Краткое содержание
Василий с юных лет нес бремя горя и несчастий. Сердце главного героя никогда не могло зажить от ран. Являясь сыном трепетного деревенского священнослужителя, он и сам был смиренным, словно не видя несчастий, которые сыпались на него. Падал и вставал, медленно, но, как муравей, прутик за прутиком пытался строить собственную жизнь.
Женился он на красивой женщине, стал священнослужителем, супруга ему родила дочку и сына. И, вроде, к нему вернулась жизнь, и Бог его благословил. Но через время его сын утонул. Попадья была убита горем и не могла найти себе места.
Она стала она тянуться к стакану, чтобы позабыть все, и часто начала напиваться до полной потери сознания. Ее муж не сдался — он молил Бога и верил, что сможет опять вернуть его благосклонность. Сам ухаживал за женой и ездил к лекарю за советом от ее заболевания.
Прихожане не очень любили Василия, поскольку он проводил службу сухо и второпях. Да и прознали, что несчастен он в личной жизни, а поэтому сторонились его. Даже попросили забрать сан. Староста Порфирий и вовсе пытался сжить попа с белого света, поэтому последний боялся его, и первое, что видел испуганный священник, смотря на деревню — металлическую крышу старостинского высокого дома. И лишь затем с трудом находил взглядом темную соломенную крышу собственного жилища.
В один из дней староста в церкви, после того как жена Василия пришла на службу, сказал, что эту пьяницу не нужно впускать. Напилась попадья в этот вечер и начала говорить мужу, что хочет еще родить ему мальчика. И попал бедный Василий под неистовую страсть жены, а глубокой ночью, когда все уже спали, пошел в поле и молился. Был слышен голос: «Я верю», и надежда теплилась в священнике.
Забеременела жена, целое лето не пила, и вернулось в семью спокойствие. Похорошела она и больше не боялась Порфирия. Зима пришла так же в радости и спокойствии. На Крещенье родился сын с огромной головой и тонкими ногами. Несколько лет родители провели в сомнении. И оказалось, что мальчик был рожден идиотом.
Долгое время семья провела в горе, оно лезло со всех сторон, и было ощущение, что сидит кто-то в темном помещении, рожденный в безумии. Мальчику исполнилось 4 года, а он лишь говорил «Дай», выкрикивал громко и со злобой. И кормить дитя было тяжко. Измотанная жена опять начала пить. Начались у попадьи приступы безумства. Всей семьей как-то могли справиться с ней, привязывали веревками.
Да будет воля Твоя
Попу стало все чуждо. Вроде находится среди людей и выполняет все, как они, но его не видно, как будто это какая-то оболочка, а не человек. Однажды на исповеди, когда старушка искренне и испуганно говорила с ним, спала пелена с глаз священника. И он понял, что существуют на земле люди, которые похожи на него. Необычные дни начали происходить в его жизни. Он был одиноким деревцем, и неожиданно вырос около Василия густой лес. Но при этом стал плотней и ночной мрак.
На Великий пост к священнику на исповедь зашел нищий. Поведал он, как надругался над юной девушкой, убил и зарыл ее. За несколько лет сообщил он многим священникам ужасное деяние. Но никто не поверил, кроме Василия, упал поп на колени и закричал: «На небесах и на земле ад». Изменилась в этот момент жизнь священника. Он переживал душевные мучения, как бы все перевернулось внутри. Начал нищего заверять, что будет он в раю выше любого праведного человека.
Вернулся домой грязный и уставший, как будто долго ходил по полям, и сказал супруге в тот вечер, что не сможет ходить в церковь. Решил переждать как-то лето, а осенью отказаться от сана и уехать из села. Такое решение принесло спокойствие в семью. Но через месяц, когда священник находился на сенокосе, сгорел его дом, в огне умерла супруга.
Ходил Василий по саду дьякона, который приютил его и детей, и размышлял, чем являлся пожар — столпом, показывающим дорогу, или Бог захотел превратить его жизнь в пустыню, чтобы не бродил он по исколешенным путям? И впервые, смирно наклонив голову, сказал: «Да будет воля Твоя!».
И селяне, которые смотрели на него в тот день, увидели незнакомого человека, как тень не из мира сего. «Что смотрите? Разве я чудо?», смеясь, говорит Василий.
Краткое содержание: Жизнь Василия Фивейского
Отец Василий всю свою жизнь построил как муравей, складывающий песчинку к песчинке: поженился, стал священником, родил на свет дочь и сына. А через семь годков жизнь его осыпалась прахом. Сын его утоп в реки, жена от горя стала пьяницей. Покоя не нашел отец Василий и в божьем храме, люди стали его сторонится, староста не скрываясь презирать
Даже на день рождения к нему пришел лишь один причт, уважаемые соседи-сельчане не жалуют батюшку вниманием. Ночью пьяная жена добивается от него ласки, хрипло умоляя отдать ей сын
Чтобы он, поп проклятый, дал ей сына. И страсть в нем побеждает целомудрие.
Рожденного мальчика в честь умершего брата назвали Василием. Вскорости становится понятным, что дитя — идиот; ещё невыносимей стала жизнь. Прежде думал отцу Василию, что земля малюсенькая, а он один на ней, огромный. Теперь вся эта земля вдруг населилась людьми, все идут к нему исповедоваться, а он, бес стыда и жалости требует от каждого из них правды, сдерживая ярость, говорит им что ничего не может он поделать, не Бог он, у него пусть просят. Он призвал к себе горе и оно все стекается и стекается до него по всей земле. А он не в силах уменьшить людское горе и все повторяет, что Бога надо просить, хотя сам уж сомневается, что Бог намерен облегчать людям страдания.
Как-то в Великий пост ему на исповедь пришел нищий калека и сделал ужасное признание. Снасильничал он десять лет тому назад девочку в лесу, потом задушил ее и прикопал там же. Многим уже священникам рассказал убийца о своей тайне, но никто ему не поверил. Он и сам теперь думает, что это лишь злая сказка и сказывая о ней в следующий раз он добавляет к ней новые детали, меняя облик несчастной жертвы. Отец Василий сразу же верит в то, что услышал, словно он сам совершил преступление. Он падает на колени перед злодеем и восклицает, что везде ад, на земле и на небе. Тогда где же рай? Червь он или человек? Почему Бог оставил его. Не стоит верить в ад, не стоит боятся. Ада нет. Он будет в раю, с праведниками, святыми. В ту ночь, в канун Страстной пятницы, священник признался жене, что больше не может ходить в церковь. Он решил как-то прожить лето, а осенью уехать, сняв с себя сан, куда придется вместе с семьей подальше отсюда.
Это решение принесло мир в дом. Отдохнула душа их три месяца. А самом конце июля, в доме его разгорелся пожар, пока Василий был на покосе, и в нем заживо сгорела его жена. Он долго ходил по палисаду старика дьякона, который служил с ним и приютил его с дочерью и сынишкой после пожарища. И странные мысли посетили отца Василия: огонь этот не являлся ли огненным столпом для него, как тот, что явил Господь евреям, указывая тем дорогу в пустыне. Бог решил его жизнь превратить для того, чтобы он отец Василий, не мыкался больше по проторенным дорогам.
И впервые за многие годы, он склонил голову в смирении и произнес тем утром, что на все Его святая воля. Люди, видевшие его, встретили перед собой нового незнакомца, вопрошающего с улыбкой, почему они так смотрят на него, ведь он не чудо. Священник отослал дочку к сестре в город, построил новый дом и зажил там с сыном, читая тому Евангелие вслух и сам вновь будто первый раз слыша про излечение слепого и воскресшего Лазаря. Проповеди он теперь проводит ежедневно, тогда как раньше по праздникам лишь. Дал он монашеский обет и держит строгий пост. И это его поведение стало настораживать сельчан. Когда умер Мосягин Семен, мужик из деревни, назначенный священником работником в помощь церковному старосте, все решили, что виновен в том поп.
Староста пришел к отцу Василию в церковь и напрямую сказал, что бы тот уходил из деревни, от него сплошные несчастья, что гибель от него только людям. А отец Василий, боявшийся до того старосту и снимающего перед ним шапку, выгнал того из церкви как пророк из Библии, с яростным пламенем во взгляде. Отпевание Семёна читали в Духов день. В церкви стоял запах тления, на улице была темень, как ночью. В толпе прихожан прошла тревога. Тут разразилась гроза, отец Василий прервал молитвы и захохотал торжественно и без звука, как Моисей, увидевший Бога. Он подошел к гробу и приказал покойнику встать. После того, как покойник даже не шелохнулся, отец Василий начал трясти гроб и выкинул из него труп. Народ в ужасе покидает церковь, думая, что в священника вселился демон. А тот продолжает обращаться к мертвецу. Через него он борется с Богом, требуя у того чуда. Охваченный гневом, отец Василий выбежал из храма и помчался через деревню в чистое поле. Там, на широкой дороге и нашли его на следующий день мужики.
Краткое содержание повести «Жизнь Василия Фивейского» пересказала Осипова А.С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Жизнь Василия Фивейского». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Символ тьмы в рассказе Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского»
статьи
«Жизнь Василия Фивейского» – произведение философское. Размышлениям о жизни в рассказе постоянно сопутствует мысль о смерти. Автор развивает идею, уже воплощенную в его ранних сюжетах, но в «Василии Фивейском» усугубляет значение символа тьмы.
Мрак ожидает человека после смерти, но разве сама жизнь не тьма? «Хаос и бессмыслица», череда бед, тревог и разочарований – вот что такое земное бытие. Сын отца Василия погибает в яркий солнечный день. В знойные, сверкающие и сияющие дни лета тоска заставляет попадью опуститься в темную бездну пьянства. Порождение этих сумерек – чудовище, жалкий недочеловек – второй сын попа. Значит, свет солнца не может рассеять мрак и зло сильнее добра…
Показательно, что Андреев вводит в повествование противопоставление художественных деталей: когда над землей сгущается вьюжная темнота, приходит просветление в душу отца Василия. Человек запирает дверь в своей новой избе, зажигает свечи и лампу, лелеет огонек снизошедшего на него прозрения, а в окно стучит и бьется страшная ночь, «поскрипывая зубами». Это уже одушевление, очеловечивание тьмы.
Кроме олицетворения абстрактного понятия и противопоставления деталей, автор использует еще один прием – антитезу понятийных символов: свет – тьма, любовь – злоба, любовь – ненависть, добро – зло. Чем ярче разгорается свет внешнего мира, тем острее внутренняя тоска человека; тоска порождает злобу, злоба – ненависть. Чем гуще краски реальной, земной ночи, тем светлее становится мысль героя.
В непроглядной тьме блуждает вера Василия Фивейского. Во мраке уходит он в черные поля, чтобы бросить вызов Богу: «Я верю!». Вместе с затеплившейся любовью к людям к нему приходит свет, ненадолго озаряя путь, но ответная людская ненависть, неприязнь оказываются сильнее веры, вот почему в сознании главного героя вновь сгущается темнота.
Мрак обволакивает душу отца Василия и бросает ее в бездну ужаса, бреда, бессилия, безумия. Развязка помогает читателю до конца понять идею произведения: темные силы господствуют над волей и разумом человека. Автор считает этот закон жизни бесчеловечным, не принимает его, но признает как неизбежность.
Рассказ «Жизнь Василия Фивейского» анализировал Федор Корнейчук.
Популярные сегодня пересказы
- Лоскутное одеяло — краткое содержание рассказа Носова Мальчик на каникулы приехал в деревню, погостить, к бабушке и дедушке. Он всегда с большим удовольствием приезжал к бабушке, ее вкусная сдоба и душевные рассказы всегда нравились мальчугану.
- Опасный поворот — краткое содержание пьесы Пристли Званый обед друзей и родственников в одной английской семье. Все как всегда, мужчины ведут свои мужские беседы в столовой, а женщины перешли в гостиную, где по радио уже заканчивалась пьеса Спящий пес
- Снежная книга — краткое содержание рассказа Бианки Действия рассказа Виталия Бианки происходят в лесу. Его героями выступают любимые животные. Автор с удовольствием наблюдает привычное для зимнего периода явление. На бескрайнем снежном покрывале невозможно пройти мимо разных следов
- Медведь — краткое содержание рассказа Чехова У помещика Попова есть жена Елена Ивановна. Он умер, она осталась вдовой. Никуда не выходит, ни с кем не встречается. Слуга уговаривает её не кручиниться уж так сильно. Ведь жизнь продолжается. Муж, как выяснилось
Образ Василия
Жизнь главного персонажа — цепочка тяжелых испытаний его веры: сын утонул, жена пьет. Но поп не устает говорить: «Я верю». Вера Василия «проста и торжественна». Жизнь показывает ему скрытые глубины: радость при ожидании еще одного сына меняется жестокой реальностью — мальчик больной, над семьей доминирует ужасный образ идиота. Именно в то время священник стал безучастным и смиренным, думая «о Боге». Того же требует от прихожан, которые обращались за исповедью, но сомнения и печаль в душе спрашивают его: «Где ж твой Бог?».
Сгорел дом, погибает супруга. Он восклицает: «Да будет воля Твоя». И заново несокрушим. Его вера укрепляется так, что Василий себя чувствует избранным Богом, и в этом экстазе он подверг себя тяжелому испытанию — хочет воскресить усопшего. Трижды прокричав: «Тебе говорю, встань!». Однако холодным дыханием смерти ответил ему покойный.
https://youtube.com/watch?v=uwth_enz0Ac
LiveInternetLiveInternet
Произведение этого заброшенного и забытого писателя включили в хрестоматию по литературе для 11-х классов. Критики давно ведут спор об особенностях прозы этого писателя, приписывая ей свойства то одного, то другого литературного стиля (в Википедии он назван родоначальником русского экспрессионизма, еще ему приписывают декадентство). Изучая его работы, на мой (скромный) взгляд, специалисты анализируют не анализируемое. Здесь сплав всего.
Безумно мне хотелось бы обсудить вышеназванную повесть с каким нибудь читавшим ее человеком, но даже не надеюсь. Потому скромно, скорее даже для себя, сделаю некие пометки вслед прочитанному.
Без увлечения психоанализом и психологией вообще, пожалуй, мой впечатлительный мозг не вынес бы такой литературы, но человеку, читавшему Фрейда и Конан Дойла (очень кстати) и не такое по плечу.
Первое, что пришло в голову, узнать в Википедии, а здоровая ли была психика у этого человека. Об это ни слова, но у знала кое-что интересное: человек написавший совершенно не простую в прочтании книгу «Роза мира» оказался вторым сын Леонида Андреева — Даниилом Андреевым. Кроме того, в 1902 году Леонид Андреев женился на А. М. Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко.
Повесть о священнике Василии Фивейском производит очень сильно впечатление, несчастья сопровождают героя и его близких всю жизнь, на нем словно печать фатума, а он борется с этим силою своего духа. Как по мне, так это повесть- раздумье о религии и Боге. Не смотрите ужастики по ТВ, читайте таких писателей!
Очень хороши стиль и язык, зрительные, слуховые образы переданы прекрасно. Потрясающе обрисованы герои:точно, метко, живо. Драматизм повести цепляет и увлекает еще и тем, что поступки героев не предсказуемы. Есть в ней что-то загадочное, сложное в понимании, а потому увлекательное. Хочется разгадать как ребус. Однако повесть затянута, две страницы можно читать гнетущие и очень красочные описания ночи, метели, душевного состояния героев. Без всяких действий — это много, это утомляет и давит на психику. Сам герой повести почти не понятен читателю, не понятны как сейчас говорят, его мотивы — мотивация.
Противоречия повести:
Очень глубоко верующий человек несколько раз резко и жестко вступает в полемику с Богом, предъявляя ему претензии в несовершенстве и жестокости мира.
Человек верующий, полный библейского терпения совершает добрые дела, но все оборачивается против него, оборачивается смертью и неудачами. Как так? Либо нельзя так исступленно верить в Бога, либо вообще вера не имеет смысла. Я не знаю, что задумал писатель, но логика мне подсказала такие мысли. Вот вроде все. Выпустила пар. Может случайно забредшему одиннадцатикласснику этот пост что-то прояснит.
Писатель не ЧИтанный, мало известный, но как оказалось много его произведений экранизировано. Ну-да, киношники любят драмы.
Социальная среда, в которой живет Василий Фивейский
Социальная среда, в которой живет Василий Фивейский, является одной из ключевых составляющих его жизни и характера. Он родился и вырос в бедной семье, где не было ни достатка, ни образования. Василий вынужден был работать с самого раннего возраста, чтобы помочь своей семье выжить. Он не имел возможности получить хорошее образование и развиваться в профессиональном плане.
Однако, несмотря на все трудности, Василий не терял надежды и верил в лучшее будущее. Он был человеком сильной воли и упорства, который не сдавался перед трудностями. В своей социальной среде он был уважаемым и любимым человеком, который всегда был готов помочь своим близким и друзьям.
Однако, жизнь Василия Фивейского не была легкой. Он сталкивался с множеством проблем и трудностей, которые были связаны с его социальным статусом. Он не имел возможности получить высшее образование и занимать высокие должности. Его жизнь была ограничена рамками его социальной среды, и он не мог реализовать свой потенциал в полной мере.
Тем не менее, Василий Фивейский оставил яркий след в истории своей страны. Он был человеком, который не боялся бороться за свои права и интересы. Его жизнь и судьба стали символом борьбы за свободу и справедливость.
Анализ произведения
Сюжет произведения не редко сопоставляют с Книгой Иова. Но повесть лишь внешне похожа на историю из Библии. Иов терпел несчастья и понял, что не может постичь Бога. Он стал смиренным. А Василий в ярости кричит: «Зачем я верил?». Произведение Андреева — это смелая попытка пошатнуть основные религиозные убеждения — веру в чудеса. Автор написал историю, наполненную драматизмом, где измученный горем священник превращается в богоборца.
Он решает с помощью своей веры воскресить покойного. Но чуда нет, вера разрушена. В произведении Андреева чувствуется ощущение неудовлетворения и непонимания, дух протеста и ярости. Над символическими слоями произведения находится реалистичная нотка, которая рассеивает иллюзии и призраки. Анализ повести позволяет увидеть через нее символизм, что писатель призывает к осознанному и разумному сражению.
Предыдущая запись «Зойкина квартира» — краткое содержание пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова
Следующая запись «Обезьяний язык» — анализ рассказа Михаила Зощенко
Популярные сегодня пересказы
- Федра — краткое содержание трагедии Сенеки У Тесея в браке с амазонкой Антиопой рождается сын Ипполит, а спустя время прекрасная амазонка умирает, и Тесей приводит в дом новую жену Федру, являющуюся для Ипполита мачехой.
- Краткое содержание сказки Сказание о гордом Аггее Гаршина В одном государстве правил гордый и властный царь. Звали его Аггей. Друзей он не имел, и все враги его боялись. Народ не бунтовал, все жили смирно, боясь разгневать своего правителя
- Кисель — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Постаралась кухарка на славу, сварила вкусный кисель. Детки все пальцы облизали, господа похвалили за угощение. Сладкое получилось блюдо, мягкое гостей не стыдно угостить. Велели хозяева варить кисель ежедневно.
- Дракон — краткое содержание сказки Шварца На кухне у очага вольготно расположился кот. Уставший с дороги путник, которого звали Ланцелот зашёл в дом. Он позвал хозяев, но в ответ никто не отозвался, и тогда он обратился к коту. Тот рассказал, что хозяин архивариус Шарлемань
Злой рок и гибель сына
Отец Василий окончил семинарию, стал священником и женился. Вскоре у батюшки появились на свет дочь и сын. Святой отец постепенно строил свою жизнь, будучи счастливым в семье. Однако через 7 лет злой рок начал преследовать священника — у него утонул в речке сын, вскоре начала с горя пить супруга. В храме главный герой также не находил покоя, староста деревни открыто его презирал, а люди сторонились и не приходили на службу. В обязанности главного героя входили:
- воскресные службы;
- помощь односельчанам;
- восстановление местного храма.
Супруга священника каждый день пила, требуя по вечерам от степенного мужа ласк и зачатия сына. Вскоре её страсть побеждает — рождается мальчик, которого в честь покойного ребенка называют Василием. Но становится ясно, что появившийся на свет ребёнок болен психическим недугом.
Страшная потеря супруги
После принятия решения оставить служение Богу на несколько месяцев в доме Василия наступает спокойствие. Это время его душа отдыхает, а чувства супруги постепенно оттаяли, она оставила свою пагубную страсть к алкоголю и всецело занималась с детьми. В конце июля, когда отец Василий занимался покосом травы, в доме вспыхивает пожар, в котором сгорает заживо его жена. Это стало страшным ударом для главного героя. Он вновь задумался о смысле жизни и своей связи с Богом.
Его вместе с дочерью и сыном приютил старый дьякон, который уверял, что в каждом явлении можно видеть проявление желаний Бога. Василий стал думать, что произошедший пожар — это знак свыше. Ему, словно евреям в пустыне, Господь хочет показать, как жить дальше. На следующее утро отец Василий смиренно принял все свои невзгоды, отправил к сестре в город дочь, а вместе с сыном начал строить новый бревенчатый дом и пытаться наладить хоть какой-то быт.
2 вариант
Данное творение можно назвать поистине философской работой. Красной нитью через него проходит вопрос веры, а также некоего злого рока. Автор использует достаточно большое количество гипербол, символов, олицетворений. Преобладает лирико-субъективное начало.
Образ отца Василия достаточно выразителен. Андреев не напрасно уделяет много времени его глазам – ведь это зеркало души. Тем не менее, данный герой довольно противоречив – ведь его все же обвиняют в своеволии и богоотступничестве.
Постепенно обстановка в произведении нагнетается. На авансцену выходит мотив безумия, который довольно часто повторяется.
Довольно значительную роль играют описания природы – они словно оттеняют героев и находятся с ними в некоем взаимодействии. Тем не менее, природа живет самостоятельной жизнью. Иногда кажется, что обстановка за окном меняется в унисон с переживаниями героев.
Сложно сказать, преследовал ли писатель такую цель намеренно – но, так или иначе, подобное имеет место.
Образ отца Василия напоминает Иова, проповедника из Библии. Но в то же время, герой Андреева не раз восстает против религиозных догм – несмотря на то, что его можно назвать «божьим человеком», он имеет свое мнение и свой особый взгляд на вещи, потому далеко не всегда готов мириться с действительностью.
Можно сказать, что он испытывает духовную неполноту и некую жажду, которую тщетно стремится утолить. Отец Василий находится в нравственно-религиозных поисках: он согласен иметь прочную веру и вести праведную жизнь, да вот только не уверен он в этой прочности.
Главный герой старается познать все грани веры и ее отсутствия, дабы понять, стоит ли посвящать свою жизнь служению Господу, полагаясь лишь на слепое доверие. Порой жизненные обстоятельства мотивируют его на это, а порой вынуждают действовать вразрез с библейскими канонами.
Присутствует параллелизм между судьбами Василия и попадьи. Они оба стремятся обрести и сохранить веру. Но духовные искания героев граничат с тотальным осуждением народной веры – к слову, эти порывы так и не возымели никакого окончательного эффекта. В произведении присутствует чувство незавершенности – даже при прочтении концовки.
Вполне очевидно, что герои так и не смогли прийти к финалу своих изысканий, не смогли примириться с окружающей действительностью, которая порой беспощаднее самого лютого и безжалостного зверя.
Исповедь нищего калеки
В канун Великого поста к отцу Василию в церковь пришел нищий калека, который делает ему страшное признание. Десять лет назад он в лесу изнасиловал девочку, после чего задушил и закопал ее. Уже несколько лет злодей рассказывает священникам свою тайну, он выдумывает новые подробности, приукрашивая совершенное им преступление. Никто из святых отцов не поверил калеке в этом страшном злодеянии, лишь главный герой сопереживает содеянному, будто сам совершил это убийство.
Он падает ниц перед калекой, взывая через него к Богу и уверяя, что, совершив такое страшное преступление, он всё же окажется в раю вместе со святыми. В Страстную пятницу главный герой принял решение снять сан, уехать с семьей в другой город и попытаться наладить обычную мирскую жизнь. Именно в этот миг он понял, что попросту не создан для служения Богу, так как сомневается в своей вере.