Реферат на тему: основные формы бытия

Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия - понятие материальной и идеальной субстанции

Введение

Любое философское рассуждение начинается с концепции бытия. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. И глубина его содержания неисчерпаема. Философы всегда обсуждают проблему Бытия. Многие мыслители считали его отправной точкой для систематического обоснования реальности. Бытие — это существование во всех его многообразных формах. Доктрина Бытия называется онтологией. Категории Бытия объединяют на основе существования самые разные явления, предметы, процессы. Жизнь каждого человека основана на понятных причинах. Мы принимаем их без колебаний и аргументов. Самое главное, что мир есть.           

У каждого из нас есть естественная потребность в том, чтобы этот мир продолжал существовать как единое целое. Проблема бытия возникает, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознания начинают уплывать, становится предметом сомнения. Природа и стабильная жизнь постоянно меняются и дают человеку повод сомневаться в вечном и неизменном существовании мира. И все же идея о вечном существовании природы более устойчива в истории мысли, хотя личность, отдельные вещи, процессы конечны. Мир, реальность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует перед сознанием, перед Бытием отдельных людей, их осознанием, их действиями.     

К. Маркс

К.
Маркс признает существование бытия. Сущность бытия – материя. Рассматривая
материальность мира и его бытие как понятия тождественные, диалектический
материализм отвергает идеалистическое представление о бытии, как существующим
до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести бытие
из акта сознания. С другой стороны, недостаточным является подчеркивание только
объективности бытия, так как в таком случае остается невыясненным вопрос о
материальном и идеальном характере бытия. Признавая бытие первичным, а сознание
вторичным, диалектический материализм трактует сознание не как пассивное
отражение, но как активную силу, оказывающую воздействие на бытие.

К Маркс разделяет общественное
бытие (экономические отношения, производственные силы) и общественное сознание
(совокупность теорий и человеч. Отношений.)

Прагматизм

Пирс
пришел к выводу, что содержание понятиялюбогообъектаисчерпываетсясуммой практических следствий,
которые можно извлечь из этого понятия. Это значит, что никакой таинственной «сущности», которая
якобы «прячется» за явлениями и
поиски которой, как считалось со времен Аристотеля, и составляют
содержание процесса познания, на самом деле не
существует.

Из принципа Пирса вытекают
лежащие в основе прагматизма принципы плюрализма и радикального
эмпиризма:
не существует никакой единой субстанции (из этого понятия нельзя
извлечь никаких практических следствий), реально существует лишь огромное
множество различных единичных объектов. Наконец, из принципа Пирса, по мнению Джеймса, следует и принцип инструментализма:
теории — это не какие-то особые идеальные образования (как, например, считали древние греки), а всего лишь
инструменты, орудия разума, и оценивать их следует не по принципу истинности
или ложности, а по принципу удобства или неудобства для достижения наших целей.

Л. Витгенштейн

Вигенштейн отрицал понятие о
бытии. Наиболее общим понятием, при помощи которого
автор характеризует мир, является понятие действительности. Она
(действительность) имеет три составляющих:

1мир («все то, что имеет
место», или в другом переводе «все, что происходит»),

2мышление человека, суть которого в том, что оно представляет собой картину мира, «модель
действительности»

3язык (система знаков) как то общее, что объединяет оба предшествующих
«слоя».

Действительность становится «миром» лишь в той мере, в какой мы ее знаем (то, о
чем мы не знаем, для нас и не существует).
Но что значит «знать»? Знаем мы лишь то,
что мы обо-зна-чаем. Лишь, будучи обозначенным, т.е. включенным в языковую систему, любой предмет, любая
вещь становится фактом, т.е. приобретает действительный статус бытия, «единицы» мира. Витгенштейн специально
оговаривается: «Мир есть совокупность фактов, а не вещей». А с другой
стороны, язык «объединен» с мышлением. Язык — «совокупность предложений», а
«мысль — осмысленное предложение». Итак,
язык «сопричастен» и миру, и мысли.

Глубинной связью мира и мышления, субстанцией
действительности является логика. Законы
логики — это и законы мышления
(картины мира) и законы самого мира. Витгенштейн говорит даже о
существовании «закона проекции», благодаря которому одни явления могут переводиться в другие, не имеющие с ними ни
малейшего видимого сходства (напр. связь нотной записи музыки и звуков).

Предмет, переведенный в языке в
знаковую форму, т.е. став фактом, подпадает
под действие логических правил, и тогда с ним происходят удивительные превращения; он приобретает особые
черты, становится объектом. Объект не некая самостоятельная сущность, а элемент системы, подчиняющийся ее
правилам. Объект прост (как единица, «атом» системы), он устойчив («Устойчивое,
сохраняющееся и объект суть одно и то же»), включает в себя возможность
всех ситуаций, в которые он может попасть (т.е. число таких возможностей
конечно). Наконец, объекты, по утверждению
Витгенштейна, бесцветны. Но самое главное в объектах это то, что они образуют субстанцию мира: «Субстанция есть то, что
существует независимо от того, что имеет место». Однако субстанция Витгенштейна сильно отличается от
принятого в классической философии
соответствующего понятия. Поскольку речь идет не о материальной или духовной субстанции, определяющей суть
явлений, а об особой логической субстанции, обусловливающей устойчивость и
однозначность фактов, эта субстанция определяет,
по словам Витгенштейна, только форму, а не материальные (т.е. содержательные) свойства.

Итак, мир Витгенштейна — это
весьма специфический мир. Он тождественен с языком. Философ пишет: «Границы
моего языка
означают границы моего мира», затем повторяет: «То, что мир
является моим миром, обнаруживается в том, что границы особого языка (того языка, который мне только и понятен) означают границы моего мира». Отсюда следует,
что то, что мы знаем, мы можем сказать, а если сказать нельзя ,следовательно,
оно не существует.

Последовательно проводя мысль о
том, что все три «слоя» действительности объединяются законами логики.
Витгенштейн заходит так далеко, что заявляет
о сходстве структуры предложения
и структуры события, предмета: «В
предложении должно распознаваться столько же разных составляющих,
сколько и в изображаемой им ситуации». Пожалуй, из философов прошлого только
Спиноза, утверждал нечто Подобное, правда, у Спинозы шла речь о соответствии порядка вещей и порядка идей.

Поскольку
субстанцию мира Витгенштейна составляет логи­ка, постольку этот мир
весьма специфичен. Он конечен: «Объекты заключают в себе возможность всех
ситуаций». В нем царствует необходимость, в
нем нет случайностей: «Если даны все объекты, то тем самым даны и все возможные
события». Или еще более ярко: «В логике
нет ничего случайного: если предмет может появляться в некоем
со-бытии, то возможность этого события уже заложена
в нем». Этот мир, пожалуй еще рациональнее, чем мир Гегеля. Витгенштейн
провозглашает; «Что мыслимо, то и возможно».
Верно и обратное утверждение: то, что нельзя мыслить, не может и существовать, ибо оно нелогично.
Философ утвержда­ет: «Нелогичное немыслимо, ибо в противном случае нужно было бы мыслить нелогично». Но если невозможно мыслить
нелогич­ное, то невозможно и сказать. Как выглядел бы «нелогичный
мир» (т.е. нелогичное нельзя выразить в языке). С точки зрения Витгенштейна, требование представить себе
нелогичный мир было бы таким же абсурдом, как и Требование представить
себе круглый квадрат в виде наглядного
образа.

Список литературы

  1. Античная философия. Энциклопедический словарь. /Под редакцией П.П. Гайденко, М.А. Солоповой, — М., 2008.
  2. Аршинов, В.И. Синергетика сходится со сложностью / В.И. Аршинов // Вопросы философии, — 2011. — №10. — С. 18 — 31.
  3. Губин, В.Д. Философия: актуальные вопросы / В.Д. Губин, — М., 2009.
  4. Дынин, Б.С. Онтологическая диалогичность мира: признание трансцендентности / Б.С. Дынин // Вопросы философии, — 2010. — №6. — С. 38 -52.
  5. Кучевский, В.Б. Анализ категории «материя» / В.Б. Кучевский, — М., 1983.
  6. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм. В 55 томах Собрания сочинений / В.И. Ленин. — М., 1963. — Т.18.
  7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.Т. Платон. Аристотель / А.Ф.Лосев, А.Т.Тахо-Годи, — М., 2009
  8. Степин, В.С. Философия в современной культуре. Новые перспективы. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии, — 2004. — №3. — С. 14 — 21.
  9. Пригожин, И., и Стенгерс, И. Время. Хаос. Квант. О решении парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс — М., 2005.
  10. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер — М., 1993.
  11. Яковлева Л.В. Учебник западной философии. Античность. Средние века. Ренессанс / Л.В. Яковлева — М., 2003.

Список литературы

  1. Ахутин А. Судебный процесс о бытии — М., 1999.
  2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.- М., 1988.
  3. Трубников Н.Н. Время существования человека. -М., 1983.    
  4. Губин, В. Д. Философия: учебник. — М.: Проспект, 2002. 
  5. Рубашкин, В.Ш. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний / В.Ш. Рубашкин, Д.Г. Лахути // Вопросы философии. — 2001. 
  • Реферат на тему: Будущее: методы и средства философского осмысления
  • Реферат на тему: Проблема истинного знания в античной философии
  • Реферат на тему: Археология знания М.Фуко
  • Реферат на тему: Концепция языковых игр Л. Витгенштейна
  • Реферат на тему: Всё действительное разумно Гегель
  • Реферат на тему: Структура философского знания
  • Реферат на тему: Проблема ценностей в философии
  • Реферат на тему: Философская концепция М.В. Ломоносова
  • Реферат на тему: Философский взгляд Толстого
  • Реферат на тему: История органической химии. Основные этапы
  • Реферат на тему: Смысл истории в философии античности
  • Реферат на тему: Отец русского красноречия М.В. Ломоносов

Пространственно-временная организация мира

Представители материального направления считали пространство и время независимыми от материи, а сознание — особыми сущностями. Например, у Аристотеля космос ограничен сферой неподвижных звезд, за ними — божественное небо, неподвижное, вечное, пребывающее вне времени и пространства и приводящее все в движение. Для древнегреческих атомистов Демокрита и Эпикура пространство представлялось неким вместилищем для атомов и отождествлялось с пустотой. Оно воспринималось как абсолютное, однородное и неподвижное, а время — как равномерно текущее. Эти идеи, разделяющие материю, движение, пространство и время на независимые субстанции, были затем развиты в классической механике Ньютона и широко использовались до перехода науки на неклассическую стадию. С появлением теории относительности А. Эйнштейна взаимосвязь между материей, пространством, временем и движением стала общепризнанной. Пространство и время — это формы существования материи, а движение — способ ее существования.

Представители второго, реляционного направления понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как особые отношения между объектами и процессами существующего мира. Вне этих отношений пространство и время не существуют. Эту точку зрения поддерживал Г. Лейбниц, а также К. Маркс и Ф. Энгельс.

Другое направление изучения пространства и времени — выяснение характера их существования, то есть, имеют ли они объективный характер или возникают из свойств нашего сознания и являются субъективными по своей природе. В связи с этим, в определенной степени, можно говорить о материалистическом и идеалистическом понимании.

Идеалистические взгляды на пространство и время связаны с отрицанием их объективной природы и признанием их зависимости от различных форм сознания, которые так или иначе выступают причиной их существования. Например, представители субъективного идеализма (Беркли, Юм, Мах) рассматривают пространство и время как формы индивидуального сознания. Для Юма они существуют только в восприятии, а для Канта они предстают как априорные, данные до опыта, формы чувственного восприятия.

Объективные идеалисты, исходя из догмы о сотворении мира духовной силой, также считают, что пространство и время являются творениями Бога. В философии Гегеля пространство появляется только на определенном этапе развития абсолютной Идеи, когда она переходит в свою инаковость, когда она порождает природу. Материалисты считают, что пространство и время — это объективные и универсальные формы существования материи. Внутри материализма, однако, следует различать взгляды метафизического и диалектического материализма. Ряд философов-материалистов и естествоиспытателей (Демокрит, Ньютон), признававших объективное существование пространства и времени, считали, что они существуют сами по себе, независимо от материи.

Согласно им, пространство — это чистая протяженность, а время — чистая длительность, в которую материальные объекты «погружены», «установлены». Демокрит был одним из первых, кто выразил эту точку зрения: «В действительности существуют только атомы и пустота». Здесь пустота, т.е. «чистое» пространство, наделяется содержанием и мыслится, наряду с атомами, как единственное, что существует в реальности.

Абсолютное пространство и абсолютное время, согласно Ньютону, существуют не только независимо от материальных процессов, но и независимо друг от друга.

Наиболее важной для развития философских взглядов на пространство и время является теория относительности. Частичная относительность доказывает связь пространства и времени, а общая относительность доказывает связь пространства и времени с материей

В общей теории относительности пространственно-временной континуум лишен абсолютности. Суть теории относительности, по мнению ее автора А. Эйнштейна, заключается в следующем: «раньше верили, что если бы каким-то чудом все материальные вещи вдруг исчезли, то пространство и время остались бы, согласно теории относительности исчезли бы вместе с вещами и пространство, и время».

Атрибуты материи: движение, пространство, время

В истории философии проблема соотношения материи и движения была предметом жарких дискуссий и споров, неоднократно предпринимались попытки отделить движение от материи или материю от движения. Оба пути неизбежно вели к идеализму.

Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, восприятий, ощущений. Итак, если, подобно Гегелю, мы рассматриваем мир как воплощение абсолютной Идеи, то движение мира оказывается движением этой Идеи, процессом мышления, происходящим где-то за пределами человеческой головы во вселенском масштабе.

Если, как Беркли, видеть в вещах только человеческие ощущения, то источник движения вещей придется рассматривать как сознание субъекта. К идеализму приводит не только разделение движения и материи, но и материи и движения. Метафизический материализм может принять существование материи (даже временно, до «первого толчка») без движения, т.е. считать материю бездействующей, инертной, неактивной. Однако такое отделение материи от движения заставляет ее представителей искать источник движения вне материи, «первый толчок», который приводит ее в движение. В Х1Х веке Э. Дюринг утверждал, что мир изначально находился в «состоянии, равном самому себе», а затем, по неизвестной причине, начал двигаться. Это открывало путь к религии, поскольку только божественная сила могла привести в движение покоящийся мир.

Идея о том, что движение привносится в материю извне, противоречит данным естественных наук, таким как закон сохранения и превращения энергии. В конце Хl века среди некоторых естествоиспытателей появилась идеалистическая философская концепция под названием «энергетизм». Суть «энергетизма» заключалась в попытке мыслить движение без материи. Таким образом, реальное существование материи отрицается, а движение понимается как движение мыслей.

Основная идея материализма о неразрывности материи и движения была выражена в XIII веке Д. Толандом в тезисе: «Нет ни материи без движения, ни движения без материи». Ф. Энгельс выразил эту мысль более точно, указав не только на неотделимость движения от материи, но и на характер их взаимной связи, определив движение как «способ существования материи».

Движение, как и все явления в мире, противоречиво. Это единство противоречивых тенденций: Изменчивость и стабильность. Основными свойствами движения являются: Объективность, абсолютность, противоречивость. По словам Ф. Энгельса: «Движение, в применении к материи, есть изменение вообще». Он неоднократно подчеркивал, что познание материи невозможно без познания форм ее движения: «Когда мы познали формы движения материи, тогда мы познали саму материю». Ф. Энгельс придал новую форму тезису о неразрывности материи и движения: различным видам материи соответствуют различные формы материи-движения, качественно отличающиеся друг от друга. Исходя из этого принципа, он предложил классификацию форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Впоследствии количество этих критериев было значительно увеличено. Было доказано, что все формы движения материи качественно отличаются друг от друга. Они отличаются, во-первых, определенным материальным носителем (атом, молекула, белок), во-вторых, характером взаимодействия (притяжение и отталкивание, массоперенос), в-третьих, принципом отражения (механический, биологический, социальный), в-четвертых, наличием науки, изучающей соответствующую форму движения материи. Признано, что более сложные формы движения материи развиваются из простых и сливаются друг с другом.

Диалектико-материалистическое учение о материи разоблачает заблуждения как механистов, сводивших высшие формы материи-движения к низшим (например, социальное к биологическому), так и виталистов, отрицавших связь между ними.

Сущность бытия

Сущность философской категории бытия заключается в том, что ее содержание определяет не только существование вещи, человека, идеи или мира в целом, но и более сложную взаимосвязь всеобщего характера; объекты со всем многообразием их свойств существуют, и это существование определяет взаимосвязь этих объектов друг с другом и со всем, что существует в мире. Бытие — это то, что сейчас существует, то есть движется и развивается, во всем многообразии взаимоотношений и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия часто отождествляется со смыслом слова «есть».

Поэтому давайте попробуем проследить возникновение идей о природе бытия.

Бытие мира едино и самотождественно, постоянно находится в процессе становления (Парменид).

-бытие — это реальность в противоположность человеку (бытие рассматривается как объект в противоположность субъекту (механистический подход);

  • Бытие — это сущность, которая приходит к познанию (Бердяев);
  • Бытие является отражением психических субстанций — монад (Лейбниц, в отличие от предыдущей позиции);
  • Бытие не является свойством вещей. Это общий способ связи наших понятий и суждений (Кант);
  • Бытие — это восхождение духа к самому себе (Гегель);
  • Бытие — это деятельность абсолютного «Я» (эгоцентризм Фихте, субъективный идеализм);
  • Бытие — это восхождение духа к самому себе. Познание Бытия — это процесс приобщения человека через религию к христианскому Богу как неразрывной связи всеобщего простого и вечного Духа со всем и самим собой» (Гегель).
  • Бытие — это экзистенциальная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания (Ленин);
  • Бытие мира — это материя, взятая в динамике сложных преобразований, т.е. в развитии.

Многозначность понятия бытия обусловлена тем, что само бытие бесконечно разнообразно в своих проявлениях, начиная от универсальных проявлений бытия мира до различных форм бытия природы, человека и человечества, бытия общества и, наконец, бытия духа.

Сущность природы представляет собой существование совокупности вещей, процессов и состояний, обуславливающих определенную целостность и существующих до, вне и независимо от человеческого сознания. Природа и ее существование бесконечны в пространстве и времени. Эта условность присуща также отдельным вещам, состояниям и процессам. Бытие природы, таким образом, имеет в своей основе диалектику преходящего существования отдельных вещей в неизменном существовании природного мира в целом. Парадокс: инвариантность существования природы определяется дискретным существованием ее элементов, их появлением и исчезновением. Но исчезновение вещи или процесса следует понимать как его переход в новое качественное состояние.

Человеческое существование имеет преходящий характер. Человеческое тело в конце концов уйдет в небытие, но в своем развитии человек проходит несколько этапов, связанных с переходом в новое качество. Это относится как к его телу как материальной системе, так и к его духовной основе (диалектическое единство тела и разума).

Социальное, общественное бытие — это бытие объективной социальной реальности, своего рода социальная материя. Эта форма бытия определяется так же, как бытие и материальная деятельность индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей. На развитие общественного бытия существенное влияние оказывает общественное сознание. Но следует помнить, что общественное сознание — это лишь отражение общественного бытия.

Духовное бытие проявляется прежде всего в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие проявляется через язык, различные символы и знаки, искусство, принципы поведения, принятые в обществе, через достижения человеческого разума и мысли.

Сущность мира в целом есть не что иное, как материя, взятая в развитии.

Какие существуют типы бытия?

может быть классифицированодваосновныхвида бытияматериальноедуховное

  1. Материальное бытие:

объективную реальность,материи. материальное бытие

  • составляют объективную реальность;
  • существуют независимо от человека;
  • могут оказывать на его органы чувств воздействие.
  1. Идеальное (духовное) бытие

субъективной реальности.

  1. В реальной жизни эти основные виды сущего – материальноеиидеальное – обычно взаимосвязаны и представляют собой неразрывное целое – субъект-объектную реальность. Действительно, существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества.

основные формы бытия:

  • бытие вещей и процессов природы;
  • бытие человека;
  • бытие духовного;
  • бытие социального.
  1. Бытие вещей (явлений, процессов), которое определяется законами природы, имеет пространственные и временные параметры, скорость и ритм процессов, целостность структур, включенность в общий процесс космической эволюции, и включает в себя:
  • бытие «первой природы», т.е. объективной первичной реальности, существующей миллиарды лет;
  • бытие «второй природы», т.е. бытие вещей, произведенных человеком. «Вторая природа» – это комплекс природной, духовнойи социальной реальности, который включает в себя:
  • созданные человеком предметы повседневного обихода;
  • техносферу;
  • орудия и средства производства;
  • производственную и социальную инфраструктуру;
  • выведенные живые организмы (путем естественного отбора или средствами генной инженерии).
  1. Бытие человека это жизнедеятельность человека в единстве его телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая природа выступает условием возникновения и существования человека, а вторая – продуктом его жизнедеятельности.
  2. Бытие духовного (идеального) – это:
  • бытие индивидуального духовного, включающего различные проявления сознания отдельного человека(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различные формы бессознательного(неосознанные влечения, творческие ресурсы, механизмы не осознаннного психического контроля за состоянием тела и др.);
  • бытие объективированного духовного, существующего в различных формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и разнообразных носителях информации; в произведениях искусства, архитектуры; в языке и литературе.
  1. Социальное бытие, включающее в себя:

бытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.:

  • процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху;
  • механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий.

бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально-производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-цивилизационных явлений и процессов.

объединяетвопросы привели к выработке понятиясубстанция».Субстанцияоснову и сущность всего существующего
      4      

Осмысление бытия

На протяжении многих веков философская мысль концентрировалась на постижении проблем бытия, системы «мир-человек». Не зря Гегель назвал поэму Парменида «О природе», в которой проблема бытия занимает центральное место, началом философии. Слова Бердяева о том, что философия есть «творческий прорыв к смыслу бытия», актуальны и сегодня. С самого начала понятие бытия становится одним из идейных оснований философской мысли.

Впервые термин «бытие» ввел античный философ Парменид (V-IV век до н.э.), который взял его из общепринятого греческого употребления, но наполнил новым содержанием: «бытие» обозначало не только бытие, существование, но и то, что гарантирует существование. Согласно Пармениду, бытие — это то, что существует за пределами мира чувственных вещей, и это — мысль. Бытие едино, неизменно, абсолютно; оно есть вся возможная полнота совершенств. Он действительно существует. Небытия не существует. Утверждая, что бытие есть мысль, Парменид имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос — космический разум. Содержание бытия открывается человеку через связь его разума с космическим разумом. Но само это абсолютное бытие независимо от человеческого сознания, объективно. Единственной истинной реальностью является Абсолютное бытие, в то время как все остальные реальности считаются существующими, но с разной степенью участия в истинном бытии. Абсолютное бытие придает миру стабильность, надежность и необходимость. Согласно Пармениду, все в космосе существует в силу необходимости.

Демокрит считал атомы, как неделимые частицы, первоосновой бытия. Но есть небытие, пустота, без которой атомы не могут существовать, поскольку именно движение атомов в пустоте порождает все разнообразие мира. Следовательно, единство бытия и небытия есть истинное бытие. В философии Демокрита была предпринята попытка раскрыть единую, универсальную природу материи и мышления. Все состоит из атомов: и мир, и человеческая душа.

Софисты (например, Протагор) и Сократ стремились сместить фокус философствования с бытия на человека как место обнаружения бытия. Поскольку, по их мнению, человек является мерой всех вещей, он определяет статус существования чего бы то ни было. Он — мера бытия. Сократ, отстаивая автономию человеческого разума, заявил, что высшей реальностью является не бытие, не индивидуальное, а универсальное сознание. Эта идея станет источником радикального поворота в интерпретации бытия в современности.

Платон различал два вида бытия: истинное бытие (мир духовных сущностей, идей) и материальное, чувственное бытие (мир вещей). Мир идей является подлинным, истинным, вечным и неизменным. А мир чувственных вещей — это бессмысленное существование, ибо этот мир преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного; все в нем течет, распадается, умирает. Этот мир — тень мира идей. Для того чтобы сделать возможным взаимопроникновение, единство двух способов бытия, Платон вводит понятие «Единое».

Учение Платона об истинном бытии как самотождественном, неизменном и вечном продолжили неоплатоники. Плотин, следуя Платону, проводит различие между Бытием и Единым. Единое понимается как причина бытия, его «производитель». Единое — это Абсолют, который ни от чего не зависит, но все остальное бытие с необходимостью исходит из него. Позже эта доктрина становится основой мистического пантеизма.

Аристотель, сохраняя идею бытия как вечного и самотождественного, различает бытие вообще, как бытие в возможности, и бытие в действительности, которое всегда есть бытие чего-то (т.е. конкретное бытие). Этот подход к рассмотрению бытия в терминах конкретных форм бытия также развивается в Новом веке. Пытаясь найти неизменное в изменчивом чувственном мире, Аристотель вводит понятия формы и материи как активного и пассивного оснований бытия. Единство этих начал составляет реальность мира, которая, в свою очередь, предполагает существование высшей реальности, Бога, как мысли, как чистой формы, как первоосновы.

Понятие бытия в философии

Бытие — философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно, независимо от человеческого сознания, воли и эмоций, философская категория, обозначающая бытие как оно мыслится. Бытие, в самом широком смысле этого слова, относится к наиболее общей концепции существования, бытия в целом. Бытие — это все, что есть, — все видимое и невидимое.

Учение о бытии — онтология — является одной из центральных проблем философии.

Проблема бытия возникает, когда такие универсальные, кажущиеся естественными предпосылки подвергаются сомнению и рассмотрению. И причин для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, время от времени ставит перед человеком и человечеством сложные вопросы, заставляет задуматься над привычными данными реальной жизни, которые не были решены ранее. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего обращаются к вопросу существования и несуществования, когда чувствуют, что узы времени разорваны…..

Занимаясь проблемой существования, философия уклоняется от факта существования мира и всего, что существует в мире, но ее первым постулатом становится не сам этот факт, а его значение.

Первый аспект проблемы существования — это длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы «Что существует?». — Мир. Где он существует? — Здесь и везде. Как долго? — Сейчас и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?».

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей есть нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Своим существованием они образуют целостное единство бесконечного, неизменного мира. Мир как неизменное целостное единство находится вне и в некотором смысле независимо от человека. Бытие является предпосылкой единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия можно утверждать, что мир — это реальность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, так сказать, существованию человека и его сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо изучать эту логику, исследовать законы бытия.

Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальной реальности, и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психические состояния.

Эти два мира имеют разные способы существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Ментальный мир — мир человеческого сознания — существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных личностей. Вопрос о том, как эти два мира соотносятся друг с другом, является фундаментальным вопросом философии. Сочетание этих двух основных форм бытия позволяет нам выработать еще несколько разновидностей бытия.

Человек занимает особое место в этих мирах. С одной стороны, он является естественным существом. С другой стороны, он наделен сознанием и поэтому может не только существовать физически, но и размышлять о существовании мира и своем собственном существовании. Человеческое существование воплощает диалектическое единство объективно-субъективного и субъективного, тела и разума. Это явление само по себе уникально. Материальное, природное в человеке является первичной предпосылкой его существования. Однако многие человеческие поступки определяются социальными, духовными и моральными мотивами. В самом широком смысле человечество — это сообщество, которое включает в себя всех людей, живущих на земле сейчас или в прошлом, а также тех, кому еще предстоит родиться. Необходимо помнить, что человеческие существа существуют до, вне и независимо от сознания индивида. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимым условием для умственной деятельности и здорового разума. Известная пословица гласит: «В здоровом теле — здоровый дух». Хотя пословица верна по сути, она допускает исключения, поскольку интеллект человека, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но дух, как его называют, также оказывает или может оказывать большое положительное влияние на жизненные функции человеческого тела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: