Бег

Эпилог

Через пару дней к профессору пришли представители милиции со Швондером. Они обвинили Преображенского в убийстве Шарикова. Профессор показал им своего пса. Собака хоть и выглядела странно, ходила на задних лапах, была лысая, но сомнений не оставалось, что это животное. Преображенский заключил, что сделать человека из пса невозможно.

Шарик вновь счастливо сидел у ног хозяина, ничего не помнил из случившегося и только изредка страдал головной болью.

  • «Собачье сердце», анализ повести Булгакова

  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»

  • «Мастер и Маргарита» — особенности жанра и структуры романа

  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

  • Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты

  • Проделки Воланда и компании в Москве

  • «Белая гвардия», анализ романа Булгакова

  • «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова

  • «Бег», анализ пьесы Булгакова

  • «Роковые яйца», анализ повести Булгакова

  • «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова

  • «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова

  • «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова

  • «Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

  • «Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова

По произведению: «Собачье сердце»

По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

Глава 6

Вскоре пес превратился в маленького мужичка, стал обуваться в лаковые туфли, носить галстук голубого цвета, познакомился с товарищем Швондером, шокировал своим поведением Борменталя и профессора. Вел себя бывший Шарик дерзко и по-хамски. Он плевался, напивался, пугал Зину и валился спать прямо на пол.

Преображенский попытался с ним поговорить, но только усугубил ситуацию. Бывший пес запросил паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова, а Швондер требовал, чтобы профессор прописал нового жильца. Пришлось все сделать.

Собачье прошлое дало о себе знать, когда в квартиру пробрался кот. Шариков пытался его поймать, забежал в ванную, но замок случайно защелкнулся. Кот легко убежал, а профессору пришлось отменить всех пациентов, чтобы спасти Шарикова. В погоне за котом Полиграф сломал краны, и вода залила пол. Все дружно убирали воду, а Шариков матерился.

«Морфий»

«Записки юного врача» продолжаются произведением «Морфий». Этот рассказ — самый мрачный из всех включенных в сборник. Он представляет собой фактически монолог одного наркомана-морфиниста, покончившего с собой коллеги доктора Бомгарда. Булгакову была очень знакома эта тема, поскольку он сам прошел через муки зависимости от данного вещества, но нашел в себе силы победить болезнь, в отличие от Полякова, этого несчастного доктора. На нескольких страницах пронзительной истории, которую создал Михаил Булгаков («Записки юного врача»), показан ужас наркомании и неизбежного финала ее — нравственной деградации, потери друзей и близких, распада личности.

Глава 1

События, описанные в произведении, разворачиваются зимой 1924-1925 года. В подворотне замерзает голодный и больной пес по кличке Шарик. Столовский повар облил его кипятком, и теперь у Шарика сильно болит бок. Пес потерял доверие к людям и боится просить у них еду. Шарик лежит возле холодной стены и ждет смерти.

Но, учуяв запах колбасы, пес из последних сил ползет к незнакомому мужчине. Тот угощает животное, за что Шарик бесконечно благодарен спасителю и плетется за ним, пытался выразить свою преданность. За это пес получает второй кусок колбасы.

Вскоре мужчина и собака подходят к красивому дому. Швейцар их пропускает внутрь, а консьерж сообщает Филиппу Филипповичу Преображенскому (спасителю пса), что в одну из квартир въехали новые жильцы.

Сон 7. Париж, осень 1921 г.

Голубков просит у Корзухина 1000 долларов взаймы для Серафимы. Корзухин не дает, говорит, что женат он не был и хочет жениться на своей русской секретарше. Голубков называет его страшным бездушным человеком и хочет уйти, но приходит Чарнота, который говорит, что записался бы к большевикам, чтобы его расстрелять, а расстреляв, выписался бы. Увидев карты, он предлагает Корзухину сыграть и продает ему за 10 долларов хлудовский медальон. В итоге Чарнота выигрывает 20 000 долларов, выкупает за 300 медальон. Корзухин хочет вернуть деньги, на его крик прибегает Люся. Чарнота поражен, но не выдает её. Люся презирает Корзухина. Она уверяет его, что он сам проиграл деньги и их не вернуть. Все расходятся. Люся в окно тихонько кричит, чтобы Голубков берег Серафиму, а Чарнота купил себе штаны. Тьма.

Первый сложный случай

Однажды поздним ноябрьским вечером к нему приносят трёхлетнюю малышку по имени Лида с красивыми синими глазами. Бедняжка задыхается. Лицо матери искажено, она будто бы беззвучно плачет. Мама и бабушка утверждают, что девочке нездоровится уже 5 дней. Доктор тут же определяет, что это дифтерит, в горле у ребёнка находится что-то:

Ребёнку срочно нужна трахеотомия, мать и бабка отказываются от неё. Они никак не могут понять, как можно разрезать горло. Врач всё им объясняет и уговаривает согласиться на эту операцию, ведь, в противном случае, бедный ребёнок умрёт уже буквально через час. В итоге родные сдаются.

Главный герой испытывает жуткий страх, ведь ему ещё ни разу не доводилось даже присутствовать на трахеотомии, не то что самостоятельно её проводить. Он бежит листать учебник. Он сильного стресса слова прыгают у него перед глазами, и он ничего не в силах понять.

Эпизод «Вьюга»

Начинающий доктор остается в поселке и, как и ранее, изучает все новую и новую информацию о заболеваниях и методах их лечения.

Но вот поступает неотложный вызов и доктору требуется отправиться в далекую деревню для оказания помощи пациенту. В пути его настигает сильнейший буран с метелью. В данном случае автор произведения желает показать читателю, что врач, согласно своему врачебному этикету и долгу не может отказать пациенту. Несмотря на все препятствия, которые настигают его в пути, он мчится на помощь больным, чего бы это в итоге ему ни стоило.

Здесь же случается и первая серьёзная неудача — пациентка умирает.

Детство и образование

Будущий писатель Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года по новому стилю в Киеве. Родители молодого человека были представителями городской интеллигенции. Отца звали Афанасием Ивановичем. Он трудился доцентом местной духовной семинарии.

Его супругу, мать будущего писателя Варвару Михайловну, знали как преподавателя женской гимназии.


Михаил Булгаков в детстве

Булгаков был не единственным ребенком в семье. Помимо него у супругов было еще шестеро детей. Братья и сестры. Будущий литератор как старший в семье старался помогать родителям.

Семья Булгаковых в год кончины отца. Фото 1907 г.

Когда пришло время, молодой человек стал учеником Первой киевской гимназии. Начальное образование Булгаков получил в 1909 году.

Булгаков — гимназист, фото 1908 г.

По окончании школы он твердо знал, куда хочет двигаться дальше. Практически сразу после выпуска будущий литератор поступил на медицинский факультет местного университета.

История написания

Повесть «Собачье сердце» была написана Булгаковым в 1925 году в конце зимы и начале весны. У автора был произведён обыск, в результате которого изъяли рукописный вариант произведения. В 60-х годах в Советском Союзе распространяли повести нелегально. В 1967 году без ведома автора тексты были переданы в издательства и опубликованы через год после смерти писателя в журналах:

  • «Грани», Франкфурт;
  • «Студент», Лондон.

Изначально Булгаков назвал произведение «Собачье сердце» иначе — «Чудовищная история». Сюжет повести похож на роман известного английского писателя Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». Он также описывал эксперименты молодого врача по превращению людей в животных.

Основными произведениями, принесшими славу поэту, стали:

  • «Роковые яйца»;
  • «Записки молодого врача»;
  • «Театральный роман»;
  • «Собачье сердце».

Что касается продвижения повести, то в конце марта 1925 года писатель впервые читал свое творение перед литературным собранием «Никитинских субботников». Услышав его, один из присутствующих слушателей рассказал о произведении в Главном политическом управлении страны.

На то время правительство увидело угрозу в творчестве Булгакова. Произведению был вынесен приговор: «Это острое высказывание ни в коем случае не выйдет в свет, печатать ни в коем случае нельзя!». Булгаков уже подписал договор с МХАТом о постановке сочинения на сцене, но после цензурного запрета договор, разумеется, был расторгнут.

Вьюга

Кратко Подробно Оригинал

После удачной ампутации доктор прославился на всю округу, к нему съезжалось по сотне пациентов в день. Второго врача на участок не присылали, и смертельно уставший доктор продолжал лечить.

Началась вьюга, и больница опустела, но отдохнуть доктору не удалось — его позвал на помощь коллега с соседнего участка. Случай был тяжёлый: жених решил покатать невесту на санях, лошадь слишком резко тронулась с места и девушка сильно ударилась головой о косяк ворот.

Помочь доктор не смог, девушка умерла. Его ждали больные, и он решил вернуться несмотря на вьюгу. По дороге доктор с возницей заблудились, с трудом нашли дорогу и спаслись от пары волков.

Засыпая, доктор клялся себе, что больше никуда не поедет в такую погоду, но в глубине души понимал, что никогда не откажется помочь.

«Я убил»

Заканчивает цикл, который создал М. Булгаков («Записки юного врача»), рассказ «Я убил». Бомгард поведал в нем историю Яшвина, своего коллеги, представившегося как единственный хирург с пистолетом, а не со скальпелем. Рассказ Яшвина происходит в Киеве в 1919 году. Врача насильно забирают петлюровцы и устраивают полковым доктором в подчинении полковника Лещенко. Наблюдая пытки, убийства, расправы и зверские нравы периода Гражданской войны, Яшвин делает в итоге свой нелегкий нравственный выбор. Общечеловеческие ценности при этом ставятся выше профессиональной врачебной этики. Это непростая коллизия, учитывая еще и то, что она возникает перед представителем столь гуманной профессии.

Самоубийство Полякова

27-летний врач Владимир Бомгард наконец получает направление в уездный город. По сравнению с сельской больницей, новое место ему представляется раем. Однажды доктор получает письмо от университетского друга Полякова, занимающего прежнее место Бомгарда. Это довольно сомнительная послание. Его автор просит о помощи, пишет, что тяжко болен, практически безнадежен.

Бомгард принимает решение следующим же утром отправиться на помощь другу. Однако поездка отменяется. В эту ночь привозят Полякова. Он стрелял себе в голову.

Краткое содержание «Морфия» Михаила Булгакова изложить непросто. Дело в том, что большая часть произведения представляет собой дневниковые записи Полякова.

Полотенце с петухом

Кратко Подробно Оригинал

Молодого врача, недавно окончившего университет, направили работать в глухое село Мурьево.

Тамошней больнице полагалось два врача, но доктор стал главным и единственным лекарем. Молодой человек был не уверен в себе и боялся тяжёлых случаев, особенно ампутации.

По иронии судьбы такой случай достался ему в первый же вечер после приезда. Красивая девушка попала в мялку для льна. Перепуганный доктор ампутировал ей ногу, не надеясь, что она доживёт до утра.

Девушка выжила. В знак благодарности она подарила доктору полотенце с вышитым красным петухом, которое долгие годы украшало его спальню.

Глава 2: Новая жизнь

Собаки вынуждены обучаться грамоте, чтобы выжить: «колбасу» знает каждый. Шарик воспринимал мир по цветам. Однажды он так привык, что вывеска над мясной лавкой зелено-голубая, что случайно вбежал в магазин электрических принадлежностей и получил по заслугам. С этого дня началась его «учеба».

Он стал различать отдельные буквы. Каждая буква соотносилась у него с определенным местом: главрыба, гастрономия, вина…

У двери господина он сумел сложить только три первые буквы: про… Пес спутал Филиппа Филипповича с пролетарием, но сразу же отбросил эту мысль, потому что запах был не тот.

За дверью оказалась молодая красивая женщина, которую пес оценил. Господин пригласил гостя внутрь. Женщина начала расспрашивать его о псе, помогая снимать шубу. Филипп Филиппович обнаружил обваренный бок и приказал Зине – так звали женщину – готовить смотровую. Она поманила пса в темную комнату с неприятным запахом, где он испугался и начал буянить. Животное устроило настоящий погром, и на помощь Зине явился господин и еще один мужчина, который повалил зверя, а пес в свою очередь укусил его за ногу. Но потом он начал терять сознание и подумал, что умирает.

Очнувшись, пес обнаружил отсутствие боли в боку. Над ним раздалось фальшивое пение, и тогда Шарик осмелел и полностью открыл глаза – увидел ногу мужчины с запекшейся кровью и с гордостью подумал о своем укусе. Укушенный спросил доктора, как ему удалось приманить такое нервное создание. Филипп Филиппович ответил, что любой террор пагубно влияет на нервную систему, а ласка – самый верный метод.

Из разговора доктора и Зины выясняется, что укушенный – доктор Борменталь.

Пес по призыву доктора идет «принимать». Они пришли в кабинет Филиппа Филипповича, богато убранный, с большой совой на настенном суку, где Шарик лег и стал наблюдать за происходящим. В кабинет вошел посетитель-фрукт со странными волосами, походкой и цветом кожи. Он по просьбе профессора снял брюки, под ними оказалось белье с вышитыми кошками. Пес не выдержал и громко гавкнул: посетитель выронил изображение красавицы на пол и густо покраснел. Профессор пристыдил его и начал расспрашивать о результатах. Тот в экстазе похвастался.

Зеленые волосы очень удивили доктора. Выяснилось, что мужчина стесняется своих седых волос и неудачно их выкрасил. Осмотрев пациента, профессор попросил его быть осторожнее и выпроводил.

Следующий посетитель – дама в шляпе и с богатым колье. Её чёрные мешки под глазами странно контрастировали с кукольными щеками. Профессор осведомился о её возрасте – она попыталась уклониться, но вскоре ответила. Женщина после долгих выяснений стала раздеваться и рассказывать о Морице – карточном шулере, который украл её сердце.

Пёс, стыдясь происходящего, уснул под шум разговоров.

Его разбудил звон: Филипп Филиппович бросил инструменты. Он сообщил даме, что ей необходимо перенести операцию по замене яичников на обезьяньи. Она согласилась на операцию в его квартире.

Разговоры посетителей убаюкивали пса, он дремал. Посетители сменялись один за другим. Очнулся Шарик только под вечер, когда на пороге квартиры доктора оказались четверо бедно одетых людей. Профессор был раздражён. Только один из них, с густой шевелюрой, начал говорить, как господин его перебил. Он потребовал не пачкать его ковры и снять головные уборы мужчинам. Он узнал среди присутствующих одну женщину, чем очень смутил её. Пришедшие оказались новым домоуправлением. Черноволосый, Швондер, представил своих товарищей, а Филипп Филиппович стал все больше негодовать – что же станет с домом? Посетители стали настаивать на уплотнении квартир дома и обвинять профессора в том, что он занимает слишком много комнат. Доктор невозмутимо сказал, что и семи комнат ему недостаточно – нужна ещё библиотека. Все четверо возмутились, а Швондер начал требовать освобождения смотровой и столовой, на что Филипп Филиппович ответил решительным отказом. Тогда посетитель пригрозил доктору жалобой.

Филипп Филиппович отлучится и позвонил. Представился доктором Поеображенским и сообщил собеседнику, что операция отменяется: у него хотят отнять комнату для этих нужд. Человек на том конце провода так сильно разрядился, что попросил разговора со Швондером. Тот сразу притих.

Спутница домоуправителя громко возмутилась. На её просьбу о покупке журналов в помощь детям Преображенский ответил отказом. Филипп Филиппович мягко намекнул на начало обеда и выпроводил своих посетителей.

Рецензии на книгу «Записки юного врача» Михаил Булгаков

Если бы я не был врачом и если бы пять лет назад не начинал свою врачебную деятельность в одной захудалой больничке, в которой, к слову, даже стены говорили (да чего уж там — истошно кричали) «беги отсюда, мил человек, и никогда не возвращайся», то мне, я убежден, все равно понравилась бы эта книга. Но так получилось, что я окончил медицинский институт и когда-то тоже был начинающим доктором, поэтому все, о чем пишет Михал Афанасьич и чем делится с читателем от лица своего главного героя, мне до боли знакомо по своему личному опыту. Так что я с уверенностью могу сказать, что «Записки» мне понравились вдвойне.

Когда я читал эти рассказы, в моей голове невольно всплывали картинки из прошлого. Я снова ощущал на себе все те переживания и опасения, которые описывал главный герой. О, этот убийственный миг, когда тебя выдергивают из университетской аудитории и швыряют в самое пекло изнуряющей борьбы с бактериями, вирусами, токсинами, переломами, ожогами, кровотечениями, психозами, безумием, всем тем, о чем ты совсем недавно читал в учебниках, но с чем внезапно оказался лицом к лицу в условиях пугающей действительности и от чего в голове у тебя только каша и ворох опилок, а в теле безумной совой ухает паника. О, эти изматывающие моменты, когда ты почему-то уверен, что не спасешь больного, а наоборот убьешь его, изуродуешь или просто сделаешь ему еще хуже. О, эти тягостные, особенно во время дежурств, минуты ожидания, когда ты чувствуешь, что вот сейчас привезут тяжелого больного с прободной язвой желудка или с панкреонекрозом и ты, понимая, что не имеешь ни малейшего представления, как в таких ситуациях поступать, начинаешь судорожно перелистывать страницы учебника по хирургии в поисках ответов.

Слава создателю Вселенной, что, когда я желторотым птенцом выпорхнул со студенческой скамьи, мне посчастливилось работать вместе с опытными врачами, которые могли мне что-нибудь подсказать, направить, помочь, указать на ошибки. Главному же герою «Записок» (есть версия, что это был сам Михал Афанасьич), работая в глуши, за сотни верст от цивилизации, приходилось в одиночку сражаться с болезнями. И, кстати, не только с болезнями, но еще и с чудовищной неграмотностью, а порой и откровенной глупостью сельского населения, ведь многие из пациентов, не доверяя молодому доктору, хотели только «капелек аль чаво-нибудь от горла» в то время, как в их организмах вовсю хозяйничала бледная трепонема.

Читая книгу, я восхищался, а порой просто завидовал тому, как главный герой, превозмогая внутренний раздрай и жуткую тревогу, желание все бросить и выбежать из операционной, сверкая пятками, достойно расправлялся с самыми сложными и непредсказуемыми ситуациями. Он бросался на болезнь, как на вооруженного врага. С напускной уверенностью и невозмутимостью он брал инструменты в руки и оперировал, вскрывал, вправлял, родоразрешал. У такого молодого человека есть, чему поучиться. Любой другой на его месте плюнул бы на все и стремглав ускакал обратно в столицу, где условия работы гораздо комфортнее и что, самое главное, там есть напарники и ассистенты, с которыми можно разделить ответственность за жизнь и здоровье своих пациентов. Но наш главный герой не испугался сложностей и практически в одиночку за год принял пятнадцать тысяч больных, и не только принял, но и пролечил. Он принимал их до глубокой ночи, не высыпался, толком не отдыхал, выезжал в другие деревни на осмотры больных, держал и обслуживал стационарное отделение. И благодаря этому изнуряющему труду, он приобрел солидный и бесценный опыт. Опыт не только в лечении, но и умении брать на себя ответственность за тех, кто тебе доверился.

Герой Булгакова, или может быть это был сам Булгаков, показал, как нужно относиться к своей специальности, когда ты еще только начинаешь свой путь в медицине. И это достойный пример для нас, для современной поросли молодых врачей, ведь врач — это не только сочетание знания и умения, но и твердый сплав из самоотверженности, ответственности, призвания, стойкости и, конечно же, человечности. К сожалению, современные врачи частенько забывают об этом.

Звёздная сыпь

Кратко Подробно Оригинал

Молодой врач работал в Мурьевской больнице уже полгода, но ему ни разу не попадались больные сифилисом. Первым таким пациентом стал дядька лет сорока, который не поверил, что болен «дурной болезнью» и лечиться не стал.

Затем пришла женщина, которая считала, что её заразил муж. Она оказалась одной из немногих, кто по-настоящему боялся этой заразы. Доктор четыре месяца обследовал её и выяснил, что каким-то чудом женщина не заразилась.

Все эти четыре месяца доктор листал старые амбулаторные книги.

Оказалось, что сифилис — бич этих мест, им болели целые семьи, но никто не боялся этой болезни и не лечился. Доктор решил бороться с этой заразой и добился, чтобы в Мурьевской больнице открыли специальное отделение.

Первой пациенткой отделения стала женщина с тремя маленькими детьми. Доктор с радостью наблюдал, как с детских тел исчезает звёздная сыпь — первый признак сифилиса.

Действие четвёртое

Прошло два месяца. Наступил крещенский сочельник 1919 года. Елена и Лариосик наряжают ёлку. Лариосик рассыпает комплименты перед Еленой, читает ей стихи и признается, что влюблён в неё. Елена называет Лариосика «страшным поэтом» и «трогательным человеком», просит почитать стихи, по-дружески целует его в лоб. А затем признается, что давно влюблена в одного человека, более того, у неё с ним роман; и Лариосик очень хорошо знает этого человека… Отчаявшийся Лариосик отправляется за водкой, чтобы «напиться до бесчувствия», и в дверях сталкивается с входящим Шервинским. Тот в мерзкой шляпе, изодранном пальто и синих очках. Шервинский рассказывает новости: «Поздравляю вас, Петлюре крышка! Сегодня ночью красные будут.  Лена, вот всё кончилось. Николка выздоравливает… Теперь начинается новая жизнь. Больше томиться нам невозможно. Он не приедет. Его отрезали, Лена!». Елена соглашается стать женой Шервинского, если тот изменится, перестанет лгать и хвастаться. Они решают известить Тальберга о разводе телеграммой.

Шервинский срывает со стены потрёт Тальберга и швыряет его в камин. Они уходят в комнату Елены. Слышен рояль, Шервинский поёт.

Николка входит, бледный и слабый, в чёрной шапочке и студенческой тужурке, на костылях. Он замечает сорванную раму и ложится на диван. Приходит Лариосик, он только что самостоятельно добыл бутылку водки, более того, невредимой донёс её до квартиры, чем чрезвычайно горд. Николка указывает на пустую раму от портрета: «Потрясающая новость! Елена расходится с мужем. Она за Шервинского выйдет». Ошарашенный Лариосик роняет бутылку, которая разбивается вдребезги.

Раздаётся звонок, Лариосик впускает Мышлаевского и Студзинского, оба в штатском. Те наперебой докладывают новости: «Красные разбили Петлюру! Войска Петлюры город оставляют!», «Красные уже в Слободке. Через полчаса будут здесь».

Студзинский размышляет: «Лучше всего нам пристроиться к обозу и уйти вслед за Петлюрой в Галицию! А там на Дон, к Деникину, и биться с большевиками». Мышлаевский не хочет возвращаться под командование генералов: «Я воюю за отечество с девятьсот четырнадцатого года… А где это отечество, когда бросили меня на позор?! И я опять иди к этим светлостям?!  А если большевики мобилизуют, то пойду, и буду служить. Да! Потому что у Петлюры двести тысяч, но они пятки салом подмазали и дуют при одном слове „большевики“. Потому что за большевиками мужички тучей.  По крайней мере, буду знать, что я буду служить в русской армии».

«Да какая же, к чёрту, русская армия, когда они Россию прикончили?!» — возражает Студзинский, — «Была у нас Россия — великая держава!».

«И будет!» — отвечает Мышлаевский, — «Прежней не будет, новая будет».

В пылу спора вбегает Шервинский и объявляет, что Елена разводится с Тальбергом и выходит замуж за Шервинского. Все их поздравляют. Вдруг дверь в переднюю открывается, входит Тальберг в штатском пальто, с чемоданом.

Елена просит всех оставить их с Тальбергом наедине. Все уходят, причём Лариосик почему-то на цыпочках. Елена коротко сообщает Тальбергу, что Алексей убит, а Николка — калека. Тальберг заявляет, что гетманщина «оказалась глупой опереткой», немцы их обманули, но в Берлине ему удалось достать командировку на Дон, к генералу Краснову, и вот сейчас он приехал за своей женой. Елена сухо отвечает Тальбергу, что разводится с ним и выходит замуж за Шервинского. Тальберг пытается устроить сцену, но выходит Мышлаевский и со словами: «Ну? Вон!» — бьёт Тальберга по лицу. Тальберг растерян, он идёт в переднюю и уходит…

В комнату с ёлкой входят все, Лариосик тушит свет и зажигает на ёлке электрические лампочки, затем приносит гитару и передаёт её Николке. Николка поёт, и все, кроме Студзинского, подхватывают припев: «Так за Совет Народных Комиссаров мы грянем громкое «Ура! Ура! Ура!».

Все просят Лариосика сказать речь. Лариосик смущён, отнекивается, но всё же говорит:»Мы встретились в самое трудное и страшное время, и все мы пережили очень много… и я в том числе. Мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны… Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились… Впрочем, и у них я застал драму… Время повернулось. Вот сгинул Петлюра… Мы все снова вместе… И даже больше того: вот Елена Васильевна, она тоже пережила очень и очень много и заслуживает счастья, потому что она замечательная женщина«.

Раздаются далёкие пушечные удары. Но это не бой, это салют. На улице играют «Интернационал» — идут красные. Все подходят к окну.

«Господа» — говорит Николка, — «сегодняшний вечер — великий пролог к новой исторической пьесе».

«Кому — пролог», — отвечает ему Студзинский, — «а кому — эпилог».

Травля Булгакова

К 1930 г. писатель начал подвергаться все большей травле со стороны советских чиновников.

Его книги перестали печатать, а пьесы изымались из репертуаров. Это привело к тому, что Булгаков начал испытывать материальные трудности.

Не выдержав такого давления, в 1930 г. он написал письмо, адресованное Правительству СССР. Он просил, чтобы ему предоставили возможность работать в театре и заниматься писательской деятельностью, либо позволили выехать за рубеж.

В скором времени, Иосиф Сталин лично позвонил Булгакову и посоветовал ему обратиться с просьбой о зачислении во МХАТ.

После этого звонка, Михаил Афанасьевич продолжил работу в театре, а вот об эмиграции не могло идти никакой речи. Ему дважды отказывали в выезде за рубеж.

В 1934 г. Булгаков был принят в Союз писателей СССР. Однако, несмотря на то, что ему позволили работать во МХАТе и вступить в Союз писателей, его произведения по-прежнему были запрещены к публикации.

«Морфий»

Смотреть галерею

«Записки юного врача» продолжаются произведением «Морфий». Этот рассказ — самый мрачный из всех включенных в сборник. Он представляет собой фактически монолог одного наркомана-морфиниста, покончившего с собой коллеги доктора Бомгарда. Булгакову была очень знакома эта тема, поскольку он сам прошел через муки зависимости от данного вещества, но нашел в себе силы победить болезнь, в отличие от Полякова, этого несчастного доктора. На нескольких страницах пронзительной истории, которую создал Михаил Булгаков («Записки юного врача»), показан ужас наркомании и неизбежного финала ее — нравственной деградации, потери друзей и близких, распада личности.

Глава 9: Конфликт с Шариковым

Утром Полиграф Полиграфович пропал из квартиры. Борменталь корил себя за неосмотрительность, доктор теребил волосы и представлял, что будет твориться на улице. Разыскивая Шарикова, Борменталь поругался в домкоме со Швондером – как оказалось, их пациент взял в кооперативе семь рублей. Как потом выяснилось, Шариков исчез не с пустыми руками – он прихватил бутылку рябиновой, шарф, кепку, пальто, перчатки доктора Борменталя и свои документы. Дарья и Зина радовались: они надеялись, что буйный житель больше не вернется.

Все три дня велся прием пациентов. Решили, что следует подать заявление о поисках в милицию. Тут откуда ни возьмись явился Шариков в новом виде – кожаная куртка, штаны, сапожки и запах кошачьей шерсти. Он объявил, что поступил на должность. Преображенский прочел из протянутой им бумаги – Полиграф Полиграфович заведущий отделом отчистки города от бродячих животных. Устроил его Швондер.

Борменталь в ярости схватил Шарикова за горло и потребовал извиниться перед женщинами, а также вести себя прилично в пределах квартиры.

В квартире наступила тишина и длилась два дня. Каждое утро Полиграф Полиграфович уезжал на грузовике и приходил к вечеру. Затем в квартире появилась худая барышня и последовала за Шариковым, а в передней столкнулась с Преображенским. Шариков сообщил ему, что это – его невеста, машинистка, и потребовал выселения Борменталя из приемной, в которой они жили. Профессор пригласил ее в свой кабинет. При попытке Шарикова прошмыгнуть следом за ней перед ним вырос Борменталь. Пять минут в кабинете было тихо, но потом раздался женский плач. Профессор раскрыл ей ложь Шарикова. Затем Борменталь ввел Шарикова – он вновь наврал ей, что получил шрам на фронте. Вернув кольцо, подаренное барышней, он стал угрожать сократить ее. Борменталь пригрозил: если гражданку уволят, он своими руками пристрелит Шарикова.

На следующий день Полиграф Полиграфович начал что-то предчувствовать и в плохом настроении уехал на грузовике. Профессор принял у себя в неурочный час военного – тот пришел не по болезни, а с целью предупредить Преображенского. Шариков написал на него донос. Профессор был в ужасе.

Шариков, вернувшись домой, был приглашен Филиппом Филипповичем в смотровую. Профессор приказал пациенту собрать вещи и убираться вон из квартиры. Шариков показал ему шиш и вынул из кармана револьвер – через несколько секунд Борменталь увалил его на кушетку и душил подушкой. На месте рядом со звонком с переднего хода появилась записка: «Сегодня приема нет».

Борменталь перерезал провод звонка, передал Зине и Дарье указания никуда не выходить из квартиры. Он запер дверь на черный ход и забрал ключ. Тишина наступила в квартире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: