Дядя ваня — краткое содержание пьесы чехова

Действие четвертое

Войницкий с няней обсуждают отъезд профессора с женой в Харьков. Теперь жизнь потечет «по-старому». Астров требует, чтоб Войницкий вернул ему выкраденный пузырек с морфием. Ему недосуг потом вскрывать самоубийцу. Войницкому смешно: два выстрела – и оба с промашкой. И все забыли об этой выходке, будто он и впрямь безумец. Он спрашивает Астрова: как начать новую жизнь? Чем занять ее? Тот отвечает: поздно. Да и вообще: быть чудаком – нормально. Только Соне удается уговорить «бедного дядю Ваню» вернуть морфий доктору.

Перед отъездом Войницкого мирят с профессором. Войницкий обещает, что будет высылать деньги, как и раньше. Елена Андреевна прощается с Астровым. Ее забавляет
этот человек. Она сама тепло обнимает его. А Астров констатирует: Серебряковы внесли разлад и в этот дом, и в его жизнь. Он забросил пациентов и леса, а в доме все крутилось вокруг подагры и красавицы Елены.

Серебряков прощается фразой: «Надо, господа, дело делать!» Войницкий хочет занять себя работой. Вместе с Соней он садится за проверку счетов. Астров тоже отбывает. Соне грустно, но она уговаривает себя и дядю потерпеть. Потом за гробом Бог пожалеет их, несчастных, горемычных, и даст им отдых, «жизнь светлую и прекрасную» и «небо в алмазах».

Чехов «Дядя Ваня» – кратко

47-летний Иван Петрович Войницкий живёт в деревенском поместье со старой матерью и племянницей Соней, дочерью его умершей сестры и профессора литературы Серебрякова. Соня называет его «дядей Ваней».

Всю жизнь Иван Петрович не выезжает из деревни. Он самоотверженно трудится, управляя поместьем, на благо зятя-профессора, которого многие годы считает видной и полезной научной фигурой. Но с недавнего времени у дяди Вани открываются глаза. Он понимает, что Серебряков всю свою учёную карьеру лишь пережёвывал в своих статьях и лекциях чужие мысли, сам не дав ничего нового. Поняв, что зря загубил себя ради ложного кумира, Иван Петрович проникается горячим желанием провести счастливо хотя бы остаток жизни. Ради зятя он даже не устроил личной судьбы – и теперь мечтает встретить любящую, умную женщину.

Серебряков как раз приезжает гостить в имение со второй женой –  молодой красавицей Еленой Андреевной, которая несколько лет назад вышла за него ради тех же мнимых научных дарований. С тех пор и Елена успела разочароваться в супруге, старом, себялюбивом подагрике, который изводит всех окружающих своей претенциозностью и болезненными капризами. Дяде Ване очень нравится Елена, и он признаётся ей в любви. Однако та, как порядочная женщина, не желает изменять даже нелюбимому мужу.

В гости к дяде Ване и Соне часто ездит друг, доктор Астров – вдохновенный, увлеченный подвижник медицины и лесонасаждений. Добрая, великодушная, но некрасивая Соня увлекается Астровым, однако он обращает на неё мало чисто мужского внимания. Елена Андреевна неожиданно чувствует, что и её голова кружится от близости яркого, самоотверженного Астрова. Соня не решается сама заговорить с доктором о своих чувствах и просит сделать это от её имени Елену. Та исполняет её желание. Однако Астров говорит Елене, что хотел бы любить не Соню, а её саму. Он пытается обнять её – в таком положении их и застаёт случайно вошедший дядя Ваня. Его упования на личное счастье терпят крах, он понимает, что Елена никогда не ответит ему взаимностью. Но, не в силах переступить через мораль и приличия, предпочитая лучше подавить собственное разгорающееся чувство, Елена отвергает и порыв Астрова, говоря, что завтра же уедет с мужем из имения.

Так, у всех главных персонажей пьесы – дяди Вани, Сони, Астрова, Елены Андреевны – по трагическим несовпадениям и ложным предрассудкам рушатся надежды на лучшую новую жизнь. Все они испытывают сильнейшие душевные муки. Это смятение чувств усугубляет ещё и корыстный, чёрствый Серебряков. Доходы с принадлежащего Соне имения кажутся ему недостаточными. Он предлагает, чтобы родственники продали его, отдав ему все деньги. Где после этого найдут пристанище дядя Ваня, его мать и Соня, профессора особенно не заботит. Услышав от Серебрякова этот план, ошеломлённый, разъярённый дядя Ваня хватает револьвер и пытается застрелить его. Ивана Петровича с трудом удаётся успокоить.

На следующий день происходит расставание. Профессор и Иван Петрович внешне примиряются. Серебряков отказывается от плана продажи поместья, а дядя Ваня обещает высылать ему те же суммы, что и раньше. Елена, тепло попрощавшись с доктором и дядей Ваней, убывает с мужем в город. В своё небольшое имение уезжает до следующего лета и Астров. Для всех четверых возобновляется прежнее беспросветное, безрадостное бытие. Подавленная Соня, чтобы побыстрее забыться, торопит дядю Ваню вновь засесть за счета о постном масле и гречневой крупе. Сидя рядом, она произносит свой знаменитый монолог о том, что им до смерти суждено не видеть радости, а лишь трудиться для других и потом покорно умереть. Но за гробом Бог сжалится над ними: «мы услышим ангелов, увидим небо в алмазах – и отдохнём»…

Подробнее см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня» – краткое содержание по действиям.

Направление и жанр

«Дядя Ваня» является произведением реалистического направления в литературе. В своей пьесе Чехов стремится достоверно отобразить живую действительность. Его персонажи максимально проработаны, диалоги натуралистичны, а многочисленные детали создают нужную автору атмосферу. Мы можем поверить, что описанная Чеховым ситуация могла произойти в реальной жизни.

Однако модернизм оставил свой отпечаток на драматургии Чехова. Для своего века он был новатором, его не понимали. Многие зрители видели лишь буквальный сюжет и оставались разочарованными: где конфликт? Где интрига? Но вместо этого автор, ставший одним из родоначальников театра абсурда (модернистского направления в театре), предложил публике глубинный психологический и социальный конфликт, который герои переживали внутри себя. О нем говорили лишь случайные реплики и жесты, звуки и движения. Лишь спустя столетие драмы Чехова стали более понятными зрителю, ведь весть о появлении модернизма и переосмысления традиционного театра дошла до большинства образованных людей.

Как и в случае с другими пьесами Чехова, достоверно определить жанр «Дяди Вани» представляется довольно трудной задачей. Сам писатель дал своей пьесе такое определение: «Не драма, не комедия — просто сцены…». На сегодняшний день принято считать «Дядю Ваню» трагикомедией. Произведение наполнено большим количеством комичных сцен и диалогов, но они служат лишь прикрытием для довольно трагичного сюжета о непростой человеческой судьбе и разочаровании в жизни.

Смысл произведения Дядя Ваня — Антон Чехов

Смысл названия книги Дядя Ваня

Трагизм пьесы заключён в двух простых словах пьесы, в драме маленького человека «дяди Вани». При всем благородстве души и высоких идеях Иван Петрович остаётся для своих близких и родственников незначительным и мелким. Разве что племянница разглядела красоту богатого внутреннего мира смиренного и тихого дяди Вани. Внутренний конфликт между собой настоящим и собой нереализованным толкает Войницкого на отчаянный шаг – убийство, после – попытка самоубийства. И в конечном итоге – продолжение той же безысходной для себя формы существования.

Сюжет

События разворачиваются в деревне, где в родовом поместье живёт профессор Серебряков с молодой женой Еленой Андреевной и дочерью Соней от первого брака. Иван Петрович Войницкий, брат покойной жены Серебрякова, живёт здесь же. Он не создал семью, не реализовал себя в карьере, потому как в буквальном смысле посвятил свою жизнь, материальному обеспечению семьи сестры для раскрытия талантов зятя-ученого. Но с течением времени Иван Петрович понимает, что идеалы его – фикция, а Серебряков – посредственность, привыкшая жить за чужой счёт. Прозрение делается ярче от безответной влюбленности в Елену Андреевна. Соня образом жизни схожа с дядей и также безответно питает симпатию к врачу семьи Астрову. Серебряков планирует продать поместье, чем окончательно настраивает Войницкого против себя. Иван Петрович стреляет в зятя, промахивается. После – пытается отравиться, но безуспешно. В финальном разговоре с племянницей становится ясно, что Войницкий вынужденно смирился со своей судьбой, пребывая в глубокой печали.

Смысл произведения Дядя Ваня

Вся пьеса пронизана болью и душевным смятением немолодого дяди Вани, чья жизнь (по его собственному убеждению) не сложилась. Это ода «маленькому человеку», чей рутинный, безрадостный труд совсем не облагораживает и кажется бессмысленным. На фоне темы жизненного кризиса и безысходности главного героя прослеживаются и отношения внутри семьи. Отчужденность, непонимание, равнодушие, – все это превращает жизнь в ад на земле всех членов семьи. От собственного эгоизма каждый герой пьесы в состоянии видеть только себя, свои несчастья. В финале словами Сони о «прекрасной, светлой жизни» автор наконец лишает читателя гнетущего ощущения от происходящего. Становится ясно, что и дядя Ваня, и другие герои произведения нуждаются не во внешних переменах, а во внутренних: забота о ближних, честный и полезный труд, чистота помыслов, – все то, что обновляет человека, все то, чего не нашёл в себе и в своих близких Войницкий Иван Петрович.

Смысл финала

Несмотря на всю мрачность финал пьесы по-чеховски светлый и печальный одновременно. В последней сцене дядя и племянница, чьи судьбы и характеры так похожи, становятся антиподами по отношению друг к другу. Время Ивана Петровича ушло безвозвратно. Его уныние и апатия не дают ему переродиться внутренне. Но Чехов дарит надежду на лучшее в лице юной Сони, чьи не по возрасту мудрые слова, вдохновляют читателя на веру в человечность, в возрождение красивой, духовной жизни. Автор в который раз своим произведением пытается достучаться до читателя, «пробудить» его сознание, меняться в лучшую сторону здесь и сейчас, не откладывать жизнь в долгий ящик. Чтобы с течением времени и жизни отчаявшийся «Войницкий» не победил стремящуюся светлому и радостному «Соню».

Действие 3

Серебряков хочет что-то сообщить домашним и просит их собраться в комнате. Елена Андреевна жалуется на скуку, а Соня предлагает ей заняться делом, например, лечить или учить крестьян. Соня вновь говорит о своей любви к Астрову, который ее не замечает, потому, что она некрасива. Елена Андреевна собирается выяснить у Астрова, как тот относится к ее падчерице. Астров признается, что не любит Соню, а в доме бывает только ради Елены Андреевны. Он пытается ее поцеловать, но неожиданно входит дядя Ваня и становится невольным свидетелем этой сцены. В смятении, Елена Андреевна просит его поспособствовать тому, чтобы они с мужем как можно быстрее уехали из усадьбы.

Серебряков объявляет, что хочет продать усадьбу. Сам он не создан для деревенской жизни, а доход, который приносит хозяйство его не устраивает. Соня и дядя Ваня возмущены тем, что профессор практически лишает их жилья. Войницкий всегда считал, что после смерти жены Серебрякова имение принадлежит Соне. В отчаянии он два раза стреляет в профессора, но оба раза промахивается.

Действие I

Летний день. На часах три. Тополиная листва укрывает от хмурого неба сервированный для чаепития стол. У самовара сидит старая нянечка Марина и вяжет, вокруг нее курсирует, размышляя, Астров — уездный доктор. Он парирует предложения женщины сесть за стол и откушать: его занимают мысли о его преображении, случившемся за годы пребывания здесь. Он постарел: пропала в хлопотах с больными свежесть и открытость, отросли усы, опустились в постоянно угрюмое положение веки. Астров вспоминает день, когда у него, проведшего день в борьбе с эпидемией тифа, на операционном столе умер человек — стрелочник, очевидно, пострадавший от поезда.

Появляется Иван Петрович Войницкий, “дядя Ваня” собственной персоной, одетый в щегольской, но помятый дневным сном наряд. Все присутствующие сетуют на то, что жизнь поместья, с приездом профессора Серебрякова, сбилась с привычного ритма: появившийся хозяин встает поздно, работает ночью, с ним не спит и прислуга; на столе появились вина, за употребление которых корит себя Войницкий, ведь это сбивает его график, бывший прежде до невозможности плотным.

Появляются Серебряков, Елена Андреевна — его молодая жена, Соня — дочь профессора от прошлого брака, с ними Телегин (он же “Вафля”) — крестный отец Сони, разорившийся помещик. Иван Петрович предлагает им выпить чаю, но профессор просит подать его в кабинет, и вся процессия, за исключением Телегина, удаляется в дом.

Пользуясь отсутствием Серебрякова, Войницкий начинает язвительно он нем высказываться: жалеть бумагу, потраченную на его труды, сокрушаться, что его сестра приняла однажды предложение профессора, удивляться тому, что его нынешняя жена тратит свою молодость на такого старика как он и, к тому же, остается верна пожилому супругу с ревматизмом. Он был бы рад, отдайся Елена Андреевна живому чувству, вопреки супружеским обязательствам. На что Телегин рассказывает, что его супруга бежала от него в первый же день брака; красота той девушки с годами увяла, любимый человек умер, и она осталась несчастным одиноким человеком, на которого Телегин, вопреки всему, руководясь гордостью, не держит зла.

Появляются Соня и Елена Андреевна, за ними Мария Васильевна — мать Войницкого, по совместительству бывшая теща Серебрякова и бабушка Сони — она увлеченно читает. Астров справляется у Елены Андреевны о здоровье мужа и понимает, что приехал зря — тот ни на что не жаловался сегодня.

Мария Васильевна, вдруг спохватившись, вспоминает, что один ее знакомый из Харькова прислал ей на днях свою брошюру, из которой видны его значительные душевные перемены. Войницкий осаждает мать, она же, разочарованная раздражительностью сына, подмечает что он уже не та “светлая личность”, какой он был раньше.

Иван Петрович видит в злорадстве матери обиду на то, что он больше не имеет с ней общих взглядов, увлечение которыми не давало ему трезво смотреть на вещи. Мария Васильевна, называя сына на французский манер — “Жан”, тут же указывает на то, что он привык много говорить и мало делать. Войницкий готов вспыхнуть, но Соня умоляет дядю и бабушку прекратить перепалку.

Приезжает Работник, ему поручено сопроводить Астрова на фабрику, где для него есть работа по врачебной части. Тот собирается, приглашая Елену Андреевну с Соней в свое небольшое имение и лесничество, делами которого он заведует. Соня восхищается деятельностью Астрова, направленной на сохранение леса. Войницкий с иронией высказывается об озабоченности Астрова вопросами экологии, на что тот порицает потребительство “дяди Вани”, осуждает его желание истребить то, что невозможно воссоздать, истопив этим печь, срубив из этого сарай.

Астров уходит в сопровождении Сони, далее читатель наблюдает, как Елена Сергеевна осуждает Войницкого за отвратительное поведение и открытую ненависть к Серебрякову. Она также почтительно высказывается об Астрове, беспокоится о том, что он, похоже, находит ее не расположенной к общению. Елена Сергеевна предполагает, что они потому и дружны с Иваном Петровичем, что нелюдимы и скучны. Войницкий начинает говорить о своей любви к ней, та признается, что для нее слышать подобное мучительно. Под неловкое молчание после отвергнутого признания и звуки игры Телегина на гитаре заканчивается первое действие.

Тематика пьесы

Все темы этого произведения актуальны и сегодня, так как тысячи зрителей постоянно заполняют залы в театрах, чтобы посмотреть эту пьесу. Тематики, которые поднимает Антон Павлович, следующие:

Семья. В семействе Серебряковых постоянный холод, это вполне логично, поскольку в мире, в котором отсутствует любовь, не может появиться нормальная семья.
Любовь. Писатель пытался показать, что в настоящей жизни обычно нет места для чувств. У его главных героев они притупляются постоянной рутиной и заботой о своем финансовом состоянии. Чувства, принимающиеся за любовь, как правило, являются ложными и приносят только разочарование.
Жизненные ценности. Все действующие лица живут абсолютно бесцельно. Как самодовольный Серебряков, так и сломленный от тяжелой работы Иван

Все герои выглядят потерянными, они не понимают, что для них важно в жизни. Елена очень ленива, при этом София является работящей девушкой, но все это бессмысленно, поскольку обе не чувствуют в этом своего основного назначения.
Природа

Еще в начале XIX столетия писатель выражал свое беспокойство об окружающей среде, которая страдала под гнетом развития промышленности.
Красота. Она у Чехова обречена на постепенное увядание. Елена, которая губит жизнь в браке с Серебряковым, София, тратящая силы на бесполезную работу, деревья, погибающие от рук лесорубов — все это символ начала новой эпохи, здесь нет места красоте.
Труд. Писатель жалеет работящих людей, когда свои плоды они не могут вкусить.

История написания

В 1889 г. Чехов создал пьесу «Леший», однако через время он решил полностью ее переделать и написать другое произведение. Хоть спектакль был уже поставлен, и премьера была успешной, Антона Павловича не удовлетворил результат. Так возник обновленный вариант «Дяди Вани», который писатель закончил в 1896 г.

В новой пьесе широко использовались выдержки из личного дневника автора, который заносил в него свои жизненные наблюдения, а после переносил на бумагу. Помимо этого, Чехов полностью поменял структуру пьесы. Именно с «Лешего» началась творческая история написания «Дяди Вани». Первое произведение показалось ему неудачным, потому он тут же после показа убрал его с театральных подмостков и написал на основе него нечто новое, то, что критики в своих рецензиях назовут «лучшей работой». Однако это произойдет совершенно не сразу.

Свежий взгляд Чехова на театр осуждали. Спектакль «Чайка», к примеру, в этом же 1896 г. полностью провалился. Затем автор решил сделать из «Дяди Вани» повесть, но не успел, и ее уже издали как пьесу.

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Действие IV

Осенний вечер. Комната Ивана Петровича Войницкого, где обустроена еще и контора имения. Рабочий беспорядок, повсюду шкафы, забитые отчетностью и столы с писчей бумагой. Марина и Телегин, сидя друг напротив друга, мотают чулочною шерсть. Из их разговора читатель узнает, что чета Серебряковых в спешке направляется в Харьков, даже не собрав подводу с вещами.

Входят Войницкий и Астров. Хозяин комнаты выдворяет Марину с Телегиным: хочет побыть один. Он собирается избавиться и от общества Астрова; тот рад бы уйти, однако из его сумки пропала баночка с морфием. Астров понимает, что разбитый горем Иван Петрович — первый, кто мог бы ее прибрать. Он не хочет разговоров о том, что он поспособствовал Ивану Петровичу в самоубийстве.

Войницкий не признается, сокрушается на предмет того, что ему жить еще по меньшей мере 13 лет на Земле, неся на себе бремя позора, клеймо сумасшедшего, который на каждого в ярости бросается с револьвером.

Появляется Соня. Астров сообщает ей о пропаже. Девушка умоляет дядю вернуть доктору морфий, аргументируя это тем, что она также обречена проживать безрадостную жизнь на пепелище семейной драмы и берёт на себя обет терпеть и работать на благо мира. Войницкий возвращает пузырёк и уходит с Соней под руку: вошедшая Елена Андреевна просила попрощаться с отъезжающим Серебряковым.

Астров, оставшись наедине с Еленой Андреевной, старается убедить ее не уезжать: он объясняет, что она молодая женщина, непременно поддастся, рано или поздно, чувству, и будет лучше, если она сделает это здесь, такой прекрасной осенью. Елена Андреевна полна решимости уезжать и, хоть и со смущением, отвергает смелое предложение. Астров признается также, что приезд Серебряковых разладил жизнь каждого, и останься он, все пришло бы в окончательную разруху. Она хочет прощаться сухо — просит дружески пожать руку, забирает на память карандаш, которым писал доктор.

Астров же целует безответно любимую на прощание, бросается заключить ее в объятия, но оба тотчас отходят друг от друга: кто-то снова идет.

Появляются Серебряков, Войницкий, Мария Васильевна, Телегин и Соня. По разговору профессора с Иваном Петровичем становится ясно, что они примирились. Они целуют трижды на прощание. Все поочередно слёзно прощаются и отбывают.

Остаются Астров с Иваном Петровичем, возвращается, проводив отца с мачехой, Соня. Астров начинает собираться: его экипаж уже снаряжен. Входит Мария Васильевна и погружается чтение, Марина начинает вязать, Телегин наигрывает на гитаре. Иван Петрович с племянницей садятся за запущенную документацию и пишут отчеты.

Астров уезжает. Проводив его, Соня, припадает к ногам дяди. Она в слезах жалеет несчастного дядю, рассуждает о том, что жизнь еще не окончена и впереди будет много светлых дней

И неважно, когда: живыми, или после смерти, они все непременно отдохнут

Под постукивание спиц, подергивание гитарных струн, перелистывание страниц и тихие слезы раскаяния заканчивается пьеса А.П. Чехова “Дядя Ваня”.

Чехов «Три сестры» – кратко

Три сестры, Ольга, Маша и Ирина, дочери недавно умершего генерала Прозорова, живут вместе с братом Андреем в одном из северных губернских городов России. Сёстрам нет ещё тридцати, но, несмотря на молодость, они не чувствуют удовлетворения жизнью. Ольга преподаёт в гимназии, и эта нервная работа не приносит ей радости. Маша, единственная замужняя из троих, не слишком счастлива со своим недалёким мужем, учителем Фёдором. Младшая, Ирина, пока работы не имеет, и её угнетает бесполезное, бесцельное существование без труда. Сёстры часто вспоминают о Москве, где прошло их радостное детство. Они уехали оттуда 11 лет назад, и им до сих пор кажется, что возвращение в этот город могло бы изменить всю их жизнь, наполнив её смыслом и светом.

Сёстры дружат с офицерами стоящей в их городе батареи, которой раньше командовал их отец. Идут годы, а в жизни Ольги, Маши и Ирины ничего не меняется к лучшему. Переезд в Москву так и остаётся для них заветной, но по многим причинам недостижимой мечтой.

Маша заводит близкую дружбу, а потом и любовную связь с подполковником Александром Вершининым, новым командиром батареи. Тот сам глубоко несчастен: взбалмошная жена изматывает его вздорными выходками. С тоски Вершинин уходит в мечты о прекрасной жизни, которая наступит для будущих поколений через 200-300 лет. Маша всей душой жалеет его, но из-за двух малолетних дочерей подполковник не может разрушить свою семью и соединиться с ней.

За Ириной ухаживают два офицера: добрый, но некрасивый барон Тузенбах и злой, мстительный штабс-капитан Солёный. Оба они не нравятся ей. Мечтая о полезном труде, Ирина поступает работать вначале на телеграф, а потом в земскую управу, но на обеих должностях находит лишь обыденщину и скуку. Ольга продолжает работать в нелюбимой гимназии и не имеет поклонников.

Новым несчастьем становится женитьба брата трёх сестёр, Андрея, на глупой и жадной Наташе. Родив сына, эта женщина начинает вести себя в доме по-хозяйски, заводит свои порядки, ссылаясь на нездоровье ребёнка, выживает Ирину из отдельной комнаты. Ради семьи Андрею приходится оставить мечты об учёной карьере. Он довольствуется ничтожной и хлопотной должностью в земстве. Бесстыдная Наташа вскоре заводит едва ли не открытую связь с председателем управы, Протопоповым.

От отчаяния Андрей пристращается к азартным играм. Его проигрыши делаются всё крупнее. Дело доходит до того, что он закладывает в банке дом, принадлежащий ему не единолично, а вместе с тремя сёстрами. Полученные под залог деньги забирает Наташа.

Тусклое существование сестёр не озаряется и позже. Ещё год-два спустя Ирина, не находя лучшей партии, всё же решает выйти за барона Тузенбаха, оставившего военную службу. Раздосадованный этим задира Солёный ищет способа отомстить им обоим. Артиллерийскую бригаду переводят в другие, далёкие места. За день до венчания с Ириной и ухода бригады Солёный устраивает с бароном ссору и вызывает его на дуэль. Почти одновременно Маша с болью в сердце расстаётся с уходящим Вершининым, а Ирина узнаёт весть о гибели на дуэли своего жениха. В финале пьесы три сестры стоят, прижавшись друг к другу, и с трагической безысходностью слушают игру оркестра.

Подробнее см. в отдельной статье Чехов «Три сестры» – краткое содержание по действиям.

Действие 1

Действие пьесы разворачивается в усадьбе профессора Серебрякова. Это пожилой человек, недавно женившийся на молодой и красивой Елене Андреевне, которой всего 27 лет. Профессор вышел в отставку и у него не хватает денег на жизнь в городе. Поэтому он приехал в имение своей первой жены. Имением управляет брат первой жены Иван Петрович Войницкий, которого все зовут «дядя Ваня» и Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Все деньги, полученные от усадьбы, они отдают Серебрякову, а он живет на них со своей молодой женой.

В усадьбе профессора Серебрякова разговаривают за самоваром старая няня Марина и частый гость в этом доме —доктор Астров, который лечит профессора от подагры. Астров жалуется на то, что за 10 лет жизни в деревне стал другим человеком — очерствел и пристрастился к водке. Больше всего его заботит судьба русского леса, который нещадно вырубается. В доктора безответно влюблена Соня.

Входит дядя Ваня. Он сетует на то, что все вынуждены подстраиваться под прихоти старого профессора, который спит до обеда. Атмосфера в усадьбе с его приездом изменилась к худшему. Когда-то дядя Ваня боготворил профессора, но с годами он понял, что тот бездарно 25 лет повторял чужие идеи. Серебряков пишет об искусстве, ничего в нем не понимая. Дяде Ване нравится жена Серебрякова Елена Андреевна. Но молодая женщина отмахивается от его признаний и говорит, что никогда не станет изменять мужу.

Главные персонажи

Характеристика главных героев построена в виде иерархии. Существуют лентяи, находящиеся на содержании, и обычные работяги, несчастные в кабальном труде:

  1. Иван Войницкий — пожилой мужчина, добрый, безропотный и слабохарактерный. В течение всей жизни он лишь отдавал. Отказался от наследства, чтобы семья купила поместье для сестры. Когда она вышла замуж, он заведовал ее поместьем, выжимая все, чтобы финансово помочь Серебрякову. Вначале произведения Войницкий описан полностью разочарованным в жизни, думая, что попросту потратил годы на поддержку Серебрякова, считая его бездарным человеком. При этом психологическое состояние Ивана только ухудшается, это приводит вначале к попытке застрелить профессора, а после к краже морфия у доктора, чтобы покончить с собой. В конце произведения Иван смиряется с судьбой и дальше влачит незавидное существование.
  2. Доктор Астров — образованный и активный человек, который занимается высадкой новых лесов. При этом постоянно жалуется на усталость. Недоволен своей жизнью, не может испытывать глубокие чувства, поэтому холоден к Софии.
  3. София Серебрякова — дочка профессора. Работящая, скромная и добродушная. Любит доктора Астрова, при этом он ей не отвечает взаимностью. Это последняя отрада для Войницкого, которая поддерживает в нем жизнь. В конце произведения остается с Иваном в поместье. София непривлекательная женщина, проживает в глуши, трудится не покладая рук, полученные деньги отправляет профессору. Но все-таки пытается верить в жизнь, хоть и за счет спиртного.
  4. Профессор Серебряков. Самодовольный человек, однако пытается оправдать это почтенным возрастом. Постоянно ноет, не ставит в грош заслуги родных, принимая их помощь как должное.
  5. Елена Серебрякова является супругой профессора. Привлекательная, однако скучная и пустая молодая девушка. Вышла замуж за Серебрякова из-за его авторитета, но быстро поняла, что это было ошибкой. Несчастна в браке с бесчувственным профессором. Ощущая напряжение в поместье, она сильно переживает, однако ничего не может сделать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: