Современная западная философия

Главное об экзистенциализме простыми словами: кратко и понятно | литрекон

Экзистенциализм как философское направление

По мнению Пямы Гайденко, экзистенциализм (от позднего лат. Existentia — существование), или философия существования, — это философское направление, возникшее накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после Первой мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и во время Второй мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступившие с идеями экзистенциализма во время Первой мировой войны, (Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).   

Однако следует отметить, что экзистенциализм восходит к Сократу. Именно он впервые поставил в центр своего философствования — человека, его сущность и внутренние противоречия души. Именно Сократу принадлежат фразы: Я знаю, что я ничего не знаю и Познай себя, призывающие к достижению истины через процесс самопознания. В 19 веке развивались теология датского мыслителя Сьёрена Кьеркегора, философия жизни немецкого философа Фридриха Ницше, интуиционизм французского философа Анри Бергсона и феноменология немецкого философа-идеалиста Эдмунда Гуссерля.          

Экзистенциальная философия — это философия человеческого существования по Ясперсу К. Т. Смысл и цель истории. Так заявил Карл Ясперс. Ведь во всех работах, посвященных этому направлению философии, на первый план выводится человек и все его переживания, переживания и страхи.      

В самом экзистенциализме принято различать два направления развития: религиозное направление, к которому принадлежит философия К. Ясперса, Г. Марселя, М. Бубера (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и религиозное направление. атеистический, М. Хайдеггер. Ж. — П. Сартр, А. Камю. 

Религиозный экзистенциализм относится к вере в Бога и его существование. Ответственность, которую Бог берет на себя в христианстве, искупая вину людей, в экзистенциализме полностью и полностью берет на себя каждого человека, а неизбежность смерти, о которой говорится в атеистическом экзистенциализме, есть не что иное, как простая потеря веры в Самый высокий. 

Экзистенциализм основан на концепции существования, т.е. существование. Основными чертами существования являются: страх, совесть, беспокойство, отчаяние и т. д. Человек в повседневной спокойной жизни не может постичь сути своего существования, это происходит только в пограничном состоянии перед лицом смерти. Когда он постигает свою сущность, он начинает понимать свою личную ответственность за все, что происходит в мире вокруг него.              

Главная особенность существования — его конечность, т.е. смерть человека как логическое завершение всей его жизни. 

Главное преимущество человеческого существования — его свобода. Человеческую свободу нельзя рассматривать однобоко. С одной стороны, это высшая степень блага для человека, он абсолютно свободен в своих действиях и действиях, с другой, необходимо говорить о страшном бремени свободы, потому что в основе экзистенциализма лежит ответственность каждого человека перед человечеством в целом, поэтому каждое решение, принятое человеком, может повлиять на ход общей истории.   

Несмотря на различие направлений в экзистенциализме, можно выделить три основных принципа, на основе которых строится это философское направление: 

  1. Человеческое существование — это свободное существование. Под свободой понимается не свобода духа, а свобода выбора, которую никто не может отнять у человека. 
  2. Человеческое существование включает в себя ответственность: не только за себя, но и за других.
  3. Временное и конечное существование. Человеческое существование превращается в смерть.  

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Сёрен Кьеркегор

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

Фридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Эдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления

Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциализм и религия

Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга

Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины

Атеистический экзистенциализм

Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

Религиозный экзистенциализм

Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

«Позитивный» экзистенциализм

В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — «позитивный» экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

По мнению последователей «позитивного» экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

Направления

По Сартру, экзистенциализм делится на религиозный и атеистический. Две категории противоречат одна другой, но только в одном пункте.

  1. Религиозный экзистенциализм позволяет вступать в диалог с миром и Богом, осуществлять трансцендентность (если не можете прочитать это слово до конца, проще сказать, преодолеть пропасть между человеком и тем, кому он обязан своим сотворением).
  2. Атеистический экзистенциализм предполагает невозможность диалога между человеком и человеком. Один никогда не сможет полностью понять другого. Любят приводить такой пример:

Характеристика экзистенциализма не заканчивается делением на направления. У каждого основоположника, писателя и мыслителя он имеет свои индивидуальные свойства. Так, Альбер Камю пишет об этой философии весьма резко, его манифест экзистенциализма – книга «Посторонний», где главный герой – не человек, а идея. Мерсо подчиняется инстинктам и трактует знаки и символы природы, полностью отвергает мораль и традиционные ценности, в его сердце нет типичных для людей чувств. В то же время Жан Поль Сартр более сухо и научно трактует данное понятие, в его исполнении (роман «Тошнота») герой, наделенный новым мировоззрением, лишь смутно осознает свое отчуждение от общества, свою непонятную тоску. Он все еще находится в социуме, влачит такую же, как у всех, жизнь, и доходит до сути самокопанием, анализом, словом, разумом, а не инстинктом, как Мерсо.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Феноменология. Э. Гуссерль

Феноменологическое (греческое phainomenon — бытие) течение в философии, возникшее в самом начале 20 века, по существу отражало влияние нео-кантионизма. Его основателем был немецкий философ и логик Э. Гуссерль (1859-1938).

Стремясь превратить философию в «строгую науку», он стремился дать новое обоснование логики и эпистемологии. В предисловии автора к главному произведению своей жизни «Логические исследования. Что касается моего смелого критического отношения к психологической логике и эпистемологии, то я вспоминаю слова Гёте: «Ни к чему нельзя относиться так строго, как к недавно брошенным заблуждениям».

Преодолевая такие заблуждения, Хусерл сформулировал основные положения своей феноменологической системы взглядов.

Во-первых, философия отождествлялась с феноменологией, а ее объект искусственно абстрагировался от явлений объективного мира — природы, общества — и сводился исключительно к явлениям (явлениям) сознания. Таким образом, они понимались как нечто абсолютное, как идея (eidos), существующая в сознании (а) и в то же время независимая от него по отношению к познающему индивидууму (б). Феномен «не имеет «реальных свойств», он не знает реальных частей, не знает реальных изменений, не знает причинно-следственных связей…». Феномены представлены как сущности, которые имеют сверхличностный, универсальный характер. А сама феноменология призвана смотреть на данные сущности и отношения между сущностями.

Чистая феноменология как наука «может быть только изучением сущности, а не изучением существования; любое «самонаблюдение» и любое суждение, основанное на таком «опыте», выходит за его пределы». Согласно Гуссерлю, функции знания сущности реализуются не через разум (рациональный), а через интуитивное восприятие (иррациональное). Желание обосновать или опровергнуть идеи на основе фактов — бессмыслица. Мы способны интуитивно понять мотивы, преобладающие в духовной жизни, и тем самым понять природу и развитие любого духовного существа. Точно так же можно интуитивно изучать искусство, религию, нравственность и т.п.

Во-вторых, Гуссерл рассматривал феноменологию как философию, ставшую «строгой наукой» через аппарат чистой логики и математики, что якобы позволяло ей упразднять эмпиризм и исследовать сущности. Это было сделано для того, чтобы исключить субъективизм, специфический научный релятивизм и антропологический подход. В любом случае строгая наука — это не психологический контекст и вовсе не реальный контекст, которому подчинены акты мышления, а объективный или идеальный контекст.

Описывая объективный контекст, который в идеале пронизывает всю научную мысль, философ выделял в нем контекст вещей, существующих в сознании, и контекст истин. В них единство вещей приобретает качество «что это такое». Вещь самой природы не имеет ничего общего с ее «восприятием» в сознании. Дерево, например, может гореть, распадаться и т.д.; его смысл как чего-то неотделимого от сущности «не может гореть, у него нет химических элементов, нет сил, нет реальных свойств». В-третьих, разделение объекта феноменологического исследования происходило благодаря интенсификации, т.е. внутренней ориентации сознания по отношению к объекту и посредством метода редукции (латынь: редукция — возврат). В данном случае именно упрощение и сведение сложного процесса познания к более простому, т.е. «устранение» всех тех обстоятельств, которые усложняют и искажают этот процесс.

Основные представители

Сёрена Кьеркегора принято считать отцом-основателем экзистенциализма, однако этого термина он даже не употреблял. В основу его теории ложится идея первородного греха. Адам и Ева, ослушавшись Бога, попробовали яблоко с древа познания. Отвернувшись от Веры, они встали на путь разума, но стало ли лучше? Уйдя от одной несвободы, они попали в плен другой — общества. Итог: одна несвобода оборачивается другой несвободой. В этом «отчаянии» и рождается экзистенциализм.

У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.

  1. Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.
  2. Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.

Представители экзистенциализма полагали, что еще одним важным теоретиком новой философии является Мартин Хайддегер. Его принято считать старшим из экзистенциалистов и называть философом, вынужденным стать поэтом. У него был такой пытливый ум и философское строение мозга, что ему приходилось облекать свои мысли в доступную для читателей форму

Он уделил большое внимание понятию экзистенция и бытия

Заключение

Экзистенциализм занял эпохальное место в истории французской культуры. Это философское движение трудно охарактеризовать именно как учение. До сих пор ведутся споры о том, что на самом деле представляет собой французский экзистенциализм, или это действительно доктрина, восходящая ко временам Сократа, или это не что иное, как культура того времени, отражающая ход истории.  

Ясно одно — экзистенциализм Франции основан на разочаровании в истории, на ужасе событий, которые представляют собой череду смертей невинных граждан. Война великих держав, фашизм, все это присуще 20 веку. И, как следствие, это причина разрыва человеческого сознания, ценностей и кризиса гуманизма в целом.  

Экзистенциализм — это попытка спасти людей от безумия. Он призывает человека обратиться к самому себе, понять и познать себя. Осознать всю тяжесть и в то же время свободу человеческого существования, всю ответственность, которую каждый из нас несет за себя и за других.   

Призывы ценить все мирское — один из ключевых моментов в истории. Если мы не научимся ценить сейчас, будет слишком поздно. все кончается смертью. Но парадокс человека заключается в том, что для того, чтобы оценить время, он должен попасть в пограничную ситуацию, которую нужно отыграть перед лицом смерти.   

Центр экзистенциализма — это существование, то есть Существование. Французский экзистенциализм имеет две ветви развития: религиозную и атеистическую. Поэтому все существование человека можно охарактеризовать в двух направлениях: связанном с верой в Бога и противоположным — отрицанием Бога.   

Рассматриваемые нами философы Жан-Поль Сартр и Альбер Камю принадлежат к атеистическому направлению.

Теории экзистенциализма Жан-Поля Сартра неоднократно подвергались критике. Пессимизм пронизывает его размышления об изучении только темных сторон человеческой жизни. Эссе Сартра Экзистенциализм — это гуманизм стало ответом на обвинения общественности.  

В его учении слышны такие понятия, как свобода, ответственность, тревога, заброшенность, отчаяние.

Свобода — свобода действий и принятия решений и для собственного развития, благополучия. Ответственность — за себя и за людей в целом, поскольку Сартр считал, что каждое решение и действие влияет на развитие общества в целом. Беспокойство — за правильность решений и действий. они отражают ответственность. Отказ — это дуализм решений, и в данной ситуации необходимо выбрать только одно, и никто не может помочь человеку в этом выборе, кроме него самого и тех чувств, которые он испытывает. Отчаяние означает, что человек действует без надежды, только на основе веры в то, что все будет так, как он ожидает, но на самом деле нет никакой гарантии, что это произойдет.       

Рассматривая теорию Альбера Камю, можно отметить, что она также сталкивается с публичным отрицанием своих взглядов. Главный вопрос, который ставит перед собой Камю, — стоит ли жить, а главная проблема — проблема самоубийства. 

Все в мире абсурдно, и величайший абсурд — это человеческая жизнь с бессмысленными повседневными делами. Выход из порочного круга только один — бунт. Камю утверждает, что все конечно, и все планы, которые человек строит на свое будущее, в один прекрасный момент могут перечеркнуть абсурдность смерти. Это основные направления мысли Камю и Сартра.    

Может ли экзистенциализм быть полезен для нас сегодня — вопрос, на который пока рано отвечать. Но то, что ему удастся трижды вздохнуть в XXI веке, вполне возможно. 

Заключение

       Экзистенциализм — философия суровая и трезвая,   в центре  его исследований стоит  человек,   ставший благодаря опыту двух мировых войн враждебным идеологии, человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать и преследовать единственную цель:   внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы.   Эта философия часто находила свое  выражение  и в художественных произведениях,  в том числе написанных  отцами-основателями  этого направления,   ищущими ключи к душе современного человека (романы  «Тошнота»  и  «Стена», пьеса «Мухи» Жан-Поля Сартра).

«Героическим гуманизмом» можно назвать позицию Альбера Камю.   Трагическое в его  творчестве,   как  и противопоставленные ему ценности,   предстает в разных формах:   оно связано и с самими событиями, и с ощущением противоречивости основ бытия и абсурда,   с бессмысленностью метафизических усилий человека. Но во всех случаях Смысл противопоставлен  Бессмыслице.   Наконец, его  гуманизм  не отделяет человека от Истории,   он стремится стать всеобщим достоянием, побуждает к свершениям.

     Опыт мятежа  (иначе  говоря,   самой жизни) противостоит тому, что все экзистенциалисты считают Абсурдом. «Мы уже подошли к этому пределу, на краю мрака мы неизбежно угадываем свет,   и если мы будем за него бороться,   то мы обретем его. По ту сторону отрицания, среди руин, все мы готовим возрождение, но не многие это осознают».

Список источников и литературы.

1. Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия. М.: Политиздат, 1977.

2. ,,Бытие и время” Мартина Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы философии. 1998. №1.

3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 1994.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

5. Киссель М.А. Экзистенциализм // Современная западная философия: Словарь. — М., 1991.

6. Краткая философская энциклопедия. «Прогресс», 1994

7.Проблема человека в западной философии. — М., 1988.

8. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК «Петрополис» 1997.

9. Сартр Ж.-П. «Тошнота» // В журнале «Иностранная литература»

10. Тавризян Г.М. Искусство и бытие. М. Хайдеггер о сущности художественного произведения // Философия. Религия. Культура. М.: Наука, 1982.

Заключение

Классическая философия, независимо от различий в философских системах, характеризуется общностью понимания целей и задач философии. В современной философии, напротив, различия выходят на первый план, общий философский стержень разрушается, а отдельные философские проблемы выделяются и локализуются, которые формируются в самостоятельных направлениях. Поэтому с конца XIX и начала XX века появляется множество философских течений с приставкой «нео-«, которая, с одной стороны, обозначает генетическое родство с оригинальными философскими системами, а с другой — подчеркивает их отличие от классических философских схем.

Развитие философии в этот период во многом определяется социокультурными процессами, в частности, резким повышением роли науки, которая постепенно занимает лидирующие позиции в системе общечеловеческой культуры, которую до этого времени занимала религия. Культура «расколота» на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и на тех, кто против него.

В одном случае научные знания объявляются высшей культурной ценностью, которой должны соответствовать все другие формы интеллектуального присвоения бытия. Мы называем это мировоззренческим позиционированием ученого. Наиболее развитые естественные и математические науки служат идеалом для ученого.

Против этой позиции выступает антинаука, которая подвергает науку всесторонней критике и как социальный институт, и как форму понимания мира, рассматривая его как «демона, выпущенного из бутылки», который угрожает существованию человеческой цивилизации. Здесь предлагаются различные вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы понимания существования в качестве альтернативы науке, научным знаниям, а в некоторых случаях даже рациональному мировоззрению. Наука рассматривается как неспособная не только постичь истину в ее высшем смысле, но и решить проблемы человеческого бытия, его отношений с другими людьми, и с миром в целом.

Следовательно, в последующем развитии европейской философии можно (условно) выделить две ведущие философские традиции: позитивизм; иррационалистическая философия как реакция на монополизацию культурного пространства по научным соображениям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: