Мамаша Кураж и ее дети, анализ
Пьеса построена в виде цепочки картин, которые обрисовывают отдельные эпизоды из жизни маркитантки второго финского полка. Маркитантами называли торговцев, которые сопровождали войска в походах. Мамаша Кураж не имеет никаких иллюзий касательно идейной подоплеки войны и относится к ней крайне прагматично – как к способу обогащения. Ей совершенно безразлично, под каким флагом торговать в своем дорожном магазинчике, главное, — что бы торговля была удачной. Кураж также приучает к коммерции и своих детей, которые выросли в условиях бесконечной войны. Как любая заботливая мать, она заботится о том, что бы война их не зацепила. Однако, против ее воли, война неумолимо забирает у нее двух сыновей и дочь. Но, даже потеряв всех детей, маркитантка в своей жизни ничего не меняет. Как и в начале драмы, в финале она уперто тащит свой магазинчик.
Старший сын – Эйлиф, воплощает храбрость, младший сын Швейцеркас – честность, немая дочь Катрин – доброту. И каждого из них губят их лучшие черты. Таким образом, Брехт подводит зрителя к выводу, что в условиях войны, человеческие добродетели приводят к гибели их носителей. Картина расстрела Катрин – одна из самых сильных в пьесе.
На примере судьбы детей Кураж, драматург показывает «изнанку» человеческих достоинств, которая открывается в условиях войны. Когда Эйлиф забирает у людей скот, становится видно, что храбрость превратилась в жестокость. Когда Швейцеркас прячет деньги за собственной жизнью, невозможно не удивиться его глупости. Немота Катрин воспринимается, как аллегория беспомощной доброты. Драматург подталкивает задуматься над тем, что в современном мире, добродетели должны измениться.
Идею трагичной обреченности детей Кураж в пьесе обобщает иронический «зонг» о легендарных личностях человеческой истории, которые, якобы, также стали жертвами собственных достоинств.
Большую часть вины за сломанные судьбы Эйлифа, Швейцеркаса и Катрин, автор возлагает на их мать. Не случайно в драме их гибель монтируется с коммерческими делами Кураж. Пытаясь, как «деловой человек» выиграть в деньгах, она каждый раз теряет детей. Тем не менее, было бы ошибкой считать, что Кураж жаждет лишь наживы. Она весьма колоритная личность, даже привлекательная в чем-то. Цинизм, характерный для ранних произведений Брехта, соединился в ней с духом неповиновения, прагматизм – со смекалкой и «куражом», торговый азарт – с силой материнской любви.
Главная ее ошибка состоит в «коммерческом» избавленном от моральных чувств подходе к войне. Маркитантка надеется прокормиться войной, а получается, что, по словам фельдфебеля, сама кормит войну своим «приплодом». Глубокий символический смысл содержит сцена ворожбы (первая картина), когда героиня, своими руками рисует на клочках пергамента черные кресты для собственных детей, а после перемешивает эти клочки в шлеме (еще один эффект «отчуждения»), шутливо сравнивая его с материнским чревом.
Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» — одно из самых важных достижений «эпического театра» Брехта. Мамаша Кураж выступает как символ искалеченной Германии. Однако, содержание пьесы выходит далеко за рамки немецкой истории ХХ в.: судьба мамаши Кураж и воплощенное в ее образе строгое предостережение касается не только немцев конца 30-х гг. – начала 40-х гг., но и всех кто смотрит на войну как на коммерцию.
Также обратите внимание на другие сочинения, связанные с Бертольдом Брехтом:
- Эпический театр Брехта
- Бертольд Брехт — краткая биография
По произведению: «Мамаша Кураж и ее дети»
По писателю: Брехт Бертольд
Подробный пересказ
Пьеса Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» повествует о военном времени, о том, как во время войны за веру выживали обычные люди, которые трудились в тылу. Мамаша Кураж обычная женщина, у которой трое детей. Старший сын Швейцеркас, средний сын Эйлиф и немая дочь Катрин. Они путешествуют по разным землям следом за армией на своем фургоне. Мамаша Кураж проедает солдатам еду и водку. Дети являются ее помощниками.
Однажды на дороге они встречают фельдфебеля с вербовщиком. Вербощик хочет забрать у Кураж сыновей, чтобы они стали солдатами армии. Но Кураж не хочет отдавать сыновей, потому что знает, что они могут погибнуть на войне и ей их по-матерински жалко. Сначала фельфебель и вербовщик уговаривают старшего сына Швейцеркаса. Он трусит идти на войну. Мамаша Кураж разными способами отговаривает вербовщика забирать сына. Но тут идти на войну вызывается средний сын – Эйлиф. Он смелый и горячий и готов повоевать. Тогда фельфебель отвлекает Кураж и вербовщик уводит Эйлифа. Таким образом, свое дальнейшее путешествие мамаша Кураж продолжает с двумя детьми. Но в последствии и Швейцеркаса забирают на войну.
Сыновья Кураж неплохо чувствуют себя на войне. Эйлиф становится правой рукой командующего. Мамаша кураж встречает его случайно, спустя два года, в палатке повара, которому она хочет продать каплуна. Эйлиф бравый и крепкий солдат. С командующим у него хорошие отношения, потому что Эйлиф зарезал несколько голов скота врага. Теперь командующий хочет его хорошенько накормить в знак благодарности.
Затем, мама Кураж встречает и старшего сына, Швейцеркаса, он становится казначеем армии. Ему доверяют шкатулку с деньги, которыми платят жалованье солдатам. Кураж гордится обоими своими сыновьями, рада, что они живы.
Путешествуя с фургоном и немой Катрин, с мамашей Кураж остается полковой священник. Он выполняет мужскую работу: колит дрова, ходит за товаром вместе с Кураж в город, а она взамен этого кормит его. Так они путешествуют все вместе на протяжении почти всей войны. Война за веру длилась более шестнадцати лет.
Однажды Швейцеркаса убивают за то, что он не отдал шкатулку с деньгами. Эйлиф погибает за то, что продолжает разорять людей, убивая скот, в почти мирное время. Немая Катрин становится уродиной из-за того, что ее ранят солдаты, когда она ходила в город за товаром. Тогда мамаша Кураж и ее дочь почти без всякой надежды продолжают свой путь дальше с войском.
Но война унесла не только жизнь сыновей мамаши Кураж, но и Катрин погибает. Во время жуткого голода, когда все поля и почти вся земля были сожжены солдатами, мамаша Кураж и немая Катрин приходят к дому крестьянина. На них нападают солдаты, требуя молодого крестьянина показать дорогу в город, чтобы атаковать его. Тогда Катрин взбирается на крышу дома и начинает бить в барабан, чтобы жители города проснулись. Ее убивают. Но бой барабана все-таки доносится до граждан города, и они готовятся к сражению. Мамаша Кураж тем временем была в городе. Когда она вернулась, ей пришлось оставить тело своей дочери. Кураж дает крестьянам денег на похороны, а сама впрягается в фургон и следует за войском, продолжая свое путешествие. «Война меня кормит», — так говорила мамаша Кураж. Поэтому ей ничего не остается, как продолжать везти свой фургон и поить солдат водкой.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Рецензии на книгу «Мамаша Кураж и её дети» Бертольд Брехт
О женщине на войне и камертонном даре
Бертольд Брехт
из тех творцов, которым надо оттолкнуться от чего-то, уже имеющегося, чтобы начать говорить свое. Яркое, оригинальное, непохожее ни на что, сказанное прежде, но отправной пункт, триггер, запуска реакции необходим. Просто такая конструктивная особенность таланта. Один играючи творит миры, парит и кувыркается в восходящих воздушных потоках сольной скрипкой, не нуждаясь в ком-то, с кем можно было бы вступить в мысленный диалог. Дар другого сродни камертону – верно взять ноту и с нее начать настраивать свой инструмент. Мир не всегда относится к творцу второго рода с пониманием; как минимум дважды Брехту пришлось отметать обвинения в плагиате, раз дошло даже до суда по иску вдовы почившего в безвестности драматурга, которая углядела в брехтовой пьесе сюжет творения своего мужа. А зонги «Трехгрошовой» переписали и ввели в уже играющийся спектакль новые тексты, потому что внимательные зрители на премьере услышали в них много сходства со стихамиФрансуа Вийона .
«Мамаша Кураж»
тоже не на пустом месте возникла, ее литературным источником стало«Жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж», написанное во времена Тридцатилетней войны автором, имя которого ничего не скажет широкой публике. Подозреваю, что и в узком кругу историографов помянутой войныЯкоб Гриммельсгаузен большой известности не обрел. Для того, чтобы книга «выстрелила» нужно уметь наполнить частную историю общечеловеческим звучанием, апеллировать ею к сознанию и подсознанию читателя/зрителя, сотворить из чернил и бумаги живого человека. Настолько плотного, плотского и осязаемого, что рядом с ним/ней станут казаться ненастоящими люди из плоти и крови. Брехт умеет.
Маркитантка Анна Фирлинг
по прозвищу Кураж не просто живая, нравится и вызывает сочувствие — в ней видишь себя. Что такоемаркитантка ? Торговка, которая следует за армией с остро необходимыми вещами. В мирной жизни мы ежечасно пользуемся самыми разными предметами, не задумываясь о том, как тяжко было бы лишиться возможности иметь их под рукой. Эти мелочи, помимо вещей первой необходимости: обуви, одежды, еды, боеприпасов (а как вы думали, на любой войне находятся вороватые интенданты, готовые мать родную продать, что уж говорить о порохе и патронах) – сыщутся в фургоне маркитантки. Следует помнить, что маркитантка не синоним шлюхи. С той все ясно, кошелек у нее между ног, тащится с обозом, при большом везении может стать приватной любовницей вояки в больших чинах, при малом – погибнуть.
Торговка не то. Для того, чтобы успешно подвизаться на этом поприще, нужно обладать цепким комбинаторным умом, умеющим разглядеть выгоду там, где спасует неповоротливая интендантская служба; Уметь договариваться с самыми разными людьми: без панибратства и раболепия с высшими, без заносчивости с низшими и со всяким на понятном ему языке. Быть информированной, уметь интерпретировать информацию, ориентироваться в потоке, обладать небольшим, но действенным даром предвидения, не бояться риска (кураж!). Ненавидеть подчиненно положение, превыше всех благ, даваемых зависимостью, ценить статус самой себе хозяйки. По сути, армейские маркитантки предтеча феминисток. С такими достоинствами и прозябать всю жизнь в латаном фургоне? Так ведь, кто с чего начинал, стартовых условий никто не отменял, красные ковровые дорожки в другой вселенной.
Такая она, мамаша Кураж, трое детей таскаются с ней по дорогам войны, выросли, не зная оседлой жизни. А бабешка-то молодая, ядреная и нравится многим, но мужики, они те еще – дашь палец, по локоть руку откусят. Потому лучше пусть держатся подальше. Смотри, как она влечется неумолимой судьбой по дорогам войны, теряя привлекательность, здоровье, независимость, свой знаменитый кураж. Теряя детей. Не пытайся упрекать ее за то, что идет этим путем, не только мы выбираем дороги, они тоже выбирают нас. И брось ты уже эту чушь про антимилитаристский пафос, то есть, как без него? Но он тут не главное. Просто такая судьба, ужасная и прекрасная. Просто такая женщина. Прекрасная и ужасная. А камертонный дар Брехта не только ценен сам по себе, главное его достоинство в том, что помогает верно настраивать инструмент мировой гармонии. Еще шаг, еще шаг По дорогам брести. Еще день, еще два Свою ношу нести
С благодарностью Julia_cherry и ari за группу «Драматургия»
«Мамаша Кураж и ее дети» (Брехт): описание и анализ пьесы
«Мамаша Кураж и ее дети» — пьеса Б. Брехта. Пьеса написана в 1939 г. накануне Второй мировой войны. Премьера состоялась в Цюрихе в 1941 г., 11 января 1949 г. пьеса была поставлена в театре «Берлинер Ансамбль». В «Мамаше Кураж» Брехт практически полностью воплотил теоретические принципы «эпического театра», созданного им как альтернатива театру драматическому («аристотелевскому»). Новые художественные идеи писателя рождались из его страстного желания преобразовать старый театр и превратить его из «рассадника иллюзии» и «фабрики снов» в театр, воспитывающий в зрителе классовое сознание, вызывающий у него стремление к революционному изменению мира.
Согласно теории Брехта, эпический театр должен рассказывать о событии, а не воплощать его, обращаться не к чувствам, а к разуму. Для этого необходимо создать между зрителем и сценой дистанцию, чтобы он дальше и больше понимал, чем сценический персонаж. В основе такого взаимоотношения лежит созданный Брехтом прием, получивший название «эффект отчуждения». Суть его в показе жизненных явлений и человеческих типов с какой-либо неожиданной стороны для более глубокого понимания явления, для пробуждения у зрителя критической и аналитической позиции, в противовес состраданию традиционного драматического театра.
В «Мамаше Кураж» Брехт обращается к событиям времен Тридцатилетней войны XVII века. Воспроизведение прошлого должно было предостеречь от страшных последствий наступающего будущего. Брехт апеллирует к человеку из «толпы», не возражающему против войны, так как считает, что равнодушие и позиция невмешательства «маленького» человека в политические игры сильных мира сего — главная причина общественных катастроф во все времена.
Главная героиня пьесы — маркитантка Анна Фирлинг по прозвищу «мамаша Кураж». Она и ее дети — сыновья Эйлиф и Швейцарец и немая дочь Катрин — с фургоном, груженным ходовым товаром, бродят по дорогам войны, «войною думая прожить». Сам образ женщины выписан Брехтом в совершенно неожиданном ракурсе. Драма матери, сказавшей войне «да», для которой человеческая бойня — благо, деньги, нажива, усиливает губительное и разрушающее все человеческое воздействие войны. Между началом пьесы и ее концом проходит двенадцать лет, они изменили облик и благосостояние матушки Кураж (она постарела, потеряла всех своих детей, почти разорилась), но не изменились ее суть и ее отношение к войне. Она продолжает тянуть свой фургон в надежде на лучшие дни, только бы не кончилась война, ее кормилица.
Философская идея Брехта о несовместимости материнства (и шире: жизни, радости, счастья) с военной коммерцией выражена в форме параболы (повествование удаляется от современного мира, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку). Параболичен сюжет, отдельные ситуации, эпизоды, связанные с поочередной утратой мамашей Кураж ее детей: в каждом из них воплощена коллизия торговки и матери, человеческого и войны.
Брехт в «Мамаше Кураж», как и в других пьесах, использует ряд приемов, необходимых для создания «эффекта отчуждения». Это монтаж, соединение частей, эпизодов без их слияния. Это зонги (песни), исполняемые героями, в обобщающей форме представляющие их мировоззрение, жизненные позиции, а также призванные выявить отношение автора и актеров к этим персонажам. Брехт предупреждал актеров о дистанцированном, «отчужденном» исполнении этих песен, так как в них должны чувствоваться обвинение и критика персонажей автором и исполнителями.
Образ мамаши Кураж вызвал бурную дискуссию в немецком литературоведении. Главный упрек Брехту — ничему не научившаяся и не изменившаяся мать может вызвать пессимистическое настроение
Брехт ответил очень кратко: прозреет мамаша Кураж или нет — это не так уж важно, автор должен достичь прозрения зрителя. По мнению Брехта, отрицательный пример более убедителен для человека, способного увидеть в мамаше Кураж своего двойника и сделать соответствующие выводы
Знаменитой исполнительницей роли Кураж была актриса Елена Вайгель, жена Б. Брехта. На советской сцене пьесу ставили режиссеры М.М. Штраух, М.А. Захаров, телевизионную экранизацию осуществил С.Н. Колосов.
Примечания
-
Hans Вunge.
Brecht im zweiten Weltkrieg // Neue Deutsche Literatur. — 1962. — Вып. 3
. — С. 46-47
.
МАМАША КУРАЖ (нем. Mutter Courage) — героиня пьесы Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». События, происходящие в пьесе, относятся ко времени Тридцатилетней войны и продолжаются около двенадцати лет: с весны 1624 по январь 1636 года. Маркитантка Анна Фирлинг, прозванная мамашей Кураж за бойкость и ловкость, колесит по дорогам войны на своей повозке, набитой самыми разными товарами: от еды и кожи до шелковых рубашек и пуговиц. Везут повозку на себе два молодца, сыновья Анны — Эйлиф и Швайцеркас, а в крытом фургоне сидят сама М.К. и ее дочь немая Катрин. Анна Фирлинг — порождение своего времени и его жертва. Она практична, наделена деловой хваткой, знает, как заработать на войне, поэтому становится маркитанткой, обслуживающей войска, умеющей дерзко объясняться с патрульными и драть три шкуры с каждого офицера и солдата. Всего богатства у нее — фургон с вещами и трое детей. Это богатство маркитантки и матери. М.К.- типаж и индивидуальность. Она типична, как порождение войны и мещанского практицизма, она индивидуальна, как образ, полный обаяния, шарма и жизненной энергии. М.К.- вполне цельный человек. Она не желает отдать тонкие офицерские рубашки для перевязки раненых, ведь это означает поступить непрактично. В первом варианте пьесы, поставленном в Цюрихе, Кураж, скрепя сердце, ругаясь, сама разрывала тонкую ткань и перевязывала раненого, поддавшись своим женским и человеческим чувствам. Это дало возможность зрителям и критикам расценить М.К. как жертву рока, несчастную мать, способную на сострадание. Тогда Брехт изменил сцену. Теперь в его пьесе все было жестко и недвусмысленно: Анна отказывалась пожертвовать товаром ради спасения ближнего, рубашки у нее вырывали священник и Катрин. М.К.- многоплановый образ: она то жестока и неумолима, то добра и отважна. Неизменно в ней только одно — привязанность к кибитке с товаром. В конце пьесы Брехт ставит героиню перед нравственным выбором. Влюбленный в нее повар Питер, бесшабашный сердцеед и циник, предлагает ей тихое место в Голландии, свой дом, свой кабачок. Питер любит Анну, и она любит его. Условие только одно: М.К. должна оставить в разоренной Германии Катрин, ставшую обузой. И замерзшая, голодная мать отказывается от собственного счастья ради угрюмой, безнадежной дочери. Иначе было с сыновьями. Вербовщики насильно увезли Эйлифа. Необходимость спасти приговоренного к расстрелу Швайцеркаса борется в ней со скупостью, она никак не может заплатить за жизнь сына такую разорительную сумму. Когда же решается, уже поздно. Сын убит. Даже в сцене, когда Анна должна опознать в убитом своего сына, видна ее рассудочность. Она немеет подобно своей лишенной дара речи дочери, крик застревает в горле. Часто в постановках этот эпизод пытались пересмотреть, считая, что крик героини должен быть слышен публике. Но сила сцены именно в этом немом, беззвучном крике. М.К. не может кричать вслух, потому что тогда офицеры заберут и ее, и Катрин. Жестокая мудрость героини подсказывает ей: сыну уже не помочь, а над ней и дочерью нависла опасность. И М.К. отказывается от тела своего сына. Брехт не случайно обратился именно к образу женщины, служащей войне. Женщина и война несовместимы, особенно если у женщины есть дети. Ни талант, ни смекалка не помогают М.К. спасти детей. Сама она — воплощение войны, причина гибели трех близких ей людей. Эйлифа убили за его непоседливость, Швайцеркаса — за честность, Катрин — за доброту. Никто из них не жил по ее мерке, поэтому все погибли. Антиподом Анны Фирлинг становится Катрин, искалеченная войной девушка, на которую беды сыпались без всякой пощады. Она лишена любви, но переносит все свое женское чувство на детей, которых ей не суждено иметь. Поэтому убогая дурочка Катрин спасает ценой своей жизни спящий город Галле. Разбудить город криком она не может, потому что немая. И Катрин бьет в барабан, пока город не просыпается и пока ее не настигает пуля. Это — красивая смерть. Такой не дано М.К., все, что ей осталось, — это тянуть нищую повозку по разграбленной Германии. Премьера «Мамаши Кураж» состоялась 11 января 1949 года в Немецком театре, через два с половиной месяца после возвращения Брехта на родину. Хелена Вайгель играла роль М.К., А.Хурвиц — роль Катрин. На сцене не было декораций. Бричка Кураж ехала по кругу, а круг сцены вращался в другую сторону, как обратное движение жизни. Слова зонга призывали: «Думай о себе!» Спектакль, показанный и в Западной Германии, и в России, и в других странах, имел ошеломляющий успех. Лит.: Райх Б. Брехт. Очерк творчества. М., 1960. С.143; Варгафтик Е. Елена Вайгель. Л., 1976.
1
Весна 1624 г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем общественного порядка и цивилизации. Где нет войны, какая там мораль: каждый бредет куда хочет, говорит что хочет, ест что хочет — ни приказа, ни пайка, ни учета!
Два парня вкатывают фургон матушки Кураж, маркитантки Второго Финляндского полка. Вот что она поет: «Эй, командир, дай знак привала, / Своих солдат побереги! / Успеешь в бой, пускай сначала / Пехота сменит сапоги. / И вшей кормить под гул орудий, / И жить, и превращаться в прах — / Приятней людям, если люди / Хотя бы в новых сапогах. / Эй, христиане, тает лед, / Спят мертвецы в могильной мгле. / Вставайте! Всем пора в поход, / Кто жив и дышит на земле!»
Родом она баварка, и настоящее её имя Анна Фирлинг, а прозвище Кураж она получила за то, что ни под бомбами, ни под пулями никогда не бросала свой фургон с товаром. Дети её — сыновья и немая дочь Катрин — настоящие дети войны: каждый имеет свою фамилию, и отцы их — солдаты разных армий, воевавшие под знаменами разных вероисповеданий, — все уже убиты или сгинули неизвестно куда.
Вербовщик интересуется её взрослыми сыновьями, но Кураж не хочет, чтобы они шли в солдаты: кормится войной, а войне платить оброк не хочет! Она начинает гадать и, чтобы напугать детей, устраивает так, что каждый из них получает бумажку с черным крестом — метку смерти. И мошенничество становится зловещим пророчеством. Вот уже вербовщик ловко уводит её старшего сына Эйлифа, пока матушка Кураж торгуется с фельдфебелем. И ничего не поделаешь: надо поспевать за своим полком. Двое её оставшихся детей впрягаются в фургон.
XV
В 1637 году Андреа покидает Италию. На границе его досматривают, но невнимательно: пограничникам лень пересматривать все книги. Во время досмотра мальчики, играющие неподалёку, обсуждают какую-то местную ведьму. Они спрашивают у Андреа, можно ли летать по воздуху. Они видят сундучок Андреа, который не заметили пограничники, и сообщают им. Там ещё книги, но пограничники пропускают его. Уже из-за границы Андреа кричит мальчикам: «На палке нельзя летать по воздуху. Для этого к ней нужно было бы по меньшей мере приделать машину. Но такой машины пока не существует. Может быть, её никогда и не будет, ведь человек слишком тяжёл. Но, разумеется, этого знать нельзя. И мы вообще ещё очень мало знаем. У нас всё впереди!»
Действие первое
Фирма «Друг нищего» — заведение Джонатана Джереми Пичема. Мистер Пичем озабочен тем, что все трудней становится делать деньги на сострадании к несчастным. Люди черствеют, и фирма несёт убытки. Необходимо совершенствовать работу по экипировке нищих, чтобы вызвать хоть каплю жалости видом увечий и лохмотьев, жалостными легендами и лозунгами вроде «Давать слаще, чем брать». Суть своей деятельности Пичем раскрывает в поучениях начинающему нищему. Миссис Пичем сообщает о том, что у их дочери Полли новый ухажёр. Мистер Пичем с ужасом узнает в нем бандита Мэкхита по кличке Мэкки-нож.
В трущобах Сохо. Дочь короля нищих Полли выходит замуж за короля бандитов Мэкхита. Простые и добродушные ребята бандиты Джекоб Крючок, Маттиас Монета, Уолтер Плакучая Ива, Роберт Пила и другие устраивают свадебную обстановку в заброшенной конюшне, используя ворованную посуду, мебель и снедь. Мэк доволен свадьбой, хотя и вынужден иной раз указывать товарищам на несовершенство их манер. Юная красотка Полли исполняет зонг «Пиратка Дженни»:
Появляется самый почётный гость — капитан Браун, он же Пантера Браун, глава лондонской уголовной полиции, а в прошлом однополчанин Мэкхита. Вместе они воевали в Индии и в Афганистане и теперь остались друзьями. Работая каждый на своём поприще, они осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В два голоса они исполняют солдатскую песню:
Заведение Пичема. Полли песенкой «Когда я невинной девчонкой была» даёт понять родителям, что её девичество уже позади. Пичем сетует, что без Полли дела фирмы придут в упадок, так как нищая братия обожает эту девчонку. Выход в том, чтобы навести на Мэкхита полицию. Это легко сделать, ведь всегда по четвергам верного своим привычкам Мэкхита можно найти у проституток. Семейство Пичем исполняет зонг, являющийся Первым трёхгрошовым финалом: