Инсценировка «Ч. Айтматов «Материнское поле» (отрывок)
ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ ЧИНГИЗА АЙ
С какой бы стороны поезд ни шел, мы вскакивали, хватали курджун и выбегали на пути. Эшелоны шли, но ни в одном из них Маселбека не было. Я всматривалась в проносящиеся, как молнии, окна: а вдруг увижу Маселбека, а вдруг мой сын там и я не знаю об этом? Рельсы стонали под бегущими колесами, так же как сердце мое, охваченное страхом за сына. Поезда промчались мимо, унося за собою тучи снега, а мы долго еще стояли, прижавшись, у фонаря.
До самого рассвета мы с Алиман не присели, то и дело бегали взад-вперед вдоль эшелонов. Настало утро. Пора было уезжать — сено у лошадей кончилось. А вдруг Маселбек не проезжал еще, тогда как? Столько ждали, разве не обидно будет? По-всякому думали, решали мы с Алиман. Но уехать не посмели. Вдруг тучи развеялись, и солнышко проглянуло. «Эх, — подумала я,- вот бы и сын мой блеснул вдруг, как солнышко из-за туч, появился бы на глаза хоть разок…»
И тут послышался вдали шум поезда. Он шел с востока. Мощный двукратный гудок паровоза прокатился по ущелью. С грохотом, в дыму, в пару, с красными колесами, с жаркими огнями пронеслись два черных паровоза, за ними на платформах-танки, пушки, укрытые брезентом, подле них часовые в шубах, с винтовками в руках, мелькнули солдаты в приоткрытых дверях теплушек, и пошли — вагон за вагоном — проносить на мгновение лица, шинели, обрывки песен, слов, звуки гармоней и балалаек. В эту минуту раздался рядом крик:
-Мама-а-а! Алима-а-ан!
Он! Маселбек! Ах ты, боже мой, боже! Он проносился мимо нас совсем близко. Всем телом перегнулся из вагона, держась одной рукой за дверь, а другой махал нам шапкой и кричал, прощался. Я только помню, как вскрикнула: «Маселбек!» И в тот короткий миг увидела его точно и ясно: ветер растрепал ему волосы, полы шинели бились, как крылья, а на лице и в глазах — радость, и горе, и сожаление, и прощание! И, не отрывая от него глаз, я побежала вдогонку. Мимо прошумел последний вагон эшелона, а я еще бежала по шпалам, потом упала. Ох, как я стонала и кричала! Сын мой уезжал на поле битвы, а я прощалась с ним, обнимая холодный железный рельс. Все дальше и дальше уходил перестук колес, потом и он стих.
И сейчас еще порой кажется мне, будто сквозь голову проносится этот эшелон и долго стучат в ушах колеса.
Алиман добежала вся в слезах, опустилась рядом, хочет поднять меня и не может, захлебывается, руки трясутся. Тут подоспела русская женщина, стрелочница. И тоже: «Мама! Мама!» — обнимает, плачет. Они вдвоем вывели меня на обочину, и, когда мы шли к станции, Алиман дала мне солдатскую шапку.
-Возьми, мама,- сказала она. — Маселбек оставил.
Оказывается, он бросил мне свою шапку, когда я бежала за вагоном.
Я ехала домой с этой шапкой в руках; сидя в бричке, крепко прижимала ее к груди.
Она и сейчас висит на стене. Обыкновенная солдатская серая ушанка со звездочкой на лбу. Иногда возьму в руки, уткнусь лицом и слышу запах сына.
Часть 2. Бурлаки
Глава 1. Дорога до реки
Крестьяне шли три недели, сопровождаемые четырьмя лоцманами. Дорога была тяжёлая. В пути часто спорили, куда идти. Крестьяне сбивались с пути, но всё же добрались до реки Чусовой.
Главы 2–5. Подготовка к отплытию
Рука Чусовая была оживлена. Бывалые бурлаки рассказывали подлиповцам о высокой горе, о которую судно может легко разбиться и о Ермаке, у которого была огромная сила. За разговорами бурлаки дошли до берега.
На берегу кипела работа. Бурлаки тяжело трудились, но часто попросту не понимали, что нужно делать. На них ругались мастера. Только Иван и Павел понимали, что от них хотят.
С каждым днём становилось тепло. Бурлаки работали, потом ели, а вечером пили водку и пели песни. Подлиповцам нравилась такая атмосфера и все ждали момента, когда поплывут.
С реки стал отходить лёд. А лоцманы кричали, чтобы бурлаки убирали воду из судна. Пила старался услужить лоцману. Лоцман сам проникся симпатией к подлиповцам и расспрашивал их о родине. Но не долго стояли судна, наступила пора оправляться в путь.
Главы 6–9. В пути до Перми
Судна стали отчаливать. Бурлаки трудились во всю силу. Многие устали, вспотели, но работать продолжали. Так и плыли они целый день, ночью кто спал, а кто истории различные рассказывал.
До реки Камы идти было восемь дней. За это время некоторые бурлаки умерли. На ночь судна останавливались у деревень. Бурлаки покупали себе пищу, а Пила и Сысойко воровали её.
В устье Чусовой судна стояли два дня. В это время лоцман, Сысойко, Пила и его дети отправились в деревню к родственнику лоцмана. Там они поели и помылись в бане. Лоцман рассказал о пароходах и посоветовал им туда наняться.
Судно шло по Каме до города Пермь. Подлиповцам надоело работать без денег, и они устроили лоцману забастовку. Другие бурлаки встали на сторону Пилы, но, когда узнали, что он сидел в тюрьме, отвернулись от него. Вскоре дошли до города. Судов в Пермь прибывало много, а лоцманы отчитывались у начальства.
Главы 10–13. В Перми. Дорога обратно в Усолье
Пока судна стояли возле Перми, бурлаки отправились в город, а Пиле и Сысойке, в наказание за их забастовку, денег не дали и запретили уходить с судна. Им стало скучно, и они решили вместе с Иваном и Павлом убежать. Вместе ушли в город, где попробовали вкусную еду, выпили с лоцманом и дивились новыми технологиями.
На следующий день подлипоцы пошли в церковь. Иван и Павел остались в здании, а Пилу с Сысойкой выгнали. Друзья безуспешно пытались позвать ребят, а судна в это время стали отплывать. Пила и Сысойко уплыли без них.
До Елабуги плыли полторы недели. Пила часто жаловался, что пришлось оставить детей и в свободное время они только и делали, что жалели друг друга. После Елабуги Пила и Сысойко нанялись обратно бурлаками до Усолья. В Перми Пила искал своих детей, но так и не нашёл. «Померли!» — решил он.
Глава 14. Смерть Пилы и Сысойки
До Усолья оставалось не долго. Бурлаки шли по мелководью и тянули судно. Идти было тяжело. Лоцман кричал: «Пошло, родимые, пошло! Прибавь силушки!». Бурлаки стали тянуть сильнее, отчего веревка порвалась и все бурлаки упали в воду. Пострадавших было много, Пила и Сысойко лежали, не двигаясь, в воде, залитые кровью. Их вытащили на берег. Сысойко пришёл в себя и стал звать Пилу. Друзей напоили водой.
Их отвезли в деревню, где Пилу похоронили. Через четыре дня умер и Сысойко.
Матрёна в Усолье попала в тюрьму, а младшего сына отдали нищей.
Глава 15. Жизнь Ивана и Павла
После того, как Пила и Сысойко оставили ребят в церкви, Павел и Иван бегали по городу в поисках отца. Позже братья устроились работать на пароход. Эта работа им нравилась, они научились читать и получали хорошие деньги. Они постоянно вспоминали Пилу и Сысойку и думали, что им всем вместе хорошо бы жилось.
Часть 3. Жить
Игнатов решил строить посёлок на берегу Ангары, в глухой тайге, где не было других селений, и помощи ждать было неоткуда. Под началом Игнатова оказались люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордвины, марийцы, украинцы, грузины — полный интернационал.
В помощники снова напросился Горелов. Он исправно докладывал Игнатову о «настроениях» в отряде, но тот понимал, что бывший вор опасен.
Оружие было только у Игнатова. Чтобы прокормить подопечных, он неумело охотился, но это не спасало от голода. К зиме из 800 человек осталось 29.
У Зулейхи начались тяжёлые роды. Её муки заставили Лейбе покинуть своё уютное «яйцо». Он принял у Зулейхи роды. Она родила сына и назвала его Юзуф.
- Юзуф
- — сын Зулейхи и Муртазы, родился и вырос в дикой тайге, слабый, болезненный, послушный, обожает мать.
Зима пришла рано. Зэки построили землянку. Игнатов всё ещё надеялся, что его скоро заберут отсюда.
В январе начались болезни — люди мёрзли и голодали. Ребёнок Зулейхи плакал оттого, что у неё пропало молоко. Зулейхе явился призрак Упырихи, упрекал её. Женщина начала кормить сына своей кровью.
Наступила весна. Землянку залило талой водой. У Игнатова остался последний патрон. Люди обессилили от голода. В этот момент пришла баржа с новыми раскулаченными, едой, инструментами. Игнатов узнал, что теперь трудовые посёлки входят в новую организацию — ГУЛаг. Его назначили комендантом.
Посёлок разросся. Зулейха работала на кухне, перестала молиться и носить платок. Каждый день она приносила еду Игнатову в комендатуру и таяла под его взглядом.
У Юзуфа начались непонятные приступы, и Зулейха с сыном переселились в лазарет к главному врачу Лейбе. Там к ней снова пришёл призрак Упырихи — упрекал, что она мечтает об убийце мужа. Однажды, собирая ягоды на поляне, Зулейха встретила Игнатова. Тот начал добиваться близости, но тут появился медведь. Зулейха убила зверя.
Коменданту начали сниться убитые и утонувшие кулаки — он запил. Начальник Игнатова, приезжавший каждые 2 месяца, потребовал делиться выращенным в посёлке урожаем. Питерскому художнику Иконникову приказали рисовать агитационные картины в клубе. Но он рисовал и для себя.
- Илья Петрович Иконников
- — репрессированный питерский художник, сутулый пьяница с печальными глазами.
Прошло 7 лет. Зулейха стала охотницей. Из-за больного сына она жила с доктором Лейбе, но не как жена.
Юзуф рос. Его представление об окружающем мире создавалось по картинам Иконникова. Мальчик начал рисовать и учить французский с бывшей питерской аристократкой.
Когда зэки сплавляли лес по реке, Игнатов упал в воду и получил травму. Ухаживавшая за ним Зулейха не смогла противиться влечению и стала ходить к нему по ночам. К Зулейхе снова явился призрак Упырихи, и женщина прогнала его.
Однажды Юзуф, не дождавшись мать с охоты, отправился встречать её в лес, но Зулейха пошла не домой, а к Игнатову. Мальчик заблудился в тайге. Зулейха нашла сына и отбила его от стаи волков.
Борьба за правду
Едигей не знает, в чем обвиняют Куттыбаева. Его арест связан с воспоминаниями о войне, которые он записывает для своих детей. Абуталип был в плену, после побега примкнул к югославским партизанам. До конца войны он находился за границей. На допросе у Едигея пытаются выяснить, упоминал ли Куттыбаев английские имена — это описано в произведении «Буранный полустанок». Роман, краткое содержание которого стоит знать каждому ценителю литературы, глубоко волнует читателей.
Самоубийство Абуталипа, любовь Едигея к его жене Зарипе — все это прошло перед внутренним взором старого казаха, пока он вез своего друга на кладбище.
Началась «хрущевская оттепель». Едигей отправился в Алма-Ату с целью рассказать правду об аресте Куттыбаева. Абуталипа реабилитируют. В стране начинается новая жизнь.
В романе автор пересказывает две старинные восточные легенды о событиях, произошедших в сарозекской степи. Первое предание повествует о Чингисхане, казнившем здесь влюбленных за то, что они осмелились вопреки его приказу завести ребенка. Вторая легенда рассказывает о старом поэте, который влюбился в молодую девушку. Родственники привязали его к дереву, чтобы не дать воссоединиться с ней. Так в романе Айтматова переплетаются прошлое, настоящее и будущее.
Повествования рассказа начинается на бескрайних, безлюдных и пустынных пространствах Сары–Озеки. Главным героем является Едигей, рабочим на пути Боранла-Буранный.
Однажды ночью во время очередной смены неожиданно в коморку прибежала его жена, принеся неприятные известия о смерти его лучшего друга Казангапа. Познакомился Едигей со своим товарищем около тридцати лет назад, когда после контузии ему пришлось искать работу, чтобы прокормить себя и свою семью.
Встретившийся ему Казангап предложил ему место стрелочника, правда в пустынном и отдалённом месте. Казангап помогал Едигею и его жене обжиться на новом месте, подарил верблюда. Семьи друзей очень крепко сдружились, их дети были не разлей вода.
С тяжёлым сердцем Едигей осознавал, что именно ему придётся хоронить своего лучшего друга. По пути домой он увидел, что на ближайшем космодроме с невероятной скоростью взлетела ввысь ракета. Это был срочный вылет, так как на станции «Паритет», никто не выходил на связь уже более двенадцати часов.
Едигей принял решение похоронить товарища на родовом кладбище в тридцати километров от их дома. По утру они подготовили тело Казангапа и отправились в путь до кладбища. Всю дорогу Едигей вспоминал их молодость, как они вместе работали и жили.
В свою очередь прилетевшие на станцию космонавты обнаружили, что там совершенно никого нет. А весь экипаж станции отправился на чужеземную планету под названием Лесная грудь. Они хотели подружиться с внеземным разумом и дать ответное приглашения. Комиссия же станции решила не пускать назад исчезнувших космонавтов и дать яростный отпор всем, кто попытается приблизиться к Земле.
А в это время добравшись до кладбища Едигей и вся процессия упёрлись на колючую проволоку, которая загораживала проезд. Охранник объяснил им, что захоронение закрыто и его собираются сносить и строить здесь новые дома. И пришлось тогда с тяжёлым сердцем хоронить своего друга вблизи кладбища. Данная история раскрывает все ценные человеческие качества, которые помогают прожить людям в гармонии и дружбе, не смотря ни на какие преграды.
Произведения Чингиза Айтматова. Библиографическая справка
«Первый учитель» (1962) — повесть о переменах в жизни глухих сел в начале века. Вернувшись в начале 1924 года в глухой аил, молодой коммунист красноармеец Дюйшен создает первую сельскую школу. Своим подвижническим трудом он преодолевает одно из самых убийственных явлений ‑ косность социальных предубеждений.
«Верблюжий глаз» (1962) — действие повести происходит в степи, в маленьком коллективе целинников, оторванных от большой жизни. В центре событий ‑ честный, правдивый и чистый юноша Кемаль.
«Материнское поле» (1963) — повесть о материнской любви. Старая Толгонай, неутомимая труженица, мудрая и человечная, ведет разговор с землей, с родным полем. Испытания, выпавшие на долю женщины, не сломили ее, и свою любовь Толгонай переносит на ребенка, чужого ей по крови.
«Прощай, Гюльсары! » (1966) — первая повесть, написанная писателем по‑русски (первоначальное название «Смерть иноходца»). Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы». Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам стал жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играет образ иноходца Гюльсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет.
«Белый пароход» (1970) — своеобразный «авторский эпос», стилизованный под эпос народный. Сказка о Рогатой Матери‑Оленихе, которую рассказывал мальчику, главному герою «Белого парохода», его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущается трагизм судьбы ребенка, который сам оборвал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.
«Восхождение на Фудзияму» (1973) — пьеса, написанная в соавторстве с К. Мухамеджановым. В центре пьесы — проблема человеческой вины, связанной с молчанием, неспособностью возвысить голос против несправедливости. Зло, совершенное много лет назад, приводит к новым человеческим жертвам.
По пьесе был поставлен известный спектакль театра «Современник».
«Пегий пес, бегущий краем моря» (1977) — основой повести стали мифологические, эпические мотивы. Ее действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы‑женщины, прародительницы человеческого рода. Герои повести — нивхи, представители маленькой северной народности.
«И дольше века длится день» (1980) — роман; впоследствии переименован в «Буранный полустанок«. Главный герой романа — казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны — с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей.
«Плаха» (1986) — роман основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны ‑ человек подчиняет себе и использует природу, а с другой стороны ‑ разрушает своими преобразованиями. В романе переплетаются две основные сюжетные линии ‑ жизнь волчьего семейства и судьба Авдия Каллистратова. Основное действие происходят на бескрайних просторах Маюнкумской саванны, Прииссыкулья.
«Белое облако Чингисхана» (1990) — рассказ или повесть, входящий в цикл «Буранный полустанок». Белая тучка в религиях многих народов является символом чистого, божественного начала. Пока Чингисхан творит дела земные, небеса к нему благоволят. Но как только он начинает решать, кому жить, а кому умереть, небесная защита — тучка, летевшая над головой великого хагана, закрывающая его от палящих лучей солнца,- исчезает.
Параллельно с этой сказкой‑притчей читатель узнает и развязку истории Абуталипа Куттыбаева, ставшего жертвой людской зависти и злобы.
«Тавро Кассандры» (1996) — роман. Известный ученый‑генетик работает в секретном центре над созданием искусственного человека. Научный эксперимент оборачивается личной трагедией ученого, осознавшего чудовищную сущность насилия над природой человека, которое может привести к мировой катастрофе.
«Когда падают горы (Вечная невеста) » (2006) — роман. Основное действие романа происходит высоко в тянь‑шаньских горах, где пересекаются трагические пути двух страдающих существ ‑ человека и барса. Драматическое повествование пронизывает легенда о Вечной невесте, которая чудесным видением появляется на заснеженном горном перевале.
Все справки>>
Популярные сегодня пересказы
В небольшой российской деревне Дурновке жили два брата Красовы – Тихон и Кузьма. Сначала они занимались мелкой торговлей. Но это продолжалось недолго, так как братья однажды серьёзно поссорились. Каждый решил жить самостоятельно.
Главный герой научно-фантастического романа – ученый-генетик. Он создает модель искусственного человека. Для этого ученый проводит научные эксперименты. Он пытается изобрести особенные лучи, которые когда-нибудь изменили бы будущее.
Перед нами предстает имение господ Простаковых. Рассерженная барыня ругает крепостного слугу за то, что тот плохо сшил кафтан ее 16-летнему сыну Митрофанушке. Тришка говорит хозяйке, что он не может кроить одежду
Источник
Популярные сегодня пересказы
- Первый учитель — краткое содержание рассказа Айтматова В небольшой киргизский аил приехали гости, здесь открывали новую школу. Среди почётных гостей, приглашённых на праздник, была академик Алтынай Сулайманова. Она была родом из этого аила. Когда-то на месте новой школы стоял старый сарай
- Я пришел дать вам волю — краткое содержание рассказа Шукшина Главный герой романа – Степан Разин. Действие происходит в 17 веке, во второй его половине. Это был тот период, когда русский народ испытывал трудный период унижения и несправедливости.
- Детство — краткое содержание произведения Лва Толстого Николеньке Иртеньеву 10 лет. Рано утром в спальню приходит гувернер Карл Иванович, чтобы разбудить Николеньку и его старшего брата Володю. Когда мальчики умыты и одеты, они отправляются к маменьке, чтобы пожелать ей доброго утра.
- Портрет отца — краткое содержание рассказа Приставкина Детские годы рассказчика пришлись на Великую Отечественную войну. Он попал в детдом. В библиотеке случайно нашёл книжечку, на обложке которой было фото человека, очень похожего на его отца, воевавшего на фронте.
СпектакльМатеринское поле
Восемь человек, стоящие в белых одеждах, как перед расстрелом, посреди чистого поля, безучастно смотрят с развешанных в фойе театра постеров на зрителя: сам спектакль «Материнское поле» предваряет приуроченная к нему выставка-портфолио, и она довольно метко описывает саму суть постановки — о том, как история убивает детей земли. В бульварном Театре им. Пушкина нонсенс — настоящий пластический спектакль от коллектива SounDrama. Объемное произведение Чингиза Айтматова, написанное библейским слогом, рассказывает о непростой судьбе киргизской женщины по имени Толгонай — от первой влюбленности до одинокой старости. Рассказывает остроумно и торжественно, смиренно и мудро. Архаичная энергия айтматовской прозы привлекала еще театральных шестидесятников — «Материнское поле», полнокровный драматический спектакль с трагическим подъемом, тогда давали в Театре Станиславского с Евгением Леоновым и Любовью Добржанской. Хореограф Сергей Землянский же по мотивам Айтматова сочинил пантомиму. К программке этого «Материнского поля» даже прилагается либретто: жила-была женщина, полюбила мужчину; народились три сына; старший женился, грянула война; отец с сыновьями ушли воевать и не вернулись — ну и так далее. Каждое предложение либретто четко и пластично иллюстрируется артистами на сцене; на все про все уходит немногим больше часа.
В стремлении вытащить из произведения универсалии и архетипы режиссер остановился на полпути. Герои в «Материнском поле» безымянны и бессловесны, зато собственно саундрама изобилует конкретикой. Вот пример: разудалую пляску прерывает звук рассыпавшихся по сцене гильз — образ Второй мировой, ворвавшейся в рабоче-крестьянский быт. Неприкрыто фольклорная музыка отчетливо дает понять — действие происходит в России. И вот так все время. Получается очень буквально, пафосно и довольно скучно. В сущности, ведь главная ценность «Материнского поля» была не в сюжете (довольно банальном), но в языке, в словечках и фразочках вроде «досада душу палит», в ритме, в поэтике. Лишив спектакль слов, создатели обрекли его на необходимость хвататься за сюжетный каркас — с предсказуемо блеклым результатом. Вероятно, все дело в том, что хореографу Сергею Землянскому просто очень нравится повесть Айтматова сама по себе. А текст он из нее выкинул по привычке — профессия такая.