Записки из мёртвого дома — краткое содержание повести достоевский

Записки из мёртвого дома

Записки из Мёртвого дома — краткое содержание повести Достоевский

Главный герой пребывает в тюрьме. Он был осужден за убийство жены. Однако, несмотря на приговор, Горянчиков – неплохой человек, порядочный и воспитанный. Не обделен он и умом, поскольку среди его реплик порой встречаются достаточно логичные рассуждения. К слову, именно мыслям и философии главного героя и посвящена большая часть творения – поскольку по сюжету, Горянчиков ведет своеобразный дневник, тетрадь, в которую он записывает то, что на душе – причем, делает он это все 10 лет своей каторги.

Почему же именно «мертвый дом»? Именно это словосочетание употребляет арестант, характеризуя место своего пребывания. Причем, мертв дом не потому, что там умирают люди – точнее, они умирают, но не в физическом, а в духовном плане: они теряют все остатки положительных человеческих качеств, таких, как совесть, честь, порядочность, нормы морали. Тюрьма губит людей. Она меняет их далеко не в лучшую сторону.

Также героя возмущает тот факт, что в тюрьме совершенно разные люди, каждый из которых является личностью и должен сохранять индивидуальность, вынуждены жить по общим, установленным другими людьми, законам и правилам. Причем, Горянчиков подмечает, что многие осуждены несправедливо, а исправлять ситуацию и разбираться никто не хочет.

В целом, Александр не видит среди заключенных тех, кто мог бы стать его другом – абсолютно все кажутся мужчине пустыми, неинтересными, полуразложившимися. Единственное существо, к которому он питает симпатию – местная собака

Горянчиков довольно часто гладит ее, делится половиной своей пайки – и это «общение» очень важно для него, ведь помогает оставаться человеком

Записки из Мёртвого дома. Краткое содержание произведения Достоевского

 
В данном произведении Фёдора Михайловича Достоевского идёт речь о жизни и опыте пребывания в тюрьме одного главного героя, которого звали Александр Горянчиков. Это был достаточно умный и воспитанный человек, который волею судьбы попал в тюрьму за совершенное им убийство жены. И за все десять лет, которые отбывал главный герой на каторжных работах, он писал в своей тетради свои мысли и рассуждения.
 
Данное учреждение он назвал «Мертвым домом» из-за того, что люди там во многом теряют все свои человеческие качества, совесть и чувство справедливости. Каждый живет по своим правилам, кто-то пытается подстроиться под сложившиеся обстоятельства, зарабатывают все различными способами. Абсолютно разные люди собираются в одном месте и вынуждены жить по одним и тем же правилам. Только все люди разные противоположности, некоторые осуждены незаконно, а для некоторых и такого наказания мало.
 
Главный герой делает определённые для себя выводы и решает, что он не сменит свои жизненные позиции, стараясь тем самым улучшить себе жизнь, облегчить условия существования. Он никогда ничего не выпрашивает и не жалуется жизни. Просто старается жить, оставаясь при этом человеком. В данном учреждении он находит себе только одного друга, это местная собака. Периодически он ее ласкает и подкармливает, отдавая последнее для животного. В последствии он конечно стал знаком и с другими попавшими туда людьми, но многих все же он старался избегать.
 
Передаёт так же заключенный и атмосферу их быта как в будни, так и в праздники. Рассказывает о радости людей, которым разрешили перед Рождеством помыться в бане. О церкви, которая не отвернулась от данных людей, стараясь помогать им, пусть не материально, но оказать психологическую поддержку.
 
Так же Александр и рассказывает о своём лечении в госпитале. Описывает он и те телесные наказания, которые получают люди и не могут этому противостоять.
 
Передаётся и бунт, который устроили заключенные и их радость за улучшение условий жизни и питания. За все время пребывания в данном учреждении человек делает выводы о изменении своего характера, о определённых выводах и ошибках.
 
А так же можно прочитать и ту непередаваемую радость и лёгкость, которую испытывает человек после выхода на свободу.
 


Краткое содержание произведений ДостоевскогоБиография Достоевского Ф.М.Краткое содержание произведений других авторов

Мы изучаем — Записки из Мёртвого дома — краткое содержание повести Достоевский. Подсказки школьнику

Главный герой пребывает в тюрьме. Он был осужден за убийство жены. Однако, несмотря на приговор, Горянчиков – неплохой человек, порядочный и воспитанный. Не обделен он и умом, поскольку среди его реплик порой встречаются достаточно логичные рассуждения. К слову, именно мыслям и философии главного героя и посвящена большая часть творения – поскольку по сюжету, Горянчиков ведет своеобразный дневник, тетрадь, в которую он записывает то, что на душе – причем, делает он это все 10 лет своей каторги.

Почему же именно «мертвый дом»? Именно это словосочетание употребляет арестант, характеризуя место своего пребывания. Причем, мертв дом не потому, что там умирают люди – точнее, они умирают, но не в физическом, а в духовном плане: они теряют все остатки положительных человеческих качеств, таких, как совесть, честь, порядочность, нормы морали. Тюрьма губит людей. Она меняет их далеко не в лучшую сторону.

Также героя возмущает тот факт, что в тюрьме совершенно разные люди, каждый из которых является личностью и должен сохранять индивидуальность, вынуждены жить по общим, установленным другими людьми, законам и правилам. Причем, Горянчиков подмечает, что многие осуждены несправедливо, а исправлять ситуацию и разбираться никто не хочет.

В целом, Александр не видит среди заключенных тех, кто мог бы стать его другом – абсолютно все кажутся мужчине пустыми, неинтересными, полуразложившимися. Единственное существо, к которому он питает симпатию – местная собака

Горянчиков довольно часто гладит ее, делится половиной своей пайки – и это «общение» очень важно для него, ведь помогает оставаться человеком

Перед Рождеством арестантам разрешили помыться в бане. Александр возмущен тем, что даже такому банальному событию измученные люди радовались, как приходу мессии. Радость вызывает и улучшение рациона питания. Возникает вопрос: как люди, которых лишили предметов первой необходимости и элементарной гигиены могут оставаться людьми?

Но герой считает, что могут. Причем, показывает это личным примером.

Чему же учит данное произведение? Во-первых, тому, что нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не терять чувства собственного достоинства, идти по жизни с гордо поднятой головой даже тогда, когда кажется, что все обстоятельства против этого. Во-вторых, тому, что порой животные намного лучше и понятливее людей. В-третьих, тому, что, несмотря на «пятна» в репутации каждый человек все же человек, потому имеет право на достойные условия.

Герой вызывает уважение хотя бы потому, что понимает необходимость оставаться личностью и человеком. У него обостренное чувство справедливости, достаточно высокие моральные качества и стойкая жизненная позиция.

Популярные сегодня пересказы

Произведение «35 кило надежды» было написано Анной Гавальдой, она рассказывает о жизни маленького мальчика, которого зовут Грегуар. Он ходит в школу, в которой плохо учится, но не старается исправить свои оценки

Обычный, ничем не примечательный парень, проезжает по Москве в трамвае. Неожиданно его напевания прерываются ужасной картиной — он замечает, что в доме напротив случился пожар – из окна идет дым

Виктор Петрович Астафьев является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя

Иван Алексеевич Бунин – первый из русских писателей, получивших нобелевскую премию. Это достойная награда нашла его в эмиграции, в возрасте 60 лет, спустя долгое время после начала писательского пути.

Куликов

Достоевский описывает его с явно доброжелательной интонацией. «Он рисовался ужасно, но и дело делал». Из заключенных-дворян к этой «претензии» присоединился только Достоевский. При этом он отмечает, что он присоединился случайно, «совершенно не зная ничего». Осужденный по политическому делу, писатель не мог не знать, чем это грозит. Выстроившиеся в шеренгу арестанты обругали Достоевского, они, как он пишет, «очевидно, не верили, чтоб и я тоже показывал претензию».

И Куликов не позволил «господину» Достоевскому остаться в шеренге. С недовольным видом, словно желая сказать, что он и здесь должен оказывать услугу изнеженному барчуку, Куликов взял Федора Михайловича за руку и вывел из строя. Впоследствии Достоевский вспоминал этот спасительный для него поступок Куликова.

Ильюша.

Пока Коля и Карамазов беседовали, столичный доктор осмотрел Ильюшу, его сестру, маменьку и вышел в сени. Красоткин слышал, как доктор заявил, что от него теперь ничего не зависит, но жизнь Ильюши можно продлить, если вывезти его в Италию не меньше, чем на год. Нимало не смущаясь окружающей его нищетой, доктор посоветовал Снегирёву отвезти дочь на Кавказ, а жену — в парижскую психиат­рическую клинику.

Колю так рассердила речь чванливого врача, что он грубо заговорил с ним и назвал «лекарем». Алёше пришлось прикрикнуть на Красоткина. Доктор в гневе затопал ногами и уехал, а штабс-капитан «затрясся от безмолвных рыданий».

Ильюша догадался, какой приговор вынес ему врач. Он попросил отца после его смерти взять себе другого мальчика, а Колю — приходить вместе с Перезвоном на его могилку. Затем умирающий мальчик крепко обнял Колю и отца.

Записки из подполья.

1864
Краткое содержание повести.
Герой «подполья», автор записок, — коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живёт «в углу» — «дрянной, скверной» комнате на краю Петербурга. В «подполье» он и психологически: почти всегда один, предаётся безудержному «мечтательству», мотивы и образы которого взяты из «книжек». Кроме того, безымянный герой, проявляя незаурядный ум и мужество, исследует собственное сознание, собственную душу. Цель его исповеди — «испытать: можно ли хоть с самим собой совершенно быть откровенным и не побояться всей правды?».

Популярные сегодня пересказы

Произведение «35 кило надежды» было написано Анной Гавальдой, она рассказывает о жизни маленького мальчика, которого зовут Грегуар. Он ходит в школу, в которой плохо учится, но не старается исправить свои оценки

Обычный, ничем не примечательный парень, проезжает по Москве в трамвае. Неожиданно его напевания прерываются ужасной картиной — он замечает, что в доме напротив случился пожар – из окна идет дым

Виктор Петрович Астафьев является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя

Иван Алексеевич Бунин – первый из русских писателей, получивших нобелевскую премию. Это достойная награда нашла его в эмиграции, в возрасте 60 лет, спустя долгое время после начала писательского пути.

Сушилов

Арестант Сушилов на этапе поменялся именами с человеком, совершившим более тяжкое преступление, чем он сам. За это он получил от него красную рубашку и рубль серебром. Так он очутился в омском остроге. То есть он сидел там под чужим именем. Достоевскому можно верить, поскольку он был знаком с этим человеком, ел с ним из одного котла. В противном случае можно было бы счесть невероятным, что кто-то может с такой легкостью поменять свою судьбу таким образом. 

До каторги Достоевский был молодым писателем, который описывал любопытную психологию мелкого петербургского чиновника. На каторге он воочию убедился в том, что жизнь «занятнее», чем писательский вымысел.

Глава 4. Акулькин муж[ред.]

Однажды ночью Горянчиков услышал рассказ молодого арестанта Шишкова.

Шишков — арестант лет 30, пустой, взбалмошный и трусоватый, небольшого роста, худощавый, с беспокойными или тупо задумчивыми глазами.

Мать Шишкова работала на Анкудима Трофимыча, у которого была дочь Акулина.

Акулина (Акулька) — жена Шишкова, честная и несчастная женщина.

Анкудим Трофимыч — богатый и уважаемый торговец, 70 лет, отец Акульки.

Друг Шишкова, Филька Морозов, уверял, что спит с Акулькой.

Филька Морозов — друг Шишкова, негодяй и пьяница; оклеветал Акульку.

Жениться он не хотел, а планировал прогулять наследство умерших недавно родителей и уйти в солдаты.

К Акульке посватался старый богач, но Филька не хотел, чтобы она вышла замуж, и подбил Шишкова вымазать её ворота дёгтем. После этого замуж Акульку никто не брал, и мать надоумила Шишкова жениться на ней ради большого приданого. Тот согласился, решив в первую ночь выпороть Акульку плетью за бесчестье.

Девушка оказалась невинной, и Шишков поклялся отомстить Фильке за позор. Вскоре Филька потребовал у Шишкова продать ему жену, а чтобы тот согласился, пустил об Акульке грязные слухи. Шишкову стало обидно, и он начал избивать жену. Анкудим не смог заступиться за дочь.

Спившийся Филька нанялся к мещанину старшим сыном, чтобы потом пойти вместо него в солдаты. Когда Фильку везли сдавать в солдаты, он встретил Акульку и попросил прощения за свою подлость. Акулька его простила и сказала мужу, что теперь любит Фильку.

Решил Шишков жену убить — отвёз её в лес и перерезал горло ножом. Испугавшись сделанного, он спрятался в бане у себя дома, там его и нашли. На каторге Шишков был уже четвёртый год.

Главы 5-6. Первый месяц[ред.]

Через три дня Горянчиков вышел на работу. Приветливы к нему были только Аким Акимыч и добровольный прислужник Сушилов, который стирал, выполнял поручения, чинил одежду.

Сушилов — жалкий, безответный и забитый от природы арестант, среднего роста и неопределённой внешности, прислуживает Горянчикову.

Арестанты посмеивались над Сушиловым, потому что по дороге в Сибирь он поменялся с другим осуждённым именем и сроком. Каторжане, имеющие большой срок, часто обманывают таких недотёп.

Готовил для Горянчикова Осип, один из четырёх поваров, выбранных арестантами. Он сидел за контрабанду и торговал вином.

Осип — честный и кроткий человек, готовит для Горянчикова.

Очень поразил Горянчикова дворянин А-в, доносивший плац-майору обо всём, что делается в остроге.

А-в — дворянин, хитрый, умный, красивый и образованный, подлый и опасный.

Десять лет каторги он получил за подлый донос, на который пошёл, чтобы добыть денег.

В Тобольске ссыльные подарили Горянчикову Евангелие, в переплёте которого было спрятано несколько рублей.

В городе, где находился острог, жила бедная вдова. Много она сделать не могла, но арестанты чувствовали, что за оградой у них есть друг.
Чтобы правильно «поставить себя», Горянчиков решил поступать по совести. Арестанты были рады поиздеваться над дворянчиком, но Горянчиков держал себя просто и независимо, не боясь их угроз и ненависти и не принижая своего образования и образа мыслей.

Вечером, скитаясь один за казармами, Горянчиков увидел большого острожного пса Шарика с умными глазами и дал ему хлеба. Пёс стал другом, облегчившим его жизнь.

Куликов

Достоевский описывает его с явно доброжелательной интонацией. «Он рисовался ужасно, но и дело делал». Из заключенных-дворян к этой «претензии» присоединился только Достоевский. При этом он отмечает, что он присоединился случайно, «совершенно не зная ничего». Осужденный по политическому делу, писатель не мог не знать, чем это грозит. Выстроившиеся в шеренгу арестанты обругали Достоевского, они, как он пишет, «очевидно, не верили, чтоб и я тоже показывал претензию».

И Куликов не позволил «господину» Достоевскому остаться в шеренге. С недовольным видом, словно желая сказать, что он и здесь должен оказывать услугу изнеженному барчуку, Куликов взял Федора Михайловича за руку и вывел из строя. Впоследствии Достоевский вспоминал этот спасительный для него поступок Куликова.

Специфика образной системы произведения

Система персонажей произведения достаточно разнообразна. Однако «системой» в истинном значении этого термина ее назвать нельзя. Персонажи появляются и исчезают вне сюжетной структуры и логики повествования. Герои произведения – это все те, кто окружает заключенного Горянчикова: соседи по бараку, другие заключенные, работники лазарета, надзиратели, военные, жители города. Понемногу рассказчик знакомит читателя с некоторыми заключенными или персоналом лагеря, как бы невзначай повествуя о них. Существуют доказательства реального существования некоторых персонажей, чьи имена были несколько изменены Достоевским.

Главным героем художественно-документального произведения является Александр Петрович Горянчиков, от чьего лица ведется повествование. Его глазами читатель видит картины лагерной жизни. Через призму его отношения воспринимаются персонажи окружающих каторжников, а по окончании его срока заключения обрывается повесть. Из повествования мы больше узнаем о других, нежели об Александре Петровиче. Ведь по сути, что читатель знает о нем? Горянчиков был осужден за убийство жены из ревности и приговорен к каторге на 10 лет. В начале повести герою 35 лет. Спустя три месяца он умирает

Достоевский не акцентирует максимальное внимание на образе Александра Петровича, так как в повести есть два более глубоких и важных образа, которые сложно назвать героями

В основе произведения образ российского лагеря для каторжников. Автор подробно описывает быт и околицы лагеря, его устав и распорядок жизни в нем. Рассказчик размышляет о том, как и почему люди оказываются там. Кто-то преднамеренно совершает преступление с целью уйти от мирской жизни. Многие из заключенных – настоящие преступники: воры, аферисты, убийцы. А кто-то совершает преступление, защищая свое достоинство или честь своих близких, например, дочери или сестры. Есть среди заключенных и неугодные современной автору власти элементы, то есть политические заключенные. Александру Петровичу непонятно, как можно их объединить все их вместе и наказывать практически одинаково.

Достоевский дает имя образу лагеря устами Горянчикова – Мертвый дом. Этот аллегорический образ раскрывает отношение автора к одному из главных образов. Мертвый дом – то место, где люди не живут, а существуют в ожидании жизни. Где-то глубоко в душе, пряча от насмешек других заключенных, лелеют надежду о свободной полноценной жизни. А некоторые лишены даже ее.

Главным образом произведения, без сомнения, является русский народ, во всем своем разнообразии. Автор показывает различные слои русских по национальности людей, а также поляков, украинцев, татар, чеченцев, которых в Мертвом доме объединила одна судьба.

Главная идея повести

Места лишения свободы, особенно на отечественном грунте, представляют собой особый мир, закрытый и неведомый другим людям. Живя обычной мирской жизнью, мало кто задумывается о том, каково это место содержания преступников, заключение которых сопровождается нечеловеческими физическими нагрузками. Пожалуй, лишь тот, кто побывал в Мертвом доме, имеет представление об этом месте. Достоевский с 1954 по 1954 года находился в каторжном заключении. Писатель поставил перед собой цель – показать все особенности Мертвого дома глазами заключенного, что и стало основной идеей документальной повести.

Сначала Достоевского ужасала мысль о том, среди какого контингента он находится. Но склонность к психологическому анализу личности привела его к наблюдениям за людьми, их состоянием, реакциями, поступками. В первом письме по выходу из острога Федор Михайлович писал брату, что четыре года, проведенные среди реальных преступников и невинно осужденных людей, он не потерял даром. Пусть он не узнал России, зато русский народ он узнал хорошо. Настолько хорошо, как его, быть может, не узнал никто. Еще одной идеей произведения является отражение состояния заключенного.

Находясь в Омске, писатель узнал сотни историй о различных преступлениях, их мотивациях, состоянии психики преступника до и после преступления. Неслучайно, что преступление становится одним из основных мотивов зрелого творчества Достоевского. Исследование природы преступления и оценка справедливости наказания за него – одни из основных идей произведения, которые позже более глубоко воплотились в гениальных романах великого русского прозаика.

3.8

5
(
28

голосов
)

Другие герои

Время, проведенное Достоевским в Сибири, не оказалось для него потерянным. Помимо уже представленных здесь характеров, в «Записках из мертвого дома» содержится описание и многих других незабываемых типажей. Это и светлый жизнелюб Исай Фомич, и молчаливый и солидный кучер Роман, и завзятый театрал Баклушин. «У всякого была своя повесть, смутная и тяжелая, как угар от вчерашнего хмеля». Но каждый из них обладает своим особым характером и живет своей жизнью. И многие из этих людей заживут в последующих произведениях Достоевского новой жизнью. Сироткин претворится в Фалалея («Село Степанчиково и его обитатели»), Аристов — в Свидригайлова («Преступление и наказание»), Воронов — в Макара («Подросток»)…

Аристов

В омском остроге сидели самые разные преступники — грабители, убийцы, мошенники, дезертиры. Однако Достоевский не выражает по отношению к ним ни осуждения, ни ненависти. И даже злодей Орлов, которого и человеком назвать не поворачивается язык, возбуждает в Достоевском не столько ненависть, сколько любопытство.

И только по отношению к бывшему дворянину Аристову Достоевский выражается с неприкрытым гневом. Желая заработать, он получил срок за ложный донос на невинных людей, которые якобы занимались антигосударственной деятельностью. В остроге он сделался тайным осведомителем. Он наблюдал за заключенными, а потом рассказывал об увиденном денщику майора Кривцова, за что и получал его покровительство. С точки зрения той морали, которую исповедовал Достоевский, Аристов должен был казаться отъявленным негодяем. Именно поэтому он и подвергает его безжалостной оценке.

Популярные сегодня пересказы

Произведение «35 кило надежды» было написано Анной Гавальдой, она рассказывает о жизни маленького мальчика, которого зовут Грегуар. Он ходит в школу, в которой плохо учится, но не старается исправить свои оценки

Обычный, ничем не примечательный парень, проезжает по Москве в трамвае. Неожиданно его напевания прерываются ужасной картиной — он замечает, что в доме напротив случился пожар – из окна идет дым

Виктор Петрович Астафьев является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя

Иван Алексеевич Бунин – первый из русских писателей, получивших нобелевскую премию. Это достойная награда нашла его в эмиграции, в возрасте 60 лет, спустя долгое время после начала писательского пути.

Жучка

Коля с волнением ждал Карамазова — «что-то было во всех выслушанных им рассказах об Алёше симпатическое и влекущее». Мальчик решил не ударить в грязь лицом, показать свою независимость, но боялся, что из-за маленького роста Карамазов не примет его как равного.

Алёша был рад увидеть Колю. В бреду Ильюша часто вспоминал друга и очень страдал, что тот не приходит. Коля рассказал Карамазову, как они познакомились. Красоткин заметил Ильюшу, когда тот ходил в пригото­ви­тельный класс. Одноклассники дразнили слабого мальчика, но тот не подчинялся и пытался давать им отпор. Эта непокорная гордость понравилась Коле, и он взял Ильюшу под свою защиту.

Вскоре Красоткин заметил, что мальчик слишком сильно к нему привязался. Будучи врагом «всяких телячьих нежностей», Коля начал относиться к Ильюше всё холоднее, дабы «вышколить характер» малыша.

Однажды Коля узнал, что лакей Карамазовых научил Ильюшу «зверской шутке» — завернуть в хлебный мякиш булавку и скормить это «угощение» голодной собаке. Булавку проглотила бездомная Жучка. Илюша был уверен, что собака погибла, и очень страдал. Коля решил восполь­зоваться Ильюшиными угрызениями совести и в воспита­тельных целях заявил, что больше с ним не разговаривает.

Коля намеревался «простить» Ильюшу через несколько дней, но одноклассники, видя, что он лишился защиты старшего, снова начали обзывать отца Ильюши «мочалкой». Во время одной из таких «баталий» малыша сильно избили. Коля, присутствовавший при этом, хотел за него заступиться, но Ильюше показалось, что бывший друг и покровитель тоже смеётся над ним, и он ткнул в бедро Красоткина перочинным ножом. В тот же день до предела возбуждённый Ильюша укусил за палец Алёшу. Затем малыш слёг. Коля очень раскаивался, что до сих пор не пришёл его навестить, но на то у него были свои причины.

Ильюша решил, что бог наказал его болезнью за убийство Жучки. Снегирёв с ребятами обыскали весь город, но собаку так и не нашли. Все надеялись, что Жучку найдёт Коля, но он заявил, что и не собирался этого делать.

Перед тем как войти к Ильюше, Коля спросил Карамазова, что представляет собой отец мальчика, штабс-капитан Снегирёв. В городе его считали шутом.

Снегирёв обожал сына. Алёша боялся, что после смерти Ильюши Снегирёв сойдёт с ума или от горя «лишит себя жизни».

Гордый Коля опасался, что ребята порассказали о нём Карамазову небылиц. Например, рассказали, что он на переменах играет с малышами в «казаки-разбойники». Но Алёша не видел в этом ничего плохого, считая игру «зарождающейся потребностью искусства в юной душе». Успокоенный Коля пообещал показать Ильюше некое «представление».

У Ильюшиной постельки.

Тесная и бедная комнатка Снегирёвых была полна ребят из прогимназии. Алексей ненавязчиво, одного за другим, свёл их с Ильюшей, надеясь облегчить страдания мальчика. Не смог подступиться он только к независимому Красоткину, который заявил посланному к нему Смурову, что у него «свой расчёт», и он сам знает, когда пойти к больному.

Ильюша лежал в постели под образами, рядом сидела его безногая сестра и «полоумная маменька» — полубезумная женщина, поведением напоминавшая ребёнка. С тех пор как Ильюша заболел, штабс-капитан почти бросил пить и даже маменька стала молчаливой и задумчивой.

Снегирёв всячески пытался развеселить сына. Изредка он выбегал в сени и «начинал рыдать каким-то заливчатым, сотрясающимся плачем». И Снегирёв, и маменька радовались, когда их жилище наполнялось детским смехом.

Недавно семье Снегирёвых начала помогать богатая купчиха Катерина Ивановна. Она давала деньги и оплачивала регулярные визиты доктора, а штабс-капитан «забыл свой прежний гонор и смиренно принимал подаяние». Вот и сегодня ожидали знаменитого доктора из Москвы, которого Катерина Ивановна попросила посмотреть Ильюшу.

Коля был поражён тем, как изменился Ильюша за каких-то два месяца.

Присев к постели друга, Коля безжалостно напомнил ему о сгинувшей Жучке, не замечая, что Алёша отрицательно качает головой. Затем Смуров открыл дверь, Коля свистнул, и в комнату вбежал Перезвон, в котором Ильюша узнал Жучку.

Коля рассказал, как несколько дней разыскивал собаку, а потом запер её у себя и научил разным трюкам. Именно поэтому он так долго не приходил к Ильюше. Красоткин не понимал, как убийственно могло повлиять на больного мальчика такое потрясение, иначе не выкинул бы «такую штуку». Наверное, только Алексей понимал, что больного опасно волновать, все остальные радовались, что Жучка жива.

Коля заставил перезвона показать все выученные трюки, а потом вручил Ильюше пушечку и книгу, которую специально для друга выменял у одноклассника. Пушечка сильно понравилась маменьке, и Ильюша великодушно уступил ей игрушку. Затем Коля рассказал больному все новости, в том числе и приключившуюся с ним недавно историю.

Гуляя по рыночной площади, Коля увидел стадо гусей и подбил одного глупого парня проверить, перережет ли колесо телеги гусиную шею. Гусь, конечно, погиб, а зачинщики попали к мировому судье. Тот решил, что гусь достанется парню, который заплатить рубль владельцу птицы. Колю же судья отпустил, пригрозив доложить начальству прогимназии.

Тут приехал важный московский доктор, и гостям пришлось на время покинуть комнату.

Популярные сегодня пересказы

Произведение «35 кило надежды» было написано Анной Гавальдой, она рассказывает о жизни маленького мальчика, которого зовут Грегуар. Он ходит в школу, в которой плохо учится, но не старается исправить свои оценки

Обычный, ничем не примечательный парень, проезжает по Москве в трамвае. Неожиданно его напевания прерываются ужасной картиной – он замечает, что в доме напротив случился пожар – из окна идет дым

Виктор Петрович Астафьев является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя

Иван Алексеевич Бунин – первый из русских писателей, получивших нобелевскую премию. Это достойная награда нашла его в эмиграции, в возрасте 60 лет, спустя долгое время после начала писательского пути.

Смысл произведения

Главный образ «Записок из Мертвого дома» – это русский народ, который вмещает в себя и русских, и украинцев, и татар, и чеченцев с поляками. Все эти национальности представлены в Мертвом доме – каторге, которая нещадно перемалывает тело и душу человека. Отсюда и смысл произведения – показать обывателям лагерную жизнь, которая от них скрыта за мирской ширмой.

Это закрытый мир, и никого не интересует условия содержания заключенных, отношение к ним правоохранителей, а также нечеловеческие физические нагрузки.

Фото: book-graphics.blogspot.com

Достоевский пытается сказать, что только побывав в Мертвом доме, пожалуй, можно понять всю глубину и ужас этого места. Писатель явно многое взял из своей биографии, так как прошел сам через каторгу.

Автор также высказывает мнение, что каторга – это одно из лучших мест, чтобы узнать народ и каждого человека как можно лучше. Да, Достоевский признавался, что за 4 года, проведенных в ссылке, не узнал Россию, а вот психологию людей изучил за счет наблюдений прекрасно.

Фото: book-graphics.blogspot.com

«Записки из Мертвого дома» – это попытка отечественного прозаика показать простым читателям и знатным особам ужасы каторжных работ. В своей повести он не пытается как-то сгладить углы или показав все нелицеприятно, попросить об улучшении условий содержания и работы заключенных.

Скорее, Достоевский хочет, чтобы как можно больше людей поняло – что каторжник не всегда отъявленный преступник, ведь на своем веку и он увидел массу невинных людей, чью жизнь перемолола каторга.

А еще специально для вас мы подготовили несколько интересных статей. Вот же они:

А у нас этом все. До скорых встреч на страницах новых статей, и мирного вам неба над головой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: