«недоросль» (д. фонвизин)

Сказка о царе салтане
, 
о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Денис Фонвизин. Недоросль (краткое содержание)

Главные герои

Госпожа Простакова — жена Простакова. Активная, грубая, необразованная  женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.

Простаков Митрофан — сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как и родители, глупый, ленивый, невежестенный. Грубый, жестокий, отца ни во что не ставит, над учителями издевается. Лебезит перед матерью, но только потому, что чувствует в ней силу. 

Правдин — постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их имении, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.

Стародум — человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.

Софья — честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.

Милон — жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.

Скотинин — родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.

Другие персонажи

Простаков — муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.

Еремеевна — няня Митрофана.

Кутейкин (семинарист, который сам бросил учиться, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (отставной сержант, честный человек, учитель арифметики) — учителя Митрофана.

Тришка — портной, слуга Простакова.

Краткое содержание

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, Тришка оправдывается тем, что он не портной. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо, и Тришку прогоняют вон из комнаты.

Заходит разговор о Митрофане:  наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал, всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца, а Митрофану так жалко её было: устала ведь. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение, и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков говорят, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный близкий родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Простакова уводит Софью. Забегает слуга и сообщает, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями.

Действие четвертое

Стародум застает Софью за чтением книги. Они беседуют о добродетелях человека, и о нравах, царящих в обществе. Знатность, богатство и чины хороши, если обладающий всем этим человек не потерял совести. Все в жизни идет от семейного воспитания: если родители не ладят – какой пример они подают детям? Беседу прерывает слуга с письмом от графа Честана. В нем он просит Стародума поласковей отнестись к его племяннику Милону, который квартирует со своей командой как раз в тех местах.

В этот момент входит Правдин, чтобы представить Стародуму своего друга Милона. Офицер восхищает старика своей честностью и прямодушием. Милон в избытке чувств просит у него руки Софьи. Она сама подтверждает, что Милон – и есть ее жених. Этот счастливый момент нарушает появление Скотинина. Он смешит Стародума претензией на руку Софьи. Являются и Простаковы с сыном – и все за тем же, за согласием на брак Митрофана и Софьи. Простакова с гордостью просит проэкзаменовать ее сына. Митрофан показывает свое полное невежество. Всем претендентам не терпится узнать: на кого пал выбор Стародума. Однако он всем сообщает, что девушка «уже сговорена» за хорошего человека. И завтра в семь утра они покинут этот дом.

Явление II

Появляется Софья и радостно бросается к Стародуму. Тот обнимает племянницу и говорит, что приехал ей на выручку: «Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось из рук вырвать добычь от порока».

Стародум рассказывает Софье о своей жизни в Сибири, земле, «где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Он говорит, что нажил там столько, «чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного». Стародум, впрочем, не раб своего богатства. О деньгах он отзывается с пренебрежением: «Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

История создания

Фонвизин побывал во Франции, где в 18 веке процветало театральное искусство. Ничего подобного в России не было и близко. Он решил написать такую пьесу, которая будет актуальной и вызовет у зрителя интерес, станет популярной и востребованной для постановок на сцене. Темы дворянства, обучения и крепостного права, конфликта сословий и поколений были обсуждаемы в народе, поэтому автор не прогадал с выбором проблематики для пьесы.

Денис Иванович лично занимался подготовкой спектакля и подбирал актеров. Он не ошибся, и пьеса произвела эффект, нашла отклик в сердцах людей, и они поспешили в театры.

Драка

Стародум наконец увидел свою племянницу, пообещав увезти ее из простаковских владений. Беседа эта прерывается в связи с внезапным появлением «дерущихся» Скотинина и Простаковой. Милон же пытается их разнять. Стародума это весьма и весьма развлекает, ему забавно смотреть на эту сцену.

Г-жа Простакова в какой-то степени неприятно раздражена тем, что незнакомец веселится, но как только она понимает, кто перед ней, то она изменяется моментально: она сразу же начинает лебезить, в тоне и манере разговора проявляется раболепие. Она хочет склонить Стародума к тому, чтобы он принял решение о женитьбе ее сына на Софье.

Персонажи комедии Фонвизина «Недоросль»: краткая характеристика героев

Для того чтобы вам был понятен сюжет комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, считаю целесообразным в первую очередь познакомить вас с действующими лицами пьесы, одновременно дав им краткую характеристику.

  • Госпожа Простакова (в девичестве Скотинина) – властная и жестокая помещица, в имении которой происходит действие пьесы. Она истязает крестьян и иногда поколачивает мужа, держит всех в страхе. Души не чает в своем сыночке Митрофанушке. Ему она наняла учителей, чтобы он поучился хотя бы для виду и получил право жениться. Другого смысла в образовании она не видит.
  • Господин Простаков (Терентий) – муж Простаковой, помещик, подкаблучник. Обожает и боится свою жену. Любит своего сына Митрофана и даже гордится им. Робкий, тихий, не имеющий образования и власти в собственном доме. Играет второстепенную роль.
  • Митрофан (Митрофанушка) – сын Простаковых, юноша подросткового возраста. О нем многое говорит его фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться». Родители наняли ему учителей, но науки ему не даются. К тому же он ленится учиться и считает это занятие бессмысленным. За 3 года он абсолютно ничему не выучился. Над учителями он издевается, родителей не любит и не уважает, но перед матерью лебезит, понимая, что в доме все решает она. Этот юноша ленив и избалован. В финале он также раскрывается как лицемерный и неблагодарный человек.
  • София – сирота, дальняя родственница господина Простакова, живущая в его доме. Девушка образованная, в одной из сцен предстает перед зрителем с книгой в руке. Скромная, добрая, с почтением относится к старшим. Любит Милона.
  • Скотинин – брат Простаковой, грубый, невежественный и лживый человек. Читать и думать ему лень. Ради наживы готов на любую подлость. Хотел бы жениться на Софье из-за ее приданого.
  • Стародум – дядя Софьи. Возвращается из Сибири. Туда он уезжал, чтобы зарабатывать честным трудом. Честный, добрый и мудрый человек, имеющий высокие моральные принципы.
  • Правдин – чиновник, остановившийся в имении Простаковых. Настоящая его цель – проверить, как здесь обращаются со слугами, приструнить хозяев и навести в имении порядок. Является представителем образованного дворянства. В пьесе олицетворяет правду и закон.
  • Милон – возлюбленный Софьи, который тоже ее любит. Офицер. Имеет высокие моральные принципы. Порядочный и честный.
  • Цыфиркин – учитель арифметики. Бывший военный, не терпит лени и разгильдяйства. К задаче обучения Митрофана счету подходит ответственно, но результата нет. Будучи честным человеком, он отказывается от вознаграждения за свой труд, так как за 3 года ничему не смог научить Митрофанушку.
  • Кутейкин – учитель грамматики. Малообразованный дьячок из городской церкви. Расчетливый, жадный и хитрый. Своего воспитанника справедливо считает глупым. Несмотря на то, что ничему не научил Митрофана, хочет получить за свою работу хорошее вознаграждение.
  • Вральман – бывший конюх Стародума, прикинувшийся немцем, и нанятый Простаковой обучать ее сынам светской жизни и манерам.
  • Еремеевна – няня Митрофана. Заботится о юноше с рождения, у Простаковых работает уже 40 лет, но терпит от них немало обид и унижений.
  • Тришка – слуга Простаковых, в начале пьесы госпожа ругает его за плохо сшитый кафтан.

Как видно, все главные герои комедии «Недоросль» легко делятся на положительных и отрицательных. Многие из действующих лиц пьесы имеют говорящие имена и фамилии, по которым можно судить о преобладающих чертах этих персонажей. Кстати, имя Митрофан с греческого переводится как «явленный матерью». В контексте рассматриваемого нами произведения это имя можно расшифровать как «похожий на свою мать».

Подробный пересказ по действиям

Названия действий — условные.

Действие 1. Две девушки

Обанкротившийся молодой человек Свирид Петрович Голохвостый решил поправить своё материальное положение, женившись по расчёту на богатой, но непривлекательной Проне.

Он поджидал её и попутно высматривал красивую девушку, которую видел накануне.

Едва завидев Проню с подружками, Голохвостый подлетел к ним и начал красоваться перед девушками — изображал утончённого, образованного интеллигента. Проня ответила тем же, и если попытки парня ещё могли обмануть девушек, то хвастовство подруги не произвело на них ни малейшего впечатления. Они прекрасно знали, что Проня сбежала из пансиона, проведя там всего три месяца. Девушкам это надоело и они ушли, оставив Проню и Голохвостого наедине.

Воспользовавшись моментом, Голохвостый признался Проне в любви. Девушка пригласила его к себе домой на следующий день, чтобы тот попросил её руки у родителей.

Распрощавшись с Проней, Голохвостый столкнулся с Галей — красивой девушкой, которую он заприметил накануне.

Галя
 — очень кра­си­вая, но бед­ная, рабо­тя­щая, не под­даётся попыт­кам Голо­хво­стого оча­ро­вать её.

Обольстить красавицу ему не удалось. Голохвостый полез к девушке обниматься, и это увидела подошедшая Лымариха.

Секлита Пилиповна Лымариха
 — мать Гали и тётка Прони, тор­говка ябло­ками, скан­даль­ная, с кру­тым нра­вом и гру­бым голо­сом, любит выпить.

Она вынудила Голохвостого дать клятву, что тот жениться на её дочери.

Действие 2. Сватовство № 1

На следующий день Проня ожидала Голохвостого у себя дома. Разволновавшись перед предстоящей встречей, она командовала прислугой и родителями, указывала, что им делать. В этот момент пришла Лымариха. Проня, посчитав, что та могла её опозорить перед женихом, выпроводила тётку, поругавшись с ней.

После ухода Лымарихи в дом Серко явился Голохвостый. Он сделал предложение Проне, и обрадованные, счастливые родители тут же дали согласие на скорейшую свадьбу.

Действие 3. Сватовство № 2

Голохвостый пришёл в дом Лымарихи и посватался и к её дочери. Женщина сразу предупредила, чтобы парень не ждал выгоды от этого брака, поскольку приданого за Галей нет никакого. На это Голохвостый ответил, что и сам очень богат. Девушка попыталась объяснить, что не хочет замуж за этого человека, но мать её не слушала.

Сватовство Голохвостого совпало с именинами Лымарихи. Оставшись на праздник, он познакомился с гостями, которым очень понравился. Неожиданно для себя Голохвостый узнал, что именинница — родная тётка Прони. Но тут же он услышал и хорошую для себя новость — родственники поссорились, а значит его планам ничего не мешало.

Действие 4. Расстроившаяся свадьба

В день свадьбы в доме Серко полным ходом шли приготовления к приезду жениха.

Местным жителям, бывшим на именинах, стало известно, что тот самый Голохвостый, который сватался к Гале, теперь готовился к свадьбе с Проней. Они побежали к Лымарихе и рассказали ей эту новость.

Прибыл жених с шаферами. Он не скрыл от знакомых своих намерений и уже планировал ближайшее будущее. В этот момент пришла Лымариха и устроила скандал. Она рассказала о втором сватовстве Голохвостого. Свидетели подтвердили и сватовство, и присутствие жениха на именинах Лымарихи. Проня сначала отказывалась в это верить, но послушав людей, всё же приняла горькую правду.

Лымариха не хотела просто так отпускать жениха своей дочери, но тут ей и другим людям сообщили, что Голохвостый — банкрот. Теперь уже и сам молодой человек не скрывал своих истинных намерений. В этот момент прибыл квартальный и увёл молодого человека в участок.

Действие 2

Мимо проходившим солдатам приглянулась данная деревня. Они решили остановиться здесь на какое-то время. Милон занимается размещением военных. Неожиданно встречает старого друга Правдина. Правдин рассказывает, с какой целью прибыл сюда. Он должен поставить на место вконец оборзевших помещиков, среди которых Простакова. Милон делится с ним любовной историей, рассказывая о своей невесте, которую увезли из Москвы, оставив на попечение дальним родственникам после смерти ее родителей.

Неожиданно появляется та, о ком шел разговор. Ею оказалась Софья. Увидев возлюбленного, девушка была вне себя от счастья. Теперь будет кому заступиться за нее. София рассказывает Милону о планах Простаковой. О двух предполагаемых женихах Митрофане и Скотинине.

Скотинин пребывает в расстроенных чувствах. Он уже прикидывал, как распорядится деньгами и приданым, а тут оказия вышла. Митрофан встал на пути к достижению цели. Правдин и Милон решают воспользоваться ситуацией и рассорить Скотинина с сестрой. Они намекают ему, что негоже взрослому мужику быть пешкой в руках бабы. Мол, Простакова играет им, как хочет, а он не замечает очевидного. Цель была достигнута. Скотинин взбесился.

Няня с Митрофаном проходили мимо. Женщина пыталась вбить в голову нерадивого ученика, что прежде чем стать кем-то в этой жизни, надо не лениться, а учиться. Для Скотинина вид Митрофана был словно для быка красная тряпка. Словесная перепалка по поводу предстоящей женитьбы грозила вылиться в драку, но Правдин с няней пресекли их попытки наброситься друг на друга с кулаками. Скотинин злой и оскорбленный покидает поле боя.

Простакова резко изменила отношение к Софье. Стала льстивой и угодливой. Комната для Стародума готова. Софья вместе с Простаковым уходит осматривать подготовленное помещение для дяди. Правдин знакомится с Цыфиркиным и Кутейкиным, учителями Митрофана. Учителя вспоминают историю появления в доме Простаковых, как сами учились грамоте, а уже потом, как взялись за обучение хозяйского сынка.

Знакомство с Калинычем

Утром, проезжая через деревню, охотник и Полутыкин остановились у низенькой избы, чтобы захватить с собой Калиныча, высокого и худого крестьянина лет сорока с весёлым и кротким нравом.

Калиныч
 — крепостной Полу­ты­кина, нищий, неже­натый мужик; мечта­тельный идеа­лист, близок к природе.

Он каждый день ходил с барином на охоту, и без него Полутыкин не мог ступить и шагу.

На следующий день Полутыкин уехал по делам в город. Охотник весь день бродил по округе, а на обратном пути завернул к Хорю, который оказался лысым, низкого роста, плечистым мужиком с курчавой бородой. Беседуя с Хорём, охотник заметил, что он был человеком себе на уме.

Ночевать охотник остался у Хоря на сеновале. Утром, за завтраком, он спросил, почему все женатые сыновья Хоря живут вместе с ним. «Сами хотят, так и живут» — ответил Хорь. Внезапно за дверью раздался знакомый голос и в избу вошёл Калиныч с пучком полевой земляники для своего друга Хоря. Охотник был удивлён: он не ожидал таких «нежностей» от мужика.

Знакомство с Хорём

Познакомил их калужский помещик Полутыкин, пригласивший охотника переночевать в своём имении.

Полутыкин
 — помещик, новый прия­тель рассказ­чика.

По дороге они заехали к Хорю, одному из мужиков Полутыкина.

Хорь
 — оброчный мужик Полу­ты­кина, прижи­ми­стый и состо­я­тельный; хозяй­ственный рацио­на­лист, близок к обще­ству.

Усадьба Хоря, состоявшая из нескольких сосновых срубов, возвышалась на расчищенной лесной поляне.

Хоря не оказалось дома. Гостей встретил его сын и провёл в избу.

Вскоре на телеге к дому подкатили остальные сыновья Хоря — шесть молодых великанов, очень похожих друг на друга. Охотник с Полутыкиным сели в телегу и через полчаса уже въезжали на двор господского дома.

За ужином охотник спросил, почему Хорь живёт отдельно от прочих мужиков. Полутыкин рассказал, что лет 25 назад дом Хоря в деревне сгорел. Он пришёл к отцу Полутыкина с просьбой переселить его на болото, пообещав за это платить хороший оброк, и тот согласился.

С тех пор Хорь разбогател и оброка платит вдвое больше. Полутыкин предлагал Хорю купить вольную, но тот отказывался, ссылаясь на нехватку денег. На самом деле его вполне устраивал добрый и нетребо­ва­тельный Полутыкин.

Действие первое

Помещица Простакова распекает портного Тришку. Кафтан, который он пошил, мал ее единственному сыну, пятнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Собирается целый семейный совет. Простаков старается угодить грозной супруге, и наугад предполагает, что кафтан «мешковат». Тарасу Скотинину, ее брату, кафтан и вовсе нравится. Обновка нужна к сговору Скотинина с сиротой Софьей, дальней родственницей Простаковых. Уже полгода она живет в доме Простаковых, а те усердно надзирают за ее имением. Впрочем, у девушки есть дядя Стародум, но он уехал в Сибирь и не подает о себе вестей. Скотинин льстится на приданое Софьи, особенно на тучных свиней. Сама Софья не подозревает, какие планы у Простаковых на нее.

Софье приходит письмо от дяди. Простакова требует прочесть письмо вслух. Она уверена, что дядя отдал Богу душу, а письмо любовное, от офицера. Никто в семействе грамоте не обучен, читать его поручают постояльцу в доме, чиновнику Правдину. Оказывается, дядя Стародум разбогател и желает сделать Софью своей наследницей. Госпожа Простакова мгновенно меняет план: теперь женихом Софьи будет ее сын Митрофан. Между тем, в деревню вошли солдаты на постой.

Действие II

Появляется Милон — офицер, жених Софьи, но влюблённые не виделись долгое время из-за военной службы юноши. Милон беседует с Правдиным — они старые друзья. Милон рассказывает Правдину, что он должен вести солдат в Москву, а также что давно не видел любимую девушку. О ней ему известно лишь то, что после смерти матери её забрала к себе в деревню какая-то «дальняя родня», но куда именно и кто — неизвестно. В этот момент появляется Софья. Молодые люди счастливы вновь встретить друг друга. Они разговаривают. Выясняется, что после известия о наследстве девушки, госпожа Простакова стала ласковой в обхождении с Софьей, а также хочет выдать её за Митрофана.

Мимо проходит Скотинин. Правдин, Милон и Софья открывают ему правду о сестрице его — о том, что она вовсе не радеет за брак Скотинина и Софья, а устраивает женитьбу Митрофана.

Далее все собравшиеся наблюдают, как Митрофан грубит Еремеевне, отказывается учиться. Митрофан и Скотинин бранятся друг с другом из-за свадьбы.

Появляются супруги Простаковы. Помещица заискивает перед Милоном.

Приходят учителя Митрофана. Правдин расспрашивает их о том, где они сами получали образование и как попали на службу в дом Простаковых. Кутейкин — семинарист, который бросил учёбу, преподаёт Митрофану грамматику. Читать недоросль при этом так и не научился. Цыфиркин — отставной сержант, учит юношу арифметике. В отличие от Кутейкина, честен и добр, не корыстен. Вральман — и вовсе бывший конюх Стародума (но об этом станет известно позднее), представляется немцем, обучает мальчика светской жизни.

Недоросль (Фонвизин Д. И., 1781)

Явление VIII

Те же и Вральман.

Вральман.

Ай! ай! ай! ай! ай! Теперь-то я фижу! Умарит хатят репенка! Матушка ты мая! Сшалься нат сфаей утропой, катора тефять месесоф таскала, — так скасать, асмое тифа ф сфете. Тай фолю этим преклятым слатеям. Ис такой калафы толго ль палфан? Уш диспозисион уш фсё есть.

Г-жа Простакова.

Правда. Правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань.

Митрофан.

А по мне и подавно.

Кутейкин(затворяя Часослов) . Конец и Богу слава.

Вральман.

Матушка мая? Што тепе надопно? Што? Сынок, какоф ест, да тал Бог старовье, или сынок премудрый, так скасать, Аристотелис, да в могилу.

Г-жа Простакова.

Ах, какая страсть, Адам Адамыч! Он же и так вчера небережно поужинал.

Вральман.

Рассути ш, мать мая, напил прюхо лишне: педа. А фить калоушка-то у нефо караздо слапе прюха; напить ее лишне да и захрани поже!

Г-жа Простакова.

Правда твоя, Адам Адамыч; да что ты станешь делать? Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь.

Вральман.

Чефо паяться, мая матушка? Расумнай шеловек никахта ефо не сатерет, никахта з ним не саспорит; а он с умными лютьми не сфясыфайся, так и пудет плаготенствие пожие!

Г-жа Простакова.

Вот как надобно тебе на свете жить, Митрофанушка!

Митрофан.

Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше.

Вральман.

Сфая кампания то ли тело!

Г-жа Простакова.

Адам Адамыч! Да из кого ж ты ее выберешь?

Вральман.

Не крушинься, мая матушка, не крушинься; какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?

Г-жа Простакова.

То даром, что мой сын. Малый острый, проворный.

Вральман.

То ли пы тело, капы не самарили ефо на ушенье! Россиска крамат! Арихметика! Ах, хоспоти поже мой, как туша ф теле остаёса! Как путто пы россиски тфорянин уш и не мог ф сфете аванзировать пез россиской крамат!

Кутейкин(в сторону) . Под язык бы тебе труд и болезнь.

Вральман.

Как путто пы до арихметики пыли люти тураки несчетные!

Цыфиркин(в сторону) . Я те ребра-то пересчитаю. Попадесся ко мне.

Вральман.

Ему потрепно снать, как шить ф сфете. Я снаю сфет наизусть. Я сам терта калаш.

Г-жа Простакова.

Как тебе не знать большого свету, Адам Адамыч? Я чай, и в одном Петербурге ты всего нагляделся.

Вральман.

Тафольно, мая матушка, тафольно. Я сафсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутса в Катрингоф кареты с хоспотам. Я фсё на них сматру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел.

Г-жа Простакова.

С каких козел?

Вральман(в сторону) . Ай! ай! ай! ай! Што я зафрал!(Вслух.) Ты, матушка, снаешь, што сматреть фсегта лофче зповыши. Так я, пыфало, на снакому карету и сасел, та и сматру польшой сфет с косел.

Г-жа Простакова.

Конечно, виднее. Умный человек знает, куда взлезть.

Вральман.

Ваш трашайший сын также на сфете как-нипудь фсмаститца, лютей пасматреть и сепя покасать. Уталец!

Митрофан, стоя на месте, перевертывается.

Вральман.

Уталец! Не постоит на месте, как тикой конь пез усды. Ступай! Форт!

Митрофан убегает.

Г-жа Простакова(усмехаясь радостно) . Робенок, право, хоть и жених. Пойти за ним, однако ж, чтоб он с резвости без умыслу чем-нибудь гостя не прогневал.

Вральман.

Поти, мая матушка! Салётна птиса! С ним тфои гласа натопно.

Г-жа Простакова.

Прощай же, Адам Адамыч!(Отходит.)

Действие 1

Ох, и влетело Тришке за неудачно сшитый кафтан. Госпожа Простакова была взбешена, хотя он предупреждал, что его швейные навыки далеки от профессиональных. Митрофану кафтан оказался узковат и при всем желании он туда определенно не влезет. Простаков был согласен с женой, хотя личное мнение у этого человека отсутствовало напрочь и ему, по сути, было все равно, в чем будет ходить его сынок. Единственным человеком кому понравился кафтан, был Скотинин, но его мнение в расчет не бралось. Тришку в качестве наказания было решено изгнать из барских хором.

Митрофан жаловался на плохой сон. Совсем не выспался. То ли плотный ужин сказался на самочувствии, то ли большое количество кваса выпитого перед сном. Матушка приголубила сыночка, обняла, поцеловала и отправила на прогулку. Свежий воздух положителен во всех отношениях.

В отсутствии Митрофанушки троица в составе четы Простаковых и Скотинина принялись обсуждать Софью, оставшуюся в их доме после смерти матери. Девушку хотели выдать замуж за Скотинина, которому по душе были больше ее свиньи, чем сама невеста. Алчный и корыстный он наперед просчитал все ходы. Заступиться за сиротку было некому. Единственный родственник Стародум и тот скрылся в неизвестном направлении несколько лет назад.

Неожиданно дядя объявился. Весточка от него для Софии взбудоражило осиное гнездо. Прочитать сие послание выпала честь Правдину. Он один среди присутствующих был грамотным человеком. В письме сообщалось о том, что София стала наследницей 10 тысяч рублей. Деньги немалые. Из бедной невесты, девушка превратилась в невесту нарасхват. Еще бы, с таким-то приданым. В голове госпожи Простаковой мелькнула шальная мысль. Отчего бы не отдать их Митрофанушку за Софию. Может мысль женить на ней Скотинина, была поспешной.

Сочинение Тришка в Недоросле

Во время написания произведения «Недоросль» учеба для помещиков была совсем не актуальной. Скорее просто мода на нее заставляла их корпеть над бумагой с пером. Многие из помещиков, ленивых и привыкших к жизни в свое удовольствие, даже не умели читать. И что мы видим, начиная погружаться в первую сцену пьесы? В ней появляется простой, работящий парень, крепостной крестьянин Тришка, которому барыня Простакова поручила пошить кафтан для любимого сыночка Митрофанушки. Но парень не справился с заданием. А не справился он потому, что нигде никогда не учился портновскому мастерству.

Тришка был портным самоучкой, о чем и пытался донести своей помещице. Но она с невероятной руганью отчитывает крепостного за неудачно сшитый кафтан. Он кажется ей сначала слишком широким, потом слишком узким, короче не знает к чему придраться. Из уст Простаковой вырываются такие слова как скот, мошенник и вор. И все они летят в адрес несчастного портного. Конечно, вряд ли все эти сокрушительные эпитеты, сказанные в адрес несчастного, каким-либо образом дают ему определенного рода характеристику. Просто барыня нынче не в духе и барыне надо развлечься. И вот таким нехитрым способом она это делает.

Тришка пытается оправдаться, но ему, конечно, не удается быть услышанным. Вообще, в комедии этот крепостной крестьянин оказывается единственным, осмелившимся на спор со своей владычицей. Именно эта ситуация на примере портного-самоучки показывает весь разгул беспредела помещиков над своими крестьянами. Ведь пошив кафтана был изначально поручен тому, кто профессионально этого не умел делать в принципе. А затем возникол желание наказать за то, что плохо сделал.

Анализ произведения

Направление и жанр

Литературное направление, к которому принадлежит комедия «Недоросль» — классицизм. Здесь четко прослеживаются такие черты, как «говорящие» фамилии, единство места и времени и действия, четкое деление героев на положительных и отрицательных. Действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток, прослеживается одна сюжетная линия. Каждый персонаж своей фамилией передает основные черты. Например, Вральман — человек, который всегда врет.

В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.

Основная идея и проблематика

Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.

Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.

Проблемы, которые автор поднимает в рассказе:

  1. Последствия неправильного воспитания. Гордость, попустительство, отсутствие должного образования привели к тому, что из молодого дворянина вырос ленивый, малограмотный человек, не способный принимать решения.
  2. Крепостное право. Падение нравственности и лень привели к тому, что дворяне не стремятся получать образование. Им не нужно трудиться и прилагать усилия для достижения своей цели.
  3. Проблема алчности. Разбогатеть любой ценой — единственная цель Простаковых. Они утратили человеческие качества, такие как добродетель и совесть.
  4. Проблема невежества. Глупость лишает героев чувств и переживаний.

Автор считает, что человек рождается «чистым листом», а семья, воспитание и образование формируют из него личность.

В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.

Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.

Заключение и выводы

Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.

В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.

Основная тема

Основной посыл пьесы – образование и воспитание молодого поколения. Важная проблематика касается также социально-политических аспектов жизни дворян. Например, без качественного образования многие из них не имели права на вступление в брак и поступление на государственную службу.

Простаковы – дворянская семья, но они не придерживаются традиционных принципов и считают обучение необязательным. Ведь у них есть крепостные, которые делают за них всё. Власть, деньги, заискивание перед стоящими выше по положению – единственное, что их волнует. Выгодно пристроиться – главная цель в жизни. Отдавать долги, уважать людей для них не имеет значения.

Автор обращается к теме отцов и детей. Родители являются примером для подражания. Из полученного воспитания формируется личность, привычки, взгляды, отношения с людьми. Поэтому Митрофанушка, копируя поведение матери, в конце оставляет её одну: он вырос неученым лентяем и эгоистом. Понимая, что у нее не осталось денег, влияния и ничего столь же «ценного», Недоросль не желает продолжать терпеть её.

Основная мысль пьесы

Автор осуждает воспитание дворян, желая показать, что феодальный строй отжил своё. Фонвизин уверен, что глупых и необразованных людей готовы сменить свободолюбивые, честные и умные личности. Именно в семье, по мнению писателя, закладываются основы добродетели. На примере отношений Простаковой и Митрофана видно, что из-за чрезмерной материнской заботы сын становится избалованным потребителем. Отношения Софьи и дядюшки, напротив, наполнены взаимопониманием и уважением.

Простакова берёт в учителя сыну шарлатанов, почти не смыслящих в науке. Плоды такого обучения высмеивает новое поколение. Фонвизин рассуждает не только об упадке образования, но и о полном отсутствии человеческих ценностей.

Параллельно затрагивается вопрос долга перед Отчизной. Ведь понятие о нравственности, чести и самопожертвовании прививаются исключительно в семье или же хорошими учителями.

И что в итоге?

Простакова и Простаков — лишаются своего имения, теряют сына.

Митрофан — отправляется в столицу на службу.

Правдин — после выполнения задания продолжает работать на государственной службе.

Милон — продолжает служить в армии, собирается жениться на Софье.

Софья — становится невестой Милона.

Стародум — возвращается в Москву, где, вероятнее всего, будет жить вместе с Софьей и Милоном.

Скотинин — возвращается в своё поместье с твёрдым наказом быть более милосердным с крепостными.

Кутейкин — остаётся без жалованья.

Цыфиркин — за свою честность получает плату от Правдина, Стародума и Милона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: