Конфуций: суждения и беседы

Исследование роли 'беседы и суждения' как исторического источника по изучению жизнедеятельности конфуция

Учение Конфуция

Конфуций жил в эпоху заката империи Чжоу. Авторитет императора уже не был таким сильным как раньше, вследствие чего власть оказалась в руках правителей разных царств. Следом за этим начались междоусобные войны, которые привели к падению уровня жизни простых граждан.

После кончины матери в 528 г. до н.э. Конфуций, следуя традициям траура, ушел в 3-летнюю отставку. За это время он исследовал древние труды и написал философский трактат о правилах отношений в построении гармоничного государства.

Когда мыслителю было около 44 лет ему поручили руководить резиденцией княжества Лу. В течение какого-то времени он исполнял обязанности начальника судебной службы. В тот момент биографии философ призывал чиновников наказывать подданных только в случае неповиновения, а во всем остальном – «объяснять народу их обязанности».

Недолго поработав в должности чиновника некоторых княжеств, Конфуций подал в отставку. Это было связано с тем, что он не мог смириться с новой политикой государства. Вместе с учениками мужчина отправился странствовать по китайским провинциям, по-прежнему пытаясь донести свои идеи местным правителям.

Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся обратно в Цюйфу, где прожил до конца своих дней. Он подолгу общался со своими последователями, трудясь над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги Песен», «Книги перемен» и прочих трудов.

Из классического наследия самого Конфуция доподлинно доказана лишь одна его работа – «Весна и Осень». Биографы мудреца утверждают, что у него было примерно 3000 учеников, но достоверно известно только о 26.

По изречениям своего учителя последователи Конфуция составили книгу – «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Он сформулировал золотое правило этики, которое заключается в следующем: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Конфуцианство

В период правления династии Хань (2 век до н.э. — 3 век н.э.) учение Конфуция возвели в ранг идеологии, вследствие чего оно коренным образом повлияло на мировоззрение китайцев.

Основой конфуцианства является создание гармоничного общества, где каждому человеку предстоит выполнять определенную роль. При этом элита не должна угнетать граждан, проявляя к ней лояльность.

Конфуций разработал 5 основных постоянств праведного человека:

  • «Жэнь» – «уважение», «человеколюбие», «гуманность». Это основополагающая категория в конфуцианстве. Человек обязан проявлять любовь к ближним, избегая звериных качеств, которым присуща жестокость. Другими словами, каждый должен придерживаться золотого правила и не делать другому того, чего не желаешь себе.
  • «И» – «справедливость». Человек должен противостоять эгоистическим чувствам, избегая какой-либо корысти.
  • «Ли» – «обычай». Призыв сохранять устоявшиеся традиции, следуя праведным нормам и образцам социального достойного поведения.
  • «Чжи» – «мудрость». Благодаря этому качеству человек способен не только обдумывать свои действия, но и предвидеть возможные последствия.
  • «Синь» – «благонадежность», «добросовестность». Добросовестным является тот, кто избегает лицемерия и стремиться к добру.

Помимо этого, Конфуций является автором системы, помогающей достичь конкретной цели и стать успешным. Для этого человеку необходимо придерживаться 9 главных принципов:

Идти к цели, пусть даже не спеша, но не делая остановок.
Держать свой инструмент всегда заточенным (залог успеха напрямую зависит от качественной подготовки).
Не менять поставленной цели.
Усердно выполнять только действительно важное и достойное дело.
Общаться только с тем, кто развивается.
Саморазвиваться и стремиться к добродетельности.
Не накапливать обиды – негатив отталкивает позитив.
Не гневаться, поскольку за все придется отвечать.
Учиться у других и прислушиваться к советам.

Конфуцианство не представляет собой религию, как ошибочно думают многие, а лишь побуждает человека к рациональному мышлению.

Жизненный путь Конфуция

Конфуций был сыном знатного военного Шулян Хэ и происходил из родовитой, но обедневшей семьи Кун. Матерью Конфуция была Янь Чжэнцзай, 17-летняя наложница 63-летнего Шулян Хэ.

Рано лишившись отца и матери, Конфуций в полной мере познал нужду, был вынужден много работать, что, безусловно, сыграло исключительно положительную роль в его дальнейшей судьбе.

Уже в ранней молодости у него открылся талант преподавания, вследствие чего очень скоро вокруг Конфуция собралась целая школа, насчитывавшая более трёх тысяч учеников – ровесников Учителя или немногим младше, или же чуть старше его.

Огромная популярность его школы объяснялась тем, что педагогическая доктрина Конфуция была построена на справедливом принципе равноправия для всех без исключения его учеников – обучение вне какой-либо зависимости от происхождения учащегося за очень символическую плату, «связку сушёного мяса».

Сам Учитель подчёркнуто идентифицировал своё учение с мудростью древних «святых-совершенномудрых» (шэн) – в частности, императоров Яо и Шунь, выраженной в «Шу цзине» («Книга истории») и «Ши цзине» («Книга песен»).

А в 50 лет он попытался сделать карьеру “государева человека” в китайском царстве Лу. Однако, будучи, несомненно, добродетельным и умным, но бесхитростным, из-за дворцовых интриг Конфуций был вынужден бежать и 13 лет скитаться по соседним китайским царствам.

Вернувшись в итоге на родину, Конфуций благополучно закончил свои дни в кругу близких родственников.

Конфуций — Суждения и беседы

пер. с кит.; вступ. ст. и комм. Л. С. Переломова

М. : РИПОЛ классик, 2017. — 360 с.

ISBN 978-5-386-09724-0

Конфуций — Суждения и беседы — Содержание

Предисловие

Учение Конфуция и проблема разделения властей

ЛУНЬ ЮЙ (Суждения и беседы)

  • Глава I. «Учиться и…»
  • Глава II. «Осуществлять правление…»
  • Глава III. «Восемь рядов…»
  • Глава IV. «Община и человеколюбие…»
  • Глава V. «Гунъе Чан…» 
  • Глава VI. «Что касается Юна…»
  • Глава VII. «Я передаю…»
  • Глава VIII. «Тай Бо…»
  • Глава IX. «Учитель редко…»
  • Глава X. «В родном дане…»
  • Глава XI. «Сначала изучали…»
  • Глава XII. «Янь Юань…»
  • Глава XIII. «Цзы Лу…» 
  • Глава XIV. «Сянь спросил…»
  • Глава XV. «Вэйский Лин-гун…»
  • Глава XVI. «Цзиши…»
  • Глава XVII. «Ян Хо…»
  • Глава XVIII. «Вэй-цзы…»
  • Глава XIX. «Цзы Чжан…»
  • Глава XX. «Яо сказал…»

Источники и литература

Список сокращений и периодических изданий

Конфуций — Суждения и беседы — Глава I.  «Учиться и…»

I, 1

Учитель сказал:

— Учиться и своевременно претворять в жизнь — разве не в этом радость?1 Вот друг пришел издалека — разве это не удовольствие? Люди его не знают, а он не хмурился, — это ли не благородный муж?

I, 2

Ю-цзы сказал:

— Очень мало бывает людей, которые, обладая сыновней почтительностью и любовью к старшим братьям, склонны выступать против высших. И вовсе не бывает людей, которые не любили бы выступать против высших, но любили бы затевать смуту. Благородный муж все свои усилия сосредоточивает на корне. Когда корень заложен, то рождается Дао-Путь. Сыновняя почтительность и любовь к старшим братьям — это и есть корень человеколюбия.

I, 3

Учитель сказал:

— Ловкая речь, умелая мина… Как мало у таких людей человеколюбия!

I, 4

Цзэн-цзы сказал:

— Я ежедневно трижды вопрошаю себя: отдал ли все душевные и физические силы тому, кому советовал в делах? Не был ли в обращении с другом неискренен? Повторял ли то, что мне преподавали?

I, 5

Учитель сказал:

— При управлении государством, выставляющим тысячу военных колесниц, будь на этом деле благоговейно сосредоточен и добивайся доверия ; будь экономен в расходах и жалей людей; используй народ в надлежащую пору.

I, 6

Учитель сказал:

— Молодые люди, находясь дома, должны проявлять почтительность к родителям, выйдя за ворота — быть уважительными к старшим, в делах — осторожными, в словах — правдивыми, безгранично любить людей и особенно сближаться с теми, кто обладает человеколюбием. Если у них после осуществления всего этого еще останутся силы, то потратить их надо на изучение вэнь-культуры.

Глава XII

Управление заключается в том, чтобы неустанно сосредо­то­чиваться на нём и нелицемерно осуществлять его.

Цзы-чжан спросил: «Каков должен быть учёный, которого можно было бы назвать истинно славным?». «Кого это ты называешь истинно славным?» — спросил Конфуций. Цзы-чжан отвечал: «Того, кто непременно пользуется известностью как в государстве, так и в семье».

«Но это будет известный, а не истинно славный, — возразил Конфуций, — истинно славный обладает природною прямотою и любит правду, вникает в слова и вглядывается в выражение лица, заботится о том, чтобы поставить себя ниже других, — такой, без сомнения, будет истинно славным как в государстве, так и в семье. А известный — это тот, кто принимает вид гуманиста, тогда как действия его противоречат этому и он, не подозревая, пребывает в этом заблуждении. Такой будет известен как в государстве, так и в семье».

Глава V

Чего я не желаю, чтобы другие делали мне, того я не желаю делать другим.

Цзы-лу, услышав что-нибудь доброе, чего он покуда ещё не мог привести в исполнение, боялся только, как бы не услышать ещё чего-нибудь нового.

Почему Кун Вэнь-цзы назвали «образованным?» Несмотря на быстрый ум, он любит учиться и не стыдится обращаться с вопросами к низшим, поэтому-то его и назвали образованным.

Четыре качества благородного мужа: скромен по своему поведению, почтителен к старшим, щедр в пропитании народа и справедлив в пользовании его трудом.

Янь Пин-чжун был искусен в обращении с людьми, сохраняя к ним почтительность и после продолжи­тельного знакомства.

Цзи Вэнь-цзы трижды подумает, а потом уже исполнит. Услышав об этом, Философ сказал: «И дважды довольно».

Философ сказал: «Я не видал человека, который мог бы замечать свои погрешности и внутренне осуждать за них себя».

Смерть и начало почитания

Умер Конфуций  479 году до н.э., а почитать его начали в 1 году н.э. Именно в этот год его объявили объектом государственного почитания. Чуть позже за ним закрепили место в аристократическом пантеоне, потом его наделили  титулом ванна, а в XVI веке  –   титулом «величайшего мудреца прошлого».

В Европе труды Конфуция начали изучать в XVIII – XIX  веках. Особенно им интересовались такие европейские философы, как Лейбниц и Гегель.

Гегель, кстати, говорил, что европейскому человеку очень сложно принять учение Конфуция, так как смиренность и подчиненность колективному началу не соответствует европейскому менталитету.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Интересно, что собственное имя Конфуция  – Кун Цю или Кун Фу. Приставка «Цзы» в переводе с древнекитайского означает «учитель» или «педагог».
  • У Конфуция было более 500 учеников, но самыми любимыми были 26 из них. Именно они  и составили  сборник изречений своего великого учителя.

Учитель и наставник

Примерно в 518 году до н.э. один из важных вельмож дал совет своим сыновьям поучиться древним правилам и церемониям у Конфуция, косвенно подтверждая сложившийся к тому моменту большой авторитет философа. Вместе со своими учениками, число которых, по мнению китайских ученых, было около 3 тысяч, из них 70 ближайших, он читал древние рукописи, толковал источники и объяснял природу старинных обрядов. Также он делился своими размышлениями о лучшем обществе и государстве. При этом он не любил, когда его считали проповедником нового учения. Философ утверждал, что он всего лишь объясняет древнее наследие ради умиротворения народа.

За свое обучение Конфуций брал чисто символическую плату, а впоследствии жил на средства нескольких богатых учеников. Он никогда не обещал им открыть абсолютную истину и представить некое сокровенное знание. Философ учил земной науке, которую беззаветно разделял сам.

Краткие сведения о китайском философе Конфуции

Согласно изысканиям учеников Конфуция и поздних последователей конфуцианства в его родословии, Конфуций являлся потомком иньского императора Ди И, правившего в 1101-1076 гг. до н.э., точнее, его сына Вей-цзы.

Среди интересных подробностей личной жизни Конфуция в сборнике «Лунь юй» упоминается его сын Бо Юй.

По сведениям, не имеющим документальных подтверждений и носящих скорее легендарный характер, в юности Конфуций встречался с не менее легендарным китайским мудрецом и философом Лао-цзы, основоположником даосизма, что впоследствии дало основание оппонентам Конфуция и его школы считать Учителя только последователем Лао-цзы и не более того, принизить его роль в истории и культуре древнего Китая.

Дошедшие до настоящего времени сведения о Конфуции, о самой его жизни и деятельности во многом сильно искажены и даже мифологизированы – данный тезис подтверждается, например, самим фактом существования «конфуцианского» цикла в китайском народном фольклоре – всех этих бесчисленных сказок, былин и устных преданий, в которых ему всегда отводится главное, ключевое место.

Культ Конфуция начался в Китае уже через год после смерти Учителя и продолжается до сих пор: теперь в Поднебесной то и дело проводятся конфуцианские конгрессы, существует «именная» премия Конфуция – за успехи в образовательной сфере, а в 2009 году в стране прошли грандиозные торжества, посвящённые 2560-летию со дня рождения великого китайского мыслителя.

В Западную Европу идеи конфуцианства проникли много позже, только в XVII столетии, с возникновением моды на всё китайское и вообще на ориентализм.

Годы жизни

Конфуций или Кун-цзы родился в 551 или 552 году, а умер в 479 году до н. э., за несколько лет до окончания периода «Вёсен и осеней» эпохи Чжоу.

Где родился и жил

Считается, что Конфуций родился в Цюйфу, в настоящее время городской уезд городского же округа Цинин провинции Шаньдун Китайской Народной Республики, где и жил, в царстве Ли, там же и умер.

В то же время в ряде источников говорится о том, что мать Конфуция Янь Чжэнцзай была вынуждена покинуть дом его умершего отца Шулян Хэ вскоре после смерти последнего и вернуться с полуторагодовалым сыном на руках в родной ей Цюйфу.

Несомненно одно, большую часть своей жизни Конфуций прожил именно в Цюйфу, в царстве Ли, за исключением тех 13 лет, когда он был вынужден скитаться по соседним китайским царствам.

В Цюйфу же до сих пор проживают и его потомки.

Глава I[ред.]

В хитрых речах и во вкрадчивом выражении лица редко встречается гуманность.

Молодёжь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома — уважительна к старшим, отличаться осторожностью, искренностью и правдивостью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми гуманными. Если по исполнении сего останется свободное время, то посвящать его следует учению.. Кто при жизни отца всматривался в его намерения, а по смерти смотрит на его деяния и в течение трёх лет не изменяет порядков, заведённых отцом, того можно назвать почтительным.

Кто при жизни отца всматривался в его намерения, а по смерти смотрит на его деяния и в течение трёх лет не изменяет порядков, заведённых отцом, того можно назвать почтительным.

Не беспокойся о том, что тебя люди не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Глава II

Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок посредством наказаний, то хотя он и будет стараться избегать их, но у него не будет чувства стыда; если же руководить им посредством добродетели и поддерживать в нём порядок при помощи церемоний, то у него будет чувство стыда, и он будет исправляться.

Кто повторит старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других. Без постоянного повторения можно опасаться, что старое знание забудется, и таким образом, не будет почвы (опоры) для приобретения новых знаний.

Кто есть благородный муж? Тот, который сначала действует, а потом говорит.

Благородный муж заботится об общих, а не о партийных интересах, а низкий человек, наоборот, заботится о партийных, а не об общих интересах.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Исключи­тельное занятие чуждыми учениями может только приносить вред.

Много слушать и оставлять в стороне сомнительное, а о прочем говорить осторожно, — тогда будет мало обвинений; много наблюдать и оставлять в стороне опасное, а в остальном действовать осторожно, — тогда будет мало поводов к раскаянию; а если из-за речей будет мало обвинений, а в действиях — мало поводов к раскаянию, то здесь будет и жалованье. Что нужно сделать, чтобы народ был покорен? Если возвышать прямых людей и устранять бесчестных, то народ будет покорен; если же возвышать бесчестных и устранять прямых людей, то он не будет покорен

Что нужно сделать, чтобы народ был покорен? Если возвышать прямых людей и устранять бесчестных, то народ будет покорен; если же возвышать бесчестных и устранять прямых людей, то он не будет покорен.

Приносить жертвы чужим пенатам — это значит выслуживаться. Сознавать долг и не исполнять его — это трусость.

Происхождение и образование

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но кое-какие сведения все-таки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова.

Философ, получивший признание уже в 20 лет,  создал целое учение – конфуцианство, которое оказало огромное влияние на историю становления государств Юго-Восточной Азии. Он систематизировал летописи различных китайских княжеств, основал первый университет в Китае, написал специальные правила поведения для всех сословий Китая.

Конфуций происходил из древнего китайского аристократического рода,  к моменту рождения философа (551 год до н.э.) уже обедневшего. Его отец умер, когда мальчику исполнилось 3 года, а мать, будучи всего лишь наложницей, была вынуждена уйти из семьи и жить с сыном самостоятельно.

Именно поэтому Конфуций очень рано начал работать, занимаясь параллельно самообразованием и осваивая положенные каждому чиновнику и аристократу Китая искусства.  Образованного юношу скоро заметили, и он начал свою карьеру при дворе в царстве Лу.

Биография Конфуция

Конфуций появился на свет ок. 551 г. до н.э. в провинции Цюйфу. Он происходил из знатного рода Кун и являлся потомком полководца императора Вэй-цзы. За хорошую службу императору Вэй-цзы получил в награду царство Сун и княжеский титул чжу хоу.

К моменту рождения Конфуция род Вэй-цзы обеднел и утратил былое влияние. Один из его предков по имени Му Цзинфу был вынужден бежать из родного царства на чужбину. В итоге он обосновался в княжестве Лу.

Детство и юность

Отец Конфуция, Шулян Хэ, имел двух жен. Первая родила ему 9 дочерей, а вторая сына, который умер еще в детстве. Матерью будущего философа являлась 17-летняя наложница отца по имени Янь Чжэнцзай. Интересен факт, что девушка была на 46 лет младше своего господина.

Конфуций лишился отца еще в младенчестве. Отношения между его матерью и старшими женами покойного отца были ужасными. Старшая ненавидела Янь Чжэнцзай только потому, что не могла родить мальчика, что на то время было настоящей трагедией для китаянки.

Вторая супруга, которая лишилась ребенка, недолюбливала молодую девушку по тем же причинам. Не желая продолжать жить под одной крышей с женами покойного супруга Янь Чжэнцзай вернулась домой в город Цюйфу.

Стоит отметить, что девушка отказалась жить в доме родителей, решив самостоятельно воспитывать и заботиться о Конфуции. Она побуждала ребенка стать достойным продолжателем рода, стараясь обеспечить сына всем необходимым.

Конфуций с ранних лет начал много работать, поскольку хотел облегчить жизнь матери. Узнав от мамы, что он происходит из знатного рода, мальчик начал заниматься самообразованием. Особенно глубоко он осваивал искусства той эпохи.

Став весьма образованным человеком юноша удостоился почетных обязанностей. Его поставили ответственным за прием и выдачу зерна, а позже доверили пост чиновника, отвечающего за скот. На тот момент биографии ему было около 25 лет.

Детям о конфуции. Конфуций: детям о великих учителях


551 до н.э. Китай Конфуций родился в месте под названием Тсао, в штате Шатунг, в Китае. Его изначальное имя было Кунгатсе, что означает философ, мастер, гуру. В латинском языке это имя означает Конфуций. У его отца было 9 дочерей, и он был несчастлив, потому что у него не было сына. Но когда он женился в 70 лет еще раз, родился Конфуций. Когда Конфуцию было 3 года, его отец умер. Его мать заботилась о нем, вырастила и дала образование. В 19 лет он получил профессию лавочника и доходное место в штате Лу. Потом он уволился с государственной должности и стал учителем.

Као, король штата Лу, стал другом Конфуция. Однажды они вместе гуляли в сторону к окраине города, и там они увидели плачущую женщину. Они подошли к ней и спросили, почему она плачет? Она сказала, что несколько дней назад тигр из джунглей съел ее свекра. «Он убил моего отца (свекра), а теперь он съел моего сына». — Почему ты живешь в этих джунглях? Тебе следует жить в городе, — сказал ей Конфуций, но женщина сказала: — Мы знали, что в джунглях живет тигр, но мы думали, что он не такой жестокий как король. Конфуций сказал королю, который был его другом: «Ты слышал? Люди предпочитают жестокого тигра, чем жестокое королевство».

Когда Конфуций стал премьер министром, он позвал всех судей, судейских защитников, полицейских охранников и сказал им: «Я изучил все преступления и преступников. Преступники бедны и невинны. Бедность и невежество сделали их преступниками. Если вы хотите сделать наше государство свободным от преступлений и преступников, устраните бедность и невежество. Развивайте искусство и различные производства, они будут зарабатывать свой хлеб трудом, и бедность будет устранена». Конфуций достиг успеха. Тюрьмы остались пусты.

Конфуций говорил, что добрый человек понимает, что хорошо; человек низкий понимает, что выгодно. Главные качества хорошего человека – это любовь, честность, мудрость и искренность. Где искренность – это качество, с обретением которого достигается совершенность. Человек, обладающий искренностью не просто сам становится совершенным, но, благодаря своей искренности совершенствует других людей.

Конфуций не писал никаких религиозных книг для священников, не предлагал никаких очищений и обычаев. Но он написал 5 книг, которые составляют Драгоценную Великую Святую Книгу: 1. Шу Кинг – Наука об истории 2. Ши Кинг – Наука о поэзии 3. Лье Кинг – Наука о революции 4. Ли Кинг – Наука о правоведении 5. Чун Чин Кинг – Осень

Его учение, как и он сам, естественное, гуманное, простое. Он использовал жизненные примеры для иллюстрации того, чему хотел обучить людей, так как им такой метод объяснения был более понятен. Он рассматривал жизнь в зависимости от отношений между: 1) королем и министром 2) мужем и женой 3) отцом и сыном 4) двумя братьями 5) друзьями Строить свои отношения на основе добродетели и уважения, по его мнению, означало выполнять волю небес.

Конфуций умер в 478 г до нашей эры.

Глава XV[ред.]

Если человек во всяком деле не спрашивает себя «как же быть?», то и я не знаю, как с ним быть (как ему помочь).

Если будешь требователен к самому себе и снисходителен к другим, то избавишься от ропота.

Благородный муж ищет причины своих неудач в себе самом, а подлый человек ищет их в других.

Когда все ненавидят или любят кого-либо, необходимо подвергать это проверке.

Ошибки, которые не исправляются, — вот настоящие ошибки!

Я целые дни проводил без пищи и целые ночи — без сна, но нашёл, что одни размышления бесполезны и что лучше учиться.

Благородный муж едва ли может показать себя в мелочах, но он в состоянии нести важные обязанности. Ничтожный же человек не может нести важных обязанностей, но может показать себя в малых делах.

Люди, идущие различными путями, не могут работать вместе.

Книги (7)

Изречения. Книга песен и гимновРаздел библиотеки: Философия

В книгу «Изречения. Книга песен и гимнов» вошли два памятника древнекитайской культуры — «Изречения» («Луньюй»), «Книга песен и гимнов» («Шицзин»), традиционно считающиеся произведениями китайского мудреца Конфуция.

Читать »

Конфуций о бизнесеРаздел библиотеки: Бизнес книги

Конфуций — первоучитель человечества, которому была известна небесная мудрость, стал идеалом традиции, дошедшей до наших дней под названием конфуцианство. Китайский мыслитель оставил миру множество простых в своей гениальности идей, которые можно успешно применять в любой сфере жизни, в том числе и бизнесе.

Эта книга наполнит вашу повседневную жизнь глубоким смыслом. Предоставит возможность выйти из порочного круга «овеществления». Поможет достичь успеха в делах, делая счастливым не только себя, но и окружающих людей. Познакомит с принципами этики восточного менеджмента, гарантирующих эффективное управление. Благое знание как форма жизненного опыта позволит вам всегда делать правильный выбор и процветать каждый день.

Читать »

Конфуций о любвиРаздел библиотеки: Любовь

Что такое любовь? Когда она появилась?

Об этом спорят писатели, философы, ученые уже не одну тысячу лет. Любовь бывает страстная, неразделенная, первая, странная, сильная, всепобеждающая. Любовь может как очистить человеческую душу, так и привести к измене или предательству. Что может научить любви? Как построить отношения между возлюбленными? Как сделать отношения в семье гармоничными? Как правильно воспитать детей, чтобы они уважали своих родителей?

Обо всем этом пойдет разговор в этой книге. И хотя советы для влюбленных написал древний китайский философ Конфуций много тысяч лет назад, они актуальны до сих пор.

Также вы познакомитесь с биографией Конфуция, самого почитаемого китайского мудреца, и узнаете интересные факты о любви.

Читать »

Лун ЮйРаздел библиотеки: Философия

Первое издание полного научного перевода «Лунь юя» на русский язык, основанного на критическом анализе предшествующих переводов на европейские, а также современные китайский, корейский и японский языки.
Читать »

Суждения и БеседыРаздел библиотеки: Философия

«Суждения и беседы» Конфуция — жемчужина древнекитайской философии, легендарный памятник литературы, где сконцентрированы основные положения конфуцианского учения.

Российский ученый-китаист П.С.Попов в 1910 г осуществил перевод этого текста и сопроводил его комментариями.

Читать »

Рассуждения в изреченияхРаздел библиотеки: Философия

В переводе и с комментариями Бронислава Виногродского.

Книга «Рассуждения в изречениях» была составлена учениками Конфуция уже после смерти Учителя.

Она включает высказывания Учителя, его комментарии по поводу тех или иных людей и событий и описания его поступков, дополненные небольшими рассказами о привычках и укладе жизни Учителя. В целом же «Рассуждения в изречениях» составляют основу конфуцианского учения и охватывают все аспекты нравственного совершенствования, а также искусство понимать и взаимодействовать с людьми и направлять их к высоким достижениям, как в малых делах, так и в великом и общественно значимом.

Книга в первую очередь посвящена учебе и начинается с фразы, которая известна каждому представителю китайской нации, определяя смысл и основу существования китайской цивилизации: «Научиться со временем применять изученное — разве не в этом радость».

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Посмотрите доступные книги по теме: Философия

Самые остроумные афоризмы и цитатыРаздел библиотеки: Философия

Конфуций основал учение, которое пользуется популярностью не только в Китае, но и во всем мире.

Его мудрость, исполненная типично-восточной тонкостью и проницательностью, сохраняет актуальность и по сей день. Высказывания Конфуция полны глубокой иронии, мудрости, здравомыслия и искреннего юмора. Читайте и поднимайте себе настроение.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Посмотрите доступные книги по теме: Философия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: