаменимые навыки, умения, способность применения по необходимости в различных ситуациях. Это помогает улучшению общей координации выполнения заданий, развивает, укрепляет определенные мышечные группы. Прикладные средства (те, которые часто используются в обычной жизни) считаются одними из наиболее действенных средств, помогающих разностороннему и разноплановому физическому развитию.

Ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика является разновидностью гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются ОРУ, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмичную музыку, преимущественно поточным методом.

В ряду других средств массовой физкультуры популярность ритмической гимнастики объясняется ее доступностью, эффективностью, эмоциональностью.

Доступность ритмической гимнастики основана на использовании известных и несложных ОРУ, знакомых преподавателям и занимающимся по комплексам утренней зарядки, производственной гимнастики и т. п.

Эффективность ритмической гимнастики связана с тем, что целенаправленное влияние гимнастических упражнений на опорно-двигательный аппарат, на отдельные группы мышц, суставов, связок сочетается со значительным воздействием на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Благодаря быстрому темпу выполнения многих движений комплекса, включению серий упражнений с небольшими паузами между ними, значительной общей продолжительности занятия стимулируется деятельность систем энергообеспечения мышечной работы, потребность организма в кислороде, и его потребление существенно возрастает. Отсюда название – «аэробика» (от греч. слова «аэро» — воздух и «биос» — жизнь). Поточный метод выполнения упражнений по характеру нагрузки на организм ставит ритмическую гимнастику в один ряд с другими важными средствами оздоровительной направленности, с упражнениями циклического характера: бегом, ходьбой, лыжами и т. п. Эмоциональность занятий – очень важный фактор, объясняющий притягательность ритмической гимнастики.

Ритмическая гимнастика – музыкальная форма гимнастики. Музыка в данном случае носит функциональный, лидирующий характер, определяет ритм и темп движений.

Лечебная гимнастика.

Лечебная гимнастика – разновидность прикладной гимнастики, лечебный метод применения физических упражнений для более быстрого и полноценного восстановления здоровья больного человека, его трудоспособности, а также развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации движений и др., необходимых в условиях общественно-трудовой деятельности.

Специально подобранные гимнастические упражнения (на основе диагноза врача) успешно применяются для восстановления двигательных функций после различных повреждений.

Лечебная гимнастика предупреждает заболевания, ускоряет выздоровление, сохраняет человеку здоровье, удлиняет его жизнь.

Наибольшее развитие лечебная гимнастика получила в годы Великой Отечественной войны. Опыт работы в госпиталях фронта и тыла страны показал, что лечение с включением в него лечебной гимнастики обеспечивало не только выздоровление, но и быстрое восстановление боеспособности раненых и больных солдат и офицеров Советской Армии.

В настоящее время продолжается дальнейшее изучение влияния упражнений, совершенствование средств и методики занятий лечебной гимнастикой, разрабатываются научно обоснованные методики применения упражнений при различных заболеваниях.

Средства лечебной гимнастики – строевые упражнения, разновидности передвижений и танцевальные шаги; ОРУ без предметов и с различными предметами (палки, гантели, скакалки, мячи и др.), упражнения на гимнастическом станке, скамейке, со скамейкой, на кольцах и прикладные упражнения (бег, прыжки, лазанье, перелезание).

Применяемые упражнения воздействуют почти на все функции организма. Положительной стороной гимнастических упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений, используемых в соответствии с возрастом, полом и возможностями занимающихся.

Гигиеническая гимнастика.

Гигиеническая гимнастика, являясь средством физического воспитания, решает задачи укрепления и сохранения здоровья человека, повышения жизнедеятельности организма в целом, поддерживает бодрость, рождает хорошее настроение.

С точки зрения физиологического воздействия гигиеническая гимнастика тонизирует весь организм занимающихся и снимает общее утомление.

Гигиеническая гимнастика широко используется в условиях повседневного быта человека. Она способствует восстановлению полезных привычек, приобщает к систематическим занятиям физическим упражнениям.

Гигиеническая гимнастика доступна для людей всех возрастов. Она должна войти в повседневный быт каждого человека и независимо от возраста и профессии стать его потребностью.

В качестве средств гигиенической гимнастики используются ОРУ, прикладные и дыхательные упражнения в сочетании с ходьбой, легким бегом и водными процедурами, массажем и закаливанием организма.

Занятия гигиенической гимнастикой пропагандируются через печать, радио, телевидение, университеты физической культуры. Гигиеническая гимнастика проводится в режиме дня учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, учебных заведений профессионально- технического образования, специальных средних и высших учебных заведений, в семейном быту.

Любые занятия гигиенической гимнастикой должны проводиться при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий мест занятий. Помещения, где проводятся занятия, должны быть чистыми, хорошо проветриваемыми, с соответствующими температурными условиями. Если занятия проводятся на открытом воздухе, на стадионе, спортивной площадке школы, в зоне отдыха, то места занятий должны быть в стороне от загрязненных зон.

Гигиеническая гимнастика может проводиться утром, днем и вечером. Это определяет различную гигиеническую направленность комплексов упражнений.

Утренняя гимнастика (зарядка) применяется с целью быстрого достижения оптимальной дееспособности организма после сна; днем аналогичные упражнения выполняются для предупреждения или снятия утомления, противодействуя отрицательным влияниям бытовой гипокенезии; вечерние занятия способствуют снятию дневного напряжения, благотворно влияют на последующий ночной сон.

Упражнения утренней гимнастики.

Во время сна человек отдыхает, и интенсивность происходящих в его организме процессов снижается. После пробуждения ото сна, функциональная активность различных органов и возбудимость центральной нервной системы постепенно повышается, но процесс этот происходит довольно медленно. Это сказывается на работоспособности человека и на самочувствии: ощущение сонливости, вялости, порой проявляется беспричинная раздражительность.

Для того чтобы прийти в норму, необходимо выполнять утреннюю гимнастику — физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию.

Выполнение физических упражнений вызывает от работающих мышц и суставов потоки нервных импульсов и приводит центральную нервную систему в активное состояние. Также активизируется и работа внутренних органов, давая человеку ощутимый прилив бодрости, обеспечивая высокую работоспособность и повышая настроение.

Все эти упражнения легко дозируются и не требуют особых возрастных ограничений.

Во всех случаях занятия физическими упражнениями целесообразно сочетать с закаливающими процедурами.

Ценными средствами закаливания служат специальные воздушные, солнечные ванны, пребывание на свежем воздухе в любую погоду, обтирания, купания.

В содержание гигиенической гимнастики в основном входят ОРУ, применяемые в виде комплексов.

Производственная гимнастика.

Производственная гимнастика – использование физических упражнений в режиме рабочего дня с целью повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.

Научные исследования убедительно доказали положительное влияние производственной гимнастики на здоровье трудящихся, повышение работоспособности, снижение травматизма и производственного брака, а следовательно, на повышение производительности труда. Гимнастические упражнения, применяемые в системе научной организации труда, оказывают разностороннее воздействие на организм человека. С их помощью можно целенаправленно влиять на различные функции организма. При регулярном выполнении упражнений улучшается точность движений, они становятся экономными, ловкими и целенаправленными. Таким образом, под влиянием систематических занятий производственной гимнастикой, улучшается здоровье, повышается работоспособность человека, воспитывается организованность, дисциплина. Особенности производственной гимнастики предопределяют ее специфические виды, средства и методы проведения занятий.

Задачами производственной гимнастики являются:

1)улучшение здоровья трудящихся, которое достигается в результате систематических занятий физическими упражнениями;

2)увеличение работоспособности трудящихся, снижение профессионального утомления;

3)повышение общей культуры движений;

4)содействие вовлечению широких масс трудящихся в занятия массовыми формами физической культуры;

5)эстетическое воспитание занимающихся.

Крайне важен анализ состояния здоровья занимающихся, так как индивидуальный подход к ним в процессе занятий является решающим условием эффективности занятий.

Основные формы занятий производственной гимнастикой:

1. Вводная гимнастика.

2. Физкультурная пауза.

3. Физкультминутки.

4. Микропаузы.

Улучшение здоровья, физического развития рабочих и служащих, уменьшение заболеваемости и производственного травматизма – самый важный итог занятий производственной гимнастикой.

Разновидности строя, элементы строя.

1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.

4. Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

5. Тыл — сторона строя, противоположная фронту.

6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,

7. Ширина строя — расстояние между фронтами.

8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.

10. Глубина строя — это расстояние от впереди стоящего (от первой шеренги) до позади стоящего занимающегося (до последней шеренги) в колонне.

11. Двухшеренговый строй — занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги Шеренги называются первой и второй.

12. Ряд — занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

13. Направляющий — занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

14. Замыкающий — занимающийся, двигающийся последним в колонне

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: