«первый учитель», айтматов: краткое содержание, анализ

«первый учитель» – краткое содержание повести ч.т. айтматова

Краткое содержание повести

Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе.

Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу.

Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов.

Несмотря на то, что повесть занимает два листа, автор сумел изложить в ней и варварские жизненные устои общества, и силу духа человека, который нашел в себе мужество вмешаться в процесс фактически уничтожения другого человека. Учитель Дюйшен это борец за справедливость, строитель нового цивилизованного мира, которые исповедует нормы гуманности, доброты и честности.

Краткое содержание

Вынашивая замысел новой картины, художник никак не мог решить, что именно изобразить на полотне. Не в его правилах было обсуждать замысел полотна с близкими или друзьями, поскольку он и сам не знал, что в итоге получится. Это было так же сложно, как «угадать, каким вырастет ребенок, который сегодня еще в люльке».

Но однажды художник решил «поделиться с людьми своими мыслями о еще не написанной картине». Вдохновила его на то история о родном аиле, которая не на шутку растревожила его душу.

В казахской деревушке Куркуреу местной достопримечательностью был холм, который «почему-то называли «школой Дюйшена»». Рассказывали, что когда-то давно на этом месте была школа, но теперь уж никаких следов от нее не осталось. Организовал ее местный старик Дюйшен, который в ту пору был юным комсомольцем.

Художника пригласили в родной аил «на торжественное открытие новой школы, которую колхоз построил своими силами». Среди почетных гостей была и Алтынай Сулайманова, видный научный деятель. Пожилая женщина «заведовала кафедрой в университете, читала лекции по философии, работала в академии, часто ездила за границу». Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил их тот самый Дюйшен, открывший первую школу в аиле. Над стариком до сих пор посмеивались, поскольку он был не особо грамотным. Эти насмешки стали причиной неожиданного отъезда Алтынай Сулаймановой. Будучи уже в Москве, она прислала художнику письмо-исповедь с просьбой донести его до жителей родного аила.

Эта история произошла в 1924 году. В аил Куркуреу был прислан молодой революционер Дюйшен «для того, чтобы открыть здесь школу и учить детей». В те далекие времена среди простых деревенских людей «такие слова, как «школа», «учеба», были в новинку». Они искренне не понимали, как школа может помочь их детям заработать себе на пропитание. Подавляющее большинство жителей аила были совершенно безграмотными людьми, и именно поэтому они так настойчиво сопротивлялись открытию школы. К счастью, Дюйшену удалось убедить односельчан в том, что грамота очень пригодится детям. Он обратился к ним за посильной помощью – «отремонтировать эту байскую конюшню на горе, надо перекинуть мост через речку, дрова нужны школе». Однако жители, узнав, что Дюйшен за свою работу будет получать жалованье, предложили ему решить все проблемы с этих денег.

  Виктор Пелевин «Generation «П»»

Дюйшен принялся ремонтировать заброшенную конюшню своими силами. Во время работы он познакомился с девочкой по имени Алтынай, круглой сироткой, жившей у дяди. В чужом доме девочку не любили, грубо обращались и поручали выполнять самую тяжелую работу.

Когда школа была готова, Дюйшен принялся обходить дворы и приглашать ребятишек на учебу. Тетка Алтынай очень не хотела отпускать учиться сиротку, которая помогала ей по хозяйству, однако Дюйшену удалось переговорить с дядей девочки, и тот отпустил ее в школу.

Удивительно, как «малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника», отважился обучать грамоте детей. Он разместил учеников на полу на соломе, дал каждому по тетрадке, карандашу и дощечке, выполнявшей роль стола, и принялся за работу. Так бедным киргизским детям, никогда не покидавшим свой аил, неожиданно «открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир».

С приходом весны тетка все чаще сетовала на то, что Алтынай до сих пор никто не сосватал. Вскоре ее молитвы были услышаны, и в доме появились сваты. Алтынай узнала, что дядя решил ее продать в качестве жены одному богатому человеку. Это стало известно и Дюйшену, который приютил у себя девочку. Вскоре ему пришлось вступить в драку с «женихом» и его товарищами, которые жестоко избили учителя. Алтынай отвезли в горы, где в возрасте пятнадцати лет она стала женой старого богача.

Однако Дюйшен не опустил руки. Он вернулся за Алтынай в сопровождении милиционеров, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку забыть обо всем как о страшном сне. Он отвез Алтынай в город, где ее ждала совершенно новая жизнь.

Алтынай исполнила завет учителя и продолжила учебу в школе, затем на рабфаке и уже после – в институте в Москве. На ее долю выпало немало испытаний, но она их достойно перенесла, добившись больших высот. Через всю жизнь Алтынай Сулайманова пронесла любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю.

Читать краткий пересказ рассказа Первый учитель Айтматова

Живописец хочет написать картину, но не может решить, что именно изобразить на полотне. Тогда он обращается к своим детским воспоминаниям о казахской деревне, в которой вырос. Местной достопримечательностью был холм, прозванный «школой Дюйшена» из-за того, что в своё время там планировалось построить школу, но план так и не был осуществлён.

Художника пригласили на открытие новой школы. Приехала Алтынай Сулейманова, гордость их деревни, видный научный деятель. Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил письма тот самый Дюйшен, над которым до сих пор посмеивались из-за его затеи с открытием школы, ведь он и сам-то был не особо грамотным. Только Алтынай Сулейманова раскраснелась и спешно уехала. Вскоре все узнали эту историю в деталях.

В деревню приехал тогда еще юный Дюйшен с желанием устроить школу для местных детей. Своими руками он берётся за ветхий сарай, стоящий на холме. Алтынай – сирота, живущая у своей тёти. Девочке в семье не рады, её обижают и даже бьют.

Пришло время сироте отправиться учиться. Именно в школе она и встретила доброго учителя Дюйшена. Мужчина на своей спине переправлял учеников через холодную реку, тогда как прохожие лишь подтрунивали над ним. Весной он вместе с девочкой посадил на тот самом бугре два молодых тополя. Учитель мечтал, чтобы способная девочка получила хорошее образование.

Как-то тётка решила выдать девочку замуж. Злой мужчина с красным лицом увёз девочку к себе в юрту и надругался над несчастной. Дюйшен с милицией сумел забрать Алтынай, а насильника арестовали.

Учитель спешно отправил девочку в Ташкент. Алтынай смогла выучиться и поступила в московский институт. В письме она призналась учителю в любви и что всё ещё ждёт его.

Началась война, и Дюйшен отправился на фронт. Связь между влюблёнными прервалась. Женщина вышла замуж, родила детей, стала доктором наук.

Алтынай не считает себя вправе сидеть на почётном месте при открытии школы, она уверена, что этих почестей достоит лишь Дюйшен. Она решила рассказать эту историю всем землякам и предложила назвать новую школу «Школой Дюйшена».

Живописец понял, что именно сюжет этой истории нужно запечатлеть на полотне.

Это небольшое по своему объёму произведение раскрывает жестокие жизненные устои общества. Главный герой Дюйшен предстаёт перед читателем борцом за справедливость и строителем нового светлого мира.

Оцените произведение:

3.54

Голосов: 83 Читать краткое содержание Первый учитель. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

О трудностях обучения

Современным детям, наверное, сложно понять, почему их ровесники, описанные Ч. Айтматовым, преодолевали такие трудности ради того, чтобы ходить в школу. Но восприятие жизни меняется, когда первая ступень образования превращается из каждодневной рутины, которая тянется, как жвачка, неизвестно зачем и почему, в реальный билет в жизнь. Для детей из аила учеба была способом вырваться из мира невежества, безысходности и беспричинного ежедневного насилия. Особенно это было справедливо в отношении Алтынай.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что учитель Дюйшейн, когда наступила зима и намело огромные сугробы, брал самых маленьких детей на руки и нес на себе до бывшей конюшни, а ныне школы. Убежденный комсомолец преодолевал не только превратности общественного мнения, но и природы.

Живописует проникновенно миг человеческого преодоления в своей повести Айтматов. «Первый учитель», краткое содержание его, не может скрыть того, что это произведение — памятник стойкости человеческого духа, а его главный герой — идеал человека, который вызывает симпатию и сейчас, в то время, когда от Советского Союза и его идеологии осталось только воспоминание.

Первый учитель

Пожалуй, если рассматривать повесть «Первый учитель» только с позиции современного читателя, то невольно вызывает усмешку и даже лёгкое недоумение вера людей в правое дело великого дедушки Ленина, пропитывающая всю канву повествования. Однако, попытайся мы немного подвинуть в сторону лирику по поводу славного коммунистического будущего СССР, сразу проглядываются глубокие идеи и новаторская для того времени задумка автора.

Только представьте: повесть публикуется в 1963 году – в период технического подъёма нашей страны. Посмотрим назад. В 1953 году испытываются первые атомной бомбы, созданные практически на пустой месте советскими учёными. В 1957 году СССР запустил первый в мире искусственный спутник. В 1961 году Гагарин уже стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космическое пространство. Примерно в это же самое время – период научно-технического подъёма страны – в Киргизии насильно отдают замуж девочек 11-12 лет. И это не каменный век, подобное случалось всего каких-то 50-60 лет назад.

Вторая тема, которую поднимает в повести мудрый писатель и философ Ч.Т. Айтматов, – образование детей, взрослеющих в глухих аилах, точнее – его отсутствие. В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя (или учителя из народа) – доброго, самоотверженного, честного. Нетрудно представить, какими были школы в Киргизии в начале XX века. Простой народ был сплошь неграмотным. Первые попытки обучать детей элементарным навыкам письма и счёта зачастую терпели крах ещё на этапе сбора детей в школу, поскольку родители не понимали, зачем их ребёнку учиться. Поэтому подвиги всех Дюйшенов – первых учителей киргизских детей – настоящие, невыдуманные.

Кроме того, хочется отметить другие темы, поднимаемые автором в этой небольшой по объёму повести, – тему первой любви, тему малой Родины, тему уважения к людям, которые самоотверженно встали на защиту нашей страны от фашистской заразы… Чингиз Торекуловеч Айтматов, как всегда со свойственным ему писательским даром, прекрасно справился со своей задачей. Я никогда не перестану радоваться прекрасному слогу и глубокому смыслу произведений киргизского писателя, доставляющих мне поистине интеллектуальный и эстетический экстаз!..

Популярные сегодня пересказы

  • Русский характер — краткое содержание произведения Толстого Произведение под названием «Русский характер» написано известнейшим русским писателем Алексеем Николаевичем Толстым. Это произведение по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
  • Краткое содержание рассказа Три мушкетёра в одном купе Алексина В рассказе говорится о людях, волею судьбы оказавшихся в одном купе поезда. Поезд отправлялся из южного города в Москву. Несмотря на октябрь, было тепло. Отъезжающих на перроне было много.
  • Эмиль, или О воспитании — краткое содержание книгиРуссо Произведение является романом-трактатом, представляющим собой педагогическое сочинение, основной тематикой которого становятся проблемы воспитания.
  • Сердечная недостаточность — краткое содержание книги Алексина Главная героиня, Галя Андросова, поступает в университет. Как только ее мать узнает это, то она со своим мужем планируют подарить дочери путевку в санаторий. У главной героини были проблемы с сердцем из-за этого ее решили отправить

Ответы на вопрос

Отвечает Козубяк Іванка.

Ответ:

Очень краткий ответ. Или же можно ответ по-больше, который читается за пять минут.

Объяснение:

На заре советской власти молодой малограмотный парень приходит в аил в казахской степи и основывает школу, открывая для местных детей новый мир.

Повесть Ч.Айтматова «Первый учитель» учит нас  бережному отношению к людям, к их чувствам. Мы видим, как Дюйшен, вернувшись в родной аил, пытается хоть чему-то научить местных ребятишек, хотя сам практически малограмотный человек. Он помогает справиться с бедой Алтынай, с той сложной ситуацией, в которую она попала из-за жестокого отношения к ней ее родственников. Он по-своему любил Алтынай, но не помешал ей своей любовью. Она уехала в Ташкент, выучилась и впоследствии стала академиком. А Дюйшен, человек скромный, непритязательный,  в старости став почтальоном,  не считал, что именно он помог девочке стать образованным человеком.

Ч. Айтматов в повести «Первый учитель» повествует о самой настоящей любви к человеку, к людям. Он пытается выяснить, способен ли человек исполнить настоящий подвиг ради другого.

По своему романтичному описанию, повесть «Первый учитель» можно было бы отнести к балладе, но писать намеренно ушел от этого, чтобы повесть не ассоциировалась с каким-то одним геройским поступком, а характеризовала людей в целом. В описаниях природы, мы видим зашифрованные поступки людей, своеобразные метафоры.

Главный герой – первый учитель – Дюйшен поражает своей сложной, витиеватой и красивой судьбой. В самом начале повести мы начинаем его узнавать из рассказов односельчан. Они не придают ему значения, отмахиваются и сообщают какие-то незначительные детали – чем он занимается, как он выглядит. Мы не видим не героя, а видим обычного человека. Но вместе с тем, из рассказов односельчан мы понимаем, что главный герой не похож на обычных деревенских людей – чертами лица, одеждой.

Дюйшен принимает решение, после своей службы в Красной Армии вернуться к себе в село и работать педагогом. Действие происходит в 1924 году. А что мы знаем об этих временах? Сплошная безграмотность среди деревенского населения. Даже сами учителя были полуграмотными. Поэтому в поступке Дюйшена мы видим настоящий героический поступок. Он взял обучение в свои руки – отремонтировал помещение конюшни, чтобы оно было пригодно для занятий. Оборудовал скамей, столы. Затем он стал собирать учеников. Многие смотрели на него как на сумасшедшего и отмахивались, а кто-то и руганью прогонял со двора.

Постепенно, Дюйшен находит своих первых учеников. Не смотря на все тяготы, дети тянутся к знаниям, им приходится добираться в школу через каменистую речку, которая зимой становится ледяной и обжигает ноги. Учитель на руках переносит малышей через реку. На это смотрят самодовольные наездники в овечьих шубах и усмехаются поступкам учителя.

акже мы видим героический поступок учителя, когда он спасает маленькую девочку, практически вырывая её из лап общественных устоев, традиций и бедности.

Все эти поступки наталкивают местных жителей на мысль, что их устои уже давно устарели, и нужно идти вперед, что то менять. Дюйшен постепенно приобретает союзников, которые согласны менять жизнь.

Мы видим, как главные герой становиться своеобразным мостиком для местных жителей на пути к будущему. Он жертвует ради своих принципов многим, практически готов пожертвовать свою жизнь, если это повлияет на разум местных жителей и их устои.

Обычное село преображается под действием всего одного человека, для которое главными в жизни является – справедливость и стремление к прогрессивному будущему.

Отвечает Лаврентьева Карина.

Название произведения «Первый учитель» подразумевает фокус на первом и важном учителе в жизни героя, обычно олицетворяющем начало образования и личностного роста

Главные герои

В книге «Первый учитель» несколько действующих лиц. Кратко о них можно сказать следующее:

  1. Дюйшен — главный герой, он основал сельскую школу и обучал местных детей грамоте, хотя сам был не особо образован. Инициативен, целеустремлен, любит свое дело.
  2. Алтынай Сулайманова — маленькая сирота, проживающая под опекой у злой тетки. Девочка умна, способна и трудолюбива. Становится доктором философских наук.
  3. Художник — рассказчик, который провел юные годы в этом поселке. Его трогает рассказ женщины, он хочет написать картину, которая смогла бы рассказать об учителе людям.

При анализе повести можно проследить основную мысль, которую хотел передать автор своим читателям. Она заключается в том, что судьба человека зависит от него самого, только преодолевая трудности, можно достичь желаемой цели.

Рецензии на книгу Первый учитель

Замечательная повесть нашего всеми любимого советского писателя Чингиза Айтматова! Она поднимает дух советских товарищей, направляет по доброму созидательному пути, помогает понять, как много дал нам Советский Союз и дедушка Ленин. Ведь впереди такие тяжелые времена, нам нужно сплотиться, проникнуться патриотизмом, а эта книга показывает, как много дал нам советский союз и дедушка Ленин с таким «мягким, согревающим взглядом, говорящим о прекрасном будущем» для всех нас. А теперь серьёзно. «Не пожалейте жара своих сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю». Это было хорошее вступление. Просьба проникнуться к героям повести, к тому времени, в котором они оказались. Добрая и грустная книга, она затрагивает как трагедию одного человека, так и проблему взросления человечества. Рассказчик, будучи художником, заставляет нас задуматься, о чем же была эта история. Она многогранна, и её сложно уместить на одном холсте (хотя всё-таки выпустили юбилейную марку https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Stamps_of_Kyrgyzstan%2C_2009-581.jpg и монету https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/03/KG_Ag_Teacher_a.jpg).

Но раз уж книга названа «Первый учитель», то, в первую очередь, книга о нём. Книга о добром человеке Дюйшене. Он делает с душой то, что ему велело общество (советская власть) и его сердце. Для его описания у меня находятся слова с одним: добродетельный, добродушный, добросовестный. Его слова, мысли и дела едины (такое нечасто встретишь), он верит в светлое будущее и заставляет других верить в него. В связи с этим автор открыто ставит вопрос: «Когда мы утратили способность по-настоящему уважать простого человека?». Вопрос достойный довольно большого объёма книги. Скажу только, что Дюйшен однозначно прост — в том, смысле что от него не будешь ожидать подвоха, он честен, неамбициозен и хорошо делает своё дело. Не могу ничего с собой поделать, но такие люди вызывают у меня искреннюю жалость, хотелось бы для них более радужной судьбы, но раз они довольны солдатской службой и профессией почтальона в зрелом возрасте (хотя тут все не так однозначно в связи с сюжетом), то пусть будут счастливы своими маленькими радостями.

Далее — о «фоновых» проблемах, о социальной ситуации, в которой разворачиваются события. Во-первых, в повести описывается перестройка общественного уклада. И возникшее противостояние образования и с/х деятельности. У меня нет негативного отношения к людям, которые, кто издевался над учителем Дюйшеном, кто мешал, кто возмущался по поводу школы. Ведь дети — это лишние рабочие руки, а они штаны протирают, когда косить пора. Мы видим обычное социальное неприятие как новшества, так и абсолютно непонятной, несвязанной с непосредственным выживанием деятельности. Во-вторых, это, конечно, приниженное положение женщины. Об этом уже столько сказано, что и не хочется начинать. Приятно, что дано описание как трепетного и аккуратного отношения, так и неуважительно-пользовательского в одной культурной среде (Слава Советам!). В-третьих, я отметила прелести мотивации. Романтично окрашенная деятельность делает буквы чудом, заставляет «самих идти в школу», ведет по жизни и помогает достигать больших высот. Становление института образования, описанного в повести, и в самом деле заставляет задумываться, что буквы — это и правда чудо, что книги — это радость из множества чудес, что все, что у нас есть, построено на труде и лишениях того, кто был, а все, что будет, зависит уже от наших стараний. И, наконец, общая картина разворачивается, разумеется, на фоне становления власти Советов. Теперь уже смешно воспринимается фраза о том, что «школа строится для становления советской власти». А нет школы, нет Ленина — нет света, только тьма и лишения. Конечно, самое лучшее, что можно было придумать — дать бесплатное образование с попутным насаждением идеологии. Но меня совсем не напрягали эти идеи, я заменяла слова «Ленин», «коммунист», «советский» на «Добро», «честный человек» и проч. И все складывалось в хорошую картинку. Само собой, любая массовая идеология чревата последствиями, о которых мы все прекрасно помним, но та идея, которая является основой повести, те ценности, о которых проповедует Айтматов, не вызывают у меня нареканий.

Итак, что же главное в этой истории? Главное то, что она поможет стать читателю чуточку лучше. Не пожалейте жара своих сердец… #М1_3курс

Несколько интересных сочинений

  • Образ Путешественника в романе Путешествие из Петербурга в Москву Радищева сочинение

    Произведение написано в виде путевых записок путешествующего по городам и деревням российской петербургской глубинки человека, который и является рассказчиком, ведущим повествование в романе.

  • Анализ рассказа Солженицына Матрёнин двор 9 класс

    Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в середине 50-х гг. прошлого столетия. Повествование ведется от первого лица, своеобразного человека, мечтающего о жизни в глубинке родной страны, в отличие

  • Анализ произведения Стивенсона Вересковый мед

    Произведение, написанное британским автором 19 века в фольклорном ключе, призвано восславить лучшие человеческие качества.

  • Сочинение на тему Счастливая семья (рассуждение)

    Конечно же в счастливой семье должны быть дети. Без них совместное существование двух взрослых людей будет не полным. О детях нужно заботиться, воспитывать, учить уважению и доброте

  • Сочинение на тему Забота (Что такое забота)

    В ходе всей жизни каждый задается множеством важных философских вопросов, ответы на которые получить достаточно нелегко. Один из них звучит так: «А что же такое забота?». Интересно, что в каждом возрасте под словом

Повесть «Первый учитель» Айтматова была написана в 1962 году. В книге описывается непростой период становления советской власти в Киргизии, борьба с устаревшими патриархальными традициями, не дававшими молодежи развиваться и двигаться вперед.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Первого учителя» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Знание как обещание лучшей жизни

Не беда, что «храм знания» располагался в бывшей конюшне, над которой еще надо было поработать как следует. Дети в аиле трудились. В их обязанности, среди прочего, входил и сбор кизяка (он использовался как топливо зимой). Путь к «рабочему месту» детей пролегал как раз через бугор и конюшню (будущую школу). Когда девочки (именно они собирали кизяк) шли со «смены» домой, то проходили мимо школы и видели, как молодой человек облагораживает здание бывшей стоянки лошадей, чтобы оно стало пригодным для обучения детей.


Смотреть галерею

Глаза загорелись, и воспламенилась душа только у Алтынай при виде школы, остальные же ее «коллеги» отнеслись к начинанию Дюйшена равнодушно. Видимо, девушка уже тогда понимала, что школа – это возможность вырваться из плена теткиных побоев и общей унылости жизни в аиле, поэтому она предложила подружкам ссыпать весь кизяк, собранный за день, в школе, чтобы они не замерзли зимой. Однако девчонки только покрутили пальцем у виска и отправились домой, а Алтынай презрела возможные опасности и оставила в «храме» весь дневной «урожай». Конечно, девушке была страшно, ведь за такой поступок ее могли дома жестоко наказать, но ей было все равно – это был первый акт свободного духа в ее жизни.

После того как Алтынай совершила мужественный поступок, она вернулась на место сбора кизяка и работала до темноты, чтобы расправа тетки была не такой жестокой. Конечно, она собрала очень мало и расплатилась за смелость. Айтматов Чингиз Торекулович в «Первом учителе» сотворил в некотором роде памятник смелости детей.

Алтынай вырывается из лап негодяев и уезжает в город учиться

Утром на следующий день у юрты появляются учитель Дюйшейн и два милиционера. Они арестовывают насильника. Проходит два дня, и Дюйшейн провожает Алтынай на поезд. Она едет учиться в большой город — Ташкент, и жить там в интернате. Их прощание на железнодорожной станции проходит чрезвычайно эмоционально: оба плачут. Когда девочка садится на поезд, Дюйшейн бежит за ним и пронзительно кричит: «Алтынай!» Переживания героев достигают апогея, и у читателя по замыслу автора в этом месте должен произойти катарсис. Советские писатели были сильны, но даже среди них выделяется своих мастерством Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — превосходное сочинение тех времен.

У Алтынай все сложилось просто замечательно: она закончила учебу в Ташкенте, потом поехала в Москву, отучилась на рабфаке, да так, что стала в итоге академиком, доктором философских наук. Она много писала своему первому учителю, писала, что любит его и ждет, когда он к ней приедет. Дюйшейн же так и остался верен своему кредо и не хотел мешать Алтынай учиться, поэтому прервал переписку с ней, о чем девушка горько сожалела. Об этом говорит и один случай.

Первый учитель (Айтматов)

Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина — рассказ главной героини о своей жизни. Всё повествование ведется от первого лица: первая и последняя части — от лица рассказчика, середина — от лица академика.

Художник получает телеграмму — приглашение на открытие новой школы в аиле. Там он встречает гордость Куркуреу — академика Алтынай Сулаймановну Сулайманову. После торжественной части директор приглашает активистов колхоза и академика к себе. От бывших учеников приносят телеграммы с поздравлениями: их привёз Дюйшен. Теперь он развозит почту. Сам Дюйшен не заходит на праздник: надо сначала закончить работу.

Теперь многие с усмешкой вспоминают его затею со школой: он, мол, сам не весь алфавит знал. Пожилая академик краснеет при этих словах. Она поспешно, в тот же день, уезжает в Москву. Позже она пишет художнику письмо и просит донести её историю людям.

В 1924 году в аиле появляется молодой Дюйшен и хочет открыть школу. Он своими силами приводит в порядок сарай на бугре.

Сирота Алтынай живёт в семье тётки, которая тяготится девочкой. Ребёнок видит лишь оскорбления и побои. Она начинает ходить в школу. Ласковое отношение и добрая улыбка Дюйшена согревает ей душу.

На уроке учитель показывает детям портрет Ленина. Для Дюйшена Ленин — символ светлого будущего простых людей. Алтынай вспоминает то время: «Думаю я сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, … как он мог отважиться на такое поистине великое дело. Дюйшен не имел ни малейшего представления о программе и методике преподавания… Сам того не ведая, он совершил подвиг … нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, … вдруг открылся … невиданный прежде мир…»

«Первый учитель»: анализ произведения

Книга «Первый учитель» заслуженно понравилась как совсем юным, так и зрелым читателям. Образ главного героя влюблял в себя, а красочные описания пейзажей погружали в атмосферу произведения. Чтобы лучше понять замысел, проведем детальный анализ книги:

История создания

Литература должна касаться актуальной проблематики. Именно так считал Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — яркое воплощение этого постулата писателя. Произведение написано в далеком 1961 году, а издано ровно через год — в 1962-м.

Выходец из маленького киргизского аула, автор отобразил свои размышления на тему провинциальной жизни и сложностей обучения. Книга стала частью школьной программы, по ее мотивам режиссер Андрей Кончаловский снял одноименный фильм, вышедший на экраны в 1965 году.

Тема и конфликт

Пожалуй, одна из главных тем произведения — идея прославления труда педагогов. Дюйшен — яркий пример того, как любознательность и жажда новой информации перерастает в дело всей жизни и дает плоды.

Кроме того, Чингиз Айтматов поднимает острые конфликты в произведении:

  • конфликт поколений и мировоззрений;
  • энтузиазм, который сталкивается с безразличием;
  • отношение невеж и невежд, которые никогда не смогут оценить педагогический подвиг Дюйшена;
  • борьба с патриархальной системой, которая давно отжила свое.

Особенности композиции и жанр

Многие критики настаивают на том, что произведение «Первый учитель» похоже на балладу: такая же ритмика и динамика сюжета, описание героического поступка, напряженный сюжет. Но все же сочинение считают повестью:

Экранизация книги Айтматова: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»

  • прозаический жанр, который схож с коротким романом;
  • в сюжете задействовано небольшое количество героев;
  • фабула охватывает небольшой отрезок времени, а ретроспектива позволяет узнать детали подвига учителя.

Сам автор называл свое творение живописной картиной, а множественные эпитеты и сравнения этот факт только подтверждают. Критики же называют повесть «Первый учитель» музыкальным произведением, отличающимся такими чертами, как: тихое, меланхоличное вступление, ряд нарастающих аккордов, увеличивающих напряжение и громогласная развязка.

Характеристика главных героев

Повесть «Первый учитель» интересна тем, что имеет сразу двух рассказчиков — художника с его сентиментальными размышлениями и Алтынай, которая делится воспоминаниями.

Но все же главный герой произведения — учитель Дюйшен. Вначале он предстает пред нами малограмотным, милым и добродушным стариком, над которым подшучивают односельчане. Но они не способны оценить вклад этого мужчины в жизни их детей. Автор рисует такой портрет Дюйшена:

  • амбициозный, инициативный энтузиаст;
  • бесконечно верящий в людей, их доброту и бескорыстность;
  • не теряющий веру и влюбленный в свое призвание;
  • настойчивый и любознательный;
  • со сложной, но красивой судьбой;
  • он гуманист.

Повесть «Первый учитель» показывает нам, насколько важно реализовать себя в том деле, которое ты искренне любишь, как необходимо сохранять веру и любовь к человечеству в самые темные времена. Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1880283-pervyj-ucitel-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia.html

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1880283-pervyj-ucitel-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia.html

Популярные сегодня темы

Это национальная сказка со множеством понятий, относящих к турецким традициям. К примеру: сааз (музыкальный инструмент), кофейный дом, белоснежные минареты… Лермонтов не стилизовал эту историю под русскую сказку

Для изучения биографии Марины Цветаевой, можно воспользоваться хронологической таблицей. Она была яркой поэтессой «Серебряного века». Её жизнь была сложная, яркая, но трагическая жизнь.

В произведении «Чиполлино» автор изобразил общественные проблемы, также и социальные. В этой сказки все персонажи изображены в образе овощей и фруктов.

Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве.

Источник

Алтынай

Алтынай — идеальная героиня, «золушка» советского времени. Но самое интересное в том, что в отличие от сказочной истории, читатель верит, что в советское время такое развитие событий вполне возможно: сиротка из степного аила в результате многих усилий стала академиком. Начала с рабфака и пришла в итоге к храму знаний, к альфе и омеге каждого ученого Советского Союза (России) — академии наук. Именно так видит современную ему золушку Айтматов. «Первый учитель» анализ предполагает именно такой, с параллелями из сказок. Ведь эта повесть — тоже сказка, но грустная и правдивая. Но это было после. Предшествовала же восхождению «золушки» на научный Олимп драматичная история.

В 1924 главной героине было 14 лет. Среди всех учеников она была самой старшей. Кроме того, она была сиротой. Жила у тети и дяди, которые ее не слишком-то любили. Как и классическая Золушка, она много работала и терпела от своей опекунши унижения, а иногда и побои. Так описывает жизнь главной героини в аиле Айтматов. «Первый учитель» (краткое содержание повести в том числе) дает почувствовать атмосферу гнетущей безысходности детской жизни в селении.

Однажды, когда Алтынай с другими детьми (там были только девочки) собирала кизяк, девочка увидела молодого человека, который трудился и облагораживал будущее помещение для школы. Путь от места сбора топлива (кизяк зимой использовался именно так) проходил через бугор, на котором располагалась бывшая байская конюшня. Дети любопытны, поэтому девочки спросили, что же здесь будет? Дюйшейн им ответил, что здесь будет построена школа. Он также сказал, что когда придет время, и все будет готово, то он обязательно соберет всех детей в округе и будет сам учить их грамоте. Глаза загорелись по-настоящему только у Алтынай. Девочка предложила другим детям ссыпать весь собранный за день кизяк в школе, чтобы им зимой было, чем согреться. Остальные, разумеется, не согласились и потянулись к дому со своими мешками. А Алтынай набралась храбрости и оставила весь свой дневной «урожай» в школе, за что учитель наградил ее благодарной улыбкой. От этого в душе ребенка как будто вспыхнул факел, осветивший и озаривший весь внутренний мир, подаривший надежду. Чтобы хорошо понимать реакцию Алтынай, нужно помнить, что девочка была сиротой, не очень избалованной лаской. И это был ее первый самостоятельный поступок, совершенный вопреки тому, что, возможно, ждало ее дома. Конечно, в полной версии этот момент читать значительно интереснее, ведь так виртуозно владеет пером Айтматов. «Первый учитель», краткое содержание которого мы сейчас обсуждаем, дает читателю возможность прочувствовать всю знаменательность события.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: