Личность в политических отношениях. политическое лидерство

Личность как субъект и объект политики - политология - база рефератов - база рефератов - первый учительский портал

Введение

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей.  Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие  личности  в  политической  жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия  всех возможностей человека,  для его творческого самовыражения, что составляет  необходимую  предпосылку  наиболее эффективного решения общественных задач.  Качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию  человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс.  Но вне демократии,  доверия и гласности становятся невозможны ни творчество,  ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным  условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом,  контроля  за   деятельностью   политико-управленческих структур со стороны народа,  средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через  развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

Мотивация участия в политическом процессе

Достижение целей широкого политического участия людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией состыкуются социология и психология.

По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности.

Патерналистская концепция личности

Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в на­ши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую кон­цепцию государства, господствовавшую в мировой пол­итической мысли на протяжении многих веков, а на Вос­токе — почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исхо­дит из неравенства политического статуса людей, трак­товки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю- отцу. Остальные же граждане делятся на старших — аристократию и чиновничество, и младших — простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться стар­шим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа.

В патерналистской концепции власти рядовому чело­веку уделяется роль простого исполнителя царской во­ли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступа­ет здесьне сознательным или полусознательным субъек­том политики, не гражданином, обладающим неотчужда­емыми правами, а главным образом лишь парохиальным, то есть политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия.

В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из них и сегодня доста­точно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьянским населением, в автори­тарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого че­ловека, а в какой-то степени и в демократических госу­дарствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя — как маленького человека, покорного ис­полнителя указаний властей.

Понятие

Политическое поведение – это система сознательных и бессознательных действий человека, являющегося субъектом политики.

Это могут быть:

  • действия отдельных людей и массовые выступления;
  • стихийные и организованные действия.

Наука выделяет различные способы политического поведения. Это может быть взаимодействие с другими людьми, государственными органами, политическими партиями. Кроме того, отношения со всеми перечисленными участниками политики могут строиться по-разному: на основе взаимопонимания и поддержки, либо соперничества и борьбы.

То, какое поведение выберет тот или иной участник, зависит от его политических интересов и личных ценностей. Мотивы разных групп населения в момент их включения в политическую жизнь могут быть совершенно разными.

Историческим примером противоборства разных политических интересов может послужить Гражданская война в России начала 20 века, когда население страны разделилось на группы по тому, как оно видело будущее страны. Часть людей выступала за построение социалистического государства, кто-то был сторонником монархии. Все они готовы были вооруженным путем отстаивать свои интересы.

Политический человек у Платона и Аристотеля

Не   менее  существенное  влияние  на последующую,   в   том   числе   современную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В пол­итической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. В  своих проектах идеального госу­дарства он исходит из безусловного верховенства цело­го  (государства) над частью (индивидом).  

Государство, руководимое  мудрым  царем или аристократией  — призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать    всю    жизнедеятельность    человека, следить   за  правильностью  его  мыслей  и  верований.   В своей земной жизни человек подобен кукле, марионет­ке,   управляемой божественными законами.  При  таком понимании личности вопрос о ее автономии и политиче­ском   творчестве  заведомо  исключается и  человек  вы­ступает лишь объектом власти.

Взгляды Платона на роль индивида в политике оказа­ли определенное влияние и на мировоззрение крупней­шего мыслителя античности — Аристотеля, хотя в целом в вопросе о соотношении личности и власти его творче­ство отмечено целым рядом новых, конструктивных идей. К ним относится антропологическая трактовка власти (и политики), обоснование ее производности от природы человека. Аристотель считает индиви­да существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. Человек не может существовать без обще­ния с другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья и селение. На их базе, на определенной стадии общественного развития возникает государство, которое является высшей формой общения людей.

Хотя Аристотель и выступает за приоритет государ­ства в отношениях с гражданином, но, в отличие от Пла­тона, он противник огосударствления общества. По его мнению, тотальная унификация всех граждан, чрезмерное един­ство государства ведет к его распаду. В целом же Ари­стотель, как и его предшественники, еще не отделяет личность и общество от государства. Гражданин высту­пает у него не только субъектом партиципантом власти, но и ее объектом во всех своих жизненных проявлениях.

Взгляды Аристотеля на гражданина как на активный органический элемент государственного целого, непос­редственно участвующий в политической жизни, законо­дательной и судебной деятельности государства и полно­стью подчиняющийся его решениям, характерны для ан­тичного понимания демократии. Эта демократия, считая свободных граждан непосредственными участниками властных решений, в то же время никак не защищала личность от произвола, санкционированного волей боль­шинства.

Индивидуалистической и гу­манистической реакцией на политическую беззащит­ность личности в отношениях с государством явился ли­берализм. Он впервые в истории социально-политиче­ской мысли отделил индивида от общества и государст­ва, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, незыблемыми правами, утвердил ее в качестве главного элемента пол­итической системы, а также ограничил сферу действий и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.

Индивид выступает в либерализме источником вла­сти. Государство же — результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно на­роду и призвано выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Это, прежде всего, задачи обес­печения безопасности и свободы граждан, охраны их ес­тественных, священных прав, поддержания общественно­го порядка и социального мира.

Провозглашая верховенство личности, во взаимоот­ношениях с властью, либерализм вместе с тем сужива­ет сферу политики и тем самым ограничивает диапазон политической активности граждан. В либеральной классической теории личность выступает скорее первичным источником и высшим контролером власти, чем ее сознательным повседневным участником. Главной сферой самореализации личности, проявления ее творческой ак­тивности, инициативы и предприимчивости выступает гражданское общество.

Формы политического поведения

Существует большое количество различных форм политического поведения. Для того чтобы нагляднее представить все их многообразие, приведем классификацию, отражающую разные аспекты политического поведения.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Классификация

Разновидности

По целям

Конструктивное и деструктивное (первое направлено на улучшение действующей политической системы, а второе – на ее разрушение).

По количеству участников

Индивидуальное (публичное выступление ), групповое (деятельность партии), массовое (выборы).

По уровню организованности

Организованное и стихийное

По методам

Мирные (электоральное поведение), протестные (забастовки), экстремальные (массовые беспорядки).

Особое внимание уделим двум формам политического поведения:

стихийное политическое поведение;

Является одним из самых опасных, так как оно часто приводит к негативным последствиям. Его признаками является: неуправляемость, различные формы агрессии, большая роль случайного лидера.

электоральное политическое поведение;

Это легитимная (признанная государством и обществом) форма политического поведения, смысл которого заключается в участии в выборах, референдумах, выражении своего мнения в вопросе назначения кандидатов на государственные посты. Выбор этот всегда основан на сознании человека, его взглядах. Но в некоторых странах существует проблема неучастия граждан в выборах. Причинами этого могут быть низкий уровень политической культуры людей, отсутствие веры в честность процедуры выборов и др.

Общество и государство не могут оставлять без внимания политическое поведение людей, так как от этого во многом зависит стабильность и развитие политической системы, от которых зависит безопасность людей. В частности, нормы государственного регулирования запрещают такие виды воздействия на политику, как террор, вооруженные столкновения.

Другим проявлением государственного регулирования политического поведения является стремление к организации (объединение в официальные группы – партии, чтобы люди могли легально высказывать свое мнение), распространение демократических идей, политического образования, особое внимание к качествам политических лидеров

Что мы узнали?

Политическое поведение – это совокупность поступков человека в сфере политики. Участниками политической жизни являются все граждане демократических государств, партии и государственные органы. Все они в той или иной мере влияют на политическое развитие страны. Поведение может иметь индивидуальный или массовый, организованный или стихийный характер. Государство стремится регулировать политическое поведение людей, чтобы не допустить проявления агрессивных, экстремистских действий, обеспечить стабильное развитие.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

2. Институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения и т. д.

3. Иногда выделяют и третий, функциональный уровень, включающий социальные институты, выполняющие преимущественно неполитические задачи, но оказывающие весьма заметное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, ассоциации и т. д.

Первичным субъектом политики является личность (индивид).

Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий. Проблема личности в политической науке имеет, по меньшей мере, три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и пр.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т. д

При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: профессиональной, социально-этнической, классовой, правящей элиты, масс и т. д., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободной воли, не только общечеловеческими, но и уникальными чертами, т. е. как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т. д.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства.

Вывод: Именно в этом своем аспекте обычно взаимодействует человек с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и в то же время — объектом, т. е. предметом воздействия политики.

↑ Структура политики

Структура политики — это совокупность организационных форм, институтов, систем правления и организационных норм, придающих стабильность политике и позволяющей регулировать отношения в обществе. Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.

Структуру политики составляют: участники (субъекты) политической деятельности и общественные явления, связанные с политическим процессом, а именно – политические отношения, политическая власть, политические организации, политическое сознание и политическая культура.

Субъекты политики — непосредственные участники политической деятельности (индивиды, социальные группы, слои, массы, организации).

Субъекты политики вступают в политические отношения

Политические отношения – это отношения между различными классами и иными социальными слоями с целью осуществления политической (прежде всего государственной) власти. По своей сущности политические отношения представляют собой политическую борьбу, т.е. соперничество между различными общественными силами, цель которых – завоевать политическую власть. Политическая борьба может носить гармоничный характер, когда борьба за власть (соперничество) осуществляется в правовых рамках и если конституция предусматривает равные возможности всем общественным силам участвовать в политике и в политических отношениях. Однако политическая борьба может выливаться в политический конфликт.

Далее в результате осознания субъектами политики своих политических интересов формируется политическое сознание.Политическое сознание — совокупность взглядов, идей, убеждений, отражающих коренные интересы различных социальных групп, возникающие в связи с осуществлением политической власти, участием в политической жизни общества. В политическом сознании получает отражение отношение различных социальных слоев к общественному строю, к системе власти, к государству и политическому режиму, партиям и общественным движениям.

Характер взаимодействия участников политической жизни зависит от уровня политической культуры.

Политическая культура — это воплощенное в жизнь политическое сознание, что выражается в характере и способах духовно-практической деятельности, направленной на закрепление, воспроизводство и развитие политических и социальных интересов.

Выражать интересы личности, группы и общества призвана совокупность государственных и негосударственных институтов или политическая организация.

Также одним из элементов политики является политическая власть.

Политическая власть – способность политических сил оказывать влияние на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.

Объекты политики – непрерывно меняющиеся общественные проблемы, решение которых требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, принятия соответствующих управленческих решений.

Факторы влияния политической деятельности на личность

Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут  развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек — это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни — это способ возвышения человеческого в человеке.

Первичный субъект политики

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полно­стью применимо и к политике. Именно личность, ее ин­тересы, ценностные ориентации и цели выступают «ме­рой политики», движущим началом политической актив­ности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три глав­ных аспекта:

1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особен­ности человека, его специфические привычки, ценност­ные ориентации, стиль поведения и т.п

При анализе лич­ности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;. 2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парла­ментария, министра

Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отра­зить автономию и активность индивида как специфиче­ского субъекта политики;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парла­ментария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отра­зить автономию и активность индивида как специфиче­ского субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, ак­тивный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только обще­человеческими, но и уникальными в своем роде черта­ми, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, националь­ным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обя­занности и выступает субъектом и объектом, предме­том воздействия политики.

6. Список литературы

//URL: https://psychoexpert.ru/referat/politologiya-vlast-i-lichnost/

Основная литература

//URL: https://psychoexpert.ru/referat/politologiya-vlast-i-lichnost/

1. Лобанов К.Н. Политология. Курс лекций.- Белгород, 2000, лекция 10.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.- М.,1998, гл.8-9.

Дополнительная литература

//URL: https://psychoexpert.ru/referat/politologiya-vlast-i-lichnost/

1.1 Башкирова Е.И.. лейдинен Н.В. Каким видят россияне Президента// Социс. 2003. №5.

1.2. Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Соц. — полит. Науки. 2002. № 4-5.

1.3. Кретов Б.И. Современные западные концепции лидерства// Соц-гумм. Знания. 2000. №4.

1.4. Лазебникова А.Г., Кинкулькин А.Т. Социальная деятельность человека и развитие общества // Соц. — полит. Журнал. 1996. № 1.

1.5. Шестопал Е.Б. Личность и политика. — М., 1988.

1.6. Локк Дж. Собрание сочинений. В 3-х томах. — М.: Политиздат, 1989. -Т.З

1.7.Руссо Ж.-Ж. Собрание сочинений. — М.: Политиздат, 1958.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: