Краткое содержание Сон Макара Короленко
Сон Макара
Макар — главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Макара — на него, по русской поговорке, «все шишки валятся»; с другой стороны, короленковский Макар живет именно там, куда другой фольклорный Макар «телят не гонял». Макар — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяя себя от «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил. В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге — в надежде поймать лисицу, Макар заблудился и стал замерзать. Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара, и их оказывается так много, что Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит «сын старого Тойона» и просит отца разрешить Макару «что-нибудь» сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга! » Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую долю», по «теперь он стоял у конца, и надежда угасла…» От рассказа Макара заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи Макара, «подымалась все выше и выше!» Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации — как революционного характера, так и сугубо христианские. Рассказ допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют предположить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон, отлеживаясь после попойки (ср. первую фразу рассказа и начало гл. IV).
Вариант 2
Отбывая ссылку в Якутии зимой 1883 года Короленко начал работу над своим произведением «Сон Макара», в основу которого положены реальные события и факты. Главный герой произведения — крестьянин Макар, прототип Захара Цыкунова. Автор жил у Захара, и жизнь этого человека была ему хорошо знакома.
Живет Макар далеко в тайге в глухой слободке Чалган. Он является потомком русских крестьян, и гордиться этим. Считает себя лучше якутов. На русском языке разговаривает немного и совсем плохо. Жил Макар в бедности, хотя и работал много, но также много и пил. Ему приходилось терпеть голод и холод.
Макар любил охотиться. Перед Рождеством, хорошо выпив в очередной раз, он отправляется в тайгу проверить ловушки. Охотник надеялся вернуться домой с лисой, но заблудился. После долгого хождения по тайге он сел и расслабился. Сон начал его одолевать, ему стало так хорошо и тепло. Макар замерзал. Во сне он увидел попика Ивана, который умер четыре года тому назад. Перед глазами прошла вся жизнь крестьянина. Макар попал на суд. Он стоит перед «старым Тойоном», который выступает в роли Бога. Перечисляются грехи Макара, которых оказалось слишком много. Крестьянина ожидало бы наказание, если бы не сын Тойона, который попросил отца дать слово Макару и послушать, что он сможет сказать.
Дар слова вернулся к Макару. Он рассказывает о своей жизни, где все его гоняли: мороз и жара, засуха и дождь, земля и тайга. Старосты, заседатели, старшины требовали подачи, попы требовали ругу. Горький рассказ Макара становится яростным. Он надеялся и ждал лучшей доли, но пришел конец, надежды больше нет никакой.
Рассказ Макара затронул старого Тойона, попика Ивана и всех молодых работников Бога. Они горько заплакали, а чаша весов с грехами стала резко подниматься вверх. Рассказ Короленко в то время пользовался популярностью.
Его аллегоричность имеет двоякие интерпретации: как революционные, так и христианские.
Есть и менее драматическое толкование. Предполагают, что сон видел Макар после очередной попойки, а не в тайге замерзая.
Сон Макара — краткое содержание рассказа Короленко
Речь идет об одном мужике Макаре, который жил в слободе Чалган, в Тайге вместе с якутами. Был он потомком русских крестьян, чем изрядно гордился и считал себя на головы выше якут, татар и всех, кто его окружал. Хотя говорил на русском языке он мало и плохо, все равно причислял себя к русскому народу. Жизнь у Макара была тяжелой, — сам он не отличался сообразительностью, поэтому переживал все тяготы только с одним лишь протестом, — много пил.
Относились люди в Слободе к нему без особого уважения, — кто-то его обворовывал, кто-то давал пинка для скорости передвижения, выгоняя из кабака. Да и сам Макар честностью и праведностью не отличался, совершая все свои мелкие и подленькие проступки, оправдываясь тяжелой судьбой.
Как-то под Рождество Макар изрядно напился, его выгнали из пивнушки и он направился домой, где сообщил жене о том, что пойдет из ловушек лису доставать. Получил от нее пару оплеух, и побрел в тайгу. Когда дошел до своих ловушек, увидел, что местный Алешка решил украсть его лису. Завязалась драка, от которой животное убежало. Алешка побежал за ней, Макар за ним, — догнал, получил от Алешки еще. Весь в снегу, без шапки и варежек, на пьяную голову Макар побрел, куда глаза глядят, и заблудился.
Тайга с течением времени враждебно оживлялась. Ветки не давали проходу, мороз крепчал, капли таявшего от драки снега стекали по телу. После долгих исканий Макар принял решение, что пропадет он, — лег в снег, и лежал, слушая вдали колокола Чалгана, лежал до тех пор, пока не умер, — или не уснул. Автор оставляет этот вопрос на выбор читателя.
Снился Макару Тойон, по образу напоминающий Бога. Снился его старый собутыльник попик Иван, которого Макар не раз обманывал по-маленькому. И страшный суд, на которых чаша грехов Макара начала перевешивать до тех пор, пока тот не начал плакать, жалея себя, и свою никчемную жизнь. От жалости к Макару плакали все, — и Тойон, и Сын его, и все его подручные. А грехи потихоньку уменьшались.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Кто такой Макар Девушкин
Макар Девушкин — мелкий бедный чиновник пожилого возраста, который никак не может сделать успешную карьеру. Его жизнь скучна и однообразна, в ней не происходит ничего примечательного. Это типичный «маленький человек», который боится окружающего мира, не может разговаривать с людьми и предпочитает проводить время наедине со своими фантазиями и мечтаниями.
Живёт Макар в дешёвой съёмной квартире где-то на окраине Санкт-Петербурга. Он старается лишний раз не выходить на улицу, чтобы его не увидели окружающие люди. На работе он тоже старается не отрывать взгляд от бумаг, не выходит из-за стола без особой надобности; при этом ему кажется, что за его спиной сослуживцы перешёптываются, насмехаются над ним, желают ему зла.
Так протекает жизнь персонажа довольно долгое время. Однако впоследствии с ним происходит неожиданная вещь: он влюбляется. Объектом его интереса и даже своеобразной страсти становится одинокая девушка Варенька Добросёлова, которая живёт в квартире напротив. Макар Девушкин начинает с ней переписываться, рассказывает ей в письмах о своей жизни, проблемах и чувствах. Однако жениться на ней он не желает: ему кажется, что окружающие его засмеют или будут злобно критиковать и осуждать, ведь это очень необычно — брак пожилого человека и молодой девушки. Из писем Макара Девушкина состоит весь роман.
Плохое сновидение
Пророческие сны предупреждают человека об опасности. Подобным образом судьба предостерегает персону или же целый народ от неминуемой гибели. Но что делать, если во сне привиделось наводнение, которое смывает все вокруг и погружает сушу под землю? А может быть, огонь поглотит все живое? Пугаться не стоит. Нужно подумать насчет аллегории, которая прольет свет на ситуацию. Психологи утверждают, что когда во сне случается что-то плохое, то трактовка у таких событий чаще положительная. Ну а если навязчивая идея не выходит из головы? Попробуйте мысленно переключиться и не зацикливаться на увиденном. Некоторые люди могут жаловаться, что они видят одну и ту же катастрофу ежедневно. В этом случае можно расслабиться. Пророческие сны не повторяются, а обычные кошмары – это навязчивые мысли, которые не находят выхода днем.
Знаки самого сновидца
Перед смертью люди видят обычные сновидения, без изменений. В них могут быть вплетены элементы перемен или фантастические картины, которые человек не видел раньше. Например, рай, небо, море, дальние страны и многое другое. Обычно сны, предвещающие смерть, снятся кому-то из близких, знакомых или друзей и редко в прямой форме. О гибели свидетельствуют необычные сновидения, сюжеты, странные элементы, но некоторым людям снится предупреждение о том, что человек уже не будет жить.
Сюжеты зависят от индивидуальных особенностей, личных факторов и примет. Зачастую мелкие детали свидетельствуют о приближении трагедии, хотя некоторым людям сновидения о смерти видятся буквально.
Практика показывает, что кошмары перед смертью снятся крайне редко. Разрушительные картины аварии и катастрофы могут возникнуть только в том случае, если человеку суждено погибнуть в дороге.
Прямо такие картины не говорят о смерти, но родственникам человека видятся зрелища крови, аварии, рассыпанные томаты, гранаты, паника, опасность или какие-то террористы.
Если известно, что приснившийся собирается в дорогу и там может случиться беда, то его ангел-хранитель начинает посылать ему видимые или невидимые сигналы. Он отменяет поездку, сдает билеты, некоторые обстоятельства задерживают его в аэропорту или по дороге к нему, поэтому ему удается избежать опасности.
Обычно они видят косвенные сигналы, свидетельствующие о смерти, слышат во сне новости о том, что самолет разбился или поезд сошел с рельс и многое другое.
Или слышит о том, что уже случилась какая-то беда, но это, скорее, исключение, чем правило.
Обычно гибель человека предсказывают косвенные символы, которые в каждом случае толкуют индивидуально. Но есть несколько общих примет, которые намекают на смерть человека.
Популярные сегодня темы
Картина И. И. Шишкина “Корабельная роща” написана в1898 году. На картине великого художника-пейзажиста изображена любимая его роща возле Елабуги. Полотно имеет такое название из-за изображения на ней корабельных могучих сосен, которые использовались
В живописи есть отдельный жанр, который называется импрессионизмом и он заключается в том, чтобы передать впечатление от чего-либо. Художник, который работает в этом жанре
Привет, дорогой друг. Я знаю, что давно не писал тебе, не спрашивал, как у тебя дела. Но, честно говоря, у меня совершенно не было времени!
Одной из центральных тем романа «Капитанская дочка» является история любви Петра Гринёва и капитанской дочки – Маши Мироновой. Она начинается с того времени, когда молодой человек приехал на службу в Белогорскую крепость
Выражение «блудный сын» возникло из притчи о блудном сыне, записанной в Библии в Евангелии от Луки. Эта притча рассказывает о том, как богатый человек по просьбе одного из сыновей, разделил всё своё состояние между двумя наследниками
Источник
Как вызвать вещий сон?
Хотите стать пророком? Увидеть вещий сон можно попробовать, как же этого добиться? Следует хорошо проветрить комнату перед сном, а вот на ночь нужно закрыть окна. Это поможет человеку крепче спать и не просыпаться от всевозможных сквозняков. Если вы любите благовония, то можете наполнить комнату любимым запахом. Но аромат должен еле чувствоваться и не быть резким. Перед сном нужно очистить душу и тело. Примите ванну, а затем помедитируйте. Вам нужно снять физические и психологические зажимы и лечь спать с ясной головой. Перед сном не нужно ничего вспоминать. Лучше сосредоточьтесь на расслаблении. Вы можете поочередно расслаблять пальцы ног, рук, а затем и все остальные части тела. Спать вы должны в одиночестве. Причем не только рядом с вами не должно быть никого, но желательно, чтобы и в комнате вы были одни. После всех попыток вам удалось увидеть пророческий сон? Тогда нужно как можно подробнее его запомнить. Но вы можете увидеть сновидение не под утро, а в середине ночи. Поэтому положите на тумбочку рядом с кроватью блокнот и ручку. Подробно запишите все увиденные образы, а утром вам нужно будет заняться их расшифровкой. В этом деле вам может помочь интуиция и сонник. Вы убедились, что вам вселенная передала пророческий сон или видение и не знаете, что теперь делать? Запишите свое сновидение, чтобы потом оповестить о нем родных и близких. В свою очередь, они тоже должны будут выступить в роли передатчиков, чтобы уберечь от опасности большее количество людей.
Расшифровка сновидения
Что значит пророческий сон? Говорят, что сновидения, которым суждено сбыться, часто бывают аллегоричны. Поэтому мало просто увидеть сон, нужно его еще правильно растолковать. Как это сделать? Человек должен подумать, что лично для него могут значить увиденные образы. Так как сон дается конкретному человеку, значит, и осознавать его должен именно он. Если персоне снятся пророческие сны, значит, она избрана небесами на роль передатчика или миссии. Но ведь не все люди годятся на данную должность. Судьба – интересная штука. Она никогда не ошибается. Поэтому если человек, которому приснилась катастрофа, не сможет правильно растолковать свое сновидение, то это может стоить жизни ему или его семье. Но такие сложные сны случаются редко. Чаще человек видит свое будущее, а не будущее планеты. Расшифровать такие образы не составит труда. Ну а если фантазия совсем не работает, то можно обратиться к помощи сонника.
Популярные сегодня пересказы
- Чинк — краткое содержание рассказа Сетон-Томпсона Чинк – маленький и глуповатый, но очень веселый щенок. Естественно, пока ему еще очень далеко до взрослой собаки – в основном, его день состоит из проказ. Хозяин довольно часто ловит его «на горячем»
- Аристократка — краткое содержание рассказа Зощенко Главным персонажем юмористического произведения является Григорий Иванович, недолюбливающий женщин, относящихся к аристократическому роду, по причине, повествующей в рассказе.
- Два приятеля — краткое содержание повести Тургенева В поместье Вязовны приезжает молодой человек, Борис Анндреевич Вязовнин. Это его родовое гнездо. Мужчина учился в университете, был хорошо воспитан, владел языками. Молодой человек до недавнего времени жил в столице
- Бахчевник — краткое содержание рассказа Шолохова В рассказе Шолохова «Бахчевик» рассказывается о парне Митьке который работает бахчевиком. Его семья небольшая, он, отец, мать и старший брат Фёдор. Отца Митьки назначают комендантом военно-полевого суда
Анализ рассказа Сон Макара Короленко
Главный герой рассказа крестьянин Макар. Он беден, дремуч, как место, в котором живет – глухая слободка тайги Якутии. Но «поганых якутов» не любил и отделял себя от них, по чести сказать, разговаривая по-русски плохо.
Макар много и тяжело работал всю жизнь, богатства не нажил и бедствовал и голодал, много пил, как и большинство его соплеменников.
Этот рассказ Короленко имеет характер святочных рассказов, как например «Девочка и спички» Андерсена или «Мальчик у Христа на елке» Достоевского. Но отличительной чертой этого святочного рассказа от других является само рождественское чудо, происходящее с главным героем не сразу.
Макар под рождество идет в тайгу проверить свои силки, заблудившись, замерзает там и видит сон. Там, во сне, он видит Бога в образе «старого Тойона», который начинает его судить и выводы делает далеко не утешительные.
Деревянная чаша с грехами сильно перевешивает золотую чашу, наполняющуюся добродетелями. Макар переоценивает и анализирует всю жизнь, раскаивается, но оправдаться перед Богом не может.
На помощь ему приходит сын «Старого Тойона», который просит дать возможность оправдаться и объяснить причины многих поступков. «Дар слова», ниспосланный свыше помогает Макару рассказать «Тойону» о своей горькой и тяжелой судьбе.
Впервые, из всех «святочных рассказов», божество находится в замешательстве и пересматривает свое отношение к этому, на первый взгляд, ничтожному и гнусному человеку, каковым его считал. «Старый Тойон» плачет, проникшись судьбой одного из детей своих.
III
У татарских ворот стояли на привязи несколько коней с высокими якутскими седлами.
В тесной избе было душно. Резкий дым махорки стоял целой тучей, медленно вытягиваемый камельком. За столами и на скамейках сидели приезжие якуты; на столах стояли чашки с водкой; кое-где помещались кучки играющих в карты. Лица были потны и красны. Глаза игроков дико следили за картами. Деньги вынимались и тотчас же прятались по карманам. В углу, на соломе, пьяный якут покачивался сидя и тянул бесконечную песню. Он выводил горлом дикие скрипучие звуки, повторяя на разные лады, что завтра большой праздник, а сегодня он пьян.
Макар отдал деньги, и ему дали бутылку. Он сунул ее за пазуху и незаметно для других отошел в темный угол. Там он наливал чашку за чашкой и тянул их одна за другой. Водка была горькая, разведенная, по случаю праздника, водой более чем на три четверти. Зато махорки, видимо, не жалели. У Макара каждый раз захватывало на минуту дыхание, а в глазах ходили какие-то багровые круги.
Вскоре он опьянел. Он тоже опустился на солому и, обхватив руками колени, положил на них отяжелевшую голову. Из его горла сами собой полились те же нелепые скрипучие звуки. Он пел, что завтра праздник и что он выпил пять возов дров.
Между тем в избе становилось все теснее и теснее. Входили новые посетители – якуты, приехавшие молиться и пить татарскую водку. Хозяин увидел, что скоро не хватит всем места. Он встал из-за стола и окинул взглядом собрание. Взгляд этот проник в темный угол и увидел там якута и Макара.
Он подошел к якуту и, взяв его за шиворот, вышвырнул вон из избы. Потом подошел к Макару. Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета: широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою такого леща, что Макар вылетел из избы и ткнулся носом прямо в сугроб снега.
Трудно сказать, был ли он оскорблен подобным обращением. Он чувствовал, что в рукавах у него снег, снег на лице. Кое-как выбравшись из сугроба, он поплелся к своему лысанке.
Луна поднялась уже высоко. Большая Медведица стала опускать хвост книзу. Мороз крепчал. По временам на севере, из-за темного полукруглого облака, вставали, слабо играя, огненные столбы начинавшегося северного сияния.
Лысанка, видимо понимавший положение хозяина, осторожно и разумно поплелся к дому. Макар сидел на дровнях, покачиваясь, и продолжал свою песню
Он пел, что выпил пять возов дров и что старуха будет его колотить. Звуки, вырывавшиеся из его горла, скрипели и стонали в вечернем воздухе так уныло и жалобно, что у чужого человека, который в это время взобрался на юрту, чтобы закрыть трубу камелька, стало от Макаровой песни еще тяжелее на сердце. Между тем лысанка вынес дровни на холмик, откуда видны были окрестности. Снега ярко блестели, облитые лунным сиянием. Временами свет луны как будто таял, снега темнели, и тотчаc же на них переливался отблеск северного сияния. Тогда казалось, что снежные холмы и тайга на них то приближались, то опять удалялись. Макару ясно виднелась под самою тайгой снежная плешь Ямалахского холмика, за которым в тайге у него поставлены были ловушки для всякого лесного зверя и птицы.
Это изменило ход его мыслей. Он запел, что в ловушку его попала лисица. Он продаст завтра шкуру, и старуха не станет его колотить.
В морозном воздухе раздался первый удар колокола, когда Макар вошел в избу. Он первым словом сообщил старухе, что у них в плашку попала лисица. Он совсем забыл, что старуха не пила вместе с ним водки, и был сильно удивлен, когда, невзирая на радостное известие, она немедленно нанесла ему ногою жестокий удар пониже спины. Затем, пока он повалился на постель, она еще успела толкнуть его кулаком в шею.
Над Чалганом между тем несся, разливаясь далеко-далеко, торжественный праздничный звон…
Характер
Современники рассматривали роман «Бедные люди» как одно из первых произведений в русской литературе, в котором затрагивается тема «маленького человека» и проявляется к таким людям сочувствие. Бедный и несчастный герой романа, действительно, способен вызвать жалость у читателя. При этом ещё Белинский, один из первых читателей романа, заметил, что Макар Девушкин не отличается большим и острым умом, но имеет доброе сердце. По словам критика, ум героя как бы «перетекает в сердце». При таком прочтении можно сделать вывод, что Достоевский пытается выразить такую мысль: за внешностью незаметного и бедного «маленького человека» кроется широкая и благородная душа, которая способна развиваться и реализовываться, если «маленький человек» найдёт достойного собеседника. Действительно, сам Макар в своих письмах к Вареньке признаётся, что она полностью изменила и преобразила его, придала ощущение смысла жизни.
Однако впоследствии стали появляться другие исследования, более непредвзятые. Так, японский исследователь Кэнноскэ Накамура отмечает, что Макар Девушкин — это странный человек, страдающий комплексом неполноценности. Он имеет ослабленную способность к социальному взаимодействию, что приводит его к неудачам в карьере, финансовых делах, в личной жизни. Боязнь людского осуждения не позволяет ему осуществить то, что он в душе хочет больше всего – жениться на Вареньке. У Макара Девушкина необычайно развиты чувствительность и воображение, из-за чего он и не может общаться с людьми напрямую, предпочитая контактировать с ними через письма. Макар Девушкин в итоге предстаёт приниженным и больным человеком, который производит смешное впечатление.
Сон в Рождественскую ночь
Анализ рассказа В.Г. Короленко «Сон Макара».
Мотивы «рождественского рассказа» Н.С. Лескова «На краю света»
(1875) различимы в «святочном рассказе» В.Г. Короленко«Сон Макара» (1883).
Встреча героя рассказа Короленко – полудикого жителя якутской тайги – с Богом, «большим Тойоном» (по представлениям Макара) происходит, когда Макар замерзает в тайге в самый канун Рождества.
Здесь «Большой Тойон» напоминает скорее представления полудиких жителей «края света», «куда Макар телят не гонял», о «сильном божестве», гнева которого надо опасаться. Деревянная чаша весов с грехами Макара перетянула золотую чашу добродетелей. Присутствующие здесь Ангелы – «молодые Божьи работники» в белоснежных одеждах, у каждого из которых «на спине болтались большие белые крылья», и Макаров знакомый добрый попик Иван, умерший несколько лет назад, не в силах помочь.
Но за грешника вступается Милосердный Сын
сурового Бога. Согласно рождественской концепции«Христос рождается прежде падший восставити образ». Господь Бог не хочет вечных мук и смерти грешника, является в мир для искупления и очищения падшего человека.Сын Божий просветляет тёмное сознание забитого Макара, наделяет его рождественским даром. Здесь это дар слова – с тем, чтобы безропотный, бессловесный человек, загнанный угнетателями всех мастей, возродился, самовосстановился и смог бы оправдаться перед Богом, дать«ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).
Короленко неслучайно выбирает здесь форму несобственно прямой речи, проникнутой авторским пафосом, поскольку также полон сочувствия к бедняку-страдальцу: «Да, его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засуха; гоняла промёрзшая земля, злая тайга!» (26).
Бесхитростным рассказом о своей мученической жизни Макар приводит «Большого Тойона» в замешательство. Это совершенно новый, непривычный ход в святочной беллетристике, когда не сразу срабатывает важнейшая мотивировка чуда рождественского спасения. Не только лесковский архиерей в рассказе «На краю света»
, но и Всевидящий «Большой Тойон» в рассказе Короленко не сразу разглядел за грубой и неприглядной оболочкой чистую душу. «Большой Тойон» задумался: «– Что же это, – сказал Он, – ведь есть же у Меня на земленастоящие праведники… Глаза их ясны, и лица светлы, и одежда без пятен… Сердца их мягки, как добрая почва А ты посмотри на себя…» (27).
«Не судите по наружности, но судите судом праведным»
(Ин. 7, 24), – эти евангельские слова, избранные Лесковым в качестве эпиграфа к повести«Владычный суд» , как нельзя лучше подошли бы и к рассказу Короленко.
Грешник, считающий себя отделённым от Бога, интуитивно страшится перехода в план смертного греха и небытия. Но человек, который и был сотворён для цельного и гармоничного бытия, обретает искомую полноту и самодостаточность, устремляясь к единению с Богом, желая превзойти свою ограниченность.