Краткое содержание трагедии «прометей прикованный» эсхила

Краткое содержание трагедии «прометей прикованный»

Краткое содержание

Пролог

Гефест, Власть и Сила привели закованного в цепи Прометея на край земли, в «безлюдный скифский край». Зевс приказал Гефесту приковать Прометея железными цепями к скалам. Потому что Прометей именно у Гефеста украл для смертных огонь, который был его гордостью.

Гефест не хочет этого делать, но у него нет другого выхода. Власть упрекает Гефеста в том, что он соболезнует врагу богов. Против своей воли Гефест приковывает Прометея к высокому утесу и вбивает ему в грудь железный шип. Затем он, Власть и Сила уходят.

Оставшись один, Прометей принимается сетовать на свою тяжелую участь. Ведь он был несправедливо наказан только за то, что любил людей.

Внезапно со стороны моря показалась колесница. Океаниды услышали причитания Прометей, и прибыли для того, чтобы утешить его и приободрить. Гордый Прометей говорит им о том, что Зевс еще придет к нему, и попросит раскрыть ему заговор, который лишит его престола. Океаниды просят Прометея придержать язык, страшась за его участь. Но Прометей уверен в том, что придет время, когда он смягчится и уступит, потому что нужда его заставит это сделать.

Эписодий 1

Океаниды просят Прометея рассказать им, за что Зевс так сурово наказал его. Прометей рассказывает, как он помог Зевсу победить в борьбе с Кроносом. Именно благодаря его стараниям Кронос и все его приспешники оказались в Тартаре. И вот как Зевс отблагодарил его за эту услугу.

Как только Кронос был свергнут, Зевс стал делить власть и звания. Простыми людьми он пренебрег. Зевс захотел их даже истребить, для того чтобы создать новый род. Никто не посмел этому противиться, кроме Прометея. Он лично спас человеческое племя от гибели, даровал им огонь и наделил слепыми надеждами. Прометей пожалел людей, а его не пожалели. Теперь он обречен на вечные муки.

Затем Прометей просит Океанид разузнать о его будущей судьбе. После их ухода появляется сам Океан. Он тоже был обеспокоен участью Прометея, и пришел к нему, для того чтобы узнать, чем можно помочь. Океан советует Прометею смириться, придержать свой дерзкий язык, «не лезть упрямо на рожон». Перед уходом он обещает попытаться избавить Прометея от его мук. Океан верит, что Зевс прислушается к его словам.

Океаниды оплакивают печальную участь Прометея, а вместе с ними скорбит все человеческое племя.

Эписодий 2

Прометей жалуется, что у него болит сердце от нанесенного ему унижения. Он испытывает боль не только от физических мучений, но и от несправедливости тех, кому он «в удел назначил и почет и власть».

Затем он рассказывает о бедах, постигших людей. У них были глаза, но они не видели, были уши, но они не слышали. Люди не умели строить дома, не знали ни одного ремесла, жили в пещерах и не догадывались о смене времен года. Тогда Прометей решил пробудить в них ум и сметливость. Он научил их читать, писать, считать. Научил пахать землю, впрягать лошадей в повозки, плавать на судах по морю, добывать богатства, врачевать. Все искусства, известные людям, — дар Прометея.

Эписодий 3

Мимо скалы, к которой был прикован Прометей, проходила бывшая возлюбленная Зевса Ио. Она сетует на свою судьбу, и Прометей сочувствует ей. Зная о том, что Прометей обладает даром предвиденья, Ио интересуется у него, что ее ждет в будущем.

Когда-то Ио была красивой девушкой, и сам Зевс возжелал ее. Он являлся ей во снах, и уговаривал стать его возлюбленной. Ио рассказала обо всем своему отцу. Царь Инах стал просить совета у мудрецов, и мудрецы велели ему прогнать Ио, если он не хочет испытать на себе и своем царстве гнев Зевса. Покинув отчий дом, Ио сразу же превратилась в корову по воле Зевса, и гонит ее по всему свету безжалостный слепень.

Прометей пожалел Ио, и решил рассказать ей, что ее ждет дальше. Ей предстояло пережить еще немало мук, прежде чем Зевс лишится своей власти. У него должен был родиться в будущем сын, который его свергнет.

Появляется Гермес. Его прислал Зевс, услышав о чем говорит Прометей. Гермес должен был все разузнать, и передать ему, но Прометей отказывается говорить. Гермесу не удается ничего выведать у него.

После ухода Гермеса раздается гром и поднимается вихрь. После удара молнии Прометей проваливается под землю.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В безлюдную землю Скифии приводят Гефест, Сила и Власть закованного в цепи титана Прометея.

Власть говорит Гефесту, чтобы он крепко приковал Прометея к скале. Такое наказание главный олимпийский бог Зевс придумал титану за то, что тот не признавал его главенства и за то, что помог людям, похитив для них огонь.

Гефесту пришлось приковать своего друга к скале, так как он боялся ослушаться Зевса. Власть насмешливо спросила титана, кто из людей сможет спасти его, но он не произнёс ни одного слова, не проронил ни одного вздоха. Когда враги ушли, он обратился к небесам, ветрам, волнам морским, Земле и Солнцу с жалобой, что обрёк его Зевс на позорную казнь.

В крылатой колеснице появились девы океаниды. Они утешали Прометея, говорили, чтобы он ободрился. Титан сказал океанидам, что имеет дар предвидения и что Зевс ещё попросит его раскрыть заговор. Но он не выдаст тайны, пока с него не снимут оков и пока Зевс не заплатит сполна за его плен.

Океаниды спросили титана, за что его наказал верховный правитель богов. Прометей рассказал, что в борьбе богов за власть он встал на сторону Зевса, но тот оказался тираном. Став главным олимпийским богом, Зевс хотел истребить людской род, чтобы вырастить другой.

Никто не посмел противоречить ему, только Прометей самовольно спас людей. За это сейчас он терпит беспощадную пытку.

Ещё Зевс посчитал титана виновным в том, что он наделил людей надеждами и доставил им огонь, чтобы они научились различным искусствам.

На крылатом коне появился старец-титан Океан и спросил Прометея, чем может ему услужить. Океан посоветовал узнику не вести вольных речей, так как за дерзкие слова можно поплатиться, и обещал, что попробует избавить его от мук. Но тот сказал, что Зевс глух к просьбам и посоветовал Океану быть осторожным, чтобы не навлечь гнев Зевса. Океан отправился обратно в путь.

Прометей рассказал океанидам о своих благодеяниях людям, о том, что он вселил в людей любовь к жизни, обучил ремёслам и наукам, помог приручить животных.

К скале подбежала Ио — прекрасная девушка, превращённая ревнивой супругой Зевса Герой в корову, вечно гонимую из края в край слепнем безумия. Ио попросила Прометея рассказать, что ждёт её в дальнейшем. Он сказал, что странствие её по Земле будет долгим, трудным, мучительным. Предрёк, что в будущем один из её потомков возвратит ему свободу (в других мифах действительно говорится о том, что Геракл разрубил цепи, сковавшие Прометея).

Когда Ио убежала, к скале явился вестник Зевса Гермес. Он потребовал от Прометея покорности. Сказал, что верховный бог приказал титану рассказать яснее, а не намёками, кто лишит его власти. Но тот не согласился, так как Зевс за добро отплатил ему злом. Он сказал, что раскроет тайну о том, кто отнимет у Зевса власть, только в том случае, если сам верховный бог сорвёт с него цепи.

Гермес описал титану его ужасное будущее. Сначала Зевс этот утёс раздробит молнией и скроет тело узника под обломками. Спустя тысячелетия он выпустит титана на свет, и печень прикованного Прометея каждый день будет терзать орёл.

Этих новых мук узник мог избежать, если бы покорился Зевсу. Но непримиримый титан не согласился стать раболепным холопом.

Раздался гром и подземный грохот. Ударила молния, и непокорный Прометей провалился под землю.

Эсхил прикованный прометей анализ. Анализ одной античной драмы. Эсхил, «Прометей Прикованный»

Античная (в особенности греческая) драма само по себе уникальное явление — более пяти веков она господствовала на театральных подмостках. Эта драма была языком своего времени: от Эсхила до Сенеки она была основой для литературы, философии, для передачи мифологических сюжетов и особенного мировоззрения античных людей. Античная драма — пристанище умов, души и мыслей целой исторической эпохи, когда человечество все еще было молодо. Это больше, чем памятник эпохи — это сердце целого мира, значение которого для нас порядком позабыто, но никак не исчерпано, уже не говоря о том, что именно античность заложила основы того мира, который мы знаем сегодня. И, несмотря на то, что я и против всяческого обожествления и преувеличения античности в истории Европы, стоит признать, что эта основа реальна, а ее влияние — значимо, хотя бы как определяющий фактор развития культуры, благодаря которой мы стали теми, кем мы есть сегодня.

Но античная драма заинтересовала меня не только потому, что это исторический памятник и «душа времени», а еще и потому, что корни этого феномена выходят за пределы хрестоматийно-греческой литературы и культуры. Основы пьес Эсхила, Еврипида, Софокла стоит искать в гораздо более ранних, архаических временах. Именно из этой архаики, до-классической эпохи берут начало сложные мифологические, культурные и психологические основы древней Греции.

Изначально драма была лишь действо — поклонением богу Дионисию. К каждому из богов, греки находи собственную форму поклонения и обращения. Дионисий был богом виноградарства и символом животворящей природы, поэтому и поклонение ему часто становилось скорее похожим на пьянку, чем на богослужение. Однако все равно со временем поклонение приобретало свои черты, например обязательный хор, или актеров, в сопровождении костюмированных сатиров, которые должны были сопровождать Дионисия.

Даже сама по себе эта традиция уже весьма красноречива — она свидетельствует о тех взаимоотношениях, которые установились между греками и их богами. Подчеркну слово взаимоотношения , т.к. в отличие от позднеримской и христианской традиции, это были отношения людей к богам, и богов к людям , когда божества напрямую принимали участие в жизни людей, не будучи абстрактно-возвышенной величиной.

В этом особенном «стиле» древнегреческой религии, кроится и корень особенностей поклонения — желание уподобится богу, стать равным ему. Например, Олимпийские игры, которые проводились как религиозные празднества, где стремление к совершенству было способом уподобления богам, или те же гуляния в честь Дионисия, где человек пытался стать таким же беззаботно-хмельным, как и сам бог виноградников. Собственно, человек всегда желает стать богом, хотя бы через одну-две «божественные» черты: всесильность, непогрешимость, бессмертие и т.д. И если христианство возвело божественное на недоступный пьедестал, где человек может надеяться на приближенность к богу только после смерти, а потому часто испытывает чувство собственной ничтожности, греки, как и другие язычники, поступили более щадяще: их боги приближены к людям, они более «доступны» для людей, с такими же слабостями и особенностями. Древний грек, стремившийся к совершенству, не испытывал настолько сильного разочарования. Уникальный пантеон «скомпрометированных» богов, которых по моральным качествам самый простой человек наверняка превосходил.

Образ Прометея

Несмотря на то, что с мифом о Прометее знакомы практически все, по сегодняшний день единое восприятие образа героя отсутствует.

Хотелось бы отметить, что оценивание образа Прометея крайне неоднозначно. Гесиод, поэт VIII ст. до н. э. изображал героя хитрецом, который ловко обманывал Зевса. По его словам, Прометей являлся создателем людей, которые он вылепил из земли. Афина же наделила их дыханием.

Совершенно иное понимание поступка героя представлено в работах Эсхила – отца греческой трагедии. В работах Эсхила, Прометей – сверхчеловечески мощный герой, борец за справедливость, который не боится угроз и расплаты за собственные поступки; это человек, наделенный огромной нравственной силой, который черпает мужество в осознании собственной правоты. Древнегреческий автор вносит два важнейших аспекта в понимание образа Прометея:

  • прежде всего, Прометей представлен как первооткрыватель всех благ цивилизации;
  • а также, как достойный соперник Зевса.

Замечание 1

В трагедии Эсхила Прометей – это гигантское символическое обобщение, которое философски олицетворяет упорство свободного творческого духа человека, смелость созидательной мысли человечества, неукротимую мощь прогресса.

В трудах Эсхила человек впервые был поставлен в центр мироздания, древнегреческий автор одним из первых подчеркивал, что именно человек является основой общественной и политической жизни.

Во многом под влиянием Эсхила своего «Прометея» создал Гете.

В поэмах Байрона Прометей представлен как пылкий мечтатель, страстный ненавистник зла, романтический герой.

В наиболее общем виде, Прометей представлен как герой, Бог, совершивший героический поступок во имя людей; как демиург, создатель людей и их благодетель, как образ богоборца, который восстал против неправедного правления олимпийских богов.

Само произведение отражает конфликт, противостояние гуманизма и просветительства Прометея тирании верховного бога Зевса.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что миф о Прометее на протяжении длительного времени привлекает внимание писателей, музыкантов, художников, став источником вдохновения выдающихся деятелей искусства всех последующих эпох. Прометей становится для них символом величия человека, безграничной веры в прогресс, эволюционное развитие личности и человечества

Прометей прикованный герои. Главные герои прометей прикованный. Прометей прикованный

Эсхил (Aischylos) 525–456 до н. э.

Античная литература. Греция

М. Л. Гаспаров

С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода «Феогония». Там он — умный хитрец, который устраивает дележ жертвенного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть досталась в пищу людям. А затем, когда разозленный Зевс не хочет, чтобы люди могли варить и жарить доставшееся им мясо, и отказывается дать им огонь, Прометей похищает этот огонь тайком и приносит людям в полом тростнике. За это Зевс приковывает Прометея к столбу на востоке земли и насылает орла выклевывать его печень. Только через много веков герой Геракл убьет этого орла и освободит Прометея.

Потом этот миф стали рассказывать иначе. Прометей стал величавей и возвышенней: он не хитрец и вор, а мудрый провидец. (Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».) В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обреченность, перешел на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться еще более жестокой.

Мало этого, Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в свое время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит. Только когда Зевсов сын Геракл — еще не бог, а только труженик-герой — в благодарность за все добро, которое Прометей сделал людям, убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви. Пусть он не делает этого: судьбой назначено, что у Фетиды родится сын сильнее своего отца. Если это будет сын Зевса, то он станет сильнее Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придет конец. И Зевс отказывается от мысли о Фетиде, а Прометея в благодарность освобождает от казни и принимает на Олимп. Фетиду же выдали замуж за смертного человека, и от этого брака у нее родился герой Ахилл, который действительно был сильнее не только своего отца, но и всех людей на свете.

Похищение огня

Когда Зевс заговорил о жертвоприношениях, титан решил схитрить. Он убил быка и разделал его тушу на две части. Прометей собрал все куски мяса вместе и засыпал их шкурой. Кости животного он покрыл блестящим и вкусно пахнущим жиром. Затем титан предложил владыке Олимпа определить, какая часть быка станет регулярным жертвоприношением богам, а какая останется людям. Зевс выбрал кости, покрытые жиром.

Когда Громовержец раскрыл обман, он сильно разозлился на Прометея и отобрал огонь у человечества. Люди потеряли единственную защиту. Они тяжело переносили холода, а по ночам пытались скрыться от хищников. Увидев это, титан бросился за помощью к Афине, которая тоже жалела людей. Она взяла полый посох, спрятала в него угли священного огня, а Прометей спустился с ним к народу. С его помощью человечество снова могло согреться у пламени.

Освобожденный Прометей (Prometheus Unbound)

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Перси Биш Шелли (Percy Bisshe Shelley) 1792 — 1822

Лирическая драма (1818 — 1819)

Романтическая утопическая драма Шелли написана белым пятистопным ямбом.

Действие начинается в Кавказских горах, где в ущелье среди покрытых льдом скал томится в цепях титан Прометей. У ног его океаниды Пантея и Иона сочувственно слушают его упреки, обращенные к верховному богу, Юпитеру. Прометей напоминает самодержцу, что некогда помог ему взять власть над богами, за что Юпитер отплатил ему черной неблагодарностью. Он приковал титана к скале, обрек его на мучения: его тело терзает по воле Юпитера кровожадный орел. Но этого ему показалось мало. Он возненавидел и людей, которым Прометей даровал огонь и светоч знания, и теперь насылает беды на все человечество. Однако Прометей отказывается покориться тирану. Он верит, что «любовь, свобода, правда» восторжествуют, он вспоминает свое страшное проклятие тирану и не сомневается, что деспот падет и возмездие — бесконечная мука вечного одиночества — постигнет его. Прометея не пугают ни физические мучения, ни фурии, терзающие его ум и душу. Он твердо верит в свое предназначение:

«быть опорой, спасителем страдальца-человека». Единственным утешением для титана являются его воспоминания о возлюбленной, прекрасной океаниде Азии. Пантея сообщает ему, что любящая его Азия неизменно ждет его в Индии.

Явившись Азии, Пантея говорит о любви к ней Прометея. Азия предается воспоминаниям о прошлой любви и мечтам о воссоединении с любимым.

Вместе с Пантеей Азия идет в пещеру, где восседает Демогоргон — «мощный мрак», не имеющий «ни ясных черт, ни образа, ни членов». Азия вопрошает Демогоргона о том, кто создал мир, мысль, чувства, преступление, ненависть и все, присущее земной жизни, и на все вопросы Демогоргон отвечает одинаково: самодержавный Бог. Но кто тогда господин Юпитер, вопрошает Азия, и Демогоргон говорит:

«Все духи — если служат злу, — рабы. / Таков иль нет Юпитер — можешь видеть».

Почувствовав надежду на освобождение от тиранической власти Юпитера, Азия спрашивает, когда падут оковы Прометея. Однако Демогоргон опять отвечает неясно, перед Азией проносятся туманные видения.

Тем временем на небесном престоле Юпитер наслаждается своим могуществом. Единственное, что раздражает его, — это непокорство человека, подрывающего его самодержавную власть.

На колеснице Часа является ему мрачный Демогоргон. «Кто ты?» — спрашивает Юпитер и слышит в ответ: «Вечность». Демогоргон предлагает Юпитеру следовать за ним в вечную тьму. Возмущенный Юпитер осыпает его проклятиями, но Час настал — он низвергнут с трона, стихии, к которым он взывает, ему не подчиняются более, и он падает вниз, во мрак.

Радость охватывает богов при вести о падении тирана. На колеснице Духа Часа в Кавказские горы спускаются Азия и Пантея. Геркулес освобождает Прометея от цепей, Прометей несказанно счастлив видеть прекрасную возлюбленную Азию, строит планы новой радостной жизни для себя и спасенных им людей. Земля рассказывает ему и Азии о своих мучениях, когда повсюду на ней властвовал дух вражды.

Ко всеобщей радости Дух Часа сообщает, что после падения тирана-самодержца среди людей произошли большие перемены: «презрение, и ужас, и ненависть, и самоуниженье во взорах человеческих погасли», «исчезли ревность, зависть, вероломство»…

Спустившись на землю, Прометей и Азия слышат, как Духи Разума людского воспевают торжество свободы и любви. Чудесные видения проносятся перед ними, и среди них — прекрасный Дух Земли, дитя Азии. Земля описывает невероятное преображенье мира: «…Болото мысли, спавшее от века, / Огнем любви возмущено… / …Из многих душ единый дух возник».

И наконец, представший перед ними Демогоргон, воплощение вечного мрака, возвещает, что благодаря Сыну Земли наступило царство Терпения, Мудрости, Нежности, Доброты. И в этом царстве править будет Красота.

И. С. Стам

2000- NIV

Краткий пересказ «Прометея прикованного»

Эта трагедия, как уже было сказано выше, входила в тетралогии. В предыдущей ее части Прометей украл у богов огонь для смертных, за что его следовало наказать. Именно с этого и начинается повествование.

Пролог

Зевс хочет наказать Прометея за кражу огня для рода человеческого. Сам же он, будучи верховным богом, был слишком занят, поэтому заниматься провинившимся титаном поручил своим помощникам – Власти и Силе. Те доставили Прометея к самому краю света, в глухие и непроходимые земли. Там они должны были его крепко приковать к кручам (так называются резкие спуски и обрывы) самыми стойкими железными цепями. Но для большей надежности они приковали титана еще и к утесу.

Эписодий первый

Продолжая читать краткое содержание «Прометея прикованного», мы видим, что Зевс поступил с главным героем несправедливо – последний рассказывает об этом Океанидам. Оказывается, что в недавней битве с другими титанами Прометей выступил на стороне верховного бога и помог тому одержать верх. Однако Зевс позабыл об этом, и, когда Прометей хотел помочь смертным, очень жестоко с ним поступил, приговорив его к вечному одиночеству в цепях.

Сам Прометей же помогал людям потому, что узнал, что Зевс хочет вырастить новое поколение смертных, а старое – истребить. Титану стало жалко людей, и он не мог допустить такой бесславной для них кончины, потому и даровал им огонь, который помог их цивилизации развиваться.

Океаниды спросили, как долго должно длиться наказание титана. Тот же ответил, что это зависит только от милости Зевса. Отец Океанид, сам Океан, тоже прилетел к ним и посоветовал титану пойти на поклон к верховному богу, каким бы тираном он не был.

Эписодий второй

В своем наказании Прометей сильно мучился не только от физической боли и неудобств, но и от осознания того, какие несправедливые боги стоят у власти над всем миром.

Дело в том, что богов все устраивало, пока люди были неразвитыми. Смертные жили только под землей, не имели цивилизации, не могли обучаться ремеслам и облегчить свое выживание. Однако Прометей наделил их такой возможностью, и теперь людям стали доступны учения, искусства, земледелие и животноводство. Для того, чтобы дать смертным эти дары, Прометей не остановился даже перед карой Зевса, а ведь он знал, что наказание его будет очень суровым.

Эписодий третий

В продолжении краткого содержания «Прометея прикованного» к главному герою пришла корова Ио. Только она не всегда была такой: раньше это была симпатичная девушка, которую полюбил Зевс. Но вот только жена Зевса, Гера, приревновала, и превратила Ио в уродливую корову.

Ио была в отчаянии и даже хотела сброситься со скалы, когда узнала, что ее скитания по миру будут еще очень долгими. Прометей же поддержал ее, сказав, что скоро Зевс потеряет свою власть, и Ио будет освобождена.

К главному герою также приходил бог Гермес, подосланный самим Зевсом. Он пытался выведать, какая судьба уготована верховному богу, но так и не смог ничего узнать. Рассерженный Зевс место заключения Прометея, молниями и бурями.

Причина раздора – любовь к людям

Прометей один не боялся гнева Зевса. Он не только отстоял человечество, но и подарил ему огонь, украденный на небесах. И тут у авторов нет согласия. Один древнегреческий миф о Прометее утверждает, что огонь был украден в кузнице друга Гефеста и вынесен в тростнике, другой – что пламя было доставлено при помощи пылающего факела, зажженного прямо на Олимпе (есть версии, что именно этот факел и является символом Олимпийских игр). Конечно же, это был мужественный поступок богоборца, ненавидящего тиранию самодура и гуляки. Но дело ведь, собственно, не в борьбе с Зевсом, дело в искренней любви к человечеству. Прометей, спустившись в пещеры, научил людей всему. Он наделил существа душой, вдохнул в них разум и способность мыслить. Объяснил основы всех наук и ремесел. Люди начали писать, читать, понимать звезды, знать все о недрах земли, добывать полезные ископаемые и обрабатывать их. Человечество получило сведения о медицине и кулинарии, научилось обрабатывать землю и выращивать хлеб. Еще Прометей объяснил людям сущность молнии как носительницы искры, обеспечив таким образом человечество огнем навсегда. Ведь Зевсу без молний – никуда, и, стало быть, есть откуда брать огонь.

Эписодий третий

“Вбегает безумная Ио. На лбу у неё — коровьи рога.”

Ио спрашивает, что это за край. Она хочет уснуть, ей надоело брести, но её беспрестанно жалит овод.

Прометей говорит, что слышит мольбы Ио. Ио поражена, что он знает имя её отца и назвал её по имени.

Ио спрашивает, за что же Прометей прикован к скале?

Прометей говорит, что его приказал приковать Зевс.

Ио умоляет рассказать ей, что её ждёт, чем закончатся страдания. Она рассказывает, что ей снились сны о том, что Зевс желает сделать её своей. Об этих снах она рассказала отцу, а тот послал прорицателей узнать, что за предвестье приснилось его дочери. Прорицатель сказал, что Ио нужно выгнать из дома, иначе погибнет весь её род. Так отец и сделал.

У Ио выросли на лбу рога, и её постоянно жалит овод, вынуждая всё время бежать неизвестно куда.

Прометей говорит о том, что ещё предстоит пережить бедной Ио. Она попадёт к скифам, дойдёт до самого Кавказа, перейдёт горы, переплывёт пролив, пройдёт равнины Европы. Всё это из-за того, что Зевс наказывает её. Он хотел сделать её своей женщиной.

Прометей говорит Ио, что Зевс не бессмертен и погибнет от безрассудства, вступив в брак и раскаявшись в своём поступке. Жена Зевса родит сына, который будет сильней отца. Сын свергнет Зевса. А Прометея спасёт потомок рода Ио.

Прометей рассказывает Ио, как ей держать путь.

Рассказал он ей и о конечной цели — реке Нил, где Ио остановится. Там будет жить она и её дети. Коснётся Зевс Ио — от этого она родит сына. Один из рода Ио спасёт Прометея.

Ио вновь начинает жалить овод. Она вынуждена бежать.

Стасим III

Хор поёт о том, что мудр тот:

Кто дал заповедь людям:

Каждый пусть жену себе вровень берёт! И будет Счастлив.

Нет, не женись на роскоши и богатстве,

Не женись на знатности и породе,

Нищий, кто живёт трудами рук своих!

Хор сочувствует Ио.

Эксод

Прометей предрекает, что Зевс справит погибельную свадьбу. Только один Прометей знает, как Зевс может избежать гибели.

Входит Гермес, он передаёт Прометею, что Зевс велит рассказать всё, что известно о его предстоящей свадьбе.

Прометей отказывается раскрыть будущее Зевса.

Гермес говорит, что за такой ответ Прометея придавит скалой, а орёл будет постоянно клевать его, раздирая печень. И эти пытки станут бесконечны.

Прометей отвечает, что он предвидел и знал заранее всё, что предрёк ему Гермес. Умереть Прометею не дано. Он бессмертен.

Гермес называет Прометея глупцом, безумцем и бахвалом.

Гремит гром, сверкают молнии, поднимается ветер. Это Зевс вызвал бурю, чтобы навести ужас на Прометея. Прометей под звук грома проваливается под землю, как и обещал Гермес.

Эписодий третий

На скалы является Ио в обличие коровы. Уставшая жрица молит Зевса снять проклятие и вернуть ей человеческий облик. Герой и нимфы слышат девичьи стенания. Несчастная Ио преклоняется перед всезнающим Прометеем и просит поведать ей будущее. Дева рассказывает, как во снах манил её Зевс. Отец Ио испугался божьей ярости и выгнал дочь из дома.

Ревнивая Гера прознала о страсти мужа к речной богине, обратила девушку в корову и послала дикого овода вечно жалить Ио. С тех пор несчастная страдалица бесцельно мчит по свету.

Прометей направляет жрицу в Египет. Мучительный и долгий путь сулит Ио освобождение. Через много лет потомок жрицы в 13 поколении, сын Зевса и Фетиды станет могучим богом и низвергнет грозного отца. Прометей благодаря подвигам юноши обретает спасение.

У Ио мутится разум от боли, и она сбегает прочь.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Глазами клоуна Белль

    Шестидесятые годы 20 века. Бонн. Ганс Шнир — актер комического жанра, от его имени идет повествование в романе Генриха Белла Глазами клоуна. У молодого человека (возраст его 28 лет) непростые времена. Его первая любовь

  • Краткое содержание Война и мир 3 том по частям и главам Толстой

    Третий том романа-эпопеи «Война и мир» рассказывает о начале войны 1812 года, получившей название Отечественная. В центре внимания такие исторические события как нападение французской армии во главе с Напалеоном Боанапартом на Россию

  • Краткое содержание Бунин Сны Чанга

    Действие рассказа происходит в зимнее время года в Одессе. Шесть лет назад в такую же стужу на свет появился рыжий щенок, который получил кличку Чанг. Теперь его хозяин — старый капитан. Жизнь для животного видится не той, какой была несколько лет назад

  • Краткое содержание Шукшин Срезал

    Василий Шукшин Макарович был советским кинорежиссером, сценаристом. Рассказ «Срезал», раскрывает мировоззрение самого автора. Глеб Капустин является главным героем рассказа. Глеб проживает в деревне Новая, работает на пилораме

  • Краткое содержание На льдине Житкова

    В рассказе Бориса Житкова «На льдине» идет речь о том, как группа колхозников отправилась на зимнюю рыбалку. Море уже замёрзло, поэтому они на санях, запряженных лошадьми

Пьеса выдающегося древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный» — одна из самых известных античных трагедий, которая заняла достойное место среди шедевров мировой литературы и оказала влияние на поэзию и драматургию последующих эпох. Образ главного героя стал нарицательным, к нему обращались и им вдохновлялись такие великие деятели мировой культуры, как Гёте, Шиллер, Байрон, Максим Горький, Карл Маркс и многие другие. И сегодня, спустя тысячи лет после создания, «Прометей прикованный» не теряет актуальности.

История создания пьесы Эсхила окутана тайнами. Трагедия была написана предположительно в 444-443 гг. до н.э., но о первой постановке ничего не известно.

«Прометей прикованный» — единственная дошедшая до нас в полном виде часть тетралогии великого древнегреческого драматурга, куда входили также «Прометей-огненосец», «Освобожденный Прометей» и произведение, название которого не сохранилось. Хронологически «Прикованному Прометею», вероятно, предшествует трагедия «Прометей-огненосец», в которой, как считают исследователи, изображалось похищение Прометеем божественного огня, а «Освобожденный Прометей» затрагивает события, произошедшие после изгнания Прометея в Тартар.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: