Стихотворная форма это в литературе определение кратко

Задание 13. слитное, дефисное, раздельное написание слов

Виды строф

Среди строф выделяют:

  • двустишие,
  • трехстишие (Терцет),
  • четверостишие (Катрен),
  • пятистишие,
  • шестистишие (Секстина),
  • семистишие (Септет),
  • восьмистишие (Октава),
  • девятистишие,
  • десятистишие,
  • онегинская строфа, (сонет).

В скобках указаны твердые формы. Твердая форма (каноническая) — совокупность устойчивых характеристик, объединяющих стихотворение/текст.

Строфа, состоящая из двух строк.

Ночь дана, чтоб думать и курить и сквозь дым с тобою говорить.

В. Набоков

Трехстишие

Строфа, состоящая из трех строк. Твердая форма — терцет. Способ рифмовки терцета: ААА

Тончайший звук, откуда ты со мной?Ты создан птицей? Женщиной? Струной?Быть может, солнцем? Или тишиной?

К.Бальмонт

Четверостишие

Строфа, состоящая из четырех строк. Твердая форма — катрен. Способ рифмовки катрена: ААББ, АБАБ, АББА.

Способ рифмовки четверостишия может быть различным.

А наши судьбы, помыслы и слава,мечты, надежды, радость и беда —сейчас еще расплавленная лава,текущая в грядущие года.

М.Алигер

Пятистишие

Строфа, состоящая из пяти строк.

Земля, я неземной, но я с тобою скованНа много долгих дней, на бездну быстрых лет.Зеленый твой простор мечтою облюбован,Земною красотой я сладко заколдован,Ты мне позволила, чтоб жил я как поэт.

К.Бальмонт

Шестистишие

Строфа, состоящая из шести строк. Из классических форм известна секстина. Способ рифмовки секстины: АВАВАВ

Способ рифмовки шестистишия может быть различным.

Хочу я жизнь понять всерьез:наклон колосьев и берез,хочу почувствовать их вес,и что их тянет в синь небес,чтобы строка была верна,как возрождение зерна.

Н.Асеев

Семистишие

Строфа, состоящая из семи строк. Твердая форма — септет. Имеет две или три рифмы.

О, горе мне! Они тебя сожгли…О, встреча, что разлуки тяжелее!..Здесь был фонтан, высокие аллеи,Громада парка древнего вдали,Заря была себя самой алее,В апреле запах прели и земли,И первый поцелуй…

А. Ахматова

Восьмистишие

Строфа, состоящая из восьми строк. Наиболее распространенная форма восьмистишия – октава . Способ рифмовки октавы: АБАБАБВВ

Способ рифмовки восьмистишия может быть различным.

Славься, великая,многоязыкая,братских советскихнародов семья.Стой, окруженная,вооруженнаядревней твердынейседого Кремля!

Н.Асеев

Девятистишие

Строфа, состоящая их девяти строк.

Способ рифмовки: может быть различным.

Дайте мне дворец высокой И кругом зеленый сад, Чтоб в тени его широкой Зрел янтарный виноград; Чтоб фонтан не умолкая В зале мраморном журчал И меня б в мечтаньях рая, Хладной пылью орошая, Усыплял и пробуждал…

М. Лермонтов

Десятистишие

Строфа, состоящая из десяти строк. Распространена твердая форма десятистишия — одическая строфа, которой написаны оды. Способ рифмовки од: АБАБ ВВ ГДДГ

Способ рифмовки неторжественных десятистиший может быть различным.

И вы, далекие потомки,
когда оглянетесь назад,
поймете ль, жмурясь от сполоха,
пронзающего толщу тьмы,
что это светит та эпоха,
которую творили мы.
Что это бьет источник света
из сердца каждого из нас,
откуда первая ракета
взлетела в космос в первый раз.

М.Алигер

Онегинская строфа

Онегинской строфой написан роман в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин».

Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь,Так воспитаньем, слава богу,У нас немудрено блеснуть.Онегин был по мненью многих(Судей решительных и строгих)Ученый малый, но педант:Имел он счастливый талантБез принужденья в разговореКоснуться до всего слегка,С ученым видом знатокаХранить молчанье в важном спореИ возбуждать улыбку дамОгнем нежданных эпиграмм

Сонет

Сонет – стихотворение твердой формы, в котором строфа состоит из 14 строк.

Суровый Дант не презирал сонета;В нем жар любви Петрарка изливал;Игру его любил творец Макбета;Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:Вордсворт его орудием избрал,Когда вдали от суетного светаПрироды он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленнойПевец Литвы в размер его стесненныйСвои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,Как для него уж Дельвиг забывалГекзаметра священные напевы.

А.Пушкин

Жанры

Если стили – абстрактное понятие, то жанры более приземлены. А значит, они логично делят весь стихотворный мир и их много. Буквально пару слов про самые популярные.

Ода

Что-то торжественное, возвышенное и прославляющее. «О вы, которых ожидает…». Больше пафоса богу пафоса. Добавьте восхваление событию, строгую структуру и простые формулировки – и Вы получите жанр гимн.

Баллада

Этому жанру чуть меньше лет, чем поэзии в принципе. Здесь есть сюжет, который рассказывает о реальном или выдуманном герое и его приключениях. Например, про Робин Гуда.

Песня

Наверное, самый популярный жанр во всей истории. По сути, почти любое стихотворение можно спеть, но все же песни отличаются простым ритмом, музыкальностью и подбором слов, легким для исполнения. А так, песней можно назвать любой стих, пропетый под музыку. Песней о любви будет уже романс.

Сонет

Сонетом называется любой стих, написанный в форме «два четверостишие и 2 трехстишия». Здесь есть правила рифмования и ритма. А если в стихе 15 строк, то это уже рондо, при чем тут повторяются 1, 9 и 15-я строки.

Басня

Тут есть образность, иносказание, комизм, обязательно мораль, а еще басня – достаточно короткое произведение. Это самые яркие и узнаваемые жанры, по факту их, естественно, больше.

Занятие 33. Виды стиха

Высоко стоит Солнце на небе, Горячо печёт Землю-матушку. А. Кольцов

Наступило красно утро В середине где-то марта, А по тропочке средь леса Добрый молодец идет. Он ходил в далеки страны, Повидал немало дива.

Нет, не завидую я, скорей удивляюсь; такая Смута повсюду в полях. Вот и сам увожу я в печали Коз моих вдаль, и одна еле-еле бредёт уже, Титир.

. Оказалось, что большой пёстрый кот С трудом лепится на краю крыши, Подстерегая целующихся голубей. Я рассердился больше всего на то, Что целовались не мы, а голуби, И что прошли времена Паоло и Франчески. А. Блок

Я думаю о том что возможно существует язык в котором эта цепочка следов и есть вторая половина моей истории.

Две бочки ехали: одна с вином, Другая Пустая. Вот первая себе без шуму и шажком Плетётся. Другая вскачь несётся.

У М. Ю. Лермонтова есть прекрасные строки:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею. «

Куда уйти от пламенных страстей, Что причиняет боль душе твоей? Когда б узнал, что этих мук источник У той в руках, что всех тебе милей. Омар Хайям.

Разновидности монорима: газель, фард и др. Пример фарда: Тогда лишь слово в ход пустить твой долг, Когда уверен ты, что будет толк. Саади

Пример старинного европейского монорима:

Холодеет жар камина, Смолкли звуки пианино, Отзвучала каватина. Где ж иных небес картина, Белый лебедь Лоэнгрина?

Азь словом сим молюся Богу Боже всея твари и зиждителю Видимыимъ и невидимыимъ! Господа духа посъли живущаго Да въдъхнёть в сердце ми слово Еже будеть на успехъ вьсемъ.

Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной.

Однако такой стих в литературе явление не очень распространенное. Кроме вышеперечисленных видов стиха, часто применяемых в русской литературе существуют так называемые экспериментальные (или экзотические) стихи, построенные на нетрадиционном построении строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам относятся: акростихи, панторим, реверс, бесконечный стих, буриме, шарада и др.

Храня покой Отчизны милой Родных селений, тучных нив, У рубежей страны любимой Щитом надёжным мы стоим. Ей нашу молодость и силу Всегда готовы мы отдать.

(Стихотворный памфлет, написанный в 70-ых годах прошлого века) или:

Лазурный день Угас, угас. Ночная тень Ах! Скрыла нас.

Бонус: пирожок и порошок

Первооткрыватели литературных форм существуют и сегодня. Так, в 2003 году умельцы из интернета придумали ещё одну и смеха ради назвали её «пирожок».

Пирожок — это остроумное четверостишие, написанное четырёхстопным ямбом без рифм. Ещё авторы таких произведений привыкли обходиться без знаков препинания и без заглавных букв, а вместо имени и фамилии использовать забавный псевдоним:

  • немало странных доказательств
  • привёл под пыткой галилей
  • а прижилось лишь про медведей
  • что трутся спинами об ось
  • Тибетский Повар

(Под псевдонимом «Тибетский Повар» скрывается литературовед и переводчик Г. Велигорский.)

Что самое забавное, вслед за пирожком появилась другая форма, ещё более краткая и забавная: порошок. Порошок — это рифмованное четверостишие, первые три строчки которого написаны всё тем же четырёхстопным ямбом, а последняя — одностопным. Немало лет назад, прочитав «Илиаду», ваш покорный слуга написал порошок от лица Ахиллеса:

  • я в книжке умер так красиво
  • в слезах кровавых и в поту
  • а в жизни муха укусила
  • в пяту

Какая литературная форма показалась вам наиболее интересной — и не захотелось ли вам тоже что-нибудь «натворить»?

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно. 

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение. 

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В

Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм. 

<<Форма демодоступа>>

Сравните: 

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Стили или направления

Стилем называется идея этого стихотворения и способы передачи этой идеи. Название стиля строго привязано ко времени его возникновения. Тут все схоже с архитектурой, ведь здание – стихотворение в камне, не думаете?

Классицизм

Как и классические здания: прямолинейно, строго, монументально. Стихотворение в целом имеет структуру, где каждая строка – кирпичик, без которого вся конструкция развалится.

Классицизм обязательно опирается на античность, так что в Европе он появился в 16 веке, а в России чуть позже – в 18. Античность определила и жанры: ода, басня, комедия и сатира. Другие тоже были, но эти наиболее показательны. Самые яркие примеры: творчество Фонвизина и Ломоносова.

Реализм

Вечно писать о высоком – наскучит даже Ломоносову, так что реализм просто не мог не возникнуть. В Европе расцвет реализма – 18 век, у нас – 20, на фоне неурядиц со сменой власти…

Реализм показывает реальную жизнь, но гипертрофировано, преувеличивая нужную идею. Здесь на передний план выводятся люди и их взаимоотношения с другими людьми, природой и миров в целом.

Часто этот жанр раскрывает негативные стороны человека. А декорации – всего лишь способ передать читателю атмосферу. Яркими представителями будут Бальзак и Булгаков, а в стихах – Пушкин со своим Онегиным.

Сентиментализм

Пока одни упивались человеческими грехами, другие зашли в тему чувств. Тот же 18 век в Европе и всего на десятилетие позже в России. Задумывался, как возврат поэзии к реальной жизни, отход от возвышенных од и абстрактных басен.

Героем сентиментального произведения обычно выступает обычный человек, а задачей стиха будет показать его чувства, переживания. Здесь все эмоции часто гипертрофированы, отклик на любое событие яркий и запоминающийся. Узнаваемые примеры – Гёте, Карамзин и Жуковский.

Романтизм

Здесь мы совпали с Европой – 18 век, начало 19-го. Ода и басни в принципе достаточно образные произведения, а где включается фантазия – авторы хотят высказать и свое мнение. И пока часть вообще отходила от абстракции, другая активно продвигала свои мировоззрения в стихах.

Здесь же характерны образность, интерес к преданиям, легендам и мифам. Кстати, фантастика тоже относится к романтизму. Примером будет Лермонтов, все декабристы. В прозе – большинство авторов, которых мы читали в школе, вопреки программе: Купер, По, братья Гримм.

Натурализм

Все те же конец 18, начало 19 века. Натурализм – естественная эволюция реализма, неизбежное окончание этого жанра. Да и Дарвин со своей «Эволюцией видов» вернул людей с возвышенного на грешную землю.

Натурализм хочет показать, что мы — обычные люди, с приземленными потребностями и желаниями. Здесь люди работают не ради высшей цели, а чтобы заработать на еду. Самыми яркими авторами будут Ги де Мопассан, Золя. В России натурализм не приобрел бешенной популярности, особенно среди поэзии, традиционно абстрактной.

Импрессионизм

Конец 19 века, когда и появился одноименный стиль живописи. Здесь главная задача автора – передать значимость каждого мгновения, мимолетные впечатления и перейти к другому моменту за счет ассоциативной связи, а не логической. В России таким автором был Бальмонт и Фет.

Символизм

Еще одно наследие 19 века. Помните синие занавески, смысл которых всегда спрашивают учителя? Так вот, скрытый смысл всех занавесок, поклонов и других вещей есть только в символизме. Все остальное – выдумка учителей и заработок литературоведов.

Общая идея этого стиля – невозможно познать мир с помощью ума, только интуитивно. Авторы и учат нас познавать природу, вкладывая значение в каждый символ в своем произведении. Ведь видеть знаки – одно из полезных умений шамана, если вы понимаете мою отсылку. Авторы: Блок, Белый, Гиппиус.

Акмеизм

Яркий представитель – Ахматова. Возвращение к построению классики, но без этой образности и нравоучений. Просто строгое, логичное и упорядоченное стихотворение.

Существуют еще стили, все зависит от того, кто и по каким признакам классифицирует. Но мы и подзатянули, успели соскучиться?

Лиро-эпическая поэзия

Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.

Баллада

Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный  материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.

Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьби­на», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.

Дума

Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.

Поэма

Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.

Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:

Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:

А поэма Рудого «Паноптикум» – сатирическая баллада с элементами ужаса:

Исповедь

Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.

В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.

Если бы я мог сказать вам , У.Х. Оден

Время ничего не скажет, но я сказал вам об этом.

Время знает только цену, которую мы должны заплатить;

Если бы я мог вам сказать, я бы дал вам знать.

Если мы будем плакать, когда клоуны устраивают свое шоу,

Если мы будем спотыкаться, когда играют музыканты,

Время ничего не скажет, но Я сказал вам об этом.

Впрочем, судьбы не назовешь.

Потому что я люблю тебя больше, чем могу сказать.

Если бы я мог сказать тебе, я бы дал тебе знать.

Когда дуют ветры, они должны откуда-то приходить,

Должны быть причины, по которым листья гниют;

Время ничего не скажет, но я вам так сказал.

Возможно, розы действительно хотят вырасти,

Видение всерьез намерено остаться;

Если бы я мог вам сказать, я бы дал вам знать.

Предположим, что все львы встают и уходят,

И все ручьи и воины разбегаются;

Время ничего не скажет, но я тебе так сказал?

Если бы я мог вам сказать, я бы дал вам знать.

Приглашение к стихотворению Вилланель

Какая ваша самая большая навязчивая идея, пристрастие или любовь? Подумайте о двух строках, чтобы определить эту навязчивую идею, они составят ваш припев. Оттуда вы можете заполнить остальные строки.

Это 15 коротких форм, которые уже изобретены. Есть еще кое-что. Некоторые из них были созданы много веков назад. Как насчет этого? Создайте свою короткую поэтическую форму, затем назовите ее и поделитесь со мной ниже. Также поделитесь другими интересными типами коротких стихов, которые не включены в этот список.

2019 Centfie

Виды стихов, классификация по количеству стихов

Из двух стихов

Двухквартирный:

Состоит из двух стихов (независимо от того, относятся ли они к основному искусству или второстепенному искусству или типу рифмы).

Из трех стихов

Он состоит из трех стихов большого искусства и согласной рифмы.

Подобно третьему, но с рифмой ассонанса.

Из четырех стихов

Сервентезио:

Он состоит из четырех стихов основного искусства (обычно девятого слога) с согласными и альтернативными рифмами (схема ABAB).

Речь идет о четырех александрийских стихах с согласной рифмой.

Из пяти стихов

Квинтет:

Он состоит из пяти стихов большого искусства с созвучной рифмой во всех., где не более двух стихов подряд с похожей рифмой.

Лира:

Он состоит из двух стихов, состоящих из двух частей, плюс три стиха, состоящих из семи слов, с согласной рифмой.

Состоит из стихов малого искусства и согласной рифмы.

Из восьми стихов

Он состоит из восьми стихов малого искусства в рифмовой схеме с изменяющейся согласной.

Десяти стихов

Десятое:

Это сочинение малых художественных стихов с созвучной или ассонансной рифмой., по вкусу автора. Расположение рифм варьируется.

Мигель де Сервантес.

Теперь, Самая известная схема — abba.accddc (с периодом в четвертой строке) и соответствует XNUMX-й шпинели.. Эту композицию популяризировал Висенте Эспинель, отсюда и название. Со своей стороны Мигель де Сервантес и Феликс Лопе де Вега, восхищавшийся звучанием и выражением строф, достигнутых с помощью шпинели, также послужил распространителем этой поэтической формы.

Тест 3

    • Работая я ним БОК(О)БОК, я знал, что писать он может (БЕЗ)УСТАЛИ.
    • Мы успели (ВО)ВРЕМЯ прибежать домой: ЕЩЁ(БЫ) чуть-чуть, и мы вымокли до нитки.
    • Пушкин ответил на письмо ПО(ЗЖЕ), уже из Михайловского, где оказался (В)СЛЕДСТВИЕ печальных обстоятельств его ссылки.
    • (НА)ГОРИЗОНТЕ показались скалы, (НА)ВСТРЕЧУ которым шёл наш катер.
    • (ПО)ВИДИМОМУ, Константин Петрович опаздывал (НА)ВСТРЕЧУ: весь вид его свидетельствовал о том, что он страшно занят.

Правильные ответы:

  1. Пушкин ответил на письмо ПО(ЗЖЕ), уже из Михайловского, где оказался (В)СЛЕДСТВИЕ печальных обстоятельств его ссылки.

Примеры стихотворных форм:

  • Сонет: Сонет – это 14-стишийная поэтическая форма, которая была популярной в Италии в 13 веке и позднее была использована в английской литературе. Каждый сонет состоит из 14 строк и имеет строго определенную структуру.
  • Хайку: Хайку – это классическая японская поэтическая форма, которая состоит из трех строк. Первая строка содержит 5 слогов, вторая 7 слогов, и третья опять 5 слогов. Хайку обычно описывает природу и отражает моментальные впечатления.
  • Стихотворение вольного стиха: Вольный стих не имеет жесткой формальной структуры, например, определенного числа стихов или определенного размера. Вольные стихотворения часто используются для выражения эмоций и личного опыта.
  • Стихотворение в форме сонета: Стихотворение в форме сонета может иметь как традиционную структуру сонета (14 строк, определенные рифмы) , так и использовать элементы сонета в более свободной форме.

Классические стихотворные формы

  • Сонет – это четырнадцатистрочная структура, которая состоит из двух кватрей и двух терцетов. Каждая строфа имеет свою схему рифмовки, например, абба абба сдс сдс.
  • Ода – это сложная структура, представляющая собой высокую форму поэзии. Ода имеет множество разновидностей, но, как правило, она состоит из трех или нескольких стансов, каждый из которых состоит из нескольких строф.
  • Стихотворная эпопея – это длинное стихотворное сочинение, которое рассказывает о героических подвигах и приключениях главного героя. Примером стихотворной эпопеи является «Песнь о Роланде».
  • Баллада – это короткая поэтическая форма, которая рассказывает о каком-то драматическом или романтическом событии. Основные черты баллады – использование повторов и определенные рифмы.

Каждая из этих стихотворных форм имеет свою уникальную структуру и стилистику, что позволяет поэту передавать свои мысли и чувства в определенной форме и ритме.

Образец задания 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным. Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.

ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Из истории стихотворного жанра

Страницы истории литературы знакомят нас с различными жанрами стихотворения: от эпических поэм и гимнов до лирических стихов и сонетов. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и исторические корни.

Самое древнее стихотворение можно отнести к эпосу — давнейшему жанру, изначально предназначенному для пересказа мифов и легенд. Далее в истории появился лирический жанр, в рамках которого поэты выражали свои эмоции, переживания и мысли. В России кроме того известны такие традиционные жанры как поэма, баллада и романс, имеющие свои характерные черты и функции.

В конце XIX и начале XX века прозаические жанры начинают утрачивать ведущее положение в литературе, и на их место приходит поэзия. Происходит расцвет модернистского направления, при котором поэты экспериментировали с формой, используя повторения, параллелизмы и другие приемы. Современный поэтический жанр, особенно в сфере электронной литературы, более свободен, последние годы часто используется рэп и хип-хоп так же.

В наше время стихотворный жанр во многом остался классической формой литературы, но его актуальность и значимость всё так же привлекает к себе внимание авторов и читателей

Отрывок из поэмы Джона Эшбери « Пантум »

(Примечание: здесь процитированы первые две строфы и последние две, в стихотворении 8 четверостиший)

Глаза сияют без тайны,

Следы, жаждущие прошлого,

Сквозь туманный снег многих глиняных трубок,

А что нас ждет?

Следы рвутся в прошлое

Обычное тупое одеяло.

А что

ждет самых дорогих королю?

……

Почему суд, попавший в ловушку серебряной бури, умирает. У

нас есть грубые претензии на безопасность.

И это скоро исчезло.

Ибо у них должно быть движение.

Какая-то грубая претензия на безопасность у нас есть

Глаза, сияющие без тайны,

Ибо они должны двигаться

Сквозь туманный снег множества глиняных труб.

Подсказка стихотворения Пантума

Вам нужна первая строка, вторая строка и последняя строка, и у вас уже есть несколько строф, поэтому подумайте о чем-то, о чем вы часто думаете в последнее время, и напишите три предложения, чтобы определить или проанализировать это. рифмы и другие строки последуют, когда вы поймете главную тему стихотворения.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста: 

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт. 

как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня» 

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Ваня — хорей:‍«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня 

Иван — ямб:‍«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван

Ванечка — дактиль:‍«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка

Ванюша — амфибрахий:‍«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша

Иоанн — анапест:‍«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный. 

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,‍—U—UU—UU—UU— 

До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.‍UU—UU—UU—UU—

Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—

Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|‍—U—|UU—|UU—|UU—|

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Особенности поэтической формы

1. Ритм и рифма:

Одним из главных элементов поэтической формы является ритм, то есть определенная последовательность ударных и безударных слогов. Ритм создает особую музыкальность и регулярность стихотворных строк.

Кроме того, в поэтических текстах часто присутствует рифма – совпадение звуков в конце строк. Рифма также придает поэтическому тексту определенную гармонию и завершенность.

2. Структура и размеры:

В поэтической форме имеет значение не только содержание, но и его организация. Поэтические тексты часто строятся по определенной структуре – чередованию строф, количество строк в строфах и т.п.

Также в поэзии используются различные размеры – количество слогов в строке или строфе, которые могут быть одинаковыми или разными в разных частях стихотворения.

3. Фигуры речи и образность:

Поэтическая форма часто использует различные фигуры речи – метафоры, сравнения, эпитеты и т.д. Они придают тексту дополнительное выразительное значение и создают богатство образности.

В поэтическом тексте образность играет важную роль – она помогает передать эмоциональную окраску и визуальные образы, делая текст более живым и запоминающимся.

4. Использование стихотворных приемов:

В поэтической форме активно используются различные стихотворные приемы – анапесты, дактили, хореи, такты и т.д. Они помогают создать особую музыкальность и ритмичность текста.

Структура и размеры стихотворения могут быть связаны с использованием этих приемов и их комбинаций.

5. Эксперименты и свобода:

В поэзии нет жестких правил, поэтому поэты имеют большую свободу в использовании поэтической формы. Они могут экспериментировать с размерами, ритмами, рифмами и создавать новые формы и структуры.

Это помогает поэтам выразить свою индивидуальность и оригинальность, а также вносит разнообразие и новизну в мир поэзии.

В целом, поэтическая форма является одним из основных элементов поэзии и позволяет поэтам передавать свои мысли и чувства с помощью музыкальности, образов и фигур речи. Она делает поэзию особенной и отличает ее от прозы.

В чём же разница между стихом и стихотворением?

Стих в терминологическом значении – ритмически упорядоченный фрагмент поэтической речи, составляющий одну строку стихотворного текста с регулярно чередующимися ударными и безударными слогами, от количества которых зависит стихотворный размер.

Стихотворение – небольшое поэтическое произведение, написанное стихами, структурно объединяющее ритмически организованные строфы с фиксированным на определенных слогах ударением.

В строгом научном определении этих понятий отсутствует поэтическая многомерность и неоднозначность. Стих, с точки зрения литературоведов, – строка стихотворного текста, организованная по определенному ритмическому образцу.

Стихотворение состоит их строф, каждая из которых может включать от двух до четырнадцати строк, или стихов. В некоторых случаях деления на строфы может не быть.

Стихотворением принято называть любое лирическое произведение малых поэтических жанров: элегию, сонет, канцону, хокку.

Однако в общеупотребительной речи отличия в значениях стих и стихотворение практически отсутствуют. Эти слова используются как близкие синонимы, не имеющие выраженных смысловых и стилистических ограничений в речевом использовании.

Равноправными считаются формулировки:

  • сборник стихов и сборник стихотворений;
  • стихи Мандельштама и стихотворения Мандельштама;
  • выучить стих и выучить стихотворение.

Разумеется, что в таких вариантах словоупотребления значение слова стих как стихотворная строка вытесняется значением стихотворное произведение.

В более узком значении принято употреблять слово стих для обозначения способа стихосложения: белый стих, античный стих, пушкинский стих.

Стих как литературоведческий термин обозначает стихотворную строку с упорядоченным делением на стопы и фиксированным ударением в каждой стопе. Стихотворением считается небольшое, чаще всего лирическое произведение, написанное стихами.

Стих, в отличие от стихотворения, может обозначать способ стихосложения: белый стих, акцентный стих. В общеупотребительном значении стих и стихотворение являются словами-синонимами.

  • Большая советская энциклопедия: / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3‑е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
  • Большая российская энциклопедия: / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Виды стихов по западной традиции

Лирическая поэма

Сочинения лирической поэзии были задуманы для чтения вместе с лирой (отсюда и название). В древние времена, эллины сочиняли стихи, отличающиеся ритмом и музыкальностью.. На протяжении веков эта гармония создавалась поэтами с помощью риторических фигур (например, аллитерации).

В лирических стихах выражается «глубокое я» поэта, а также чувства любви и дружбы. Обычно это короткие стихотворения (многие великие названия этого жанра — сонеты). Помимо Франческо де Петрарки (1304–1374), в 1808 веке родились самые известные деятели лирической поэзии: Хосе де Эспронседа (1842–1836) и Густаво Адольфо Беккер (1870–XNUMX).

эпическая поэма

Это произведение больше предназначено для пения, чем для чтения. Как и большинство поэтических проявлений, эпическая поэзия зародилась в Древней Греции

Наиболее ярким его представителем был ГомерХотя нельзя обойти вниманием такие имена, как Гесиод или римский композитор Вергилий

Характеристики эпической поэмы

  • История разворачивается в далеком периоде; дата указывается редко.
  • Это длинные тексты, разделенные на главы, называемые песнями.
  • Темы религиозного характера (Теогония) или идеологический (Энеида).
  • Обычно он сочетает фантастические отрывки с реальными элементами.
  • Его цель — возвеличить битвы (песни победы и отваги) или исторические подвиги.

Основные виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

  • гражданским («Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова);
  • философским («Гамлет» Б.Л.Пастернака);
  • пейзажным («Шёпот, лёгкое дыханье…» А.А.Фета);
  • городским («Балаганы», «Городу» В.Я.Брюсова);
  • любовным («Мне нравится, что вы больны не мной…» М.И.Цветаевой).

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

  • белыми («Она пришла с мороза…» А.Блока);
  • пример стихотворения без рифмы
  • рифмованными («Зимний вечер» А.Пушкина).

По адресации также выделяют:

  • стихи для детей;
  • стихи-поздравления;
  • стихи, написанные по случаю (датские).

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: