Школа

Школа

Часть вторая. Весёлое время

Двадцать пятого февраля отца Бориса расстреляли за побег с фронта и антипра­ви­тель­ственную пропаганду. Второго марта в городе узнали, что произошла революция и теперь страной управляет Временное правительство.

В Арзамасе наступило «весёлое время» — уроки в училище отменили, появились эсеры, кадеты, большевики, анархисты. Большевиков в городе не любили, а Ленина считали агентом немецкого кайзера.

Соборный священник объявил, что Иисус тоже был социалистом и революционером, поэтому большая часть арзамасцев, включая Федьку, примкнула к эсерам — партии социалистов-революционеров.

На улицах Арзамаса проходили митинги, раздавались листовки. В городе появился учитель по прозвищу Галка, которого когда-то посадили в тюрьму.

Галка — бывший учитель, большевик, немолодой, умный и образованный, походкой похож на птицу галку, настоящее имя — Семён Иванович

Встретив Бориса, Галка сказал, что сидел вместе с его отцом. От него Борис узнал, что и отец, и Галка были большевиками.

С этого момента всё свободное время Борис проводил в клубе большевиков.

Большевики выступали не на городских митингах, а у бараков беженцев, в деревнях. На одном из таких собраний Борис встретил Федьку, раздававшего в толпе листовки от партии эсеров, и отказался ему помогать.

Несмотря на смену власти, жизнь в стране не изменилась. Войну эсеры собирались вести до полной победы, земля по-прежнему принадлежала помещикам, а заводы — капиталистам.

Вернулся из тюрьмы отец Тимки, найти в Арзамасе работу не смог — никто не хотел брать «политического», и уехал вместе с сыном из города. Так Борис навсегда расстался с единственным другом. В тот же день он узнал от Галки, что клуб большевиков закрыли, а активистов арестовали. Большевики снова стали вне закона.

С Федькой у Бориса дружба не ладилась. Бывший лучший друг стал активистом-эсером, выступал на училищных митингах и собраниях, а Борис после ликвидации большевистского клуба опять «остался на отшибе» и уже собирался уйти из училища.

С подарком отца — маузером — Борис не расставался. Зная это, Федька подбил одноклассников отобрать его у Бориса. Защищаясь, мальчик выстрелил и выпрыгнул в окно.

Дома он узнал, что его исключили из училища и требуют сдать маузер в думскую милицию. Мать попыталась заставить его сделать это, даже спрятала маузер, но Борис нашёл его и тайком уехал в Нижний Новгород, надеясь найти там или родного дядьку-рабочего, или уехавшего туда Галку.

Борис с трудом добрался до Сормово — рабочего района Нижнего Новгорода — но найти Галку не смог, зато отыскал дядьку. Тот успел дослужиться до мастера, о большевиках слышать не хотел и решил немедленно отправить Бориса домой.

Борис снова сбежал, на одном из митингов встретил Галку и от него узнал, что надвигается очередная революция. Мальчик остался при местном большевистском комитете до самой Октябрьской Социали­стической революции.

Глава 4

Деревню, где жила нянька Секлетея Фёдоровна занимали бойцы Зелёной армии. Нянька рассказала, что в этой армии, воюющей с большевиками, состояли сыновья её кума, рыжебородого Фёдора Глебова.

После революционного Петрограда деревенская жизнь казалась Лёньке спокойной и сытой. Его младшие брат и сестра, Вася и Ляля, быстро подружились с сельскими ребятишками, а застенчивый Лёнька долго наблюдал за ними со стороны. Однако вскоре и он влился в компанию деревенский детей, где познакомился с младшим сыном Глебова Игнатом.

Вскоре Лёнька встретился с председателем комитета бедноты Василием Фёдоровичем Кривцовым. Он показал свой огород, где пытался вырастить помидоры. Растениям не хватало очень дорогой бордосской жидкости.

В середине июня в Чельцове появился атаман Хохряков. Лёнька бросился предупредить Кривцова, но того не оказалось дома. Мальчик побежал к дороге, и увидел, что Кривцова уже караулит посланный отцом Игнашка Глебов. К счастью для председателя, хохряковцы вскоре ушли из села. Вернувшись домой, Лёнька напился ледяной воды и заболел дифтеритом. Александра Сергеевна решила везти десятилетнего сына к доктору в Ярославль.

Встреча лейтенанта с пленными фашистами

Лейтенант Виктор Герасимов сидел у входа в блиндаж и обстоятельно рассказывал о бое, о танковой атаке противника, успешно отбитой батальоном.

Виктор Герасимов
 — лейтенант, 32 года, высокий, сутуловатый, с энергичным лицом и седыми висками, сибиряк, сильный как дуб — в молодости был грузчиком на Каме, мужественный, много пережил.

Вдруг он замолчал и его глаза вспыхнули лютой ненавистью — лейтенант увидел медленно шедших по лесу трёх пленных немцев в сопровождении конвойного-красноармейца. Увидев пожилого немца, кинувшего в его сторону «исподлобный, волчий взгляд», Герасимов резко вскочил и приказал красноармейцу идти быстрее.

Присутствовавший при этом политрук объяснил рассказчику, что этот лейтенант был в плену у немцев, очень много пережил там, и после этого живых фашистов не мог видеть, а на мёртвых смотрел даже с удовольствием.

Краткий пересказ по частям «Школы»

Действие разворачивается в 1916-1918 годах – в разгар политических изменений и Гражданской войны в России, которая позже преобразуется в Советский союз. Мальчику Борису в начале повести 12 лет, и, вместо того, чтобы продолжать школьное обучение, ему приходится отправиться на войну и примкнуть к большевикам.

Часть первая. Школа

Когда Борис учился в школе, Россия стояла на пороге революции. Предпосылкой для нее послужило участие нашей страны в Первой мировой войне. Отец Бориса, который раньше работал преподавателем, вынужден был отправиться на фронт, хотя участие России в этом конфликте он считал абсолютно бессмысленным (впрочем, так считали очень многие, что и вылилось в сильное недовольство правительством).

Борис, в силу возраста, политикой особо не интересовался. Он рос, как и все мальчишки – немного хулиганил, проводил время со своим другом Федькой (они вместе проказничали), не очень хорошо учился в школе. Он сильно переживал об отце и молился о том, чтобы немцев поскорее разбили, и их семья воссоединилась.

Однажды Борис нашел отцовские заметки о революции 1905 года. Там он прочитал рассказы, в которых мятежники выглядели праведными героями, а полицейские, которые их ловили – негодяями. Это сильно впечатлило юного Бориса.

Одной сентябрьской ночью отец Бориса тайком вернулся домой. Радость встречи омрачилась тем, что мальчик понял – его отец дезертировал, так как совсем не хотел воевать. Простым солдатам вообще война не нужна – ни русским, ни немцам, ее ведут на верхах. Про дезертира быстро узнали все в городке, и от Бориса отвернулись многие друзья и знакомые. Но он подружился с мальчиком Тимкой – сыном сторожа на кладбище, где скрывался отец Бориса.

Однако долго это не продлилось. Вскоре обоих мужчин – отцов Тимки и Бориса, нашли. Их арестовали за измену.

Часть вторая. Веселое время

В феврале отца Бориса приговорили к смертной казни и расстреляли за дезертирство. А уже в марте в стране все сильно изменилось – революционеры захватили власть и организовали Временное правительство. В городке, где живет главный герой, тоже многое меняется. Уроки в школах больше никто не ведет, а люди начинают делиться на приверженцев той или иной партии. Большевиков никто не любит. Борис же встречает своего бывшего учителя, которого теперь называют Галкой. От него он узнает, что его отец, также, как и Галка, был большевиком.

Борис тоже увлекается большевистскими идеями. Из-за этого он даже ссорится с Федькой, который поддерживает взгляды эсеров. Бывший друг даже как-то пытается отобрать у Бориса немецкий пистолет – единственное, что у того осталось от отца. Но мальчик не хочет отдавать оружие и стреляет, после чего спешит убежать. За это Бориса исключают из школы и требуют сдать пистолет. Тот отказывается, и, наперекор матери, сбегает.

В продолжении краткого содержания«Школа» Гайдара Борис уезжает из родного городка. Он долго странствует, прежде чем снова встретить Галку на митинге. Бывший учитель говорит ему, что готовится еще одна революция, уже со стороны большевиков. Мальчик остается с ним.

Часть третья. Фронт

Борис становится настоящим революционером. Он отправляется в Украину воевать в белогвардейцами. Там он впервые познает горечь предательства и обмана, а также впервые убивает другого человека. Главному герою всего 15 лет, и совершенное убийство пугает его, но он находит в себе силы идти дальше.

Борис присоединяется к отряду, который воюет на Донбассе с немцами и противниками большевиков. Там он сближается с немолодым бойцом Чубуком, но их дружба не длится долго. Они оба попадают в плен к белым, и Чубука убивают. Товарищ Бориса думает, что он предатель, из-за ложных документов, и в дальнейшем главного героя мучает мысль о том, что Чубук не успел узнать перед смертью, что это ошибка. Борис считает, что именно он виноват в гибели друга, и это чувство никак не хочет его отпускать.

На долю Бориса выпадает немало испытаний. Он становится убийцей сам и видит, как погибают его близкие, разочаровывается в собственных командирах, но продолжает верить в справедливость большевистских идей. Он примыкает к отряду Феди Сырцова (командира конной разведки) и пытается заслужить доверие и уважение окружающих излишним героизмом, но у него ничего не выходит. Однако после вступления в партию его наконец приняли за своего. Борису повезло, что командир отряда смог в него поверить, несмотря на совершенные ошибки.

Повесть заканчивается ранением Бориса на поле боя. Он пытается дождаться медиков и думает о том, что даже если он умрет, большевики обязательно победят. В последних строчках произведения Борис видит, что к нему уже приближаются санитары.

О твёрдости незрелых груш и кислоте незрелых яблок

Россия, 20-е годы XIX века. Дворянин, поручик Александр Олексин, вспоминает, как из-за обиды на возлюбленную Аннет, соседку по имению, он заболел, долго лечился в поместье, много читал и начал писать эти «Записки». Его выхаживала кормилица Серафима и её сын Савка — лакей и молочный брат героя. Рассказчик называет его Клитом, как друга Александра Македонского.

Александр рассуждает о непростых отношениях с возлюбленной Аннет, смелой, с характером. Она дочь сослуживца его отца, графа, богатого и спесивого. Вскоре влюблённые мирятся и объясняются, между ними происходит близость. Они дают обет никогда не расставаться и, после того как Аннет поговорит с родителями, пожениться. Александр возвращается на службу в Новгород, в конно-егерский полк, и герои разлучаются, как оказывается, на много лет.

Он вспоминает учёбу в Корпусе. Кадетов муштровали, готовя из них уланов в гвардию. Самому жестокому и нелюбимому преподавателю ученики мстили, за что позже сами же и пострадали. Следствием этого стала смерть юного кадета, о чём рассказчик жалеет всю жизнь. Он признаёт желание мести греховным и суетным. Олексин также рассуждает о предрассудках дворянской чести, побуждающих совершать необдуманные и предосудительные поступки.

Александр — игрок, увлекающийся картёжник, «пленник азарта». Расставаясь с возлюбленной, он обещает ей не играть, но рискует и много проигрывает. Полковой командир считает Александра беспечным, но отпускает домой за деньгами. По дороге в Петербург, к родителям, герой ввязывается в новую карточную игру на постоялом дворе, обыгрывает шайку шулеров и отыгрывает долг.

Рассказчик вспоминает о своей первой дуэли в Москве. Он защитил от пьяного сослуживца прохожих на улице и ранил его на поединке. Из престижной московской гвардии его отправили в ссылку в провинциальный Кишинёв, где он познакомился со ссыльным поэтом Александром Пушкиным. Герой вспоминает, как поэт учил его фехтованию, сам будучи большим мастером.

Рассказчик вновь думает о роковом дне, разлучившем его с Аннет. Находясь в Петербурге, он с родителями поехал делать визиты. Во время одного из ниих отец Анечки прилюдно назвал его подлецом, дал пощёчину и вызвал на дуэль. Герой объясняет инцидент своими добрачными отношениями с Аннет.

Ночью перед поединком герой вспоминает: много лет назад дети соседей-дворян, Саша и Анечка, сразу же понравились друг другу, уединились у пруда, кормили лебедей и ели пирожные, напоследок утопив серебряный поднос.

На поединке Александр стреляет в воздух, а граф ранит его в голову. Чтобы спасти сына от наказания за дуэль, отец определяет его в псковский пехотный полк, что существенно понижает статус бывшего гвардейца.

Часть 2. Весёлое время

Двадцать пятого февраля отца Бориса расстреляли за побег с фронта и антипра­ви­тель­ственную пропаганду. Второго марта в городе узнали, что произошла революция и теперь страной управляет Временное правительство.

В Арзамасе наступило «весёлое время» — уроки в школе отменили, появились эсеры, кадеты, большевики, анархисты. Большевиков в городе не любили, а Ленина считали агентом немецкого кайзера.

Соборный священник объявил, что Иисус тоже был социалистом и революционером, поэтому большая часть арзамасцев, включая Федьку, примкнула к эсерам — партии социалистов-революционеров.

На улицах Арзамаса проходили митинги, раздавались листовки. В городе появился учитель по прозвищу Галка, которого когда-то посадили в тюрьму.

Галка — бывший учитель, большевик, немолодой, умный и образованный, походкой похож на птицу галку, настоящее имя — Семён Иванович

Встретив Бориса, Галка сказал, что сидел вместе с его отцом. От него Борис узнал, что и отец, и Галка были большевиками.

Брифли существует благодаря рекламе:

С этого момента всё свободное время Борис проводил в клубе большевиков.

Большевики выступали не на городских митингах, а у бараков беженцев, в деревнях. На одном из таких собраний Борис встретил Федьку, раздававшего в толпе листовки от партии эсеров, и отказался ему помогать.

Несмотря на смену власти, жизнь в стране не изменилась. Войну эсеры собирались вести до полной победы, земля по-прежнему принадлежала помещикам, а заводы — капиталистам.

Вернулся из тюрьмы отец Тимки, найти в Арзамасе работу не смог — никто не хотел брать «политического», и уехал вместе с сыном из города. Так Борис навсегда расстался с единственным другом. В тот же день он узнал от Галки, что клуб большевиков закрыли, а активистов арестовали. Большевики снова стали вне закона.

С Федькой у Бориса дружба не ладилась. Бывший лучший друг стал активистом-эсером, выступал на училищных митингах и собраниях, а Борис после ликвидации большевистского клуба опять «остался на отшибе» и уже собирался уйти из школы.

С подарком отца — маузером — Борис не расставался. Зная это, Федька подбил одноклассников отобрать его у Бориса. Защищаясь, мальчик выстрелил и выпрыгнул в окно.

Дома он узнал, что его исключили из школы и требуют сдать маузер в думскую милицию. Мать попыталась заставить его сделать это, даже спрятала маузер, но Борис нашёл его и тайком уехал в Нижний Новгород, надеясь найти там или родного дядьку-рабочего, или уехавшего туда Галку.

Борис с трудом добрался до Сормово — рабочего района Нижнего Новгорода — но найти Галку не смог, зато отыскал дядьку. Тот успел дослужиться до мастера, о большевиках слышать не хотел и решил немедленно отправить Бориса домой.

Борис снова сбежал, на одном из митингов встретил Галку и от него узнал, что надвигается очередная революция. Мальчик остался при местном большевистском комитете до самой Октябрьской Социали­стической революции.

Реклама:

Книга 2. В глубине Полесья

Часть 1. В родных краях

На лето Андрей приезжает домой, в небольшом селе Микутичи у Нёмана. Там он встречает семинарского друга и земляка Алеся Садовича, тоже недовольного первым годом работы. Как и Лобанович, Садович хочет найти что-то новое, осмысленное в своей жизни.

Семья Лобановича арендует небольшой хутор. Отец Андрея давно умер, и хозяйством заправляет дядя Мартин, пытаясь прокормить мать Андрея, двух младших братьев и сестрёнку. Земля на хуторе неурожайная, арендная плата постоянно увеличивается, и семья Лобановычей живёт бедно.

Лобанович пытается влиться в семью, но мать и дядя считают его «учёным» и оберегают. Андрей пытается подсказать дяде Мартину, как повысить урожайность земли, но тот предпочитает вести дела по старинке. Именно в Микутичах Лобанович замечает разобщённость крестьян, их нежелание учиться чему-то новому.

С Садовичем Андрей встречается часто, и однажды застаёт у него ещё одного друга, Янку Тукалу. Сдружившись за лето, приятели решают чаще переписываться. В конце лета Андрея назначают в село Выгоны, что под Пинском.

Часть 2. На новом месте

Первым в Выгонах Андрей встречает дьяка Амоса Адамовича Ботяновского, который вызывает в нём антипатию. Лобанович доволен и аккуратным зданием школы, и своей квартирой, просторной и отремон­ти­рованной. Андрей навещает отца Николая, довольно приятного человека.

На сей раз Андрей одними уроками не ограничивается. Он знакомится с Аксёном Калем, крестьянином из Высокого. Этот умный человек лет тридцати не умеет читать и писать, но из-за тяги к справед­ливости местное начальство считает его человеком опасным. Андрей берётся научить его грамоте.

Мировоззрение Андрея меняется, когда он находит на крыльце школы брошюру, раскрывающую «роль политических организаций, на чьих знаменах была написана безжалостная, беспощадная борьба с царизмом». Андрей обсуждает брошюру с Калем.

Дьячок Ботяновский считает Андрея демократом и смутьяном и подглядывает за ним. Вскоре Лобанович знакомится с учительницей Ольга Викторовной Андросовой из соседнего села. В ней Андрей находит единомыш­ленницу. Ботяновский разносит новость по селу, надеясь подорвать репутацию учителя, но выгоновчане видят в этой встрече лишь любовную интрижку.

Теперь все политические события Андрей воспринимает в ином свете. Вместо того, чтобы внушать детям идеи, укрепляющие нынешний политический строй, Лобанович ограничивается чистыми знаниями. Только с Калем Лобанович говорит о политике и разрушает его веру в царя-защитника. Вскоре у Андрея начинает собираться группа крестьян, которым он читает прокламации и листовки.

В Высоком появляется новый писарь Матей Дулеба, ранее работавший учителем. Вскоре он сообщает Андрею, что о его вечерних беседах с крестьянами уже ходят слухи. Матей симпатизирует учителю и просит бросить «эту тёмную работу», зная, что она может завести в тюрьму. Но Андрей остановиться уже не может.

В январе 1904 года начинается война с Японией, которая завершается унизительным для Российской империи Портсмутским мирным договором

Лобанович, живущий в Выгонах уже два года, чувствует в народе ожидание чего-то большого и важного. Он разочарован поражением России в войне, Ольга же этому рада

Она считает, что ненужная война нанесла сильный удар по самодержавию. Андросова, уже состоящая в подпольной организации, отводит Андрея на собрание подпольной ячейки эсеров и народовольцев.

Вскоре по России проходит «грозный вал крестьянских восстаний». Аксён собирает крестьянский сход и призывает и сжечь имение местного помещика, но Андрей убеждает бунтовщиков написать помещику петицию с угрозами и требованием вернуть их законные земли. Получив петицию, пан отправляется в Пинск и поднимает на ноги начальство.

Через несколько дней в стране начинается «гигантская всеобщая забастовка», поскольку «уступки, сделанные царём, не удовлетворили восставший народ». Лобанович надеется на победу революции, но забастовка жестоко подавляется. Андрей замечает, что, кроме дьяка, за ним следят полицейские и люди помещика. Аксёна пытаются арестовать, но тот скрывается. Андрея же арестовывают и под конвоем отвозят в Пинск.

С тоскою жить не значит жить тоскливо

Оправившись после дуэли с графом, рассказчик едет служить в псковский пехотный полк. Отец, заслуженный офицер, наставляет его быть лидером и отцом солдатам. В Пскове он принимает роту, начинает службу, но вскоре уезжает в отпуск для окончательного выздоровления.

Дома родители знакомят сына с соседями-помещиками: генералом, его женой и внучкой Полин, кузиной Анечки. Молодые люди чувствуют родство душ. Полина — замечательная, умная девушка. Тогда же от Савки рассказчик узнаёт, что в Анечкином графском замке живёт её родственник. Тот хвастается Александру, что помолвлен с ней и счастлив. С горя герой пьёт, понимая, что любимая потеряна окончательно.

Рассказчик узнаёт, что майор Раевский — приятель по ссылке — арестован в Кишинёве. Олексин вспоминает, как вместе с Раевским и Пушкиным освобождал из тюрьмы разбойника Урсула — молдавского «Робин Гуда». Это была целая секретная операция с множеством участников. Поэт отвлекал коменданта крепости, а рассказчик с Раевским проникли в каземат, где Александр разогнул оконные решётки, используя свою огромную силу.

Урсул тогда бежал, а Александру вся затея казалась весёлым розыгрышем. Теперь Олексин гадает: не поэтому ли арестован майор. Также он вспоминает про бой с турками, в котором участвовал вместе с молдавским господарем Мурузи, за голову которого турецкий султан обещал награду. Юный поручик храбро ввязался в бой, убил врагов. Вскоре после этого ссылка закончилась.

Перед отъездом рассказчика в псковский полк Полин с родственниками гостит у него в имении. Молодые сближаются. На прогулке возле графского пруда, где некогда влюбились юные Саша и Анечка, Полин признаётся Александру, что любит его с того самого дня. Она упрекает его, что он никак не может забыть Анечку, хотя знает, что они больше не встретятся. Тронутый чувствами девушки, рассказчик делает ей предложение. Происходит помолвка, назначается дата свадьбы. Александр не влюблён, он тоскует по Анечке, но видит в Полин женщину-друга, умную и отважную. Герой уезжает на службу в полк.

Медленно тянется служба в пехоте, рассказчик привыкает к солдатам, учит их и сам учится у них. Подчинённым он втолковывает, что по окончании службы по закону они перестанут быть крепостными и получат волю. Учит их быть внутренне свободными, ибо только такой солдат способен защитить Отечество.

В 1825 году в Петербурге происходит восстание декабристов. Полк Александра не участвует в подавлении бунта. Из-за происшедшего отец героя заболевает, Александру дают краткосрочный отпуск. Отец критикует заговорщиков, как и большинство дворян, не поддержавших антимонархического выступления.

Александр встречается с невестой и показывает ей запрещённую рукопись Пушкина «Андрей Шенье». Полин усматривает в стихах предвидение революции и пишет над стихами посвящение: «На 14 декабря». Она сочувствует восстанию декабристов и интересуется, как к нему относится жених. Впервые герой задумывается о целях заговорщиков и смотрит на случившееся беспристрастным взглядом, а не как офицер под присягой. Находясь в сильном душевном волнении, герои вступают в близость.

По дороге в Псков герой мучается из-за того, что предал любовь к Анечке, напивается, играет в карты с незнакомым поручиком и в азарте проигрывает копию «Андрея Шенье». Мучаясь угрызениями совести и чуть не застрелившись, он отыгрывает драгоценные стихи, едва не проиграв при этом Савку.

Друзья детства спешат попрощаться с умирающей кормилицей Серафимой. Перед смертью старушка пытается сообщить герою важную новость об Анечке, но произносит только имя — Ванечка. По прибытии на службу Александра арестовывают.

Последние годы жизни

Тимур Гайдар, биография которого вошла в историю журналистики, так как он стал первым представителем профессии, который получил звание выше полковника, ушел в отставку, будучи уже контрадмиралом. И, надо сказать, что далеко не все его коллеги радовались, когда он получил это звание. В те непростые времена у Тимура Аркадьевича было много завистников, которые считали, что его успехи и заслуги незаслужены и обусловлены в основном знаменитой фамилией.

В последние годы жизни Тимур Гайдар, биография которого полна опасных событий, связанных с профессиональной деятельностью военного журналиста, был Почётным гостем и активно помогал Московскому Дворцу пионеров и школьников им. А. П. Гайдара, который расположен в московском районе Текстильщики. В это время он вместе с женой жил в писательском посёлке Красновидово, над которым после его смерти был развеян его прах.

Часть первая. Школа

Двенадца­тилетний Борис Гориков жил в тихом городке Арзамасе. Борис Гориков — школьник, легкомысленный, недисци­пли­ни­рованный, наивный, храбрый и честный

Отец Бориса, школьный учитель, воевал на фронте Первой мировой войны, мать работала фельдшерицей. Маленькая сестрёнка Бориса в школу ещё не ходила.

Мать мальчика была постоянно занята, и Борис «рос сам по себе» — учился плохо, хулиганил, мечтал стать матросом и гордился своим отцом-героем, который сражается с германцами. Со своим лучшим другом и одноклассником Федькой Башмаковым Борис проказничал, летом строил плот и воевал с соседскими мальчишками.

Федя Башмачников — друг Бориса, сын почтальона, рассуди­тельный всезнайка, интересуется политикой

Каждое утро в школе Борис молился за победу над немцами, пел «Боже, царя храни» и политикой не интересовался. Узнав от Федьки о революции 1905 года, мальчик принялся расспрашивать мать, и та позволила ему порыться в отцовских книгах. Там Борис нашёл сборник рассказов, в которых полицейские были негодяями, а революционеры, которых они ловили, — героями. Эти рассказы поразили и увлекли мальчика.

Бориса огорчало, что его отец редко шлёт письма и не рассказывает в них о своих подвигах. Однажды незнакомый солдат принёс весточку от отца — толстое письмо и свёрток для Бориса. Он рассказал о голодной жизни в окопах. Борис с удивлением понял, что ничего героического в этой жизни нет, а простые солдаты не хотят воевать.

В свёртке оказался небольшой маузер с запасной обоймой, а над толстым письмом мать проплакала всю ночь.

В сентябре отец Бориса вернулся с фронта. В дом он пробрался тайком, и Борис сразу понял, что он дезертир. Отец на многое открыл Борису глаза. Оказалось, что немцы тоже не хотят воевать, но правительства воюющих стран не желают заключать мир. Отец считал, что их придётся заставить сделать это.

В школе узнали, что отец Бориса — дезертир, от мальчика все отвернулись. Отец прятался у кладбищенского сторожа, и Борис подружился с его сыном Тимкой.

Тимка — друг Бориса, сын кладбищенского сторожа, маленький, щуплый, слабый, боязливый, единственное увлечение — ловля певчих птиц

Вскоре и сторожа, и отца Бориса арестовали.

Часть 1. Школа

Двенадца­тилетний Борис Гориков жил в тихом городке Арзамасе.

Борис Гориков — школьник, легкомысленный, недисци­пли­ни­рованный, наивный, храбрый и честный

Отец Бориса, школьный учитель, воевал на фронте Первой мировой войны, мать работала фельдшерицей. Маленькая сестрёнка Бориса в школу ещё не ходила.

Продолжение после рекламы:

Мать мальчика была постоянно занята, и Борис «рос сам по себе» — учился плохо, хулиганил, мечтал стать матросом и гордился своим отцом-героем, который сражается с германцами. Со своим лучшим другом и одноклассником Федькой Башмаковым Борис проказничал, летом строил плот и воевал с соседскими мальчишками.

Федя Башмачников — друг Бориса, сын почтальона, рассуди­тельный всезнайка, интересуется политикой

Каждое утро в школе Борис молился за победу над немцами, пел «Боже, царя храни» и политикой не интересовался. Узнав от Федьки о революции 1905 года, мальчик принялся расспрашивать мать, и та позволила ему порыться в отцовских книгах. Там Борис нашёл сборник рассказов, в которых полицейские были негодяями, а революционеры, которых они ловили, — героями. Эти рассказы поразили и увлекли мальчика.

Брифли существует благодаря рекламе:

Бориса огорчало, что его отец редко шлёт письма и не рассказывает в них о своих подвигах. Однажды незнакомый солдат принёс весточку от отца — толстое письмо и свёрток для Бориса. Он рассказал о голодной жизни в окопах. Борис с удивлением понял, что ничего героического в этой жизни нет, а простые солдаты не хотят воевать.

В свёртке оказался небольшой маузер с запасной обоймой, а над толстым письмом мать проплакала всю ночь.

В сентябре отец Бориса вернулся с фронта. В дом он пробрался тайком, и Борис сразу понял, что он дезертир. Отец на многое открыл Борису глаза. Оказалось, что немцы тоже не хотят воевать, но правительства воюющих стран не желают заключать мир. Отец считал, что их придётся заставить сделать это.

В школе узнали, что отец Бориса — дезертир, от мальчика все отвернулись. Отец прятался у кладбищенского сторожа, и Борис подружился с его сыном Тимкой.

Тимка — друг Бориса, сын кладбищенского сторожа, маленький, щуплый, слабый, боязливый, единственное увлечение — ловля певчих птиц

Вскоре и сторожа, и отца Бориса арестовали.

Продолжение после рекламы:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: