Васса железнова

«васса железнова» — краткое содержание пьесы м. горького

Краткое содержание пьесы Горького «Васса Железнова»

1001student.ru > Литература > Краткие содержания > Краткое содержание пьесы Горького «Васса Железнова»

За свою жизнь Максим Горький написал немало романов, повестей, пьес. Каждая его работа является классикой литературы, но не всегда произведение легко понять.

Краткое содержание «Вассы Железновой» позволяет лучше узнать сюжет и замысел автора. Писатель рассказал о нелегкой судьбе женщины, которая пережила распад большой семьи.

История создания

В 1910 году Горький представил свою новую пьесу. Она была издана в Санкт-Петербурге в составе сборника. Сам писатель кратко охарактеризовал свою работу, как произведение о матери. В это же время книга была издана в Берлине.

В 1933 году Горький отредактировал пьесу, а в 1953 году создал ее второй вариант. Писатель обострил классовую борьбу персонажей. Исследователи творчества Горького полагают, что реальным прототипом главной героини стала купчиха Кашина. Она была вдовой пароходчика из Нижнего Новгорода и обеспеченной домовладелицей.

Первый вариант пьесы включили в полное собрание сочинений писателя. Само произведение неоднократно ставилось в разных театрах, было несколько раз экранизировано. Для лучшего понимания текста его нужно внимательно прочитать. Лучше обратиться к первоисточнику.

Действующие лица

Пьеса «Васса Железнова» построена вокруг одной женщины. Вассе 42 года на момент событий произведения. Она судовладелица, авторитарная дама, которая живет в собственном доме.

В семью Железновой входят:

  1. Сергей — алкоголик, 60 лет, работал капитаном.
  2. Прохор Храпов — брат Вассы, алкоголик и прожигатель жизни.
  3. Люда и Наташа — дочери судовладелицы.
  4. Федор — сын Вассы, живет за границей.

В пьесе также есть и другие действующие лица. Анна Оношенкова является личной помощницей Вассы, также ее преданной шпионкой. В дома работают две горничные — Поля и Лиза. За последней пытается ухаживать матрос Пятеркин.

Васса воспитывает маленького внука Колю. Он единственный предполагаемый продолжатель ее дела, поэтому женщина возлагает на мальчика большие надежды.

Все меняется с появлением невестки Рашель. Она является революционеркой, но это не мешает ей любить ребенка.

Краткий сюжет

Читать «Вассу Железнову» нужно очень внимательно, только так можно будет понять смысл трагедии. Произведение начинается с момента приезда из-за границы Рашель. Она рассказывает свекрови, что ее сын Федор тяжело болен и находится в шаге от смерти. Невестка Вассы является революционеркой и ее разыскивает полиция.

Железнова спрятала внука Колю в деревню. Она не хочет отдавать ребенка, так как он наследник ее дела. Васса угрожает Рашель и обещает сдать ее властям, если она продолжит требовать возвращения мальчика.

Сама Железнова тоже не является добропорядочной женщиной. Она убила собственного мужа, но на преступление женщина пошла из лучших побуждений.

Васса предложила мужу самому покончить с жизнью, но тот отказался, поэтому Железнова подсыпала супругу в еду яд и дождалась его действия.

На этом череда неприятностей в доме судовладелицы не заканчивается. Горничная Лиза забеременела от Прохора, но тот не спешил связывать себя узами брака. Девушка не выдержала отказа и повесилась в бане. Васса была вынуждена снова спасать честь семьи и объявила, что горничная угорела.

Описание Железновой позволяет представить ее как сильную и волевую личность, но эти качества не помогли ей в личной жизни. Ее дети все стали полными неудачниками. Людмила часто видела как отец забавляется с распутными девками, после чего выросла слабоумной. Наталья любит пить с Прохором и становится алкоголичкой. Федору недолго осталось на этом свете и он скоро умрет.

В пьесе Горького Васса предстает железной леди. Но у нее осталась последняя надежда — внук Коля. Именно ему суждено стать наследником ее дела. Рашель нельзя назвать слабовольной, она революционерка и вступать в противостояние с существующим режимом — удел сильной личности. И она, и Железнова являются представителями особого класса людей — хозяев жизни.

Между женщинами есть уважение, но все же Васса приказывает секретарше донести жандармам. Однако конец пьесы неожиданный. Железнова умирает, семья, за исключением Людмилы, не оплакивает ее кончину. Часть денег судовладелицы крадет секретарша, остальное достается брату, который быстро их потратит.

В своей работе Горький показал пагубное влияние больших денег на личность человека, также он отразил в своей работе последствия семейного конфликта.

Краткий пересказ пьесы «Васса Железнова»

Действующие лица в пьесе:

  • Васса Борисовна Железнова — в девичестве Храпова, владелица пароходной компании, мать троих детей, 42 года, но выглядит моложе своих лет.
  • Сергей Петрович Железнов — муж Вассы, 60 лет, бывший капитан, плавал в Черном море, потом на речных пароходах, отошел от дел, злоупотребляет алкоголем, волочится за молоденькими девицами.
  • Прохор Борисович Храпов — брат Вассы, 57 лет, беспечный прожигатель жизни.
  • Наталья, Людмила — дочери Вассы и Сергея Петровича, им 18 и 16 лет.
  • Рашель — невестка Вассы, около 30 лет, жена её сына Федора, активная социал-революционерка.
  • Коля – маленький внук Вассы Железновой, сын Рашель и Федора.
  • Анна Оношенкова — секретарша и помощница Вассы в делах, 30 лет.
  • Лиза, Поля — горничные в доме Вассы.
  • Гурий Кротких — управляющий пароходной компанией Вассы.
  • Пятеркин — матрос, ухажёр Анны, на вид 27-30 лет.
  • Мельников, член окружного суда, Евгений, его сын — квартиранты Вассы Железновой.

Действия разворачиваются в частном доме Железновых на берегу реки Волги. Автор знакомит читателей с главной героиней и обитателями дома. На первый взгляд жизнь идет спокойно и размеренно. Васса Борисовна — мать и основная хозяйка не только в доме, но и в семейном бизнесе. Васса — личность властная, умная, расчетливая. Она отдает приказания своему управляющему Гурию Кротких, которые касаются работы компании и получения прибыли. Вассе Борисовне нравится унижать, насмехаться над теми, кто ниже ее по «рангу».


Вассе помогает в делах девица Анна, которая шпионит и докладывает хозяйке обо всем, а сама в то же время не прочь поживиться за ее счет.

Муж ее, Сергей Петрович, пьяница и развратник, давно отошел от дел и стал обузой семьи. Его поведение рассматривают в суде по делу о совращении малолетней девицы. Ему грозит каторга, а это приведет к ухудшению положения Железновых в обществе и станет препятствием к выдаче дочерей замуж. Васса всячески пытается вытащить супруга из этого скандала, действуя через своего квартиранта Мельникова, члена окружного суда и предлагает взятку следователю в три тысячи рублей, но это не помогает. Васса решает поговорить с мужем, чтобы он принял яд и не позорил семью, подумал о будущем своих дочерей.

Она безжалостно расстается с ним, как когда-то он безжалостно обращался с ней. Муж умирает от яда. Одной проблемой становится меньше.

Ее брат, Прохор Борисович Храпов, человек беспечный и пьющий. Втихаря, пристрастил к выпивке дочерей Вассы. Особенно он дружен со старшей Натальей. Ей нравится веселый нрав дяди. Он совратил горничную Лизу, которая ждет от него ребенка.

Не выдержав позора, Лиза повесилась в бане. В разговоре с Натальей Прохор осуждает мужа Вассы и говорит: «Ой, будет срама! …Не столько капитана Железнова судить будут, сколько нас, Храповых».

Младшая дочь, Людмила, из-за развратного поведения своего отца, его страсть привозить в дом гулящих девок, слегка тронулась умом. Она единственная, кто искренне любит своих близких. Старшая Наталья очень похожа на мать. Она такая же расчетливая и твердая характером, но мать свою презирает. Васса всё это понимает, она по-матерински любит своих детей, это чувствуется в ее разговорах, но расчетливость и деньги она любит больше. Шаг за шагом, автор раскрывает сущность каждого члена семьи. Трагедия следует за трагедией.

Где-то за границей живет смертельно больной сын Федор. Его жена, Рашель, неожиданно приезжает в дом и хочет забрать маленького Колю, которого воспитывает Васса. Железнова надеется, что он станет ее наследником, потому, что дело всей ее жизни передать больше некому. Рашель активная социал-революционерка. Она смелая и решительная натура. Зная, что за ней охотится полиция и ее может сдать властям Васса, она появляется в доме и хочет увезти сына. У Рашель и Вассы много общего: сильный характер, упорство, достижение цели. Они непримиримые классовые враги, отстаивающие свои противоположные позиции, но уважают друг друга. Васса приказывает Анне, своей секретарше, донести на Рашель в полицию. Основная причина не политика, а то, что у нее заберут внука.

Финал у пьесы неожиданный: Васса умирает от сердечного приступа. Каждый в доме пытается воспользоваться наживой и украсть. Анна ворует часть денег хозяйки, другая часть достанется мерзавцу брату, который всё пропьет и пустит по ветру. Тело Вассы Железновой лежит в комнате, никому нет дела. Одна слабоумная Людмила оплакивает ее.

Анализ пьесы

Центральный конфликт произведения Максима Горького — семейная жизнь, определяемая финансами, а также несовместимость больших денег и высоких нравственных идеалов. Авторский замысел от первого ко второму варианту пьесы двигался по пути укрупнения образа центральной фигуры, своеобразного усиления целостности характера. В окончательной версии писатель:

  • отказывается от мелодраматической линии и недосказанности;
  • показывает цельную и понятную жизнь Вассы.

Если в первом варианте пьесы главным мотивом действий героини было материнство, то во второй редакции женщина в первую очередь руководствуется интересами бизнеса, от процветания которого зависит благополучие ее семьи

Дети женщины обделены вниманием и материнским теплом, потому что Васса долгие годы в одиночку материально обеспечивает огромное семейство, вместо того чтобы заниматься воспитанием отпрысков

Ни один герой не может конкурировать с ней в плане выдержки и силы характера, поэтому

смерть Вассы — это сокрушительный удар по благополучию Железновых и в то же время огромная общественная утрата, ведь своим примером она вдохновляла многих представительниц слабого пола, готовых положить свою жизнь на алтарь предпринимательства.

В своей пьесе писатель акцентирует внимание на социальном конфликте двух независимых и гордых женщин — прожженной капиталистки Вассы и дерзкой революционерки Рашели. В их споре симпатии Горького явно на стороне молодой особы. Конфликт оппонентов представлен как социально-историческое противостояние, привязанное к обстановке в обществе накануне революции, исход которой уже известен автору

По этой причине победителем из этого конфликта выходит Рашель. Трагической кончиной Вассы Железновой Горький символически подчеркивает полную обреченность того мироустройства, который так рьяно защищает героиня

Конфликт оппонентов представлен как социально-историческое противостояние, привязанное к обстановке в обществе накануне революции, исход которой уже известен автору. По этой причине победителем из этого конфликта выходит Рашель. Трагической кончиной Вассы Железновой Горький символически подчеркивает полную обреченность того мироустройства, который так рьяно защищает героиня.

Васса Железнова

23 марта МХТ имени Чехова представляет премьеру «Вассы Железновой» (подробнее в материале «Мастер изнанки»). Режиссера Льва Эренбурга в пьесе Горького более всего интересуют сложные внутрисемейные отношения Железновых, а не фигура самой Вассы, хотя эта женщина вполне могла бы стать символом столь востребованного сегодня идейного капитализма.

Васса Борисовна Железнова, в девичестве Храпова, родилась в 1871-м в семье богатых купцов из Нижнего. В 16 лет она, против воли родителей, вышла замуж за капитана Волжского пароходства Сергея Петровича Железнова, который был старше ее почти на 20 лет. Брак оказался несчастливым — муж издевался над Вассой, бил ее, бешено кутил и развратничал. Из девяти появившихся у супругов детей до взрослого возраста дожили только трое: дочери Наталья и Людмила и сын Федор, весьма слабый здоровьем.

Доставшееся от родителей и невероятно преумноженное ею состояние (под ее руководством пароходство Железновых стало одним из крупнейших на Волге) Васса хотела завещать сыну Федора маленькому Коле. Но в 1913 году, вскоре после того, как при таинственных обстоятельствах умер ее муж, привлеченный к суду за растление малолетних, она скоропостижно скончалась, и все хозяйство досталось ее ничтожному и вечно пьяному брату Прохору на разорение.

Это жизнеописание Вассы соответствует второму варианту пьесы — в начале 1930-х Горький переписал текст 1910 года, «обострив тему классовой борьбы». И это, кажется, редкий случай, когда идеологические исправления пошли произведению на пользу. Оно стало суше, проще и — лучше. Необходимость осуждения «капиталистического оскала» дала возможность показать во всей красе носительницу этого оскала — саму Вассу. А она — самое замечательное и значительное, что в этой пьесе имеется. Все другие действующие лица, включая революционерку Рашель, — бессмысленные слизняки какие-то по сравнению с ней.

Удивительно, что в 1990-е, когда принято было искать положительный образ «ударника капиталистического труда», а некоторые вновь появившиеся институции готовы были даже выделить бюджет на создание соответствующего произведения, Васса не стала «новой русской героиней». Казалось бы — появление таких, как она, считающих, что в жизни главное — дело и что ради него всем можно пожертвовать, определяло новую российскую действительность.

Но все же тогда «Васса» оказалось невостребованной — за пьесой Горького тянулся шлейф отталкиваемой тогда «советскости», встроенности в прошлую жизнь. А к тому же, возможно, браться за это произведение казалось бессмысленным — «Васса» была уже поставлена так, что лучше невозможно.

И пусть мы не знаем, как — по всем воспоминаниям грандиозно — играла Вассу на сцене ЦТКА первая исполнительница роли Фаина Раневская, но зато практически все видели Инну Чурикову в фильме Глеба Панфилова 1982 года.

Чурикова играла Вассу не жесткой, а, скорее, окаменевшей, мучимой страстями и при этом сумевшей переработать энергию страдания в энергию дела. И именно оно — это презираемое визгливой революционеркой Рашелью «хозяйство» — делало Вассу осмысленной и значительной, одухотворенной, почти монументальной. В принципе Васса и есть монумент — монумент капитализму, причем капитализму идейному и идеальному. «Мое богатство в том, что мне его не надо».

Анна Наринская

Популярные сегодня пересказы

  • По эту сторону рая — краткое содержание романа Фицджеральда История, которую рассказывает Фитцджеральд, относится к сфере так называемого потерянного поколения. Эта тематика была популярна в тот период и соответствовала социальной ситуации, когда после войны появилось довольно много молодых людей
  • Теркин на том свете — краткое содержание поэмы Твардовского В предновогоднюю ночь смертельно раненный Тёркин, которому ещё нет и 30 лет, оказался между жизнью и смертью, и ему открылись двери загробного мира. Пока он осматривается в преисподней, писатель
  • Тонио Крёгер — краткое содержание романа Манна История рассказывает о школьнике по имени Тонио Крёгер. Его отношения с одноклассником Гансом полны любви, но тот остается безразличен к его предложениям почитать Шиллера и интересуется рисунками лошадей. Поэтому Тонио страдает.
  • История болезни — краткое содержание рассказа Зощенко Эта история случилась с одним человеком, попавшим в больницу. По его мнению, если уж случилась какая-то хворь, то лечиться лучше дома. Ведь там и стены лечат. Но когда нашего героя свалил брюшной тиф

История создания

Работа над пьесой была окончена осенью 1910 года, и тогда же состоялась первая публикация. «Васса Железнова» впервые оказалась издана в составе «Сборника товарищества «Знание», который раз в году выпускался в Санкт-Петербурге. Параллельно произведение было издано в Берлине отдельной книгой с двумя подзаголовками («Мать» и «Сцены») издательством некоего Ладыжникова.


Писатель Максим Горький

В 30-ые годы Горький отредактировал пьесу и сделал больший упор на тему классовой борьбы, чтобы соответствовать духу времени. Существует легенда, что у персонажа был прототип — купчиха Кашина, обеспеченная домовладелица и вдова пароходчика из Нижнего Новгорода. В городе до сих пор показывают перестроенный дом, который раньше принадлежал этой женщине.

Другие герои

Краткое содержание «Вассы Железновой» продолжим упоминанием людей, которые также проживают в описываемом доме. Итак, в повествовании мы встречаем Людмилу и Наталью. Речь идет о дочерях Сергея Петровича и Вассы. Далее следует Анна Оношенкова – наперсница, молодая секретарша и домашний шпион главной героини. Есть в доме Поля и Лиза – горничные. В гостях постоянно бывает Пятеркин – матрос, который исполняет роль шута, а также тайно ухаживает за Лизой. Надеется разбогатеть, женившись на ней. Заходит в гости и управляющий пароходством Гурий Кротких. Бывает здесь в роли квартиранта Мельников, состоящий в городком суде, а также его сын по имени Евгений.

Вскоре приезжает из-за границы Рашель. Речь идет о жене Федора — сына Вассы, который в момент повествования умирает вдали от своей родины. Рашель, к тому же, социалистка-революционерка, которая разыскивается полицией. Она желает забрать Колю — малолетнего сына. Васса прячет его в деревне, при этом отдавать снохе не хочет, поскольку рассчитывает сделать из него наследника, а также продолжателя своего дела. Главная героиня грозит выдать Рашель жандармам, если та будет настаивать, чтобы ей вернули сына.

Благополучие дома Вассы построено на преступлении. Она отравляет Сергея Петровича — своего мужа, поскольку он оказался замешанным в еще одном грязном деле — совращении малолетней. Ему грозила каторга. Сначала, однако, она предлагает супругу покончить жизнь самоубийством. Однако он отказывается. Васса пытается спасти честь своих незамужних дочерей и подсыпает порошок мужу. Таким образом семья избегает суда и позора. На этом не закончилась череда преступлений. Горничная Лиза забеременела от брата главной героини. В результате она в бане повесилась. Однако людям было сказано, что Лиза угорела. Становится очевидно, что Васса готова на все, чтобы сохранить своё дело и дом. Она до безумия любит собственных неудавшихся детей. Они стали жертвами разнузданной прежней жизни их отца, а также его жестокости по отношению к матери.

Портрет главной героини

В первой редакции пьесы Васса Петровна Железнова — капиталистка, владелица небольшого кирпичного завода. Ей 48 лет, она мать троих детей. Двое сыновей обзавелись собственными семьями, но по-прежнему живут под одной крышей с матерью и находятся под ее жестким контролем. Героиня наделена сильным и волевым характером, что отличает ее от других домочадцев — инертных и инфантильных. Материнство Вассы — главная движущая сила всех ее мыслей и поступков. За спиной женщины имеется много грехов. Она прекрасно осознает последствия своих действий и не снимает с себя вины.

Во втором варианте пьесы образ Вассы Железновой уже не такой камерный, он получает большую определенность и подвергается значительной трансформации. В последней редакции главная героиня описывается как хозяйка «миллионного» дела, располагающая несколькими домами, пароходством и пристанью. Теперь ей 42 года, а не 48, как в первом варианте. Она вышла замуж по любви, когда ей исполнилось 16 лет. Спутником ее жизни стал человек, принадлежащий к другому социальному слою. Женщина родила девятерых детей, но выжили только трое.

Вассу Железнову многие литературные критики считают ярким примером эффективного женского предпринимательства на закате Российской империи. В произведении идет речь не том, что предприимчивая женщина безжалостно эксплуатирует чужой труд ради собственной прибыли, а о том, что Васса вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы содержать многочисленное семейство в ущерб природному предназначению. Этот мотив отчетливо прослеживается лишь во второй редакции.

https://youtube.com/watch?v=-a13UD91eL4

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Вот мы и рассмотрели сюжет произведения «Васса Железнова». Краткое содержание описано с упоминанием всех ключевых моментов повествования.

Васса Железнова

Васса Борисовна Железнова, в девичестве — Храпова, 42 лет (но выглядит моложе), владелица пароходной компании, очень богатый и влиятельный человек, проживает в собственном доме со спившимся мужем, Сергеем Петровичем Железновым, 60 лет, бывшим капитаном, и братом, Прохором Борисовичем Храповым, беспечным, пьющим человеком, коллекционирующим всевозможные замки (коллекция как бы пародирует собственнические инстинкты сестры). В доме также живут Наталья и Людмила — дочери Вассы и Сергея Петровича; Анна Оношенкова — молодая секретарша и наперсница Вассы и одновременно домашний шпион; Лиза и затем Поля — горничные. В доме постоянно бывают матрос Пятеркин, исполняющий роль шута и втайне приударяющий за Лизой в надежде жениться на ней и разбогатеть; Гурий Кротких — управляющий пароходством; Мельников — член окружного суда и его сын Евгений (квартиранты).

Из-за границы приезжает Рашель — жена умирающего вдали от родины сына Вассы Федора. Рашель — социалистка-революционерка, разыскиваемая полицией. Она хочет забрать своего малолетнего сына Колю, которого Васса прячет в деревне и не хочет отдавать снохе, так как рассчитывает сделать его наследником состояния и продолжателем своего дела. Васса грозит выдать Рашель жандармам, если она будет настаивать на возвращении сына.

Шаткое благополучие дома Вассы держится на преступлении. Она отравляет своего мужа Сергея Петровича, когда тот оказывается замешанным в совращении малолетней и ему грозит каторга. Но сначала она предлагает ему покончить с собой, и, лишь когда он отказывается, Васса, спасая честь незамужних дочерей, подсыпает мужу порошок. Тем самым семья избегает позора суда. На этом череда преступлений не закончилась. Горничная Лиза понесла от брата Вассы и, в конце концов, повесилась в бане (людям сообщили, что она угорела) Васса готова пойти на все, лишь бы сохранить дом и своё дело. Она безумно любит своих неудавшихся детей, которые оказались жертвой прежней разнузданной жизни их отца и его жестокого обращения с их матерью. Федор — не жилец на этом свете. Людмила, в детстве насмотревшись на забавы отца с распутными девками, выросла слабоумной. Наталья постепенно спивается вместе с дядей и не любит мать, на которую тем не менее очень похожа крутостью нрава. Последняя надежда — внук, но он ещё слишком мал.

Между Рашелью и Вассой есть какое-то сходство, которое они обе ощущают. Это цельные, фанатичные характеры — «хозяева жизни»;

Только Васса — вся в прошлом, а за Рашелью — будущее. Они непримиримые враги, но уважают друг друга. Тем не менее Васса приказывает секретарше донести на Рашель жандармам, но делает это исключительно ради внука, финал пьесы неожидан. Васса скоропостижно умирает. В этом чувствуется наказание свыше за нелепую, скоропостижную смерть мужа и насмешка судьбы: часть денег Вассы крадёт Оношенкова, а остальным богатством по закону будет распоряжаться беспутный брат, который несомненно все промотает. Только слабоумная Людмила оплакивает мать. Остальных её смерть ничуть не трогает.

Васса Борисовна Железнова, в девичестве — Храпова, 42 лет (но выглядит моложе), владелица пароходной компании, очень богатый и влиятельный человек, проживает в собственном доме со спившимся мужем, Сергеем Петровичем Железновым, 60 лет, бывшим капитаном, и братом, Прохором Борисовичем Храповым, беспечным, пьющим человеком, коллекционирующим всевозможные замки (коллекция как бы пародирует собственнические инстинкты сестры). В доме также живут Наталья и Людмила — дочери Вассы и Сергея Петровича; Анна Оношенкова — молодая секретарша и наперсница Вассы и одновременно домашний шпион; Лиза и затем Поля — горничные. В доме постоянно бывают матрос Пятеркин, исполняющий роль шута и втайне приударяющий за Лизой в надежде жениться на ней и разбогатеть; Гурий Кротких — управляющий пароходством; Мельников — член окружного суда и его сын Евгений (квартиранты).

Супруг

Они стали жертвами разнузданной прежней жизни их отца, а также его жестокости по отношению к матери.

17.06.2019 9:38:42

2019-06-17 09:38:42

Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные

Васса Железнова

героиня одноименной трагической пьесы Максима Горького. Владелица пароходной компании, женщина со сложной судьбой, чья большая семья распалась.

История создания

Работа над пьесой была окончена осенью 1910 года, и тогда же состоялась первая публикация. «Васса Железнова» впервые оказалась издана в составе «Сборника товарищества «Знание», который раз в году выпускался в Санкт-Петербурге. Параллельно произведение было издано в Берлине отдельной книгой с двумя подзаголовками («Мать» и «Сцены») издательством некоего Ладыжникова.

Писатель Максим Горький

В 30-ые годы Горький отредактировал пьесу и сделал больший упор на тему классовой борьбы, чтобы соответствовать духу времени. Существует легенда, что у персонажа был прототип — купчиха Кашина, обеспеченная домовладелица и вдова пароходчика из Нижнего Новгорода. В городе до сих пор показывают перестроенный дом, который раньше принадлежал этой женщине.

Сюжет

Васса Железнова — сложный женский образ. Судовладелица 42 лет, хозяйка пароходной компании, состоятельная и влиятельная дама с железным характером, которая живет в собственном доме.

Муж героини — Сергей, мужчина шестидесяти лет, прежде был капитаном, но теперь спился.

У Вассы есть брат, который беспечно прожигает жизнь и тоже пьет, две дочери и сын Федор, живущий отдельно от семьи, за границей.

Васса Железнова

В доме Железновых живет и личный секретарь хозяйки — Анна, которая помимо обязанностей помощницы Вассы выполняет еще и функции домашнего шпиона. В пьесе изображены также другие действующие лица — люди, которые служат главной героине, управляющий пароходной компанией, горничные. За горничной Лизой волочится матрос Пятеркин, который тоже часто появляется в доме.

Выясняется, что сын Вассы Федор находится в тяжелом состоянии и умирает. Васса возложила на внука большие надежды и видит в том главного наследника собственного предприятия и капитала.

Героиня собирается передать Николаю бразды правления пароходной компанией, и появление Рашели никак не вписывается в эти планы.

Кроме того, Рашель в розыске как революционерка. Васса заявляет, что выдаст Рашель жандармам, если та не откажется от собственных планов на Колю и не оставит семью Вассы в покое.

Однако проблемы обрушиваются на героиню и с другой стороны. Муж Вассы оказывается замешан в преступлении — совращении несовершеннолетней девочки. Героиня пытается спасти репутацию семейства и травит мужа. В противном случае супруг отправился бы на каторгу, а это внушительный удар по репутации самой Вассы.

Семейная жизнь Вассы приходит в упадок. Выясняется, что брат Вассы соблазнил горничную и та забеременела. Опозоренная девушка вешается в бане. Чтобы избежать скандала, Железновы убеждают людей, что горничная попросту угорела.

Дети Вассы совсем героиню не радуют. Сын Федор умирает, а обе дочери выросли неудачницами. Одна из девиц медленно спивается, а другая выросла странной, не от мира сего. Главные герои спектакля “Васса Железнова”

Биография героини завершается трагически. Когда сама Васса умирает, не справившись со всеми потрясениями, семья воспринимает это совершенно равнодушно. Наследство Вассы раздербанили беспутный брат и секретарь Анна.

Экранизации

Впервые пьеса была поставлена в московском Театре Красной Армии в 1936 году. В роли Вассы выступила актриса Фаина Раневская. С тех пор пьеса многократно ставилась в разных театрах. Актриса Светлана Крючкова выступила в роли Вассы Железновой на сцене БДТ имени Товстоногова в Санкт-Петербурге, а актриса Татьяна Доронина исполнила эту роль в спектакле, поставленном во МХАТе в 2003 году.

Актриса Фаина Раневская

В 1982 году режиссер Глеб Панфилов снял драму «Васса» по собственному сценарию. Роль главной героини исполнила актриса Инна Чурикова. В фильме Васса Железнова тянет на себе семью и пытается при муже-распутнике, брате-алкоголике и непутевых детях сохранить хотя бы видимость нормальной жизни, однако, как и в пьесе, вся жизнь героини терпит крушение.

Французский режиссер Пьер Бадель снял в 1972 году мини-сериал «Vassa Geleznova» по пьесе Максима Горького. Главную роль в этом сериале сыграла актриса Рози Варт.

Вера Пашенная в роли Вассы Железновой

Первой экранизацией пьесы стал фильм Леонида Лукова, вышедший на экраны в 1953 году. Там главную роль сыграла актриса Вера Пашенная.

Цитаты

«Мое дело — в моих руках. И никто мне помешать не может, и застращать меня ничем нельзя». «Легко жить — просто. Только от легкой-то жизни глупеют скоро, слышала я». «Страшные мысли нельзя скрывать. Вы сами знаете, что несчастные люди очень злые всегда».

Дональд Джозеф Куоллс

Актер, продюсер

История создания пьесы «Васса Железнова»

Максим Горький, русский писатель, сочинил драматическую пьесу «Васса Железнова» в 1910 году, которая вошла во все изданные собрания его произведений под названием «Мать». Первая постановка «Вассы Железновой» была представлена зрителям на сцене театра Корша ещё до революции. Сам М.Горький называл первый вариант «пьесой о матери». В сочинении автора показана семейная драма, в которой нет ни правых, ни виноватых. Это рассказ о трагедии в семье, где царит нажива, обман, измены, убийства. Прототипом главной героини по легенде была вдова купца и пароходчика в Нижнем Новгороде Мария Капитоновна Кашина (1857-1916 г). Спустя 25 лет, Максим Горький переписал пьесу, где акцент материнства был приглушен темой политического реализма и классовой борьбой между молодой революционеркой Рашель и богатой промышленницей Вассой. Во втором варианте сюжет и герои были несколько изменены, но идея материнства все ровно является главной в пьесе. Новый вариант «Васса Железнова» вышел в свет в 1935 году и обрел популярность. Оба варианта пьесы интересны, потому что автору удалось создать два художественных образа матерей, в которых отражались реалии времени, происходящие в российсском обществе.

История создания

«Васса Железнова» — одна из немногих отечественных пьес, которая была представлена на читательский и зрительский суд в двух вариантах. Произведение, написанное еще до падения царской власти, Горький включал во все собрания сочинений. После того как в 1910 году в свет вышел первый вариант пьесы, писатель не успокоился на достигнутом. В 1935 г. на сцене МХАТа шла постановка произведения. Максим Горький, находясь в Крыму, отправил режиссеру И. Н. Берсеневу телеграмму с просьбой временно приостановить тетральные представления, а зимой 1936 г. прислал постановщику новый текст.

Между первым и вторым вариантом «Вассы Железновой» лежит временной отрезок длиною в 25 лет. Вне всякого сомнения, мировоззрение писателя за этот период претерпело серьезные изменения, антиправительственные волнения и обстановка в обществе стали восприниматься им по-другому — через жизненный путь отдельной личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: