Краткое содержание
Основная роль в повести отведена Петру Попельскому. Мальчик был сыном довольно зажиточных помещиков с Западной Украины, но родился слепым. При первых криках новорожденного ребенка его мать, еще не зная ужасного диагноза, уже начинает это понимать и постоянно спрашивает повитуху, почему малыш все время плачет. На это та она отвечает, что кричат все маленькие дети. Однако мать новорожденного не успокаивается. Она уверена, что малыш кричит как-то особенно, будто ему очень страшно.
Через несколько месяцев после рождения врачи ставят ужасный диагноз — ребенок слепорожденный. Писатель не зря назвал свою повесть этюдом. Он все время интересовался медициной и психологией. Это заметно, поскольку в течение всего повествования присутствуют научные суждения о природе отношений между отсутствующими зрительными впечатлениями и слуховыми, которые их заменяют.
В книге есть описание того, как люди с ограниченными возможностями в определенное время могут почувствовать озлобление на весь мир.
Главные персонажи:
- Петр Попельский — слепорожденный мальчик;
- Анна Михайловна — мать ребенка;
- Иохим — конюх;
- дядя Максим — брат матери;
- Роман и Егорий — слепые монахи-звонари;
- братья Ставрученко — друзья семьи;
- Эвелина — возлюбленная Пети.
Встреча с Эвелиной
Короленко в своем трагическом этюде описывает героя, который наполнен позитивными переживаниями. К счастью Петра Попельского, еще в детстве он знакомится с проживающей по соседству очаровательной и не по годам умной девочкой Эвелиной. Она сыграла немаловажную роль в жизни главного персонажа.
У Пети нет друзей. Другие дети все время сторонятся его. В один из дней он на прогулке случайно знакомится с Эвелиной. Вначале она не поняла, что Петя слепой, а когда узнала о его проблеме, горько заплакала.
Эвелина была девочкой, которая сразу же поняла, что в жизни она пойдет рука об руку со своим новым другом.
В дальнейшем она стала его супругой и родила зрячего мальчика. Это событие немного примиряет Петю с его тяжелой судьбой.
Музыкальные способности
Еще одно радостное событие, которое облагораживает и озаряет светом существование Петра, — появление у него музыкальных способностей. Сначала он слышит обычную дудочку, на которой играет конюх. Главный герой любил его слушать, тот все время исполнял грустные мелодии. Через некоторое время Петр и сам начал учится игре на дудке. Мама, заметив способности сына, купила рояль.
Когда Петя услышал первые звуки пианино, ему стало плохо. Эта музыка ему показалась чересчур «крикливой». Но постепенно мальчику начинают нравиться звуки, которые издает рояль, он соглашается брать уроки игры на этом инструменте. Музыкальные педагоги помогают Пете освоить ноты, открывают в нем музыкальный талант, прививают тягу к искусству.
В произведении Короленко основные персонажи пытают помочь друг другу стать морально сильней, все время оказывают психологическую поддержку. Безмерная любовь и терпение отмечаются в процессе всего описания этюда со стороны друзей, дяди и мамы. Когда Петя проходит через очередные моральные испытания, познавая мир с помощью звуков, Эвелина находится возле него, ее нежная, но в то же время уверенная рука всегда готова оказать помощь.
Родные люди
Отец главного героя является добродушным человеком, однако он равнодушен ко всему, за исключением собственного хозяйства. Петин дядя Максим, наоборот, характеризуется мужеством и боевым духом. Этот человек даже брал участие в боях, в одном из них он стал инвалидом.
Именно дядя начинает заниматься воспитанием ребенка, объяснив для начала своей сестре Анне, что чрезмерная любовь и попечительство могут только навредить мальчику.
И вот наступает великолепное время года — весна. Незрячий ребенок встревожен окружающими его звуками, шумом, который издает пробуждающаяся от зимнего сна природа. Дядя и мама повели ребенка на берег реки.
Глава пятая
Прошло еще несколько лет. Эвелина и Петр стали уже молодыми людьми, им хотелось каких-то новых впечатлений, но жизнь в усадьбе была скучной и однообразной. Чувствовал это и дядя Максим. Чтобы как-то развеять скуку, он пригласил в гости своего старого товарища Ставрученко, который жил в семидесяти верстах от их усадьбы. Ставрученко приехал в гости с сыновьями-студентами.
Молодые люди живо обсуждали различные вопросы, много внимания уделяли Эвелине, а вот Петра вроде и не замечали. Такое отношение больно ранило самолюбие слепого юноши, но он долгое время старался не подавать виду. Однако во время одной беседы Петру стало совсем тоскливо и одиноко, он встал и куда-то ушел. Эвелина нашла друга у заброшенной мельницы. В этом месте и состоялся судьбоносный разговор молодых людей. Они признались друг другу в любви, а Эвелина первой предложила Петру обвенчаться.
После неожиданной помолвки молодые люди вернулись к гостям, где Петр сел за фортепиано. Юноша играл столь вдохновенно и красиво, что поразил своим умением всех присутствующих. Старший сын Ставрученко сказал, что юноше нужна серьезная школа, такой талант необходимо развивать.
Главные герои и их характеристика:
- Петр Попельский (Петрусь) — сын Анны Михайловны, родившийся слепым; красивый ребенок с обостренной чувствительностью. Из-за слепоты мальчик обладает тонким осязанием и слухом, что проявляется в развитии музыкального таланта. Петр чувствует инстинктивную тягу к свету. Преодолев тяжелый душевный кризис, он «прозревает» духовно и становится счастливым отцом и известным музыкантом.
- Эвелина Яскульская — сверстница и лучшая подруга Петруся; красивая, не по годам рассудительная девочка. Сочувствие к слепому мальчику перерастает в душе Эвелины в искреннюю любовь. Повзрослев, девушка сознательно отказывается от соблазна покинуть глухую провинцию и окунуться в «кипучий мир». Эвелина остается верна слепому Петру и выходит за него замуж.
- Максим Яценко — родной брат Анны Михайловны; искалеченный на войне, мудрый, пожилой человек. Дядя Максим становится главным воспитателем, учителем и наставником слепого племянника. В отличие от сестры он стремится подготовить Петра к неизбежному столкновению с реальной жизнью и с этой целью дает ему подчас довольно-таки жестокие «уроки».
Глава вторая
В пять лет Петрик уже достаточно хорошо ориентировался в своем доме. Со стороны сложно было даже предположить, что ребенок ничего не видит. Могло лишь показаться, что мальчик более сосредоточен, чем другие дети.
Как-то Петрик услышал звук свирели и долго был под впечатлением от этой мелодии. На народном инструменте играл конюх Иохим. После этого случая мальчик стал часто заходить на конюшню, чтобы послушать новые и такие приятные звуки.
Анна Михайловна стала ревновать сына к конюху. Она решила купить пианино и сыграла для Пети пьесу. Однако мальчик не воспринял сложное музыкальное произведение. Это сильно расстроило мать, но не сломило. Каждый вечер, когда мальчик засиживался у Иохима и наслаждался звучанием дудки, Анна Михайловна садилась за пианино и наигрывала простые, но красивые мелодии. Их слышали Иохим с Петриком и все чаще увлекались звучанием инструмента.
Однажды Петя пробрался в комнату, где стоял этот загадочный музыкальный инструмент, и начал его изучать.
Глава шестая
Осенью Попельские нанесли ответный визит Ставрученко. В нескольких верстах от их имения находился N-ский монастырь, куда все вместе решили поехать. Там Петр познакомился со слепым послушником-звонарем Егорием, который внешне был удивительно похож на главного героя. Егорий также родился слепым. Он рассказал историю о послушнике Романе, который ослеп в семь лет. Петр немного позавидовал Роману, ведь тот успел узнать, что такое быть зрячим.
Зимой юношу терзали постоянные вопросы о смысле жизни слепых людей. Ему стало казаться, что все окружающие от него только страдают, хоть и жалеют. И так продолжалось до самой весны, когда решено было поклониться чудотворной иконе. Она находилась в небольшом городишке верстах в шестидесяти от усадьбы Попельских. У входа в церквушку сидели слепые нищие и тянули заунывную песню. Петр сначала сильно их испугался, но затем справился с нервным потрясением и подал слепым милостыню.
Летом Петр с Максимом поехали на бричке в Киев. Там юноша должен был взять уроки у известного пианиста. Однако по дороге путешественники встретили двух слепцов, которые держали путь в Почаев. Петр принял решение пойти вместе с этими людьми, а Максим поехал в Киев один и долго скрывал от родни поступок племянника.
Дорога в Почаев и общение с людьми, которые были тоже лишены зрения, обогатили юношу новыми приятными впечатлениями. Он выучил и часто стал напевать песню слепцов. Хоть чудо в Почаеве не случилось, душа Петра получила свое исцеление.
Юноша вернулся домой только поздней осенью.
Глава третья
Дядя Максим продолжал серьезно заниматься воспитанием Пети, что приносило свои плоды. В шестилетнем возрасте мальчик уже мог сам убрать в своей комнате и даже ездить верхом на лошади. В этом свою помощь оказывал конюх Иохим. Однако друзей-ровесников у Петрика практически не было, хотя сельские ребята приходили к нему в гости. Им было забавно слушать истории слепого паныча.
Вскоре в имении, которое было расположено по соседству, поселилась чета Яскульских. Их девочка Эвелина была почти одних лет с Петей. Она большую часть времени проводила в уединении, вела себя здраво и рассудительно, как взрослая женщина.
Первое знакомство Эвелины с Петриком у реки получилось неудачным. Мальчик не любил, когда кто-то внезапно нарушал его одиночество, и прогнал Эвелину. Однако через несколько дней дети встретились вновь. На этот раз у них завязался разговор. Во время общения Петя стал ощупывать лицо Эвелины руками. Девочку это напугало. Она поняла, что ее новый знакомый ничего не видит.
На следующий день Эвелина сама пришла в гости к Петрику. С тех пор дети стали дружить и вместе заниматься под руководством дяди Максима.
Главные герои
- Петр – родился в богатой семье Попельских. С самого рождения был слеп. Увлекся игрой на музыкальных инструментах. Очень тонкая натура. Ему присущи частые перемены настроения.
- Максим – дядя Петруся, брат его матери. Стал инвалидом после участия в боях против австрийцев, принадлежал к гарибальдийским сподвижникам.
- Анна – мать Пети. Очень любит сына. Старается во всем ему потакать, чем постоянно злит Максима. Эвелина – возлюбленная Петра. Познакомились еще в раннем детстве. С первой встречи детей связала крепкая дружба. Станет женой слепого музыканта и подарит ему сына. Другие герои
- Пан Попельский – муж Анны Михайловны, отец слепого мальчика. Любит семью, увлекается строительством мельниц. Дома бывает только по вечерам, так как много времени уделяет своему увлечению.
- Иохим – конюх, чья игра на дудке очень понравится слепому мальчику, способному видеть сердцем. Сначала играл на скрипке, но после неразделенной любви к панночке, забросил музыку, а вскоре смастерил себе дудочку, звуки которой покорят сердце сына Попельских.
Сюжетная линия
История начинается с того, что в одной богатой семье родился ребенок. Мама мальчика как-то странно отреагировала, когда увидела его. Ей казалось, что с ним что-то не так. Через время пришел врач и подтвердил все опасения женщины. Оказалось, что мальчик Анны Попельской родился слепым.
Родители приняли этот удар спокойно и стойко перенесли эту новость. Отец мальчика Пети был чутким, но немногословным мужчиной. Он часто проводит время вне дома, занимаясь хозяйством. В одном доме с семьей Попельских жил брат Анны Максим Яценко. Мужчина был бывшим военным. Как-то он уехал в Италию и там принимал участие в войне с австрийцами.
Во время боевых действий дядя Петрика потерял ногу и сильно повредил левую руку. Он был вынужден вернуться домой и свыкнуться с участью калеки. С того момента его жизнь кардинально изменилась, и теперь он стал смотреть на вещи другими глазами.
Суровое воспитание
Мужчина много времени уделял слепому мальчику и решил взяться за его воспитание
Он хотел видеть в ребенке отважного бойца, который будет преодолевать все препятствия. Иногда ему в этом мешала мама мальчика
Она считала Петю особенным ребенком и постоянно сюсюкалась с ним. Максим считал, что неправильно, по его мнению, чрезмерная забота только навредит ребенку.
Однажды мальчик вместе с наставником отправился на озеро. Там Пете стало плохо, и он потерял сознание из-за того, что слышал слишком много звуков. Его дядя решил, что ребенка необходимо учить осмысливать все звуки постепенно.
Когда Петр услышал, как красиво играет на дудке их конюх, изъявил желание научиться так же. Мама принялась учить сына играть на фортепьяно. Через время Петенька сам научился играть на дудке, а Максим попросил Иохина разучить с мальчиком несколько народных песен.
Воспитание Максима дало свои плоды. В шесть лет Петя спокойно мог передвигаться по своей комнате и ездить верхо́м на лошади. Единственное, что не хватало ребенку, это общение. Вскоре он познакомился с девочкой Эвелиной, которая жила по соседству. Их дружба была крепкой и настоящей, когда дети повзрослели, то решили обвенчаться.
Как-то в дом к Попельским приехали гости, они, как завороженные, слушали то, что играл молодой человек. Они все в один голос твердили, что этого парня ждет большое будущее.
В поиске себя
Однажды Петр познакомился со слепыми парнями. Один из них был послушником-звонарем. Парень все чаще и чаще начал задумываться о жизни и чувствах слепых. В его душе происходило что-то странное, парня постоянно мучили сомнения, нужен ли он кому-нибудь. Он присоединился к двум слепцам, и они вместе отправились в Почаев.
Общение с такими же людьми, как он сам, вдохновили Петра на новые поступки. Душа парня исцелилась, и он с легким сердцем отправился домой. Вскоре состоялась свадьба Петра и Эвелины. После этого у них родился совершенно здоровый ребенок. Герой был очень счастлив появлению сына.
Через пару лет парень стал известным музыкантом, которого узнавали все в округе, а дядя Максим сопровождал его на каждое выступление. Его распирала гордость за племянника, он не сомневался, что воспитал достойного человека.
По мнению автора, физический недостаток не является помехой для того, чтобы чувствовать себя полноценным человеком. Чтобы быть по-настоящему счастливым, нужно уметь любить и стремиться к покорению новых вершин.
Краткое содержание «Слепой музыкант» для читательского дневника показывает читателям, что жизнь не всегда бывает справедливой, не нужно отчаиваться и расстраиваться по пустякам. Даже будучи слепым, можно наслаждаться жизнью в полной мере.
Короленко «Слепой музыкант» — краткое изложение
Короленко
— все произведения Страница: На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.
Отец Петра — человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду \»опасным забиякой\» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового \»бойца за дело жизни\».
Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.
Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него, В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.
У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима, Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.
Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.
Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.
Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним — слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Страница:
«Слепой музыкант» анализ
«Слепой музыкант» анализ произведения В. Короленко приведен в этой статье. Тема, идея, жанр, проблематика, главные герои, сюжет и композиция произведения «Слепой музыкант» раскрыты в этой статье.
«Слепой музыкант» Короленко анализ
Автор — Владимир Короленко
Год написания — 1886
Толкование названия:
«Слепой» (калека, неполноценный человек, что требует ухода) «Музыкант» (творческий, талантливый человек, что нашел свое призвание) Тема: Духовное испытание личности, которая должна найти саму себя, смысл своего существования среди людей. Роль искусства в формировании личности
Идея: Упорным трудом, при поддержке родных и друзей человек может преодолеть любые препятствия, преодолеть даже такой ужасный недостаток, как слепота.
Жанр: Повесть
Главные герои «Слепой музыкант»
Петр Попельский — слепой музыкант; мать Анна Михайловна (урожденная Яценко); дядя Максим (брат матери); конюх Иохим; Эвелина — любимая Петра; братья Ставрученко; Егорий, Роман -звонари; слепые
Проблематика «Слепой музыкант»
воспитание; формирования позитивной жизненной позиции; поиска смысла жизни; сочувствие человеческому горю; отношение к людям с ограниченными возможностями; смириться или бросить вызов судьбе
Композиция — 7 разделов и эпилог
Сюжет «Слепой музыкант»
два рассказа
- о том, как елипородженный мальчик тянулся к свету, к жизни;
- о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе понимание и сострадание ко всем обездоленным.
Элементы сюжета «Слепой музыкант»
Экспозиция: предчувствие беды — и приговор: «Ребенок родился слепой». Это трагедия. Как сложится его жизнь? Развитие действия: влияние окружающих на судьбу мальчика: (мама, дядя Максим, Иохим, Эвелина, слепые певцы). Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе? (Встреча с звонарем, паломничество со слепцами). Развязка: путь поисков, долгожданное счастье: жена, сын, талант, признание. Эпилог: вместо слепого, эгоистического страдания он нашел в душе ощущение жизни. «… Он стал чувствовать и человеческое горе и человеческую радость».
Символы в произведении «Слепой музыкант»
Свет — это не только свет солнца, недоступное слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.
Темнота — это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая в своем страдании.
Путь слепого музыканта — это преодоление темноты в себе, что является важным для человека.
Чему учит произведение «Слепой музыкант»? Быть милосердными к окружающим, человечными, терпимыми к человеческому страданию и как прожить достойную и полноценную жизнь.
- Как найти посредника на 1688: доставка и выкуп товара
- Лестницы с забежными ступенями: виды и особенности ухода
- Глютеопластика (пластика ягодиц)—как делается, сколько стоит
- Интересные факты о строительстве
Характеристика дяди Максима
Дядя Максим был отставным военным. Привыкший к порядку и дисциплине, он хочет сделать из племянника достойного и уверенного в себе человека, которому были бы не страшны никакие душевные переживания и бытовые тяготы.
Дядя принимает активное участие в воспитании Петра: старается внушить своей сестре, почему важно не изнежить ребенка, а научить его жить в нашем непростом мире. Дядя никогда вслух не жалеет мальчика, тем самым не дает ему повода усомниться в том, что он может стать счастливым
По его инициативе в дом приходят молодые люди, среди них кадет и студенты – все для счастливого будущего Петра. Именно с дядей Максимом юный Петр отправляется в важнейшее путешествие за смыслом жизни.
После бала
Иван вышел на улицу и пошёл по направлению к дому Вареньки. «Была самая масленичная погода», когда на дорогах и крышах таял снег.
На поле, недалеко от дома Вареньки, его внимание привлекло «что-то большое, чёрное», оттуда доносилась неприятная и визгливая мелодия. Спросив у идущего впереди кузнеца, что происходит, Иван выяснил, что это военные наказывают татарина за побег
Рядом с ними шёл человек, в котором он узнал отца Вареньки. Татарина били шпицрутенами — гибкими, толстыми прутьями.
Когда шествие прошло мимо, Иван увидел спину татарина: красную, мокрую, неестественную. Он «не поверил, чтобы это было тело человека». Столкнувшись взглядом с полковником, Иван почувствовал стыд, он не знал, куда смотреть, и заторопился домой.
Увиденное поразило Ивана, его жизнь круто изменилась. Он не пошёл в военные и вообще нигде не служил. Его бесконечной, казалось, любви пришёл конец.
Закончил Иван Васильевич свой рассказ мыслью, что незначительное событие может повлиять на всю оставшуюся жизнь.
Действующие лица
В повести Владимир Галактионович описывал вторую половину XIX века. Все происходило на территории Украины. В одной семье родился слепой ребенок, и все герои переживают о том, как сложится его будущее. Для того чтобы полностью раскрыть свой замысел, автор использовал следующие персонажи:
- Попельский Петр — слепой мальчик. Он замкнутый и практически ни с кем не общается. Но время изменило всю ситуацию, и он стал по-настоящему счастливым ребенком.
- Эвелина — добрая и чуткая девочка. Ее душа чиста и открыта. Она умеет сочувствовать и сопереживать. Героиня с трепетом относилась к Петру и, узнав о его слепоте, плакала, как будто это ее недуг.
- Дядя Максим — брат матери главного героя. Этот мужчина — бывший военный, он не привык сдаваться. Герой внес немалый вклад в развитие и становление личности Петра. Он постоянно поддерживал и не высказывал своей жалости.
- Иохим — конюх, работающий в семье Попельских. Он очень любил пение и музыку. Когда он играл, мальчик наслаждался звуками. Именно он пробудил тягу к музыкальным инструментам у главного героя.
- Анна Михайловна — мама Петра. С самого рождения женщина заподозрила, что с мальчиком что-то не так. Когда все подтвердилось, она не понимала, как относиться к этому, и впала в отчаянье. В будущем женщина стала прилагать все усилия для того, чтобы ее сын вырос нормальным человеком.
- Братья Ставрученко — жизнерадостные и активные ребята, которые дали понять мальчику, что существует другая жизнь. После знакомства с ними Петр начал задумываться над тем, сможет ли слепой человек стать нормальным членом общества.
- Егорий и Роман — слепые мальчики, знакомые Петра.
От автора
К шестому изданию
Чувствую, что пересмотр и дополнения в повести, выдержавшей уже несколько изданий, являются неожиданными и требуют некоторого объяснения. Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение. И в устных, и в печатных критических замечаниях мне приходилось встречать возражение, повидимому, очень основательное: по мнению возражающих, этот мотив отсутствует у слепорожденных, которые никогда не видели света и потому не должны чувствовать лишения в том, чего совсем не знают. Это соображение мне не кажется правильным: мы никогда не летали, как птицы, однако, все знают, как долго ощущение полета сопровождает детские и юношеские сны. Должен, однако, признаться, что этот мотив вошел в мою работу, как априорный, подсказанный лишь воображением. Только уже несколько лет спустя после того, как мой этюд стал выходить в отдельных изданиях, счастливый случай доставил мне во время одной из моих экскурсий возможность прямого наблюдения. Фигуры двух звонарей (слепой и слепорожденный), которые читатель найдет в гл. VI, разница их настроений, сцена с детьми, слова Егора о снах — все это я занес в свою записную книжку прямо с натуры, на вышке колокольни Саровского монастыря Тамбовской епархии, где оба слепые звонаря, быть может, и теперь еще водят посетителей на колокольню. С тех пор этот эпизод, — по моему мнению, решающий в указанном вопросе, — лежал на моей совести при каждом новом издании моего этюда, и только трудность браться снова за старую тему мешала мне ввести его раньше. Теперь он составил самую существенную часть добавлений, вошедших в это издание. Остальное явилось попутно, так как, — раз тронув прежнюю тему, — я уже не мог ограничиться механической вставкой, и работа воображения, попавшего в прежнюю колею, естественно отразилась и на прилегающих частях повести.
25 февраля 1898 г.
Главная мысль «Слепой музыкант»
Владимир Короленко создал произведение, которое пробуждает в читателях много чувств
Каждый может вынести со страниц книги то, что для него особенно важно. Повесть рассказывает о целеустремленности, которую проявил Максим и маленький Петр
Ведь если бы не она – желание играть и слышать так и осталось бы желанием. Красной линией по всем страницам проходит любовь. Чувства Эвелины к Петру были искренними. Она показала, что в человеке важно ценить его внутренние качества, его отношение к миру.
Краткий пересказ позволяет сделать вывод о том, что человек всегда может отказаться от длинного и интересного пути и закончить поиски. Однако Петр приложил усилия, принял свой недостаток и восполнил недостающее качество музыкальным даром.
Трудолюбие музыканта привело его к успеху
Благодаря краткому содержанию можно уловить главную мысль, которую хотел донести автор. Владимир Короленко пробудил чувство желания к жизни. Он объяснил, что счастье не заключается в физических качествах. Главный герой получил любовь, крепкую семью, невероятный талант.
Возвращение Петра домой
После путешествия душа юноши излечилась. Обман Петра раскрылся, вызвав гнев мамы, которая, впрочем, быстро простила сына. Путешествие в столицу отсрочено на один год. Домой вернулся и Максим. В скорости юный Попельский взял в жены Эвелину. Петр счастлив, но это не значит, что музыкант позабыл о товарищах по странствиям. В родном селе Петра живет и Кандыба, с которым Попельский ходил в Почаев. Товарищи часто видятся.
Рождение ребенка и приход известности
Эвелина родила Петру сына. Старший Попельский волновался, что мальчик унаследует слепоту, однако доктор приносит радостную весть: ребенок способен видеть. Петр радуется и радость музыканта так сильна, что, кажется, зрячесть сына подарил зрячесть и родителю.
Спустя несколько лет Петр обретает известность как музыкант. Попельский приезжает в Киев, где собирает фортепианной игрой полные залы людей, пришедших послушать игру талантливого слепца. Наслаждается игрой племянника и Максим. Дяде приятно, что в музыке Петра прослеживаются мотивы народных песен, любовь к которым привил дядя. Петр импровизирует, вплетая в музыку и песни, которые пели нищие слепцы. Максим находит смысл жизни в том, что сумел раскрыть племяннику многообразие мира и чувств.
Характер Петра
Читая «Слепого музыканта», человек столкнется с необычной спецификой текста: писатель представляет словно всю жизнь главного героя, будто на ладони. Читатель наблюдает за изменениями в личности центрального персонажа. Но на протяжении всего повествования остается неизменным одно – богатая, чуткая, нежная, ранимая душа Петра. Герой необычно и глубоко воспринимает окружающий мир. Отсутствие зрения сделано слух мальчика чрезвычайно острым и чутким.
Максим воспитывает племянника сильным и физически развитым мальчиком. Петр обучен верховой езде, занимается физическими тренировками. Дядя позаботился также о режиме мальчика. Развитие юного Попельского проходит гармонично: кроме физического аспекта, родители слепого мальчика заботься также об интеллектуальном воспитании сына. Петр знает русский и французский, интересуется литературой, умеет читать тексты – специальные, для слепых, ощупывая текст пальцами.
4.7 / 5 ( 127 голосов )
Рецензии на книгу «Слепой музыкант (сборник)» Владимир Короленко
Очень хорошо написанная несколько наивная книга. Этим она отчетливо напомнила мне то ли Таинственный сад (1909) Бернетт, то ли Маленького лорда Фаунтлероя (1886), очень похожая смесь сентиментальности с хорошим стилем изложения (любопытно, что и даты написания довольно близки друг к другу, «Слепой музыкант» в разных редакциях выходил в 1886-1898 годах). А увлеченность музыкой, ее нервное восприятие напоминают Ветер в ивах .
Но, несмотря на схожие коллизии (пробуждение к радости жизни детей с физическими проблемами и сложности социальной адаптации), повесть Короленко имеет свой неповторимый колорит. Западноукраинский колорит, в терминах эпохи обозначенный как особенности Юго-западного края Российской империи. Несомненно, Владимир Галактионович был украйнофилом, и место безымянной живительной силы из книг Бернетт у него занимает спящий национальный дух.
Но это дух в стиле середины XIX века, молодой, только что придуманный местной интеллигенцией, проникнутый освободительными примерами 1848 года. И вот наставником главного героя становится волынец, воевавший на стороне Гарибальди за свободу Италии от австрийцев. Правда, для местных польских в своей массе помещиков он чудак и еретик, который нарушил прямой запрет папы римского, но зато малоросс и хороший человек.
Кстати о помещиках — польские соседи семьи главного героя формально только посессоры, т.е. не собственники, а владельцы. После польского восстания 1863 года царская власть пыталась выжить польских дворян с населенных украинцами земель, запретив им приобретать имения в крае. Как всегда у нас, эти ограничения были обойдены, в этот раз через институт аренды.
Удивительно все таки переплетены наши культуры. Не будем брать хрестоматийного Гоголя или Булгакова, но на “малороссийскую” тематику написаны такие произведения классической русской литературы, как “Олеся” Куприна (действие происходит в украинском Полесье), в нынешних границах Украины разворачивается и “Детство Темы” Гарина-Михайловского (под Одессой). Интересно, как это теперь толкуют в школе по обеим сторонам границы?
Но это все отвлеченные рассуждения. А в повести мне больше всего понравился язык, настоящий классический русский язык, чтение доставляет изрядное эстетическое удовольствие. Жаль, что Короленко не попадался мне раньше.
P.S. Библиотекарь испугалась, когда я протянул ей стопку книг с этим томом на самом верху. “Вы же не собираетесь это читать своей двухлетней дочке?” Пришлось признаться, что часть книг с младшего абонемента я беру для себя.