Краткое содержание и литературный анализ «людочки» астафьева в. п

Краткое содержание произведения

Рассказ написан в 1987 году в жанре деревенской прозы и состоит из нескольких глав. Эту историю автор услышал много лет назад, но она до настоящего времени сохраняется в памяти и заставляет сердце сжиматься сильнее. Возможно, причина кроется в ее простоте и обыденности.

Главную героиню зовут Людочка. Девушка выросла в глухой деревне. Ее отец был простым колхозником, который от тяжелой работы и безысходности быстро спился. По характеру это был глуповатый человек, не уделявший дочери никакого внимания. Мать девушки постоянно хлопотала по хозяйству. Она волновалась за судьбу дочери, но из-за постоянного безденежья не могла ей дать лучшую жизнь. В тяжелой домашней обстановке с постоянно пьющим отцом Людочка выросла замкнутой и необщительной.

Жизнь в городе

После школы она решила уехать в город. Начать новую жизнь девушка решила с посещения парикмахерской. Получив отказ от мастера покрасить и завить волосы, девушка решила дождаться ее около входа и попроситься на работу. Старая парикмахерша Гавриловна согласилась и поселила Люду в своей квартире с условием, что девушка будет помогать ей. Обучение давалось с большим трудом. Людочка научилась только стричь под машинку.

Дорога домой проходила через парк паровозного депо. Это было довольно мрачное место. Большинство деревьев погибло, воздух был наполнен ужасающим запахом сточных вод. Но в парке стояли скамейки, играли дети, гуляли жители близлежащих домов. По дороге домой Людочка случайно сталкивается с местной шпаной, которой руководит Артемка по кличке «Мыло». Он иногда заходил в парикмахерскую к девушке.

Однажды Людочка отправилась в центральный парк на танцы. Ее поразило вызывающее поведение присутствующих. После того как к ней стал приставать незнакомый парень, она в ужасе убежала домой.

Спустя некоторое время, из колонии возвращается уголовник Стрекач. Ходили слухи, что еще в школе он промышлял грабежами и разбоями. После того как парень кого-то порезал, его поставили на учет в милицию. После попытки изнасилования он сел в тюрьму. Находясь на свободе, он продолжал воровать и грабить, поэтому большую часть своей жизни провел в колонии. Местные хулиганы боялись его и считали своим авторитетом.

Случайно Стрекач, маявшийся от безделья, заметил девушку и начал к ней приставать. Артем попытался заступиться за нее, но Стрекач бросил Людочку на скамейку и изнасиловал на глазах у шпаны. После этого он заставил парней надругаться над ней. Дома Гавриловна старалась утешить девушку. Униженная Людочка уезжает домой.

Возвращение в деревню

К моменту приезда в деревне осталось всего два дома, в одном из которых проживали мать с отчимом. В скором времени умирает единственная соседка — бабка Вычуганиха.

Муж матери оказывается добрым человеком. Большую часть жизни он провел в ссылках и лагерях, и поэтому его радуют каждые мелочи.

Смерть девушки

Люда возвращается в город. Поскольку в общежитии не оказалось свободных мест, она остается у Гавриловны, которая очень переживает за девушку. Она учит ее не ходить через парк. По дороге домой Люда вновь встречает местную шпану, которая пугает ее Стрекачом.

От отчаяния и одиночества девушка решается на самоубийство. После похорон отчим нашел в парке всю компанию. Увидев его, Стрекач выхватил нож, но отчим перехватил его руку. В страхе шпана разбежалась. После это происшествия мать и отчим возвращаются домой. Женщина хочет сохранить еще не родившегося ребенка, понимая, что не смогла уберечь единственную дочь.

В милиции от Артема не смогли добиться ни признания в убийстве Стрекача, ни показаний о том, кто это мог сделать. После предупреждения его отпустили. Смерть Людочки произвела на парня сильное впечатление. После выхода из следственного изолятора он решил стать электриком и поступил в училище связи. Через год он женился, а спустя несколько месяцев, в семье появился ребенок.

В местной газете появилась небольшая заметка о криминальной обстановке в городе. Однако о смерти Людочки и Стрекача в ней не упоминалось. Молодые люди пополнили ряды самоубийц, ушедших из жизни по неизвестной причине. Ведь после себя они не оставили ни записок, ни ценностей.

Краткое содержание

Автор указывает во вступлении, что услышал эту историю около 15 лет назад. Имени девушки он не знает и никогда ее не видел, но почему-то думает, что звали ее Людочка.

Людочка родилась в бедной крестьянской семье. Ее отец был пьяницей и «наградил» дочку слабым здоровьем. Девочка часто болела, много плакала, была застенчивой и малообщительной.

Отец Людочки вскоре бросил ее мать и навсегда исчез. В дом стали часто приходить мужики, которые оставались ночевать. Один из них привязался к одинокой женщине и стал с ней жить. Девочка побаивалась отчима, хотя ничего плохого он ей никогда не делал.

Когда Людочка окончила десять классов, мать приказала ей отправляться в город (железнодорожный поселок): девушке больше нечего делать в глухой деревне. Первым делом Людочка зашла в городскую парикмахерскую. Сделав себе прическу, она сама предложила свою помощь в работе: подмести, подать что-нибудь. Вечером девушка попросилась у одной парикмахерши (Гавриловны) стать ее ученицей.

Гавриловна, немного поразмыслив и проверив документы Людочки, оформила ее на работу и даже разрешила ей пожить в своем доме. Пожилая женщина лишь дала девушке строгие указания: не водить парней, не курить, не пить и т. д. Приютив однажды двух развязных девиц, Гавриловна навсегда зареклась пускать таких в дом. Людочка еще не была «испорчена» городской жизнью и поэтому стала «исключением из правил».

Обучение парикмахерскому делу давалось деревенской девушке с трудом. В результате она не смогла сдать экзамен на мастера и осталась работать в парикмахерской уборщицей. Все же Людочка не оставляла попыток повысить свою квалификацию. В свободное время она с грехом пополам стригла всех желающих бесплатно.

Гавриловна уже через год должна была выйти на пенсию. Постепенно она переложила на плечи Людочки все хозяйственные дела, пообещав за это прописать девушку в своем доме. Гавриловна надеялась таким образом облегчить свою старость.

Ежедневная дорога Людочки от трамвайной остановки до дома Гавриловны шла через одну из главных «достопримечательностей» города – парк вагонно-паровозного депо. Через весь парк была прокопана канава, представляющая собой зловонное место для сброса самых разных отходов. В канаве находилась труба, по которой обычно текла горячая вода.

По вечерам в парке часто «отдыхали» городские жители: пили, играли в карты, занимались любовью. Особой популярностью это место пользовалось у городской шпаны, неформальным лидером которой был Артемка-мыло.

Людочка часто стригла Артемку, но никак не могла привести в порядок его густую шевелюру. Хулигана это не огорчало. Он продолжал ходить в девушке и во время стрижки постоянно пытался ее «облапать». Поначалу Людочка просто старалась увернуться от назойливого кавалера, но однажды сильно ударила его по голове машинкой. После этого случая Артемка присмирел и даже взял девушку под свою «защиту», запретив всей шпане трогать ее.

Сочинение по повести В. П. Астафьева «Людочка»

В.П.Астафьев – один из наиболее читаемых писателей двадцатого столетия. Родившийся до войны и познавший за свою жизнь много трудностей, он очень хорошо знал жизнь простого человека, душу и чувства… Характерным примером может послужить произведение Людочка. Главная героиня – молодая девушка, приехавшая в город из деревни, чтобы найти работу и жилье. И жилье, и работу, в общем-то, она находит; и устраивается в городе, но заканчивается ее жизнь очень скоро – самоубийством. Отчего это происходит, нам поясняет автор, от лица которого и ведется повествование. Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке Вычуган. Родители ее были колхозниками, а отец к тому же еще и пил, в результате чего жил не слишком долго. Людочка росла, как вялая примороженная трава, в школе была очень тихой троечницей, но до двоек не опускалась. После смерти отца в доме матери появлялось много разных мужчин, но один из них задержался надолго, крепко врос в хозяйство и в семью. К Людочке он никак не относился, не ругал и не обижал, но она его побаивалась. … Приехав в город, Людочка пытается устроиться на работу в привокзальную парикмахерскую, убирать и подметать пол. На житье Людочка устраивается к пожилой парикмахерше Гавриловне с условием, что уйдет в общежитие, как только станет мастером. Однако, учение у Людочки идет туговато, из за чего она продолжает работать уборщицей и жить у Гавриловны. Гавриловна же, почуяв в девушке слабинку, постепенно сваливает на нее все домашние дела. Между тем время от времени Людочка пытается делать стрижки и на дому – чтобы набить руку, и среди тех, кого она обычно стрижет, оказывается и Артемка – мыло, прозванного так за волосья, напоминающие собой пену. Однако приходит Артемка не столько для того, чтобы Людочка его подстригла, столько для того, когда ее руки заняты ножницами, начинал хватать Людочку за разные места. Из-за этого Людочка как-то до крови ударяет Артемку по голове стригущей машинкой. Это действует положительно: Артемка – мыло перестает лапать Людочку и всей шпане велит ее не касаться. С тех пор Людочка перестает, кого бы то ни было бояться и с работы ходит через парк, который – самое что ни наесть логово шпаны. В это самое время возвращается из мест совсем неотдаленных всем в округе известный человек по прозванию Стрекач. Стрекачом его называли за то, что всем своим обликом он напоминал того самого жука с длинными хрусткими усами. С самого раннего детства, порочный, в школе еще промышлявший вором, потом как-то резавший кого-то и даже чуть не изнасиловавший почтальоншу, он дожил до того, что к годам тридцати лишь изредка появлялся, как в отпуск; после очередной отсидки. Приехав в этот раз, Стрекач маялся от безделья, шпана ловила каждый его взгляд и слова: он был хан. В тот вечер Стрекач сидел на скамейке в парке, вокруг шпана, он поплевывал сквозь зубы, пил дорогой коньяк из горлышка стоящей рядом бутылки и ныл: Бабу бы-ы-ы. Шпана его успокаивала, говорила, что вот-вот народ с танцев повалит… Людочка, как обычно, возвращалась с работы через парк. Стрекач ее увидел, подтащил за поясок к себе, а потом и перекинул через скамью. Сделав свое дело и раскровив ладонь об осколки бутылок, Стрекач приказал шпане продолжить начатое им. После произошедшего, Людочка еле добегает до дома Гавриловны, и теряет сознание. На следующий день Людочка едет домой к матери, но ничего не рассказывает. А матери, и дело нет до Людочки – она вот-вот должна родить от нового мужа, и Людочка вновь возвращается в город. Жизнь ее круто меняется: шпана не дает ей проходу, требуя развлечений, а за попытку что-то кому-то сказать, обещают спалить дом Гавриловны. Людочка не выдерживает, и, как-то раз, надев старенькое платьице и галоши, вешается на высоком суку в парке. …На похороны приезжают мать и отчим Людочки. Гавриловна подвывает, мать Людочки плачет тихо, только слезы громко стукаются о тарелку. Все это доводит отчима Людочки до крайней формы исступления: выпив стакан водки, он идет в злополучный парк и, изрядно потрепав Стрекоча, бросает его в канаву с кипящей протухшей водой. После таких испытаний Стрекач, получив множество ожогов, гибнет. Так завершается повесть В.Астафьева Людочка.

Глава 4

Оказавшись в родной деревне, Люда увидела, что в ней осталось только два жилых подворья – их и бабки Вычуганихи. Другие дома забросили давно, на это указывали окна, которые были забиты досками, и два дерева – черемуха с тополем, они росли посреди домов. В тот год, когда Люда закончила школу, на старой яблоне уродилось много красных яблок, урожай на редкость большой. Но Вычуганиха сказала, что это не к добру, и не советовала брать те яблоки. Однажды ночью ветвь от тяжести плодов обломилась, и от яблони остался лишь плоский и голый ствол, напоминающий собой крест. Он стоял за домами и символизировал кончину еще одной российской деревни. Потом Вычуганиха умерла, мужчины-трактористы свезли ее на погост, похоронили, а Людина мать выставила на стол, что было, чтобы старуху помянули.

Мать уже носила под сердцем ребенка отчима, она по-женски стазу почувствовала, что произошло в жизни дочки, но не старалась ее утешать, так как считала, что для женщин это больше неизбежность, чем беда, что каждая баба должна справиться с этой неизбежностью сама, что первый ветер березу клонит, но не ломает.

Продолжительная семейная жизнь с мужем-алкоголиком ожесточила душу матери, сделала ее равнодушной к беде других, она считала, что  все должны справляться с собственным горем сами. С Людой мать общалась отстраненно и с холодком, стараясь постоянно перевести разговор на тему их с новым супругом планов.

Отчим еще был на работе, мать поручила ей принести дрова и подоить корову, сама же занялась приготовлением похлебки. Люде она предложила спиртное, но девушка отказалась, ответив, что ни стричь, ни пить она так и не смогла научиться. На это мать сказала, что не Боги горшки обжигают.

Когда доила корову, Людочка вспомнила, как неловко купался отчим. Возвратившись, девушка поведала о том матери, а та рассказала дочери, что он много лет провел в лагерях, но остался «порядочным человеком», поэтому женщина его выбрала. Думая об этом, Людмиле хотелось рассказать отчиму о случившемся, она хотела, чтобы он утешил ее, но смущалась и никак не могла решиться на разговор. А сам отчим был человеком молчаливым. В результате Люда собралась ехать рано утром, на это мать ее никак не отреагировала.

Стрекач

Из колонии возвращается еще один персонаж этого рассказа — уголовник Стрекач. Больше похожий на узкоглазого жука. Он еще в школе начал заниматься разбоем. С седьмого класса носил с собой нож. Вскоре кого-то порезал и встал на учет в милицию.

После попытки изнасилования он получил свой первый срок. Но даже после этого не угомонился, воровал на дачах. С тех пор большую часть жизни проводит в колониях. Местная шпана считала его авторитетом и своим учителем.

В один из вечеров он изнывал без дела, пока случайно не заметил Людочку. Артем попытался замолвить за нее слово, но Стрекач его не послушал. На него напал кураж. Он схватил девушку и стал усаживать себе на колени. В результате кинул на скамейку и изнасиловал. Вся шпана внимательно за этим наблюдала.

Чтобы не он один был виновником, он заставил и остальных надругаться над Людочкой. Увидев растерзанное тело девушки, Артем сначала хотел накрыть ее плащом, но она, будто обезумев, убежала от него. На крыльце дома Гавриловны она упала, потеряв сознание. В себя она пришла уже на старом диване, куда ее перетащила сердобольная хозяйка. Она как могла утешала свою жиличку.

Глава шестая

Наденька перестала встречаться с Каляевым. Вместо прогулки по Москве, она отправилась на Патриаршьи пруды, где встретилась с Грапой, своей бывшей горничной, которую уволили из-за её каприза.

Коронацию Наде увидеть не удалось. Вечером Наденька и Хомяковы любовались иллюминацией московских улиц. В конце прогулки они встретили Немировича-Данченко и пригласили его на ужин, во время которого состоялся разговор о будущем России.

Хомяков считал, что в России нет равновесия между формой и содержанием — правящие круги поклоняются внешнему блеску и не видят народной нищеты. Это равновесие сложно восстановить постепенно, поэтому России грозит революция.

Надя спросила Немировича-Данченко, не составит ли он ей протекцию, как знаменитый журналист. Тот отказал, добавив, что барышни берут интервью только в Америке, а Наденька — «сказочница и по письму, и по натуре», вот пусть сказки деткам и пишет.

Кто виноват в смерти Людочки?

Тут нет конкретного ответа. Проблематика произведения настолько глобальна, что затрагивает не только злобу и жестокость маргиналов с окраин, но и кризис общечеловеческих ценностей. Девушка стала жертвой морального падения всего общества в целом, его духовного обнищания, которое укрыл в себе город шумом и гамом вечно кипучего муравейника.

Ее безмолвная жертва не должна оставаться в тени, по мнению писателя. Ужас ее положения должен быть осознан людьми, чтобы они были внимательнее к близким и добрее к окружающим. Быть может, именно обычное, бытовое зло сформировало Стрекача, жесткие нравы и невежество подчинили Артема, а бесконечная вереница трудностей сломили Гавриловну и мать Люды. Они, в свою очередь, погубили героиню. Так эта эстафета не прервется, пока все мы не начнем следить за своими поступками так же строго и бескомпромиссно, как за героями Астафьева.

Источник

Проблематика персонажей

Виктор Петрович Астафьев славится тем, что в его текстах отсутствуют полностью положительные или отрицательные герои. Он старался передать жизнь такой, какой она была.

Поэтому виноваты все персонажи, включая Людочку. С одной стороны, она представлена, как добрая и наивная девушка, но с другой, именно она боится пойти на жертвы, когда лежит в больнице в одной палате с умирающим лесорубом. Он хороший мужчина, и с ним у Людочки могла бы случиться любовь, но человек при смерти, а девушка боится брать на себя ответственность, ведь никто не может сказать, будет ли он жить и не останется ли инвалидом.

Именно о лесорубе Людочка часто вспоминает перед тем, как повеситься. Она думает, что слишком легко променяла собственное «счастие» на перспективы большого поселка. Оставив короткую записку, девушка вешается в том же парке, где на нее свалилось несчастье, на хвостике своей старой колыбельки.

Характеристика отрицательных героев «Людочки» Астафьева тоже неоднозначна. Писатель вовсе не пытается сделать их жестокими. Он рассказывает о том, как живется людям в ситуации, когда общество отворачивается от них, закрывает глаза на горе и бедствия посторонних, а то и родных. Он вовсе не приводит аргументов, оправдывающих Стрекоча или Артема, но показывает их, как потерянных личностей, от которых все отказались.

Проблематика персонажей

Виктор Петрович Астафьев славится тем, что в его текстах отсутствуют полностью положительные или отрицательные герои. Он старался передать жизнь такой, какой она была.

Поэтому виноваты все персонажи, включая Людочку. С одной стороны, она представлена, как добрая и наивная девушка, но с другой, именно она боится пойти на жертвы, когда лежит в больнице в одной палате с умирающим лесорубом. Он хороший мужчина, и с ним у Людочки могла бы случиться любовь, но человек при смерти, а девушка боится брать на себя ответственность, ведь никто не может сказать, будет ли он жить и не останется ли инвалидом.

Именно о лесорубе Людочка часто вспоминает перед тем, как повеситься. Она думает, что слишком легко променяла собственное «счастие» на перспективы большого поселка. Оставив короткую записку, девушка вешается в том же парке, где на нее свалилось несчастье, на хвостике своей старой колыбельки.

Характеристика отрицательных героев «Людочки» Астафьева тоже неоднозначна. Писатель вовсе не пытается сделать их жестокими. Он рассказывает о том, как живется людям в ситуации, когда общество отворачивается от них, закрывает глаза на горе и бедствия посторонних, а то и родных. Он вовсе не приводит аргументов, оправдывающих Стрекоча или Артема, но показывает их, как потерянных личностей, от которых все отказались.

Основы сюжета

Главный герой родился в деревне, жил с матерью и отчимом. Но, как и все, она стремилась к цивилизации, где, как ей казалось, были перспективы. Именно поэтому, окончив 10 классов, она переезжает в деревню, где знакомится с Гавриловной. Она видит наивность девушки и предлагает ей жить в свободной комнате, а также помогает по хозяйству.

С одной стороны, Гавриловна предстает перед читателями нравственной и доброй женщиной. Но с другой стороны, именно она преследует корыстные мотивы, надеясь, что девушка сможет помочь ей с уборкой, работой по дому, составить компанию и избавить от скуки.

Основные сцены происходят в заброшенном парке. С их помощью автор хотел показать, насколько сильно окружающая действительность влияет на людей. Здесь:

  • Горы мусора. Местные жители используют парк как свалку.
  • Канализационные отходы, источающие неприятный запах далеко за пределы парка.
  • Плохая растительность из-за нарушенной экологии.
  • Мрачный даже при ярком солнечном свете.

Людочке приходилось ходить по этому парку каждый день. По вечерам оно оживало: здесь устраивались танцы, приходили юноши и девушки, развлекались дешевым алкоголем и скудными закусками. Героиня и подумать не могла, что здесь с ней произойдут ужасные вещи, поэтому она совершенно не боялась, когда пересекала местность. Кроме того, предводитель местной детворы Артем пообещал ей защиту.

Из-за случившегося Людочка очень переживает. Она обращается сначала к Гавриловне, потом к матери, но везде находит только равнодушие. Только отчим, никогда прежде не проявлявший к дочери родительских чувств, решает отомстить, как и положено отцу, и наказывает обидчика. Но было уже слишком поздно. Главный герой не находит поддержки и совершает самоубийство.

Глава 6

Вспомнился Люде случай в больнице, когда она  лечила там воспаление легких. Девушка видела, как по вине докторов умирал парень, лежа один в коридоре. Врачи не выявили опасности для жизни в его случае и этим обрекли его на мучительную смерть. В то время  у него на голове вызрел фурункул и в мозг прорвался гной. Люда старалась хоть как-то утешить его в последние мгновения жизни. На протяжении ночи девушка читала ему стихотворения и молитвы. А он понимал, что ему уже не жить, а Люде жить дальше. Утром он отвернулся к стене и плакал. Юноша понимал, что все ждут его смерти, потому что сами тоже мучаются с ним. А теперь, когда горе Люды было безутешным, она особо глубоко ощутила всю отверженность и боль умирающего в муках человека.

Ей пришлось самой познать притворное, лукавое  сочувствие людей в собственном горе. И теперь она не могла понять, почему притворялась, что жалеет умирающего юношу,  ее охватил стыд. Она думала, что если бы она искренне сочувствовала ему, осталась бы с ним и взяла бы все его муки и боль, то может и пробудила бы в нем неистовое стремление к жизни, желание бороться за нее, которые бы подняли умирающего человека с колен. Даже если бы этих чудес не произошло, понимание того, что она искренне готова была сделать все возможное и невозможное для этого парня, отдать всю себя, придало бы Людмиле силы, сделало бы ее более стойкой. А так, девушка считала, что она совершила предательство не только по отношению к молодому лесорубу, а и к себе тоже. Люда считала, что отчим из людей сильных, и он смог бы помочь ей, утешить ее. Потом подумала, что нужно ли вообще осуждать людей, равнодушных к ее беде?  Одиночество и горе равняет всех, и не стоит кого-либо презирать либо стыдить.

Проблематика рассказа

При анализе проблем «Людочки» Астафьева у современного читателя возникнет немало вопросов. В первую очередь критическая криминальная ситуация в городе, где злополучный парк обходит стороной даже милиция. Молодежь пущена на самотек, место учителей жизни занимают вчерашние зэки. Центральная проблема рассказа «Людочка» Астафьева, анализ произведения это подтверждает, криминализация и маргинализация молодежи.

Отсюда вытекает еще одна беда. Зачастую люди вынуждены оставаться один на один с криминалом. Общество из-за этого начинает ожесточаться. Поэтому отчим главной героини вынужден самостоятельно наказывать насильника, не надеясь на справедливое правосудие.

В анализе «Людочки» Астафьева можно также отметить, что увядание страны у автора сопровождается экологическим кризисом. Вопросы спасения окружающей среды становятся ключевыми. В захудалом парке гниют человеческие души. Астафьев уверен, что в городе с такой экологией человек не может быть здоров ни физически, ни нравственно.

Одна из главных бед героини — равнодушие. В анализе «Людочки» Астафьева это всегда отмечается. Она не получает поддержки от близких, ее горя никто не понимает. Знакомую не жалеют ни родные, ни знакомые. К тому же в произведении поднимаются не только социальные, но и философские вопросы. Больше всего писателя возмущает не сам факт изнасилования, а реакция на него окружающих.

Глава 9

Похоронили Людочку на городском кладбище. Мать то сдерживала себя, обслуживая пришедших, глотая соленые слезы, то голосила. Гавриловна абсолютно не сдерживалась. Плакала так, словно потеряла родную дочь, не скрывая, как привыкла к Людочке. Выпив стакан водки, мужчина «пошел покурить» и ушел в парк. Там наткнулся на разросшуюся компанию Стрекача.

Он увидел его, сначала говорил спокойно, потом нахамил на тюремном жаргоне, и, конечно, Стрекач полез за ножиком. Но отчим выбил финку вместе с куском ткани. В итоге сильный, закаленный работой мужчина быстро одолел уголовника и выбросил его в кипящее месиво реки под трубой. Преступник взвыл и обварился. Его шпана стала подбирать иностранные пуговицы, выпавшие из кармана главаря. Заслонив отчиму дорогу, они вдруг обмякли и пропустили его, почувствовав в нем настоящего «пахана». Он-то не гнул спины перед начальниками, был настоящим авторитетом и в его сдержанном гневе чувствовалась настоящая дикая мощь.

Он ушел и по пути скрошил тот сучок, где повесилась Люда. Придя домой к Гавриловне, он выпил немного водки, но сдержал себя и не стал пить еще. Они с женой пошли к электричке. Она еле поспевала за ним, но он делал все, чтобы ей было комфортно: нес сумку, потом нашел место в электричке, а затем еще и сел так, чтобы ей было удобно опереться. По пути мать молилась и просила у Бога прощения за то, что не уберегла Люду. Также просила, чтобы ребенок живым родился.

Детство — краткое содержание для читательского дневника повести Льва Толстого

Проблематика персонажей

Виктор Петрович Астафьев славится тем, что в его текстах отсутствуют полностью положительные или отрицательные герои. Он старался передать жизнь такой, какой она была.

Поэтому виноваты все персонажи, включая Людочку. С одной стороны, она представлена, как добрая и наивная девушка, но с другой, именно она боится пойти на жертвы, когда лежит в больнице в одной палате с умирающим лесорубом. Он хороший мужчина, и с ним у Людочки могла бы случиться любовь, но человек при смерти, а девушка боится брать на себя ответственность, ведь никто не может сказать, будет ли он жить и не останется ли инвалидом.

Именно о лесорубе Людочка часто вспоминает перед тем, как повеситься. Она думает, что слишком легко променяла собственное «счастие» на перспективы большого поселка. Оставив короткую записку, девушка вешается в том же парке, где на нее свалилось несчастье, на хвостике своей старой колыбельки.

Характеристика отрицательных героев «Людочки» Астафьева тоже неоднозначна. Писатель вовсе не пытается сделать их жестокими. Он рассказывает о том, как живется людям в ситуации, когда общество отворачивается от них, закрывает глаза на горе и бедствия посторонних, а то и родных. Он вовсе не приводит аргументов, оправдывающих Стрекоча или Артема, но показывает их, как потерянных личностей, от которых все отказались.

Людочка

Людочка. Виктор Астафьев. Ты камнем упала. Я умер под ним. Вл. Соколов Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живет в нем и жжет сердце. “Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?” Кажется автору, что героиню звали Людочкой. Родилась она в небольшой вымирающей деревеньке Вычуган. Родители — колхозники. Отец от угнетающей работы спился, был суетлив и туповат. Мать боялась за будущего ребенка, поэтому постаралась зачать в редкий от мужниных пьянок перерыв. Но девочка, “ушибленная нездоровой плотью отца, родилась слабенькой, болезненной и плаксивой”. Росла вялой, как придорожная трава, редко смеялась и пела, в школе не выходила из троечниц, хотя была молчаливо-старательной. Отец из жизни семьи исчез давно и незаметно. Мать и дочь без него жили свободнее, лучше, бодрее. В их доме время от времени появлялись мужики, “один тракторист из соседнего леспромхоза, вспахав огород, крепко отобедав, задержался на всю весну, врос в хозяйство, начал его отлаживать, укреплять и умножать. Ездил на работу на мотоцикле за семь верст, брал с собой ружье и часто привозил то битую птицу, то зайца. “Постоялец никак не относился к Лю-дочке: ни хорошо, ни плохо”. Он, казалось, не замечал ее. А она его боялась. Когда Людочка закончила школу, мать отправила ее в город — налаживать свою жизнь, сама же собралась переезжать в леспромхоз. “На первых порах мать пообещала помогать Людочке деньгами, картошкой и чем Бог пошлет — на старости лет, глядишь, и она им поможет”. Людочка приехала в город на электричке и первую ночь провела на вокзале. Утром пришла в привокзальную парикмахерскую сделать завивку, маникюр, хотела еще покрасить волосы, но старая парикмахерша отсоветовала: у девушки и без того слабенькие волосы. Тихая, но по-деревенски сноровистая, Людочка предложила подмести парикмахерскую, кому-то развела мыло, кому-то салфетку подала и к вечеру вызнала все здешние порядки, подкараулила пожилую парикмахершу, отсоветовавшую ей краситься, и попросилась к ней в ученицы. Гавриловна внимательно осмотрела Людочку и ее документы, пошла с ней в горкоммунхоз, где оформила девушку на работу учеником парикмахера, и взяла к себе жить, поставив нехитрые условия: помогать по дому, дольше одиннадцати не гулять, парней в дом не водить, вино не пить, табак не курить, слушаться во всем хозяйку и почитать ее как родную мать. Вместо платы за квартиру пусть с леспромхоза привезут машину дров. “По-куль ты ученицей будешь — живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, Бог даст, и жизнь устроишь. . . Если обрюхатеешь, с места сгоню. Я детей не имела, пискунов не люблю. . . ” Она предупредила жилицу, что в распогодицу мается ногами и “воет” по ночам. Вообще, для Людочки Гавриловна сделала исключение: с некоторых пор она не брала квартирантов, а девиц тем более. Когда-то, еще в хрущевские времена, жили у нее две студентки финансового техникума: крашеные, в брюках. . . пол не мели, посуду не мыли, не различали свое и чужое — ели хозяйские пирожки, сахар, что вырастало на огороде. На замечание Гавриловны девицы обозвали ее “эгоисткой”, а она, не поняв неизвестного слова, обругала их по матушке и выгнала. И с той поры пускала в дом только парней, быстро приучала их к хозяйству. Двоих, особо толковых, научила даже готовить и управляться с русской печью. Людочку Гавриловна пустила оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченную еще городом, да и стала тяготиться одиночеством на старости лет. “Свалишься — воды подать некому”. Людочка была послушной девушкой, но учение шло у нее туговато, ци-рюльное дело, казавшееся таким простым, давалось с трудом, и, когда минул назначенный срок обучения, она не смогла сдать на мастера. В парикмахерской Людочка прирабатывала еще и уборщицей и осталась в штате, продолжая практику, — стригла под машинку призывников, корнала школьников, фасонные же стрижки училась делать “на дому”, подстригая под раскольников страшенных модников из поселка Вэпэвэрзэ, где стоял дом Гавриловны. Сооружала прически на головах вертлявых дискотечных девочек, как у заграничных хит-звезд, не беря за это никакой платы. Гавриловна сбыла на Людочку все домашние дела, весь хозяйственный обиход. Ноги у старой женщины болели все сильнее, и у Людочки щипало глаза, когда она втирала мазь в искореженные ноги хозяйки, дорабатывающей последний год до пенсии.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Тематика

Астафьев видит корень зла в самом устройстве городской жизни. Он показывает ее убожество, ее эгоистические мотивы. Люди города жесткие и циничные, взять, например, хозяйку, которая сдает Люде жилье. Она — тертый калач, ее затвердевшую в горестях сущность и дробью не прошибешь, поэтому она безразлично внимает неподдельному горю изнасилованной девушки и отпускает пошлые комментарии. Она в силу собственной испорченности не способна понять нравственной чистоты героини и глубины ее страданий. Поэтому основная тема рассказа «Людочка» – тлетворное влияние города на человека, урбанистическое разложение души, которая подменяется лишь материальными потребностями тела.

Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что. Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней. Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: