Краткое содержание рассказа «художники» гаршина

Краткое содержание: Художники

В этом рассказе Гаршина, читатель знакомится с повествованием одновременно о двух героях — художников Дедова и Рябинина. Интрига заключается в контрасте противопоставления одного из них, другому. Модой инженер Дедов получил наследство, которое позволяет ему оставить работу и полностью посвятить себя излюбленному делу — живописи. Этот простой и незатейливый человек, пишет свои картины для души, не задавая себе банальных вопросов: кому будут нужны его произведения, и купит ли их кто-то вообще. Упорная работа и созданные произведения — вот то, чего он желает, а если ему удается отобразить в вечности прекрасный миг или чудную игру света, он чувствует себя самым счастливым из всех ныне живущих.

Его товарищ Рябинин, с которым они познакомились в академии, изучая секреты изобразительного искусства, мучает себя вопросами о том, кому нужно искусство в целом и приобретет ли кто его картины. Товарищи часто вместе возвращаются с занятий в академии изобразительного искусства, и путь их лежит мимо пристани, где свалены всевозможные приспособления и механизмы, а также непонятные металлические конструкции. Дедов, как бывший инженер, рассказывает своему товарищу о назначение увиденных ими устройств, а в один из дней, он указывает Рябинину на котел огромных размеров, у которого разошелся сварной шов, потому он и был выброшен на эту свалку. В процессе разговора Дедов начинает объяснять, как производится ремонт подобных устройств. Он пускается в пространный рассказ о заклепках, о том, как их делают и о рабочих, которых называют «глухарями». Эти рабочие получили свое прозвище за то, что быстро теряют слух: им приходится забираться внутрь огромного, стального котла и там, изнутри, держать установленную заклепку специальными клещами. Они напирают на эти клещи грудью, а в это время мастер, со всего маху, бьет по заклепке кувалдой с противоположной стороны котла. Рябинин удивляется и замечает, что этот процесс равносилен, если бить этой самой кувалдой по груди рабочего. Согласившись с ним, Дедов отвечает, что сами эти «глухари» быстро умирают и при всем том, получают сущие гроши — сама эта работа не требует ни квалификации, ни специальной подготовки. Рябинин вдруг просит Дедова, что бы тот показал ему, как работает «глухарь». Дедов, хоть и не сразу, но соглашается и ведет друга на завод. Рябинин залезает в стальной котел и смотрит, как трудится рабочий. Когда, наконец, художник выбирается из огромной железной ловушки, он потрясен и бледен.

Рябинин решает написать картину, где будет изображен «глухарь» — увидены им рабочий, которого описал в своем рассказе Дедов. Но товарищ не одобряет его решения, он считает, что не стоит умножать само это «безобразие». Тем не менее, Рябинин с рвением берется за эту работу, и по мере создания картины, ему становится страшно от вида измученного, скорчившегося в самом углу стального котла, болезненного и оглохшего человека. Художник задается вопросом — сможет ли картина также подействовать на публику, как на него самого?

Проходит время и написанная Рябининым картина, выставленная на торги, куплена. По существующей традиции он устраивает вечер для художников — своих товарищей. Окружающие искренне радуются успеху друга, они поздравляют его и замечают, что именно Рябинин первый кандидат на получение золотой медали и права совершенствовать свое искусства за границей в течение четырех лет. После того, как все разошлись, и наступила ночь, Рябинину неожиданно становится плохо. Его мучает один кошмар: он снова на заводе где работают глухари, Рябинин сам глухарь, а его друзья все разом непрестанно бьют его по груди кувалдами или просто кулаками и палками. Кошмар реален, бедный художник испытывает страшные боли и неожиданно один из ударов обрушивается ему на голову со страшной силой…

Художник теряет ощущение реальности и погружается в бессознательное состояние. В таком виде его и нашла квартирная хозяйка. Дедов навещает своего друга в больнице, а Рябинин постепенно едет на поправку. Однако медаль и поездка за границу уже не доступны ему — он упустил время и не сдал необходимую для конкурса работу. Дедов же, опять словил свою удачу — теперь он поедет за границу совершенствовать свои навыки художника вместе с полученной им золотой медалью. Рябинин бросает искусство, живопись ему более не интересна и он желает стать учителем, для чего поступает учиться в семинарию.

Краткое содержание рассказа «Художники» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Художники». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты

Краткое содержание рассказа «Художники» Гаршина

Двое мужчин, Рябинин и Дедов, решают всецело посвятить себя искусству живописи, хотя при этом они являются совершенно разными людьми. Дедов еще достаточно молод, ранее он служил инженером, однако после получения определенного наследства он принимает решение оставить не представляющую для него интереса работу и заниматься исключительно рисованием. Начинающий художник с увлечением пишет пейзажи, искренне радуясь в те моменты, когда, как кажется ему самому, у него получается достаточно удачная и достоверная картина. В то же время Дедов абсолютно не интересуется тем, потребуется ли кому-нибудь созданный им пейзаж, будет ли это изображение полезным и нужным другим людям.

Рябинин, являющийся однокурсником Дедова по Академии художеств, расположенной в Петербурге, напротив, постоянно размышляет о том, для кого из окружающих является необходимостью не только живопись, но и все виды искусства. Эти двое нередко возвращаются вместе домой, завершив положенные им учебные занятия, и их путь обычно пролегает вдоль пристани, где имеется множество различных механических конструкций и сооружений.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Дедов охотно поясняет приятелю, в чем заключается назначение того или иного приспособления. Однажды друзья видят крупный котел, у которого явственно разошелся шов. Рябинин интересуется, каким образом возможно его починить, и товарищ рассказывает, что рабочие, осуществляющие подобный ремонт, быстро теряют слух и, как правило, не слишком долго живут, их презрительно называют глухарями.

Рябинин, проникнувшись искренним сочувствием к несчастным людям, просит Дедова найти и показать ему именно такого человека. Приятель отводит его на завод, и художник сам оказывается внутри котла, желая испытать те же ощущения, что и «глухари». Выбравшись на свободу, Рябинин чувствует себя глубоко потрясенным, он достаточно долго не в состоянии восстановить душевное равновесие, а через несколько дней объявляет другу, что желает написать портрет «глухаря». Дедов, в свою очередь, не понимает, зачем размножать столь безобразное явление, но он не в силах отговорить Рябинина от его затеи.

Художник работает, фактически не отрываясь от мольберта. В итоге он и сам начинает испытывать панический ужас перед создаваемым им изображением, его действительно пугает измученный человек, находящийся внутри котла. Рябинин надеется на то, что картина произведет на публику столь же серьезное впечатление, как и на него, и лишит обывателей их равнодушного спокойствия.

Портрет «глухаря» действительно быстро оказывается купленным. В соответствии с обычаями Академии художеств Рябинин по этому случаю должен угостить однокурсников. К тому же вскоре им предстоит завершить обучение, и именно Рябинин является основным кандидатом на диплом с отличием, который позволит ему в дальнейшем совершенствоваться в живописи за пределами родины.

Но после праздника в кругу товарищей молодой человек чувствует себя совершенно разбитым. В бреду он вновь оказывается на , он ощущает, что именно по его телу все вокруг молотят палками и кулаками.

Находящегося в бессознательном состоянии художника находит его квартирная хозяйка. Дедов тут же отправляет однокурсника в больницу и регулярно посещает его в период лечения. Рябинин понемногу приходит в себя, но понимает, что ему уже не придется получить желанной награды, ведь он не успел выставить на конкурс ни одной работы. В то же время Дедов удостаивается медали и искренне сочувствует приятелю, ведь он не соперничал с Рябининым, работая в жанре пейзажа. Друг спрашивает, собирается ли Рябинин принимать участие в аналогичном конкурсе в следующем году, но тот дает однозначно отрицательный ответ.

Через некоторое время Дедов отправляется за рубеж, чтобы продолжить изучать искусство художника, тогда как Рябинин решает навсегда отказаться от мастерства живописца, поступив в семинарию, где готовят учителей. Никто из бывших товарищей не понимает его поступка, но сам Рябинин не собирается более менять своих планов на жизнь, осознав, что картины не в силах разбудить в людях настоящие чувства.

Военная служба

События, происходившие в стране, не могли оставить в стороне молодого человека. Считая себя потомственным военным, Гаршин принимает участие в войне, которая была объявлена Россией против Турции. В одном из боев молодой человек был ранен в ногу и отправлен на лечение в госпиталь.

Даже здесь список произведений Гаршина продолжает пополняться. Рассказ «Четыре дня», который был напечатан в «Отечественных записках», написан во время прохождения лечения в военном госпитале. После этой публикации имя молодого писателя стало известно в литературных кругах, он получил широкую известность. После ранения Гаршину был дан годичный отпуск, а потом и отставка от военной службы. Несмотря на это, отличившийся военный был произведен в офицеры.

Неофициальная версия смерти Гаршина

Но, существует и другая версия, исключающая самоубийство. Её озвучил Валерий Пайков, доктор медицинских наук, богослов, писатель и поэт.

По версии Пайкова, в злополучном подъезде дома 5 по Поварскому переулку, в пролёт лестницы была встроена печь, верхняя часть которой достигала второго этажа. При падении с третьего этажа на поверхность печи сильно разбиться было невозможно. Поэтому совершать попытку самоубийства при такой высоте просто глупо. Почему он всё-таки упал – это, конечно, остаётся загадкой. Но причин для этого может много и без намерения лишить себя жизни.

При падении нога Гаршина попала между печью и лестницей, что привело к перелому. Также Пайков считает, что Гаршин получил серьёзную травму головы, а беспокойная езда в больницу по мостовой из брусчатки привела к росту гематомы. Что и стало причиной смерти молодого человека.

Впрочем, несмотря на привлекательность этой версии, все современники Гаршина были уверены в его самоубийстве. Они все предчувствовали, что это случится рано или поздно.

Гаршин и Репин

Личное знакомство с Репиным состоялось в 1882 году. Переехав в Санкт-Петербург, Илья Ефимович познакомился с группой молодых писателей, среди которых были Мережковский, Фофанов, Бибиков, Минский и другие. В будущем, некоторые из них встанут у истоков грандиозного явления русской культуры – Серебряного века. Этой группе принадлежал и Гаршин.

В Гаршине Репина привлекло нечто невиданное в других – редчайшая скромность, трогательность и яркая фотогеничность

Художник сразу обратил внимание на глаза Всеволода Михайловича – светло-карие, с длинными ресницами. Он был потрясён их стыдливостью и на всю жизнь запомнил гаршинский взгляд

Лишь однажды, в 1905 году, он встретил похожие глаза. Глаза другого гения русской литературы, Леонида Николаевича Андреева. Репин писал в воспоминаниях, что они были удивительно похожи, Гаршин и Андреев, и взглядом, и чрезвычайной красотой, и деликатнейшим характером. Только внешне Андреев был несколько выше ростом и крупнее.

Гаршину Репин тоже очень понравился. Привлекал, конечно, талант, но Гаршин оценил и личные качества Ильи Ефимовича – простоту и мягкость в общении, при этом сильный характер и острый ум. Репин написал самый известный портрет Гаршина. По нему, собственно, мы и можем почувствовать глубочайшую грусть Всеволода Михайловича. Образ томящегося от несовершенства мира человека так западает в душу, что кажутся нелепыми наши насущные трудности и проблемы. Взгляд Гаршина, одновременно вопрошающий и истошный, трогательный и смиренный, обязательно находит свой отклик в душе неравнодушного человека.


Илья Репин «Портрет Гаршина» 1884

В картинах Репина «Не ждали» и «Иоанн Грозный и его сын Иван» лицо Гаршина стало прообразом вернувшегося народовольца и сына Иоанна Грозного. Гаршин с удовольствием согласился позировать другу. Он высоко ценил именно эти две картины и считал, что они не имеют аналогов в русской живописи по силе воздействия на зрителя.


Илья Репин «Не ждали» 1888


Илья Репин «Иоанн Грозный и его сын Иван» 1885

Художники (Гаршин В. М., 1879)

IV

Рябинин

Я живу в Пятнадцатой линии на Среднем проспекте и четыре раза в день прохожу по набережной, где пристают иностранные пароходы. Я люблю это место за его пестроту, оживление, толкотню и шум и за то, что оно дало мне много материала. Здесь, смотря на поденщиков, таскающих кули, вертящих ворота и лебедки, возящих тележки со всякой кладью, я научился рисовать трудящегося человека.

Я шел домой с Дедовым, пейзажистом… Добрый и невинный, как сам пейзаж, человек и страстно влюблен в свое искусство. Вот для него так уж нет никаких сомнений; пишет, что видит: увидит реку — и пишет реку, увидит болото с осокою — и пишет болото с осокою. Зачем ему эта река и это болото? — он никогда не задумывается. Он, кажется, образованный человек; по крайней мере кончил курс инженером. Службу бросил, благо явилось какое-то наследство, дающее ему возможность существовать без труда. Теперь он пишет и пишет: летом сидит с утра до вечера на поле или в лесу за этюдами, зимой без устали компонует закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее. Инженерство свое забыл и не жалеет об этом. Только когда мы проходим мимо пристани, он часто объясняет мне значение огромных чугунных и стальных масс: частей машин, котлов и разных разностей, выгруженных с парохода на берег.

— Посмотрите, какой котлище притащили, — сказал он мне вчера, ударив тростью в звонкий котел.

— Неужели у нас не умеют их делать? — спросил я.

— Делают и у нас, да мало, не хватает. Видите, какую кучу привезли. И скверная работа; придется здесь чинить: видите, шов расходится? Вот тут тоже заклепки расшатались. Знаете ли, как эта штука делается? Это, я вам скажу, адская работа. Человек садится в котел и держит заклепку изнутри клещами, что есть силы напирая на них грудью, а снаружи мастер колотит по заклепке молотом и выделывает вот такую шляпку.

Он показал мне на длинный ряд выпуклых металлических кружков, идущий по шву котла.

— Дедов, ведь это все равно, что по груди бить!

— Все равно. Я раз попробовал было забраться в котел, так после четырех заклепок еле выбрался. Совсем разбило грудь. А эти как-то ухитряются привыкать. Правда, и мрут они, как мухи: год-два вынесет, а потом если и жив, то редко куда-нибудь годен. Извольте-ка целый день выносить грудью удары здоровенного молота, да еще в котле, в духоте, согнувшись в три погибели. Зимой железо мерзнет, холод, а он сидит или лежит на железе. Вон в том котле — видите, красный, узкий — так и сидеть нельзя: лежи на боку да подставляй грудь. Трудная работа этим глухарям.

— Глухарям?

— Ну да, рабочие их так прозвали. От этого трезвона они часто глохнут. И вы думаете, много они получают за такую каторжную работу? Гроши! Потому что тут ни навыка, ни искусства не требуется, а только мясо… Сколько тяжелых впечатлений на всех этих заводах, Рябинин, если бы вы знали! Я так рад, что разделался с ними навсегда. Просто жить тяжело было сначала, смотря на эти страдания… То ли дело с природою. Она не обижает, да и ее не нужно обижать, чтобы эксплуатировать ее, как мы, художники… Поглядите-ка, поглядите, каков сероватый тон! — вдруг перебил он сам себя, показывая на уголок неба. — Пониже, вон там, под облачком… прелесть! С зеленоватым оттенком. Ведь вот напиши так, ну точно так — не поверят! А ведь недурно, а?

Я выразил свое одобрение, хотя, по правде сказать, не видел никакой прелести в грязно-зеленом клочке петербургского неба, и перебил Дедова, начавшего восхищаться еще каким-то «тонком» около другого облачка.

— Скажите мне, где можно посмотреть такого глухаря?

— Поедемте вместе на завод; я вам покажу всякую штуку. Если хотите, даже завтра! Да уж не вздумалось ли вам писать этого глухаря? Бросьте, не стоит. Неужели нет ничего повеселее? А на завод, если хотите, хоть завтра.

Сегодня мы поехали на завод и осмотрели все. Видели и глухаря. Он сидел, согнувшись в комок, в углу котла и подставлял свою грудь под удары молота. Я смотрел на него полчаса; в эти полчаса молот поднялся и опустился сотни раз. Глухарь корчился. Я его напишу.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание стиха Пленный рыцарь Лермонтова Стихотворение «Пленный рыцарь» М.Ю. Лермонтова рассказывает о чувствах пленника. Он смотрит в окошко своей темницы, где в небе резвятся птицы. Их свобода одновременно радует его и печалит
  • Осень патриарха — краткое содержание романа Маркеса Как можно узнать из названия произведения Маркеса «Осень патриарха», главный её герой – патриарх. Его характер представляет собой собирательный образ диктатора, живущего в Латинской Америке.
  • Северная Одиссея — краткое содержание рассказа Лондона После долгой дороги Мэйлмют Кид прибыл в свою хижину. Хозяина встретил его друг, Стэнли Принс. Приехав, Кид застал около 10-12 гостей, оставшихся на ночлег. Среди них был странный, молчаливый и закрытый человек, которого Принс и Кид
  • Краткое содержание новеллы Коновалов Горького По жанровой направленности произведение относится к разряду небольшой новеллы, ключевая тематика которой заключается в необходимости поиска в жизни каждого человека определенной точки опоры

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание сказки Преданный друг Оскара Уайльда Оскар Уайльд написал замечательную сказку Преданный друг. Она была посвящена автором своим любимым детям. Сказка непростая, а с глубоким смысловым посылом.
  • Княгиня Трубецкая — краткое содержание поэмы Некрасовой 1826 год. Отец княгини Трубецкой, граф Лаваль, провожает в дальний путь горячо любимую дочь. Она едет в Иркутск, куда с партией других ссыльных был отправлен ее муж, декабрист С.П. Трубецкой
  • Кубок — краткое содержание баллады Жуковского Жил в одном государстве владыка. Как-то раз, он захотел, чтобы его верные рыцари продемонстрировали, как они верны своему царю. Он предложил им прыгнуть с горы за своим кубком. Участвовать могли все: и храбрый воин, и простой житель
  • Краткое содержание романа Тяжёлые времена Диккенса В городе Кокстаун живут двое друзей, которые достигли успеха в своей сфере. Один, Джосайя Баундерби, является известным банкиром. Другой, Томас Грэдграйнд, выбился в политику и стал представителем парламента от своего города.

Детство

Происходил Гаршин из древнего дворянского рода. Родоначальником был мурза Гарша, перешедший из Золотой Орды на службу государю Ивану III и получивший во владение земли в Воронежской губернии.

Дед Гаршина по отцу слыл человеком жестоким и властным – тиранил соседей, сурово наказывал крепостных и даже применял на практике право primae noctis. Дед же по материнской линии являл собой полную противоположность. Он обладал добрым нравом, был вежлив, деликатен и справедлив, а к крестьянам относился настолько по-человечески, что остальные помещики называли его сумасшедшим вольнодумцем. Именно от него передалась Всеволоду Михайловичу главная черта характера – предельная кротость.

Отец Гаршина, Михаил Егорович, несмотря на крутого родителя, был человеком спокойным. Находясь на офицерской службе, он проявлял к подчинённым уважение и никогда не пользовался своим положением. Мама, Екатерина Степановна, прекрасно образованная женщина, свободно владеющая немецким и французским языками, оказала благотворное влияние на сына, привив ему с детства любовь к познанию и творчеству.

Родился Всеволод Михайлович Гаршин 14 февраля (по новому стилю) 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область, Украина). Он был третьим сыном в многодетной семье. В 1855 году отец получил наследство, вышел в отставку и приобрел дом в Старобельске.

В пятилетнем возрасте маленького Всеволода часто возили в Харьков и Одессу. Поездки происходили в любое время года и отпечатались в памяти Гаршина как невероятные и сложные путешествия. Позже он писал: «Преобладающее на моей физиономии печальное выражение, вероятно, получило своё начало в ту эпоху».

В 1860 году в семье произошла драма. Мать полюбила воспитателя старших детей, известного революционера Завадского и сбежала к нему от мужа. Юный Всеволод крайне тяжело переживал разрыв родителей, и когда мать со старшими сыновьями уехала жить в Петербург, остался с отцом в деревне.

Так они прожили три года, и за это время Гаршин перечитал «такую массу книг, что не читал никогда больше». Особое впечатление произвёл на него роман «Хижина дяди Тома». Уже тогда, в столь юном возрасте, вопросы бесправия и социального гнёта беспокоили Всеволода Михайловича. Его впечатлительная душа насыщалась человеческой болью с самого детства. Позже Гаршин говорил, что такое раннее чтение взрослой литературы оказало на него скорее негативное влияние.

В 1863 году Всеволода, по настоянию матери, привезли в Петербург, а на следующий год отдали в 7-ю гимназию. Семья обосновалась на Васильевском острове. Город и особенно Нева приводила Гаршина в полный восторг, что отразилось в его первых совсем слабых и трогательных стихах.

Учился Всеволод неважно, потому что много времени тратил на постороннее чтение. Ему была интересна только литература

Хорошие отметки получал лишь за сочинения и по естественным наукам. Математику же искренне ненавидел. В конце обучения тяжело заболел, и, как он сам пишет в воспоминаниях, едва спасся после долгого лечения. Тогда же, в 1873 году, застрелился его старший брат Виктор. Чёрная тень психического нездоровья вплотную приблизилась к семье Гаршиных.

Другой старший брат, Георгий Михайлович, тоже застрелился, но уже значительно позже, в 1897 году. Это был известный в России следователь, он работал Старобельске и Харькове. Похоронен Георгий Михайлович в Старой Руссе, но как он там оказался – неизвестно. Неизвестно также, что привело его к самоубийству, но явно прослеживается какой-то злой рок, нависший над семьёй.

Популярные сегодня пересказы

  • Главные реки — краткое содержание рассказа Драгунского Вечером Дениска был настолько увлечен воздушным змеем, что забыл выучить уроки. Конечно же, его могли бы и не вызвать в этот день к доске – но мальчик умудрился еще и опоздать и на бегу чуть не сбил учительницу Раису Ивановну.
  • Рождественская сказка — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Рождественская сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина рассказывает о бренности всего в этом мире. Но смелые идеи, достойные сына божьего, не угасают и после смерти человека.
  • Как муравьишка домой спешил — краткое содержание сказки Бианки Забрался маленький муравей на высокую берёзу и сел отдыхать на жёлтый листочек. С дерева хорошо виден родной муравейник. Но солнце скоро сядет за горизонт, надо домой возвращаться
  • Белые ночи — краткое содержание повести Достоевского Молодой человек, мечтатель и интеллигент, проживающий в Петербурге 8 лет, в пору июньских белых ночей испытывает чувство глубокой тоски и одиночества, от того, что весь город едет на дачи

Кёнигсберг в дневниках

Художник Виктор Рябинин говорит, что его работы есть реакция на музыку и поэзию, которые он считает превыше всех искусств. И тут же читает строки одного из любимых поэтов, греческого поэта, нашего современника Янниса Рицоса: «Всё таинственно – Тень от камня, Коготь птицы, Катушка ниток, Скамейка, Стихотворение…» Мастерская-музей

Интервью проходит в его мастерской, которая представляет собой своеобразный маленький музей Кёнигсберга. Я, признаться, немного растерялась от большого количества разнообразных вещей вокруг, создающих особую атмосферу. Среди множества предметов: пузырьков из-под духов, бутылочек, осколков старинной посуды — вдруг возникает скульптура святого Христофора, которая, по словам художника, была найдена на бывшей немецкой свалке, и теперь в качестве артефакта установлена на специальной подставке.На стенах между картин и рисунков — таблички с прежним названием улиц и эмалированные рекламные плакаты, краски которых до сих пор не утратили своей свежести

Обращаю внимание на стенд, исполненный рукописным готическим шрифтом на немецком языке. Виктор поясняет: «Изучая историю Восточной Пруссии, записываю фамилии и даты жизни художников, музыкантов, поэтов, когда-то живших и творивших на этой земле

Вот, кстати, строка из стихотворения известной кёнигсбергской поэтессы Агнесс Мигель: «О, песнь, звучавшая из затонувшей страны детства!..» В результате получилась своеобразная памятная доска и в то же время упражнение с каллиграфией».История в дневниках Художник показывает свои работы. Некоторые из них стоят на полу и немного запылились, но выглядят все равно завораживающе. — В настоящее время я увлекся инсталляцией. Это сложная, кропотливая работа с различными материалами, поэтому навыки, полученные в строительном училище, в котором я учился до получения художественного образования, пригодились как нельзя кстати. Наш разговор заходит о дневниках. Это своего рода хроника в рисунках. Листаю некоторые из них, и на страницах проходят чередой изображения исторических зданий, каких-то фантастических персонажей, зарисовки природы, строки стихов, анекдотов. — Дневники я веду уже более тридцати лет, — говорит Рябинин. — И, возможно, в будущем кое-что удастся издать. Надеюсь, что это вызовет интерес, так как в этих дневниках история моего Кёнигсберга, нашей страны и ее людей. Записи Виктора Рябинина очень атмосферные, в них витают дух старого города, запах, звуки, и Кёнигсберг вдруг оживает… Мне захотелось привести детские воспоминания художника, потому что нет ничего понятнее и ближе любому человеку, чем картина, увиденная глазами ребенка.

[править] Биография

Родители: Отец — Рябинин Фёдор Алексеевич. В 1945 г. Гвардии старший лейтенант военной контрразведки Красной Армии, родом из Нижнего Новгорода, участник штурма Кёнигсберга. Мать — Рябинина (Грибач) Мария Петровна, в 1945 г. была переправлена в Восточную Пруссию из Дюссельдорфа с принудительных работ, куда была угнана с Украины в 1942 г.

С первым набором В.Рябинин поступил в Калининградскую Художественную школу в 1960 г. (1960—1964), одновременно учился в Строительном училище № 3 по специальности плотник-столяр (1961—1963).

В 1965 году поступил в ИХУ (Ивановское Художественное училище).

1966—1968 годы — срочная служба (радист в войсках ПВО) на Дальнем Востоке. После демобилизации продолжил обучение в ИХУ до окончания в 1971 г. Дипломная работа: Театральные плакаты по произведениям Шекспира «Отелло», «Гамлет», «Король Лир». Отделение Прикладной графики.

После распределения поступил на работу в Художественно-производственные мастерские при Калининградском отделении Союза Художников РСФСР (Дом художника) на должность художника-оформителя, где проработал с 1971 по 1995 год. С 1980 г. по 2009 год преподавал в Областной Детской Художественной школе. Член Союза Художников России с 1995 г. Участник областных, зональных и республиканских выставок. Персональные выставки за рубежом — Польша, Германия, Швеция, Италия.

В 1991 году работал художником в редакции журнала «Запад России».

Среди прочих произведений, создал серии картин «Кёнигсбергские руины» (с 1989 г.), «Кёнигсбергские мосты». Кроме графики и живописи, работал в области конструктивной пластики (ассамбляжи) — серия «Прусские мотивы». Несколько десятков лет вел дневники в рисунках, в которых прослеживается история страны и собственно автора. В 1993 и 1996 гг. была выпущена антология поэзии Восточной Пруссии, в том числе «Свет ты мой единственный / Du mein Einzig Licht», «Край ты мой янтарный / Mein Bernsteinland», «Еще звучит моя песнь / Noch tönt mein Lied» и др. Составитель и переводчик — калининградский поэт Сэм Симкин. Оформление книги и подстрочный перевод значительной части стихов — В.Рябинин.

Произведения Гаршина для детей

Список произведений, которые сегодня называют бриллиантами стал появляться тогда, когда писатель принял решение об упрощении языка повествования. Образцом послужили рассказы Л. Н. Толстого, написанные специально для юных читателей.

Произведения Гаршина для детей, список которых не так велик, отличают простота изложения, четкая увлекательность, новизна характеров героев и их поступков. После прочтения сказок у читателя всегда есть возможность порассуждать, поспорить, сделать определенные выводы. Все это помогает человеку двигаться вперед в своем развитии.

Надо отметить, что сказки Гаршина интересны не только маленьким читателям, но и их родителям. Взрослый с удивлением обнаруживает, что сказка захватила его, открывая какие-то новые стороны человеческих отношений, другой взгляд на жизнь. Всего известно пять произведений писателя, которые предназначены для детского чтения: «Сказание о гордом Аггее», «О жабе и розе», «Attalea princeps», «То, чего не было». Сказка — «Лягушка-путешественница» — это последнее произведение писателя. Оно по праву стало любимым детским произведением у многих поколений читателей.

Сказки Гаршина изучаются на уроках литературы в начальных и старших классах. Они включены во все действующие сегодня школьные программы и учебники. Книги с произведениями Всеволода Михайловича Гаршина переиздаются многочисленными тиражами, выпускаются в форме аудиозаписей. По мотивам его творений созданы мультипликационные фильмы, диафильмы, спектакли.

Писатель-передвижник

Ещё во время учёбы в Горном институте Гаршин сблизился с кружком молодых художников и стал завсегдатаем их собраний. На встречах, кроме прочего, обсуждались его рассказы, их критиковали и хвалили, ими восхищались и тем мотивировали автора на дальнейшее творчество. Отношения между членами кружка были предельно тёплыми, а суждения искренними.

Возникшее во второй трети XIX века Товарищество передвижных выставок не исчерпывалось просто живописью, а имело принципиальную зависимость от литературы. Некоторые, например Бенуа, считали такое положение ущербным, порочащим чистую и свободную живопись. Другие же, во главе со Стасовым, напротив видели в такой зависимости колоссальный прорыв – одухотворение красок с помощью слова.

Перов, Репин, Саврасов и Васнецов вкушали тот же воздух творчества, что Некрасов, Достоевский, Успенский и Писарев. Сюжеты из рассказов и романов перетекали на полотна и наоборот, яркое живописное высказывание проявлялось на страницах мастеров пера. Художники и литераторы заражали друг друга образами и гражданской позицией.

Гаршин был близок передвижникам по творческому почерку, впечатлительному и склонному к глубоким раздумьям. На его рассказы, несомненно, повлияли работы Верещагина, Ярошенко и Репина. Но и влияние Гаршина на вышеперечисленных было бесспорным.

Гаршин отрицал «искусство ради искусства» и считал, что художник или писатель имеет право на существование только как учитель, ищущий и стремящийся к правде и истине, исповедующий идеалы красоты и пробуждающий эти чувства в зрителях.

Художники-передвижники видели в Гаршине передвижника-писателя, полностью совпадающего с ними по духу и устремлениям. Всеволод Михайлович формулировал главную идею передвижных выставок – идею бесконечного служения искусству и народу.

Для передвижников он был идеальным зрителем и критиком. Но критиком не художественным, а идейным. Он говорил, что «техника» его совсем не интересует и отстранялся от разговоров о «колорах» и перспективах. Гаршин оценивал только воздействие работы на сознание и был предельно далёк от любого формализма. Ему претило искусство, не ставящее общественных задач. Да и зритель в конце 70-х годов XIX века думал также и ждал от живописи не формы, а инструмента для усиления общественного блага. Как это было в стихах Николая Некрасова, в прозе Фёдора Достоевского и Глеба Успенского.

Свои размышления о предназначении искусства Гаршин представил в знаменитом рассказе 1879 года «Художники».

Особенность литературного творчества писателя

Произведения В. М. Гаршина поражали читателей обнаженностью чувств, которые писатель так мастерски описывал в своих рассказах, очерках. Ни у кого не оставалось сомнения в том, что герой того или иного произведения и его автор — это одно и то же лицо.

Эта мысль укреплялась в сознании читателей еще и потому, что список произведений Гаршина стал пополняться сочинениями, которые имели форму дневниковых записей. В них повествование велось от первого лица, предельно обнажались чувства героя, его самые сокровенные душевные тайны и переживания. Все это, несомненно, указывало на тонкие душевные качества самого автора. Доказательство всему сказанному можно найти в таких произведениях, как «Трус», «Происшествие», «Художники», и многих других рассказах.

Пережитые события, сложность характера, особенности душевной организации привели к тому, что у В. М. Гаршина развилось заболевание, которое необходимо было лечить. Для этого он неоднократно помещался в психиатрические больницы, где удавалось добиться лишь относительного выздоровления. В связи с этими событиями литературная деятельность писателя на некоторое время была приостановлена. В тяжелый период жизни Гаршина продолжали поддерживать друзья и близкие люди.

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Русский язык 28.07.2023 14:07 856 Хохлова Полина.

Пожалуста напиши примеры монолог описание

Ответов: 2

Русский язык 18.07.2023 19:50 633 Шумский Тихон.

Приведите примеры разговорного стиля речи из художественной литературы

Ответов: 2

Русский язык 18.07.2023 23:15 178 Лосев Богдан.

Помогите составить сжатое изложение Много ли слов в русском языке? А это как считать. Кому и двухс

Ответов: 2

Русский язык 16.05.2023 22:04 220 Шеховцова Виктория.

Приведите по 4-5 примеров 1)коммуникативной функции языка 2)когнитивной функции языка 3)кумулятивн

Ответов: 2

Русский язык 04.05.2019 20:47 458 Смирнов Даниил.

Составте с данными словами пять предложений или связыные тексты на тему летом в лесу или летом на ре

Ответов: 1

Русский язык 20.06.2023 09:39 575 Лозейко Саша.

Замените несклоняемым существительным. 1 Музыкальный клавишный инструмент. 2. Род мороженого в шок

Ответов: 1

Русский язык 04.07.2023 21:41 251 Нигматуллин Азат.

1.Раздели текст на логические части.2. Выпиши из текста синонимы. Вышел старик годовик. Стал он маха

Ответов: 2

Русский язык 12.02.2019 22:58 458 Тупиков Сергей.

Составте с данными словами связный текст. 5-7 предложений. название: *летом в лесу* или *летом на ре

Ответов: 1

Русский язык 18.07.2023 19:48 452 Попова Сусанна.

Проект (кратко). Составьте список из 10 словарей, которые могут понадобится при изучении русского яз

Ответов: 2

Русский язык 21.06.2023 00:21 260 Шунина Полина.

14 Спишите, поставив слова, данные в скобках, в нужную форму. к (оба) братьям, с (обе) подругами,

Ответов: 1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: