Общение

Вопрос 4.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения):

Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми имеются в виду определенные люди, социальные группы, большие социальные общности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к его группе, индивида, принадлежащего к другой группе, собственную группу, чужую группу, также может воспринимать общности. Сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и вся группа. Тогда к этому процессу стоит еще добавить: восприятие группой своего собственного члена, представителя другой группы, восприятие группой самой себя, восприятие в целом другой группы.

1 стр., 181 слов

Понятие общения, виды, уровни, функции общения

Общение — установление в развитие
контактов между людьми, в процес­се
которого происходит обмен мыслями,
чувствами, образцами поведения.

Выделяют различные виды
общения
, которые
определяются чаще по специфике обратной
связи. Общение может быть:

  • Непосредственным – прямое и
    естественное общение «лицом к лицу»,
    когда субъекты взаимодействия находятся
    рядом, общаются посредством речи и
    паралингвистических средств. Является
    наиболее полноценным видом взаимодействия,
    так как индивиды получают полноценную
    информацию. Может быть формальным и
    межличностным оно может осуществляться
    между двумя субъектами и одновременно
    между несколькими субъектами в группе.
    Прямое непосредственное общение
    является двухсторонним и характеризуется
    полной и оперативной обратной связью.

  • Опосредованным – происходит в
    ситуациях. Когда индивиды отдалены
    друг от друга временем или расстоянием.

  • Межличностным

  • Массовым
    – множественные контакты незнакомых
    людей, а также коммуникация опосредованная
    различными видами массовой информации.
    Может быть прямым (митинги, большие
    собрания) и опосредованным (односторонний
    характер и связано с массовой культурой
    и СМИ).

Общение может происходить
на разных уровнях.

1 уровень.
Самый примитивный – фатический,
предполагающий простой обмен репликами
для поддерживания разговора в условиях,
когда общающиеся особенно не заинтересованы
во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Особенность данного уровня: субъект не
получает никакой новой информации.

2 уровень
информационный,
на котором происходит обмен интересной
для собеседников информацией, являющейся
источником каких-либо видов активности
человека. Он обычно носит стимулирующий
характер и преобладает в условиях
совместной деятельности.

3 уровень
личностный,
характеризует взаимодействие, при
котором субъекты способны к самому
глубокому самораскрытию и постижению
сущности другого человека. Самого себя
и окружающего мира. Данный уровень
является глубоко нравственным,
характеризует такое общение, которое
нацелено на активизацию позитивного
отношения самих субъектов взаимодействия
к себе, другим людям и окружающему миру
в целом.

Общение всегда рассматривалось
как полифункциональный процесс. Если
же рассматривать общение в определенной
системе отношений, то модно выделить
совокупность трех групп функций:

  1. Психологические функции обуславливают
    развитие человека как индивида и
    личности.

  2. Социальные функции детерминируют
    развитие общества как социальной
    системы и развитие групп как составных
    единиц этой системы.

  3. Инструментальные функции определяют
    многочисленные связи между человеком
    и миром в самом широком смысле слова;
    между различными социальными группами.

Л.А. Карпенко выделяет следующие функции
общения:

1. Контактная — готовность к приему и
передаче сообщения.

2. Информационная
(коммуникативная) — обмен мыслями,
мнениями, информацией между общающимися
людьми.

3. Побудительная — стимулирование
активности партнера,

4. Координирующая — согласование действий.

5. Эмотивная — обмен эмоциями, переживаниями.

6. Смысловая (перцептивная, функция
понимания) — восприятие, оценка и понимание
партнерами общения друг друга.

7. Установление отношений — осознание
партнерами своей роли и места в деловых
и межличностных связях.

8. Изменение состояния, поведения,
межличностных смыслов партнера, его
мотивов, потребностей.

Буквы – единицы письменной речи

Орфоэпия и графика тесно связаны между собой, т. к. звуковой язык находит письменное отражение благодаря системе специальных графических средств.

К средствам начертания (графики) относятся буквенные (буквы) и небуквенные средства (знаки препинания, ударения и т. п.).

Буквы передают звуки (фонемы) на письме и тем самым фиксируют устные высказывания, что является основной функцией письма.

Т. е. письмо, или письменная речь – это речь, представленная на бумаге (или любом другом материале, например, папирусе).

Основные отличия между устной и письменной речью представлены в таблице.

Минимальной единицей письменной речи является буква. В свою очередь, буквы объединяются в лексические единицы (и устной, и письменной) речи. Затем из лексем формируются словосочетания и предложения, а из предложений – монологи, самые большие единицы письменной речи.

Развитие письменной речи началось после формирования устной. Для древнерусского языка – это X–XI вв.

Древнеславянская азбука, кириллица, стала основой для формирования современного алфавита.

В его состав сейчас входят 33 буквы: 18 греческих (а, в,г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, ф, х), 11 славянских (б, ж, ц, ч, ш, щ, у, ю, ы, ъ, ь) и 4 собственно русские буквы (й, э, я, ё).

В письменных высказываниях предъявляются более высокие требования к подбору и построению фраз. Так, культура письменной речи предполагает использование книжного языка, для которого характерны:

  • прямой порядок компонентов предложения;
  • сложные синтаксические конструкции;
  • причастные и деепричастные обороты;
  • распространенные определения;
  • вставные конструкции и т. п.

Например, праславянский язык, возникший из индоевропейского в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры, объединяет все славянские языки.

К словам письменной речи преимущественно относится литературная лексика, употребляющаяся в учебниках, научных статьях, книгах, документах и т. п., и практически не встречающаяся в устных высказываниях (например, испугаться вместо струхнуть, жевательная резинка вместо жвачка).

Письмо и чтение являются сложными формами речевой деятельности. Чтобы понимать написанное, необходимо его читать, и наоборот, во время чтения приходится пользоваться уже написанным кем-то текстом. Нарушения письменной речи чаще всего обозначаются термином «дисграфия».Под это определение попадают:

  • пропущенные согласные (смеый — смелый);
  • пропущенные гласные (тчка — точка);
  • лишние буквы (зимая — зима);

перестановка и пропуск слогов (ланши – ландыши) и т. п.

Значение общения в онтогенезе

В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

Непосредственно-эмоциональное

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

Предметно-действенное

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

Внеситуативное интимно-личностное

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность

Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой. Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте

Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Вопрос 3.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения):

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если придерживаться определенной схемы, то можно сказать, что общение в широком смысле слова как реальность межличностных и общественных отношений включает в себя коммуникацию как обмен информацией. Если коммуникационный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что допустимое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Другая сторона вопроса фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Виды взаимоотношений:

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

Конкуренция – конфликтная ситуация, основанная на разных позициях участников, пусковой механизм, развитие и разрешение конфликта.

Деструктивный конфликт переходит на личности, порождает интересы, независимые от причины.

Продуктивный конфликт возникает, когда столкновение основывается на несовместимости личностей, порождается различие в точках зрения на какую либо проблему.

Функции общения. Его виды и формы

Речевое (вербальное) взаимодействие служит для выполнения основных функций общения.

Трансляция и прием информации, изучение человека человеком

Регулирование членами общества поведения каждого, совместные действия

Выражение эмоций при общении

В реальной жизни трудно четко разграничить эти функции. Они взаимодополняются, переплетаются. Общение – это всегда влияние: сильное или слабое, откровенное или замаскированное, отрицательное или положительное.

  • контактное, дистантное (зависит от положения общающихся во времени и пространстве);
  • непосредственное, опосредованное (зависит от того, есть ли опосредующее устройство);
  • межличностное, групповое, массовое (зависит от числа участвующих в процессе);
  • частное, официальное (зависит от того, в какой обстановке проходит общение и от статуса его участников);
  • кооперативное, конфликтное (зависит от того, сохраняется или нет равновесие в социуме);
  • информативное, фактическое (зависит от того, какое именно содержание передается).

По форме обычно коммуникации разделяют на письменные и устные.

Ученые, изучающие речевое взаимодействие, основными единицами общения считают:

Речевое событие.
Речевое взаимодействие.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Таблица сравнения структуры речевого общения

Аспект Определение Свойства
Структура речевого общения Организация и последовательность элементов речи в процессе коммуникации – Включает в себя взаимодействие между говорящим и слушающим
– Состоит из вводной части, основной части и заключительной части
– Может быть линейной или иерархической
Единицы речевого общения Минимальные элементы, из которых состоит речь – Фонемы, морфемы, слова, предложения
– Используются для передачи информации и выражения мыслей и чувств
Функции языка Цели и задачи, которые язык выполняет в процессе коммуникации – Информативная функция: передача информации
– Эмоциональная функция: выражение эмоций и чувств
– Регулятивная функция: управление поведением других людей
– Экспрессивная функция: выражение собственных мыслей и чувств
Семантика и синтаксис Два основных аспекта языка, связанные с значением и структурой предложений – Семантика: изучает значение слов и их комбинаций
– Синтаксис: изучает структуру предложений и их связи
Принципы организации текста Правила, которые определяют порядок и связь предложений в тексте – Логическая последовательность: предложения следуют друг за другом в логическом порядке
– Когерентность: предложения связаны между собой по смыслу и теме
– Коэренция: предложения связаны между собой по грамматическим правилам
Контекст и коммуникация Взаимосвязь между языком и ситуацией, в которой он используется – Контекст: фоновая информация, которая помогает понять значение высказывания
– Коммуникация: передача информации и взаимодействие между говорящим и слушающим
Речевые акты Действия, которые совершает говорящий с помощью речи – Заявление: выражение факта или утверждения
– Вопрос: запрос информации
– Просьба: просьба о выполнении действия
– Предложение: предложение совершить действие
Речевые стратегии Приемы и методы, которые используются для достижения коммуникативных целей – Активное слушание: активное участие в процессе прослушивания
– Парафразирование: переформулирование высказывания для лучшего понимания
– Использование невербальных средств коммуникации: жесты, мимика, интонация
Речевые ошибки и их исправление Ошибки, которые могут возникнуть в процессе коммуникации и способы их исправления – Грамматические ошибки: неправильное использование грамматических правил
– Лексические ошибки: неправильное использование слов
– Исправление ошибок: повторение, перефразирование, уточнение

Отличие звука и фонемы. Нормы орфоэпии

Изучением звуковой (звучащей) стороны языка занимаются фонетика и орфоэпия.

Раздел языкознания фонетика изучает акустические характеристики звуков и процесс их образования. А орфоэпия языка занимается изучением норм правильного произношения.

В свою очередь, одним из разделов фонетики является фонология, которая рассматривает звук как средство коммуникации. Основной единицей этого раздела считается фонема речи, т. е. минимальная, неделимая единица высказывания.

Впервые понятие фонемы ввел писатель Л. Аве. Точное определение чуть позже сформулировал И. А. Бодуэн де Куртенэ.

Основная единица фонетики, звук, и фонема как единица фонологии тесно взаимосвязаны, но имеют и ряд различий.

Фонема– это идеальное представление о звуке, звукотип. Ее произнести нельзя, поэтому она реализуется в звуках, или конкретных языковых единицах, которые можно произнести и услышать.

Например, картавящий человек имеет свои особенности произношения . Чтобы его манера произношения была приближена к норме, стоит стремиться к идеальному звучанию , или его фонеме.

Выделяют 2 основные функции фонемы.

Основными признаками фонемы являются дифференциальный и интегральный признаки.

Считается, что лучше всего свои признаки фонема слова проявляет в сильной позиции.

Для согласных фонем сильной позицией является расположение перед гласной или р, л, м, н, й (мел, зло). Для гласных – ударный слог (селоʹ).

Слабой позицией фонем называют положение, при котором происходит их нейтрализация (труд, лодка).

Всего насчитывается 43 фонемы русского языка, тогда как количество оттенков звука в живом разговоре неисчислимо.

Гласные фонемы <а>,<э>,<и>,<о>,<у>,<ы>различаются по степени подъема языка при их произношении и по отсутствию огубления.

Согласные − <п>,<п’>,<б>,<б’>,<м>,<м’>,<ф>,<ф’>,<в>,<в’>,<т>,<т’>,<д>,<д’>,<н>,<н’>, <с>,<с’>,<з>,<з’>,<р>,<р’>,<л>,<л’>,<ш>,<ж>,<щ>,<ц>,<ч>,<й>,<к>,<к’>,<г>,<г’>,<х>,<х’> отличаются по способу и месту образования.

Вместе они образуют систему фонем.

От фонетических законов напрямую зависят произносительные нормы, или исторически сложившиеся особенности оформления звуков и их сочетаний.

Основные черты современной орфоэпии слова сформировались еще в первой половине XVIII века на основе московского говора.

Среди норм произношения других языков русская орфоэпия выделяется:

  • аканьем (ссна);
  • иканьем (всна);
  • твердым в заимствованных словах (антнна);
  • оглушением (трака);
  • озвончением (возал);
  • вместо -чн- (скуо) и т. д.

К нормам орфоэпии также относятся акцентологические нормы, или правила постановки ударения.

Задания по теме «Орфоэпия» обязательно встречаются на ЕГЭ.

Слайд 7Уровни общенияУровень общения характеризуют следующие составляющие: • Способность выражать мысли. Для

того чтобы логично и понятно высказываться, необходимо располагать богатым словарным

запасом. Присутствие в речи слов-паразитов, нецензурной брани и длинных пауз говорит о плохо сформированной способности четко объясняться. Пополнить словарный запас совершенно не сложно — для этого необходимо больше читать и чаще общаться с людьми, которые следят за грамотностью своей речи. • Подход к общению

Имеет большое значение не просто формулировать мысли словами, но и концентрировать внимание на то, понимает ли смысл произносимых слов собеседник. Манеру и стиль нужно подстраивать так, чтобы они были уместны

От этого зависит восприятие речи и то, будет ли она воспринята. Когда к собеседнику обращаются на понятном ему языке, он чувствует заинтересованность в общении и уважение его личности. • Темп речи. В одних случаях будет уместно говорить быстро, в других – придерживаться медленного темпа. Идеальный вариант – вести повествование в размеренном темпе, ровно, придерживаясь среднего темпа говорения, так, чтобы все слова были четко слышны, то есть произносить в среднем два слова в секунду. В таком случае мысли не будут опережать слова и речь будет наиболее красивой.

Похожие термины:

  • подсистема педагогического взаимодействия, заключающаяся в индивидуальном взаимодействии педагога с учеником, в общении лицом к лицу. Фронтальное педагогическое общение предполагает общение с

  • от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение ради самого процесса общения.

  • В учебной работе, прежде всего на уроках, товарищеское общение педагогов и учащихся носит по преимуществу характер открытой (обучающей) воспитательной заботы воспитателя о воспитанниках, воспита

  • выработка тактики и стратегии взаимодействия. Организация совместной деятельности людей. Основные виды И. о. — кооперация и конкуренция.

  • термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представля

  • способ бытия и познания собственного читательского «Я» и читательского мира в межчитательском сообществе на основе обмена мнениями, оценками по поводу прочитанного; это процесс возникновения, у

  • процесс взаимодействия людей и общностей разных национальностей, в котором происходит обмен информацией, деятельностью, опытом, способностями, умениями и навыками.

  • общение между отдельными личностя­ми, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и ид

  • общение педагога (педагогов) с учащимися в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования

  • речевые и неречевые акты поведения педагога (взрослого), которое он сознательно строит и воспринимает как меры воспитательного воздействия, прямо или косвенно направленные на формирование лично

  • это профессиональное общение преподавателя с учащимися на занятии или вне его.

  • адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения. Учителю необходимо

  • мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкре

  • речевое взаимодействие людей, в процессе которого человек понимает и предъявляет собеседнику свой образ мышления, подтексты вербальных сообщений.

  • Вид общения, целью которого является обмен информацией в профессиональной, коммерческой и некоммерческой сферах деятельности. В ходе Д. о. каждый из участников стремится решить прежде всего актуа

  • разновидность, форма общения, цель которого сформировать определенное представление о собеседнике и/или получить у него какую-либо информацию. Таковым является общение (собеседование) руководит

  • общение, основанное на высокой степени доверия к тому, с кем происходит общение.

  • общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения. Основное значение и непосредственная коммуникативная цель Ф.о. состоят в самом факте об

  • Общение незнакомых или малознакомых людей, в том числе и с лицами, выполняющими служебные обязанности, например, в гостинице с администратором, в поликлинике с врачом и др.

  • Особый вид общения, который строится на основе определенных компьютерных технологий (электронная почта, форумы, блоги, чаты). И.-о. совмещает особенности устной и письменной форм коммуникации.

Слайд 23По опосредованности:1. непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных

живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.

п. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.;2. опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) Это коммуникация, в которой присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).;3. прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);4. косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Вопрос 5

Способы оптимизации общения:

Коммуникация – это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. При коммуникации мы совершаем взаимные поставки эмоциональных переживаний и ценностных представлений. Жесты, мимику, интонацию громкость нашего голоса, одежду, манеры поведения и т. д. Получатель информации анализирует с целью выяснения, что чувствует собеседник по отношению к нему: симпатию или антипатию. В зависимости от результатов такого анализа он принимает или отвергает собеседника как партнера по общению.

Посягательства на чувство собственного достоинства или столкновение с какими-либо ценностными представлениями в общении приводят к трудностям в восприятии содержания информации, которую один из собеседников хотел бы донести до сведения другого. Также в общении важную роль играет создание определенного образа человека, своеобразного имиджа.

Известно, что в сфере деятельности деловых людей важную роль выполняют различные переговоры. К достаточно эффективным относятся методы не директивного ведения переговоров.

Для прояснения смысла сообщения важную роль играет установление правильной обратной связи. Обратная связь – это реакция воспринимающего (словесная или несловесная) на поведение партнера. Это информация не о том, что представляет собой тот или иной человек, а в большей мере о нас самих в связи с этим человеком. Иногда контакт с партнером по общению устанавливается очень медленно. Для того чтобы без особого напряжения создавать доброжелательную атмосферу в общении, позволяющую содержательно углубить контакт, необходимо пройти через четыре этапа:

  1. Переключение от общения самим собой на общение с партнером.
  2. Установление контакта.
  3. Поддержание контакта во время передачи основного сообщения.
  4. Разрыв контакта.

Следует отметить, что в процессе коммуникации могут возникать различные преграды, связанные с непониманием. Преградой для понимания может служить характер восприятия партнеров по общению, обусловленный их личностными установками. Существенной преградой являются также смысловые барьеры, связанные с различием смыслов, вкладываемые разными людьми, а одни и те же слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения).

Хотя словесные символы являются основными для передачи идей, важную роль в общении выполняют невербальные символы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние до партнера и т. д. Неодинаковые их прочтения разными людьми могут создавать проблемы в общении. Непонимание между людьми возникает также из-за наличия плохой обратной связи, которая позволяет определить, действительно ли сообщение истолковано в том смысле, который в него первоначально вкладывали.

Общение как специфический вид человеческой активности является одним из ведущих факторов развития личности. В связи с этим оптимизация общения приобретает очень важную роль (диагностика).

Что такое речевое взаимодействие людей

Само слово «общение» близко по звучанию к слову «общество». И трудно представить одно без другого. Чтобы социализироваться, усвоить языковые и культурные нормы, да буквально для любой духовной и материальной деятельности, общение необходимо.

Процесс, называемый речевым общением, сложен и многогранен. С помощью него достигается следующее:

  • Взаимодействие.
  • Информирование.
  • Влияние.
  • Понимание.
  • Сопереживание.

И еще великое множество результатов общения видит каждый ежедневно в собственной практике.

Слово «коммуникация» синонимично слову «общение». Его чаще используют в научном стиле. Участники коммуникации в ходе реализации определенной цели вовлекаются в некий живой процесс, в котором они взаимодействуют между собой на основе обратной связи.

Это и есть речевое общение. А вступившие в него стремятся сознательным и активным образом достичь определенного результата.

Вопрос 8.

Эффективность групповой деятельности:

Эффективность зависит от сплоченности группы, от стиля руководства, влияния на эффективность способа принятия групповых решений.

В действительности производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности – это удовлетворение членов группы совместным трудом.

Группы, находясь на разных стадиях развития, должны обладать разной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач.

Сплоченность группы:

  1. Формирование связей в группе, которые позволяют внешне

заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложную психическую организацию, живущую по своим законам.

  1. Процесс возникновения сходных ориентаций членов группы

по отношению к каким-то значимым для них ценностям.

  1. Совместная деятельность членов группы.

Понятие коммуникации

Определение 4

Коммуникация – это связь людей между собой во время межличностных отношений.

В коммуникативном компоненте есть несколько особенностей:

  • Когда два человека находятся в отношениях, они представляют собой активных субъектов. Данные связи при взаимном их информировании подразумеваются налаживать коллективную деятельность.
  • Особенности человеческого обмена информацией состоят в том, что она играет роль для участников общения определенной информации и ее значении;
  • Вероятность взаимного влияния партнеров друг на друга при помощи систем знаков.
  • Коммуникативный эффект только при наличии сходной или единой системы кодификаций и декодификаций.
  • Вероятность возникновения коммуникативных барьеров. С этим связано то обстоятельство, что в данной ситуации четко видна связь, которая имеет место между отношением и общение.

Два типа информации:

  • Побуждающая, которая выражается в виде приказа, совета или просьбы; служит для стимуляции определенных действий;
  • Констатирующая информация, заключается в проявлении в формах сообщения и не подразумевает изменения поведения.

В обществе информация распространяется посредством особого «фильтра доверия или недоверия», действующего таким образом, что истинные сведения могут быть отвергнуты, а ложные – приняты. Кроме этого, есть средства, которые способствуют восприятию информации и ослабляющие действие фильтров. Это синтез данных средств, который называют фасциацией. На примере музыкального, цветового и пространственного сопровождения речь можно привести в пример.

В модели коммуникативного процесса присутствуют пять элементов, которые входят в модель коммуникации, это означает, что такая модель коммуникативного процесса выглядит так: сообщения в виде текста – канал — аудитория или другими словами реципиент — обратная связь.

Основной задачей информационных обменов в общении является формирование общего смысла и единой точки зрения, а также достижение согласия по поводу ситуации или проблемы. Как правило, для этого используется механизм обратной связи. По его мнению, процесс обмена информацией во время межличностного общения удваивается, а также помимо содержательных сторон, информация, которая приходит к реципиенту от коммуникатора содержит данные о том, как реципиента оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.

В процессе общения участники коммуникации должны не только передать друг другу информацию о том, что они узнали, но и прийти к ее адекватному пониманию. Другими словами, во время межличностной общения особой проблемой является интерпретация сообщения, полученного от коммуникатора к реципиенту.

Во время коммуникации возможно возникновение барьеров — психологического препятствия на пути к корректной передаче данных между партнерами по общению.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Тема 1.4. Виды и уровни общения

План:

  1. Виды, уровни и функции общения

  2. Стороны общения

  3. Способы влияния одного человека на
    другого

Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения; кинесика,
проксемика, просодика, паралингвистика,
экстралингвистика; жесты и позы,
визуальный контакт; невербальное
общение; идентификация, эмпатия и
рефлексия; убеждение, заражение,
принуждение, подражание.

Вопросы к обсуждению:

  1. Стратегии общения: открытое — закрытое,
    личностное — ролевое, монологическое
    — диалогическое.

  2. Виды общения и их характеристика:
    «контакт масок», примитивное,
    формально-ролевое, деловое, духовное
    или межличностное, манипулятивное,
    светское общение.

Речевые стратегии

Речевые стратегии – это способы организации и использования речи для достижения определенных целей в коммуникации. Они помогают нам эффективно выражать свои мысли, убеждать, убеждаться, уточнять информацию и т.д. Вот некоторые из наиболее распространенных речевых стратегий:

Аргументация

Аргументация – это стратегия, которая используется для убеждения слушателя в определенной точке зрения или убеждении. Она включает в себя представление фактов, доказательств, логических рассуждений и примеров, чтобы подтвердить свою позицию.

Уточнение

Уточнение – это стратегия, которая используется для ясного и точного выражения своих мыслей и идей. Она включает в себя использование определений, примеров, аналогий и других средств, чтобы уточнить значение или смысл терминов или концепций.

Вопросы

Вопросы – это стратегия, которая используется для получения информации, уточнения или подтверждения фактов, выражения интереса или участия в разговоре. Вопросы могут быть открытыми (требующими развернутого ответа) или закрытыми (требующими ответа “да” или “нет”).

Резюмирование

Резюмирование – это стратегия, которая используется для краткого изложения основных идей или информации. Она помогает упорядочить и структурировать речь, а также подчеркнуть главные моменты.

Эмоциональное обращение

Эмоциональное обращение – это стратегия, которая используется для вызова эмоционального отклика у слушателя. Она включает в себя использование эмоционально окрашенных слов, выражений, интонации и жестов, чтобы вызвать сочувствие, симпатию или другие эмоции.

Перефразирование

Перефразирование – это стратегия, которая используется для повторного выражения мыслей или идей с использованием других слов или фраз

Она помогает уточнить или уточнить смысл, а также показать понимание и внимание к собеседнику

Это лишь некоторые из множества речевых стратегий, которые мы используем в повседневной коммуникации. Использование правильных стратегий может помочь нам быть более убедительными, ясными и эффективными в общении с другими людьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: