Введение
На сегодняшний день ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило формирование древнерусского государства, спор между ними длился бы долго, так как в настоящее время мало доказательств для четкой теории его формирования, вся древняя история построена на основе “повести временных лет”. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий об истинной русской истории.
Традиционно российские историки делят историю Древнерусского государства на три периода:
- I период (IX-середина X века) — образование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава);
- II период (вторая половина X — первая половина XI века) — эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, княжения Владимира Красного Солнышка и Ярослава Мудрого;
- Третий период (вторая половина XI — начало XII века) — время территориальной и политической раздробленности.
В этой работе я рассмотрю факторы, приведшие к образованию Древнерусского государства, предпосылки и этапы его развития; различные теории о происхождении Древнерусского государства и его историческом значении.
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Историческое значение образования Древнерусского государства
Образование государства имело большое историческое значение для восточных славян. Она создавала благоприятные условия для развития сельского хозяйства, ремесел, внешней торговли, влияла на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, формируется единая идеологическая система общества. В рамках Древнерусского государства формируется единая древнерусская нация — основа трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.
Древнерусское государство на протяжении веков после своего возникновения отражало” волны » кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Россия стала своеобразным мостом, через который осуществлялся культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение России будет во многом влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.
Список лиртературы
- Скрынников Р. Г. Русь X-XVII вв. Учебное пособие. Санкт-Петербург,1999;
- История российского государства и права России: В. М. Клеандрова, Р. С. Мулукаев (и др.); под ред. Ю. П. Титова. — М.: ТК Вельби, Изд-во Проспект, 2006;
- Смирнов А. Н.Древние славяне. Москва, 1990;
- Н. М. Карамзин «История государства Российского» / / Москва, 2002.;
- Методическое пособие по истории. Автор Захаров В. Ю. 2000;
- Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. Учеб. История России с древнейших времен до наших дней-М. 2001;
- Исаев И. А. История государства и права России: учеб.пособие. — М.: ТК Вельби, Изд — во Проспект, 2006.;
- Русская история: учебник/ Под ред. Р. В. Дегтяревой, С. Н.Полторака.- 2-е издание, испр. и добавить. — Гардарики,2005
- Реферат на тему: Неявное знание и его роль в развитии науки с точки зрения М. Полани
- Реферат на тему: Опричнина Ивана Грозного: что это было?
- Реферат на тему: Жанна д’Арк: перелом в Столетней войне
- Реферат на тему: Имперское сознание и политика в российской и мировой истории
- Реферат на тему: Теоретико-методологическая функция правовой науки
- Реферат на тему: Петр 1 как историческая личность
- Реферат на тему: Военная стратегия руководства Красной Армией в период Второй мировой войны
- Реферат на тему: Социально-экономическое развитие СССР в 1945–1953 годах
- Реферат на тему: Реформы М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина
- Реферат на тему: Культ личности. Джон Фицджеральд Кеннеди
- Реферат на тему: Студенчество и виртуальное информационное пространство. Особенности коммуникативной культуры молодежи
- Реферат на тему: Революция в Германии 1848 года
Возникновение государства у восточных славян
Примечание
Все даты, относящиеся к истории Древней Руси, имеют приблизительный характер и часто оспариваются современными историками, так как данные в известных источниках часто противоречат друг другу.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Основным источником, который дает представление об истории формирования Древней Руси является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке. В соответствии с документом появление государственности у восточных славян относится к 862 г., когда на княжение в северные земли (Новгород и окрестности) были призваны варяги. С этого момента начинается существование Государства Рюрика.
В «Повести…» также упоминается некое догосударственное формирование, имевшее форму конфедерации. Считается, что некоторые племена этой конфедерации платили дань варягам, но затем их изгнали.
Непосредственно Древняя Русь сформировалась в 882 г. в результате успешного похода князя Олега на Киев. Киев был захвачен, и туда была перенесена столица государства. Это событие считается альтернативной точкой отсчета существования Древнерусского государства.
Примечание
Происхождение князя Олега доподлинно неизвестно. Историки предполагают, что он мог быть шурином Рюрика или же просто его соплеменником. Олег выполнял функции регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
Принятие христианства
Цивилизационное значение
Христианизация Древнерусского государства проложила путь для дальнейшего распространения религии на восток. Ранее отдаленная от остальных процессов Средневековья Восточная Европа была включена в единое пространство. В более позднее время защитой интересов православных христиан занималось, в первую очередь, российское государство, в том числе, и на Балканах, откуда религия и попала в Россию.
Политическое значение
После крещения значительно улучшились отношения между Византией и Киевской Русью. Пропала необходимость заключения дополнительных договоров, в том числе благодаря династическим бракам. На Русь в значительной степени распространилось византийское влияние, в особенности в церковной сфере. Византийский патриарх считался единым самодержцем всех православных народов, киевским князьям в ряде вопросов приходилось учитывать его мнение. При этом, с точки зрения Византии, киевская митрополия не представляла для Константинополя большой значимости.
Принятие христианства
На протяжении нескольких веков Русь была языческой. Славяне поклонялись десяткам богов, верили в духов, проводили особые обряды. Но на рубеже IX-X веков сложились предпосылки смены религии.
Русь со всех сторон терзали набеги враждебно настроенных соседей, кроме того страну раздирали и междоусобные распри между князьями. Требовалась единая идеология, которая смогла бы примирить враждующие княжества и защитить страну от разорительных набегов.
Почти все государства Европы уже приняли христианство и отказывались выстраивать дружеские отношения с дикими язычниками-варварами.
В то время еще совсем молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князю, и , как следствие платить ему дань.
Рис. 4. Причины и значение принятия христианства на Руси.
Почему все-таки христианство?
Из повести временных лет мы знаем, что князь Владимир, правивший тогда Русью, стоял перед нелегким выбором. От его решения зависела в буквальном смысле судьба большого государства. Есть мнение, что к Владимиру явились проповедники, каждый из которых рассказывал о своей религии. В начале пришли приверженцы ислама. Владимиру импонировало одно: узаконенное многоженство. С неодобрением князь отнесся к обрезанию, воздержанию от свинины и вина. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть», — так сказал Владимир мусульманам.Затем прибыли миссионеры из Рима, направленные папой. Князь спросил: «В чем заповедь ваша?» Папские послы отвечали: «Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу божию, как сказал учитель наш Павел». Тогда Владимир молвил: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».Затем перед ним предстали хазарские иудеи. Владимир отверг их веру, сославшись на то, что иудеи за собственные грехи были рассеяны по свету, а князь для своего государства этой участи не желает.
Последними пришли греки. «Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»»..
Вот такая легенда. Точно ли было данное событие, или хождение к князю представителей всех религий было лишь выдумкой Нестора, мы сказать не можем, но факт остается фактом — Русь готовилась принять крещение по византийскому образцу, ждали только удобного случая.
Он представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятием христианства, хочет выставить, что первый был предпринят для второго. В 988 году Владимир выступил с войском на Корсунь. Жители затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение. Город был взят из-за предательства жителя города Анастаса. Он пустил в стан к русским стрелу с запиской, на которой указал, где проложены трубы, подающие воду в город. Владимир подкопал колодцы, разрушил трубы и корсунцы, изнемогая от жажды, были вынуждены сдаться.Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощью нового божества. Владимир поставил условие, что уйдет из города только с сестрой императоров Василия и Константина Анной.
Но жители сказали, что по обычаю не могут выдать христианку замуж за язычника. Князь Владимир крестился в Корсуни и только после этого был совершен брак с Анною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения.Примирившись с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах, например, у вятичей, язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
Закрепление
- Назовите предпосылки возникновения государства у восточных славян. Какие теории возникновения государства у восточных славян Вы знаете?
- Каковы были причины и последствия принятия христианства на Руси?
Домашнее задание
Распределение восточных славян: различные теории
Существуют дискуссии в исторической науке относительно идентичности восточных славян и их происхождения. Существует множество теорий о происхождении восточных славян, которые в основном делятся на миграционные (восточные славяне как «пришельцы») и автохтонные (восточные славяне как коренной этнос Восточной Европейской равнины).
Теории происхождения восточных славян:
- Миграционные теории.
- Автохтонные теории.
В центре повествования Нестора находится объединение племен полян, которые обитали в центральной части Поднепровья вокруг Киева. Согласно рассказам Нестора, в VI веке этими землями правили три брата: Кий, Щек, Хорев, и их сестра Лебедь. Среди различных теорий происхождения восточных славян наиболее распространенной и широко признанной является миграционная теория, известная также как Дунайская или Балканская теория. Именно этой теории придерживался Нестор, первый русский историк и автор «Повести временных лет», монах Киево-Печерской лавры.
Поляне, после подчинения северян (с центром в Чернигове), создали протогосударство в виде «союза племенных объединений». Нестор, хотя являлся прокиевским историком, также упоминает о втором древнерусском центре — на севере. Этот центр формировался вокруг Ильменских словен, проживающих в районе Новгорода. Самым могущественным союзом племен, который подчинил словен, были кривичи (с центром в Смоленске). Они контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцы платили дань угро-финским племенам.
Всего было тринадцать союзов восточнославянских племен: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне и бужане.
Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, поскольку каждое из них претендовало на главенство. Нестор отмечал: «Наша земля велика и обильна, но в ней нет порядка». В 862 году новгородцы приняли решение пригласить трех братьев из варяжского племени Русь — Рюрика, Синеуса и Трувора, чтобы они стали править. В тот же год Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Сегодня уже известно, что Рюрик пришел править не с братьями, а со своим родом («sine hus» — «свой род») и верной дружиной («thru varing» — «верная дружина»).
Таким образом, согласно Нестору, возникло государство — Новгородская Русь.
Образование Киевской Руси
Киевская Русь (Древнерусское государство) возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях славянских племен — полян, древлян и северян в Среднем Поднепровье. Основателями Киева и первыми правителями племени полян летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX-XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало городское поселение. Арабские писатели конца I тысячелетия (аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Хаукал говорят о Киеве (Куябе) как о крупном городе. Ибн Хаукал писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)».
Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», в IX-X веке устанавливают контроль над Киевом. Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд (Hoskuldr), Дир (Dyri), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar).
Русь упоминается как держава и в ряде других ранних источников: в 839 упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «русь». По аналогии с другими этнонимами того времени (чудин, гречанин, немчин и т. д.) житель (насельник) Руси, принадлежавший к народу «русь», звался «русин». Однако термин «Киевская Русь» появляется только в 18-19 веке.
В 860 при византийском императоре Михаиле III Русь громко выступает на международную арену: она провела первый известный поход на Константинополь, закончившийся победой и заключением русско-византийского мирного договора. Повесть временных лет приписывает этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от Рюрика. Поход привёл к так называемому первому крещению Руси, известному по византийским источникам, после которого на Руси возникла епархия и христианство приняла правящая верхушка (по-видимому, во главе с Аскольдом).
В 882, по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства; господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. Олег Вещий считается основателем Руси.
Олег покорил древлян, северян и радимичей, ранeе плативших дань хазарам. Были заключены первые письменные договоры с Византией в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет, не считаясь с родным сыном Рюрика — Игорем. Тот занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.
Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала так же неудачная военная компания против Хазарии, в ходе которой русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 960 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).
Около 962 возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 (по др. данным в 968/969) Святослав разгромил Хазарский каганат. Святослав намеревался создать собственное славянское государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972-978 или 980). В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир I Святой.
4. Зарождение древнерусского государства, концепции его происхождения.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы
прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
Норманнская теория
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.
Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
Концепции происхождения древнерусского государства
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.
1. Согласно норманнской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись («Повесть Временных Лет» XII века) и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Н. М. Карамзин.
2. Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Летопись говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.
Posted in История, Лекции 1 курс and tagged История
Этапы формирования государства у восточных славян
I. Формирование племенных федераций на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород). В этом этапе происходило объединение различных племен в федерации, которые имели свои центры в Киеве и Новгороде. Эти федерации представляли собой первые шаги к формированию будущего государства.
II. Молодая языческая Русь (882-988 годы). В этот период Древнерусское государство, известное как молодая языческая Русь, достигло своего начального становления
Важной особенностью этого времени было сохранение языческой религии и обычаев, а также постепенное развитие культуры и общества
III. Киевская Русь под единым князем (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры. На этом этапе Киевская Русь стала укрепляться и развиваться под руководством единого князя. Этот период характеризовался расцветом христианской культуры, принятием христианства как государственной религии и стремлением к укреплению и централизации государственной власти.
Заключение
Вопрос о происхождении славян считается одним из главных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы.
Древнерусское государство было важнейшей вехой в истории народов нашей страны и ее соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим европейским государством для своего времени. Его площадь составляла более 1 миллиона квадратных километров, а население-4,5 миллиона человек. Естественно, она оказала сильное влияние на судьбы мировой истории.
Древняя Русь с самого начала была многонациональным государством. Народы, вошедшие в него, затем продолжали свое развитие в составе других славянских государств, ставших его преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие сохранились до наших дней.
Большое значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, сохранились до Московского государства. Они также были важны для прав соседних народов.
Объективные исторические процессы развития феодализма привели к гибели древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породивших Древнюю Русь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.