Краткое содержание
Жители этого племени были смелыми и готовы пойти биться насмерть с неприятелем, который изгнал их с прежних мест обитания, но было у этих людей то, что их останавливало – среди них существовали заветы, которые не должны были умереть вместе с ними. И вот потому долгими тревожными ночами сидели люди и думали, как им поступить. Страх и ужас, который испытывали они, сделал их слабее и трусливее. И однажды, когда они были готовы уже отдаться в руки врага, появился Данко и стал для всех них спасителем.
По тому, как старуха вела свой рассказ, было понятно, что эту историю она рассказывала часто. Голос ее, скрипучий и глухой, словно бы воспроизводил шум леса, в котором жили те самые люди.
Данко был одним из людей этого табора. Он был смелым красавцем и говорил своим сородичам о том, что ни к чему тратить время и силы на угнетающие думы и тосковать, нужно действовать и идти вперед. Все плохое рано или поздно заканчивается. Увидели люди и силу, и смелость Данко, доверились ему и сказали: «Веди нас!». И Данко повел.
Люди безоговорочно поверили Данко и все как один пошли вслед за ним через дремучий лес. Это был трудный путь, лес становился все гуще и темнее, да болото затрудняло путь. Силы многих были на исходе. И вот среди людей начались разговоры о том, что зря они доверились Данко, он еще слишком молод и неопытен, разве выведет он их из непроглядной тьмы. Но Данко эти разговоры не слышал, он шел впереди.
Однажды случилась гроза. И лес и без того страшный и опасный стал еще темнее, вершины деревьев, точно великаны, раскачивались и протягивали руки к путникам. Сверкали молнии, лишь на секунду освещая путь. Казалось, что из темноты, простирающейся впереди, смотрит на них что-то страшное. Люди были утомлены так, что пали духом и стали роптать на Данко, упрекать его в том, что не знает он, куда ведет их и не сможет вывести.
Тогда было решено остановиться. И люди сразу устроили Данко суд. Со злобой стали они упрекать его в ничтожности, пугая его погибелью за то лишь, что утомил их в пути.
Данко открыто им отвечал: «Вы сами сказали «веди»…». Он говорил им о том, что они не сделали ничего, чтобы помочь себе, только шли и шли, не умея сохранять свои силы для долгого пути. Эти слова вызвали у людей еще больший гнев, и они принялись кричать Данко: «Ты умрешь!»
Лес все громче и громче гудел, молнии, освещавшие лица, позволили Данко увидеть тех, ради кого он отправился в дорогу. В темноте казались они ему зверями, тогда он понял, что нет в них благородства и что они не пощадят его.
Сердце Данко наполнилось негодованием, но так ему было жалко людей, что он думал не о себе, а лишь об одном – без него они погибнут. Почувствовал Данко, что несмотря ни на что хочет спасти их, вывести их из тьмы. И сердце, и очи его вспыхнули огнем желания, но люди решили, что Данко разозлился и стали вести себя осторожнее. Как стая волков окружили они Данко, смыкая круг все плотнее и плотнее, желая убить его. Но Данко сразу понял, что задумали люди, и его сердце только еще сильнее загорелось желанием сделать что-то для них.
И вот он разорвал себе грудь и, вырвав руками из груди сердце, поднял его высоко над собой. Оно пылало ярче солнца и люди, изумившись этим зрелищем, стояли, боясь пошевелиться. Данко позвал людей за собой, точно факелом освещая путь своим сердцем. Как очарованные люди пошли за ним и вскоре лес расступился, и впереди показалась прекрасная степь. Окинул взглядом Данко все вокруг и упал замертво. Люди же, исполненные радости, не увидели, что погиб Данко, и что рядом с ним все еще пылает его сердце. И лишь один человек, напугавшись чего-то, наступил на сердце ногой, а оно рассыпалось на искры и погасло.
Это и есть те самые голубые искры степи, что бывают перед грозой – добавила старуха.
Когда она закончила рассказывать одну из своих сказок, автор задумался: сколько еще таких историй хранит ее память?
Подул ветер и автор укрыл старуху Изергиль, которая уже начала засыпать, а сам прилег рядом на землю. Степь успокоилась, и только море вдали шумело тихо и печально.
Очень краткое содержание для читательского дневника
В Бессарабии рассказчик услышал от старухи Изергиль сказку о Ларре, сыне орла и женщины, наказанном за убийство, непомерную гордость и эгоизм вечным одиночеством и бессмертием. За тысячи лет от него осталась только тень, так как тело его распылил ветер.
Закончив рассказывать эту историю, старуха стала вспоминать свою жизнь. С 15 до 40 лет она жила, не думая о людях, подчиняясь только своим прихотям и чувствам. У неё было множество возлюбленных, которых она меняла, или же они бросали её. После такой бурной жизни, когда исчезла её красота, она вышла замуж и стала жить на одном месте.
Рассказала старуха Изергиль ещё одну легенду — о Данко. Этот юноша вывел людей из болотистого леса, куда загнали их враги. Чтобы освещать дорогу, он вырвал своё горящее сердце. Когда люди очутились на просторе, где светило солнце, Данко упал и умер.
Очень краткое содержание (в двух словах)
Старуха Изергиль поведала историю-легенду случайному рассказчику. Много лет тому назад из одного племени орёл похитил девушку, которая вернулась обратно через 20 лет с сыном от орла по имени Ларра. Тот был очень высокомерен, поэтому племя его не приняло, сказав уходить. Тогда сын орла подошёл к одной из красивых девушек и хотел её забрать с собой, но она отказалась, и за это он её убил. Племя уже хотело убить его самого, но один из мудрецов предложил отпустить Ларру, решив, что для него это будет самое большое наказание. Так и случилось, и до сих пор тень Ларры ходит по свету и не может найти покоя.
Во втором рассказе старуха Изергиль поведала о своей бурной жизни. С 15 лет она начала встречаться с мужчинами, пережив многочисленные любовные похождения и драмы. Его бросало по свету, она была и в гареме у турка, и была ранена ножом от ревнивицы, и даже торговала телом. Только в 40 лет она угомонилась и устроилась на этом месте, где и состарилась.
В третьей истории Старуха Изергиль поведала легенду о Данко. В давние времена, одному из таборов пришлось уйти в болото, так как на их земли пришли сильные люди. Болото было окружено непролазным лесом с трёх сторон. В болоте они стали медленно умирать и тогда Данко решил вывести людей из болота через лесные дебри. Долго они шли, надежда у людей стала пропадать, и они захотели убить Данко. Тогда он вырвал своё пылающее сердце из груди, осветил им дремучий лес и вывел людей в долину. Но они даже не заметили его смерти после выхода из леса, а один даже, на всякий случай, наступил на сердце.
Краткое содержание «Старухи Изергиль» по главам
В каждой главе произведения старуха рассказывает путнику историю, которая наводит читателя на размышления.
Общий конспект произведения
Первая глава рассказывает о сыне женщины и орле по имени Ларра. Он также горд и свободолюбив, как орел. Из-за своей гордости Ларра убивает девушку и за это его обрекают на бессмертие и одиночество. Поначалу юношу устраивает данное наказание, он думает, что обрел настоящую свободу, но позже понимает, что это не так.
Во второй части героиня рассказывает о своей жизни, здесь раскрывается тема любви, гордости и жертвенности. Изергиль любила многих мужчин и часто играла на их чувствах, она была горда, пока не встретила шляхтича Аркадака, ради которого убила человека.
Но из-за своей гордости она отвергла Аркадака, ведь он не любил ее, а был с ней в знак благодарности. Изергиль вспоминает свою жизнь, полную приключений и дает понять, что смыслом жизни она считает счастье, которое ей так и не удалось обрести.
Третья история о юноше Данко. Он пожертвовал своей жизнью ради других людей, но взамен даже не получил благодарности.
Предлагаем вам прочитать краткий пересказ по главам.
Глава 1. Легенда о Ларре
В первой части произведения рассказывается легенда о юноше по имени Ларра. Данный персонаж — сын орла и молодой женщины. Он очень горд и уверен в себе, убежден, что все люди должны любить и уважать его.
Много лет женщина вместе с ребенком жила в логове орла, но когда мальчик подрос и возмужал, она решила вернуться к людям. Ларру привлекла девушка, а когда она отказалась обнимать его, он ее убил. Люди решили, что лучшим наказанием для юноши будет одиночество и бессмертие.
Сначала его полностью устраивала жизнь вне людей, но спустя много лет радость от одиночества сменилась грустью и ненавистью. Ларра приходит к людям и просит прощения за свой поступок, а также молит их о том, чтобы они его убили. Люди лишь высмеяли юношу и отказали ему в просьбе.
С тех пор тень Ларры скитается по скалам и оврагам, напоминая всем о том, что гордость – это грех.
Глава 2. Жизнь и судьба Изергиль
Во второй части старуха рассказывает герою о своей жизни. Ее судьба удивительна, а жизнь разнообразна. У нее было много любовников, и каждого она любила всем сердцем. Она много путешествовала и побывала везде, даже за границей.
В возрасте 15 лет она встречалась с рыбаком, но он ей быстро надоел. Потом ее любовью стал гуцул, которого повесили. После этого она даже побывала в гареме в качестве жены турецкого султана, откуда позже сбежала. У нее было еще несколько мужчин, но, в конце концов, она остается одинокой старухой.
С помощью ее образа Максим Горький стремится показать, насколько все-таки коротка жизнь и то, что каждый проживает ее по-разному.
Глава 3. Легенда о Данко
В последней части герой слушает легенду о Данко. В ней рассказывается о молодом юноше, который всем всегда желал добра. Он решает помочь людям выбраться из темного непроходимого леса. Но народ оказался слишком слаб, и в середине пути люди начали гибнуть.
Тогда они ополчились на Данко, обвиняя его в том, что он плохо ими управляет. Юноша не стал держать на них обиду из-за этих слов, он вырвал пылающее огнем сердце, которое осветило весь лес, и отдал его людям.
Оно помогло им осветить свой путь и выбраться из темноты, но когда они вышли к свету, никто даже не вспомнил о добром юноше Данко, который пожертвовал собой ради других.
Глава 2. Топтыгин 2-й
В это же время Лев отправил в соседний лес Топтыгина 2-го. Этот Топтыгин был умнее, он понимал, что от его первого шага зависит многое, и решил совершить крупное злодеяние — уничтожить университет либо типографию. Но оказалось, что типографский станок давно сожгли, студентов академии забрали в солдаты, а профессоров замуровали в дупле, где они и сейчас спят летаргическим сном.
Тогда Топтыгин забрался на двор к мужику, поубивал его коров, а потом залез на крышу избы, чтобы раскатать её по брёвнышку. Крыша оказалась гнилой, Топтыгин провалилися и повис, уцепившись лапами за бревно. Сбежались лесные мужики, убили злодея, сняли с него шкуру, а тело выкинули на болото.
После этого случая все злодеяния в лесной Истории начали считаются срамными. Лев велел сообщить о приговоре Истории Топтыгину 3-му — пусть изворачивается.
Новая любовь Марьи Гавриловны
Марья выздоровела, но о Владимире больше не упоминала. Узнав, что он был тяжело ранен под Бородином, девушка упала в обморок. Владимир умер от ран, и Марья долго берегла всё, что напоминало о нём.
Тем временем отец Марьи умер, оставив дочь главной наследницей. Вместе с матерью девушка покинула дом, «место печальных воспоминаний», и переехала жить в другое своё поместье. Вокруг милой и богатой девушки кружились женихи, мать надеялась, что она выберет кого-то себе по сердцу, но Марья отказывалась. Соседи считали, что она хранила верность умершему Владимиру.
Война кончилась, из-за границы возвращались увешанные наградами офицеры. В находившееся по соседству с деревней Марьи поместье приехал раненый Бурмин.
- Бурмин
- — гусарский полковник, 26 лет, черноглазый, милый, в меру умный, тихий и скромный.
Познакомившись с ним, Марья начала выделять его среди остальных женихов. Девушка знала, что нравится Бурмину, но не понимала, почему он до сих пор не признался ей в любви.
Марья подумала, что Бурмин не решается объясниться с ней из-за робости, и решила подтолкнуть его, проявив к нему повышенное внимание и даже нежность. Из-за «военных действий» Марьи Бурмин впал в задумчивость
Его взгляд так часто останавливался на девушке, а его чёрные глаза горели таким огнём, что Марья поняла: развязка близка, её матушка радовалась столь достойному жениху, а соседи ждали свадьбы
Из-за «военных действий» Марьи Бурмин впал в задумчивость. Его взгляд так часто останавливался на девушке, а его чёрные глаза горели таким огнём, что Марья поняла: развязка близка, её матушка радовалась столь достойному жениху, а соседи ждали свадьбы.
Глава 2
Старуха Изергиль, услышав пение, спросила автора, слышал ли он когда-нибудь, чтобы люди так пели. Лишь красивые, любящие жизнь люди способны так хорошо петь. Она начала вспоминать молодость.
Изергиль в юности целыми днями ткала ковры. А после работы она шла к любимому. Когда ей было 15, Изергиль полюбила рыбака, и все ночи они проводили вместе. Однако рыбак в скором времени ей надоел, так как он только целовался и пел. Тогда Изергиль познакомилась с одним вольнолюбивым гуцулом, ласковым и печальным, который иногда дрался. Однажды он ее ударил, и Изергиль укусила его в щеку. Осталась ямочка, и гуцул любил, когда она целовала его в это место. Гуцула и рыбака, который через некоторое время пристал к гуцулам, повесили вместе. Их выдал румын, к которому они зашли в гости. У румына после казни кто-то сжег мельницу. Возможно, это была Изергиль, хоть старуха и сказала, что румына многие люди не любили.
Старуха вспомнила и турка, которого когда-то любила. Он увидел Изергиль на рынке и решил взять ее в гарем. Скучно стало Изергиль у него, и она сбежала в Болгарию с сыном этого турка. Он был совсем еще ребенком, и вскоре зачах.
Одна болгарка, мстя за своего мужа или жениха, ранила ее в грудь, и монашенка-полька выходила ее. Изергиль сбежала от нее вместе с братом монашенки, тоже монахом. Тот часто обижал ее. Однажды во время очередной ссоры она схватила его и бросила в речку.
В Польше Изергиль было трудно, так как там жили холодные люди. В Бохнии Изергиль купил один жид, который хотел торговать ею. Она согласилась. Богатые люди ходили к ней, многие даже из-за нее разорились. Один богатый пан продал все свое имущество, чтобы осыпать Изергиль золотом. Но он не нравился ей. В это время она любила другого пана, который воевал против турков. У него было изрезанное лицо. Пан воевал за греков просто из-за любви к подвигам. Наверное, этого пана убили во время польского бунта. Изергиль любила и мадьяра, тело которого затем было затем найдено в поле. Кто-то прострелил ему голову.
Изергиль удалось выкупить себя у жида, после чего она жила в Кракове. Здесь ей понравился молодой шляхтич. Он хотел, чтобы та сама отдалась ему. Однако Изергиль сделала так, что шляхтич полюбил ее и сам начал ее добиваться. Когда ему это удалось, он сразу же ее бросил, и Изергиль поняла, что стала старой. Она отправилась за этим шляхтичем, который поехал сражаться с русскими. Ей сообщили, что он попал в плен. Изергиль очень хотелось повидать его, поэтому она решила отправиться в деревню, где он находился. Переоделась нищенкой. Долго Изергиль уговаривала часового, чтобы тот пустил ее повидать сына. Однако тот не поддавался, и ей пришлось задушить его. Она освободила шляхтича и трех его друзей. Тот горячо благодарил ее, однако Изергиль не хотелось любви, которая исходит из благодарности, и она оттолкнула шляхтича.
Изергиль поняла, что пришло время заиметь свой дом, и отправилась в Галицию, а затем в Добруджу, где прожила 30 лет. Ее муж, молдаванин, уже скончался, и она живет одна.
В конце второй главы рассказа «Изергиль» Горького говорится о том, что старуха заметила голубые огоньки, которые вспыхивали в степи. Она сказала автору, что эти огоньки – искры горящего сердца Данко. О нем пойдет речь в следующей главе.
Глава 1. Топтыгин 1-й
Первый Топтыгин, старый служака, был неглуп, умел строить берлоги и выворачивать с корнями деревья, но мечтал попасть на скрижали Истории с помощью кровопролития. В любом разговоре он утверждал: «Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!». За это Лев произвёл его в майорский чин и отправил воеводой в дальний лес, усмирять внутренних супостатов.
Распустившиеся обитатели леса сами остепениться уже не могли и ждали, что майор найдёт на них управу. Топтыгин же, придя в лес, сразу решил устроить кровопролитие, но его план не сработал — лукавый попутал. Решил он отпраздновать свои именины, напился и улёгся спать на поляне.
Утром через поляну летел Чиж, любимчик лесного народа, такой умный, что слухи о нём дошли до Льва. Чиж принял Топтыгина за гнилой чурбан, сел на него и начал петь. Майор проснулся и, не разобравшись спросонья, съел Чижа.
За это «срамное злодейство» лесной народ начал преследовать Топтыгина и дразнить его дураком. Топтыгин метался и горевал, понимая, что с таким мелким кровопролитьем на скрижали Истории он не попадёт. Слухи об этом дошли до Льва, и он приказал отчислить Топтыгина в запас. Так закончилась карьера первого Топтыгина.
Смысл названия
В рассказе было описано 3 истории, среди которых центральное место занимает жизнь старухи Изергиль, тем не менее рассказ назван именно в ее честь. Все потому, что Изергиль является реальным человеком, именно ее персонаж встречает на своем пути, а затем слушает легенды и историю о ее жизни.
И не случайно жизнь Изергиль описана именно посередине между историей о Ларре и о Данко, ведь эта женщина объединяет в себе те качества, которые для героев стали роковыми, а именно – эгоизм и альтруизм.
Судьба Изергиль похожа на судьбу героев легенд, которые она поведала слушателю.
Ларра был слишком эгоистичен, поэтому ему ничего не стоило убить невинную девушку, а Данко, наоборот, был готов пожертвовать своей собственной жизнью ради других людей.
К Изергиль же относятся оба качества. Она любила себя и хотела прожить эту жизнь счастливо, потому смело играла на чувствах других людей, и в этом проявлялся ее эгоизм. Но ради того, кого она полюбила всем сердцем, Изергиль, рискуя своей жизнью и свободой, убила человека.
«Дочь доброго Юшки»
Однажды в городе появилась незнакомая девушка и начала искать Ефима Дмитриевича. Не сразу хозяин-кузнец вспомнил, что так звали Юшку.
- Девушка
- — сирота, воспитанница Юшки, молодая, хилая и бледная, любит Юшку, бескорыстная.
Сначала все считали девушку дочерью Юшки, но она оказалась сиротой. Юшка опекал её, поместил сперва в московское семейство, потом в пансион с обучением. Каждое лето он ездил к девушке и все заработанные деньги отдавал ей.
Зная о болезни Юшки, девушка выучилась на врача и хотела вылечить «того, кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца». Она не знала, что Юшка умер — он просто не приехал к ней, и девушка отправилась его искать. Кузнец привёл её на кладбище.
Девушка осталась работать в городе, до старости бескорыстно помогая людям. Все называли её «дочерью доброго Юшки», уже и не помня, кто такой Юшка, и что она ему дочерью не приходится.
Глава 3. Приёмыш улетел на юг
Поздней осенью рассказчик возвратился на рыбацкую стоянку Тараса. Всё было на месте, а сторож чинил невод. У него был утомлённый вид и казался он более дряхлым и жалким, чем прежде. Оказалось, что Приёмыш улетел.
Получилось так, что к озеру спустилась стая лебедей и стала зазывать к себе Приёмыша. Тот сначала не хотел к ним, а потом стал тосковать — вставал на одну ногу и жалобно кричал. Старик испугался, что во время перелёта пропадёт его Приёмыш, ведь он непривычен к дальнему лёту. Стал Тарас запирать лебедя в избушке, а тот вставал у двери и долго кричал. Пришлось выпустить Тарасу своего Приёмыша.
И остались они вдвоём с Соболькой. Иногда казалось старику, что лебедь вернулся. Выйдет, а на озере никого нет.
Очень краткий пересказ рассказа «Старуха Изергиль»
Рассказ Максима Горького содержит в себе три истории. Первая знакомит читателя с Ларрой — человеком, рождённым орлом. Герой так горд своим чудесным происхождением, что считает себя выше и лучше всех. Он не знает, что такое любовь, и игнорирует законы людей. За такое надменное поведение его выгоняют из поселения. Он остаётся один. Ему суждено бродить по миру вечно в поисках смерти и покоя.
Вторая история поведает о возлюбленных старухи Изергиль, которая не всегда была старой и мудрой женщиной. Когда-то и в её жилах кипела страсть, которая дарила ей как радости, так и разочарования.
Третья история о славном юноше Данко, который отдал свою жизнь за людей из своего рода. Он так хотел помочь, что вырвал из своей молодой груди горящее сердце и осветил им путь к спасению. Но едва людское племя оказалось в безопасности — о герое забыли.
https://youtube.com/watch?v=XC-UfQQZZNg
Темы
Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:
- Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
- Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
- Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
- Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
- Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
- Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
- Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
- Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.
Герасим спасает собачку и привязывается к ней
Немного проводив Татьяну, Герасим возвращался домой вдоль реки, увидел в воде тонущего щенка, выловил его, отнёс в свою каморку и выходил.
Щенок вырос в «очень ладную собачку». Герасим назвал её Муму: это было единственное слово, которое он мог произнести.
- Муму
- — маленькая собачка с длинными ушами, пушистым хвостом и большими выразительными глазами, умная и преданная.
Муму была очень умной и ласковой. Герасим любил её без памяти, и дворня тоже любила Муму. Собачка всюду сопровождала глухонемого, сторожила двор по ночам и никогда не лаяла понапрасну. В господский дом Муму никогда не заходила.
Анализ произведения
Тема
Все герои рассказа красивы и горды, но их ценности различны. Человек волен выбирать, как прожить свою жизнь, но вместе с правом выбора на него ложится и ответственность за его последствия
Ларра в гордыне и эгоцентризме любит только себя, он ценит неограниченную свободу в своих действиях, но тем самым он отделяет себя от человеческого общества. Жизнь только для себя, вне людей стала его трагедией,
Изергиль прожила жизнь в пылких страстях, она легко забывала прежних возлюбленных и никому не хотела подчиняться. Она жила среди людей, но для себя, за что поплатилась одинокой старостью.
Благородный Данко выбрал служение людям, пусть и неблагодарным. Его жертвенность не была напрасной: остались искры его сердца, которые зажигали огонь в других благородных сердцах.
Проблематика
Жизнь и свобода — ключевые идеалы современного общества и базовые права человека, закрепленные в международном и национальном праве. Максим Горький задумался о сущности этих категорий задолго до того, как они были утверждены в юридических документах. Герой одной из новелл Ларра стремился к полной свободе, и он её получил, но сделало ли это его счастливым, принесла ли ему благо «вечная жизнь»? Нет, они стали для персонажа самым страшным наказанием.
Равнодушие, эгоизм человека и общества — ещё одна важная тематическая линия рассказа. Автор показывает людское равнодушие, сказавшееся на судьбе центральных героев рассказа. Равнодушие и эгоизм могут быть присущи как отдельной личности, так и толпе. В первой части крайний эгоист — Ларра, но сообщество осудивших его людей тоже не вызывает симпатии: они равнодушны и бесчувственны к многолетним страданиям этого несчастного, который пытался прийти к ним.
Эгоистична Изергиль, не сожалеющая тех, кто остался в прошлом, кого она якобы любила. В третьей части проявляется «коллективный эгоизм», который погубил Данко. Явственно и равнодушие спасённых к его жертве. Эгоизм и равнодушие неразрывно связаны. Эгоист видит только себя, и равнодушен к жизни других.
Гордость и гордыня — похожие слова с разным смыслом. Обо всех героях произведения говорится, что они горды, но горды они по-разному. Ларра одержим гордыней, то есть непомерной гордостью, он превозносится над всеми. Гордость Изергиль — высокое мнение о себе, нежелание быть у кого-либо в подчинении. В этом она схожа с Ларрой. Гордость Данко — чувство собственного достоинства, достоинства человека.
Композиция
Именно он лег в основу композиционной структуры «Старухи Изергиль». Внешняя канва сюжета сводится к пребыванию автора в Бессарабии, его работе на виноградниках, встрече и беседе со старухой Изергиль. Эта часть повествования важная для оформления и понимания историй, звучащих из уст старухи Изергиль. Сюжетно истории не связаны друг с другом, однако дополняют друг друга по смыслу. Начало и конец рассказа — два «зеркальных» сюжета, о злом и о добром герое. Обе их можно определить как легенды, рассказанные старухой. А в сердцевине — подлинная история героини, рассказчицы, которая раскрывается, в том числе, и в контексте звучащих из её уст сюжетов.
Жанр и направление
В рассказе явно проявляются черты, характерные для литературы романтического направления:
- Во-первых, это антураж и колорит, выбор место действия и атмосфера, созданная автором.
- Во-вторых, изображение жизни, не связанной с окружающей действительностью.
- В-третьих, изображение героев исключительных, одиноких, находящихся в конфликтных отношениях с обществом.
Ряд литературоведов усматривает в рассказе и реалистические черты. Откровенно романтические мотивы и сюжеты Горький сближает с реальностью. Рассказ «Старуха Изергиль» можно рассматривать как пример произведения, демонстрирующего переход от романтизма к реализму. Жанрово его часто определяют как «рассказ-притча».
Вывод
Максим Горький в рассказе «Старуха Изергиль» пытается нам донести свои мысли касательно смысла жизни, природы людей. Впрочем, дает каждому самостоятельно сделать выводы, прочувствовать мораль, скажем так, повествования.
В нескольких легендах старухи мы видим, как человеческие пороки мешают нормально жить, как они разрушают все вокруг, не только душу своего владельца.
Фото: YouTube
В первой главе это непомерная гордость, а в третьей – это эгоизм вперемешку с мелочностью, страхом и неверием.
В современном мире таких черт характера полно, и у каждого человека наверняка есть такие знакомые, ну или коллеги по работе. Проблема рассказа как раз в том, что Максим Горький видел эти же пороки более 100 лет назад. Печально осознавать, что с того момента мы, как вид, мало в чем ушли вперед.
Ну а мы с вами прощаемся до следующей статьи. Мирного вам неба над головой!
Выводы по произведению
Трехчастная композиция рассказа М.Горького отражает различные пути решения проблемы смысла жизни и свободы. Так, Ларре свойственна непомерная гордыня, следствием которой становятся жестокость и эгоизм. Сын орла стремится к одиночеству, понимая его как свободу. Но отверженность от людского сообщества становится для него самой страшной карой. Сказание о Ларре подготавливает к восприятию рассказа о судьбе Изергиль, в которой также воплотился индивидуалистический вариант поведения личности. Для героини главная ценность в жизни – любовь, заключающаяся в поиске наслаждения для себя. Она меняет возлюбленных и забывает их. Но эта сильная страстная натура оказывается способна на бескорыстный бесстрашный поступок во имя спасения других. И это предваряет сказ о героическом и жертвенном деянии Данко. Таким образом, история о жизни Изергиль объединяет между собой легенды о Ларре и Данко.
Заключение
Сколько лет было старухе Изергиль на момент встречи с рассказчиком? Это была старая 70-ти летняя женщина, отжившая свой век и не нажившая ничего, кроме тяжелого груза воспоминаний.
В молодости Изергиль выделяла красивая внешность, ее все обожали, и она влюблялась очень часто. В список людей, в которых влюблялась девушка, входят богатые, бедные, старые и молодые.
Но, постарев, героиня поняла, что настоящая любовь прошла мимо нее, а все, что она испытывала, было лишь страстью.
Критика холодно приняла это произведение, но современники с восхищением перечитывали рассказ Горького. Произведение, представленное в сокращенном виде, поможет школьникам освоить данный материал в короткие сроки. Пересказ можно записать в читательский дневник и использовать его на уроках.