Мёртвые души. том 1. глава 11 . чичиков бежит из города. прошлое чичикова

Краткое содержание поэмы «мёртвые души» по главам (н.в. гоголь)

История создания поэмы

Николай Гоголь посвятил поэме довольно существенный отрезок своей жизни, неоднократно переписывая работу. Изначально произведение задумывалось, как юмористическое. Однако в процессе работы автор решил сконцентрироваться на социальных и политических проблемах общества.

Гоголь планировал три части «Мертвых душ». В первой речь бы пошла о пороках помещиков, во второй главный герой бы получил возможность искупить свою вину и морально вырасти, а третья описывала бы будущее всей Российской империи.

Фото: kakoy-smysl.ru

Однако Гоголю было суждено закончить только первый том, который впервые был опубликован в 1842 году. Практически готовую вторую часть автор самостоятельно сжег, а работа над третьей даже не начиналась.

Если кратко, «Мертвые души» не были продолжены по причине смерти писателя, но и есть и более конспирологическая – Гоголь и сам не знал, какое будущее ждет Россию.

С историей создания разобрались, так что переходим к краткому содержанию поэмы «Мертвые души» Гоголя по главам.

Экранизации

Великое произведение много раз было экранизировано.

Впервые — в 1909 году режиссёром Петром Чардыниным. Фильм-спектакль «Мёртвые души» Леонида Трауберга снят в 1960 году, на основе инсценировки Михаила Булгакова (1930). В 1969 году был снят фильм-спектакль Александра Белинского на Ленинградском телевидении.

В 70-х было снято два мультипликационных фильма по сюжету «Мёртвых душ» (Борис Степанцев).

Пожалуй, самый удачный вариант «Мёртвых душ» в кинематографе — фильм Михаила Швейцера с Александром Калягиным в главной роли (1984).

Павел Лунгин снял фильм по мотивам «Мёртвых и душ» (2005). В 2019 году состоялась вольная экранизация поэмы в телесериале «Гоголь». В сериале 2020 года (Г. Константинопольский) образы Гоголя введены в современную Россию.

Случай в магазине Альшванга

Зима 1921 года. Паустовский живёт в Одессе, в бывшем магазине готового платья «Альшванг и компания». Он служит секретарём в газете «Моряк», где работает много молодых писателей. Из старых писателей часто заходит в редакцию только Андрей Соболь, всегда чем-то взволнованный человек.

Однажды Соболь приносит в «Моряк» свой рассказ, интересный и талантливый, но раздёрганный, спутанный. Предложить Соболю исправить рассказ никто не решается из-за его нервозности.

Корректор Благов за одну ночь исправляет рассказ, не изменив ни одного слова, а просто правильно расставив знаки препинания. Когда рассказ печатают, Соболь благодарит Благова за его мастерство.

Часть 2. В плену у батьки Махно

Прошло время. Петька стал секретарём комсомольской ячейки. Однажды комсомольцам выделили землю для показательной обработки, и Петька с Григорием Расковым отправился её смотреть.

Григорий Расков
 — товарищ Петьки, член комсо­моль­ского бюро, немного трусоват.

Дойдя до хутора, где была выделена земля, товарищи узнали, что сюда движется армия батьки Махно, но Петька всё равно решил посмотреть участок. Там их и застала конница Махно. Изъятые у крестьянина лошади быстро устали, и Петька с Расковым залегли у дороги.

Тем временем Яков, ставший председателем исполкома, забеспокоился и послал комсомольца Антошку Грачёва предупредить Петьку и Раскова о наступлении махновцев.

Антошка Грачев
 — молодой комсо­молец, меткий стрелок, не по годам смел.

Антошка нарвался на махновцев возле села, и спрятался на колокольне. С собой у него была винтовка и двадцать патронов. Стрелял парень метко и успел навести панику в махновской коннице, пока его не накрыло выстрелом из пушки.

Между тем Махновцы догнали товарищей. Раскова убили, а Петьку потопали лошадьми, связали и бесчувственного увезли в штаб.

Очнувшись, Петька понял, что потерял глаз. Офицер-махновец сначала приказал расстрелять его, но потом передумал и спросил, согласен ли Петька служить батьке Махно. Петька согласился, надеясь сбежать.

Парня приставили к убеждённому махновцу Долбышеву.

Долбышев
 — махновец средних лет с длин­ными усами, лично знал батьку Махно и очень предан ему.

На следующий день сотня вышла в поход. Петька попытался было начать агитацию за большевиков, но сотник пригрозил его за это расстрелять. Парень на время притих, проявил услужливость, и ему выдали оружие. Это, однако, не уменьшило бдительность Довбышева, и сбежать у Петьки не получалось.

За три дня Петька познакомился со всей сотней, половина которой состояла из перебежчиков-красноармейцев. Однажды по сотне прошёл слух, что батька Махно задумал бросить своё войско и сбежать в Румынию. Долбышев в это не верил, но Манжуло был убеждён, что Махно их с собой не возьмёт.

Манджуло
 — пуле­мётчик, служит в армии батьки Махно, но не дове­ряет ему.

Долбышев донёс о разговоре сотнику, но тот не смог прекратить вредные разговоры, потому что большая часть сотни была за Манджуло. За донос Довбышева сильно избили.

На следующий день сотне приказали захватить совхоз. В атаку махновцы шли вяло, нехотя. Три раза работники совхоза отбивали наступление. Во время одной из атак кто-то из своих убил Довбышева.

На четвёртый раз сотник поднял над головой шашку и попытался повести своё войско в атаку, но люди за ним не пошли. Тут Петька понял, что наступил решающий момент, и начал уговаривать махновцев не убивать таких же, как они крестьян-тружеников, сложить оружие и разойтись по домам.

Услыхав это, сотник выхватил «маузер», но Петька успел выстрелить первым. Парня окружили, ударом приклада повалили на землю, но за него заступился Манжуло, позволил Петьке договорить, и тот уговорил всех сдаться работникам совхоза.

После примирения из города приехал уполномоченный ЧК, записал Петькины показание, пожал ему обе руки и уехал. Часть бывших махновцев вступила в бывший при совхозе конный полк, остальные пошли в военкомат округа.

Петька остался в совхозе, долго пролежал в местном госпитале.

Затем председатель совхозной ячейки пригласил Петьку на общее собрание, где предложил ему остаться работать на совхозном заводе. Петьку тронула отзывчивость работников совхоза и их готовность помочь, но от предложения он отказался. Парень считал, что в его родном селе он будет нужнее и принесёт больше пользы. Все с этим согласились.

Провожали Петьку всем совхозом. Он вышел под вечер и бодро зашагал по своему пути-дороженьке.

Глава первая

В гостиницу города NN приезжает ничем не примечательный господин в бричке. Приезжего встречает трактирный слуга и провожает в отведенную комнату. «Свита» господина состоит из кучера Селифана и лакея Петрушки. Они вносят вещи хозяина и тоже обустраиваются на новом месте.

Господин проходит в общую залу, внимательно ее осматривает и приказывает подавать обед. За едой он подробно расспрашивает трактирного слугу о городских чиновниках и живущих поблизости помещиках. Господина чрезвычайно интересует их состояние и количество крепостных крестьян. Слуга узнает, что приезжего зовут Павел Иванович Чичиков.

Отдохнув после обеда пару часов, Чичиков отправляется на прогулку. Он проходит по всему городу, обращая внимания на главные «достопримечательности»: магазины, городской сад, собор, казенные учреждения. Вернувшись в гостиницу и поужинав, Павел Иванович ложится спать.

На следующий день Чичиков наносит визиты всем городским чиновникам, начиная с губернатора и заканчивая городским архитектором. Павел Иванович производит очень приятное впечатление; каждому чиновнику он делает очень лестные комплименты. Губернатор приглашает гостя к себе на вечер. Другие чиновники тоже просят Чичикова когда-нибудь посетить их еще раз. Павел Иванович очень умело ведет разговор, но о самом себе рассказывает мало, отделываясь общими фразами.

Чичиков очень тщательно готовится к вечеринке у губернатора и в назначенное время подъезжает к его дому. В зале собрались все «сливки» городского общества. Представившись жене губернатора, Павел Иванович с интересом наблюдает за обществом.

Чичиков встречает многих уже знакомых ему по вчерашним визитам чиновников. Он заводит и новые знакомства, в частности, с помещиками Маниловым и Собакевичем. О них Павел Иванович подробно расспрашивает других гостей, проявляя особенный интерес к количеству крепостных душ.

Оба помещика очень довольны новым знакомым. Они приглашают Чичикова к себе в гости.

На следующий день Павел Иванович знакомится с помещиком Ноздревым. Каждый день он проводит у кого-нибудь в гостях. Высшее городское общество очаровано приезжим. Чичиков ведет себя очень любезно, умеет поддержать разговор на любую тему.

Глава третья

В дороге Чичиков погружается в приятные размышления. Селифан, хлебнувший у Манилова водки, вступает в беседу с лошадями. Оба не обращают никакого внимания на дорогу. В конце концов кучер совершенно забывает, где нужно было повернуть к имению Собакевича.

Начинается затяжной дождь. Постепенно дорога превращается в непроходимую грязь. Дело близится к ночи; быстро сгущается темнота.

Пьяный Селифан совершенно теряет дорогу и едет по полю. Пытаясь выбраться, он резко поворачивает лошадей и опрокидывает бричку. Павел Иванович падает в грязь. Он начинает ругать кучера и обещает высечь его.

К счастью, издалека доносится собачий лай. Чичиков забирается в бричку и приказывает Селифану ехать на эти звуки. Промокшие путешественники добираются до деревни. На стук выходит старуха, у которой Чичиков просится обсушиться и переночевать.

Бричка въезжает на двор. Павла Ивановича проводят в дом, где он знакомится с хозяйкой – пожилой помещицей. Она приказывает приготовить для гостя постель.

На вопросы Чичикова хозяйка отвечает, что до города около шестидесяти верст; о Манилове и Собакевиче она ничего не знает; по соседству живут лишь мелкие помещики. Павел Иванович понимает, что пьяный Селифан завез его черт знает куда.

Чичиков отдает мокрую одежду крепостной служанке, ложится на кровать и мгновенно засыпает. Просыпается он довольно-таки поздно. Рядом с постелью лежит уже вычищенный и просушенный костюм. Павел Иванович одевается и через окно осматривает владения помещицы. Он отмечает обширность хозяйства и зажиточность крестьян.

Чичиков проходит в другую комнату, где хозяйка приглашает его на чай. Она представляется Настасьей Петровной Коробочкой. Старуха считает, что ее гость разъезжает по деревням и скупает разные товары.

Павел Иванович заявляет, что действительно хочет кое-что купить. Он предлагает Коробочке продать ему «мертвые души». Глуповатая старуха видит, что сделка будет для нее выгодна, но боится какого-нибудь обмана. Чичиков очень долго ее уговаривает, приводит разные доводы и совершенно выходит из себя от злости.

Наконец, Павел Иванович догадывается, как «уломать» Коробочку. Он как бы невзначай упоминает, что хотел бы в будущем приобрести у нее и другие товары. Узнав об этом, старуха сразу же соглашается продать «мертвые души» за пятнадцать рублей.

Коробочка по памяти диктует Чичикову список умерших мужиков. После завтрака гость приказывает закладывать бричку. Он обещает непременно приехать еще раз и купить сало, пеньку, перья и т. д.

Хозяйка приказывает крепостной девочке показать кучеру дорогу. С ее помощью Селифан выезжает к трактиру.

Давно задуманная книга

Паустовский решает написать книгу-сборник коротких биографий, среди которых найдётся место и для нескольких рассказов о безвестных и забытых людях, бессреб­рениках и подвижниках. Один из них — речной капитан Оленин-Волгарь, человек с чрезвычайно насыщенной жизнью.

В этом сборнике Паустовский хочет упомянуть и о своём знакомом — директоре краевед­ческого музея в маленьком городке Средней России, которого писатель считает примером преданности делу, скромности и любви к своему краю.

Далее следуют заметки Паустовского о некоторых писателях из его списка.

Чехов

Некоторые рассказы писателя и врача Чехова — образцовые психоло­гические диагнозы. Жизнь Чехова поучительна. Много лет он по каплям выдавливал из себя раба — именно так Чехов говорил о себе. Паустовский хранит часть своего сердца в чеховском доме на Аутке.

Александр Блок

В ранних малоизвестных стихах Блока есть строчка, вызывающая в памяти всю прелесть туманной юности: «Весна моей мечты далёкой…». Это озарение. Из таких озарений состоит весь Блок.

Ги де Мопассан

Творческая жизнь Мопассана стремительна, как метеор Беспощадный наблюдатель человеческого зла, к концу жизни он склонялся к прославлению любви-страдания и любви-радости.

В последние часы Мопассану казалось, что его мозг изъеден какой-то ядовитой солью. Он сожалел о чувствах, которые отверг в своей торопливой и утомительной жизни.

Максим Горький

Для Паустовского Горький — вся Россия. Как нельзя представить Россию без Волги, так нельзя подумать, что в ней нет Горького. Он любил и досконально знал Россию. Горький открывал таланты и определял эпоху. От таких людей, как Горький, можно начинать летоисчисление.

Виктор Гюго

Гюго, неистовый, бурный человек, преувеличивал всё, что видел в жизни и о чём писал. Он был рыцарем свободы, её глашатаем и вестником. Гюго внушил многим писателям любовь к Парижу, и за это они благодарны ему.

Михаил Пришвин

Пришвин родился в старинном городе Ельце. Природа вокруг Ельца очень русская, простая и небогатая. В этом её свойстве лежит основа писательской зоркости Пришвина, секрет пришвинского обаяния и колдовства.

Александр Грин

Паустовский удивлён биографией Грина, его тяжкой жизнью отщепенца и неприкаянного бродяги. Непонятно, как этот замкнутый и страдающий от невзгод человек сохранил великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека. Поэма в прозе «Алые паруса» причислила его к замечательным писателям, ищущим совершенства.

Эдуард Багрицкий

В рассказах Багрицкого о себе столько небылиц, что порой невозможно отличить истину от легенды. Выдумки Багрицкого — характерная часть его биографии. Он сам искренне верил в них.

Багрицкий писал великолепные стихи. Он умер рано, так и не взяв «ещё несколько трудных вершин поэзии».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: