Краткое содержание гоголь невский проспект для читательского дневника

Повесть «Шинель». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)

Повествование ведётся от первого лица, в намеренно косноязычной сказовой манере, которая сочетается с патетическими монологами автора. Сюжет повести очень прост — это рассказ о жизни «маленького человека», бедного мелкого чиновника.

Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин служил в департаменте, получал очень маленькое жалование, но работу свою любил. Работа же заключалась в переписывании деловых бумаг.

Шинель чиновника была так стара, что портной не стал её чинить, а посоветовал купить новую. В жизни Башмачкина появляется мечта — новая шинель, и ради её осуществления он начинает экономить деньги. Когда, наконец, шинель была сшита, Акакий Акакиевич был совершенно счастлив.

В этот день сослуживцы пригласили его вместе с ними отпраздновать именины одного из них. Когда вечером Башмачкин возвращался домой, с него грабители сняли шинель.

Несчастный чиновник заявил частному приставу о грабеже, но это оказалось бесполезно. Тогда сослуживцы посоветовали ему обратиться к «значительному лицу», но оно накричало на Акакия Акакиевича так, что он ничего уже не помнил от страха. Был сильный мороз, и Башмачкин, идя от «значительного лица», простудился, ведь старая шинель уже не защищала от холода. Бедный чиновник, удручённый своим горем, выздороветь не смог и умер.

С той поры в Петербурге появились слухи о мертвеце, который по ночам снимает с людей шинели. Эти грабежи прекратились только после того, как мертвец сорвал генеральскую шинель с «одного значительного лица». «Дух» мёртвого Башмачкина успокоился, видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Более подробно о повести «Шинель» можно прочитать здесь.

Краткое содержание

Повесть начинается с пространного описания автором «всеобщей коммуникации Петербурга» – Невского проспекта. Улица является главным украшением российской столицы. На протяжении дня здесь можно встретить представителей всех сословий самых разных профессий: нищих, простых рабочих, чиновников, прогуливающихся дворян. Прекрасное зрелище представляют собой очаровательные женщины.

С наступлением сумерек на Невском проспекте наблюдается значительное оживление. Среди прохожих преобладают холостые молодые люди, преследующие какую-то цель.

Однажды вечером по Невскому прогуливались два приятеля: поручик Пирогов и художник Пискарев. Оба заметили привлекательных женщин. Пирогов пошел за блондинкой, а Пискарев – за брюнеткой.

Пискарев был очень застенчивым, мечтательным человеком. Окружающую жизнь он воспринимал в романтическом ореоле. Преследуя красавицу, он не питал никаких надежд. Художник только хотел узнать, где живет этот ангел во плоти.

Пискареву показалось, что девушка одобряет его преследование и улыбается, изредка оглядываясь назад. Он не мог этому поверить. После долгого пути художник оказался около большого четырехэтажного дома. Красавица вошла в него и поманила преследователя за собой.

Очарованный Пискарев поднялся по лестнице и вместе с незнакомкой вошел в большую комнату. Обстановка была очень странной: пыль, беспорядок. В комнате находились еще три женщины. По их виду и манерам художник догадался, что попал в публичный дом. Он бросился прочь из этого «гнезда разврата».

Вернувшись домой, Пискарев с горечью размышлял о прекрасной девушке, погубившей свое тело и душу. В это время внезапно вошел лакей и предложил ему сесть в карету и отправиться к «барышне», которую художник недавно провожал.

Недоумевающего Пискарева доставили к роскошному дому. В нем он увидел множество танцующих кавалеров и дам, принадлежащих к высшим слоям общества. Среди толпы выделялась незнакомка. Он сама завела с художником разговор и хотела объясниться насчет своего пребывания в публичном доме. Беседу прервал какой-то господин, увлекший красавицу за собой. Художник бросился ее разыскивать, но в это время… проснулся.

С этого времени Пискарев мечтал только о сне, где мог видеть красавицу. Мучимый бессонницей, он достал опиум. Наркотик делал его сновидения гораздо ярче. Художник все больше отдалялся от реальности. В чудесных снах он писал картины, очаровательная незнакомка была его женой.

После одного из счастливых снов Пискареву пришла в голову идея вырвать красавицу из «ужасного состояния». Приведя себя он в порядок, он с трудом разыскал дом и квартиру. Красавица еще не отошла после бессонной разгульной ночи. Художник был в ужасе, но изложил ей свой план: свадьба и честный труд. Девушка с презрением заявила: «Я не прачка и не швея».

Пискарев в отвращении бежал и заперся в своей комнате. Лишь через несколько дней дверь взломали и обнаружили, что он покончил жизнь самоубийством.

Поручик Пирогов в любовных делах действовал иначе. Это был очень самоуверенный и крайне ограниченный человек. Преследуя блондинку, он поставил перед собой вполне определенную низкую цель.

Пирогов нисколько не смущался, пытался заговорить с женщиной по дороге и вместе с нею вошел в дом. Он оказался в жилище мужа блондинки – мастерового-немца по фамилии Шиллер. Хозяин пил пиво со своим другом – Гофманом. Он был уже очень пьян и грубо прогнал незваного гостя.

Поручика не остановил столь холодный прием. На следующий день он пришел вновь под предлогом заказать немцу шпоры. Пирогов в присутствии мужа стал нагло ухаживать за его женой. Шиллер запросил очень высокую цену и объявил, что работа будет сделана через две недели.

Пирогов чуть ли не каждый день стал заходить в мастерскую и справляться о ходе работы. При этом он предпринимал попытки добиться расположения у привлекательной жены Шиллера.

Получив шпоры, поручик заказал немцу сделать ему оправу к кинжалу. Уходя, он нагло поцеловал хозяйку в губы. Шиллер остолбенел и после этого случая затаил на навязчивого покупателя глухую злобу.

Однажды Пирогов узнал, что хорошенькая блондинка одна дома. Он пришел к ней, повел себя очень галантно и предложил танцевать. Во время танца поручик бросился целовать ногу женщины. Внезапно вернулся пьяный Шиллер и два его друга. Немцы схватили офицера и высекли его.

Оскорбленный Пирогов поначалу хотел жаловаться самому императору и стереть немцев в порошок. Однако, съев «два слоеных пирожка», прогулявшись по Невскому и протанцевав весь вечер у знакомого, поручик успокоился и забыл о «конфузе».

В заключение автор призывает читателя не верить Невскому проспекту: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Поручик и жена жестянщика

На похороны артиста не приехал лейтенант Пирогов, слишком занятый симпатичной блондинкой.

Пирогов — лейтенант, заносчивый, самодовольный и самоуверенный карьерист с высоким самомнением, недалёкий и вульгарный.

Поручик принадлежал к более или менее образованным мещанским юношам, которые ухаживают за бледными барышнями Петербурга и, дослужившись до чина полковника, женятся на купеческих дочерях. Пирогов очень гордился своим званием, постоянно напоминал всем, что он лейтенант, и считал, что ни одна девушка не устоит перед его мундиром.

Блондинка, преследуемая Пироговым, привела его на квартиру немецкого мастера-сантехника Шиллера.

Шиллер — жестянщик, немец, педант и хозяйственно-флегматичен.

Утром Пирогов пришел в мастерскую Шиллера и узнал, что хорошенькая блондинка — жена сантехника. Это не остановило лейтенанта. Он заказал у Шиллера новые шпоры, хотя брал за них непомерную цену и ставил огромный срок.

Каждый день Пирогов приходил в мастерскую, осведомлялся, как идут работы, и хлестал блондинку. Однако немка оказалась очень глупой и не поняла, чего от нее пытался добиться лейтенант. Кроме того, ее глупость не помешала ей оставаться верной женой.

Наконец траки были готовы и оказались настолько хороши, что Пирогов заказал еще и рамку для кинжала. Шиллер был настоящим немцем, скрупулезно порядочным, педантичным и экономным, но даже у этого флегматичного лейтенанта действия вызывали что-то вроде ревности, а как избавиться от Пирогова, он никак не мог сообразить.

Пирогов потерял терпение. Он узнал от глупой блондинки, что ее мужа нет дома по воскресеньям, пришел к ней в этот день и набросился на нее с поцелуями. В этот момент в дом ворвался Шиллер с друзьями и обошелся с лейтенантом так «грубо и грубо», что рассказчик не нашел слов, чтобы описать это печальное событие.

Возмущенный Пирогов собирался пожаловаться генералу и разослать письменные жалобы во все возможные инстанции, но, возвращаясь домой, прогулялся по Невскому проспекту, решил, что не стоит беспокоить генерала, и пошел на вечеринку.

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру» вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле. 

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести «Тарас Бульба» она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Знакомство Пискарева с брюнеткой

Офицер и художник гуляют вечером по Невскому проспекту и пытаются познакомиться с хорошенькими девушками. Неожиданно Пискарев пошел за брюнеткой, которая привела его в очаровательный дом, где было много женщин. Немного осмотревшись, он увидел, что это был бордель.

В шоке артист быстро покинул это место, не понимая, как его очаровательная юная возлюбленная может ассоциироваться с таким местом. Придя домой, мужчина попытался уснуть, но в своих ночных грезах снова увидел брюнетку. Парень понял, что хочет увидеть ее снова, пусть даже только во сне. Через несколько дней Пискарев решил найти незнакомку и предложить ей выйти за него замуж.

На предложение мужчины брюнетка лишь громко рассмеялась и отказалась. Реакция девушки была для него очень болезненной, поэтому Пискарев быстро побежал домой и заперся в своей комнате. Через неделю соседи решили выломать дверь и нашли тело артиста с перерезанным горлом. Но во время похорон люди не видели Пирогова, потому что он сам находился в тяжелом положении.

Портрет[ред.]

Кратко Подробно

Молодой и талантливый художник Чартков купил в дешёвой лавке портрет старика со страшными, словно живыми глазами. В портрете обнаружился тайник с золотыми монетами. Вместо того чтобы употребить найденное богатство на совершенствование своего мастерства, Чартков стал модным портретистом.

Много лет он рисовал шаблонные портреты людей из петербуржского высшего света, пока, наконец, не обнаружил, что утратил свой талант и мастерство. Чартков начал завидовать талантливым художникам, скупать и уничтожать их картины, на что потратил все накопленные богатства. Зависть свела Чарткова с ума, и он умер от припадков бешенства и скоротечной чахотки.

Впоследствии выяснилось, что талантливый художник-самоучка написал этот портрет с богатого ростовщика, деньги которого делали людей завистливыми, жадными, ревнивыми. Когда ростовщик умер, его душа переселилась в портрет, который негативно влиял на всех владельцев, сводя их с ума.

Главные персонажи

Как и в любом другом произведении, в «Невском проспекте» есть главные герои. Основные персонажи рассказа:

  • Пискарев;
  • Пирогов;
  • Гофман;
  • Шиллер;
  • проститутка;
  • жена Шиллера.

Пискарев — это бедный художник, он мечтает о прекрасном, проявляет интерес к одиноким красивым женщинам. Любит писать их портреты, а также пейзажи своей родины. По сюжету он влюбляется в юную брюнетку, но она оказывается проституткой и не слушает его доводов о лучшей жизни.

Поручик Пирогов отличался множественными талантами, он почитал все изящное. Мужчина предпочитал проводить свободное время в обществе, участвовать в светских разговорах. Он увлекся блондинкой, симпатичной молодой женой Шиллера, из-за чего у него возникли проблемы.

Муж ее по национальности немец, а работал он мастером жестяных дел. Его знают все на Мещанской улице, кому нужно изготовить изделия из металла. Есть у Шиллера друг Гофман, он работал сапожником на Офицерской.

Живописное описание Невского проспекта

Невский проспект – это главная артерия Санкт-Петербурга, которая протянулась на 4,5 километров от Адмиралтейства до Александровской набережной, пересекая реку Мойку и Фонтанку. По ней проходят основные транспортные маршруты города, здесь сосредоточены крупные торговые центры, рестораны и культурные объекты.

В повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» автор описывает элегантный и бурлящий проспект, где радость и грусть, торговля и светские развлечения сосуществуют на протяжении всего дня. На проспекте происходит настоящая жизнь, которая отражается в ярких образах дам в хрустальных фургончиках, купца, продающего любовные письма, и квартирмейстера в светлой униформе.

Невский проспект – это не просто место для прогулки и шопинга, но и отражение культурных и исторических событий.
В своих описаниях порой Гоголь обращает внимание на особенности архитектуры зданий и мест, которые сохраняют свой первозданный вид на протяжении многих лет.
Невский проспект прекрасен в любое время года. Он захватывает своей красотой и не даёт забыть своим посетителям настоящего петербургского колорита.

Тарас Бульба ⚔️

Кратко Подробно Оригинал

Украина, начало 17-го века. Два сына старого запорожского казака вернулись домой, окончив Киевскую духовную академию. Казак решил, что бывшие студенты должны возмужать и окрепнуть во время набегов на турков и татар, и повёз их в Запорожскую Сечь.

Разгульная жизнь Сечи пришлась сыновьям по душе. Младший сын даже начал забывать панночку, дочь польского воеводы, в которую влюбился, когда жил в Киеве.

В те времена большей частью Украины управляла Польша. Вскоре пришла весть, что польские католические священники и евреи начали притеснять православную веру. Запорожские казаки встали на защиту своей веры, отправились в поход на Польшу и осадили город Дубно.

Во время осады младший сын старого казака узнал, что в Дубно находится его любимая панночка и сильно голодает. Он пробрался к ней и, охваченный страстью, решил остаться, предав тем самым свою Родину.

Старый казак узнал о предательстве младшего сына и во время боя собственноручно застрелил его. В том же бою поляки взяли в плен старшего сына и тяжело ранили старого казака.

Оправившись от ран, старый казак попытался вызволить старшего сына, но не сумел. Парня пытали и казнили. Казак видел это и начал жестоко мстить полякам. Его мщению не помешал даже мирный договор с Польшей.

Через некоторое время польским властям удалось изловить старого казака. Его привязали цепями к дереву и сожгли заживо.

Поручик и жена жестянщика [ ред. ]

Поручик Пирогов на похороны художника не пришёл, он был слишком занят хорошенькой блондинкой.

Поручик относился к более-менее образованным молодым людям среднего класса, которые ухаживают за бледными петербургскими барышнями и, дослужившись до полковника, женятся на купеческих дочерях. Пирогов очень гордился своим званием, постоянно напоминал всем, что он поручик, и считал, что ни одна девица не устоит перед его мундиром.

Блондинка, которую преследовал Пирогов, привела его в квартиру немца-ремесленника, жестянщика Шиллера.

Утром Пирогов явился в мастерскую Шиллера и узнал, что хорошенькая блондинка — жена жестянщика. Это поручика не остановило. Он заказал у Шиллера новые шпоры, хотя тот заломил за них несусветную цену и выставил огромный срок.

Каждый день Пирогов приходил в мастерскую, справлялся, как идёт работа, и ухлёстывал за блондинкой. Однако немка оказалась очень глупой и не понимала, чего от неё добивается поручик. К тому же глупость не мешала ей оставаться верной женой.

Наконец, шпоры были готовы и оказались так хороши, что Пирогов заказал ещё и оправу для кинжала. Шиллер был истинным немцем, скрупулёзно аккуратным, педантичным и экономным, однако даже в этом флегматике поступки поручика разбудили что-то вроде ревности, но придумать, как отделаться от Пирогова, он не мог.

Пирогов же потерял терпение. У глупой блондинки он узнал, что её мужа не бывает дома по воскресеньям, явился к ней в этот день и накинулся с поцелуями. В этот момент в дом ввалился Шиллер со своими друзьями и поступил с поручиком так «грубо и невежливо», что рассказчик не нашёл слов, чтобы описать это печальное событие.

Негодующий Пирогов собирался пожаловаться генералу и послать письменные жалобы во все возможные инстанции, но по дороге домой прогулялся по Невскому проспекту, решил, что беспокоить генерала не стоит, и отправился на вечеринку.

Судьба Пискарева

Прогуливались по Невскому проспекту двое товарищей — художник Пискарев и поручик Пирогов. Они засматривались на проходящих мимо девушек. Первому приглянулась юная брюнетка, а второй положил глаз на блондинку. Друзья разошлись в разные стороны, каждый пошел за своей избранницей.

Художник последовал за брюнеткой до четырехэтажного здания. Он поднялся по лестнице и попал в комнату, убранство которой напоминало номера в публичном доме. Юная красавица действительно была проституткой, а ведь ей недавно исполнилось всего 17 лет. Но грубый разговор девушки отпугнул Пискарева, и он сбежал.

Пискарев уже был дома и собирался ложиться спать, как в его дверь постучался лакей. Он сообщил, что новая знакомая прислала за художником карету. Мужчина отправился на бал, где среди толпы в роскошных нарядах заметил свою брюнетку. Она говорит Пискареву, что на самом деле не принадлежит к презренному классу проституток и скрывает какую-то тайну, но беседа прерывается. Тут художник открыл глаза, лежа в своей кровати, и понял, что это был всего лишь сон.

Обеспокоенный Пискарев отказывался верить, что столь прекрасное создание может быть падшим. Он стал одержимым брюнеткой и хотел снова увидеть ее во сне. Художник начал принимать опиум, чтобы почти каждый день любоваться своей возлюбленной в видениях. Вскоре он решил на ней жениться.

Пискарев нарядно оделся и отправился в публичный дом, где встретился с брюнеткой. Он пытался ей доказать пагубность ее образа жизни, предложил ей начать все с чистого листа. Художник хотел, чтобы она вышла за него замуж и занялась рукоделием. Но девушка даже недослушала его, оборвала пламенную речь и ответила, что она не швея или прачка.

Художник расстроился и убежал из публичного дома. Он закрылся в своей комнате и отказался кому-либо открывать. Долго никто не вспоминал о нем. А когда выломали дверь в его спальню, то обнаружили мертвое тело. Отказ брюнетки стал для Пискарева настоящей трагедией, и он перерезал себе горло, успев написать прощальную записку. Так и оборвалась судьба талантливого художника.

Сюжет

Самое лучшее место в Петербурге Невский проспект. В течение дня, прогуливаясь по нему, можно встретить людей разных сословий от простых работяг, спешащих на работу до высокопоставленных чиновников в зеленых вицмундирах.

Пирогов с Пискаревым неспешно шли по Невскому, внимательно разглядывая местную публику

Неожиданно их внимание привлекли две одинокие дамы. Пирогову приглянулась блондинка

Пискарев наоборот сверлил взглядом брюнетку. Друзьям пришлось разойтись по разным сторонам. Каждый последовал за своей дамой сердца.

Художник летел на крыльях любви. Девушка была само очарование. Когда она повернулась к нему, у него душа в пятки ушла, а сердце в груди затрепетало так сильно, что казалось выпрыгнет.

Преследуя ее по пятам, Пискарев оказывается перед четырехэтажным домом на Литейном. Поднявшись за девушкой мечты, художник попадает в квартиру, где видит женщин, всем своим видом выдававшим род занятий каждой из них. Это был публичный дом. Пискарев в спешке покидает гнездо разврата.

Время близилось к полуночи, а он сидел и думал о ней. Стук в дверь прервал размышления. Лакей доложил, что барыня, от которой он сбежал, прислала за ним карету. Пискарев вновь оказывается на Литейном. Бал в самом разгаре. Среди танцующих пар он взглядом ищет ее в толпе

Девушка хотела сказать что-то важное, но не успела. Пирогов проснулся и понял, что ему все привиделось

С этого момента художник теряет покой. Чтобы увидеть любимую во сне, он принимает опиум. Однажды девушка пришла к нему в образе жены. Пискарев решает найти ее и сделать предложение.

Художник вновь оказывается на Литейном. Он просит девушку бросить свое занятие и выйти за него замуж. Вместо утвердительного ответа слышит отказ.

В отчаянии Пискарев идет домой. Четыре дня он не давал знать о себе. Соседи, вскрыв квартиру нашли его труп с перерезанным горлом. Рядом валялась бритва. Пирогов на похороны не явился.

Пирогов, преследуя блондинку, оказывается в квартире мастерового, где сидит компания пьяных мужиков. Жестянщик Шиллер выяснял отношения с сапожником Гофманом. Появление Пирогова прервало разговор. Шиллер выпроваживает незваного гостя.

На следующий день Пирогов вновь в мастерской под предлогом заказа шпор. Блондинка оказалась женой Шиллера, но этот факт не смутил Пирогова. Он решил приударить за девушкой. Шиллер в бешенстве.

Очередной визит состоялся в отсутствие Шиллера. Во время танца он целует женщину. В это время врывается Шиллер с друзьями, и избивает Пирогова.

Пирогов вылетает как ошпаренный, посылая проклятия Шиллеру, но зайдя к кондитерскую, успокаивается. Вечером он и вовсе забыл об этом эпизоде.

Часть 2. История создания портрета

В одном богатом доме проходил аукцион: продавалось имущество умершего мецената. Большая толпа собралась возле портрета смуглолицего старика в восточном одеянии с необычайно живыми глазами. Все жаждали купить этот портрет, но внезапно появился известный художник Б., предъявивший на него права.

Художник Б.
 — известный и талант­ливый художник, 35 лет, сын худож­ника-само­учки, скромно одет, с приятным, безза­ботным лицом и чёрными кудрями.

Он рассказал историю этого портрета, написанного его отцом.

Во времена царствования Екатерины II в мрачном каменном доме глухого района Петербурга жил очень богатый ростовщик, о котором ходили плохие слухи.

Ростовщик
 — богатый, нелю­димый старик в просторном азиат­ском одеянии, высокий, смуг­ло­лицый, с восточной внеш­но­стью и горя­щими, прон­зи­тель­ными глазами.

Ростовщик щедро раздавал деньги на, казалось бы, выгодных условиях, которые оборачивались пожизненной кабалой. Кроме этого, деньги ростовщика приносили несчастья.

Молодой меценат, отличившийся на государ­ственной службе и замеченный императрицей, взял у ростовщика денег на развитие наук и искусств, но после этого сильно изменился. Им овладела зависть к уму и таланту, он стал подозри­тельным и начал писать доносы. Узнав об этом, императрица наказала его, и он умер в припадке страшного безумия.

Князь, хотевший жениться на первой красавице Петербурга, тоже взял заём у ростовщика — родня красавицы считала, что он слишком беден. До этого благородный князь и красавица были влюблены друг в друга и считались идеальной парой, но после свадьбы молодой муж стал неимоверно ревнив, начал всячески изводить и даже избивать жену. Когда она заговорила о разводе, князь попытался убить её, и, потерпев неудачу, покончил с собой.

Ходили слухи и о множестве других несчастий, случившихся с простыми людьми, которые взяли деньги у ростовщика.

Недалеко от ростовщика жила и семья художника Б. Его отец был талантливым художником-самоучкой, он писал картины и иконы для церквей.

Отец художника Б.
 — художник-само­учка, талант­ливый само­родок, честный, прямой, немного грубый, с гордой душой и твёрдым харак­тером и прин­ци­пами.

Однажды ему заказали картину, на которой должен был присутствовать дьявол. Размышляя о том, каким должен быть дьявол, художник невольно вспоминал тёмное лицо и горящие глаза ростовщика.

Однажды ростовщик сам явился в мастерскую художника и заказал ему свой портрет. У ростовщика было одно условие: портрет должен быть «совершенно как живой».

Художник согласился, пришёл в дом ростовщика и начал писать портрет, особенно тщательно выписывая его глаза. Постепенно художником овладел сильный страх. Наконец, он отказался продолжать работу и ушёл, хотя ростовщик и умолял его закончить портрет. Он верил, что если художник верно передаст его черты, он останется жить в этом портрете.

На следующий день слуги ростовщика художнику принесли незаконченный портрет. Вечером художник узнал, что ростовщик умер.

Вскоре характер художника начал меняться, он стал зол, раздражителен и завидовал своему самому талантливому ученику. Когда ученик обошёл его в конкурсе на картину для новой церкви, художник впал в ярость и хотел сжечь незаконченный портрет. Картину спас его приятель-живописец, большой весельчак. Он взял картину себе, но вскоре почувствовал беспричинный страх, и отдал её племяннику, тот продал портрет коллекционеру, и картина пошла по рукам.

Узнав об этом, художник понял, что стал орудием дьявола. Смерть жены, дочери и младшего сына убедили его в этом. Отправив оставшегося сына в Академию искусств, художник ушёл в монастырь, а потом стал отшельником. Отмолив свой грех, он создал великолепную картину, изображавшую рождение Иисуса.

К этому времени художник Б. окончил Академию искусств и перед отъездом в Италию пришёл попрощаться с отцом. Отец рассказал сыну историю портрета и попросил уничтожить, если он попадётся ему на глаза.

Закончив рассказ, художник Б. обернулся к стене, где висел портрет, и не обнаружил его: пока все слушали историю, кто-то стащил картину. Люди долго недоумевали: на самом ли деле они видели изображение страшного старика, «или это была просто мечта, представшая только на миг глазам их, утруждённым долгим рассмат­риванием старинных картин»?

Поручик и жена жестянщика[ред.]

Поручик Пирогов на похороны художника не пришёл, он был слишком занят хорошенькой блондинкой.

Пирогов — поручик, наглый, самодовольный и напористый карьерист с высоким самомнением, ограниченный и пошлый.

Поручик относился к более-менее образованным молодым людям среднего класса, которые ухаживают за бледными петербургскими барышнями и, дослужившись до полковника, женятся на купеческих дочерях. Пирогов очень гордился своим званием, постоянно напоминал всем, что он поручик, и считал, что ни одна девица не устоит перед его мундиром.

Блондинка, которую преследовал Пирогов, привела его в квартиру немца-ремесленника, жестянщика Шиллера.

Шиллер — жестянщик, немец, педантичный и экономный флегматик.

Утром Пирогов явился в мастерскую Шиллера и узнал, что хорошенькая блондинка — жена жестянщика. Это поручика не остановило. Он заказал у Шиллера новые шпоры, хотя тот заломил за них несусветную цену и выставил огромный срок.

Каждый день Пирогов приходил в мастерскую, справлялся, как идёт работа, и ухлёстывал за блондинкой. Однако немка оказалась очень глупой и не понимала, чего от неё добивается поручик. К тому же глупость не мешала ей оставаться верной женой.

Наконец, шпоры были готовы и оказались так хороши, что Пирогов заказал ещё и оправу для кинжала. Шиллер был истинным немцем, скрупулёзно аккуратным, педантичным и экономным, однако даже в этом флегматике поступки поручика разбудили что-то вроде ревности, но придумать, как отделаться от Пирогова, он не мог.

Пирогов же потерял терпение. У глупой блондинки он узнал, что её мужа не бывает дома по воскресеньям, явился к ней в этот день и накинулся с поцелуями. В этот момент в дом ввалился Шиллер со своими друзьями и поступил с поручиком так «грубо и невежливо», что рассказчик не нашёл слов, чтобы описать это печальное событие.

Негодующий Пирогов собирался пожаловаться генералу и послать письменные жалобы во все возможные инстанции, но по дороге домой прогулялся по Невскому проспекту, решил, что беспокоить генерала не стоит, и отправился на вечеринку.

Главные герои и их характеристика:

  •  Пискарев  –небогатый художник и идеалист. Встретив очаровательную брюнетку, увязался за ней. Полюбив девушку, Пискарев искренне надеялся жениться на ней и уберечь от разврата. Однако реальность оказалась настолько беспощадной, что художник-идеалист покончил с собой.
  •  Пирогов  –поручик, смотрящий на жизнь поверхностно и с весёлым цинизмом. Увязавшись за блондинкой, поручик попал в слободу ремесленников-немцев. Пирогов решил устроить очередную интрижку, и стал ухаживать за блондинкой. Это кончилось скандалом: жестянщик Шиллер, муж блондинки, вместе со своими друзьями Кунцем и Гофманом сурово наказал нахала. Пирогов хотел пожаловаться генералу на ужасную выходку немцев, но в итоге передумал.

Особенности произведения

В сюжете произведения «Невский проспект» Гоголь часто использует такой литературный прием, как двуличие. Главная улица Петербурга существует одновременно в романтическом и реальном мире. Именно поэтому истории двух главных героев Пирогова и Пискарева противопоставлены друг другу.

Художник живет в мире грез, поэтому история брюнетки-проститутки так сильно подействовала на него, что он решил покончить жизнь самоубийством.

Особенности работы:

  • прием двойственности;
  • оживление проспекта;
  • трагическая судьба главных героев.

Пирогов, наоборот, относится к жизни легко, любая такая досадная ситуация воспринимается им как жизненный опыт, но никак не повод для грусти и переживаний, поэтому даже после того, как его избил ревнивый муж блондинки, он смог чтобы буквально сразу отойти от такого неприятного события, выпила кофе со сладкими булочками и вечером не вспомнила, что было в обеденное время.

Это легкое произведение, которое можно кратко прочитать онлайн взрослым и подросткам в старших классах, позволяет познакомиться с образом жизни Петербурга середины позапрошлого века, а также очень тонко и умело описано здесь.

Заключение

В повести «Невский проспект» Гоголь использует литературный прием двойничества, который, прежде всего, применяется при изображении Невского проспекта: он одновременно существует в двух мирах: в реальном и в ирреальном, романтическом. Двойственно и изображение двух главных героев – Пискарева и Пирогова, а также историй, которые с ними случаются. Пирогов относится к жизни просто, поверхностно, ему не свойственно мечтать и идеализировать. Пискарев же живет в мире своих грез, приснившиеся события становятся для него словно частью реально произошедших.

Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Невского проспекта», а оценить полный вариант повести.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: