Спать хочется

Краткое содержание рассказа «Спать хочется» (А.П. Чехов)

Свой известный рассказ «Спать хочется» Антон Чехов написал в 1888 году. Произведение было завершено писателем всего за полдня. В рассказе автор мастерски продемонстрировал исследование душевного состояния героини. Благодаря таланту писателя, читатель воспринимает сюжет на высоком эмоциональном уровне. Не секрет, что автор является настоящим знатоком детской души, так как его самого не баловали в детстве, и он изучил страдания и лишения на собственном опыте. Чтобы понять замысел произведения «Спать хочется», нужно обратиться к его анализу по плану. А здесь Вы найдете краткий пересказ рассказа «Спать хочется». В сокращении это произведение не настолько интересно, как в полном виде, но в таком формате каждый может изучить основные события в сжатые сроки и напомнить себе давно забытый сюжет. Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!

(388 слов) Варя, будучи тринадцатилетней девочкой, служит няней маленького ребёнка. Известно, что папа Вари умер, а мать также отправилась служить в господский дом. Варя очень хочет спать, однако маленький ребёнок все время плачет. А если вдруг девочка заснёт, то хозяева побьют ее. Так, Варя поёт ребёнку колыбельную, и при этом у нее у самой закрываются глаза.

Девочка уснула на какое-то мгновение, и вдруг увидела сон. Варе снится отец, который мучается от боли. Отец страдал от грыжи, однако врач не успел ему помочь. Врач был молодым и желал помочь больному. Он даже попросил транспорт у хозяев, чтобы отвезти отца Вари в больницу. Однако оказать помощь больному не успели, и он скончался. Он был бы жив, если бы своевременно вызвали врача.

Девочка горько плачет, и вдруг её кто-то бьёт по затылку. Варя просыпается. Ее разбудил отец ребёнка. Он раздражен тем, что его малыш плачет, а она при этом спит.

Девочка поет колыбельную, качает ребёнка и снова засыпает. Ей снится дорога, по которой она с матерью отправилась устраиваться на службу. Вдруг девочка слышит голос и просыпается. На Варю кричит мать ребёнка и просит его покормить. Мать отдаёт ребёнка няне, а сама идёт спать. Варе же спать не положено, ей нужно сидеть с ребёнком. Девочка укладывает малыша в кроватку и пытается всеми силами не заснуть. Однако сон Варю не покидает, и она засыпает на минуту.

Вот пора ставить самовар. Стоя спать хочется не так сильно. Далее девочке дают новые приказы, которые она обязана немедленно выполнить. Варя убирает, моет и чистит весь день. Работы у девочки очень много, и все выполнить нужно быстро. Варе очень хочется спать, а прилечь нельзя ни на минуту.

Вдруг к хозяевам приходят гости. Главная героиня ставит самовар. Он маленький, и, чтобы все гости попили чай, нужно подогревать его неоднократно. Потом Варя вынуждена бежать за водкой. Затем она снова прислуживает у стола.

Наконец-то гости покидают хозяев. Ребёнок снова плачет. Варя не отходит от него и поёт колыбельную. Варя не может понять, что ей мешает спокойно жить. Вдруг героиня понимает, что ребёнок не даёт ей покоя. Варя, улыбаясь, приближается к кроватке и начинает душить малыша. Варя, смеясь, падает на пол. Через несколько минут девочка крепко засыпает, словно мёртвая.

Можно утверждать, что своим произведением Антон Павлович хотел пробудить общество от нравственной дремоты. Автор заставляет читателей задуматься над тем, что детский труд в невыносимых условиях никогда не приведет к хорошим последствиям.

Краткое содержание

Варька качает ребенка в колыбели и едва слышно напевает колыбельную. Перед образом горит лампада. Через всю комнату тянется веревка с пеленками. От лампадки падает светлое пятно на потолок, от пеленок ложатся тени. Мигающая лампадка заставляет все это прийти в движение.

Ребенок капризничает, а Варька хочет спать. Хозяева спят, а Варьке нельзя. Мозг ее наполовину спит, и она видит сны наяву. Вот бегут по небу облака и кричат, как младенец. Вот ползут по шоссе обозы, люди.

На полу лежит покойный отец Варьки. Она слышит, как он стонет.  Мать побежала сказать господам, что муж умирает. Вот приехал доктор. Он говорит, что Ефиму нужно в больницу. Он и записочку сейчас напишет. Мать удивляется, на чем же они повезут больного. Доктор обещает попросить у господ телегу. Вот и телега подоспела. Ефим поехал в больницу. Наступило утро, Пелагея ушла в больницу узнать, что с мужем. Где-то плачет ребенок. Вернулась мать и сказала, что умер отец. Поздно привезли.

Варька плача идет в лес. Кто-то ударил ее по затылку так, что она лбом ударилась о березу. Это хозяин. Он схватил ее за ухо, девочка открывает глаза и видит движущиеся тени. Сон снова побеждает ее. Опять шоссе и люди с котомками бредут перед ее глазами. Они с матерью идут в город искать работу. Мать просит милостыню. Вдруг кто-то просит подать ребенка.

Варька вскакивает, обнаруживает, что нет ни шоссе, ни людей. Пришла хозяйка покормить младенца. Она говорит, что ребенка сглазили, поэтому он так беспокоится. За окном светает.

Варька кладет ребенка в люльку и начинает качать. Очень сильно хочется спать. Она «кладет голову на край колыбели» и раскачивается всем телом, чтобы справиться с наваливающимся на нее сном.

Раздается голос хозяина, он требует затопить печь. Это значит, что наступил день. Варька рада. Когда двигаешься, спать не так хочется. Только она затопила печь, как нужно готовить самовар. После этого понадобилось почистить калоши хозяину. Варька думает, как хорошо сунуть голову в калошу и уснуть. Спать нельзя, нужно еще вымыть пол, почистить картошку. Все валится из рук. От громкого голоса хозяйки «звенит в ушах». Работы много. Так проходит день. Наступающая темнота обещает скорый сон.

Вечером приходят гости. Варька ставит самовар, бежит за водкой. Замученная Варька стоит и ждет других приказаний. Гости уходят, хозяева идут в постель. Варька садится рядом с люлькой, напевает песню, а вокруг нее кружатся тени.

Ребенок снова кричит. Варьке снова видится шоссе и бредущих по нему людей. Она мучительно думает, что же ей так мешает жить. И вдруг понимает, что это ребенок. Она удивляется, как же раньше этого не поняла. Она встает, ходит по комнате. Ей приятно от мысли, что она сейчас освободится от тяжести. Нужно убить ребенка и лечь спать.

Она подошла к люльке, задушила ребенка. Радостная, Варька ложится на пол и засыпает мертвым сном.

Популярные сегодня пересказы

  • Коняга — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Около дороги дермлет уставшая от пахоты Коняга. Хозяин приносит ей корма, но лошадь не может есть, слишком устала – попалась тяжёлая борозда с большим количеством камней.
  • Краткое содержание повести Перчатка Жуковского Рассказ Жуковского «Перчатка» повествует о том времени, когда во Франции правил король Франциск. Его придворные со скуки решили устроить драку диких зверей. На арену вывели льва, тигра и двух барсов
  • Диккенс 7 февраля 1812 года в Англии, в многодетной семье родился мальчик, Чарльз Диккенс. Его отец был чиновником Королевского флота. Детство писателя было тяжелым, его семья была бедной, он часто голодал. Родители еле – еле обеспечивали семью.
  • Азимов Айзек Азимов родился 2 января 1920 года в деревне Петровичи под Смоленском. Когда ему исполнилось 3 года, семья переехала в Штаты. Будущий писатель

История написания рассказа

В письме, датированном 1888 годом и адресованном издателю Плещееву Антон Павлович пишет, что работает над коротким и плохеньким рассказом. И что взялся за него только из любви к малой прозе. Хотя исследователи творчества автора уверены, что «Спать хочется» появился не из желания что-то написать, а благодаря обещанному гонорару. От хорошего заработка Чехов никогда не отказывался, хоть и обесценивал значение денег в некоторых своих произведениях.

Однако в рассказе прослеживается автобиографическая линия. Персонаж замученной, мечтающей о сне, девочки — это образ самого маленького Антоши Чехова. Детство прозаика было несладким. Мальчик выносил издевки тирана-отца, работал в семейной рыбной лавке, а ночи проводил в службах на клиросе. Неудивительно, что юноше бесконечно хотелось спать, а возможности полноценного отдыха не было. Поэтому Варя — это ненавязчивая отсылка к собственной биографии.

Смысл произведения

Читателю предстает унылая и несправедливая картина. Девочка Варя качает в люльке малыша, который никак не унимается, не засыпает. Уставшая, загруженная не по возрасту девчонка, старается не уснуть. Но героиню одолевает мучительная дремота. Варя не может отправиться спать, ведь ей нельзя оставлять младенца без присмотра. За это последует жестокое наказание.

Дрема берет свое, девочка проваливается в забытье. Она видит сначала тракт, много людей, которые манят ее ко сну. Далее предстает жуткая картина предсмертных мучений отца Вари. Невообразимо растянувшаяся агония терзает всех членов семьи. Матушка не находит себе места. А земский доктор выписывает отцу направление на операцию. Таким образом вселяет надежду в жену и дочь умирающего, что их близкий человек и кормилец может выжить. Это глупый и жестокий поступок. Мужчина скончался на следующее утро в земской больнице.

В видении Варя стоит рядом с мамой. Они просят милостыню. Сон прерывается. В комнату входит хозяйка — мать беспокойного ребенка.

Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением героине и читателю. И девочка готова отправиться спать. Но уже наступает утро, а вместе с ним новые обязанности по дому. Хозяин требует наличия дров в печи. За весь день Варваре не удается отдохнуть. Как специально находятся все новые дела и заботы. Девочка начинает ненавидеть хозяев и их дом. Желание спать не проходит. Организм подростка требует отдыха. И сделать ничего нельзя. Приходит еще одна ночь. Снова та же картина: Варя у колыбели беспокойного малыша. Он снова не засыпает, не давая уснуть юной няньке. Рассудок медленно отказывает героине. В голове остается лишь одно желание: избавиться от навязчивого звука, не позволяющего реализовать естественную потребность. А именно — избавиться от младенца. Помутненный разум легко подкидывает идею убийства ребенка. Задушив хозяйского отпрыска, Варя ложится на пол у тела и засыпает мертвецким сном.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание книги Я, робот Азимов К 2054 году человечество начало показывать значительные успехи в научном плане. Главным подтверждением технологического прогресса являются роботы, которые призваны облегчить быт обычного человека.
  • Реквием — краткое содержание поэмы Ахматовой Поэма «Реквием» была написана в 1930-е годы в период сталинских репрессий, когда был арестован и находился под следствием Лев Гумилев, единственный сын Анны Ахматовой. Отец Льва
  • Гибель богов — краткое содержание оперы Вагнера На берегу Рейна три норны прядут свою пряжу, в которую вплетены нити судьбы. Ночью они видят предзнаменование — скоро закончится власть богов. И самый главный Бог- Вотан, собравший в Валгалле богов и героев
  • Прекрасные и проклятые — краткое содержание романа Фицджеральда В романе затрагивается основная проблема писателя – общественное неравенство и состоятельность разных слоев населения. «Богатые такие же люди как бедные, просто у них много денег» — слова писателя

Популярные сегодня пересказы

  • Костер — краткое содержание романа Лондона Однажды в холодный и снежный день какой-то человек, что только что забрался на гору, сделал остановку, дабы недолго отдохнуть. Он оглянулся и заметил льдину, толщина которой равнялась примерно метру
  • Прокляты и убиты — краткое содержание романа Астафьева События развиваются зимой 1942 года в Сибири. Повествование начинается с того, что новобранцы, которые только что спустились с поезда спускаются в холодное подвальное помещение. Их готовят к жизни в лагере
  • Старосветские помещики — краткое содержание повести Гоголя В произведении Гоголя «Старосветские помещики» главными героями являются супружеская пара Афанасий и Пульхерия Товстогуб. Мужчине 60 лет, а женщине – 50. Прожили всю свою жизнь в небольшой деревне
  • Краткое содержание романа Овод Войнич Роман «Овод» впервые был опубликован Этель Лилиан Войнич в 1897 году. Главным героем произведения становится человек, переживший в юности настоящую трагедию из-за лицемерия и лжи окружавших его людей

Главная мысль

“Спать хочется” представляет собой крепчайший настой первородного человеческого страдания, трагического безысходного горя русской души, заложником которого человек становится по принципу “vogue la galere”. Однако это вовсе не означает того, что Чехов понимает природу духовных и социальных проблем, емко описанных им, только в сакральном ключе. Закаленный исключительной жизненной несправедливостью, Чехов сформировал наиболее правильный подход к пониманию мира, в котором сочетаются и фактор “злого рока”, нам неподвластный и фактор человеческий.

Чехов демонстрирует дистанцию между человеческим сердцем и “злым роком”, снижающуюся соразмерно с повальным распространением обывательских взглядов на жизнь, мораль, институт долга и слова. Смысл рассказа “Спать хочется” заключается в том, что даже в беззлобную детскую душу может проникнуть дьявол, что уж говорить о меркантильных и завистливых взрослых, имеющих помимо прочего множество пошлых соблазнов: спиртного, блуда, предательства. И для того чтобы обезопасить себя в этой порочной структуре, нужно, в первую очередь, позаботиться о сохранности ближнего, особенно, если это ребенок, имеющий естественное и неоспоримое право на протекцию и простую человеческую любовь. То, что происходит в случае социальной пассивности и отторжения любых неделовых отношений, максимально остро, идейно и провокационно описал в своем произведении Чехов, подняв в своем читателе все то, человеческое нутро, на которое он может полагаться в спасении от прогрессирующей моральной пандемии. Это и есть основная идея рассказа «Спать хочется».

Спать хочется — Чехов Антон Павлович

Спать хочется

Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:

  • Баю-баюшки-баю,
  • А я песенку спою…

Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку… Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет щами и сапожным товаром.

Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.

– Баю-баюшки-баю, – мурлычет она, – тебе кашки наварю…

В печке кричит сверчок. В соседней комнате, за дверью, похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий… Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет – и все это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее.

Лампадка мигает. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в ее наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грезы. Она видит темные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребенок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени падают на землю в жидкую грязь. «Зачем это?» – спрашивает Варька. «Спать, спать!» – отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их.

– Баю-баюшки-баю, а я песенку спою… – мурлычет Варька и уже видит себя в темной, душной избе.

На полу ворочается ее покойный отец Ефим Степанов. Она не видит его, но слышит, как он катается от боли по полу и стонет. У него, как он говорит, «разыгралась грыжа». Боль так сильна, что он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя воздух и отбивает зубами барабанную дробь:

– Бу-бу-бу-бу…

Мать Пелагея побежала в усадьбу к господам сказать, что Ефим помирает. Она давно уже ушла, и пора бы ей вернуться. Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу». Но вот слышно, кто-то подъехал к избе. Это господа прислали молодого доктора, который приехал к ним из города в гости. Доктор входит в избу; его не видно в потемках, но слышно, как он кашляет и щелкает дверью.

– Засветите огонь, – говорит он.

– Бу-бу-бу… – отвечает Ефим.

Пелагея бросается к печке и начинает искать черепок со спичками. Проходит минута в молчании. Доктор, порывшись в карманах, зажигает свою спичку.

– Сейчас, батюшка, сейчас, – говорит Пелагея, бросается вон из избы и немного погодя возвращается с огарком.

Щеки у Ефима розовые, глаза блестят и взгляд как-то особенно остр, точно Ефим видит насквозь и избу и доктора.

– Ну, что? Что ты это вздумал? – говорит доктор, нагибаясь к нему. – Эге! Давно ли это у тебя?

– Чего-с? Помирать, ваше благородие, пришло время… Не быть мне в живых…

– Полно вздор говорить… Вылечим!

– Это как вам угодно, ваше благородие, благодарим покорно, а только мы понимаем… Коли смерть пришла, что уж тут.

Доктор с четверть часа возится с Ефимом; потом поднимается и говорит:

– Я ничего не могу поделать… Тебе нужно в больницу ехать, там тебе операцию сделают. Сейчас же поезжай… Непременно поезжай! Немножко поздно, в больнице все уже спят, но это ничего, я тебе записочку дам. Слышишь?

– Батюшка, да на чем же он поедет? – говорит Пелагея. – У нас нет лошади.

– Ничего, я попрошу господ, они дадут лошадь.

Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу»… Спустя полчаса к избе кто-то подъезжает. Это господа прислали тележку, чтобы ехать в больницу. Ефим собирается и едет…

Но вот наступает хорошее, ясное утро. Пелагеи нет дома: она пошла в больницу узнать, что делается с Ефимом. Где-то плачет ребенок, и Варька слышит, как кто-то ее голосом поет:

Характеристика героев

Главный образ произведения — Варя. Это девочка тринадцати лет. В персонаже слилось все детское горе. Ребенку еще чужды взрослые ограничения и запреты. Но уже знакомо безысходное, перманентное горе. Она сирота, которая потеряла отца. Мужчина был единственным кормильцем семьи. Поэтому дочери приходится пойти прислугой в дом ремесленника. Варвара становится единственным персонажем, который переживает развитие, но не личностное, а сюжетное. Читатель видит перемены, происходящие в ее голове. Достигнутый накал эмоций, физическое утомление приводит девушку к аффекту. И в конечном итоге к убийству хозяйского ребенка.

Следующим персонажем является жена ремесленника, хозяйка дома. Мы видим толстую, плечистую, сварливую женщину, недовольную жизнью. Ее нельзя назвать монстром, но именно она становится причиной смерти собственного дитя. Благодаря ей измученная заботами сирота, теряет рассудок и устраняет раздражитель в виде орущего малыша. Прояви женщина хоть немного внимания и каплю любви к сироте, все было бы по-другому. Но в этом доме царят равнодушие и глупость.

Пелагея Степанова — мать Вари. Женщина, которая не смогла пережить смерть мужа ни морально, ни физически. Все, что ей осталось — это пустые хлопоты, суета. Ведь ее воздушные замки разрушились до основания. Ефим Степанов — умерший отец главной героини. Довольно молодой мужчина, скончавшийся от воспаления грыжи. Типичный крестьянин, занимавшийся тяжким трудом с малолетства. Степанов — воплощение жертвенности угнетенного российского народа.

Доктор, присланный от господ. Персонаж бесполезный для сюжета, но необходимый для идейного понимания рассказа. Бессмысленной надеждой он усиливает горе крестьянской семьи. Младенец — господский ребенок, доверенный Варе. Чистое безгрешное существо, второе в тексте после Варьки. Невинное дитя, которое убито, отягчает материнский грех. Из-за его матери от другого светлого создания остается лишь телесная оболочка. Она загубила сироту.

История создания

В 1888 г. Чехов писал Плещееву, что сделал небольшой перерыв в работе над «Степью», чтобы написать «плохонький рассказец» для «Петербургской газеты». За это произведение ему обещали заплатить по 12 копеек за строчку. Хотя автор часто говорил, что деньги для него менее важны, чем моральное удовлетворение, он никогда от них не отказывался. Плещеев торопил Антона Павловича, чтобы тот поскорее заканчивал «Степь», однако Чехов больше тяготел к малым формам, поэтому был рад на короткое время переключиться.

Прототип Варьки — маленький Антоша Чехов. В детстве будущий писатель работал в семейной лавке и хорошо знал, какие мучения может принести постоянный недосып. У Антоши было тяжёлое детство. По ночам он служил на клиросе, а днём помогал тирану-отцу. Семья торговала рыбой, причём в лавке всё время было холодно, стояло зловоние. О том, что идею рассказа Чехов взял из воспоминаний о своих детских годах, писал критик Измайлов.

Направление и жанр

Литературное направление этого произведения — реализм. Но многие современники писателя не были с этим согласны. Они говорили, что такого не могло произойти на самом деле. Другие приводили в качестве аргумента статью, опубликованную в одной из газет. Там рассказывалось о случае, когда наёмная нянька так измучилась, что накормила ребёнка спичками, чтобы он перестал плакать. Писатели, которые спорили между собой о том, можно ли считать сюжет реалистичным:

  • Н. М. Ежов;
  • А. С. Лазарев-Грузинский;
  • А. И. Эртель;
  • И. И. Горбунов-Посадов.

Сюжет вполне отражает реалии, и описанные события могли произойти в мещанской семье. Однако его нельзя назвать этичным. Чехов в этом произведении предстаёт не гуманистом, каким привыкли видеть его читатели, а моралистом, каждому воздающим по заслугам. Девочка получает возможность спать, а хозяева, которые довели её почти до сумасшествия, лишаются ребёнка.

Темы

  1. Тема «Бездетствия» — основная тема произведения, вызывающая сочувствие со стороны русского читателя, склонного к психологической регрессии. Варька — маленький человек с сильнейшим эмоциональным стержнем внутри, помогающим выносить тяжесть воспоминаний об утраченном счастье и мысли о приобретенных обязательствах. Таких, как Варька, детей, не познавших детского счастья, было несметное количество: это счастье у них отнимали эпидемии, бедность, повсеместное пьянство.
  2. Тема бедности — осевая тема произведения, всегда актуальная для русского мира рабов и господ. Все герои одинаково бояться ее: Варьке привиделось, как она собирает милостыню, ее хозяева — мещане, и деньги — единственное богатство, которым они могут располагать.
  3. Тема безразличия — второстепенная тема, соприкасающаяся с основной в аспекте ответственности поколения старшего перед поколением младшим. Отсутствие этой ответственности подтверждается распущенностью нравов, непосредственностью в деликатностях, наплевательским отношением взрослых к тому, что хорошего младшее поколение может от них перенять, и какие фатальные для детей последствия имеет излишне праздная и низменная рутина большинства из старших. Причем вред от сформировавшейся тенденции носит далеко не нативный характер: он затрагивает в той или иной степени каждого.

Роль символики и литературных приемов в рассказе «Спать хочется» Чехова

Рассказ «Спать хочется» Чехова богат на символику и литературные приемы, которые помогают автору передать главную тему произведения — нелегкую жизнь многих людей на рубеже старого и нового времени.

Один из главных символов рассказа — это сон

Чехов обращает внимание на отсутствие сна у главного героя, что образно символизирует его тяжелую жизнь и беспокойную душевную состояние. Кроме того, сон является мотивом всего рассказа, от которого зависит психическая устойчивость главного героя и его возможность справляться со своими проблемами

Другой важный символ в рассказе — это окно. Автор использует окно как символ для передачи границы между реальностью и мечтой, а также как аспект внешней и внутренней реальности главного героя — он живет в маленькой комнате с маленьким окном, что отражает его ограниченную жизнь и неспособность преодолеть трудности.

Чехов также использовал литературный прием иронии, чтобы показать несоответствие мечтательности героя с реальностью его жизни. Герой мечтает об идеальном будущем, но постоянное бегство от реальности лишает его возможности свершить реальные дела и изменить свою жизнь к лучшему.

Таким образом, символика и литературные приемы имеют важное значение в рассказе «Спать хочется» Чехова, помогая автору передать сложную тему судьбы и жизни людей, которые не в состоянии изменить свою жизнь и стремятся к мечте в надежде на лучшее

Чехов Антон — Спать хочется

По главам с трека 2-4. И далее клевета Василия Гроссмана на Щастье советского крестьянства:

«Стали кидаться ссуды просить — в сельсовете, в район. Не отвечают даже. А доберись до района, лошадей нет, пешком по большаку девятнадцать километров.

Ужас сделался. Матери смотрят на детей и от страха кричать начинают. Кричат, будто змея в дом вползла. А эта змея — смерть, голод. Что делать? А в голове у селян только одно — что бы покушать. Сосет, челюсти сводит, слюна набегает, все глотаешь ее, да слюной не накушаешься. Ночью проснешься, кругом тихо: ни разговору, ни гармошки. Как в могиле, только голод ходит, не спит. Дети по хатам с самого утра плачут — хлеба просят. А что мать им даст — снегу? А помощи ни от кого. Ответ у партийных один — работать надо было, лодырничать не надо было. А еще отвечали: у себя самих поищите, в вашей деревне хлеба закопано на три года.

Но зимой еще настоящего голода не было. Конечно, вялые стали, животы вздуло от картофельных очистков, но опухших не было. Стали желуди из-под снега копать, сушили их, а мельник развел жерновы пошире, молол желуди на муку. Из желудей хлеб пекли, вернее, лепешки. Они темные очень, темнее ржаного хлеба. Кое-кто добавлял отрубей или картофельных очистков толченых. Желуди быстро кончились — дубовый лесок небольшой, а в него сразу три деревни кинулись. А приехал из города уполномоченный и в сельсовете говорил нам: вот паразиты, из-под снега голыми руками желуди таскают, только бы не работать.

В школу старшие классы почти до самой весны ходили, а младшие зимой перестали. А весной школа закрылась — учительница в город уехала. И с медпункта фельдшер уехал — кушать стало нечего. Да и не вылечишь голода лекарством. Деревня одна осталась — кругом пустыня и голодные в избах. И представители разные из города ездить перестали — чего ездить? Взять с голодных нечего, значит, и ездить не надо. И лечить не надо, и учить не надо. Раз с человека держава взять ничего не может, он становится бесполезный. Зачем его учить да лечить?

Сами остались, отошло от голодных государство. Стали люди по деревне ходить, просить друг у друга, нищие у нищих, голодные у голодных. У кого детей поменьше или одинокие, у таких кое-что к весне оставалось, вот многодетные у них и просили. И случалось, давали горстку отрубей или картошек парочку. А партийные не давали — и не от жадности или по злобе, боялись очень. А государство зернышка голодным не дало, а оно ведь на крестьянском хлебе стоит. Неужели Сталин про это знал? Старики рассказывали: голод бывал при Николае — все же помогали, и в долг давали, и в городах крестьянство просило Христа ради, и кухни такие открывали, и пожертвования студенты собирали. А при рабоче-крестьянском правительстве зернышка не дали, по всем дорогам заставы — войска, милиция, энкаведе — не пускают голодных из деревень, к городу не подойдешь, вокруг станций охрана, на самых малых полустанках охрана. Нету вам, кормильцы, хлеба. А в городе по карточкам рабочим по восемьсот грамм давали. Боже мой, мыслимо ли это — столько хлеба — восемьсот грамм! А деревенским детям ни грамма. Вот как немцы — детей еврейских в газу душили: вам не жить, вы жиды. А здесь совсем не поймешь — и тут советские, и тут советские, и тут русские, и тут русские, и власть рабоче-крестьянская, за что же эта погибель?

А когда снег таять стал, вошла деревня по горло в голод.

Дети кричат, не спят: и ночью хлеба просят. У людей лица, как земля, глаза мутные, пьяные. И ходят сонные, ногой землю щупают, рукой за стенку держатся. Шатает голод людей. Меньше стали ходить, все больше лежат. И все им мерещится — обоз скрипит, из райцентра прислал Сталин муку — детей спасать»

Мнения критиков

Придирчивая публика оценила произведение неоднозначно. Некоторые русские критики негативно отнеслись к чеховскому видению проблемы. Другие изначально не воспринимали писателя положительно. Жестокий сюжет вызвал в обществе много споров, причём встречались противоположные мнения.

Находились те, кто в своих сочинениях указывал на неправдоподобность событий. Зато люди, которые признавали существование эксплуатации детского труда, полагали, что нельзя упоминать об этом, а тем более описывать подобное в литературе. Они считали, что это пошлые явления, нужно делать вид, будто их не существует. Изобразив в рассказе несчастье, Чехов нарушил негласное правило.

Недовольство критиков вызвало и то, что Чехов внёс правки в первоначальный вариант произведения. Последнего абзаца сначала не было, рассказ был опубликован в журнале «Хмурые люди» без него. Из последних строк не было ясно, что сделала Варька с младенцем. Также из исходного варианта писатель убрал особо ужасающие описания девочкиных мучений.

В целом современникам казалось, что писатель поступил с героиней жестоко, спрятав от читателей часть её страданий и добавив абзац с убийством. Такие правки привели к тому, что из мученицы девочка превратилась в убийцу, а значит, перестала быть безусловной жертвой.

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Система образов

В произведении одна главная героиня и 5 второстепенных персонажей. Основное действующее лицо — девочка Варька. Ей 13 лет, она сирота и находится в услужении в семье сапожника. Девушка несчастна и измучена тяжким трудом, но самое страшное в том, что она не имеет возможности поспать. Другие образы в произведении:

  1. Жена сапожника. Плечистая, толстая, дородная тётка. В её характере преобладают равнодушие и безжалостность. Это типичная представительница мещанства. Женщине не приходит в голову, что нагрузка, которой подвергается Варька, непосильная для детского организма. Но героиню нельзя винить в этом: ограниченность и глупость не позволяют понять многих вещей.
  2. Пелагея Степанова. Покойная мама главной героини, несчастная женщина, измученная постоянными бедами, самая страшная из которых — смерть мужа.
  3. Ефим Степанов. Крестьянин, покойный отец Варьки. Мужчина умирает из-за того, что слишком поздно послали за доктором. У него грыжа, которую вправляют, но это уже не спасает от смерти.
  4. Доктор. Молодой человек, которого прислали господа. Повозившись с Ефимом четверть часа, он понимает, что ничего нельзя сделать. Тогда герой говорит, что больного нужно отправить в больницу.
  5. Младенец. Ребёнок, которой кричит по ночам и не даёт Варьке спать. Девочка вынуждена качать его и петь песенку, изнемогая от усталости. В конце она лишается рассудка и убивает младенца.

Описание обстановки и атмосферы в рассказе «Спать хочется» Чехова

Рассказ начинается вечером, когда на улицах уже смеркается и вокруг начинает опускаться тишина. Главный герой, простой лакей Андрей Егорыч, возвращается домой после тяжелого рабочего дня. В описании его дома преобладают унылые тона: серые стены, затянутые грязными обоями, скрипучие полы и заляпанные стенки. Атмосфера здесь тяжелая, загрязненная и неуютная, словно хозяева уже давно отвернулись от своего дома и бросили его на произвол судьбы.

Кроме того, портящие обстановку предметы в доме, такие как грязный диван и выцветшие картинки на стенах, создают ощущение старости и утраты. Свет в комнатах тусклый, создавая ощущение давнишней забвения и нерадости со стороны хозяев. Такое окружение усугубляет ужасную усталость героя и его вечное желание только спать.

Однако, среди тьмы и отчаянья светит небольшой лучик надежды. В герое просыпается явное желание наладить отношения со своей семьей и попытаться спасти свое существование. Он не желает жить ни тяжелой, получасовой жизнью, как он говорит, ни долгой тоскливо-нерадостной жизнью, очутившейся в доме хозяев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: