Звездопад – краткое содержание повести Астафьева
«Звездопад» – это роман о большой романтической любви девятнадцатилетнего юноши Михаила Ерофеева к медсестре Лидии. Действие происходит в госпитале Краснодарского края в конце Великой Отечественной войны. Михаил попал туда после тяжелого боевого ранения.
После операции Михаил тяжело приходил в себя, но когда открыл глаза, то встретился взглядом с Лидой. Это была красивая девушка, медсестра военного госпиталя. Она разговаривала с ним, чтобы Михаил был в сознании. Он рассказал ей о себе, о своей детдомовской жизни. Учился он на составителя поездов, родом из Сибири. Лидия рассказала о том, что она из Краснодарского края и учится в университете на врача. Так произошло их первое знакомство. Лида сразу же очаровала Михаила.
Потом она в палату больше не заходила, потому что в госпитале было много раненых и ей было некогда. Михаил не слушался своего врача и, нарушая постельный режим, выходил в коридор, чтобы встретить там девушку Лиду.
У Михаила были хорошие вокальные данные, он часто пел для раненых солдат госпиталя. Тем самым он хотел покорить сердце прекрасной девушки, в которую влюбился. Он оказывал ей знаки внимания, иногда пытался случайно приобнять. Через некоторое время Лидия понимает, что влюбилась в Михаила. Ни у него, ни у нее, еще никогда в жизни не было влюбленности. Это была их первая любовь.
Когда Ерофеева перевели из палаты для тяжелобольных, ему можно было выходить на улицу. Михаил и Лидия стали ходить на прогулки, влюбленные и довольные они часто гуляли под звездным небом. Но вместе с тем были и моменты утраты близких и знакомых – известия о гибели приходили с фронта. Госпиталь был переполнен больными, улицы и дома подвергались разрухе, народ живет в постоянной нужде. Но люди не отчаиваются и не падают духом, а солдаты ждут выздоровления, чтобы снова поскорее пойти сражаться с врагом.
Однажды Михаил решается пойти к матери своей любимой Лидочки. Он говорит ей о том, что очень любит Лиду. Мать, выслушав Михаила, говорит ему о том, что им еще рано создавать семью. Они оба еще молоды, у Лидочки и у него нет образования и специальности. Михаил не сказал девушке, о чем именно они беседовали с ее матерью. Но на сердце его было неспокойно. Лида полюбила его искренне, всем сердцем и не хотела с ним расставаться. Она хотела написать в его больничной карточке, что у него высокая температура, чтобы его подольше не выписывали. Но Ерофеев не позволил ей этого сделать. Он понимал, что из-за тяжелого ранения будет нести нестроевую службу. Михаил решил, что мать девушки была права.
Его отправляют на «пересылку», где каждый день приходят выбирать себе работников. Однажды туда пришла и Лида, но Михаил ее прогнал. В этот же день Михаил уехал на Украину, а Лида осталась в тылу. Больше они никогда не встретятся, даже после окончания войны. Счастье молодых людей не удалось. Но при всем при этом у них в жизни были прекрасные моменты, ради которых им следовало встретиться и хоть немного, но быть вместе.
Популярные сегодня пересказы
Действие романа разворачивается в III веке до нашей эры в Карфагене, в перерыве между Пуническими войнами. Правитель Карфагена Гамилькар Барка собирается подавить восстание войска.
Эта пьеса А.Н. Островского, как и большинство его произведений ― рассказ о жизни московского купечества. В центре история отношений молодой состоятельной вдовы Юлии Павловны Тугиной и разорившегося помещика Вадима Григорьевича Дульчина.
События произведения разворачиваются на территории Древнего Рима и повествуют о нелегкой жизни римлян, испытывающих голод в момент, когда аристократическая верхушка в лице патрициев занимается собственным обогащением.
Владимир Федорович Одоевский появился от брака князя и крепостной крестьянки в 1803 году. Впоследствии он стал писателем, музыковедом и философом творящим в эпоху романтизма.
Краткое содержание
Представительницы слабого пола принимали участие в военных действиях во все времена. Причём им зачастую приходилось осваивать тяжёлые мужские профессии:
- они вступали в партизанские отряды,
- летали на самолётах,
- водили машину,
- убивали людей.
В этом произведении собраны многочисленные истории, которые рассказали женщины, побывавшие на войне. Все они драматичны и ужасны. После полного прочтения произведения становится ясно, насколько разрушительна война. Каждая отдельная история — раздирающий крик души.
Представительницам прекрасного пола намного сложнее убивать, ведь это противоречит их природе. Они должны дарить жизнь, а не забирать её. Именно поэтому женщинам на войне было гораздо тяжелее, чем мужчинам, им постоянно приходилось сталкиваться:
- с грязью,
- с голодом,
- со страхом,
- с проливающейся кровью.
Одна радистка рассказала, как ей довелось убить собственного ребёнка, который плакал от голода и мог своим криком выдать отряд из тридцати человек. Девушке пришлось выбирать между жизнью младенца и партизан, и она утопила дитя.
Ещё одна история рассказывает о женщине, которая прошла войну до Берлина. Она возвратилась домой с орденами на руках, счастью не было предела. Однако спустя два дня родная мать попросила её уйти и больше не возвращаться. Дело в том, что кто-то пустил слух по селу, что девушка провела все эти годы в мужских объятиях. Мать не могла жить в одном доме с дочерью, имеющей подобную «репутацию».
Иногда приходилось оставлять раненых солдат из-за срочной эвакуации госпиталя. Умирающие солдаты просили не отдавать их живыми врагам. Сюда попадали и немцы, которым тоже приходилось делать перевязки. Всё это Светлане рассказали ветераны 65 армии генерала Батова во время встречи в гостинице «Москва».
Мотивы девушек
Светлана Алексиевич не ставила себе целью собрать истории о сражениях и подвигах. Её интересовали рассказы маленьких людей
Для неё было важно понять, что двигало девочками, которые отправились на фронт и там убивали немцев наравне с мужчинами. Большинство девчонок активно рвались на войну, кто-то окончил курсы медсестёр, кто-то стал связистом
Некоторые ушли воевать, ни слова не сказав своим родителям. Кому-то было 18, кому-то — 16…
Они забывали о любви, брили голову, меняли свою женскую одежду на мужскую. Это были настоящие патриотки, готовые защищать Родину во что бы то ни стало.
После встречи с первыми захватчиками девочки ощутили лютую ненависть к врагу. Они шли на фронт не ради Сталина, а ради счастливого будущего своих деток. Они были убеждены, что война не затянется надолго и уже к осени будет окончена. Девушки не хотели становиться на колени перед врагом и покоряться ему.
В первые дни им приходилось многому учиться. Изматывающие марши и ранние утренние подъёмы давались не сразу. Нагрузка была просто огромной. Одни девушки отстирывали тяжёлое от крови солдатское бельё и отмывали котлы золой, другие, став лётчицами, страдали от того, что у них прижимало живот прямо в позвоночник.
Вместо юбок, приходилось носить ватные штаны. Медсёстры тащили с поля боя раненых, которые были гораздо тяжелее их самих. Например, Марии Смирновой удалось спасти 481 солдата.
Провожая юных дочерей на войну, матери плакали от горя. Кто-то погиб от расстрела своих же заградотрядов, кто-то возвратился домой в 20 лет с контузией и поседевшими волосами, а кто-то угодил в батальоны смертников и там попрощался с жизнью. Если какой-то девушке удавалось сбежать из плена, с распростёртыми объятьями её никто уже не ждал. Таких сгоняли в фильтрационные лагеря.
Главная мысль романа заключается в том, что война одинаково жестока ко всем, вне зависимости от половой принадлежности. Понять, о чём произведение, поможет его краткое содержание. Женская война — это на самом деле очень страшно. Воевавшим девушкам пришлось принести в жертву собственную молодость, красоту, здоровье, любовь. Они совершили подвиг во имя Родины. Герои «У войны не женское лицо» отважны и бесстрашны, каждая женщина заплатила свою высокую цену, чтобы приблизить долгожданную победу.
Мы напишем — Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева Звездопад. Подсказки школьнику
1. Особенности конфликта, стиля, художественных средств в произведениях молодежной прозы.
2. Автор и герой.
3. Повесть В. П. Астафьева Звездопад.
В середине 20-го столетия в советской литературе все заметнее набирает силу стремление к правдивому воссозданию жизни, писатели уделяют все больше внимания проблемам гуманизма, нравственности. Но это вовсе не означает, что авторы лишь скрупулезно отображали жизнь во всех ее проявлениях, напротив, именно для этого периода характерен расцвет лирической прозы. Мы можем вспомнить целый ряд замечательных произведений писателей-фронтовиков, проникнутых особенной лирической интонацией: Батальоны просят огня (1957 г.), Последние залпы (1959 г.) Ю. Бондарева, Девять дней (Южнее главного удара) (1958 г.), Пядь земли (1959 г.) Г. Бакланова, Третья ракета (1962 г.), Фронтовая страница (1963 г.) В. Быкова и др.
Что общего между всеми этими произведениями? На мой взгляд, роднит романы и повести писателей представителей молодежной прозы то, что главные герои являли собой воплощение авторского опыта, часто образ автора явственно проглядывался сквозь образ персонажа. Война в описании представителей молодежной прозы описана без малейших прикрас, со множеством жестоких подробностей.
Но, возможно, в силу молодости авторов, военные картины все же овеяны некоей романтикой.
В моей работе я хотел бы остановиться на анализе повести Виктора Петровича Астафьева Звездопад, написанной им в 1960 году. Это небольшое по объему произведение представляется очень емким, оно показывает читателю целую эпоху в жизни девятнадцатилетнего юноши. Те несколько месяцев, что он провел в краснодарском госпитале, отпечатались в его душе и памяти на всю жизнь.
В повести нет ни одного описания военных действий. Написанное спустя пятнадцать лет после войны, произведение, на мой взгляд, представляет собой некий итог размышлений автора о тех событиях. Астафьев здесь воздерживается от рассказов о боях, героических подвигах, великих бедствиях народа. История как будто совершенно будничная.
Мы читаем о далеком от комфорта, но все же не лишенном приятных моментов быте обитателей госпиталя, о том, как они стараются урвать, ухватить все возможные преимущества пребывания в больнице. Однако автор не позволяет нам ни на секунду усомниться в готовности этих солдат встать под ружье, как только это станет для них возможно.
В этой повести много автобиографического. Главный герой Звездопада Михаил тоже сибиряк, воспитывался в детском доме, учился на составителя поездов, как и сам Виктор Петрович Астафьев. Читая это произведение, невольно проникаешься убеждением, что и эта романтическая история произошла с самим автором повести.
Звездопад произведение, пронизанное глубоким лиризмом. Тема любви начинает звучать в провести с самых первых строк. Едва юноша открывает глаза, придя в себя после тяжелой операции, его взору предстает молодая медсестра, в которую солдатик влюбляется с первого взгляда. Автор далек от романтизма.
Где-то между строк мы можем понять, что эта любовь вовсе не нечто уникальное, неземное. Девятнадцатилетний детдомовец Михаил ни разу не встречался с девушкой до той поры. Побывав на грани жизни и смерти, подсознательно Миша приходит к потребности встретить свою любовь.
И первая увиденная им девушка миловидная обаятельная медсестра Лидочка сразу покоряет его сердце.
Безусловно, есть в повести немало трагических моментов: умирают люди, и те, кто еще вчера разделяли с ними больничную палату, не сразу смиряются с утратой. Астафьев описывает и разоренный город, с разрушенными домами и развороченными улицами, народ, живущий в постоянной нужде. Но все же, в целом, Звездопад, по моему мнению, одно из самых оптимистичных произведений Астафьева. Так много в повести никогда не унывающих героев, такая ощущается солидарность между ними, что невольно проникаешься уверенностью в том, что такой народ, такие люди не могли не выйти победителями из страшной кровопролитной войны.
Это в немалой степени обусловлено тем, что мы видим город военных лет, госпиталь, полный раненных, глазами очень молодого человека. Юношеское жизнелюбие, стремление познать жизнь способны победить боль и ужас войны. И это мы видим не только в молодом солдате, но и в девушке, полюбившей его так глубоко и самоотверженно.
Финальные страницы повести полны щемящей боли. И читатель сочувствует оставляемой в тылу девушке едва ли не больше, чем уходящему на фронт солдату. Глубоко трогает сцена прощания Михаила с Лидой. На память приходят строки из стихотворения Владимира Высоцкого:
Сюжет
Главный герой Витя Потылицын – мальчик-сирота, которого воспитывает бабушка. Отец его много пил и гулял, в итоге бросил семью и уехал в город. А мать Вити утонула в Енисее. Жизнь мальчика, в принципе, не отличалась от жизни других деревенских детей. Он помогал старшим по хозяйству, ходил по грибы и ягоды, на рыбалку, ну и забавлялся, как все сверстники. Так можно начать краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева, надо сказать, воплотил в Катерине Петровне собирательный образ русских бабушек, в которых все исконно родное, наследное, навсегда данное. Автор ничего в ней не приукрашивает, он делает ее немного грозной, ворчливой, с постоянным желанием знать все первой и распоряжаться всем по своему усмотрению. Одним словом, «генерал в юбке». Всех она любит, за всеми ухаживает, всем хочет быть полезной.
Она постоянно волнуется и мучается то за детей, то за внуков, из-за этого попеременно вырываются гнев и слезы. Но если бабушка начинает рассказывать о жизни, то оказывается, и невзгод для нее никаких и не существовало вовсе. Дети были всегда в радость. Даже когда болели, она умело лечила их разными отварами и корешками. И никто из них не помер, ну разве это не счастье? Однажды на пашне она руку вывихнула и тут же вправила, а могла ведь косоручкой остаться, но не сделалась, и это тоже радость.
В этом и заключается общая черта русских бабушек. И живет в этом образе что-то благодатное для жизни, родное, колыбельное и животворящее.
Ответы на вопрос
Отвечает Тофан Константин.
Раненый солдат влюбляется в медсестру. Мать девушки считает , что война их разлучит, и у их любви нет будущего . Оказавшись на пересылке , солдат признает правоту женщины и расстается с любимой Сойдёт ?
Отвечает Вишневская Севелина.
«Трофейная пушка» — это книга российского писателя Бориса Васильева, опубликованная в 1970 году. Роман является продолжением известной книги Васильева «А зори здесь тихие…» и повествует о жизни героев после окончания Великой Отечественной войны.
Главная героиня романа, Василиса Премудрая, вернувшись из войны, работает инструктором по стрельбе в артиллерийском полку. Она получает в свое распоряжение трофейную немецкую пушку и старается использовать ее в обучении своих солдат. Параллельно с этим, Василиса сталкивается с различными трудностями и проблемами, связанными с повседневной жизнью и прошлым, и пытается найти свое место в послевоенном обществе.
«Трофейная пушка» — это история о смелости, выносливости и стремлении преодолеть трудности. Книга описывает жизнь людей после войны, их взаимоотношения, мечты и надежды, а также проблемы, с которыми они сталкиваются в новой реальности.
Роман Бориса Васильева «Трофейная пушка» получил широкое признание и стал популярным произведением, исследующим сложности военного и послевоенного времени.
Астафьев. Все произведения
- Ангел-хранитель
- Бабушка с малиной
- Бабушкин праздник
- Белогрудка
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Злодейка
- Зорькина песня
- Капалуха
- Капля
- Карасиная погибель
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Людочка
- Мальчик в белой рубахе
- Монах в новых штанах
- Ночь темная-темная
- Пастух и пастушка
- Песнопевица
- Пеструха
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Стародуб
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Месть за погибшего отца
Оригинальное название главы — «Телефонная трубка не стреляет…».
На контакт с Алексиевич фронтовички идут по-разному. Одни начинают рассказывать сразу, прямо по телефону, другие долго откладывают. Встречи с Валентиной Чудаевой автор ждала несколько месяцев.
Война началась после Валентининого выпускного. Девушка стала связисткой в зенитной части. Узнав о гибели отца, Валентина захотела отомстить, но «телефонная трубка не стреляет», и девушка прорвалась на передовую, окончила трёхмесячные курсы, стала командиром орудия.
Затем Валентину ранило осколком в спину и отбросило в сугроб, где она пролежала несколько часов и отморозила ноги. В госпитале ноги хотели ампутировать, но молодой врач попробовал новый способ лечения — вводил под обмороженную кожу кислород — и ноги удалось сохранить.
От положенного после госпиталя отпуска Валентина отказалась, вернулась в свою часть и День Победы встретила в Восточной Пруссии. Вернулась домой, к мачехе, которая её ждала, хотя и думала, что падчерица вернётся калекой.
Валентина скрыла, что воевала и была контужена, Вышла замуж за своего, фронтового, переехала в Минск, родила дочь. «Кроме любви, ничего в доме не было», даже мебель подбирали на свалках, но Валентина была счастлива.
Теперь, через сорок лет после войны, женщин-фронтовичек стали чествовать. Валентину приглашают на встречи с иностранцами… И всё, что у неё осталось — это Победа.
Печальная история любви Мечина
В разговор вступил Мечин и рассказал историю медальона, который носил на груди.
- Виктор Мечин
- — офицер, небогатый помещик, честный, пережил несчастную любовь.
Года за два до войны в Петербурге блистала София.
- София S
- — княжна, 17 лет, красавица, образованна и умна, но расчётлива и двулична.
Мечин познакомился с ней из любопытства, но вскоре влюбился
София тоже обратила на него внимание, и родители девушки благосклонно отнеслись к потенциальному жениху
Мечин тогда снимал квартиру с лучшим другом Владовым.
- Владов
- — отставной майор, благородный, с пылким характером, но холодным рассудком.
Владов сомневался, что княжна любит Мечина. У отца Софии «более долгов и прихотей, чем денег», а в самой княжне масса предрассудков, она привыкла к роскоши, и скромного имения Мечина ей хватит ненадолго.
Мечин не слушал друга и смеялся над его предупреждениями. Наконец он решил сделать предложение. Вечер «накануне предполагаемого сватовства» Мечин провёл на балу. Случайно он услышал, как некий капитан плохо высказался о княжне из-за того, что та не пошла с ним танцевать.
Мечин вызвал капитана на дуэль, и тот тяжело ранил его. Встав с постели через полтора месяца, Мечин поспешил к Софии и застал её весёлой, любезничающей с незнакомым молодым человеком. С Мечиным княжна обошлась как «со старым знакомцем», он не увидел в её глазах ни тени былой любви.
Мечин ушёл и, терзаемый ревностью, весь день носился по полям под проливным дождём. Вернувшись домой поздно ночью, он узнал от Владова, что София выходит замуж за его соперника по дуэли.
Взбешённый Мечин поклялся снова вызвать соперника на дуэль и на этот раз пристрелить. Чтобы спасти друга, Владов бросился к «секретарю военного министра» и уговорил его отправить Мечина в действующую армию.
Утром Мечин получил приказ отвезти важный пакет Кутузову, а потом главнокомандующий уговорил его остаться в армии. Всё это время Владов сопровождал друга и уберёг его от самоубийства.
Позже Владов признался, что это его стараниями друг попал в армию, и отдал Мечину медальон с портретом Софии, который её жених проиграл ему в карты.
Год спустя Мечин взял отпуск и отправился на Кавказ подлечиться. Там местный доктор рассказал ему о молодой особе, которая вышла замуж по расчёту, предав свою любовь. Муж оказался не богачом, а нищим аферистом. Он промотал приданое и бросил жену умирать от туберкулёза.
Этой несчастной оказалась София. Мечин остался с ней, и она умерла на его руках.
Офицеры были растроганы этой печальной историей, некоторые даже прослезились. Но тут раздались выстрелы — это наступал неприятель. Офицеры бросились в бой.
В пересказе события упорядочены по хронологии. В оригинале читатель узнаёт, что Владов посодействовал отправке Мечина в армию, немного позже, из признания самого Владова.
Глава 1
Ранней осенью, «на третьем году войны» группа разведчиков большого партизанского отряда наткнулась на засаду. Единственный выживший, смертельно раненый, сумел добраться до отряда и сообщить обо всём командиру.
У погибшего командира разведчиков Сергея Марьянова в отряде была возлюбленная, радистка Таня Лебедева. Тел разведчиков не нашли, поэтому она не поверила, что Марьянов погиб, и потребовала у командира отряда спасти его. Командир отказался — даже если разведчики живы, их наверняка отвезли в город, занятый двумя полками немцев. Двести одиннадцать партизан не могли «разгромить двухтысячный гарнизон немцев», а командир не имел права посылать своих людей на верную смерть.
Тане отдали личные вещи Марьянова, среди которых была тетрадь с его стихами. Последние его стихи были о любимой. Ночью Таня ушла, захватив с собой две французские гранаты.
Командир послал за ней двух партизан, а сам повёл отряд на новую базу. На рассвете отряд встретил пропавшую группу разведчиков во главе с Марьяновым. Оказалось, они столкнулись с отрядом немецкой полевой жандармерии. Бой был неравным, разведчикам пришлось отступить в болота и несколько дней прятаться среди трясин.
С этого дня Марьянов всех добытых им «языков» расспрашивал о русской девушке Тане и двух партизанах, но о них никто ничего не знал. Поздней осенью партизанский отряд ушёл на юго-восток, где соединился с частями советской армии.
Лесная война
Оригинальное название главы — «Про бульбу дробненькую…».
Кроме войны «официальной» была и другая война, не отмеченная на карте. Там не было нейтральной полосы, «никто не мог там сосчитать всех солдат», стреляли там из охотничьих ружей и берданок. «Сражалась не армия, а народ» — партизаны и подпольщики.
Самым страшным на этой войне было не умереть, а быть готовым принести в жертву своих близких. Родственников партизан вычисляли, забирали в гестапо, пытали, использовали в качестве живого заслона во время рейдов, но ненависть была сильнее страха за близких.
Партизанки-разведчицы ходили на задания со своими маленькими детьми, проносили бомбы в детских вещах. Ненависть к врагу пересилила даже материнскую любовь…
С партизанами немцы расправлялись жестоко, «за одного убитого немецкого солдата сжигали деревню». Люди помогали партизанам как могли, отдавали одежду, «последнюю дробненькую бульбу».
Особенно сильно пострадали белорусские деревни. В одной из них Алексиевич записывает рассказы женщин о войне и послевоенном голоде, когда на столе была одна картошка, по-белорусски — «бульба».
Однажды немцы пригнали к деревне пленных — «кто признает там своего, может забрать». Бабы сбежались, разобрали их по хатам — кто своих, кто чужих. А через месяц нашёлся гад — донёс в комендатуру, что чужих взяли. Пленных забрали и расстреляли. Хоронили их всей деревней и год оплакивали…
Послевоенным детям 13−14 лет приходилось браться за взрослый труд — обрабатывать землю, собирать урожай, валить лес. А жёны не верили похоронкам, ждали, и снились им мужья каждую ночь.
Популярные сегодня пересказы
- Степной волк — краткое содержание романа Гессе В книге приводится жизнеописание Гарри Галлера, написанное и опубликованное по запискам героя племянником хозяйки квартиры, где тот жил в свое время. Галлер был весьма необычным
- Золотые яблоки Гесперид — краткое содержание мифа (12-й подвиг Геракла) Этот подвиг был наиболее сложным из всех свершений Геракла во время его службы у Эврисфея. Ему было поручено пойти к титану Атласу и добыть из его прекрасных угодий, у его дочерей Гесперид 3 золотых яблока
- Неслышимка — краткое содержание рассказа Бианки В рассказе «Неслышимка» Виталия Бианки повествуется о времяпровождении орнитолога в одной из деревень Новгородской области. Интересуясь всем, что связано с местными птицами, гнездящимися неподалеку, он написал книгу о них.
- Морской царь и Василиса Премудрая — краткое содержание сказки У царя с царицей долго не было детей, и сын родился как раз в то время, когда царь странствовал по чужим краям. Когда царь возвращался, стояла жаркая погода, его мучила жажда, и он остановился перед озером, чтобы напиться воды.
Звездопад :: Астафьев Виктор Петрович
——————————————— Астафьев Виктор Петрович
Звездопад
Виктор Астафьев
Звездопад
Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпи тале. Об этом я расскажу сам. О своей любви мне рассказывать не стыдно. Не потому, что любовь моя была какой-то уж чересчур особенной. Она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет. пожалуй. Один поэт сказал: «Любовь — старая штука, но каждое сердце обновляет ее по-своему».
Каждое сердце обновляет ее…
Это началось в городе Краснодаре, на Кубани, в госпитале. Госпиталь наш размещался в начальной школе, и возле нее был садик без забора, потому что забор свели на дрова. Осталась одна проходная будка, где дежурил вахтер и принуждал посетителей следовать только через вверенный ему объект.
Ребята (я так и буду называть солдат, потому что в моей памяти все они сохранились ребятами) не хотели следовать через объект, «пикировали» в город мимо вахтера, а потом рассказывали такие штуки, что у меня перехватывало дыхание и горели уши. Тогда еще не было в ходу слова «пошляки», и оттого, стало быть, я не считал похождения солдат пошлыми. Они просто были солдаты и успе вали с толком провести отпущенное им судьбой время.
Вам когда-нибудь приходилось бывать под наркозом, под общим наркозом, несколько раз подряд? Если не приходилось — и не надо. Это очень мучительно быть несколько раз под наркозом.
Я помаю, был маленький и играл с ребятами на сеновале. Они бросили на меня охапку сена, навалились, и я стал задыхаться. Я рвался, бил ногами, но они смеялись и не отпускали маня. А когда отпустили, я долго был как очумелый.
Когда мне давали первый раз наркоз, я досчитал до семи. Делается это просто: раз — вдох, два — вдох. Потом станет душно и захочется крикнуть, рвануться, вытолкнуть из себя тугой комок, стряхнуть тяжесть. И рванешься, и крякнешь. Рванешься — это значит слегка пошевелишь рукой, а крикнешь — чуть слышным шепотом.
Но неведомая сила внезапно вздымет тебя с операционнoro стола и бросит куда-то в бесконечную темноту, и летишь в глубь ее, как звездочка в осеннюю ночь. Летишь и видишь, как гаснешь.
И все.
Ты уже во власти и воле людей, но для себя не существуешь.
Я почему-то думаю — так вот умирают люди. Может быть, и не так. Ведь ни один умерший человек не смог рассказать, как он умер.
Тогда я завидовал тем, кто быстро засыпал под наркозом. Очень тяжело засыпать долго. Минуло больше двадцати лет, а меня душит запахом больницы, в особенности хлороформом. Вот поэтому я не люблю заходить в аптеки и больницы.
Помню, в тот раз, с которого и началось все, я досчитал до семидесяти и канул во тьму.
Приходил в себя медленно. Где-то внутри меня происходила непонятная, трудная работа, словно диски сцепления в двигателе подсоединялись один к другому и мозг ненадолго включался. Я начинал чувствовать, что мне душно, что я где-то лежу. И снова все отдалялось, проваливалось. Но вот я еще раз почувствовал, что мне душно, что я лежу, и кругом тишина, и только пронзающий голо ву звон летит отовсюду.
Я напрягся и открыл глаза.
Посреди палаты было светло. Я долго смотрел туда, боясь закрыть глаза, чтобы снова не очутиться в темноте.
Горела лампа. Стекло на ней было прикрыто газетным абажуром, и я постепенно разглядел и увидел, что абажур повернут так, чтобы свет не падал на меня.
Мне почему-то стало приятно. Возле лампы спиной ко мне сидела девушка и читала книгу. Она в белом халате, поверх воротничка вроде бы темнела косынка. Волосы вытекали из-под белого платка на ее остренькие плечи.
Шелестели страницы. Девушка читала. А я смотрел на нее.
Глава 5
В районный центр Марььянов приехал вечером и до родного села решил дойти пешком. Когда стемнело, он увидел вдалеке от дороги костёр и подошёл к нему. У костра сидели старик в полушубке и молодой человек в промасленной кепке. Марьянов решил, что это сторож и тракторист.
Марьянов попросился к костру, его пустили, и тракторист продолжил свой рассказ. Он рассказывал о своём деде-лесничем, жившем у озера, на которое каждый год прилетали лебеди. Бабушка просила его не трогать птиц, но однажды дед не утерпел и подстрелил лебедя.
С тех пор не стало им жизни — на заре прилетала лебёдушка и стонала, горюя об убитом лебеде. Дед не выдержал и попытался пристрелить её, но не попал, и тогда лебёдушка сложила крылья и камнем рухнула на деда.
Астафьев – звездопад. Анализ произведения «Звездопад» Астафьева
В данном произведении уделено немного внимания описаниям военных действий и событий, которые очень свойственны автору. Это роман о любовной истории простого солдата по имени Михаил и медсестры Лиды. События происходят во времена Великой Отечественной Войны.
Пока идет война, парень находится в госпитале, у него серьезное ранение, поэтому предстоит перенести сложную операцию. Только Миша приходит в себя после наркоза, его глаза встречаются со взглядом прекрасной молодой девушки – медсестры. Он влюбляется в нее.
Парень имеет очень хорошие вокальные способности, и дабы покорить сердце девушки, он соглашается петь для народа. И неожиданно Лида понимает, что этот парень ей становится небезразличен. После того, как парня отправили в палату для выздоравливающих, юноша и девушка отправляются на прогулку по Краснодару. Первые искренние влюбленные взгляды, первые нежные поцелуи под звездным небом, первая настоящая и чистая любовь. Несмотря на все это, в произведении имеется множество несчастных моментов – это смерть на фронте, потеря родных и близких людей, огромное горе и море пролитых слез.
В данном произведении очень мало отчаявшихся людей, никто не желает падать духом. Финал данной истории печален – неудавшееся счастье. Михаил уходит на фронт, Лида остается работать в госпитале. Повесть учит своего читателя тому, что, несмотря на отсутствие комфорта, множество военных действий, не стоит лишаться приятных моментов, стоит ухватывать любую возможность, чтобы стать счастливее.
Другие пересказы для читательского дневника
Краткое содержание Братья Львиное сердце Линдгрен
В Швеции в маленьком безымянном городке живут два брата – Юнатан и Карл. Их квартира, расположенная на третьем этаже старого дома, выглядит уныло и бедно. Карл и Юнатан очень сильно отличаются друг от друга.
Краткое содержание Крапивин Ковер самолет
Жизнь наша проходит очень важный этап – детство. Именно в этих летах мы чувствуем себя хорошо, необычайно легко, и кажется, нет никаких проблем. Именно потому, наше детство и юность должны быть самыми насыщенными и яркими я наших воспоминаниях
Краткое содержание Аверченко Виктор Поликарпович
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 21.06.2023 11:28 670 Синицкий Виталик.
10 класс преобразуйте материал статьи в таблицу, заполните 1-ю и 2-ю колонки. 1) направление в литер
Ответов: 1
Литература 14.02.2021 21:00 302 Савиных Ксения.
Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства?
Ответов: 2
Литература 04.07.2023 22:18 224 Баженова Василинка.
Эпитеты в былине три поездки ильи муромца
Ответов: 2
Литература 18.07.2023 19:29 340 Ким Альбина.
Литература, Эсхил, «Прометей прикованный», помогите пожалуйста ответить на вопросы (хотя бы нескольк
Ответов: 2
Литература 14.06.2023 23:38 333 Бойко Ксения.
Выписать из Одиссеи: гиперболы, сравнения, повторы.
Ответов: 2
Литература 10.08.2023 20:26 228 Базарова Ирина.
Какого отношение народа к событиям и героям преданий? (например предания Воцарение Ивана Грозного ил
Ответов: 2
Литература 04.07.2023 12:24 173 Шишко Влад.
СРОЧНО!!! составьте предполагаемый диалог с «автором»об особенностях «слова о полку игореве»,о героя
Ответов: 2
Литература 21.06.2023 01:49 291 Фомичёв Данил.
О чём песня «И туда-гора и сюда-гора» Какова её главная мысль?
Ответов: 1
Литература 21.06.2023 07:46 421 Тежикова Настя.
Составьте тезисный план статьи В.П Аникина по образцу плана статьи Б.Н Путилова
Ответов: 1
Литература 04.07.2023 04:59 208 Сериков Расул.
Рассказ удивительная Находка план текста 4 класс
Ответов: 2
Отомстила за «кровного брата»
Оригинальное название главы — «Это была не я…».
Военные годы люди вспоминают с удивлением — прошлое пронеслось, а человек остался в обыкновенной жизни, словно разделился надвое: «Это была не я…». Рассказывая, они снова встречаются сами с собой, и Алексиевич кажется, что она слышит одновременно два голоса.
Ольга Омельченко, санинструктор стрелковой роты, в шестнадцать лет стала донором крови. На одну из бутылочек с её кровью врач приклеил бумажку с адресом, и вскоре к девушке приехал кровный «брат».
Через месяц Ольга получила на него похоронку, захотела отомстить и настояла на отправке на фронт. Девушка пережила Курскую дугу. В одном из боёв двое солдат струсили, побежали, и за ними — вся цепь. Трусов расстреляли перед строем. Ольга была одной из тех, кто привёл приговор в исполнение.
После войны она тяжело заболела. Старый профессор объяснил болезнь психической травмой, полученной на войне в слишком юном возрасте, советовал выйти замуж и нарожать детей, но Ольга чувствовала себя старой.
Замуж она всё же вышла. Родила пятерых мальчиков, оказалась хорошей мамой и бабушкой.