Маргерит дюрас: любовник из северного китая

Дюрас любовник краткое содержание. "любовник" маргерит дюрас

Краткое содержание Весенние перевёртыши Тендряков для читательского дневника

Год: 1973 Жанр: повесть

Главные герои: школьник Дюшка Тягунов, его друг Минька, Римка Братенева – первая любовь

В рассказе В.Тендрякова “Весенние перевертыши” повествуется о двенадцатилетнем мальчике – Дюшке Тягунове, которому жилось легко и весело, хотя он не был отличником и иногда позволял себе ослушаться взрослых.

Однажды произошло событие, которое нарушило его беззаботное существование. Перелистывая страницы сборника стихотворения А. Пушкина, он с удивлением отметил сходство соседской девочки Римки Братеневой с Натальей Гончаровой. Теперь очередная встреча с ней на фоне проснувшейся природы поселка Куделино была особенной. Мальчик старался скрыть нахлынувшие на него чувства. Смело дал отпор хулигану Саньке, который издевался над лягушками, кидая их в мишень за городом. На душе так ничего и не менялось. Чувствовались неуверенность, стыд и одиночество.

Вернувшись домой, он случайно услышал разговор родителей о подарке отца в виде букета белых нарциссов пятнадцатилетней давности.

За прошедшую ночь в сознании мальчика многое изменилось. Радостное, неизвестное ощущение чего-то нового становилось для него привычным чувством. Даже Минька это заметил. Но подобное состояние пошло во вред. В школе он получает выговор от учителя математики за нерешенную задачу. Встреча в коридоре с Санькой сопровождается молчанием и бездействием обоих. Главный герой видит в нем врага, поэтому носит в портфеле кирпич как средство защиты от него.

Глядя на Римку, весь мир радует Дюшку. Он по-новому воспринимает окружающих, с трепетом рассказывает о красоте природы, с гордостью об отце инженере, о матери, которая спасает жизни людям. От счастливого Дюшки, с которым “мир играет в перевертыши”, Минька убегает без оглядки.

На пороге дома его ожидает разгневанный учитель, после ухода которого родители наказывают сына и обращаются за помощью к семье Левки Гайзера. На следующий день Дюшка получает книгу из рук Левки, от которой не может найти покой ночью, а утром чувствует себя умным и повзрослевшим. Он проявляет жалость к Миньке, который страдает от семейных проблем.

После уроков тайны мироздания перевешивают желание проводить Римку. В спортзале он беседует о Вселенной и дает обещание Левке сделать в будущем научное открытие. После этого разговора и прочтения книги Дюшка с интересом садится решать задачи.

Во время одной из вечерних прогулок главный герой выходит на улицу без кирпича. От набросившегося на него с кулаками Саньки спасает вовремя подоспевший отец Митьки.

По дороге на день рождения к Богатову Дюшка раскрывает тайну возрождения Гончаровой. За праздничным столом он становится свидетелем разговора взрослых о счастье.

Следующий урок математики вызвал у учителя восторг. Дюшка первым и правильно решил задачу. Похвалу получил он и от Левки. Окрыленный славой, решил проводить Римку домой. Однако мир “вновь играл в перевертышей” – девочка ушла с Левкой.

Однажды учитель увидел выпавший из портфеля Дюшки кирпич. Теперь все знали, что он обезоружен. Встретив Саньку, Дюшка услышал за спиной смех Римки, вся его ненависть вылилась в драку. После этого все отвернулись от обезображенного мальчика.

В тот день, когда в учительской преподаватели разбирали вопрос о том, чей кирпич, вина пала на Дюшку. Тогда на его защиту встал Минька, который позже вооружился кухонным ножом, чтобы отомстить Саньке.

Однажды в дом Тягуновых ворвался испуганный отец Богатова, сообщив о ранении сына ножом. На переливание крови, которое было необходимо больному, согласилась мать Дюшки. В этот же вечер его отец предложил Богатову Никите помощь с работой. Под утро хозяин вернулся домой с букетом цветов.

Этой весной Дюшка продолжал любоваться портретом Гончаровой, вспоминая Римку. Встретив ее на реке, он узнал, что Левку интересуют только книги, с сожалением понял, что сам ей безразличен.

Читать краткое содержание Весенние перевёртыши. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Читать

Обычно для автора писать к своей работе предисловие по меньшей мере затруднительно. То, что он хотел сказать, – уже сказано, а если что-то и не сказал, значит, были на то какие-то причины.

Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик – самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.

Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого-то и кого-то ненавидели.

Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное – очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.

Весенние перевёртыши

Читая Пушкина, тринадцатилетний Дюшка Тягунов делает открытие: на Наталью Гончарову похожа Римка Братенева, которая на класс старше мальчика. Он решает это проверить: выбегает на улицу, видит Римку, и что-то происходит в его душе.

На болоте Дюшка встречает Саньку и Лёвку, подростков старше его на два года. Санька любит издеваться над животными, вот и сейчас он поймал лягушку и заставляет ребят по очереди бить её об стену. Самый слабый из ребят, Минька, отказывается. Дюшка защищает Миньку от Саньки, пробуя увести его, но Минька сопротивляется, он боится Саньки. На Дюшку в один день сваливаются любовь к Римке, ненависть к Саньке и одиночество от предательства Миньки.

Дома родители заняты своими делами: отец говорит о производственных проблемах, а мать — о тяжёлых больных. Отец даже забыл, что у них сегодня годовщина свадьбы, и родители не заметили, что сын пришёл домой.

Продолжение после рекламы:

Чтобы защититься от Саньки, Дюшка кладёт в портфель кирпич. Занятый мыслями о Римке, мальчик получает двойку по математике. Он обращается за помощью к Лёвке, чтоб тот научил его приёмам борьбы, но тот отказывается. Дюшке остаётся надеяться только на кирпич.

Учитель математики жалуется Дюшкиным родителям, но они оправдываются тем, что слишком заняты на работе и не могут заняться сыном. Учитель считает, что отец Дюшки должен быть для сына примером, а вот от влияния такого отца, как у Миньки, он бы ребёнка оградил. Дюшка обижается за своего друга, он знает, что Минька несчастен. Минькиного отца в посёлке не любят, мать Миньки всё время жалуется, что муж не зарабатывает, не заботится о семье, да и Минька ходит в рваных ботинках.

Отец Дюшки договаривается с Лёвкиным отцом: Лёвка поможет его сыну в учёбе.

Минька жалуется Дюшке. Его отец добрый и непьющий человек, но они нуждаются. Мать плачет, что муж загубил ей жизнь, несмотря на то, что он её любит. Слёзы матери заставляют Миньку ненавидеть отца.

Однажды на Дюшку набрасывается Санька. Его защищает проходящий мимо Минькин отец. Узнав от Лёвки много нового о Пушкине, Дюшка воображает, что Римка — ожившая Наталья Гончарова. Своим наблюдением он делится с Минькой, который приглашает его на день рождения.

Брифли существует благодаря рекламе:

На дне рождения у Миньки Дюшка ближе узнаёт его отца. Для этого человека радость заключается в том, чтоб делать что-то полезное, вещи, еда для него значения не имеют. Мать Миньки придерживается противоположных взглядов. Отец несчастлив из-за безответной любви, а для матери муж и сын — обуза.

Дюшка исправляет двойку по математике. Он счастлив: ему кажется, что Римка вот-вот предложит ему дружить, и он сможет уговорить Минькину маму полюбить своего мужа. Но вскоре Дюшкин мир переворачивается — он видит Римку, идущую рядом с Лёвкой.

Учитель математики находит в Дюшкином портфеле кирпич и приносит его в учительскую. Узнав, что мальчик теперь безоружен, один из Санькиных дружков угрожает Дюшке — сообщает, что у Саньки есть нож. Переполненный ненавистью, Дюшка первый набрасывается на Саньку. Пытающемуся вмешаться Лёвке тоже достаётся. Римка шарахается от Дюшки в сторону.

Дома мать равнодушно перевязывает распухший нос Дюшки, а отец говорит о Минькином отце, как о «перекошенном человеке», и спрашивает Дюшку, хочет ли он стать таким же. И какое сыну дело до Саньки, который любит мучить животных? Доведя сына до истерики, родители спокойно укладывают его в постель.

Дюшку вызывают в учительскую. Там он объясняет, зачем в его портфеле лежал кирпич. Учителя не верят, что Санька опасен. Минька решает защитить друга. Он носит с собой нож, но Санька отбирает оружие и ранит им Миньку. Несмотря на то, что нож был Минькин, а Санька только защищался, Дюшка считает — виноват Санька. Отец с ним согласен. Мать Дюшки даёт Миньке свою кровь.

Продолжение после рекламы:

Не в силах перенести несчастье, Минькин отец решает всё бросить и уехать, но Дюшкин отец берётся сделать из него человека.

Опасность миновала, и Минька идёт на поправку. Дюшкиной маме хочется, чтоб её похвалили, как маленькую, и отец приносит ей нарциссы. В их посёлке нарциссы не росли, и Дюшкин отец съездил ночью на катере в город и оборвал городскую клумбу.

Дюшка извиняется перед Лёвкой и делится с ним своим открытием про Римку, но для Лёвки она обыкновенная девчонка, а не жена Пушкина. Дюшка признаётся Римке в любви, но девочка любит Лёвку, а он — только свои книжки. Мир снова переворачивается.

Анализ повести Тендрякова “Весенние перевертыши”

Главный герой повести «Весенние перевертыши» — тринадцатилетний школьник, живущий в маленьком, но быстро растущем индустриальном городке, — внезапно и очень болезненно обнаруживает, что его представления о том, что хорошо и что плохо, терпят серьезное испытание. Еще недавно он полагал, что хорошо — это учиться на пятерки, слушаться старших, каждое утро делать зарядку. Сделав несколько открытий, Дюшка ощущает, что все прежние меры его мальчишеского отсчета начинают колебаться.

Впервые он открывает чувство романтической любви и впервые ощущает тайну течения времени и изменения в нем людей и природы… В то же время, причем почти в одночасье, он становится свидетелем ничем не объяснимой и не оправданной жестокости своих сверстников и, увидев ее впервые, ощущает острейшее чувство смятения.

Столкнувшись с одноклассником Санькой Ерахой, живущим по иным моральным законам, чем Дюшка и его семья,— увидев Саньку, убивающего ради забавы лягушек и мучающего кошек, Дюшка не только испытывает гадливость, но и ненависть и оказывает Саньке сопротивление, чем ставит себя под угрозу самому стать объектом его жестоких и омерзительных «забав». Когда он становится свидетелем жестокой и отталкивающей расправы хулиганов с лягушками, Дюшка ощущает, что с ним «что-то случилось», и чувствует вокруг себя пустоту. Сначала ему кажется, что не на кого опереться, не за что ухватиться. Земля начинает колебаться под ногами подростка. Мир раскалывается для Дюшки надвое: он испытывает поднимающее его прекрасное чувство к Риме и ненависть к своим сверстникам, получающим удовольствие в садистских забавах. Красота добра и отвратительное лицо зла… Зыбкость всего вокруг. Так на глазах мальчика мир начинает играть в «перевертыши»…

Структура повести подсказывает читающему смысл ее названия и тот философский подтекст, который составляет главное в авторском замысле.

Противопоставляя прекрасное чувство, впервые открывшееся Дюшке в те же дни в романтической любви к школьнице Риме Братеневой, тому, тоже впервые родившемуся в нем ужасу перед бессмысленным злом, существующем в привычном и как будто уже освоенном мире, Тендряков с большой эмоциональной силой подчеркивает сложность жизни.

В представлениях мальчика все на время перепутывается, обнаруживая две разные стороны, два облика. Тендряков замечает, что мальчишка не мог знать, что вместе с желанием братства приходит чувство одиночества, а с любовью – ненависть. Даже взрослые часто не догадываются об этом.

«Весенние перевертыши» – произведение глубоко принципиальное и, в отличие от подавляющего большинства произведений западных авторов, философски четкое.

Тендряков без нажима и какой-либо нагрузки и обертонов подчеркивает родившуюся в подростке активность в борьбе с тем злом, которое он открывает в мире.

Вместе с ненавистью в Дюшке рождается решимость не стоять в стороне, а бороться против того, что ненавистно.

Мотив перевертышей проходит через всю повесть. Он звучит не только в рассуждениях подростка, но и в описании реакций взрослых на происходящее.

Мотив перевертышей звучит особенно остро в наиболее драматических финальных эпизодах повести — суда над Дюшкой, представшим перед всей школой в ложном свете нападающей стороны, в смертельной опасности, нависшей над маленьким Минькой, навлекшим на себя ненависть хулигана Саньки. Повесть воспринимается не только как постановка, но и как художественное решение поставленной автором этической проблемы. В. Тендряков акцентирует мотив зыбкости границ между злом и добром. Даже в последних строчках повести звучит тот же лей. Вместе с тем, поставив вопрос, в одном ли мире живут Дюшка и Санька, автор дает на него недвусмысленный ответ: мир прекрасен только тогда, когда в нем не мирятся со злом, живущим в таких людях, как Санька.

Противостояние – моральное и физическое

В лиричном настроении выходит подросток из дома и видит компанию ребят во главе с отъявленным хулиганом Санькой. Тот придумал отвратительное развлечение – привязал к лапке лягушки верёвку и кидал её в мишень. Мало того, он пытался привлечь к этому ужасному действу Дюшку Тягунова, но тот наотрез отказался. А друг Дюши, Минька, не смог противостоять напору хулигана. Он погубил лягушку, кинув её в мишень. Дюшка высказал всё, что думает о Саньке. Дети смотрели на мальчика, поражённые его смелостью. Понять, какой отважный был Дюшка, поможет читателю повесть и её краткое содержание. «Весенние перевертыши» — рассказ о чистом душой и помыслами ребёнке. Даже если парню было страшно, он не показывал вида.

Минька сказал, что теперь Дюшке нужно быть осторожным, так как Санька не простит ему высказываний против него. Андрей начал носить в ранце кирпич для самообороны, но никогда его не применял. Однажды на школьном дворе к нему подошёл парень из банды Саньки и сказал, что тот скоро ему отомстит. Дюшка не стал ждать этого, а тотчас же подошёл к Саньке и дал ему пощёчину. Завязалась драка. Всех прямых и косвенных участников происшествия вызвали к директору.

Презентация к повести В.Тендрякова “Весенние перевёртыши”

Слайд 1

«Взрослые» проблемы повести В. Ф. Тендрякова«Весенние перевертыши» Настоящая литература учит нас быть ответственными за время, в которое всем нам, и писателям, и читателям, отпущено жить на земле… Писатель Камил Икрамов

Слайд 2

Биография писателя Владимир Федорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в д. Макаровская Вологогодской области в семье служащего. 1938 – семья переехала в село Подосиновец Кировской области, где отец работал районным прокурором. Здесь Володя окончил среднюю школу. 1941 – фронт. 1944 – ранение, вернулся в Подосиновец.

Работал в школе военруком, секретарем РК. 1945 – поступил на художественный факультет ВГИКа и, проучившись год, перешел в литературный институт им. Горького. 1951 – закончил институт, работал корреспондентом журнала «Огонек», писал сельские очерки. 1948 – опубликовал первый рассказ «Дело моего взвода в «Молодой гвардии».

50-е годы – пишет очерки о буднях послевоенной деревни.

Слайд 3

Основные проблемы повести Проблема взаимоотношения подростков друг с другом. Проблема взаимоотношений детей и взрослых в семье. Взаимоотношения учеников и учителей, школы и семьи. Первая любовь в жизни подростка. Человек и время.

Слайд 4

«И Дюшка почувствовал вокруг себя пустоту – не на кого опереться, не за что ухватиться, живи сам как можешь. Как можешь?.. Земля кажется шаткой».

«Не тронь человека! Скотина! Палач! Плевал я на тебя!» «Минька добровольно испортил себе жизнь, чтобы спасти Дюшку, закрыл грудью».

Слайд 5

Проблема взаимоотношений детей и взрослых в семье. Что нужно человеку для счастья? 1. Любимая работа «Отец Дюшки был инженером по механической выгрузке леса, мать – врачом в больнице, ее часто вызывали к больным по ночам». 2.

Любовь, понимание, согласие в семье «Дюшка: – Минькина мать бегала по соседям и жаловалась на мужа: не зарабатывает, не заботится о семье… И это верно, Минька ходит в школу в рваных ботинках». «Минька: – И мне тоже жить не хочется. Да отец с матерью все … Жизни нет, Дюшка.

Минька поднял глаза, влажные, но не собачьи, а загнанные, как у раненой птицы. – Мамка каждый день плачет. Отец ей жизнь загубил ». «Никита Богатов: – Не понимаем друг друга, потому что слова не найдем, чтоб до сердца дошло. Скажи хорошее слово человеку и он счастлив».

«Никита Богатов: – Ни куртка, ни любая другая вещь не делает человека счастливым. Люди наделали много вещей, полезных и помогающих удобно жить, но счастливей от этого не стали…Желать маленького – курточек, чистых простыней, вкусных тортов… Нет! Унизительно!»

Слайд 6

Слайд 7

Первая любовь в жизни подростка «То, что на свете существует любовь, Дюшка хорошо знал. По кино, по книгам. Раньше подойти к Римке близко было нетрудно, теперь – нет, и стыдно, боязно.

Но что-то случилось, что-то странное с самим Дюшкой!» «Видел ее – затылком сквозь зимнюю шапку: бежит вприпрыжку, бережно несет готовые в любой момент взлететь руки, блестят глаза, вздрагивают курчавинки на висках».

Слайд 8

«Свершилось! Впереди шла Римка Братенева – вязаная шапочка, кусочек обнаженной шеи под ней. И счастье не умещалось в теле». «Шла впереди Римка Братенева, девчока в вязаной шапочке, от нее накалялся белый свет, от нее горел Дюшка. Он говорил, говорил, словно пел, и не мог с собой справиться. Песнь траве, песнь солнцу, песнь весне и жизни, песнь благородной ненависти к тем, кто мешает жить».

Слайд 9

Человек и время «Течет время, рождаются и умирают деревья, рождаются и умирают люди.

Дюшка его увидел! Пусть не само, пусть его следы». «И жутко и радостно… Радостно, что открыл, жутко – открыл не что-нибудь, а великое, дух захватывает!»

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентацию выполнила ученица 7 класса МКОУ СОШ с.Талица Злобина Ольга Руководитель: Опушнева Э.Н

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: