Краткое содержание короленко парадокс для читательского дневника

Дом, в котором…

Краткое содержание

Глава 1

Десятилетний мальчик со своим младшим братом очень любил проводить время во дворе за ловлей «настоящей» рыбы из огромной бадьи с загнившей водой. Они находились в том чудесном возрасте, когда о назначении жизни не имеешь «даже отдаленного понятия».

Уголок двора, в котором братья часами могли ловить рыбу, «представлял много привлекательного и заманчивого». Он был совершенно обособлен от сараев, огородов, садов, домов и двориков, и почти никто не нарушал уединения мальчиков.

На вершине мусорной кучи, расположенной неподалеку, валялся «старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа». Братья любили забираться в него, представляя себя отважными героями, готовыми отправиться навстречу увлекательным приключениям.

Это «был целый особый мирок», в который мальчики погружались при каждом удобном случае, и который покидали с большой неохотой.

Глава 2

Однажды любимое занятие братьев – «рыбная ловля» – было прервано появлением лакея Павла, который звал их домой. Павла «посылал только отец в экстренных случаях», и мальчики насторожились.

Лакей как выходец «из действительного мира», нарушил гармонию волшебного маленького мирка братьев. Он с удивлением и нескрываемым презрением осмотрел их самодельные удочки и заметил, что делать их нужно из орешника и конского волоса, а медные булавки в качестве крючков никуда не годятся.

Ребята спустились с забора и «тихо побрели к дому».

Глава 3

Возле крыльца дома «толпилась куча народа». Почти все жильцы близлежащих домов со своей прислугой стояли здесь. Мальчики испуганно переглянулись: они были уверены, что соседи собрались во дворе по причине какого-то страшного их проступка.

Однако вскоре ребята поняли, что в центре внимания были не они, а странного вида человек, сидевший в небольшой тележке. Это был преклонных лет мужчина с большой седой бородой, «проницательными бегающими глазами»

Но больше всего привлекали внимание его ноги – длинные и тонкие, «точно длинные лапки паука»

Человек с длинными усами, «стоявший рядом с тележкой», стал предлагать достопочтенной публике полюбоваться феноменом. Это было «чудо натуры, шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский», у которого «совершенно нет рук и не было от рождения».

Мальчики, увидев узкое тело, лишенное даже намека на верхние конечности, были глубоко поражены. Между тем длинноусый мужчина по имени Матвей продолжал «рекламировать» своего подопечного, словно товар в базарный день. Он рассказал, что, несмотря на свои физические недостатки, его родственник «Ян Залуский — человек очень просвещенный» и в состоянии полностью себя обслуживать.

В качестве доказательства Залуский ловко снял сапог, захватил ногой картуз и снял с головы. Матвей обошел с этим картузом толпу и собрал немного мелочи. Калека пересчитал ногой монеты, поблагодарив доброго доктора Дудаера за щедрое подношение. Все удивились, откуда он узнал, что куривший неподалеку человек был доктором, на что Залуский ответил, будто знает «прошедшее, настоящее и будущее» каждого человека.

Кроме того, инвалид продемонстрировал и иные трюки: он крестился ногой, расчесывал волосы гребнем, вдевал нитку в иголку и даже послал служанке воздушный поцелуй. Самое же сильное впечатление он произвел, когда предложил всем желающим за дополнительную плату написать «для душевной пользы и утешения» поучительные афоризмы.

Залуский увидел мальчиков и предложил старшему из них подойти к нему. На клочке бумаги он написал фразу: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Ребята не поняли значение этого афоризма, но в глазах матери они прочли одобрение. Отец же отметил, что из уст калеки этот афоризм больше напоминает парадокс.

Глава 4

Мать мальчиков пригласила калеку и его родственника отобедать, после чего они поблагодарили хозяйку за угощение и отправились в обратный путь. Братья решили проследить за ними и увидели, как при виде старого нищего и маленькой девочки Залуский потребовал от Матвея дать им монету. Длинноусому было тяжело расставаться с деньгами, но он подчинился.

Заметив братьев, Залуский неприятно рассмеялся и сказал, что у него есть двое племянников – с руками и ногами, которых он кормит. Калека попросил мальчиков не забывать, что человек создан для счастья.

Братья вернулись в свой угол и принялись за рыбалку, но любимая забава уже не доставляла им «прежнего удовольствия». Ночью они «спали плохо, вскрикивали и плакали без причины». Мать вставала и крестила их, стараясь таким образом уберечь от «первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы…»

Краткое содержание

Главный герой рассказа – десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

«Парадокс», краткое содержание которого можно сформулировать всего одной фразой: «Человек создан для счастья, как птица для полета», – это глубоко философское произведение.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста — попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

Противоречивой природе счастья посвящен рассказ, созданный Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого изложено в статье, повествует о встрече с человеком, для которого счастье, казалось бы, является состоянием недостижимым. Но именно он, а звали его Ян Криштоф Залуский, поведал мудрый афоризм, смысл которого заключался в том, что главное предназначение человека – быть счастливым.

История написания

Это произведение В. Короленко написал в течение одного дня. И, исходя из биографических сведений, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя. Незадолго до этого умерла его дочь. Короленко признавался своей сестре в одном из писем, что состояние его было —«изломанным и ничтожным».

Жизнь, по мнению писателя, являлась проявлением закона, главные категории которого — добро и зло. Счастье человечеству дано весьма неравномерно. Философской теме, над которой люди ломают голову много столетий, посвятил Короленко «Парадокс».

Главный герой рассказа — десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

«Парадокс», краткое содержание которого можно сформулировать всего одной фразой: «Человек создан для счастья, как птица для полета», — это глубоко философское произведение.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста — попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

Противоречивой природе счастья посвящен рассказ, созданный Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого изложено в статье, повествует о встрече с человеком, для которого счастье, казалось бы, является состоянием недостижимым. Но именно он, а звали его Ян Криштоф Залуский, поведал мудрый афоризм, смысл которого заключался в том, что главное предназначение человека — быть счастливым.

Эпилог

В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе основных героев. Слепой и Табаки бесследно исчезли: их Дом изменил сильнее всех, они умели уходить на изнанку не только ментально, но и физически.

Пребывающих в летаргии умственно отсталых назвали «спящими», о них много писали в прессе, но никто не понимал сути этого явления. Постепенно они начали исчезать: уходить на изнанку физически. Там «спящие» превращались в нормальных маленьких детей, присмат­ривающий за ними Прыгун возвращал их в реальность и пристраивал в бездетные семьи.

Курильщик, так и не поддавшийся влиянию Дома, стал художником, в его странных картинах были отголоски навеянных Домом снов. Что на самом деле они означали, понимал только Сфинкс, ставший детским психологом.

После выпуска Сфинкс понял, что его любимой не существует: её создал Дом, чтобы удержать его в себе. Осознав это, он пошёл к руинам Дома, чтобы попрощаться, ведь когда-то он покинул его, не оглядываясь. Сжалившись над ним, Дом вернул ему девушку и Слепого, превратившегося на изнанке в ребёнка.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

Сказочная реальность

«Жили на свете роза и жаба». Роза росла на кусте, а сам розовый куст был посажен в цветнике. Цветник был неухожен, запущен, но это несовершенство лишь добавляло ему оттенки прекрасного. Куст красиво обвивали вьюнки, хмель, крапива, чертополохи. Эта яркая и красивая зелень служила прекрасным фоном для розы, чтобы её красота играла разными гранями.

Роза распустилась в майское утро и была совершенна в своей первозданной земной красоте, «разливала» вокруг себя необыкновенный аромат.

Внизу у корней куста в это время сидела жирная безобразная жаба, недвижимая и ленивая. Когда стихал ветерок, жаба чувствовала прекрасный аромат розы, и этот аромат пробуждал в ней «смутное беспокойство».

В цветнике, где росла роза и жила жаба, давно никто не был. Прошлым летом там часто сидел Вася, а его сестра Маша наблюдала за ним. Но в последний раз Вася приходил в цветник осенью прошлого года.

Вася
 — малень­кий маль­чик, 7 лет, хруп­кий, неж­ный; любит свой забро­шен­ный цвет­ник, при­роду, насе­ко­мых; смер­тельно болен.
Маша
 — стар­шая сестра Васи, состра­да­тельна и ответ­ственна.

В цветнике Вася часто проводил время за чтением книг, а когда это ему надоедало, он забирался в самую гущу цветов, где ему был «знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель». Мальчик подолгу наблюдал за муравьями, навозными жуками, ящерицами — их обыденной природной жизнью. Однажды Вася даже нашёл живого ежа, чему был несказанно рад, но побоялся сильно кричать от радости, чтобы не спугнуть животное. А потом и вовсе подружился с этим ёжиком, и ёж даже выпил молока из тарелки, которую принёс мальчик.

Но в мае, когда распустилась роза, Вася не мог прийти к цветнику. Он уже был болен и лежал на своей кровати, а сестра Маша читала ему книгу.

Однажды Вася спросил Машу, расцвели ли розы. Сестра ответила, что доктор обязательно выпустит его погулять в понедельник, после чего мальчик глубоко вздохнул и с трудом повернулся к стене.

В это время роза, собиравшаяся подарить миру красоту, ничего не знала о больном мальчике, «она росла и красовалась», и вся её розовая жизнь должна была уместиться в три коротких дня, за которые она успеет распуститься и отцвести. В эту короткую жизнь роза успела испытать и страх, и горе.

Розу снова заприметила жаба. Когда она впервые увидела цветок, то «что-то странное зашевелилось в жабьем сердце», и не зная, как выразить свои чувства, жаба сказала розе, что обязательно её слопает. Роза очень испугалась. Ей захотелось покинуть свой стебель и улететь, подобно вольным птицам. В это время жаба твёрдо решила исполнить своё намерение и начала забираться на куст. Её брюхо исцарапали шипы, и жаба упала, но продолжала повторять, что слопает розу. Тогда роза взмолилась и просила умереть другой смертью.

Прошло какое-то время, и роза почти вся распустилась. Цветок стал очень красивым, но никто не приходил любоваться им, потому что Вася — маленький хозяин цветника — всё время лежал. Жаба всё ещё не оставляла намерения съесть цветок и начала снова взбираться по стеблю.

Наконец жаба добралась до своей цели и очутилась рядом с розой. Роза поняла, что смерть неизбежна…

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс — это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс — это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Интересные темы

  • Носов — Варька Третий год Варька работает в колхозе, занимаясь выращиванием уток, при этом заработную плату девушке за это не платят, что очень не нравится ее матери, которая пытается решить этот вопрос
  • Горький Максим Горький — писатель, но самое главное — человек, полностью перевернувший книжную индустрию, показывающий в своих произведениях повседневную реальность, какой бы жестокой она не была.
  • Гаев в пьесе Вишневый сад Пьеса «Вишневый сад» А. Чехова впервые была поставлена на сцене в 1904 году одним из лучших театров Московским художественным и с тех пор пользуется признанием зрителя.
  • Рыбаков — Кортик Автор рассказывает события, которые происходят в смутные времена. Миша Поляков прибывает в городок Ревск. Он находит странный кортик без ножен. Дело в том, что вещь была белогвардейского офиц

I

Повествование идет от имени мальчика, которому примерно десять лет, а его брату – восемь. Ребята очень любили играть в тихом уголке двора, между палисадниками, деревьями и пустыми стенами сараев. Здесь они часами напролет пытались самодельными удочками поймать рыбу из старой бадьи с застоявшейся водой. Мальчикам казалось, что живая рыба обязательно попадется на крючок из булавки, хотя в бадье не водилась живность, кроме крошечных головастиков.

Однако для малолетних героев важен был сам процесс. Мальчики пребывали еще в том прекрасном и беззаботном возрасте, когда о назначении жизни не имеешь ни малейшего представления.

В любимом уголке двора были и другие притягательные предметы. Например, на вершине мусорной кучи находился кузов какого-то старинного экипажа. Ребята часто в него садились и представляли себя героями различных приключений, пускались в неведомый путь.

Феномен

Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала странный человек был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Встреча с земляком и невольное предательство

Женька остался в крепости. Однажды, купаясь в море, он заметил на Малыше красные плавки и внезапно понял, что мальчик — его земляк Юлька Гаранин, который считался утонувшим.

Юлька Гаранин
 — земляк Женьки, был похищен и доставлен на Двид; родители считают его погибшим.

Женька окликнул Юльку по имени, и тот всё вспомнил. Он тоже встретил незнакомца, рассказавшего про остров Двид и Ящера, но не поверил ему, поэтому Юльку просто похитили и бросили в темницу. Мальчик сбежал оттуда, заблудился в Заколдованном лесу и потерял память. Мальчики решили вернуться домой вместе.

Посреди крепостного двора стоя огромная пушка с каменными ядрами. Женька подумал, что снаряд этой пушки может долететь до озера и уничтожить Ящера. Он рассказал об этом Дугу, ребята обыскали крепость и нашли порох. Всё было готово, но во время поисков один из мальчиков наступил на грязную рыбью кость и у него распухла нога.

Юльку отправили к местной знахарке за лекарством, его схватили слуги Ящера, стали угрожать страшными пытками и испуганный мальчик предал друзей и провёл врагов в крепость. По дороге Юлька сумел взорвать запасы пороха и единственный выход из крепости обрушился.

Слуги Ящера начали обстреливать крепость и убили Дуга. Остальных ребят Птица перенесла в плодородную Синюю долину, покинутую жителями из-за синего тумана, который по утрам выползал из расщелин. Для детей туман был безопасен, а взрослые, вдохнув его, умирали.

Пересказ сюжета

Дети десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор, на котором располагалось множество домов, живых флигелей и различных сараев. Герои любили фантазировать и для этого занятия они использовали уголок, расположенный между двумя сараями, в который уже давно никто не заходил. В центре была расположена куча мусора, на которой валялась старинная карета. Один из персонажей рассказывает, как он и его брат провели там своё детство: мальчики играли с каретой и ловили воображаемую рыбу в старой бочке с загнившей водой, в которой давно завелась какая-то необычная живность, похожая на головастиков. Это место стало для них особенным миром, который они всегда покидали нехотя, возвращаясь в реальность. О назначении жизни братья тогда даже не задумывались.

Однако во время очередной «рыбалки» в этот уголок зашёл лакей Павел и сказал, что братьев зовёт отец. Их необычное занятие,  поначалу удивило лакея. Однако он быстро от этого оправился и словно посмеялся над братьями. Этим он в очередной раз уничтожил все иллюзии, придуманные мальчиками. Они понимают, насколько глупо выглядят в данный момент. Им даже стыдно спуститься с забора, на котором они сидели, и пройти мимо Павла. Однако они не могли ослушаться и последовали приказу.

Выйдя во двор, мальчики увидели толпу жильцов, это их очень насторожило. Они стали усердно вспоминать, по какому их проступку могли устроить такое собрание, однако заметив довольный взгляд отца, успокоились, поняв, что они тут ни при чём. Затем мальчики увидели двух людей, один из которых выглядел очень необычно. Он сидел в тележке, у него была большая голова, маленькое туловище и длинные ноги, он был похож на паука.

Мальчики, как и все жители двора, были поражены тем, что у существа полностью отсутствовали руки. Его сопровождающий, высокий человек с длинными усами, которого калека называл Матвеем, объяснил, что у его «бедного родственника», Яна Криштофа Залуского, руки отсутствуют с рождения, но, несмотря на это, он умён, знает прошедшее, настоящее, а также будущее. Он способен сам себя обслуживать и даже немного ходить. Ян с заметным усилием продемонстрировал свои умения и неравнодушные люди положили в его шляпу монеты. Один из жителей, бывший военный врач Дударев, прославившийся во дворе своей бескорыстностью, кинул калеке серебряный рубль. Калека поблагодарил его и затем пообещал отдать рубль первому нищему, с которым он встретится. С другого жильца, холостяка пана Уляницкого, феномен собрал дань три раза.       Затем Матвей объявил, что Ян даже умеет писать ногой, феномен предложил написать кому-нибудь афоризм и он выбрал братьев. Один из мальчиков боялся, что феномен может рассказать про него то, чего он будет стыдиться всю жизнь. Калека взглянул на него мягко и задумчиво и начал что-то писать на листе бумаги, а затем передал его мальчику. По просьбе отца он прочёл афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Мальчики не сразу поняли, что означает это понятие. Потом феномен сказал, что в его случае это может быть не только афоризм, но и парадокс. Матвей ещё раз обошёл публику, собирая деньги на пропитание семейства Залуского.

Феномен вместе с сопровождающим ещё какое-то время находились в доме, обедая вместе с родителями мальчиков. Потом они ушли и калека, ещё раз встречая героев, просит их помнить, для чего создан человек. По дороге феномен и Матвей встретили нищего с ребёнком. Залуский попросил своего сопровождающего отдать им серебряный рубль. Тот сначала отказывается, но потом исполняет просьбу.

Главные герои впервые столкнулись с противоречиями в жизни и им было трудно смириться с этим, по ночам они вскакивали и постоянно плакали, видя перед собой глаза Залуского. Мать приходила и крестила их, словно хотела защитить детей от самого первого противоречия в жизни.

8 класс

Часть 3. Исполнение желаний

Хотя Гудвин и оказывается обманщиком, он даёт Страшиле мозги — мешочек отрубей с иголками, Железному Дровосеку шёлковое сердце, а Льву какой-то напиток. Правда, он считает, что они и так обладают всеми этими качествами.

Чтобы вернуть Элли домой, Гудвин достаёт свой баллон и решает улететь на нём в Канзас вместе с девочкой. В назначенный день Гудвин собирает народ и объявляет, что улетает, а вместо себя оставляет правителем Страшилу Мудрого. Пока Элли нежно прощается с друзьями, налетает вихрь и баллон с Гудвином улетает без девочки.

Друзья решают обратиться к доброй волшебнице Стелле. Она поможет девочке вернуться в Канзас.

По дороге путешественники попадают в лес, где на широкой поляне собралось множество зверей. Увидев Льва, они кланяются ему и просят освободить их от огромного паука, который пришёл в лес и высасывает из его обитателей кровь. Смелый Лев уничтожает паука, и звери просят его стать их царём. Лев соглашается, но только после того, как поможет Элли.

Волшебница Стелла радушно принимает путешественников. Она забирает у Элли Золотую Шапку и отдаёт её Летучим Обезьянам, чтоб они были свободны. Стелла открывает девочке тайну серебряных башмачков: они переносят владельца, куда тот пожелает, стоит только стукнуть каблуком о каблук и назвать место, где хочешь очутиться.

Элли возвращается в Канзас к родителям, которые считали её погибшей. Серебряные башмачки теряются по дороге.

История вторая. Суета сует

Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.

В предновогоднюю ночь Александр Привалов, заведующий вычисли­тельным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед ним проходит череда ярких персонажей — маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев, существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус, и другие. Затем Привалов предпринимает обход института начиная с располо­женного в подвале здания вивария, где содержатся магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который всё ещё работает. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, увлечённым своими исследо­ваниями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он обнаруживает, что институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории. Девизом этих людей было «Понедельник начинается в субботу», и смысл своей жизни они видели в работе и познании неизвестного. Встретив Новый год, они продолжили свои исследования.

В это время в лаборатории профессора Выбегалло «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовле­тво­рённого желудочно». Модель, копия профессора Выбегалло, способна только пожирать всё съедобное. В лаборатории Выбегалло собираются сотрудники, появляется и сам профессор в сопровождении корреспондентов. По теории Выбегалло, путь к развитию и духовному росту личности лежит через удовлетворение материальных потребностей, а данная модель — промежуточный этап на пути к созданию модели Идеального Человека, «человека полностью удовлетво­рённого». Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть — чем дальше, тем больше. В конце концов, модель лопается от обжорства, забрасывая Выбегалло и корреспондентов содержимым своих органов пищеварения. Сотрудники расходятся.

Привалов некоторое время размышляет над происходящим, потом засыпает. Проснувшись, он пытается с помощью магии сотворить себе завтрак, но вместо этого становится свидетелем совещания у директора института, где обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель. Профессор Выбегалло хочет испытать её прямо в институте, тогда как другие опытные маги настаивают на полигонных испытаниях в нескольких километрах от города. После горячего спора директор института Янус Полуэктович Невструев решает проводить испытания на полигоне, поскольку «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями». Невструев также выносит «предвари­тельную благодарность» Роману Ойре-Ойре за «находчивость и мужество».

Привалову удаётся побывать на испытании. «Модель человека, удовлетво­рённого полностью» имела способность удовлетворять все свои материальные потребности с помощью магии. Выйдя из автоклава, модель переносит к себе все материальные ценности, до которых может дотянуться своими магическими способностями (в том числе и вещи людей, находящихся рядом), а затем пытается свернуть пространство. Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылку с джинном, и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегал­ловскую модель.

Глава 3. Столкновение с реальностью

Сначала мальчики решили, что их ждёт наказание за какую-то давно забытую проделку, но потом разглядели посреди толпы странное существо. Это был человек с очень маленьким телом, полностью закрытым пышной бородой с проседью. У него была большая голова и очень длинные тонкие ноги, рук же не было вообще. Передвигался он на маленькой тележке.

Сопровождающий странное существо высокий субъект с длинными усами по имени Матвей объявил, что это его родственник, феномен, чудо природы, «шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский».

Ян Криштоф Залуский
 — калека, карлик, феномен, родился без рук, умный и ироничный, коман­дует своим родствен­ником.
Матвей
 — родственник и помощник Яна, глуп, во всём слуша­ется калеку.

Рук у него не было с рождения, их полностью заменяли ноги, к тому же Ян был очень умён и насквозь видел прошлое, настоящее и будущее. Было заметно, что среди двоих главный именно он.

Началось представление. Ян показывал, как он ест, причёсывается, одевается, вдевает нитку в иглу, считает деньги и даже крестится с помощью своих длинных ног, а Матвей периодически обходил публику, собирая в шляпу монеты. Умные глаза феномена смотрели насмешливо и иронично, а все действия давались ему с трудом.

Один из жителей, полковник Дударев, бывший военный доктор, добрый и великодушный человек, бесплатно помогавший всем соседям, в том числе и дворне, дал феномену серебряный рубль. Ян пообещал отдать его первому встречному нищему.

Дударев
 — полковник, бывший военный врач, благо­родный и беско­рыстный, пример для маль­чиков.

С ещё одного соседа, старого холостяка пана Уляницкого, тихого, вкрадчивого и неприятного человека, феномен собрал дань трижды.

Уляницкий
 — шляхтич, холо­стяк, непри­ятный тип с вкрад­чи­выми мане­рами, зани­ма­ю­щийся непо­нятно чем.

Наконец, Матвей объявил, что, кроме всего прочего, Ян умеет писать, и может всем желающим за отдельную плату написать афоризм «для душевной пользы и утешения».

Тут взгляд Яна упал на братьев, и он решил написать афоризм для них. Мальчик испугался, что феномен расскажет о его будущем нечто такое, от чего ему будет стыдно всю жизнь. Ян посмотрел на него мягко и задумчиво, а потом написал на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».

Феномен подчеркнул, что от его имени этот афоризм звучит как парадокс, ведь он тоже человек, однако менее всего создан для полёта и счастья.

Матвей обошёл публику в последний раз, собирая на пропитание для бесчисленного семейства Яна.

Невидимый остров Двин

В тот вечер одиннадца­тилетний Женька Ушаков играл с друзьями в рыцарей.

Женька Ушаков
 — пятиклассник, одиннадцать лет, любит играть в рыцарей, честен и благороден.

На своём самодельном щите он нарисовал герб — оленя. Своего «противника», Толика из соседнего квартала.

Толик
 — мальчик из соседнего квартала, ровесник и новый друг Женьки, вырезал волшебный кинжал.

Женька загнал на край овражка, заросшего крапивой, но проявил благородство и сбрасывать его туда не стал. Ребята подружились. Толик подарил Женьке собствен­норучно вырезанный из сосны кинжал с резной рукояткой.

Незнакомец догнал Женьку у озера. Он назвался Ктором Эхо, первым заместителем правителя острова Двид.

Ктор Эхо
 — заместитель правителя острова Двид; ищет рыцаря, который избавит жителей острова от Ящера.

Уже давно этот остров находится под гнётом Ящера. Согласно древней легенде, остров освободит юный рыцарь из дальней страны. Ктор видел, как благородно Женька поступил с Толиком, и решил, что Рыцарь Оленя сможет убить Ящера.

В доказательство Ктор показал Женьке остров через волшебное зеркальце и уверил, что всё займёт не больше трёх дней. Мальчик согласился — бабушка не знает, что его родители уехали, и волноваться не станет, а он быстро вернётся.

Ктор отвёз Женьку на невидимый остров Двид и представил правителю, который считал, что Ящер никого не угнетает, а просто чутко «реагирует на любое нарушение в равновесии порядка» и начинает сердится. Раз в месяц чудовище поднимается со дна озера и смотрит, всё ли в порядке на его острове.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: