Мастер и Маргарита. Часть 2. Краткое содержание романа Михаила Булгакова
Обратившись к гостям квартиры, Маргарита спрашивает, знают ли они, что Мастер написал роман о Понтии Пилате. Она также задает вопросы о Григории Распутине и о людях, привлеченных к ведению романа. Положив волшебный филонок на стол, Маргарита позволяет ей оказаться на балу в Вавилонском отеле.
Характеристика Маргариты в романе основана на ее силе и решительности
Она становится самой важной героиней в сюжете, защищая Мастера и способствуя выпуску его рукописи. Ее характер описывается как сильный, независимый и преданному любимому
Пересказ глав книги подробно рассказывает о приключениях Маргариты на балу и о ее последующих похождениях. В одной из глав она встречает чудовищного кота Бегемота и попадает в свою собственную историю. Она также встречает Сатану и становится его спутницей.
В романе Михаила Булгакова Маргарита играет важную роль в развитии сюжета. Ее поступки и решения помогают Мастеру и вносят вклад в основную тему романа о силе любви и искуплении.
Основная идея романа
В кратком содержании романа “Мастер и Маргарита” четко прослеживается тема всепоглощающей любви, готовой на все, даже на сделку с Сатаной. Мастер и Маргарита связывают две сюжетные линии.
Автор демонстрирует пороки человечества, сосуществование добра и зла, переплетение этих полярных качеств в каждом человеке, которые не возможны друг без друга (на примере Понтия Пилата, Бездомного, Маргариты).
Творчество в романе мастера существует и остается в мире только благодаря любви Маргариты. Литераторы, которые не имеют никаких чувств, кроме жажды наживы и выслужиться, не пишут гениальных произведений.
Образы и описания действующих лиц в кратком содержании романа непривычны и наталкивают на мысли о грехе и святости, о ненависти и счастье. О том, что истинная любовь способна победить любые обстоятельства.
Концовка части о Ершалаиме
Иешуа казнён, Пилат чувствует вину за свою трусость: он не спас философа, потому что испугался погубить свою карьеру — но уже после казни, взвесив всё, понимает, что согласен сделать всё, чтобы спасти невиновного, но уже поздно. Он приказывает начальнику тайной стражи похоронить казнённых. А также завуалировано требует убить Иуду, предавшего Иешуа за 30 серебренников, и пустить по городу слух, что это было самоубийство.
Страж возвращается и докладывает о том, что выполнил оба приказания, а также что тело казнённого Иешуа попытался забрать Левий Матвей, его спутник и ученик. Прокуратор требует привести его и предлагает деньги и работу. Тот отказывается, обвиняя прокуратора в смерти Га-Ноцри. Пилат упрекает его: «ты жесток, а тот жестоким не был» и отпускает. Перед уходом Левий предупреждает, что убьёт в городе одного человека — предателя Иуду, но его останавливают, говоря, что Иуду уже зарезали сегодня ночью. На его вопрос, кто же это сделал, Пилат отвечает честно «это сделал я». Удивлённый, Левий покидает дворец, а Понтий Пилат засыпает.
Идея рома Мастер и Маргарита
Изначально в замысле Булгакова не было идеи о Мастере и его возлюбленной. Даже название со временем изменилось – в процессе работы над произведением. История, которую создает Мастер, помещается автором в канву событий, происходящих в столице. Постепенно герой совершенствует свое мастерство, находит своего ключевого персонажа – иудейского прокуратора. Именно Мастеру в итоге предстоит решить судьбу несчастного Пилата. Писатель демонстрирует амбивалентность событий, субъективность человеческого восприятия.
Михаил Афанасьевич затрагивает несколько главных тем в своем произведении:
- общественный порядок и нравы социума;
- романтические отношения и любовь;
- привязанность и самопожертвование;
- реальность и мистика;
- человеческие пороки;
- сочувствие и сострадание;
- добро и зло.
Булгаков начал работу над романом в 1930-е годы. К сожалению, уже в этот период писателя точила тяжелая болезнь. Недуг помешал Михаилу Афанасьевичу завершить свой труд. В результате нелегкая ноша легла на плечи вдовы писателя – Елены Сергеевны. Долгое время текст романа передавался из рук в руки, выходил самиздатом, издавался за границей. Лишь в 1970-х годах булгаковский шедевр опубликовали на родине.
Ключевые действующие лица, главные герои
Перед тем как перейти непосредственно к анализу содержания булгаковского творения, следует обозначить ключевых персонажей романа. Михаил Афанасьевич предлагает читателям главных героев и второстепенных действующих лиц.
Двое сумасшедших
Действие следующих глав разворачивается в лечебнице. Краткое содержание происходящего: поэт Бездомный обнаруживает человека, кого именно понять не может. Незнакомец оказывается пациентом, называющим себя Мастером. В ходе беседы, оказывается, что он попал сюда из-за Понтия Пилата. Выиграв 100 000 рублей, бросает работу, снимает квартиру и пишет о роман. Начинающий писатель знакомится с прекрасной женщиной Маргаритой, бывшей замужем. О Мастере и его возлюбленной становится известно, многие стараются разрушить их счастье, не допуская печати романа.
Небольшой отрывок работ был издан, результатом стали многочисленные рецензии, осуждающие автора. Начитавшись негативных высказываний, Мастер сходит с ума. Внезапно он сжигает свои рукописи в печи, но входящая девушка успевает спасти несколько страниц. Ночью писатель попадает в больницу, его выселяют из квартиры, помещают в психушку. О Маргарите он больше ничего не слышал, а сообщать ей о своем положении не желает, чтобы не травмировать сердце возлюбленной.
Внимание! Мастер страдает, отказываясь от любимой Маргариты ради её жизненного счастья
Характеристика Маргариты в романе «Мастер и Маргарита»
Маргарита Николаевна, главная женская героиня романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, предстает перед нами как сильная и загадочная личность. Ее характеристика построена на противоречиях, что делает ее еще более интересной и привлекательной для читателя.
В первых главах романа Маргарита выступает как обычная городская женщина, не лишенная страданий и сомнений. Она любит своего мужа, Мастера, и ценит его талант. Однако, после его ареста и покаяния, что приводит к его смерти, Маргарита переживает глубокий кризис. Она отвергает мир, в котором живет, и соглашается на предложение Сатаны: стать его наложницей и устроить грандиозный бал, на котором будут собраны все злодеи и грешники.
Маргарита, несмотря на свое действительное возвращение к сатанинским силам и проведение бала, остается искренней и чувственной женщиной. Ее любовь к Мастеру продолжает существовать даже после его смерти, и она готова пожертвовать своей душой, чтобы вернуть его обратно в мир живых.
В подробном пересказе второй части романа Маргарита также проявляет свою сильную и отважную натуру. Она усердно работает на балу, чтобы устроить его как следует, и демонстрирует свою власть и авторитет перед гостями. Маргарита проводит множество испытаний сатанинскими силами, чтобы достичь своей цели. Ее характеристика в данном случае подчеркивает ее смелость и решительность.
Таким образом, Маргарита — это сложный и многогранный персонаж, способный на самопожертвование и силу духа. Ее характеристика в романе «Мастер и Маргарита» придают ей образ великого героя, способного справиться со своими страданиями и изменить ход событий. В ее пересказе, Маргарита становится одной из главных фигур великого литературного произведения Булгакова.
Сатанинский бал
Потеряв любимого человека, Маргарита живёт с мужем. Гуляя однажды на улице, попадает на похороны человека, попавшего под трамвай в парке. Здесь знакомится с Азазелло, цитирующим строки сожженного романа.
Поразив девушку своими познаниями, он дарит ей чудодейственный крем, намазавшись которым она становится моложе и получает дар – умение летать. Загадочный Азазелло звонит по телефону, говоря, что пора развеяться.
Пересказывая сюжет 21 главы, можно подчеркнуть ночные приключения Маргариты с горничной Наташей, намазавшей тело колдовским кремом и улетевшей вместе с хозяйкой.
Краткий пересказ истории о великом бале у Сатаны, происходящем на квартире Воланда, начинается приглашением, полученным девушкой от Коровьева. Он утверждает: в жилах Маргариты течёт королевская кровь, она займёт место на троне. При встрече с дьяволом, он спрашивает ее: «Может быть есть печаль или отравляющая душу тоска?» Девушка отвечает отрицательно.
Великий бал у Сатаны начинается омовением Маргариты кровью, смешанной с розовым маслом. Она встречает гостей Воланда и провожает их в бальную залу. Прибывшие являются давно умершими преступниками, среди которых есть:
- отравители,
- сводники,
- фальшивомонетчики,
- убийцы,
- изменники.
Ночной бал заканчивается, Воланд наполняет голову покойного Берлиоза кровью московского чиновника, королева Маргарита выпивает содержимое черепа. Заканчивается действо исчезновением призраков, героиня оказывается у Профессора дома, получает подарок, тем временем возвращается Мастер.
Внимание! Действие бала происходит в квартире Воланда, превратившейся в роскошный дворец
Бал у Сатаны (урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Обучение анализу главы
Зыкова Людмила Михайловна
МБОУ СОШ № 43, г. Екатеринбург
учитель русского языка и литературы
«Бал у Сатаны» (Анализ 23 главы, ч.2.)
Конспект урока литературы в 11 классе
Цель:
обучить навыкам анализа эпизода(главы); дать представление об авторском замысле и способах его воплощения в эпизоде(главе)
Ход урока:
Организационный момент: беседа по пройденному материалу;
проверка домашнего задания «Построение схем-образов героев»
Знакомство с литературоведческими понятиями и приемами. Алгоритмы разбора текста.
Анализ главы 23, ч 2. «Бал у Сатаны»
IIчасть. Круг литературоведческих понятий.Алгоритм анализа текста.
Текст – Глава- Эпизод;
Что такое эпизод?
Чем отличается эпизод от главы?
Эпизод –
относительно самостоятельная единица действия эпического, лиро-эпического, драматического произведения.
Как понять авторскую мысль при чтении отдельной главы?
Во-первых, необходимо четко представлять, что мы должны найти в главе. Для этого нужно определить, какая глава в книге оказывается центральной.
Во-вторых, существуют универсальные алгоритмы исследования текста. Один из этих алгоритмов мы попытаемся освоить.
План анализа эпизода/ главы:
Определить место данного эпизода или главы в сюжете произведения.
Определить время и место действия.
Выявить законы сцепления эпизода или главы.
Разделить эпизод/главу на части, объяснить, как части эпизода связаны между собой.
Выявить главных действующих лиц в эпизоде, определить способ их характеристики (прямая авторская; самохарактеристика; характеристика другими героями; характеристика при помощи деталей и т.д.)
Определить, с помощью каких художественных средств выражается авторская позиция?
Определить проблематику эпизода.
Выявить и сформулировать роль эпизода/главы в идейном пространстве всего произведения. Значим ли он для характеристики персонажа, понимания авторского замысла и т.д.
IIIчасть.С чего надо начинать анализ 23 главы? Поговорим о ее прочтении и толковании.
Начинать анализ эпизода или главы проще всего с заглавия. Очень часто уже в заглавии выражена определенная авторская мысль, авторская позиция. Булгаковский текст не исключение
Ведь автор в данном тексте демиург, каждая глава – отдельное важное событие, движущее весь сюжет романа
Как мы выявили, роман делиться на три пространства – три мира. В каждом мире есть свой центр. В потустороннем мире таким центром является 23 глава «Великий бал у сатаны».
Бал у Сатаны – это черная месса, в которой искажается Божественная литургия, Ежегодный бал, который собирает всех демонов и ведьм, приобщает невинные души к демоническому миру.
Анализ эпизода из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», глава 25-я, часть 2-я
Одной из проблем, которую поднимает в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков, является проблема взаимоотношения власти и общества, во главе которого эта власть стоит. Что делает государство тоталитарным, а человека в нем несвободным? Жестокий правитель, утверждающий своей властью бесчеловечные законы? Писатель считает, что виноваты сами люди, если они безнравственны, трусливы, одержимы корыстью, властолюбием.
Действия прокуратора Иудеи Понтия Пилата и его окружения убеждают читателя в этом. После заявления бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти», Пилат потрясен и испуган: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть Тиверия!» Он не может поверить, что кто-то покушается на незыблемость этой власти, боится, что его могут уличить в пособничестве Иешуа, и быстрее утверждает смертный приговор. После содеянного Понтий Пилат мучается, он понимает, что прав Иешуа, говоривший о скудости его жизни, он понимает, что одинок, не верит людям, боится предательства. Он раб кесаря, свой должности и карьеры. Преступить это рабство свыше его сил, поэтому, ожидая главу тайной службы Афрания, чтобы узнать, как прошла казнь, и отдать несколько распоряжений, великий прокуратор находится в раздражённом состоянии духа. День и ночь после казни Пилата преследует обвинение в трусости. Он, понимая, что это один из самых страшных человеческих пороков, хочет успокоить проснувшуюся совесть, искупить вину перед невинным Иешуа и задумывает лишить жизни Иуду из Кириафа, предавшего бродячего философа.
Пришедший Афраний с полуслова понимает своего господина. Этот человек неглуп, наделен «лукавым умом», «наклонен к юмору». Но настораживает его «особенный взгляд» «внезапно и в упор», то, как «ласково «поглядывает он на прокуратора. Он как будто желает прочитать его мысли. «Мощь великого кесаря «– единственно, за что он ручается. Понтий Пилат знает, что своим положением Афраний очень дорожит, ему нравится властвовать над людьми, и ради карьеры он готов на любую подлость. Если надо будет, он предаст и самого Пилата. Потому прокуратор предусмотрителен с Афранием, отмечает его «громадные заслуги на труднейшей работе в должности заведующего тайной службой» и обещает доложить о них в Риме. Когда речь заходит об Иуде, гость посылает прокуратору свой взгляд и тотчас, «как полагается», угасает его. Он желает угадать мысли своего господина. Услышав от Пилата, что Иуду зарежут ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросят первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!», он понимает замысел прокуратора. Если бы заговор родился не в стенах дворца, Афраний о нем непременно бы знал. Понтий Пилат приказывает предотвратить это убийство. Афраний «больше своих неожиданных взглядов на игемона не бросал», а только «покорно» сказал: «Слушаю». И уточнил «сурово»: «Так зарежут, игемон?» Получив утвердительный ответ, принял, правда, с наигранным изумлением кожаный мешок с деньгами от прокуратора.
Убийство не предотвращено, как мы и думали, более того, Иуду убил сам Понтий Пилат, но обрести свободу у него не хватает душевных сил, он продолжает бояться, поэтому заручается у Афрания, что по городу поползут слухи о самоубийстве Иуды.
Почему же глава называется «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа?» В этом названии, безусловно, иносказание. Разве публично мог великий прокуратор наказать того, кто донес на Иешуа, который высказывался против власти? Тогда бы Пилат сам потерял эту власть, лишился бы покровительства римского императора. Разве мог Афраний перечить своему повелителю? Нет, иначе не будет власти, денег. Герои вправе сами сделать выбор: либо воспротивиться безнравственным законам, которые делают человека несвободным, лживым, трусливым, либо принять их. Они выбирают последнее. Их выбор – это вызов М.А. Булгакова всем тем, кто ропщет на несправедливость властителей, духовную зависимость от них. Человек всегда имеет выбор, но быть честным добрым, свободным труднее.