«мещане» м. горького

«мещане», анализ пьесы максима горького

Краткое содержание романаОстров Крым

Случайный выстрел из корабельного орудия, сделанный английским лейтенантом Бейли-Лендом, предотвратил захват Крыма частями Красной Армии в 1920 г. И теперь, в годы правления Брежнева, Крым превратился в процветающее демократическое государство. Русский капитализм доказал свое превосходство над советским социализмом. Поражают воображение ультрасовременный Симферополь, стильная Феодосия, небоскребы международных компаний Севастополя, сногсшибательные виллы Евпатории и Гурзуфа, минареты и бани Бахчисарая, американизированные Джанкой и Керчь.

Но среди жителей острова Крым распространяется идея партии СОС (Союза Общей Судьбы) — слияния с Советским Союзом. Лидер партии — влиятельный политик, редактор газеты «Русский Курьер Андрей Арсениевич Лучников. Его отец во время гражданской воевал в рядах русской армии, стал предводителем дворянства феодосийской губернии и живет теперь в своем имении в Коктебеле. В Союз Общей Судьбы входят одноклассники Лучникова по Третьей Симферопольской гимназии Царя-Освободителя — Новосильцев, Деникин, Чернок, Беклемишев, Нулин, Каретников, Сабашников и др.

Андрей Лучников часто бывает в Москве, где у него много друзей и есть любовница — спортивный комментатор программы «Время» Татьяна Лунина. Его московские связи вызывают ненависть у членов «Волчьей Сотни», которая пытается организовать покушение на Лучникова. Но за его безопасностью следит одноклассник, полковник Александр Чернок, командир крымского спецподразделения «Эр-Форсиз».

Лучников приезжает в Москву. В Шереметьеве его встречает Марлей Михайлович Кузенков — работник ЦК КПСС, «курирующий» остров Крым. От него Лучников узнает, что советские власти довольны курсом на воссоединение с СССР, который проводит его газета и организованная им партия.

Оказавшись в Москве, Лучников скрывается от «ведущих» его сотрудников госбезопасности. Ему удается незаметно выехать из Москвы с рок-группой своего друга Димы Шебеко и осуществить давнюю мечту: самостоятельное путешествие по России. Он восхищен людьми, с которыми знакомится в провинции. Известный нарушитель границ Бен-Иван, доморощенный эзотерик, помогает ему выбраться в Европу. Вернувшись на остров Крым, Лучников решает во что бы то ни стало осуществить свою идею слияния острова с исторической родиной.

КГБ вербует Татьяну Лунину и поручает ей слежку за Лучниковым. Татьяна приезжает в Ялту и, неожиданно для себя, становится случайной любовницей старого американского миллионера Фреда Бакстера. После ночи, проведенной на его яхте, Татьяну похищают «волчесотенцы». Но ребята полковника Чернока освобождают ее и доставляют к Лучникову.

Татьяна живет с Лучниковым в его роскошной квартире в симферопольском небоскребе. Но она чувствует, что ее любовь к Андрею прошла. Татьяну раздражает его одержимость абстрактной идеей Общей Судьбы, в жертву которой он готов принести цветущий остров. Она порывает с Лучниковым и уезжает с влюбленным в нее миллионером Бакстером.

Сын Андрея Лучникова, Антон, женится на американке Памеле; со дня на день молодые ждут ребенка. В это время Советское правительство «идет навстречу» обращению Союза Общей Судьбы и начинает военную операцию по присоединению Крыма к СССР. Гибнут люди, разрушается налаженная жизнь. Гибнет новая возлюбленная Лучникова Кристина Парслей. До Андрея доходят слухи, что погиб и его отец. Лучников знает, что стал дедом, но ему неизвестна судьба Антона и его семьи. Он видит, к чему привела его безумная идея.

Антон Лучников с женой и новорожденным сыном Арсением спасаются на катере с захваченного острова. Катер ведет эзотерик Бен-Иван. Советские летчики получают приказ уничтожить катер, но, видя молодых людей и младенца, «шмаляют» ракету в сторону.

Андрей Лучников приезжает во Владимирский собор в Херсонесе. Хороня Кристину Парслей, он видит на кладбище у собора могилу Татьяны Луниной. Настоятель собора читает Евангелие, и Лучников спрашивает в отчаянии: «Почему сказано, что соблазны надобны Ему, но горе тем, через кого пройдет соблазн? Как бежать нам этих тупиков?..»

За собором святого Владимира над захваченным островом Крым взлетает праздничный фейерверк.

Вы прочитали краткое содержание романа «Остров Крым». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Краткое содержание пьесыМещане

В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин — нахлебники;

Елена Николаевна Кривцова — молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида — кухарка, выполняющая в доме всю черную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны.

Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком «образованными» и потому гордыми. Это мешает им жить. Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр — выгодно жениться и работать на приумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить «по-отцовски», сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потере интереса к жизни и т. д. Образование действительно не пошло им на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней.

В этом главная трагедия семьи Бессеменовых. В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонера, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблен против воли родителей, неизбежно пойдет по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной, которая безнадежно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, — вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени.

Эти веяния отчетливей всех выражает Нил, наиболее «прогрессивный» герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление. В то же время воля и целеустремленность Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюбленной в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову.

Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит свое последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюбленной в жизнь, но потерявшей в ней свое место. Наиболее интересный из второстепенных персонажей — Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ — образ вечного изгнанника жизни.

Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обреченность и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздается нестройный громкий звук…

Вы прочитали краткое содержание пьесы «Мещане». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание пьесы «Мещане» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения

Средства выразительности

Для создания яркого образа советского обывателя Владимир Владимирович использует широкий спектр средств художественной выразительности. В первую очередь бросается в глаза обилие грубых, резких слов: «мразь», «зады», «мурло», «дрянь».

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчеркивает презрительное отношение поэта к мещанскому быту: «спаленка», «потолочек».

В качестве гиперболы, доходящей до абсурда, представлена фраза «Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».

Для повышения выразительности стихотворением Маяковский берет на вооружение неологизмы, которые гармонично дополняют его неповторимый стиль: «оголтелая канареица», «фигурять».

ЭКСКУРСИИ И ЛЕКЦИИ

Проект «Москва глазами инженера» приглашает посмотреть кинохронику онлайн и совершить виртуальные прогулки по столице. Образовательный проект и Москино начинают цикл онлайн-экскурсий с показом прежде не публиковавшейся кинохроники о советской Москве.

Все желающие смогут увидеть, как в 1920-х строились в Москве дома, как преображался город по «сталинскому плану», как сооружали метро и канал Москва-Волга и даже, как передвигали дома и мосты.

Прокомментирует архивные кадры историк архитектуры, автор проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов. 22 апреля в 19.00. История московского жилья. Кинохроника 1920-1970-х и онлайн-экскурсия «От Шаболовки до Черемушек». Зрителям расскажут, как москвичи решали квартирный вопрос в СССР и покажут, как выглядели жилые кварталы в 1920-х.

Где смотреть:

Онлайн-лекции от «КП»: что посмотреть дома в период самоизоляции

Про здоровье, деньги, искусство и духовность — об этом и многом другом говорим в прямом эфире с лучшими лекторами страны

Главные герои

Василий Бессемёнов — глава семьи, представитель старшего поколения. Мещанин в классическом понимании этого слова. Вся его жизнь сосредоточена на зарабатывании денег и следовании традициям. Считает, что дети обязательно должны следовать по его стопам, огорчается их чрезмерной образованности. Горький не осуждает его напрямую, но благодаря изобразительно-выразительным средствам показывает как человека недалёкого, закостенелого в своих мыслях и взглядах, совершенно непрогрессивного. Его отношения с детьми демонстрируют властность Бессемёнова.

Татьяна — 28-летняя дочь главы семьи. Учительница, образованная женщина, влюблённая в Нила. Основная беда Татьяны — в том, что она уже слишком умна для счастливой жизни в мещанстве, но слишком слабовольна и нерешительна для того, чтобы всё переломить. К тому же, любовь к Нилу, безнадёжная и безответная, давит на неё. Татьяна раздражительна — это проявляется с самых первых строк пьесы, когда она одёргивает другую девушку, читающую легкомысленную любовную историю. Судьба её трагична: осознав, что взаимность Нила она никогда не получит, Татьяна пытается покончить с собой. Но и это у неё не выходит. В финале она остаётся живой, но совершенно потерянной и раздавленной жизненными обстоятельствами.

Пётр — сын Василия Бессемёнова. Учился в университете, но был отчислен за участие в студенческих волнениях. Как и Татьяна, занимает пограничную, половинчатую позицию: уже не может жить в мире своего отца, но и в новом пока себя не нашёл. Он влюблён во вдову, проживающую в доме Бессемёнова, но счастлив с ней не будет — слабоволие и отсутствие самостоятельности не позволят ему пойти против отца, который никогда не допустит этого брака.

Нил — однозначный «любимец» Горького. Положительный, хотя и неоднозначный персонаж, в котором скрыта огромная сила, но который не слишком восприимчив к прекрасному — возможно, из-за недостаточной образованности. Нил умён, трудолюбив, воспринимает жизнь как вызов — даже в кузнице ему нравится работать не столько потому, что приятно создавать предметы или чинить вещи, сколько потому, что преодолевать сопротивление металла кажется Нилу достойным.

Именно в его уста Горький вкладывает осторожную (из-за цензуры), но всё же совершенно чёткую пропаганду социализма. Нил заявляет, что хозяин тот, кто трудится. Даже несмотря на такой радикализм, хозяин дома благоволит ему, противопоставляя своему никчёмному сыну.

ТЕАТР

Фото: et-cetera.ru

Спектакль «Сердце не камень»

Театра Et Cetera представляет в рамках проекта «Большие гастроли» спектакль «Сердце не камень». Трансляция пройдет 22 апреля в 19.00

Режиссер-постановщик - Григорий Дитятковский.

В этой комедии Александра Николаевича Островского интрига завязывается вокруг завещания состоятельного купца Потапа Потапыча. Зрителей ждет веселое и стремительное действо, не свойственное обычно пьесам Островского.

В ролях: Михаил Янушкевич, Анна Артамонова, Сергей Тонгур, Наталья Благих.

Запись спектакля 2014 года.

Где смотреть:

На YouTube–канал «Большие гастроли» или в соцсетях проекта, а также на сайте БольшиеГастроли.РФ

Опера «Сказки Гофмана»

Метрополитен опера 22 апреля дает оперу «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха. В основе либретто три новеллы Эрнста Теодора Гофмана.

В ролях блистательные оперные артисты: Анна Нетребко, Кэтлин Ким, Екатерина Губанова, Джозеф Каллея. Запись спектакля 2009 года.

Где смотреть:

На официальном сайте Метрополитен опера.

Фото: maly.ru

«Горе от ума»

Малый театр показывает «Горе от ума». Пьесу по произведению Грибоедова поставил режиссер Сергей Женовач. В роли Фамусова — народный артист СССР Юрий Соломин.

Где смотреть:

На официальном канале театра в YouTube и прямо здесь.

Фото: mxat.ru

Спектакль «Мещане»

МХТ им. Чехова 22 апреля в 19.00 приглашает на спектакль «Мещане». Яркий образчик советского психологического театра в новом видении режиссера Кирилла Серебренникова.

Где смотреть:

На официальном канале театра в YouTube и на странице театра в Facebook.

10 лучших российских фильмов последнего десятилетия: от «Елены» до «Легенды №17»

В нашем обзоре — десятка самых любопытных отечественных картин с 2010-го по 2019-й год. Вы точно не пожалеете!

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание повести Приключения Васи Куролесова Коваля Эта история началась в маленькой деревушке, где жил молодой простодушный парень Вася Куролесов со своей матерью Емельяновной. Однажды им захотелось обзавестись поросятами
  • Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове — краткое содержание сказки «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове» начинается с описания суда, проходящего на земле Ростовской. Судят Ерша боярин Осётр а также Сом-воевода моря Хвалынского, судак и Щука-трепетуха.
  • Модный адвокат — краткое содержание рассказа Тэффи Семен Рубашкин томился в зале суда. Готовилось к слушанию его дело. Обвинение было пустяковым: публикация статьи, содержащей слухи о роспуске Думы. Ничем, кроме штрафа, это не грозило
  • Локис — краткое содержание повести Мериме 1866 год. Профессор сравнительного языкознания Виттенбах приезжает в Литву. Его интересует жомаитский, или жмудский, язык, на котором говорит часть литовцев. Цель профессора – сбор лингвистических памятников жмудского языка

Популярные сегодня пересказы

  • Любовь во время чумы — краткое содержание романа Маркеса Произведение рассказывает о любви двух немолодых людей. События разворачиваются в XX веке в Колумбии. Герой произведения Флорентино Ариса, должен отнести письмо одному успешному фермеру
  • Княгиня Трубецкая — краткое содержание поэмы Некрасовой 1826 год. Отец княгини Трубецкой, граф Лаваль, провожает в дальний путь горячо любимую дочь. Она едет в Иркутск, куда с партией других ссыльных был отправлен ее муж, декабрист С.П. Трубецкой
  • Пурпурное платье — краткое содержание рассказа О. Генри Американский писатель О. Генри (настоящее имя Сидней Уильям Портер) известен в мировой литературе как мастер коротких рассказов. Рассказы О. Генри наполнены симпатии и сочувствия к героям, простым
  • Краткое содержание комедии Лисистрата Аристофана В этом произведении, которая по своему жанру является комедией, речь идет о военных действиях, которые разыгрались между Афинами и Спартой, и о том, как женщины смогли это остановить.

Читать онлайн «Мещане»

Максим Горький

Мещане

Действующие лица

Бессеменов, Василий Васильев, 58 лет, зажиточный мещанин, старшина малярного цеха.

Акулина Ивановна. , жена его, 52 года.

Петр, бывший студент, 26 лет.

его дети

Татьяна, школьная учительница, 28 лет.

Нил, воспитанник Бессеменова, машинист, 27 лет.

Перчихин, дальний родственник Бессеменова, торговец певчими птицами, 50 лет.

Поля, его дочь, швейка, работает в семьях поденно, 21 год.

Елена Николаевна Кривцова, вдова смотрителя тюрьмы, живет на квартире у Бессеменовых, 24 года.

Тетерев, певчий.

нахлебники у Бессеменовых

Шишкин, студент.

Цветаева, учительница, подруга Татьяны, 25 лет.

Степанида, кухарка.

Баба с улицы.

Мальчишка, маляр.

Доктор.

Место действия – маленький провинциальный город.

Обстановка

Комната в зажиточном мещанском доме. Ее правый угол отрезан двумя глухими переборками; они выступают в комнату прямым углом и, стесняя задний план ее, образуют на переднем еще маленькую комнату, отделенную от большой деревянной аркой. В арке протянута проволока, на ней висит пестрый занавес. В задней стене большой комнаты – дверь в сени и другую половину дома, где помещается кухня и комнаты нахлебников. Слева от двери – огромный, тяжелый шкаф для посуды, в углу сундук, справа – старинные часы в футляре. Большой, как луна, маятник медленно качается за стеклом, и, когда в комнате тихо, слышится его бездушное – да, так! да, так! В левой стене – две двери: одна в комнату стариков, другая – к Петру. Между дверями печь, облицованная белыми изразцами. У печи – старый диван, обитый клеенкой, пред ним – большой стол, на котором обедают, пьют чай. Дешевые венские стулья с тошнотворной правильностью стоят у стен.

Слева же у самого края сцены – стеклянная горка, в ней – разноцветные коробочки, пасхальные яйца, пара бронзовых подсвечников, ложки чайные и столовые, несколько штук серебряных стаканчиков, стопок. В комнате за аркой, у стены против зрителя – пианино, этажерка с нотами, в углу кадка с филодендроном. В правой стене – два окна, на подоконниках – цветы, у окон – кушетка, около нее – у передней стены – маленький стол.

Акт первый

Вечер, около пяти часов. В окна смотрит осенний сумрак. В большой комнате – почти темно. Татьяна, полулежа на кушетке, читает книгу, Поля у стола – шьет.

Татьяна (читает). «Взошла луна. И было странно видеть, что от нее, такой маленькой и грустной, на землю так много льется серебристо-голубого, ласкового света»… (Бросает книгу на колени себе. ) Темно.

Поля. Зажечь лампу?

Татьяна. Не надо! Я устала читать…

Поля. Как это хорошо написано! Просто так… и грустно… за душу берет… (Пауза. ) Ужасно хочется знать – какой конец? поженятся они – иль нет?

Татьяна (с досадой). Не в этом дело…

Поля. А я бы такого не полюбила… нет!

Татьяна. Почему?

Поля. Скучный он… И всё жалуется… Неуверенный потому что… Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни…

Татьяна (негромко). А… Нил – знает?

Поля (уверенно). Он знает!

Татьяна. Что же?

Поля. Я… не могу вам это рассказать… так просто, как он говорит… Но только – дурным людям… злым и жадным – плохо будет от него! Не любит он их…

Татьяна …

Персонажи

У М. Горького имеется немало произведений, в которых он затрагивает животрепещущие темы, близкие каждому человеку. Но особенно выдающимся творением является пьеса « На дне», которая интригует читателя. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, принадлежащей супружеской паре Костылевых. Здесь нашли себе пристанище люди, очутившиеся на самом дне общества. У каждого персонажа имеется своя история жизни, которая впоследствии свела их под одной крышей.

Жители ночлежки:

  • Анна;
  • Васька Пепел;
  • Актер;
  • Сатин;
  • Настя;
  • Барон;
  • Клещ;
  • Бубнов;
  • Лука и пр.

Образ Луки в пьесе Горького На дне До тех пор пока в доме не появился Лука, все обитатели сосуществовали рядом друг с другом в склоках и ругани. Странствующий старик, оказавшись в ночлежке, проявляет живой интерес к ее обитателям. Жители костылевского дома выработали враждебные взаимоотношения. Бездушие и жестокость проявляется в издевательствах над Настей, которая, продавая свое тело, верит в будущую настоящую любовь. Тяжело больной Анне обитатели ночлежки не дают спокойно умереть. Подсмеиваются над желанием ее мужа Клеща выбраться из нищеты, считая его напрасным и несбыточным. Тяжелая жизнь и окружающее общество сделало этих персонажей черствыми и злыми. С появлением в ночлежке Луки многое меняется.

Ж.б. мольер «мещанин во дворянстве»: описание, герои, анализ произведения

Литература

  • Николаева Л. Ранняя драматургия М. Горького в историко-функциональном изучении: проблема интерпретации жанра пьес «Мещане», «На дне», «Дачники» — [dno2000.narod.ru/gl3.html Глава 3. «Мещане»]
  • «Мещане». Материалы и исследования. М.: Изд-во ВТО, 1946.
  • «Мещане» М.Горького. Литературная и сценическая история. Материалы и исследования / Общая редакция С. Балухатого. М.—Л.: ВТО, 1941.
  • Анненский И. «Мещане» на советской сцене // Театр. 1938. № 3. С.75-82.
  • Базилевская И. Н. «Мещане» М.Горького в постановке МХТ 1902 г. // Ежегодник МХТ 1949—1950. М.: Искусство, 1952. С. 233—277.
  • Базилевская И. Н. «Мещане» М. Горького в постановке МХТ 1949 г. // Ежегодник МХТ 1949—1950. М.: Искусство, 1952. С. 323—354.
  • И. «Мещане», сцены в доме Бессеменова // Русские ведомости. 1902. 27 октября.
  • Дурылин С. Горький на сцене // Горький и театр. Сб. статей. M.—Л., 1938.
  • Данилов С. С. Горький на сцене. Л.- М., 1958.

Явление XIX

     Г-н Журден, Доримена, Дорант.
Г-н Журден (сделав два  поклона,  оказывается  на  слишком
близком расстоянии от Доримены). Чуть-чуть назад, сударыня.
Доримена. Что?
Г-н Журден. Если можно, на один шаг.
Доримена. Что такое?
Г-н  Журде  н.  Отступите  немного, а то я не могу сделать
третий поклон.
Дорант. Господин Журден любит изысканное обхождение.
Г-н Журден. Сударыня, это величайшая для меня радость, что
я оказался  таким  баловнем  судьбы  и  таким,  можно  сказать,
счастливцем,  что  имею  такое счастье и вы были так добры, что
сделали  мне  милость   и   пожелали   почтить   меня   почетом
благосклонного  своего  присутствия,  и  если  б  только  я был
достоин удостоиться таких достоинств, каковы ваши... и  небо...
завидующее моему блаженству... предоставило мне... преимущество
заслужить... заслужить...
Дорант.   Довольно,  господин  Журден!  Маркиза  не  любит
длинных комплиментов. Она и так  уже  наслышана  о  необычайной
остроте  вашего  ума.  (Тихо  Доримене).  Как  видите,  у этого
славного мещанина манеры довольно забавные.
Доримена (тихо Доранту). Это нетрудно заметить.
Дорант. Позвольте вам представить, маркиза, лучшего  моего
друга...
Г-н Журден. Это для меня слишком много чести.
Дорант. ...человека вполне светского.
Доримена. Я испытываю к нему глубокое уважение.
Г-н  Журден.  Я  еще  ничего  не  сделал,  сударыня, чтобы
заслужить такую милость.
Дорант (тихо г-ну Журдену). Смотрите  не  проговоритесь  о
брильянте, который вы ей подарили.
Г-н  Журден  (тихо Доранту). Можно только спросить, как он
ей понравился?
Дорант (тихо г-ну Журдену). Что вы! Боже вас сохрани!  Это
было  бы  с  вашей  стороны  неучтиво.  Если желаете походит на
вполне светского человека, то, наоборот,  сделайте  вид,  будто
это  не  вы  ей  подарили.  (Громко  Доримене.) Господин Журден
говорит, что он вам несказанно рад.
Доримена. Я очень тронута.
Г-н Журден (тихо Доранту). Как я вам признателен,  что  вы
замолвили за меня словечко перед маркизой!
Дорант  (тихо  г-ну  Журдену). Я еле уговорил ее поехать к
вам.
Г-н  Журден  (тихо  Доранту).  Не  знаю,   чем   мне   вас
отблагодарить.
Дорант.   Он  говорит,  маркиза,  что  вы  первая  в  мире
красавица.
Доримена. Мне это очень лестно.
Г-н Журден. Это мне, сударыня, лестно, что вы...
Дорант. А не пора ли обедать?

Образы и символы

Ключевым символом стихотворения «О дряни» является «канареица», появляющаяся в самом конце — птичка, «верещащая из-под потолочка» — очевидно, имеются ввиду настенные часы — в старину были такие, когда они отбивали ровное время, из них с характерным звуком вылетала птичка. Вряд ли у обывателя под потолком летала настоящая канарейка, это бы сразу вывело персонажа из числа обывателей, а настенные часы — пожалуйста, у каждого второго в доме находились такие.

«Канареица» в стихотворении Маяковского символизирует мещанство, всю эту «дрянь» и «обывательщину», чьи нити «опутали революцию», а описанная в произведении «та или иная мразь» — ее собирательный образ. Собственно, идеалы революции олицетворяет «оживший» портрет Карла Маркса, чей образ тоже имеет центральное значение и противопоставляется образу «канареицы».

«Обыватели» склоняются к образу «канарейки», образ автора, то есть самого Владимира Маяковского, очевидно тяготеет к Марксу и идеалам революции.

Где же находится лирический герой? Он здесь полностью сливается с образом автора, то есть с образом самого Владимира Маяковского. Это тут случай, когда лирический герой и образ автора полностью совпадают, и именно от своего, первого лица написал это стихотворение Владимир Владимирович.

Максим Горький. Мещане (1969)

Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить «по-отцовски», сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потере интереса к жизни и т.д.Эти веяния отчетливей всех выражает Нил, наиболее «прогрессивный» герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных… Постановка: Георгий Товстоногов.Исполнители: Евгений Лебедев, Мария Призван-Соколова, Владимир Рецептер, Кирилл Лавров, Эмма Попова, Павел Панков, Людмила Макарова, Николай Трофимов, Изиль Заблудовский, Людмила Сапожникова.________________________________Год выпуска: 1969Формат: MP3Продолжительность: 02:34:25Битрейт аудио: 40 kbpsРазмер: 44 Mb Скачать для ознакомления: Максим Горький. МещанеЕсли ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание романа Лицом к лицу Айтматова В данной повести рассказ ведется о случае дезертирства, который приобрел в дальнейшем философский характер. Герой произведения Исмаил хотел всеми возможными способами не дать себе умереть
  • Краткое содержание романа Поющие в терновнике Маккалоу Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду семейной саги, ключевая тема которой заключается в изображении реальных событий, происходящих в одной конкретно взятой семье.
  • Краткое содержание сказки Три медведя Толстого Как-то раз одна маленькая девочка пошла в лес и там заблудилась. Долго искала дорогу домой, но безуспешно. Бродила она, бродила между деревьев и набрела на домик, в котором обитали три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
  • Паустовский Константин Георгиевич Паустовский – удивительный писатель, чьи произведения подкупают своей искренностью и глубиной, однако вместе с тем просты и понятны читателю.

История создания

Как уже говорилось выше, эта пьеса является первой в творчестве Горького, и с этим, несомненно, связаны особые сложности, которые автор испытывал в связи с её созданием. Замыслил «Мещан» Максим Горький ещё в начале 1900-го года, но трудился над текстом медленно. Работа шла тяжело, и первые намётки автора не удовлетворяли. Так, в августе 1900 Горький в письме Чехову сообщал, что его пьеса «скончалась», дойдя лишь до третьего акта. В сентябре же говорил, что драму не написал — и не сможет. Во всяком случае, пока.

Впрочем, несмотря на это, в следующем году Горький продолжил трудиться над драматическим произведением, прервавшись на этот раз не по собственной воле — он был заключён в тюрьму, что вызывало вынужденную паузу. Продолжить удалось только после освобождения, когда писатель жил в Нижнем Новгороде.

В середине сентября 1901-го года «Мещане» были закончены.

Символично, что в написании и первом чтении Горькому помогал Немирович-Данченко: именно ему Максим Горький рассказал про свой замысел и сложности с написанием пьесы, и именно он стал первым её слушателем, одобрив написанное и вдохновив Горького отдать пьесу для театральной постановки. Немирович-Данченко даже приехал для этого в Нижний, поскольку сам Горький был на тот момент невыездным. Он же увёз текст пьесы в Москву, где перепечатал его на печатной машинке.

Изданы «Мещане» были на следующий год, и разошлись огромным тиражом в 60 тыс. экземпляров.

Жизнь в городе

Через нескοлькο дней мать переезжает в гοрοд к Никοлаю Иванοвичу. Он οбещал Павлу и Андрею в том случае, если они окажутся в тюрьме, немедленнο забрать её к себе. В гοрοде Нилοвна, ведя немудренοе хοзяйствο οдинοкοгο Никοлая Иванοвича, приступает к пοдпοльной деятельности: οдна или вместе с сестрοй Никοлая Сοфьей, переοдевшись тο мοнахиней, тο бοгοмοлкοй-странницей, тο тοргοвкοй тканями, разъезжает пο селам и городам, распространяя книги, газеты, прοкламации.

Ей нравится эта рабοта. Женщина любит гοвοрить с людьми, слушать их невеселые рассказы ο жизни. Теперь она видит: нарοд нищенствует среди несметных бοгатств земли. Вοзвращаясь из пοездοк в гοрοд, мать хοдит на свидания с сынοм в тюрьму. Однажды передает записку, в которой товарищи предлагают устрοить ему и егο друзьям пοбег. Οднакο Павел οт этой затеи οтказывается; бοльше всех этим οгοрчена Сашенька, кοтοрая была инициатοрοм пοбега.

Павел и Сашенька

Прочитав краткое содержание «Матери» Максима Горького, можно подумать, что в этом произведении речь идет о людях, одержимых идеей о всеобщем счастье, и простые человеческие слабости им чужды. Это не совсем так.

Павла в Саше привлекает не только идейность и причастность к социалистическому движению. Они любят друг друга, οднакο пοжениться не мοгут: οба считают, чтο женатые ревοлюциοнеры пοтеряны для дела. Ведь им приходится зарабатывать на жизнь и растить детей. Сοбираясь в дοме у Власοвых, молодые люди читают книги пο истοрии, беседуют ο тяжкοй дοле рабοчих всей земли, ο сοлидарнοсти всех трудящихся, частο пοют песни. На этих сοбраниях мать впервые слышит слοвο «сοциалисты».

Описание произведения

По определению самого писателя, «Мещане» — это драматический эскиз в четырёх актах, причём драматический эффект достигается не благодаря ярко выраженным действиям или громким словам, а скорее благодаря тонкой демонстрации взаимоотношений в семье Бессемёнова, которая предстаёт перед читателем.

Именно она, семья Василия Бессемёнова, находится в центре произведения. Бессемёнов — представитель мещанского сословия, занимающий должность старшины в малярном цехе. Человек он степенный и основательный, желает стать депутатом от цеховых. Помимо Василия, в доме живут и его домочадцы: жена, дочь Татьяна, которая по достижении 28 лет замуж так и не вышла, и Пётр, сын, студент, который был отчислен из образовательного учреждения за то, что принимал участие в волнениях.

Помимо вышеперечисленных, в доме живут и другие: Нил — воспитанник Бессемёнова, в которого безответно и сильно влюблена Татьяна, дальние родственники, нахлебники… Вся эта толпа наблюдает за скандалами в семействе, поскольку Бессемёновы живут совсем не дружно. Дети не торопятся жить так, как приказывает и требует отец, а сам Бессемёнов считает, что сын и дочь его пали жертвами гордости и даже гордыни, овладевшей ими. Они получили образование и не хотят вести такое же размеренное существование, как Василий, не хотят — или не могут — заводить собственные семьи и посвящать всё время зарабатыванию и приумножению капитала.

Параллельно семейной драме разворачиваются и драмы второстепенных персонажей, более мелкие, но от того не менее значимые. Пьяница-Тетерев, влюбленный в Полю, которая испытывает взаимное чувство к Нилу, является лишним человеком, постоянным изгоем везде; Кривцова, потерявшая своё место в жизни, но сохранившая любовь к ней… Все они (кроме Поли и Нила, откровенно — насколько это было возможно в то время, мечтающих о большем, говорящих: «кто трудится — тот и хозяин» и пропагандирующих идеи социализма) заняты своими мелкими, личными трагедиями.

Впрочем, Бессемёновых любовные драмы так же не обошли стороной. Пётр отчаянно влюблён в Кривцову, на брак с которой никогда не даст согласия его отец, а Татьяна страдает от чувства к Нилу. Понимая, что её любовь неразделённая, женщина пытается покончить жизнь самоубийством. Ей это не удаётся, но через катарсис Татьяна понимает свою ненужность, обречённость на одиночество и блёклое, бесполезное существование. Пьеса кончается тем, что Татьяна падает на рояль, задевая клавиши, которые издают отчаянно громкий и нестройный звук.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: