Мировоззрение, его структура и значение для общества и человека

Мировоззрение: классификация

Введение

Вопросы об устройстве мира, о материальном и духовном, о регулярности и случайности, о стабильности и изменениях, о движении, развитии, прогрессе и его критериях, об истине и ее отличии от ошибок и преднамеренных искажений и о многом другом, так или иначе, ставятся в соответствие с необходимостью общей ориентации и самоопределения человека в мире.

Изучение философии призвано помочь преобразовать спонтанно сформировавшиеся взгляды человека в более тщательно продуманное и обоснованное мировоззрение. Сознательное отношение к проблемам мировоззрения — необходимое условие формирования личности, что сегодня стало насущной потребностью времени. 

Философия — это идеологическая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть вполне внятные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Любой, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что сотни и тысячи лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти убеждения и идеи сыграли очень важную роль в их жизни: они были своего рода выражением и хранилищем исторической памяти, регулятором их социальной организации.    

Мировоззрение — явление многомерное, оно формируется в различных сферах жизни, практики, культуры человека. Философия принадлежит к духовным образованиям, причисленным к мировоззрению. Таким образом, становится очевидной первая задача — выделить основные исторические формы мировоззрения.  

Помимо профессиональных навыков, знаний, эрудиции, которые так необходимы при решении конкретных задач, каждому из нас нужно нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Также важно понимать смысл и цель наших действий, нашей жизни: почему мы делаем то или это, к чему стремимся, что это дает людям. Подобные представления о мире и месте человека в нем, если они могут быть как-то реализованы или даже сформулированы, называются мировоззрением.   

Роль мировоззрения в существовании человечества

Перенимая опыт от поколений, ушедших в прошлое, никто не задумывается, как именно он усваивается и позволяет двигаться человеческому обществу дальше. Красивое слово «мировоззрение» для некоторых личностей является пустым звуком, а для многих данный термин обозначает одновременно историю, науку, внутренний мир человека, духовность, надежное подспорье в достижении поставленных целей.

Что же дает индивидууму мировоззрение? Сложившееся, устойчивое и здоровое мировосприятие позволяет человеку легко адаптироваться в социуме, самосовершенствоваться. Благодаря этому он не видит преград в решении задач, добивается повышения на службе, быстро находит объяснение происходящему. Мировоззрение дарит своему обладателю возможность правильно расставлять приоритеты и определять жизненные ценности. Видение мира — это нечто большее, чем просто взгляды одного человека. Мировоззрение — это мысли и возможности всего общества, «двигатель», толкающий эволюцию вперед.

Структура мировоззрения.

Структура
мировоззрения   состоит из: 1)   мироощущение –
сенсорная и эмоциональная сторона,   
где представления об окружающей действительности
формируются, как на основе образов, полученных
при помощи пяти чувств, так и тех переживаний,  
настроений, эмоций, которые вызывает
у человека объект или ситуация;   2)
мировосприятие – категориально-классификационная
сторона,   здесь происходит фиксация
и распределение информации о действительности
на   основе   определённых классов  
категорий,  т.е. на основе проблематики,
которая лежит в основе различной духовной
деятельности человека. Поэтому  восприятие
может быть научно-эмпирическим, философским,
может осуществляться посредством  
искусства, в соответствии, формируются
и различные типы знания;   3) миропонимание
— познавательно-интеллектуальная сторона,
в которой   данные обобщаются, и формируется
целостный образ мира в рациональном и  
иррациональном виде на основе рассуждения
человека; 4) миропредставление – вытекает
из первых трёх сторон, и отчасти содержится
в них.   Накопленный опыт позволяет
формировать модели и подходы, направляющие
дальнейшие исследования и оценки возможных
состояний объектов. Сюда    можно
отнести фантазии,   предубеждения,
стереотипы, а так же и сложные научные
прогнозы или иррациональные интуитивные
предвидения.

Отметим, что
данные элементы структуры мировоззрения
неразрывно взаимосвязаны,   представляют  
целостный процесс,  влияют на   течение
друг друга, и, в определённом виде, запечатлеваются
друг в друге.

Будучи важной
составной частью внутреннего мира
человека, мировоззрение имеет сложную
структуру. Понятие структуры мировоззрения
предполагает выделение его структурных
уровней: элементного, концептуального
и методологического

Элементный 
уровень представляет собой совокупность
мировоззренческих понятий, идей, взглядов,
оценок, которые складываются и функционируют
в обыденном сознании.

Концептуальный 
уровень включает различные мировоззренческие 
проблемы. Это могут быть различные концепции
мира, пространства, времени, общественного
развития человека, его деятельности или
познания, будущего человечества и т.п.

Методологический 
уровень — высший уровень мировоззрения
— включает основные понятия и принципы,
составляющие ядро мировоззрения. Особенностью
этих принципов является то, что они вырабатываются
не просто на основе представлений и знаний,
а с учетом ценностного отражения мира
и человека.

Включаясь в 
мировоззрение знания, ценности, поведение 
окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей
и формируют убеждение личности. Обязательным
компонентом мироощущения является вера,
это может быть как рациональная, так и
религиозная вера.

Итак, мировоззрение
— сложное, напряженное, противоречивое
единство знаний и ценностей, интеллекта
и эмоций, миропонимания и мироощущения,
разумного обоснования веры.

 Жизненно
— практическое мировоззрение неоднородно,
оно складывается в зависимости от характера
образования, уровня интеллектуальной,
духовной, культуры, национальных, религиозных
традиций его носителей.

Структура мировоззрения 
определяет его функции. Их три:

  • гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего. Мировоззрение обобщает и интегрирует данные различных форм и областей общественного познания, создавая на их основе целостный образ действительности и места в ней человека.
  • аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему. Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.
  • праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением). С мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности.

Особенности древнеиндийской философии

Просмотров: 7869

Инд. Ф-я мысль –древнейшая в мире.Осн.школы: джайнизм, буддизм, адживика. ЕЕ история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видемому, между 1-2 тысячилетиями до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады).Собственно полное влззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов. По форме Упанишады обычно представляют диалог  мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад-разделение знания нана 2 вида: низшее и высшее. Низшее зн-е- это зн-е эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее зн-е –это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего –эпического периода явл. Обширная эпическая поэма “Махабхарат”, кот.состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Особо важную роль в становлении ф. сыграла математика(в несколько меньшей степени астрономия). Мат-ка в др.Индии , особенно такие ее разделы, как арифметика, алгебра, достигла очень больших результатов(достаточно указать на появление здесь позиционной системы счиления и введения нуля)

Исторические типы мировоззрения

На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.

В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.

Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.

Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.

Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.

Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.

Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.

Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.

Понятие мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также на убеждения, идеалы, принципы знания и действия и ценностные ориентиры, формирующиеся на основе этих взглядов. Современное общество характеризуется глобальными кризисами, которые требуют срочных изменений в мировоззрении. Давайте посмотрим на некоторые из глобальных кризисов:

1) Мораль. Деградация человека, разрушение его сознания, распад нравственности — все это моральный кризис, который приведет к разрушению мира.

2) Экологический. Уничтожение озонового слоя на Земле уже оказывает влияние на климат планеты. Будет нарушено естественное экологическое равновесие. Глобальное потепление сначала вызовет глобальную засуху, а когда солнце растопит льды в Антарктике и Арктике, вся цивилизация исчезнет под водой, которая также исчезнет под палящим эффектом солнца, унося с собой последние формы жизни.

3) Демографический. К 2100 году население планеты составит 10-12 миллиардов человек, поэтому перенаселенность планеты приведет к тому, что людям просто негде будет жить, и начнется глобальная мировая война за место под солнцем.

Мы достигли той точки, когда наши собственные достижения убьют нас как цивилизацию. Прогресс ведет к гибели человечества. Современная цивилизация создала мировоззрение, несовместимое с существованием самой цивилизации. Либо мы все пойдем другим, гуманным путем для мира, либо наша цивилизация исчезнет навсегда.

Человек существует только в определенном отношении к другим, к семье, к коллективу, к нации, в определенном отношении к природе, к миру в целом. Эти отношения уходят корнями в самый главный вопрос: «Что такое мир?». Каждая эпоха, каждая социальная группа и, следовательно, каждый человек имеет более или менее ясное и ясное или смутное представление о решении вопросов, которые касаются человечества. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и человека в частности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, его отношении к миру, на основе доступного ему мировоззрения, люди также вырабатывают картину мира, которая дает обобщенные знания о структуре, общем строении, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

В основе всех философских проблем лежат вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понимать этот мир и действовать в нем рационально.

Мировоззрение является основой человеческого сознания. Полученные знания, сформированные убеждения, мысли, чувства, установки, обобщенные в мировоззрении, составляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это особое видение, взгляд на мир и место в нем. Мировоззрение — это целостная структура, обобщающая слои человеческого опыта.

Таким образом, мировоззрение — это совокупность общих тем о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. Это понятие включает в себя: жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы знания и реальности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентиры. Есть индивидуальное, общественное и групповое мировоззрение. В мировоззрении есть два уровня: сенсорно-эмоциональный и теоретический. Сенсорно-эмоциональное мировоззрение — это целостное восприятие реальности в форме ощущений, эмоций. Теоретический уровень — это интеллектуальный аспект мировоззрения — реальность через призму законов.

Исторические формы мировоззрения

Традиционно первым появилось мифологическое мировоззрение. Оно было призвано объяснить природу вещей, явлений, которые вызывали вопросы. На обсуждаемом этапе люди не задавались сложными вопросами, не рассуждали о том, что такое «мировоззрение типы мировоззрения», например. Далеко не все осознавали, что у них есть система ценностей.

Вторым появилось религиозное мировоззрение, которое оказалось гораздо более структурированным. Оно не только давало представление, но и позволило разработать этику, уставить ограничения. Мировоззренческая функции религии, опять же, не всегда осознавалась и исследовалась. Многие просто подчинялись догматам.

Однако мировоззрение и его виды формы – всё это постоянно развивалось. Постепенно религия перестала удовлетворять социум. Появилась наука, которая выгодно отличалась прогрессивным подходом, стремлением к точности и новым знаниям, объявленным здесь ценностью. Противоположностью такому направлению стало реакционное мировоззрение, довлеющее ко всему старому, стабильному, устоявшемуся.

При изучении данной темы стоит отметить, что понятие мировоззрения и структура мировоззрения исследуются философами до сих пор. Современные теории считаются наиболее спорными, потому что они не прошли проверку временем. Но если вы захотите ознакомиться с такими вопросами глубже, достаточно будет поискать информацию по запросу «мировоззрение его структура и исторические типы». В контексте развития и перспектив рассматриваются и современные явления.

«Лангепасский политехнический колледж» филиал в г. Покачи

ВВЕДЕНИЕ121. МИРОВОЗЗРЕНИЕ1.1. ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?341.2 СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ562. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ2.1 ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ72.2 МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ82.3 РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ92.4 ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ10113. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ3. 1. ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ12133.2. ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ143. 3. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ15ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю – «Человек и общество» Москва «Просвещение» 2001 с.115
2Коган Л.А. О будущем философии. Вопросы философии. 1996. № 7. с. 21
3Алексеев, П. В. Философия: учебник для высших учебных заведений / А. П. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд. — М.: Проспект, 2009 с.234
4Шинкарук В.И. «Мировоззрение и философия» М.: Наука, 1988.с. 57
5Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1971. с.129
6 Андрейченко Г. В. «Философия» 2-е изд. – Ставрополь: СГУ, 2001. с.167
7Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Философия свободного духа. М., 1994. с.46
8Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. — Казань, 1989.с 57
9Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991. с 89
10Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука, 1991. с 38
11Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. — М., 1989.с 54
12Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. с 38
13Спиркин А.Г. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 — томах, М., 1994.с 93
14Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1971. с. 245

Структура

Структура мировоззрения — это несколько аспектов, взаимосвязанных между собой:

  • Знания. Данная часть включает в себя информацию, получаемую с первых моментов понимания окружающей обстановки. Знания играют важнейшую роль в жизни человека — именно благодаря им индивидуум легко ориентируется в пространстве. Чем больше объем усвоенной информации, тем тверже и устойчивей жизненная позиция. Знания, образующие мировоззрение, могут быть научными, практическими и профессиональными.
  • Эмоциональность. То, как реагирует человек на различные жизненные ситуации, также является компонентом мировосприятия. Отрицательные и положительные эмоции, а также нравственность и чувство долга впоследствии формируют у индивидуума собственный взгляд на окружающий мир.
  • Ценности. Отношение человека к происходящему вокруг него, согласно его пониманию собственных стремлений, потребностей, смысла жизни и интересов. Ценности в мировоззрении бывают трех видов: значимые (предметы, события и люди, вызывающие сильные эмоции); полезные (практическая сторона жизни, одежда, еда, кров, знания, навыки); вредные (негативное отношение к чему-либо или кому-либо, к поступкам, ситуациям, к примеру, к убийству, насилию).
  • Поступки. Осуществление человеком на практике собственных идей и взглядов. Могут быть как положительные (помощь людям, благотворительность), так и отрицательные (экстремизм, неприятие людей с физическими недостатками, военные действия, преступления разного рода).
  • Убеждения. Собственные взгляды индивидуума и общества на жизнь. Они объединяют людей и являются жизненно необходимыми для фанатиков, беспринципно следующих своим ценностям. Убеждения могут быть твердыми, истинными, не поддающимися каким-либо изменениям, а также волевыми, воодушевляющими, заставляющими бороться с препятствиями.
  • Характер. Структура мировоззрения также включает в себя личностные качества индивидуума, без которых формирование устойчивых взглядов на жизнь не представляется возможным. Черты характера, способствующие росту и развитию мировоззрения: воля (достижение поставленных задач), вера (уверенность в собственных силах, доверие к другим людям), сомнения («самобичевание» в отношении новых знаний или ценностей).

Системность мировоззрения

Из этого определения
можно выделить следующие аспекты:
системность и процессуальность
мировоззрения. Для того, чтобы образно
представить системность в каком-то
процессе можно сравнить с фотографией,
которая фиксирует только момент. Но
рассматривая фото мы можем судить о
феномене в целом. Рассматривая
мировоззрение как систему, в статике,
будем использовать понятие мировоззренческое
поле. Оно многокомпонентно, кроме
перечисленных в определении, можно
называть еще множество других. Сами
компоненты в свою очередь представляют
собой сложные многокомпонентные системы.
Компонентами можно считать и миф, и
религиозные взгляды, профессиональный,
социальный и другие групповые компоненты.
Так же отдельным компонентом
мировоззренческого поля можно считать
то, что по сути процессуально —
историческое, национальное (этническое
и тому подобное). Как и любая система,
компоненты в мировоззренческом поле
соединены системообразующим, доминирующим
компонентам. Доминирование того или
иного компонента зависит от точки
рассмотрения (гносеологический аспект),
во-первых, и от субъекта, во-вторых.

Становление античной философии

Просмотров: 3983

Характерная особенность др-грч. Ф. состоит прежде всего протипоставление фил. размышлений практической деятельности, в ее свеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии.Важным звеном и условием этого развития  оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока-Вавилоне, Иране, Египте. Многие гр. Ф-ы получили образование именно там . Основные школы: миленская:главный которой был Фалес.,он предполагал началом всего воду т.е. жидкость, текучесть. Гераклит(«книга о природе») открывает противоположности и делает вывод, что только чередование противоположностей дает специфический смысл. Но также понимает, что противоположности гармоничны: «всё есть одно, а из одного происходит все». Считал что началом всего был огонь, а все остальное –транформация огня. Пифогорейская школа: для пифагорейцев началом всего было число, которое понималось как начало образующее вещи. Филолай представитель пифогор-в.он соеденил 4 первых элемента: земля-куб, огонь-пирамида, вода-гексоэдр, воздух-актаэдр. Они пытались с пом.чисел описать весь мир. Эллейская школа (Левкипп и его ученик Димокрит) началом явл. атом т. е . неделимость. Постепенно в Ф возникает 2осн типа фил. мировоззрения-материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание фил. развития во все последующие времена. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления: диалектики и метафизики

Философское и научное мировоззрение: общность и различие. Исторические формы взаимодействия философии и науки.

Фил-кое мировоззрение
–сис-ма общих теор-ких взглядов на мир
в целом, место в нем чел-а, уяснение разл/
форм отношения чел-а к миру, чел-а к
чел-у. Фил-фия
— это теорет/ уровень мировоззрения.
«Фил-фия — мать науки» (Фейербах).Наука
– сфера чел/ деят-ти, ф-цией кот явл-ся
выработка знаний о фундам-ных принципах
чел/ бытия. Фил-фия и наука – не соперницы,
каждая из них выполняет в культуре свои
ф-ции. С наукой философию сближает
стремление опереться на теорет/ методы
исследования, использовать логич/
инструментарий для обоснования своих
положений. Фил-фия и конкретные науки
всегда дополняли др др и вз/действовали.
Ученые всегда обращались к филос-кой
теории в поисках необх-ой методологии
и для объяснения смысла науч/ исследований,
понимания их последствий. Фил-фия,
опираясь на результаты исследования
конкр/ наук, истолковывала и обобщала
их. Фил-фия опережала в своем развитии
конкр/ науки.

Общность:
ф-ции обобщения, синтеза, открытие наиб/
общих закономерностей, прогноз, форм-ние
гипотез (ф-ции науки). Различия:
1) Осознание места, присущего конкретному
фрагменту знаний в целостной картине
невозможно для частных наук. Эта задача
м/б решена при пом фил-фии, кот способствует
правильной постановке проблем; 2)
Разрешение характерных трудностей
невозможно без участия фил-фии; 3)Фил-фия
выполняет ф-ции уяснения самых общих
оснований культуры вообще и науки в
частности. Наука сама себя достаточно
широко, глубинно и масштабно не уясняет;
4) В конкр/ науках используется универсальный
мыслительный инструментарий (категории,
принципы, различные методы познания),
но общемировоззренческие и
теоретико-познавательные основания
науки изучаются и отрабатываются в
сфере фил-фии; 5) Наука не обосновывает
сама себя и в ценностном отношении.

В процессе истор/
разв-ия изменялись способы вз/дей-ия
науки и фил-фии: 1) в Древ/ общ-ве сущ-ла
единая нерасчлененная наука –
натурфилософия, кот включала в себя все
естественные науки и философские взгляды
2) в Ср/ века в связи с господством
религиозной идеологии натурфилософия
почти исчезла и в теологии использовались
лишь ее отдельные эл-ты. 3) Возрождение:
натурфилософское мышление вновь
возникает, но уже выражая стремление
не только определить естественнонаучные
подходы и фил-фские принципы в исследовании
мира, и заполнить пробелы в понимании
природы. Происходит отпочкование
специальных научных дисциплин от
натурфилософии. 4) Нов/ время: (17-18в) на
основе прогресса механического
естествознания возникают аналитический
и метафизический способы мышления при
рассмотрении природы и мира в целом. 5)
С сер19в, когда уже сформ-сь не только
математика, физика, астрономия, но и
химия, биология, некот-е технич/ науки,
начинает форм-ться фил-фия науки. Ее
задача: изучение средств и методов
познания, исследование природы и стр-ры
научной теории и др. результат –
фундаментальные открытия в 20в. 6) 20-21в
материалистическая фил-фия опред-ся
как новая методология, на основе кот
все науч/ дисциплины предстали как Эл-ты
единого знания об эволюции Вселенной
и чел-а.

Описание предмета: «Этика»

Этика – философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Мораль — важнейшая составляющая
культуры, один из основных способов регуляции поведения человека. Поэтому, по мнению многих мыслителей, этика
является важнейшей частью философии. Она рассматривает те нравственные проблемы, которые неизбежно встают перед
каждым человеком: в чем смысл жизни и смерти; в чем сущность добра и зла и каковы критерии их разграничения;
как относиться к страданиям; можно ли совместить выполнение нравственного долга и достижение счастья; как
оценивать поступки людей – по намерениям или по результатам; каковы критерии справедливости; каково место любви
в жизни человека; почему альтруизм предпочтительнее эгоизма; совместимы ли добро и польза и т.д. Этика не
только описывает реально существующие отношения между людьми, но и стремится создать идеал этих отношений, т.е.не только анализирует сущее, но и намечает очертания должного. Этические представления – это реализация
потребности человека в идеалах и ценностях.Этика стремится к рациональному обоснованию моральных ценностей, хотя их рационализация неизбежно сталкивается
с трудностями, поскольку эти ценности сопряжены не только с рассудком человека, но и с его чувствами,
убеждениями, нравственной верой. Каждая историческая эпоха, каждый мыслитель обогащает этические вопросы своими
духовными поисками, своим опытом, раскрывает их новые аспекты. Поэтому изучать этику необходимо через
рассмотрение многообразных теоретических и жизненных позиций.

Литература

  1. Эйнштейн и философские проблемы физики ХХ века. – М.: Наука, 1979. – 568 с.
  2. Алсу Кутумова. Энергия как содержательное обобщение курса физики основной школы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 180 с.
  3. Ирина Лыкова. Эстетическое отношение к миру как метакатегория педагогики искусства. – М.: , 2011. – 204 с.
  4. С.Д.Лобанов. О понятии и природе философии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 232 с.

Образцы работ

Тема и предмет Тип и объем работы
Особенности ценностно-смысловой сферы личности в юности Психология Диплом90 стр.
Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познанииФилософия Реферат30 стр.
Информационные технологии управления социально культурной сферыИнформатика Реферат20 стр.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

[email protected]

+7 911 822-56-12 с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание! Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы

Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Ист. типы мировоззрения: миф, религия, философия

Просмотров: 4084

Мифология (“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном обществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой.

Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержаниюФ. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех  вещей? С точки зрения  метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: