Краткое содержание жизнь и судьба гроссман

Жизнь и судьба - краткое содержание романа гроссмана

Мы изучаем — Жизнь и судьба — краткое содержание романа Гроссмана. Подсказки школьнику

События произведения разворачиваются в период Великой Отечественной войны.

Действие романа начинается на территории концлагеря в Западной Германии, куда попадает Михаил Мостовский, попавший плен во время Сталинградской битвы. В плену Мостовский сталкивается с соотечественниками, по-разному воспринимающими происходящее. Засыпать ему приходится под молитвы итальянского священника, а споры с представителями толстовцев и меньшевиков укрепляют волю русского солдата и помогают ему сохранить жажду жизни в адских условиях.

Затем действие переносится в Сталинград, куда направляют политработника Крымова с целью разрешения конфликта между командиром и комиссаром стрелкового батальона. Однако Крымову ничего не удается сделать, поскольку солдаты оказываются к его приезду погибшими в бою.

Потом повествование развивается вокруг семья ученого-ядерщика Виктора Штрума, которая оказывается в эвакуации в Казани. Супруга Виктора Людмила очень переживает за своего сына от первого мужа, поскольку он находится на передовой. В этот момент приходит письмо от матери Штрума, еврейки по национальности, находящейся в оккупации. В письме мать прощается с сыном, понимая, что ее ждет скорая смерть. Виктор обвиняет жену в ее скверном характере, не позволившим матери проживать вместе с ними в Москве, результатом чего становится ее гибель.

К Людмиле приходит новость о ранении сына и отправляется к нему в госпиталь, однако не успевает, поскольку сын умирает от тяжелых ранений.

Параллельно автор рассказывает о командире танковой бригады Гетманове, который до начала войны являлся активным доносчиком. Во время боевых действий он не прекращает отравлять обвинительные кляузы на своих сослуживцев, выбрав на этот раз командира батальона в лице генерала Новикова, прямого, честного офицера, предпринимающего попытки для предотвращения бессмысленных человеческих жертв. Новиков влюблен в сестру Людмилы Штрум Женю Шапошникову, которая перед началом войны оставляет своего мужа Крымова, поскольку расходится с ним в политических взглядах. Женя также симпатизирует Новикову, однако понимает, что в случае ареста Крымова она не сможет его бросить навсегда.

Затем писатель повествует о военном хирурге Софье Осиповне Левинтон, которая становится пленницей немецкого концлагеря. По дороге в лагерь евреев грузят в товарный поезд, где женщина наблюдает полную деградацию человека в достаточно короткие сроки. В вагоне Софья Осиповна встречает шестилетнего еврейского мальчика Давида, которого берет под свою опеку.

Семья Штрума возвращается из эвакуации и ученый попадает под гонения со стороны властей, однако благодаря Сталину его оставляют в лаборатории, поскольку он является перспективным ученым в области ядерной энергетики. При этом Виктора вынуждают подписать документ, свидетельствующий об отсутствии в стране репрессий в научной сфере. Однако это не спасает ученого от ареста и он оказывается в тюремной камере.

Унамуно «Авель Санчес» — краткое содержание

Унамуно

— все произведения Страница: Книга открывается коротким авторским уведомлением, что после смерти Хоакина Монегро в его бумагах были обнаружены записки, что-то вроде «Исповеди», обращенной к дочери покойного. Записки эти кое-где иллюстрируют историю, рассказанную автором.

Авель Санчес и Хоакин Монегро росли вместе с младенческих лет, с той поры, когда с ними прогуливались кормилицы. С детства Хоакин выказывал более волевой характер, чем его приятель; зато тот, уступая, всегда умел поставить на своем. Поэтому за Хоакином укрепилась слава резкого и неприятного человека, а за Авелем — милого и славного. Хоакин избрал своим поприщем медицину, а Авель решил посвятить себя живописи. Страстно влюбленный в свою кузину Елену, Хоакин сильно страдает: девушка не отвечает взаимностью на его любовь, но и не отвергает её, играя чувством молодого человека. Когда Хоакин знакомит Авеля с Еленой, художник, потрясенный красотой девушки, решает написать её портрет

Работа над ним завершается их помолвкой, а затем и свадьбой, портрету же суждено стать той первой картиной, после которой внимание публики всегда будет сопровождать Авеля. Хоакин сильно переживает успех своего друга: страдания влюбленного усугубляются уверенностью, что он родился отверженным, которого нельзя любить, а также подозрением, что Авелем двигала не столько любовь к Елене, сколько желание унизить Хоакина

Молодожены уезжают в свадебное путешествие, а Хоакин с головой уходит в занятия наукой, ища в ней забвения от своего горя. По возвращении Авель тяжело заболевает и оказывается на грани жизни и смерти. Спасение его целиком зависит от Хоакина, который — не без внутренней борьбы — находит в себе силы сделать все для спасения Авеля; тот поправляется.

Хоакин решает жениться, хотя не верит ни в свою способность кого-то полюбить, ни в то, что он может вызвать ответное чувство. Он связывает свою судьбу с Антонией, воплощением нежности и сострадания, которая, почувствовав в Хоакине затаенную боль, полюбила его. После свадьбы Хоакин продолжает работать как одержимый — он мечтает, чтобы его слава врача затмила известность Авеля-художника, которая все растет. Вся жизнь Хоакина подчинена мучительному, изматывающему его душу соперничеству с Авелем, в презрении которого он твердо уверен, и борьбе с ненавистью к бывшему другу, на которую уходят все его силы. Ударом становится для Хоакина известие, что Елена ждет ребенка: и здесь он ощущает превосходство Авеля, ведь у них с Антонией пока нет детей. Мальчика называют Авелином, в честь отца. А скоро и у Антонии рождается ребенок — дочь Хоакинита, к которой отец необычайно сильно привязывается. Его любовь к дочери проистекает не только из естественных родительских чувств, но и из надежды, что ребенок поможет его духовному обновлению, поможет ему избавиться от обуревавших его недобрых мыслей об Авеле Санчесе.

Тем временем Авель, уже прославленный художник, пишет картину «Авель и Каин», навеянную «Каином» Байрона. Хоакин же склонен видеть в этом полотне отражение их сложных отношений и своих страданий, о которых художник не подозревает. Страница:

Сериал Жизнь и судьба

Экранизация одноименного романа Василия Гроссмана. «Жизнь и судьба» – портрет эпохи, главным событием которой стала война. В фильме поднимается важнейший вопрос о насилии и свободе, о причинах тотальной покорности человечества перед лицом тотального насилия.

«Жизнь и судьба» на канале «Россия»: жизнь великой страны, судьба всех и каждого.

Количество серий в многосерийном фильме «Жизнь и судьба» – 12.

Сюжет сериала Жизнь и судьба

«Жизнь и судьба» – это фильм о людях, которым выпало жить в то время, когда врагов хватало и внутри страны, и за ее пределами, когда во имя Победы можно было поступиться всем. Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» – многослойный, с огромным количеством линий и действующих лиц. Но режиссер фильма Сергей Урсуляк решил сосредоточиться на судьбе ученого Виктора Штрума, работающего над созданием атомной бомбы, его семьи, а также на отношениях между комиссаром Крымовым, Женей Шапошниковой и полковником Новиковым… Большую часть картинного времени занимает сама Сталинградская эпопея.

События фильма «Жизнь и судьба» разворачиваются в 1942–1943 годах. Идет оборона Сталинграда. Еврей Виктор Штрум – очень талантливый физик-ядерщик – работает над созданием атомной бомбы. Родные Штрума погибли в гитлеровских лагерях и застенках НКВД, а на него самого начались гонения. Ученого могло спасти только его изобретение, которое заинтересовало Сталина. Государству необходимо такое мощное оружие.

Изобретателю предстоит сделать выбор: оставаться верным науке и работать на «вождя нации» или отказаться от своего призвания и расстаться с жизнью.

Актеры и персонажи сериала Жизнь и судьба

Главный герой картины «Жизнь и судьба» – еврей Виктор Павлович Штрум (Сергей Маковецкий), талантливый физик-ядерщик. Ему предстоит сделать выбор: остаться верным науке или своим убеждениям.

Комиссар Крымов (Александр Балуев). Судьба этого человека, рыцарски преданного идеям революции, честного и прямого, приводит его к несогласию с самим собой. Когда-то комиссар Крымов, убежденный в том, что защищает интересы страны, написал донос на заподозренного им в неблагонадежности Грекова. А позже – это несчастный человек, по-новому осмысливший свой тогдашний поступок и полностью переменивший свои взгляды на происходящие в стране события.

Новиков (Евгений Дятлов) – умный, совестливый комкор, который не может относиться к солдатам как к живой силе и побеждает врага военным умением на поле боя.

Людмила (Лика Нифонтова) – жена гениального физика-ядерщика Штрума.

Съемки сериала Жизнь и судьба

Съемки сериала «Жизнь и судьба» проходили в Москве, Самаре, под Ярославлем, Рязанью и недалеко от Санкт-Петербурга.

В столице снимали эпизоды, связанные с московской жизнью ученого и его семьи.

В Москве уже довольно сложно найти места для съемок исторических картин, однако это обстоятельство не повлияло на решение режиссера фильма «Жизнь и судьба».

Съемки некоторых эпизодов фильма «Жизнь и судьба» проходили в Самаре, в исторической части города, а также на окраинах Самары – в Куйбышевском и Красноглинском районах, в том числе на мосту через реку Сок.

Сцены картины «Жизнь и судьба» сняты на фоне старинных особняков, в квартирах, сохранивших элементы интерьеров военного времени. Один из эпизодов снят в современном здании самарской филармонии, которая на время преобразилась в концертный зал периода Великой Отечественной войны.

Съемочной группе фильма «Жизнь и судьба» не пришлось особо «декорировать» старую деревянную Самару. Всего несколько штрихов: вывеска с адресом, заклеенные бумагой окна и автомобили тех времен – помогли с точностью воспроизвести обстановку военного времени.

Интересные факты о сериале Жизнь и судьба

Для достоверного воссоздания в фильме «Жизнь и судьба» событий переломного 1943 года были выстроены беспрецедентные художественные декорации фрагментов улиц Сталинграда, мест ожесточенных боев, созданы диорамы сражений, макеты зданий и военной техники, задействовано большое количество игрового ретро-транспорта, специальных сценическо-постановочных средств.

http://fb.ru/article/192074/v-grossman-jizn-i-sudba-kratkoe-soderjanie-i-analiz-obrazov-geroevhttp://www.syl.ru/article/291051/vasiliy-grossman-jizn-i-sudba-antistalinskogo-pisatelyahttp://www.vokrug.tv/product/show/zhizn_i_sudba/

голоса

Рейтинг статьи

Крымов

Множество персонажей поместил в свой роман Гроссман («Жизнь и судьба», напомним, сегодня нами обсуждается). Но основных немного, среди них комиссар и большевик Крымов. Он верой и правдой всю жизнь служил делу революции. В его понимании «благо» — это то, что приносит государству пользу. Долг перед Советским Союзом для него превыше всего. Даже в военное время, когда вокруг гибнут люди и нужно думать о спасении себя и Родины, он приезжает в Сталинград, чтобы проследить за Грековым, который, по слухам, ругает сталинский режим.

Оказавшись в застенках Лубянки, Крымов по-новому смотрит на прожитую жизнь, осознает свои ошибки. Его терзают угрызения совести за донос на Грекова.

Параллели между Советским Союзом и гитлеровской Германией

Пожалуй, это главная причина запрета романа. В «Жизни и судьбе» два анта­гонистических режима, нацистский и большевистский, уподоблены друг другу. Оба они основаны на нетерпимости к инакомыслию, репрессивной политике, преклонении перед вождем и фальси­фикации истории. Эти парал­лели не прос­то намечены пунктиром — Гроссман настаивает на сходстве тоталитарных систем.

Наиболее четко и развернуто эта идея выражена в 15-й главе второй части ро­ма­на. Твердо­камен­ный, непоколебимый в своей вере большевик Мостовской находится в немецком лагере. Среди ночи его будят и ведут к коменданту — Лиссу. Мостовской ожидает пыток и издевательств, однако Лисс исключи­тельно учтив:

Мостовской отказывается отвечать Лиссу, но в ду­ше сомневается — эсэсовец в чем-то прав. Позже, в изоляторе, он размышляет: «Если б я верил в Бога, то решил бы, что этот страшный собесед­ник мне послан в наказа­ние за мои сомнения».

Мы не знаем до конца, солидарен ли Грос­сман с сомнениями Мостовского, но боль­шевик, который не одержал уверенной идеологической победы над эсэсовцем, — такой эпизод советская цензура, безусловно, не могла пропус­тить.

С начала войны образ нацистской Германии был четко определен советской прессой и историо­графией. Победа над армией Третьего рейха была необхо­дима, кроме прочего, как свидетельство исторического превосходства СССР над капиталистическим миром. Переоценка этого не допускалась.

Тема антисемитизма

Одна из важнейших тем романа — холокост. Гроссман раскрывает ее в целом ряде глав.

Так, в 44-й главе первой части повествуется о бухгалтере Науме Розенберге. В концлагере его сделали бреннером — тем, кто вскрывает могилы, выкапывает и сжигает трупы. По сути, здесь он работает по профессии, только теперь счи­тает не абстрактные циф­ры на бумаге, а кубометры дров на число убитых евре­ев. Постепенно он лишается рассудка.

Героиня 46-й главы — Наташа Карасик, девушка, которая чудом выжила во время массового расстрела. Выбравшись из полу­засыпанного рва, она направилась к городу, где раньше жила. Как и Наум, Наташа сходит с ума. На городской площади, отжав пропитан­ную кровью рубашку, она присо­единяется к народному гулянью.

Евреи из Венгрии в Аушвице. Июнь 1944 года Galerie Bilderwelt / Getty Images Гроссман не ограничивается описанием лишь антисемитизма нацистов — те же пороки он обнаруживает в советском обществе.

Подобно матери Гроссмана, Анна Семеновна, мать главного героя «Жизни и судьбы» Виктора Штрума оказалась в зоне оккупации, и перед смертью ей удается отправить сыну письмо. В нем, кроме прочего, Анна Семенов­на с горечью отмечает, что бывшие добрые соседи отвора­чиваются от нее. Более того, жена дворника не скрывала своей радости от того, что «жидам конец». Некий пожилой педагог, который всегда хорошо относился к Штруму и его матери, теперь перестал с ней здороваться и говорил в немецкой комендатуре, что в воздухе наконец перестало пахнуть чесноком.

Однако Гроссман идет дальше. Он демонстрирует, что советский бытовой антисемитизм — это метастазы антисеми­тизма государственного: «В тота­ли­тарных странах, где общество отсутствует, анти­семитизм может быть лишь государствен­ным». Такой тип антисемитизма — это всегда «свидетельство того, что государство пытается опереться на дураков, реакционе­ров, неудач­ников, на тьму суеверных и злобу голодных».

Подобные суждения, безусловно, грубо нарушали стройность советской идео­логической системы. С официальной точки зрения СССР был интер­на­циональ­ным государством. Представители всех этносов были в нем равны. Все они — члены большой семьи советских народов. Гроссман показывает, что на деле это не так. Анти­семитизм в его романе стал еще одной параллелью между СССР и гитлеровской Германией.

Упоминания о последствиях политических репрессий и коллективизации

Гроссман в романе не осуждает политичес­кие репрессии как таковые, они — ожидаемая и закономерная составляющая сталинской системы. Однако ника­кие закономерности не оправдывают то, что осужденные по политическим делам — пусть даже виновные люди — в ГУЛАГе оказы­вались лишены права на человеческое достоинство. Их статус не просто был ниже статуса уголов­ников: настоящие преступ­ники — убийцы, воры и насильники — имели над политзэками почти полную власть.

Внутренний вид жилого барака Панышевского исправительно-трудового лагеря. 1940-е годы РИА «Новости» В 40-й главе первой части книги описана жизнь лагерного барака. Все ведут себя по-разному. Одни политические развлекают уголовников, чтобы зару­чить­ся их поддерж­кой или просто задобрить. Рядом вор Колька Угаров тре­бует от политзэка, Абрама Рубина, работающего лагерным фельд­шером, выписать ему освобожде­ние от работы. Рубин отказывается, умоляя Угарова, чтобы тот понял его, вошел в его поло­жение. И в ответ слышит: «Я понял. Теперь ты поймешь».

До следующего утра Рубин не дожил: «Убийца приставил к его уху во время сна большой гвоздь и затем сильным ударом вогнал гвоздь в мозг».

Один из товарищей Рубина мучается угрызениями совести. Ведь «сотни силь­ных людей, объединившись, могли за две минуты справиться с убийцей, спас­ти товарища». Вместо этого все ждали, когда умирающий затихнет. Все боя­лись и покорствовали. Но ведь и «покорность не от пустяков, рождена опытом, знанием лагерных законов». Если бы они предотвратили убийство, потом бы все равно погибли от воров­ского ножа: «Сила барака — минутная сила, а нож всегда нож». По Грос­сману, самое страшное здесь даже не само убийство, а то бы­товое спокойствие, расчет, с которым об этом думают наблюдающие его люди.

Выселение кулацкой семьи. 1930 год РИА «Новости» Еще одна трагедия советского общества, которую описывает Гроссман в воспо­минаниях своих героев, — коллективизация. Одна из самых драма­тичных — история семьи майора Ершова. В 1930 году, когда он служил в армии, его отец, честный труженик, был раскулачен и выслан вместе с его матерью и сестрами на Северный Урал. Ершов разыскал их поселок и там же узнал, что из всей семьи выжил только отец.

Отец рассказал ему:

В романе достаточно много отсылок к трагичес­ким событиям 1920–30-х годов. Даже после ХХ съезда КПСС 14–25 февраля 1956 года., на котором Никита Хрущев публично осудил политику Сталина, поднимать эти темы не позво­лялось.

Культурно-политическая ситуация изменилась осенью 1961 года, после XXII съезда КПСС, когда начался новый виток так называемой десталини­зации. Начали демонтировать памятники Сталину, переименовывать города, назван­ные в его честь, тело Сталина вынесли из мавзолея и т. п. Имен­но в этот мо­мент Александр Солжени­цын представил в журнал «Новый мир» рассказ «Щ-854. Один день одного зэка». В ноябре 1962 года он, переведенный в ранг повести, был опубликован под заглавием «Один день Ивана Денисо­вича» и стал абсолютной сенсацией.

Обложка первого отдельного издания рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисо­вича». 1963 год Издательство «Советский писатель» Здесь уместно задаться вопросом, была бы судьба гроссмановского романа счастливее, если бы рукопись была представлена редакторам после XXII съезда. Точного ответа дать, конечно, нельзя, но скорее всего нет. По обличительной силе роман Гроссмана существенно превышает «Один день Ивана Денисо­вича». Мир, изображен­ный Солженицыным, страшен и несправед­лив. Но там нет издевательств следователя над комиссаром, отдавшим жизнь партии, нет критики увенчан­ных боевой славой генералов. И тем более нет сравнений СССР с Третьим рейхом. И если «Один день Ивана Денисовича» мог быть про­читан и воспринят с оптимизмом, то «Жизнь и судьба» — нет.

Сталинград – Москва

Множество сложных и трагических судеб изобразил Василий Гроссман. «Жизнь и судьба» (краткое содержание произведения дает возможность лишний раз убедиться в этом) – роман, в котором нет жизнерадостности соцреализма и обязательного счастливого финала. Поэтому, характеризуя жанр этого произведения, необходимо убрать часть «соц», оставив только слово реализм.

Крымов получает приказ отправляться в Сталинград. Там он должен навести порядок в стане союзников, глава которого, Греков, ведет с бойцами антисталинские разговоры. В случае необходимости Крымов может и устранить от командования Грекова.

Крымов поглощен одной идей – уличить командира в антисоветчине. В итоге он идет писать донос. Но не успевает – Греков со своими бойцами гибнет. Однако бумага успевает сделать свое черное дело: командиру не присваивают посмертного звания Героя Советского Союза.

Повествование возвращается к описанию концлагеря, где пребывает Мостовский. Здесь пытаются создать подпольную организацию, но между заключенными нет единства, многие не доверяют друг другу. Так, комиссар Осипов подозревает в нечестных помыслах Ершова, выходца из раскулаченной семьи, боится, что тот может получить большую власть в группировке. Против Ершова выступает и Котиков, сторонник сталинских методов. В итоге принимается решение подложить карточку Ершова в тот ящик, где лежали данные выбранных для отправки в Бухенвальд. Мостовскому не нравится эта затея, но он соглашается с большинством. В то же время неизвестный рассказывает об организации немцам, которые тут же уничтожают всех ее участников.

Штрум возвращается в Москву вместе с институтом, где работает. Заканчивает и публикует работу по ядерной физике, которая тут же вызывает интерес и высокие оценки. В итоге ее выдвигают на Сталинскую премию. Между тем отношение к евреям в институте ухудшается. Попытки Штурма вступиться за них приводят к тому, что и его положение оказывается весьма шатким.

Временами Штрум видится с Марией Соколовой. Постепенно он понимает, что любит женщину, и она отвечает ему взаимностью. Но Мария Ивановна замужем, и супруг вскоре узнает о ее чувствах. Соколов берет с жены обещание более не встречаться со Штрумом. В это же время на физика начинаются гонения.

Мой первый гусь

Корреспондент газеты «Красный кавалерист» Лютов (рассказчик и лирический герой) оказывается в рядах Первой Конной армии, возглавляемой С. Буденным. Первая Конная, воюя с поляками, совершает поход по Западной Украине и Галиции. Среди конармейцев Лютов — чужак. Очкарик, интеллигент, еврей, он чувствует к себе снисходительно-насмешливое, а то и неприязненное отношение со стороны бойцов. «Ты из киндербальзамов… и очки на носу. Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки», — говорит ему начдив шесть Савицкий, когда он является к нему с бумагой о прикоман­ди­ровании к штабу дивизии. Здесь, на фронте, лошади, страсти, кровь, слезы и смерть. Здесь не привыкли церемониться и живут одним днем. Потешаясь над прибывшим грамотеем, казаки вышвыривают его сундучок, и Лютов жалко ползает по земле, собирая разлетевшиеся рукописи. В конце концов, он, изголодавшись, требует, чтобы хозяйка его накормила. Не дождавшись отклика, он толкает ее в грудь, берет чужую саблю и убивает шатающегося по двору гуся, а затем приказывает хозяйке изжарить его. Теперь казаки больше не насмехаются над ним, они приглашают его поесть вместе с ними. Теперь он почти как свой, и только сердце его, обагренное убийством, во сне «скрипело и текло».

Освободить книгу считается невозможным

Василий Гроссман писал самому Хрущеву с просьбой освободить из-под ареста его творение. Он долго добивался аудиенции с членами правительства, в конечном итоге его принял Суслов. Он сказал автору, что о возврате книги даже и речи быть не может. Так же он «успокоил» Гроссмана, сказав, что его шедевр могут опубликовать, но только через 300 лет!

Василию запретили писать, и он начал угасать. У него развился рак почек, и он умер после операции 14 сентября 1964 года.

Только в 2013 году, 25 июля, сотрудники ФСБ освободили из-под заключения рукопись «Жизнь и судьба». Эта рукопись хранится в Министерстве культуры.

Публикация

В СССР опубликован роман был в 1988 году. Связано это было с тем, что совершенно не соответствовало линии партии творение, которое сочинил Гроссман. «Жизнь и судьба» (отзывы роман первоначально получил не просто страшные, а ужасные) был признан «антисоветским». После все экземпляры были конфискованы КГБ.

После того как рукопись была изъята, Гроссман обратился в письме к Никите Сергеевичу Хрущеву с просьбой объяснить, что ждет его книгу. Вместо ответа писателя пригласили в ЦК, где объявили, что книгу печатать не будут.

Только у Семена Липкина (советский поэт) сохранилась единственная копия произведения, которая была вывезена заграницу в 70-е годы и там, в Швейцарии, опубликована в 1980-м.

Сталинград — Москва

Множество сложных и трагических судеб изобразил Василий Гроссман. «Жизнь и судьба» (краткое содержание произведения дает возможность лишний раз убедиться в этом) – роман, в котором нет жизнерадостности соцреализма и обязательного счастливого финала. Поэтому, характеризуя жанр этого произведения, необходимо убрать часть «соц», оставив только слово реализм.

Крымов получает приказ отправляться в Сталинград. Там он должен навести порядок в стане союзников, глава которого, Греков, ведет с бойцами антисталинские разговоры. В случае необходимости Крымов может и устранить от командования Грекова.

Крымов поглощен одной идей – уличить командира в антисоветчине. В итоге он идет писать донос. Но не успевает – Греков со своими бойцами гибнет. Однако бумага успевает сделать свое черное дело: командиру не присваивают посмертного звания Героя Советского Союза.

Повествование возвращается к описанию концлагеря, где пребывает Мостовский. Здесь пытаются создать подпольную организацию, но между заключенными нет единства, многие не доверяют друг другу. Так, комиссар Осипов подозревает в нечестных помыслах Ершова, выходца из раскулаченной семьи, боится, что тот может получить большую власть в группировке. Против Ершова выступает и Котиков, сторонник сталинских методов. В итоге принимается решение подложить карточку Ершова в тот ящик, где лежали данные выбранных для отправки в Бухенвальд. Мостовскому не нравится эта затея, но он соглашается с большинством. В то же время неизвестный рассказывает об организации немцам, которые тут же уничтожают всех ее участников.

Штрум возвращается в Москву вместе с институтом, где работает. Заканчивает и публикует работу по ядерной физике, которая тут же вызывает интерес и высокие оценки. В итоге ее выдвигают на Сталинскую премию. Между тем отношение к евреям в институте ухудшается. Попытки Штурма вступиться за них приводят к тому, что и его положение оказывается весьма шатким.

Временами Штрум видится с Марией Соколовой. Постепенно он понимает, что любит женщину, и она отвечает ему взаимностью. Но Мария Ивановна замужем, и супруг вскоре узнает о ее чувствах. Соколов берет с жены обещание более не встречаться со Штрумом. В это же время на физика начинаются гонения.

Похожие книги на Василий Гроссман — Авель (Шестое августа)

Книги похожие на Василий Гроссман — Авель (Шестое августа) читать онлайн бесплатно полные версии.

  • Краткое описание

    Юрий Трифонов — Обмен

    Юрий Трифонов

  • Краткое описание

    Андрей Платонов — Никита

    Андрей Платонов

  • Краткое описание

    Людмила Улицкая — Бумажная победа

    Людмила Улицкая

  • Краткое описание

    Дина Рубина — Двойная фамилия

    Дина Рубина

  • Краткое описание

    Владимир Набоков — Машенька

    Вниманию читателя предлагается первый и наиболее автобиографичный роман всемирно известного русско-американского писателя, одного из крупнейших прозаиков XX века, автора знаменитой «Лолиты» Владимира Набокова. «Машенька» (1926) – книга о «странностях воспоминанья», о прихотливом переплетении жизненных узоров прошлого и настоящего, о «восхитительном событии» воскрешения главным героем – живущим в Берлине русским эмигрантом Львом Ганиным – истории своей первой любви. Роман, действие которого охватывает всего шесть дней и в котором совсем немного персонажей, обретает эмоциональную пронзительность и смысловую глубину благодаря страстной силе ганинской (и авторской) памяти, верной иррациональным мгновениям прошлого.

    Владимир Набоков

  • Краткое описание

    Дина Рубина — Терновник

    Дина Рубина

  • Краткое описание

    Ирина Полянская — Утюжок и мороженое

    Ирина Полянская

  • Краткое описание

    Валентин Черных — Москва слезам не верит

Гедали

Лютов видит старых евреев, торгующих у желтых стен древней синагоги, и с печалью вспоминает еврейский быт, теперь полураз­рушенный войной, вспоминает свое детство и деда, поглажи­вающего желтой бородой тома еврейского мудреца Ибн-Эзры. Проходя по базару, он видит смерть — немые замки на лотках. Он заходит в лавку древностей старого еврея Гедали, где есть все: от золоченых туфель и корабельных канатов до сломанной кастрюли и мертвой бабочки. Гедали расхаживает, потирая белые ручки, среди своих сокровищ и сетует на жестокость революции, которая грабит, стреляет и убивает. Гедали мечтает «о сладкой революции», об «Интерна­ционале добрых людей». Рассказчик же убежденно наставляет его, что Интернационал «кушают с порохом… и приправляют лучшей кровью». Но когда он спрашивает, где можно достать еврейский коржик и еврейский стакан чаю, Гедали сокрушенно отвечает ему, что еще недавно это можно было сделать в соседней харчевне, но теперь «там не кушают, там плачут…».

В ролях

Актёр Роль
Сергей Маковецкий Виктор Павлович Штрум, физик-ядерщик Виктор Павлович Штрум, физик-ядерщик
Александр Балуев Николай Григорьевич Крымов, политработник Николай Григорьевич Крымов, политработник
Евгений Дятлов Пётр Павлович Новиков, полковник-танкист, любовник жены Крымова Пётр Павлович Новиков, полковник-танкист, любовник жены Крымова
Сергей Пускепалис Иван Иванович Греков, капитан-артиллерист Иван Иванович Греков, капитан-артиллерист
Лика Нифонтова Людмила, жена Штрума Людмила, жена Штрума
Антон Кузнецов майор Иван Берёзкин, комполка майор Иван Берёзкин, комполка
Полина Агуреева Евгения Шапошникова, жена Крымова Евгения Шапошникова, жена Крымова
Анна Михалкова Марья Ивановна Соколова Марья Ивановна Соколова
Вера Панфилова Надя Штрум, дочь Виктора и Людмилы Надя Штрум, дочь Виктора и Людмилы
Полина Пушкарук Катя Венгрова, радистка Катя Венгрова, радистка
Никита Тезин Толя Штрум, сын Людмилы Толя Штрум, сын Людмилы
Владимир Симонов Алексей Алексеевич Шишаков, академик Алексей Алексеевич Шишаков, академик
Рустэм Юскаев Пётр Соколов, заместитель Штрума, муж Марии Соколовой Пётр Соколов, заместитель Штрума, муж Марии Соколовой
Константин Шелестун Василий Климов, разведчик Василий Климов, разведчик
Анатолий Гущин Глушков, ординарец Берёзкина Глушков, ординарец Берёзкина
Александр Никольский Пивоваров, комиссар полка Пивоваров, комиссар полка
Виктор Шуляковский Дрелинг Дрелинг
Юлиан Малакянц Лаврентий Павлович Берия Лаврентий Павлович Берия
Константин Тополага генерал-полковник Александр Михайлович Василевский генерал-полковник Александр Михайлович Василевский
Сергей Цепов генерал-лейтенант Василий Иванович Чуйков генерал-лейтенант Василий Иванович Чуйков
Сергей Шеховцов генерал-полковник Андрей Иванович Ерёменко генерал-полковник Андрей Иванович Ерёменко
Александр Аравушкин генерал-майор Степан Савельевич Гурьев генерал-майор Степан Савельевич Гурьев
Игорь Лях полковник Николай Филиппович Батюк полковник Николай Филиппович Батюк
Анатолий Устинов комиссар Кузьма Акимович Гуров комиссар Кузьма Акимович Гуров
Ольга Дзисько Александра Владимировна Шапошникова, мать Евгении и Людмилы Александра Владимировна Шапошникова, мать Евгении и Людмилы
Роберт Ляпидевский Майзель, хирург в саратовском госпитале Майзель, хирург в саратовском госпитале
Вадим Яцук 1-й Петрушков, сотрудник лаборатории Штрума 1-й Петрушков, сотрудник лаборатории Штрума
Виктор Яцук 2-й Петрушков, сотрудник лаборатории Штрума 2-й Петрушков, сотрудник лаборатории Штрума
Дмитрий Куличков Сошкин, политрук Сошкин, политрук
Дмитрий Гусев Жихарев, боец дома Грекова Жихарев, боец дома Грекова
Юрий Лопарёв Поляков, боец дома Грекова Поляков, боец дома Грекова
Юрий Ицков Гришин, начальник паспортного стола Гришин, начальник паспортного стола
Елена Казаринова Верка Глухарева Верка Глухарева
Иван Лапин лейтенант Шуглин лейтенант Шуглин
Дмитрий Родонов старшина Саблин старшина Саблин
Владимир Гусев Толбухин Толбухин
Евгений Мундум немецкий солдат немецкий солдат
Игорь Данюшин Драгин сосед Жени Шапошниковой Драгин
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: