Мы изучаем — Краткое содержание книги Каин Байрона. Подсказки школьнику
Утром в местности, находящейся недалеко от рая, Адам и Ева вместе со своими сыновьями и дочками молились, восхваляя Иегову и его дела. И только Каин молчал, не ощущая в своей душе потребности присоединиться к общему молению. Ему не нравится смиренная покорность родственников, которые безропотно принимают кару небесную. Адам злится на сына за его речи и просит не богохульствовать. Затем все уходят работать.
Каин остаётся один. Он предаётся размышлениям. К нему является Люцифер. Между ними завязывается беседа. То, что говорит Люцифер, созвучно с мыслями Каина, не желающему смириться со своей участью. Однако молодой человек не может поверить, что дьявол действует бескорыстно.
Каин жаждет до конца разобраться в вопросах, давно не дающих покоя: в чём смысл человеческого существования, что такое смерть. Он просит Люцифера стать его наставником. Тот согласен на это при условии, что Каин падёт перед ним на колени и поклонится ему, как владыке.
Люцифер зовёт Каина за собой, уверяя Аду, что любимый скоро вернётся. Они оказываются в бездне пространства. Молодой человек узнаёт, что есть миры, которые намного больше земного. Далее они переносятся в обитель призраков и мертвецов.
В царстве мёртвых всё утопает в сумерках. Каин опять упрашивает Люцифера открыть тайну смерти. Он желает остаться в царстве усопших. Однако дьявол, уверяет, что это невозможно, пока не пробьёт соответствующий час.
Они лицезрят призраки левиафанов. Люцифер заверяет, что Каину придётся испытать ещё множество несчастий. После он сообщает, что ему пора вернуться на землю.
Каин так и не отрёкся от своих греховных мыслей. Его умозаключения ужасают Аду.
Приходит Авель и напоминает, что пора готовиться к жертвоприношенью. Каин упрашивает брата совершить обряд без его помощи и участия. Авель советует Каину помолиться.
Земледелец Каин кладёт на жертвенник плоды, а пастух Авель – первенцев от стад. Авель на коленях молится Иегове, а Каин обращается к Богу, не преклоняя коленей. Вихрь опрокидывает жертвенник с его дарами, а на жертвеннике брата огонь превращается в ослепительное пламя.
Разгневанный Каин отказывается приносить жертву повторно. Он порывается разрушить жертвенник Авеля. Брат препятствует ему. Тогда Каин убивает Авеля головнёй и впадает в оцепенение. Выйдя из него, пытается вернуть родного брата к жизни, но тщетно. Перед смертью Авель прощает его и просит позаботиться о Селле.
У Каина не хватает мужества сознаться в братоубийстве. Однако материнское сердце Евы подсказывает ей, кто преступник. Она проклинает Каина. А Адам приказывает ему уйти прочь навсегда. Любящая верная Ада собирает детей и отправляется скитаться вместе с мужем. Спустившийся с небес ангел оставляет на лбу Каина клеймо и велит не омрачать оставшиеся жизни дни новыми грехами.
Ада прощается с телом брата Авеля и уходит со строптивым жестоким Каином и малыми детками в пустыню.
Произведение учит, что по своей природе человек является созданием противоречивым.
Краткое содержание
Действие начинается с того, что Каин отказывается участвовать в молитве благодарения своей семьи Богу. Каин говорит своему отцу, что ему не за что благодарить Бога, потому что ему суждено умереть. Как объясняет Каин в одном из ранних монологов, он считает свою смертность несправедливым наказанием за преступление Адама и Евы в Эдемском саду, событие, подробно описанное в Книге. Бытия. Беспокойство Каина по поводу своей смертности усиливается тем фактом, что он не знает, что такое смерть. В какой-то момент в первом акте он вспоминает, как дежурил по ночам, ожидая прибытия смерти, которую он воображает как антропоморфную сущность. Персонаж, сообщающий Каину о смерти, — Люцифер. Во втором акте Люцифер ведет Каина в путешествие в «Бездну космоса» и показывает ему катастрофическое видение естественной истории Земли, в котором присутствуют духи вымерших форм жизни, такие как мамонт. Каин возвращается на Землю в акте III, подавленный этим видением всеобщей смерти. В разгар пьесы Каин убивает Авеля. Пьеса завершается изгнанием Каина.
Другие влияния
Как отмечает сам Байрон в предисловии к Каину, видение Каина во втором акте было вдохновлено теорией катастрофизм. Пытаясь объяснить большие пробелы в летописи окаменелостей, катастрофисты постулировали, что история Земли была перемежена жестокими потрясениями, уничтожившими ее флору и фауну. Байрон прочитал о катастрофизме в английском переводе 1813 года некоторых ранних работ французского естествоиспытателя Жоржа Кювье. Другие влияния включают Божественное Посланство Моисея Уильям Уорбертон и Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного Эдмунд Берк.
Байрон Д. Г.: Каин
Наши партнеры |
онлайн Черный хлеб 1 сезон
Фирменные папки из дизайнерских бумаг. Какие зубные импланты поставить. |
Предисловие Акт: Примечания Вперед |
Каин
Мистерия
СЭРУ ВАЛЬТ ЕРУ СКОТТУ, БАРОН ЕТУ
его преданным другом и покорным слугой.
Автор
ПРЕДИСЛОВИЕ
Нижеследующие сцены названы «мистерией», потому что в старину драмы на подобные сюжеты носили название «мистерий» или «моралитэ». Автор, однако, вовсе не так свободно обращался со своим сюжетом, как это принято было прежде, в чем читатель может убедиться, ознакомившись с такого рода драмами — вполне светского характера — на английском, французском, итальянском и испанском языках. Автор старался, чтобы каждое действующее лицо мистерии говорило соответствующим ему языком, и когда он брал что-нибудь из Священного писания — очень редко, впрочем, — то сохранял, насколько позволял стих, подлинные слова библейского текста.
«Бытия» не сказано, что Еву соблазнил дьявол, а говорится о змие, и то потому, что он «самая хитрая из полевых тварей». Какое бы толкование ни давали этому раввины и отцы церкви, я беру эти слова в их непосредственном смысле и отвечаю, как епископ Уатсон в подобных случаях, — когда он был экзаменатором в кембриджских школах и ему возражали, приводя отцов церкви, он говорил: «Посмотрите, вот Книга!» — и показывал Библию. Так поступаю и я.
Нужно также помнить, что мой сюжет не имеет ничего общего с Новым заветом, и всякий намек на него был бы в данном случае анахронизмом. Поэм на эти сюжеты я в последнее время не видал. Мильтона я не читал с двадцатилетнего возраста, но тогда я так часто его перечитывал, что вполне его помню и теперь. Гесснеровскую «Смерть Авеля» я читал в восемь лет, в Эбердине, и помню только, что был в восторге от нее. Относительно содержания у меня осталось только в памяти, что жену Каина звали Магалой, а жену Авеля Тирсой. У меня они названы Адой и Селлой — это самые ранние женские имена, встречающиеся в книге «Бытия»; так звали жен Ламеха. Имена жен Каина и Авеля не приводятся. Ввиду общности сюжета, может быть, есть и сходство в изложении моей мистерии и поэмы Гесснера; я этого не знаю, и это меня мало интересует.
Прошу читателя помнить (об этом часто забывают), что ни в одной из книг Моисея, так же как во всем Ветхом завете, нет никаких намеков на грядущую судьбу мира. О причинах этого странного упущения читатель может справиться в «Divine Legacy» Уарбуртона. Удовлетворительно ли его объяснение или нет, — лучшего до сих пор не было дано. Я поэтому представил его новым для Каина, чем, полагаю, не исказил смысла Священного писания.
Что касается языка Люцифера, то, конечно, он говорит не как пастор о подобных сюжетах, но я сделал все, что мог, чтобы удержать его в границах духовной вежливости.
Если он отрекается от того, что соблазнял Еву в образе змия, то только потому, что в книге «Бытия» нет ни малейшего намека на что-либо подобное и в ней говорится только о змие с его змеиными свойствами.
огромных и неведомых животных в разных геологических пластах, и мнение это не противоречит учению Моисея, а даже скорее — подтверждает его. В этих пластах не найдено человеческих останков, но есть рядом с неведомыми животными также известные нам. Слова Люцифера о том, что предшествовавший Адаму мир был населен разумными существами, превосходившими умом людей и по своей мощи пропорциональными мамонту, и т. д., конечно, поэтический вымысел, имеющий целью помочь ему доказать свою правоту.
Я должен также прибавить, что существует «tramelogedia» Альфьери под заглавием «Abele». Я никогда ее не читал, так же как не читал ничего из посмертных произведений этого писателя, за исключением его биографии.
Равенна. 20 сентября 1821 г.
Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори господь
Быт., 3, I.
Предисловие Акт: Примечания Вперед |
2000- NIV
Литературные влияния
Возможно, наиболее важным литературным влиянием на Каина была эпическая поэма Джона Мильтона Потерянный рай, в которой рассказывается о сотворении мира и падение человечества. Для Байрона, как и для многих поэтов-романтиков, героем «Потерянного рая» был Сатана, а Каин частично смоделирован по образцу вызывающего главного героя Мильтона. Кроме того, видение Каином естественной истории Земли во втором акте является пародией на утешительное видение Адама истории человека (кульминацией которого является пришествие и жертва Христа ), представленное Архангел Михаил в книгах XI и XII эпоса Мильтона. В предисловии к «Каину» Байрон пытается преуменьшить влияние стихов «на похожие темы», но то, как он относится к «Потерянному раю», предполагает его формирующее влияние: «С двадцати лет я никогда не читал Милтона; но я читал его. так часто раньше, что это может не иметь большого значения «.
«Каин» Байрона: описание произведения из энциклопедии
«Каин» («Cain») — мистерия Д.Г. Байрона. Это произведение, написанное в 1821 г., непосредственно связано в творчестве Байрона с более ранней драматической поэмой «Манфред» (1817). Байрон живописует своего героя Манфреда как «романтического Фауста», овладевшего тайной бессмертия, но разочаровавшегося в людях, в знаниях и в самой жизни, а библейского Каина он интерпретирует как восставшего против Бога тираноборца и богоборца.
Поначалу недовольство Каина обращено, в основном, на мать и отца, которые вкусили от плода познания, но не вкусили от плода жизни и обрекли себя и своих детей на ничтожное существование. В его сетованиях слышатся и упреки Богу, неведомо почему отказавшему людям в бессмертии. Услышав Каина, к нему является Люцифер. Он видит в Каине подобного себе, так как сам он уже восставал против Бога-тирана, и увлекает его неведомым знанием. Страницы, на которых описаны прекрасные миры, увиденные Каином, великолепны своей безудержной фантазией и торжественным величием пятистопного ямба. Но Люцифер идет дальше и, открывая Каину тайну жизни и тайну смерти, поддерживает в его бунте против Бога, призывает сопротивляться божественной тирании и добиваться своего, потому что покорностью нельзя ничего добиться. Однако сопротивление, о котором говорит он, есть духовное сопротивление: «Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть. / Сломи в себе земное естество / И приобщись к духовному началу!».
Каин уже ощущает себя равным Богу. Он не желает смиряться и жить в муках. Он говорит, что лучше смерть, и смерть приходит. В пылу драки он убивает своего брата, восстав на самом деле против Бога. Ненавидя смерть, он первым из людей призывает ее на землю. Требуя от Бога справедливости для людей, совершает насилие и немедленно раскаивается в нем. Каин проклят во веки вечные Богом и людьми, но главное его проклятие — зародившееся в нем и мучающее его сомнение в справедливости божественной власти.
Первый (неопубликованный) перевод мистерии «Каин» Байрона на русский язык принадлежит Н.А. Серно-Соловьевичу, который работал над ним, отбывая в 1860-х гг. наказание в Петропавловской крепости. При всех своих недостатках перевод отличается точностью в передаче ее тираноборческого пафоса и тончайших оттенков образа Каина, который от брюзжания переходит к открытой непокорности, а, совершив ужасное преступление, к горчайшему сожалению, не меняющему, однако, его взгляд на верховную власть Бога. Выдающимся явлением русской литературы стал перевод И.А. Бунина, изданный в 1905 г. (работу над ним Бунин сопровождал сочинением стихотворений «Сатана Богу», «Каин», которые гораздо точнее, чем перевод, но совершенно другими средствами стиха, передают яростное бунтарство Каина).
В 1920 г. мистерия «Каин» была поставлена К.С. Станиславским в Московском Художественном театре. Роль Каина играл Л.М. Леонидов.
https://youtube.com/watch?v=RqzVmh6pFMM
Каин
Мистерию, действие которой развёртывается в «местности близ рая», открывает сцена вознесения молитвы Иегове. В молении участвует все немногочисленное «человечество»: изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель, дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей. Против нерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню, инстинктивно восстаёт Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимое стремление во всем «дойти до самой сути». Он вполне искренен, признаваясь: «Я никогда не мог согласовать / Того, что видел, с тем, что говорят мне». Его не удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагие веления: «У них на все вопросы / Один ответ: „Его святая воля, / А он есть благ“. Всесилен, так и благ?»
2 вариант
История создания
Когда Байрон решил работать над «Каином», то ему исполнилось 33 года. Скорее всего, на начало работы его подтолкнул большой всплеск положительных эмоций — он влюбился, а также стал участником тайного сообщества.
Поэт размышлял о том, почему человек боится перемен и сомневается в своих действиях. Он считал, что каждый из нас живёт, потому что у него есть надежда.
Общество того времени не было готово к этому произведению. Многие люди посчитали его богохульным.
Сюжет
Когда семья собралась молиться, то Каин не мог понять, за что все благодарят Иегова. Он считал, что из-за родителей у него плохая жизнь и поэтому злился на них. Ведь они получили у Бога только гнев, не заслужили бессмертия. Он не хотел быть рабом. Кроме того, Каин был недовольным решением Бога, считал, что он поступил несправедливо. Люцифер услышал мысли юноши и явился к нему.
Он и сам в прошлом негодовал на Бога, пытался восстать против него, поэтому и стал падшим ангелом. Каин был гордым человеком. Люцифер заметил это, и сказал, что если он не хочет склониться перед Богом, то значит, он поклониться ему.
Люцифер стал искушать Каина знаниями, которые неизвестны простым смертным. Он показал ему другие миры, тайны жизни и смерти. Заложил понимание того, что существование человечества и Земли в принципе ничтожно. Напоминал, что человек не может победить смерть, хотя в нём есть часть, которая бессмертна.
Каин поразился величию Царства смерти. Он увидел там тени неведомых существ. Люцифер пояснил, что Землю раньше населяли другие существа, которые были более могущественны, но даже они ничего не смогли сделать против смерти.
Возникает впечатление, как будто Люцифер справедливый и искренний, он хотел сделать доброе дело, показав Каину истину, но не стоит забывать, что падший ангел всегда преследовал корыстные намерения. В конце концов, читатель понимает, что Люцифер совсем не положительный персонаж, он всеми силами пытался внушить Каину его «человеческую» ничтожность.
Падший ангел посоветовал юноше сопротивляться воле Бога. Каин послушался, стал считать себя равным ему. У главного героя не было никакого желания испытывать наказания и страдать по желанию Бога. Затем он подрался с Авелем, в результате чего убил брата.
Главные герои
Каин-главный герой, который создан на основе образа библейского персонажа, он решил восстать против Бога.
Люцифер — падший ангел.
Композиция
В произведении цикличная композиция. Она построена в соответствии со следующей идеей: человек попал в место, где всё удивительное, начал познавать тайны мироздания, а затем его вернули на Землю, проживать своё жалкое существование в неизведанности.
Особенность состоит в том, что сначала в произведении понятно, где добро, а где зло, но потом эти понятия перемешиваются и читатель остаётся в замешательстве.