Искусство

«Строение» театра

Алексей ассоциирует театр с человеком. Опора человека – ноги, так же и у театра. Одна нога символизирует грусть, то есть трагедию, а другая – радость, то есть комедию. Это базис театра. По мнению Алексея, сейчас мало комедий в чистом виде, по-настоящему смешных: «Комедия – это не смешно, не грустно, а странно». Российский театр хмурый в 99% случаев. Исключение – спектакль «О-й. Поздняя любовь» Лаборатории Дмитрия Крымова. Среди нижегородских спектаклей Алексей выделяет «Укрощение строптивой» в театре «Комедiя».

Театр развивается, использует новые выразительные средства, появляются другие жанры. Благодаря голосу рождается опера, через слово возникает драма, а с помощью танца появляется балет.

Барокко

Исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций
беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема,
напряжения эмоций, взрывоопасности форм. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций,
«плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.

Мотивированные функции

К мотивированным функциям искусства относятся те, которые имеют определенную цель и направленность.  

Коммуникация

Коммуникация всегда является частью искусства. С помощью коммуникации искусство проникает в социум, распространяется в нем, передает информацию, смысл, создает ответную реакцию. Сущность коммуникации в искусстве — передача не только научных или интеллектуальных знаний, но и чувств, эмоций, настроения. С помощью коммуникации мы имеем возможность знать о произведениях искусства, созданных в разные времена, разными людьми и на разных территориях.

Развлечение

Одна из важных функций искусства — развлечение, так как искусство способно влиять на настроение и эмоциональное восприятие людей. Читая книги, просматривая фильмы, созерцая картины, слушая музыку, люди расслабляются, развлекаются, отдыхают, отвлекаются от дел и проблем. Поэтому создатели многих произведений искусства руководствуются именно такими целями, и они работают беспроигрышно.

Политические перемены

Именно провокация к политическим переменам стояла у истоков таких направлений в искусстве, как сюрреализм, дадаизм, авангардизм и др. Пропаганда иного вкуса, высмеивание существующих порядков порождала книги, картины, театральные постановки, музыкальные произведения иного направления. Приверженцы новых направлений в искусстве всегда готовы поменять политические взгляды, следовать новым веяниям и новому курсу, если им понравился материал, созданный автором с использованием творческого и интеллектуального подхода.     

Психотерапия

Нередко сеансы психотерапии проводятся специалистами с использованием произведений искусства. Именно восприятие пациентом того или иного произведения помогает диагностировать признаки отклонений и определять эмоционально состояние человека. Кроме того, существуют методики и авторские программы, которые используют произведения искусства в качестве методов лечения.

Арт-терапия, сказкотерапия — популярные виды психологических занятий, выступающих как средства для исправления душевных проблем и восстановления эмоционального баланса.

Социальный протест

Искусство нередко выступает проявлением протеста жителей против определенного режима, ситуации или конкретной личности (чиновника, к примеру). Стрит-арт, граффити появляются на заборах, уличных стенах, транспорте и несут в себе пропаганду за что-то или против чего-то (или кого-то). Бывает, что такие выражения волеизъявления народа больше похожи на вандализм, тем не менее, и такие проявления искусства внесены в общий список функции.

Пропаганда

Искусство с целью пропаганды развивается в тех случаях, когда кому-то и для чего-то необходимо добиться изменения предпочтений людей. Это может быть рекламная цель, направленная на привлечение клиентов и покупателей, политическая, с намерением вызвать негатив или позитив, эмоциональная — изменить настроение любым способом.

Нередко несколько функций искусства переплетаются между собой и действуют целенаправленно одновременно, влияя на настроение, политические предпочтения социума.

Жанр и принципы его классификации

Категория «жанр» обозначает модификации
структуры вида под влиянием внутренних причин, в то время как род вызывает
изменения под влиянием воздействия другого вида искусства. Жанр можно
определить как избирательность художественного творчества. Первое разделение
жанров происходит  в тематической или сюжетной плоскости. Например,
исторический жанр, фантастический жанр и т. д.  Из этого следует, что
художественное творчество зависит избираемой им области познания. А зависимость
эта выражается в том, что определенный предмет художественного познания
обуславливает в известной мере средства этого познания. Так исторический жанр
предполагает совмещение изображения реальных лиц и событий с изображением
вымышленных персонажей. Значит, деление на жанры зависит от конкретной
направленности художественного познания.

Так же разделение на жанры происходит по
количественным критериям. Объемное содержание в романе отличено от объема
рассказа. Значит «изменение объема осваиваемого жизненного материала влечет за
собой модификацию самой структуры его художественного воплощения».

 При еще более пристальном рассмотрении
жанрового спектра  можно увидеть движение от одного аксиологического полюса к
другому. На одной стороне находятся жанры, которые несут максимально
положительную степень оценки жизненных явлений: гимн, героическая поэма, ода и
т. д.  На другой стороне – жанры наиболее резкого отрицания, сатирические.
Между этими полюсами располагаются промежуточные серии жанров. Например, сатирический
жанр: фарс, комедия, шуточная пародия и т. д.

Еще одно направление деления жанров
определяется способом художественно-образного моделирования действительности и 
способами конструирования этих образных моделей. Принцип построения внешний и
внутренней формы искусства: 1. Единичное в образе преобладает над общим.
Например, это – автобиографичное повествование, этюд с натуры. 2. Относительное
равновесие общего и единичного. Форма слита с содержанием. Жанрами,
закрепляющими такой тип художественного моделирования, является большинство
повествовательных жанров литературы, жанры театра и киноискусства. 3.
Стремление сделать роль обобщающей идеи еще более высокой. Это приводит к тому,
что в рамках правдивых жизненных образов становится тесно. Такой жанр сказка.
4. Дальнейшее наращивание обобщенного содержания. Идея выходит за структуру
произведения. Это символический жанр. 5. Обобщающее идейное содержание.
Например, басня, притча.

Из выше сказанного видно, что жанровые
деления происходят по определенным закономерностям.  Выявленные четыре принципа
жанровых делений находятся в определенной взаимосвязи и взаимодействии.

Жанр – общая категория морфологии
искусства, его  многозначность и разно плановость глубоко закономерны, т. к.
порождены многогранностью структуры искусства.

Заключение

Системные отношения классов, семейств,
видов, родов, жанров искусства складывались и изменялись в ходе исторического
процесса развития художественной культуры. Было выяснено, что первый принцип
классификации искусств  онтологический,  т. е. разделение искусства на
временные искусства, пространственно-временные искусства и пространственные
искусства.  Следующим должен быть критерием классификации должен быть
семиотический принцип. Он делит искусства на изобразительные, неизобразительные
и смешенные, те которые используют художественные знаки тех и других искусств.
При использовании онтологического и семиотического принципа образуется 
разделение искусства на девять семейств.

Также было выяснено, что искусства бывают
монофункциональными и полифункциональными. Было дано определение вида искусства
как конкретного художественного способа освоения мира, в котором тот или иной
тип художественной знаковой системы реализуется и преломляется под
определенным  характером физических свойств используемого материала. По этому
принципу искусства делятся на виды. Было установлено, что род вызывает
изменения в виде искусства под влиянием воздействия другого вида искусства.
Жанр вызывает изменения под влиянием внутренних причин. Таким образом, в
процессе изучения морфологии искусств были выявлены  общие закономерности
строения мира искусств и принципы классификации.

Список литературы:

Каган М. Морфология искусства – М., 1972.

Лосев А.Ф. История античной эстетики – М.,
1963.

Античные мыслители об искусстве – М., 1937.

Готика

Художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным
художественным стилем. Он охватил все виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство.Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь
стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы. Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца
прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.

Постимпрессионизм

Условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX – 1-ой четв. XX в

Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности
и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов – П

Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др. Художники этого направления, уходя от академического изображения реальности (реализма в живописи), так же отказываются от поиска выражения сиюминутных
впечатлений (творчества импрессионистов). Они уже стремятся изображать самые основные, «главные » элементы окружающего мира. Постоянно конкурируя за способы выражения с меняющимся импрессионизмом (существующем параллельно), художники-постимпрессионисты
прибегают даже к декоративной стилизации. В отличие от породившего их импрессионизма, они не ограничиваются поиском способов взгляда на реальность, а идут дальше — выражая увиденное не тождественным реальности взглядом, постепенно отказываясь
от реализма. После множества экспериментов и формируются направления сложившиеся в постимпрессионизм, а сами направления со временем породят разнообразие стилей модерна (Модернизм).

Род в искусстве и принципы его классификации

Каган пишет: « Как показал наш
историографический обзор, категории рода в эстетике до сих пор не существует. В
разных искусствах эти родовые вариации обозначаются разными терминами –
потому-то теоретики и не усматривали между ними никакой внутренней связи,
однако исследование показывает, что эти разные системы обозначений проистекают
все же из единого принципа членения, и поэтому мы имеем тут дело с определенным
морфологическим уровнем дифференциации «прорезающим» весь мир искусств».

В
процессе становления и развития видов искусств взаимодействовали две силы: сила
взаимного притяжения и сила взаимного отталкивания. В этом процессе искусства
синтезировались, и художественные элементы разных искусств входили во
взаимодействие. Проблема взаимодействия различных искусств повлияла также на
образование рода как модификации структуры.

Словесные,
музыкальные и танцевальные выразительные средства были в первобытном  искусстве
объединены. Словесное искусство, выделившееся из синкретизма была поэзия, т. к.
главное организующее начало в поэзии как и танце и музыке – ритм. Поэзия была
первым родом литературы. Связь с музыкой породило лирическую структуру этого
искусства. Эпический род выделился как форма реализации эпических установок
художественного освоения мира. Эпические произведения обращены к чтению
глазами, молчаливому и сосредоточенному воспроизведению описанного мира
воображением. Роман и повесть стали идеальной формой бытия эпической
литературы. Точно так же  драматический род литературы выделился, развивался и
обрел  свой драматический характер потому, что этого потребовала его
органическая связь с актерским творчеством. Взаимодействие между старыми и
новыми видами искусства приводил к появлению новых родов литературы. Например,
так сложился новый род литературы – киносценарий и радиокомпозиция.

В
других видах искусства деление на роды происходило по такому же принципу. В
музыке это – чистая музыка, песенная музыка, танцевальная музыка, оперная
музыка, опереточная музыка и другие. В танце – сюжетно-изобразительный,
классический и т. д. В актерском искусстве – драматический актер, мим, клоун,
конферансье и т.д. В пространственных искусствах – монументально-декоративный,
станковой, театрально-декорационный.

Каган
пишет: «Таков общий закон родообразования  в искусстве: род утверждает себя
своеобразием художественной структуры, обусловленным восприятием одним видом
искусства особенностей смежного вида».

↑ Понятие «искусство»

Теории происхождения искусства
Биологическая теория Происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.
Игровая теория Причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.
Магическая теория Искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.
Трудовая теория Искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусство — результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.

Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме — чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство — это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.

Художественный образ — это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ — это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произведением искусства.

Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.

Специфика искусства

  • образность и наглядность;
  • особые способы воспроизведения реальности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.);
  • субъективное отношение к миру;
  • эмоциональное воздействие на человека.

Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.

Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты называется эстетикой.

В обществе существуют разные взгляды на искусство.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.

Функции искусства

Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства.

Искусство выполняет следующие функции:

  • Познавательную. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире;
  • Мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления;
  • Воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом;
  • Эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей;
  • Гедонистическую. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;
  • Коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);
  • Прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения;
  • Медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние;
  • Компенсаторную. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.

Авангардизм

Название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи,
обрести свободу художественного выражения. Авангардизм Авангардизм (фр. avant-gardisme — впереди и стража) — это общее название художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм и средств
художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, другие, наоборот, ищут принципиально
новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания.

Примитивизм

Этим термином обозначают так называемое наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс конца XIX – начала XX века. Произведениям этих художников – Н. Пиросмани, А. Руссо,
В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов,
заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Примитивизм в живописи характеризуется упрощением образов: художники искажают окружающий мир, отчего картины больше похожи на обычные детские рисунки. Однако
изменения сделаны намеренно: сквозь иллюзию простоты и беспечности просматривается глубокий смысл произведения. Как и во всех остальных художественных стилях, в примитивизме важны детали – они несут основную смысловую нагрузку.

Примеры произведений искусства разных видов

Приведем конкретные примеры из общепринятых видов искусства.

Изобразительное искусство

Оно подразделяется на графику, живопись, скульптуру.

Графику считают предшественницей живописи и относят к этому виду такие примеры работ, как рисунки, литографии и гравюры. Суть графики — передача основных очертаний и линейных соотношений предметов и фигур.  

Пример

Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», Рембрандт «Три дерева», Микеланджело «Идеальная голова».

Живопись относят к плоскостным видам изобразительного искусства. Выделяют монументальную и станковую живопись. Примеры монументальной живописи — фреска и мозаика. Примеры станковой живописи — работы, созданные на мольберте.

Примерами жанров живописи выступают:

  • пейзаж;
  • портрет;
  • натюрморт;
  • анимализм;
  • иконопись;
  • бытовой и исторический жанры.

Пример

П.О. Ренуар «Портрет Клода», Диего Веласкес «Сдача Бреды».

Скульптура является частью пространственного изобразительного искусства, при котором пластические образы выступают отражением мира и видения художника. Скульптуру разделяют на несколько видов:

  1. Станковая скульптура — декоративные элементы внутренних убранств, которые необходимо рассматривать вблизи.
  2. Декоративная скульптура — фигурки, мелкая пластика, бытовые предметы утилитарного характера, придающие уют и особый шарм интерьеру.
  3. Монументальная скульптура — мемориалы и памятники, созданные в открытом пространстве и доступные широкой публике.

Пример

Микеланджело «Вакх», «Пьета».

Архитектура

Архитектура — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Любое архитектурное строение образуется через создание объемно-пространственной композиции с учетом природных условий (сейсмичность, ландшафт, климат) и назначения постройки. 

Пример

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Храм Василия Блаженного (Москва).

Декоративно-прикладное искусство

Оно нацелено на создание бытовых предметов, имеющих практическую, художественную и эстетическую ценность. Часто имеет принадлежность к национальности, этносу и территории. В основе ДПИ лежат ремесла и промыслы, распространенные в регионах и имеющие географическую привязку. Яркими примерами декоративно-прикладного искусства являются:

  • вышивка (Золотошвейная, Владимирская);
  • роспись по ткани (Павловопосадские платки, шарфы, шали);
  • вязание из шерсти (Оренбургские пуховые платки);
  • художественная керамика (Гжель, Скопино, Каргопольская и Дымковская игрушки);
  • кружевоплетение (Михайловское, Вологодское);
  • резьба по кости (Тобольская, Холмогорская);
  • резьба по дереву (Абрамцевская, Богородская);
  • роспись по дереву (Хохломская, Мезенская, Полховская, Городецкая);
  • обработка металла (Каслинская ковка, Ростовская финифть).

Литература

Выделяют несколько видов литературы:

  • художественную;
  • историческую;
  • справочную;
  • научную;
  • научно-популярную;
  • учебную;
  • публицистическую литературу.

Литературные произведения могут быть прозаическими и поэтическими.

Примеры жанров литературных произведений:

  • рассказ;
  • повесть;
  • статья;
  • новелла;
  • поэма;
  • эпос;
  • роман;
  • баллада;
  • сказка;
  • миф;
  • былина и др.

Пример

Достоевский «Преступление и наказание», Джордж Оруэлл «1984».

Музыка

Виды музыки:

  • инструментальная;
  • вокальная;
  • вокально-инструментальная.

Самые популярные примеры музыкальных направлений:

  • симфоническая;
  • камерная;
  • театральная;
  • эстрадная;
  • народная.

Пример

Глинка опера «Жизнь за царя».

Театральное искусство

Представляет собой разыгрываемое коллективом или отдельными актерами драматическое действо.

Примеры жанров:

  • комедия;
  • драма;
  • трагедия;
  • мюзикл;
  • опера;
  • балет.

Пример

Мюзикл «Моя прекрасная леди».

Искусство фотографии

Оно объединяет технологический прогресс и творческое начало. 

Примеры жанров:

  • портрет;
  • панорама;
  • природный вид;
  • исторические зарисовки;
  • городские виды;
  • животные;
  • натюрморты. 

Пример

Работы знаменитых фотографов: Эрика Юханссона, Билла Гекаса.

Кинематограф

Жанры кино:

  • документальное;
  • историческое;
  • комедийное;
  • драматическое;
  • фантастическое;
  • триллер;
  • экшн;
  • короткометражное;
  • мультипликационное и др.  

Импрессионизм

Направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина
К.Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионисты не стремились к затрагиванию острых социальных проблем, философии или эпатажу в творчестве, сосредотачиваясь только на различных способах выражения впечатления окружающей повседневности.
Стремясь «увидеть мгновение » и отразить настроение.Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего

Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное
представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни

(Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне,
А. Сислей и др.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: