Краткое содержание повести чехова «скучная история»

А. п. чехов, «скучная история»: краткое содержание по главам, анализ произведения, отзывы

Обыденность вокруг

Чехов в «Скучной истории» (краткое содержание по главам поможет вам подготовиться к экзамену или семинару) отмечает, что его главный герой не богослов и не философ. Все сознательную жизнь его занимала исключительно конечная цель мироздания, в своих размышлениях он никогда не вдавался в детали того, чего ждать в загробном мире.

Теперь все, что его радовало в жизни и приносило удовольствие, безвозвратно ушло. Это любимая работа, семья и уверенность в самом себе. От последних дней его отделяют новые мысли, которые раньше ему просто не приходили в голову. Николай Степанович начинает думать, что жизнь жестоко обманула его. Ни блестящее прошлое, ни его славное имя не могут ему облегчить сегодняшней боли.

Регулярно к пожилому профессору приходят несколько постоянных посетителей. Чехов в «Скучной истории» (краткое содержание поможет лучше понять это произведение) подробно их описывает. Это нерадивый студент, который пытается выклянчить тему по диссертации, его коллега по факультету. Все они кажутся главному герою недалекими, а их проблемы — смешными, не стоящими его внимания.

А.П. Чехов — Скучная история

(из записок старого человека) о произведении III

II

После лекции я сижу у себя дома и работаю. Читаю журналы, диссертации или готовлюсь к следующей лекции, иногда пишу что-нибудь. Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей. Слышится звонок. Это товарищ пришел поговорить о деле. Он входит ко мне со шляпой, с палкой и, протягивая ко мне ту и другую, говорит: — Я на минуту, на минуту! Сидите, college! Только два слова! Первым делом мы стараемся показать друг другу, что мы оба необыкновенно вежливы и очень рады видеть друг друга

Я усаживаю его в кресло, а он усаживает меня; при этом мы осторожно поглаживаем друг друга по талиям, касаемся пуговиц, и похоже на то, как будто мы ощупываем друг друга и боимся обжечься. Оба смеемся, хотя не говорим ничего смешного

Усевшись, наклоняемся друг к другу головами и начинаем говорить вполголоса. Как бы сердечно мы ни были расположены друг к другу, мы не можем, чтобы не золотить нашей речи всякой китайщиной, вроде; «вы изволили справедливо заметить», или «как я уже вмел честь вам сказать», не можем, чтобы не хохотать, если кто из нас сострит, хотя бы неудачно. Кончив говорить о деле, товарищ порывисто встает и, помахивая шляпой в сторону моей работы, начинает прощаться. Опять щупаем друг друга и смеемся. Провожаю до передней; тут помогаю товарищу надеть шубу, но он всячески уклоняется от этой высокой чести. Затем, когда Егор отворяет дверь, товарищ уверяет меня, что я простужусь, а я делаю вид, что готов идти за ним даже на улицу. И когда, наконец, я возвращаюсь к себе в кабинет, лицо мое всё еще продолжает улыбаться, должно быть, по инерции. Немного погодя, другой звонок. Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет. Егор докладывает, что пришел студент. Я говорю: проси. Через минуту входит ко мне молодой человек приятной наружности. Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях: он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы. Таких молодцов, которых я, выражаясь на студенческом языке, гоняю или проваливаю, у меня ежегодно набирается человек семь. Те из них, которые не выдерживают экзамена по неспособности или по болезни, обыкновенно несут свой крест терпеливо и не торгуются со мной; торгуются же и ходят ко мне на дом только сангвиники, широкие натуры, которым проволочка на экзаменах портит аппетит и мешает аккуратно посещать оперу. Первым я мирволю, а вторых гоняю по целому году. — Садитесь, — говорю я гостю. — Что скажете? — Извините, профессор, за беспокойство… — начинает он, заикаясь и не глядя мне в лицо. — Я бы не посмел беспокоить вас, если бы не… Я держал у вас экзамен уже пять раз и… и срезался. Прошу вас, будьте добры, поставьте мне удовлетворительно, потому что… Аргумент, который все лентяи приводят в свою пользу, всегда один и тот же: они прекрасно выдержали по всем предметам и срезались только на моем, и это тем более удивительно, что по моему предмету они занимались всегда очень усердно и знают его прекрасно; срезались же они благодаря какому-то непонятному недоразумению. — Извините, мой друг, — говорю я гостю, — поставить вам удовлетворительно я не могу. Подите еще почитайте лекции и приходите. Тогда увидим. Пауза. Мне приходит охота немножко помучить студента за то, что пиво и оперу он любит больше, чем науку, и я говорю со вздохом: — По-моему, самое лучшее, что вы можете теперь сделать, это — совсем оставить медицинский факультет. Если при ваших способностях вам никак не удается выдержать экзамена, то, очевидно, у вас нет ни желания, ни призвания быть врачом. Лицо сангвиника вытягивается. — Простите, профессор, — усмехается он, — но это было бы с моей стороны по меньшей мере странно. Проучиться пять лет и вдруг… уйти! — Ну, да! Лучше потерять даром пять лет, чем потом всю жизнь заниматься делом, которого не любишь. Но тотчас же мне становится жаль его, и я спешу сказать: — Впрочем, как знаете. Итак, по

Екклесиаст и «Скучная история»

Исследователи творчества Чехова о к библейской Книге Екклесиаста, где человек также решает взглянуть на пройденный им путь в конце жизни: И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! Близость смерти заставляет и героя Екклесиаста, и пожилого профессора из «Скучной истории», испытать «томление духа», оценить прожитую жизнь.

В финале Николай Степанович желает, «чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей». Однако для того, чтобы это осуществилось, в жизни героя не находится места главному: любви, вниманию к самой жизни, своей и чужой. Николай Степанович вдруг понимает, что за «наукой» он «проглядел» «внутреннюю жизнь» — и свою, и близких ему людей. В конце повести герой бессильно пытается прорваться из своего всеохватного одиночества к людям, от предчувствия смерти — к жизни, от жалости к самому себе — к жалости к другим. Это стремление и оказывается проявлением той самой мудрости, «в которой много печали».

Главный герой

В центре повести Чехова «Скучная история», краткое содержание которой вы сейчас читаете, — фигура ученого и профессора Николая Степановича. Он достиг в своей сфере всего, о чем только можно было мечтать, пользуется заслуженным уважением и почетом. При этом он сам старик, которого одолевает неизлечимая болезнь. По собственным оценкам, ему остается жить не более шести месяцев.

Николай Степанович составляет записки, в которых пытается осознать свое положение, считая, что сама судьба приговорила его к смертной казни. В этих заметках он фиксирует свое обычное течение жизни.

Профессора каждую ночь одолевает бессонница, жена и дочь, которых он раньше так любил, теперь только донимают мелкими жизненными трудностями. На работе у него есть несколько приближенных сотрудников. Это швейцар Николай, который предан профессору, и прозектор Петр Игнатьевич, которого он сам характеризует как ученого тупицу.

Лекции в университете, которые он раньше сравнивал с поэтическими произведениями, теперь доставляют одни мучения.

Интересные факты

1

Первоначально повесть называлась «Мое имя и я», что отражало одну из драматических линий произведения. Имя героя всемирно известно. Для всех его имя — синоним счастливой судьбы, достатка и одаренности. Для самого же себя Николай Степанович — обладатель этого имени — безмерно одинок и несчастен.

2

У главного героя повести существовал прототип — профессор медицинского факультета Московского университета Александр Иванович Бабухин. Чехов был его студентом и слушал его лекции.

3

Ряд литературоведов полагает, что обращение Чехова в «Скучной истории» к теме смерти имеет автобиографический импульс. В 1889 году двадцатидевятилетний Чехов пережил эмоциональный кризис, связанный со смертью брата.

4


Кадр из фильма «Дневник одного старика» («Le journal d’un vieil homme»), реж. Бернар Эмон, 2015

Существует несколько киноадаптаций «Скучной истории». Одна из последних — канадский фильм 2015 года «Дневник одного старика» (реж. Бернар Эмон).

5

В Сумах, где была написана «Скучная история», с 1960 года действует Дом-музей Антона Чехова.

6

Некоторые литературоведы замечают сюжетную схожесть «Скучной истории» с повестью «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого.

***

Интересные факты

1. Первоначально повесть называлась «Мое имя и я», что отражало одну из драматических линий произведения. Имя героя всемирно известно. Для всех его имя — синоним счастливой судьбы, достатка и одаренности. Для самого же себя Николай Степанович — обладатель этого имени — безмерно одинок и несчастен.

2. У главного героя повести существовал прототип — профессор медицинского факультета Московского университета Александр Иванович Бабухин. Чехов был его студентом и слушал его лекции.

3. Ряд литературоведов полагает, что обращение Чехова в «Скучной истории» к теме смерти имеет автобиографический импульс. В 1889 году двадцатидевятилетний Чехов пережил эмоциональный кризис, связанный со смертью брата.

4. Существует несколько киноадаптаций «Скучной истории». Одна из последних — канадский фильм 2015 года «Дневник одного старика» (реж. Бернар Эмон).

5. В Сумах, где была написана «Скучная история», с 1960 года действует Дом-музей Антона Чехова.

6. Некоторые литературоведы замечают сюжетную схожесть «Скучной истории» с повестью «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого.

Воробьиная ночь

Наступает жуткая ночь с молнией, громами, ветром и дождем. В народе такие называют воробьиными. Профессор просыпается от ужаса перед внезапной смертью. Он никак не может совладать с этим страхом. Его окружают непонятные звуки: то ли стоны, то ли смех.

В это время к нему прибегает жена, которая зовет в комнату Лизы. Та стонет от неизвестной муки и сразу бросается ему на шею. Профессор не знает, как помочь дочери, на душе у которой какая-то тяжесть.

Спустя несколько часов он так и не смог заснуть, тут в окно кто-то стучит. С тяжкими предчувствиями к нему пришла Катя. Она умоляет Николая Степановича забрать у нее деньги и отправиться куда-нибудь лечиться. Когда он отказывается, разочарованно уходит.

Наконец профессор отправляется в Харьков. Там к нему приходит полное равнодушие. Он выясняет, что о Гнеккере никто ничего не знает. Никак он не реагирует даже на телеграмму от супруги, в которой та сообщает, что Гнеккер тайно обвенчался с их Лизой. Такое отношение к миру его пугает, ведь равнодушие — паралич души.

История создания

Повесть была написана в селе Лука (Сумской уезд, Харьковская губерния), где жили братья и сестра писателя. Чехов провел там три лета — 1888, 1889 и 1894 годов. Здесь, помимо «Скучной истории», были написаны рассказы «Неприятность», «Именины», здесь же Антон Павлович работал над «Рассказом неизвестного человека». В селе писатель также занимался врачебным делом: безвозмездно принимал больных в своем кабинете. Летом 1889 года умер брат Чехова Николай — его смерть поразила писателя. В 1889 году произошел переход «от литературной деятельности юмориста Антоши Чехонте к творчеству Антона Чехова».


Чехов в кругу семьи. Лука, Сумской уезд, 1889

«Скучная история» была закончена в сентябре 1889 года и вошла в сборник Чехова «Хмурые люди» (1890). Еще в процессе работы над текстом автор в письме к писателю и критику Алексею Плещееву признался: «Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно для меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность. Вернее, боюсь написать глупость». Позже, когда Плещеев прочтет готовую повесть, он искренне напишет Чехову: «У вас еще не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь».

«Скучная история» получила много разнообразных откликов в печати. Одни критики называли ее «беллетристически-патологическим этюдом», попыткой писателя-медика проследить за умиранием старческой души, другие же считали повесть «лучшим и значительнейшим из всего, что до сих пор написал господин Чехов». У читателей повесть имела огромный успех.

https://youtube.com/watch?v=WlqgMdjwe_4

Критики о повести

Анализ произведения «Скучная история» Чехова следует начать с того, что критики восприняли повесть неоднозначно. Одни считали, что это сильная и глубокая вещь, в которой даже субъективные нотки, которые заметны в рассуждениях главного героя, не наносят вреда. Многие отмечали, что все герои, даже второстепенные, вышли очень живо. Особенно всем понравилась новизна мотива.

В отзывах и анализе текста «Скучной истории» специалисты отмечали, что повесть получилась публицистичной и субъективной. Именно тогда за Чеховым закрепилась репутация вдумчивого автора. Восхищался умом Чехова, слушая повесть, даже Лев Толстой.

При этом нашлись критики, которые, проводя анализ «Скучной истории» Чехова, подчеркивали, что автор пришел к откровению о том, что любое уклонение от требования разума приводит к печальному осознанию, что жизнь прожита зря. К тому же автора обвиняли в неудачном подражании Толстому в этой повести.

В анализе «Скучной истории» нужно отметить, что большинство ее героев находятся в «духовном тупике». Проступают в ней и хорошо завуалированные автобиографические мотивы. Повесть рассказывает о духовном и личном кризисе, который облечен в форму рассказа о последних месяцах жизни старого профессора. На склоне лет ученый теряет веру в идеалы и истины, за которыми следовал всю жизнь. Вместо этого развивается страх смерти, непонимание значения проходящей жизни. Из-за этого он чувствует себя потерянным и одиноким.

Сочинение по повести А. П. Чехова «Скучная история»

История жизни Николая Степановича в повести А. П. Чехова «Скучная история»

«Скучная история» — последнее значительное произведение Чехова 80-х годов. Повесть Чехова представляет собою художественно-исторический памятник эпохи и в то же время это — живая, актуальная вещь. Произведение представляет собой повествование пожилого человека о жизни, которую он прожил. Его имя известно всей России – Николай Степанович – видный профессор одного из университетов, автор множества научных трудов. И если сейчас он стар, «дружить не с кем», то в прошлом «длинный список его друзей заканчивался такими именами, как Пирогов, Кавелин и Некрасов». Самого себя главный герой считает «трудолюбивым и выносливым, как верблюд».

Еще в начале повествования у читателя возникает вопрос: «Во имя чего же жил Николай Степанович?» Для того, чтобы читатель мог понять ценности главного героя, его взгляд на мир, Чехов ведет повествование от первого лица, что придаёт «запискам старого человека» исповедальный характер. Во взаимоотношениях Николая Степановича с окружающими часто подчеркивается неоправданность надежд на спасение, выражаемое в повторяющихся однотипных коллизиях. Такого рода коллизии представляют собой ситуации несвершившегося понимания. Все близкие люди поочередно обращаются к Николаю Степановичу за поддержкой, ожидают от него чуда, как от святого Николая Чудотворца, но герой не способен утешить и успокоить ни других, ни себя. Почему это происходит? Что достиг и что растерял Николай Степанович с течением жизни? Внешне вся жизнь героя достаточно удачна, Чехов намеренно разрабатывает проблему «смысла жизни» на примере успешной личности, этим самым достигается эффект внутренней катастрофы, сильнее проявляется состояние «несчастья». Состояние провала, бесцельно прожитой жизни, ощущение своего ничтожества, нищеты жизненного пространства, подтверждающиеся бессонницей главного героя, водят его по кругу своих размышлений, заставляют понять, в чем причина свершившейся трагедии. «Но теперь я не король. Во мне происходит нечто такое, что прилично только рабам: в голове моей день и ночь бродят злые мысли, а в душе свили себе гнездо чувства, каких я не знал раньше. Я и ненавижу, и презираю, и негодую, и возмущаюсь, и боюсь. (…) Изменилась во мне и моя логика: … прежде я ненавидел насилие и произвол, а теперь ненавижу людей, употребляющих насилие, точно виноваты они одни, а не все мы, которые не умеем воспитать друг друга». Разобщенность людей, неспособность их к созвучию – постоянный мотив творчества Чехова. Здесь главный герой является заложником равнодушия, хотя на первый взгляд этого и незаметно. Сам герой говорит, что всю его жизнь он «старался только о том, чтобы моё общество было выносимо для семьи, студентов, товарищей». Однако по итогам жизни он видит, что живет с чуждыми ему людьми, чьи переживания непонятны ему самому. Интересно, что обличителем причин трагедии жизни Николая Степановича Чехов сделал воспитанницу героя Катю. Николай Степанович инстинктивно тянется к Кате, именно она откровенно говорит ему о причине своей трагедии и несостоятельности.

Отсутствие таланта. У Кати нет таланта к актерской игре, а у героя нет таланта жить. По Чехову невозможность жить понимая себя, своё предназначение, людей вокруг и их потребности — это истинное горе. Именно оно является причиной потерь героя, причиной душевной гибели дочери Лизы и воспитанницы Кати.

Равнодушие героя сам Чехов комментировал следующим образом: «Мой герой – и это одна из его главных черт – слишком беспечно относится к внутренней жизни окружающих и в то время, когда около него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно трактует о театре, литературе; будь он иного склада, Лиза и Катя, пожалуй бы, не погибли». Причина непонимания в отсутствии у людей единой установки на понимание находятся в сфере понятия «общая идея».

«Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях … и во всех картинах, которые рисует моё воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей, или богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего» — так рассуждает Николай Степанович, так рассуждает и сам Чехов. Несозвучность человеческих душ, невозможность вовремя услышать друг друга и быть понятым – признаки «обыкновенности», несчастья и духовной трагедии. Именно это отражено в сцене «воробьной» ночи, как апогея одиночества героя. Эффект от которой усиливается, даже эволюционирует в финальной сцене встречи Николая Степановича и Кати. Абсолютная безысходность, звучащая в словах героя: «Прощай, моё сокровище!» подчеркивает риторический характер всех вопросов, поставленных Чеховым в повести.

Лето на даче

Летом профессор живет с семьей на даче. Ночью его вновь одолевает бессонница, а днем вместо работы он читает французские романы. Он уверен, что творчество — это главное условие личной свободы. О театре, литературе и науке он рассуждает четко и метко. Только мысли о скорой смерти все омрачают. Все остальное практически не меняется: Гнеккер приходит на обеды, прозектор и швейцар регулярно его навещают.

Отдушиной снова становится Катя, которая приезжает прокатить Николая Степановича на своем шарабане. Она тоже печальна, осознавая, что ее жизнь не складывается, а деньги и годы уходят бесследно. Профессор понимает, что шаблонными советами ей не помочь, поэтому не знает, как ответить на ее вопрос: «Что же мне делать?»

Вечерами у нее по-прежнему бывает Михаил Федорович, такой же злословящий и влюбленный. Николай Степанович теперь присоединяется к его нападкам на студентов, литературу и театр.

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

III

Сергей Петрович забросил учёбу и перестал общаться с приятелями. Никогда ещё «голова его не работала так долго и упорно», но «бескровный мозг не повиновался ему» и вместо истины выдавал готовые формулировки.

Этим кнутом стало для него видение сверхчеловека, владеющего силой, счастьем и свободой.

Сергей Петрович смотрел на себя со стороны и видел человека, для которого «закрыто всё, что делает жизнь счастливою или горькою, но глубокой, человеческой». Религию ему заменяла привычка к обрядности и суеверия. Бога он не отрицал, но и не верил в него. Людей он не любил, однако ненавидеть их тоже не умел.

Сергей Петрович читал о страшных убийцах, видел вконец опустившихся людей, слышал рассказы о подвигах во имя идеи и всякий раз думал: «А я бы не мог». В его ушах звучали слова Заратустры: «Если жизнь не удаётся тебе, если ядовитый червь пожирает твоё сердце, знай, что удастся смерть».

Книги внушили Сергею Петровичу сильное и бесплодное желание быть добрым, которое мучило его, как слепца — жажда света. В его будущем не было место для добра — какое добро может принести акцизный чиновник, которым он собирался стать, пойдя по стопам отца. Сергей Петрович представлял свою долгую, честную и нищую жизнь, после которой останется десяток похожих на него детей, а в газете напишут, что он был хорошим работником.

Наконец, Сергей Петрович понял, что полезен лишь как сырьё и объект. Он покупает вещи, еду и тем самым создаёт рабочие места и движет вперёд прогресс. Его жалкую жизнь может исследовать учёный или писатель и создать на её основе, как на фундаменте, свой шедевр. Такая полезность совершенно не удовлетворяла Сергея Петровича, поскольку находилась «вне его воли».

Его «я», не зависящее от слабого мозга, возмутилось, Сергей Петрович сказал себе: «Я сам хочу быть счастливым, сильным и свободным, и имею на это право» и восстал против обезличивающей его природы. Об этом он написал Новикову длинное и сумбурное письмо, но тот на него не ответил.

Сергей Петрович задумался, смог бы он стать счастливым при данных условиях, и сделал вывод, который заставил его «восстать против людей».

Воробьиная ночь

Наступает жуткая ночь с молнией, громами, ветром и дождем. В народе такие называют воробьиными. Профессор просыпается от ужаса перед внезапной смертью. Он никак не может совладать с этим страхом. Его окружают непонятные звуки: то ли стоны, то ли смех.

В это время к нему прибегает жена, которая зовет в комнату Лизы. Та стонет от неизвестной муки и сразу бросается ему на шею. Профессор не знает, как помочь дочери, на душе у которой какая-то тяжесть.

Спустя несколько часов он так и не смог заснуть, тут в окно кто-то стучит. С тяжкими предчувствиями к нему пришла Катя. Она умоляет Николая Степановича забрать у нее деньги и отправиться куда-нибудь лечиться. Когда он отказывается, разочарованно уходит.

Наконец профессор отправляется в Харьков. Там к нему приходит полное равнодушие. Он выясняет, что о Гнеккере никто ничего не знает. Никак он не реагирует даже на телеграмму от супруги, в которой та сообщает, что Гнеккер тайно обвенчался с их Лизой. Такое отношение к миру его пугает, ведь равнодушие — паралич души.

А.П. Чехов — Скучная история

(из записок старого человека) о произведении III

II

После лекции я сижу у себя дома и работаю. Читаю журналы, диссертации или готовлюсь к следующей лекции, иногда пишу что-нибудь. Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей. Слышится звонок. Это товарищ пришел поговорить о деле. Он входит ко мне со шляпой, с палкой и, протягивая ко мне ту и другую, говорит: — Я на минуту, на минуту! Сидите, college! Только два слова! Первым делом мы стараемся показать друг другу, что мы оба необыкновенно вежливы и очень рады видеть друг друга

Я усаживаю его в кресло, а он усаживает меня; при этом мы осторожно поглаживаем друг друга по талиям, касаемся пуговиц, и похоже на то, как будто мы ощупываем друг друга и боимся обжечься. Оба смеемся, хотя не говорим ничего смешного

Усевшись, наклоняемся друг к другу головами и начинаем говорить вполголоса. Как бы сердечно мы ни были расположены друг к другу, мы не можем, чтобы не золотить нашей речи всякой китайщиной, вроде; «вы изволили справедливо заметить», или «как я уже вмел честь вам сказать», не можем, чтобы не хохотать, если кто из нас сострит, хотя бы неудачно. Кончив говорить о деле, товарищ порывисто встает и, помахивая шляпой в сторону моей работы, начинает прощаться. Опять щупаем друг друга и смеемся. Провожаю до передней; тут помогаю товарищу надеть шубу, но он всячески уклоняется от этой высокой чести. Затем, когда Егор отворяет дверь, товарищ уверяет меня, что я простужусь, а я делаю вид, что готов идти за ним даже на улицу. И когда, наконец, я возвращаюсь к себе в кабинет, лицо мое всё еще продолжает улыбаться, должно быть, по инерции. Немного погодя, другой звонок. Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет. Егор докладывает, что пришел студент. Я говорю: проси. Через минуту входит ко мне молодой человек приятной наружности. Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях: он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы. Таких молодцов, которых я, выражаясь на студенческом языке, гоняю или проваливаю, у меня ежегодно набирается человек семь. Те из них, которые не выдерживают экзамена по неспособности или по болезни, обыкновенно несут свой крест терпеливо и не торгуются со мной; торгуются же и ходят ко мне на дом только сангвиники, широкие натуры, которым проволочка на экзаменах портит аппетит и мешает аккуратно посещать оперу. Первым я мирволю, а вторых гоняю по целому году. — Садитесь, — говорю я гостю. — Что скажете? — Извините, профессор, за беспокойство… — начинает он, заикаясь и не глядя мне в лицо. — Я бы не посмел беспокоить вас, если бы не… Я держал у вас экзамен уже пять раз и… и срезался. Прошу вас, будьте добры, поставьте мне удовлетворительно, потому что… Аргумент, который все лентяи приводят в свою пользу, всегда один и тот же: они прекрасно выдержали по всем предметам и срезались только на моем, и это тем более удивительно, что по моему предмету они занимались всегда очень усердно и знают его прекрасно; срезались же они благодаря какому-то непонятному недоразумению. — Извините, мой друг, — говорю я гостю, — поставить вам удовлетворительно я не могу. Подите еще почитайте лекции и приходите. Тогда увидим. Пауза. Мне приходит охота немножко помучить студента за то, что пиво и оперу он любит больше, чем науку, и я говорю со вздохом: — По-моему, самое лучшее, что вы можете теперь сделать, это — совсем оставить медицинский факультет. Если при ваших способностях вам никак не удается выдержать экзамена, то, очевидно, у вас нет ни желания, ни призвания быть врачом. Лицо сангвиника вытягивается. — Простите, профессор, — усмехается он, — но это было бы с моей стороны по меньшей мере странно. Проучиться пять лет и вдруг… уйти! — Ну, да! Лучше потерять даром пять лет, чем потом всю жизнь заниматься делом, которого не любишь. Но тотчас же мне становится жаль его, и я спешу сказать: — Впрочем, как знаете. Итак, по

Советуем почитать

Архипелаг ГУЛАГ – довольно обширная система лагерей, имеющих пристанище во многих точках Земного полушария. В такие страшные места загоняли невинных людей по причине ареста или неправого суда

В некотором царстве, некотором государстве жили-были царь и царица. И не было у них детей. Как-то раз решил царь проверить порядок в своих землях. Все посчитать, переписать. Земли были обширные

Старый казак Микишара работает на пароме. Однажды он перевозил через Дон пассажира, с которым разговорился. Казак расказал, что у его жена умерла, а он остался один воспитывать девятерых сыновей.

В произведении «Четвёртая высота» описывается судьба девушки по имени Марионелла, которую все называли Гулей. Книга написана Еленой Ильиной по мотивам своей жизни, в которой писатель и встретила главную героиню.

Первый роман описывает самое раннее детство писателя. Здесь показаны его отношения с родителями, летние каникулы у тетушки, порядки в доме и традиции, прогулки и визиты в гости. Мальчик очень наблюдательный и проницательный.

Источник

Катя

Только одного посетителя Николай Степанович по-прежнему рад видеть. Это дочь его покойного товарища Катя, которая выросла в семье профессора. С 15 лет она страстно влюбилась в театр. Стала мечтать о славе актрисы, настолько увлеклась, что пошла работать в провинциальные постановки.

Чехов в «Скучной истории» (читать краткое содержание вы можете в этой статье) подробно описывает и ее разочарование. Через два года она поняла, что театральное будущее не для нее, Катя потеряла веру в свой талант, перенесла несчастную любовь, даже пыталась свести счеты с жизнью, похоронила своего ребенка.

Николай Степанович всегда ее любил как дочь, пытаясь помочь советом, для этого писал пространные письма, которые не помогали. Потерпев крушение в своей жизни, Катя живет на остатки состояния отца. Она потеряла интерес к жизни, дни напролет проводит дома за книгами, изредка навещая профессора. Его родных она при этом не любит, и те ей отвечают взаимностью.

Екклесиаст и «Скучная история»

Исследователи творчества Чехова о к библейской Книге Екклесиаста, где человек также решает взглянуть на пройденный им путь в конце жизни: И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! Близость смерти заставляет и героя Екклесиаста, и пожилого профессора из «Скучной истории», испытать «томление духа», оценить прожитую жизнь.

В финале Николай Степанович желает, «чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей». Однако для того, чтобы это осуществилось, в жизни героя не находится места главному: любви, вниманию к самой жизни, своей и чужой. Николай Степанович вдруг понимает, что за «наукой» он «проглядел» «внутреннюю жизнь» — и свою, и близких ему людей. В конце повести герой бессильно пытается прорваться из своего всеохватного одиночества к людям, от предчувствия смерти — к жизни, от жалости к самому себе — к жалости к другим. Это стремление и оказывается проявлением той самой мудрости, «в которой много печали».

Главный герой

В центре повести Чехова «Скучная история», краткое содержание которой вы сейчас читаете, — фигура ученого и профессора Николая Степановича. Он достиг в своей сфере всего, о чем только можно было мечтать, пользуется заслуженным уважением и почетом. При этом он сам старик, которого одолевает неизлечимая болезнь. По собственным оценкам, ему остается жить не более шести месяцев.

Николай Степанович составляет записки, в которых пытается осознать свое положение, считая, что сама судьба приговорила его к смертной казни. В этих заметках он фиксирует свое обычное течение жизни.

Профессора каждую ночь одолевает бессонница, жена и дочь, которых он раньше так любил, теперь только донимают мелкими жизненными трудностями. На работе у него есть несколько приближенных сотрудников. Это швейцар Николай, который предан профессору, и прозектор Петр Игнатьевич, которого он сам характеризует как ученого тупицу.

Лекции в университете, которые он раньше сравнивал с поэтическими произведениями, теперь доставляют одни мучения.

Утро в гостинице

На следующее утро в гостинице ему начинает казаться, что он понял причину своей слабости. Он считает, что в его суждениях и чувствах нет общей идеи. В этом случае достаточно серьезной болезни или страха смерти, чтобы смысл и радость жизни исчезли в один миг. Профессор сдается, решив ждать, чем все это закончится.

В это время в номер входит Катя. Она говорит, что приехала просто так, но при этом роняет письмо от Михаила Федоровича. Снова она спрашивает у Николая Степановича, как ей жить дальше.

Профессор еле стоит на ногах в полной растерянности. Не дождавшись ответа, она уходит куда глаза глядят. Главный герой понимает, что видит ее, скорее всего, в последний раз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: