Антоновские яблоки . картины из книги «эпитафия»

Содержание рассказа «Легкое дыхание» подробно с цитатами

Апрель. На кладбище на одной из свежих могил стоит новый дубовый крест. С портрета смотрит девушка с «выразительно живыми глазами». Лежит в этой могиле Оля Мещерская. Рассказывается история её короткой жизни. В детстве она ничем не выделялась среди «коричневых платьев гимназисток», потом «начала расцветать» и уже к 15-ти годам «слыла красавицей».

Начальница гимназии вызывает её и распекает за неподобающее для гимназистки поведение. У Оли дорогие туалеты и «женская прическа». На это Оля отвечает директрисе, что она женщина, и виноват в этом Алексей Милютин — друг её отца и брат начальницы гимназии. Для директрисы связь её родственника с ученицей настоящий позор.

Далее сообщается о том, что через месяц после этого разговора Оля умерла. Её любовник, казацкий офицер, застрелил девушку прямо на вокзале среди большой толпы народа. Убийцу судили, в ходе судебного следствия «ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось».

Офицер рассказал, что она сама виновата, так как не оставила ему другого выбора. Девушка «была близка с ним и клялась стать его женой», но потом заявила, что не любит и дала прочитать страницу дневника, где говорилось о Малютине. Записи ученицы приводятся в качестве доказательства. Так шокировавшее директрису признание подтверждается.

Далее читателю приводится фрагмент из дневника, в котором ярко раскрывается образ и сущность девушки. Как-то раз она осталась одна, приехал Алексей Михайлович, он «говорил какие-то любезности» и «целовал ей руки».

Повествование вновь переносится на кладбище. Описывается церковь, мимо которой каждое воскресение на могилу к Оле ходит «женщина в трауре, платке и черных лаковых перчатках». Она садится на скамью, возле дубового креста и «сидит на ветру и на весеннем холоде час, два, пока совсем не зазябнут ее ноги в легких ботинках и рука в узкой лайке».

Очень краткое содержание повести

Повесть начинается с родословной братьев Красовых, прадед которых был крепостным, затравленным борзыми барина Дурново. Дед выкупил себе вольную и разбойничал, отец открыл лавку, но разорился и спился. Далее идёт повествование о судьбе двух братьев — Тихона Ильича и Кузьмы Ильича.

Родились они в деревеньке Дурновка, росли, занимались мелкой торговлей, чтобы было на что жить. Между ними произошла ссора, которая развела их.

Кузьма начал зарабатывать наёмным трудом. Работал там, где предлагали. Однако главной страстью его было сочинительство. Он мечтал об образовании, но денег не было. Писал он как самоучка, много читал, так и прошло лучшее время героя. Кузьма обнищал, стал пить, понял, что жизнь его не сложилась.

Тихону Ильичу удалось разбогатеть. Он снял постоялый двор, открыл кабак. Женился на бывшей горничной княжны, взял приданое и сумел купить у обедневших помещиков имение — Дурновку. У Тихона была боль: его жена рожала мёртвых младенцев. Надежда иметь детей с годами таяла. Трактир пришлось закрыть в связи с государственной винной монополией. Тихон Ильич озлобился, замкнулся на хозяйственных заботах, стал попивать, а потом понял, что ему не хватает брата. Он решил помириться с Кузьмой.

Тихон нашёл брата вовремя. Кузьма уже хотел свести счёты с жизнью, потому что у него ничего не получалось. Тихон предлагает брату приехать в деревню и управлять усадьбой. Кузьма согласился. Возвратившись к своим родовым корням, герой почувствовал покой и удовлетворение. Братья сближались в беседах, сходились в отрицательных характеристиках русского народа.

Повесть заканчивается безотрадной, горестной свадьбой красивой обездоленной женщины с никчёмным пьяницей.

Содержание «Легкое дыхание» с цитатами

Краткое содержание Легкое дыхание с цитатами из рассказа:

«На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба». В крест вделан выпуклый фарфоровый медальон с фотографическим портретом гимназистки Оли Мещерской «с радостными, поразительно живыми глазами».

Девочкой Оля не выделялась среди других гимназисток, она была «способна, но шаловлива и очень беспечна к наставлениям» классной дамы. Но затем девочка начала развиваться, «расцветать». В 14 лет «у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди» и формы. «В пятнадцать она слыла уже красавицей». В отличие от своих чопорных подружек, Оля «не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос». Без каких-либо усилий пришли к ней «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз».

Оля лучше всех танцевала на балах, бегала на коньках, за ней больше всего ухаживали на балах и ее больше всех любили младшие классы. «Незаметно стала она девушкой», и даже пошли толки о ее ветрености.

«Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Однажды на большой перемене девушку позвала к себе начальница и сделала ей выговор. Женщина отметила, что Оля уже не девочка, но еще не женщина, поэтому ей не стоит носить «женскую прическу», дорогие гребни и туфельки. «Не теряя простоты и спокойствия», Мещерская ответила, что madame ошибается: она уже женщина, и виноват в этом друг и сосед папы, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин – «это случилось прошлым летом в деревне».

«А через месяц после этого разговора» казачий офицер застрелил Олю «на платформе вокзала, среди большой толпы народа». И ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось. «Офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой», а на вокзале сказала, что не любит его и «дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине».

«Десятого июля прошлого года» Оля писала в дневнике: «Все уехали в город, я осталась одна. <�…> Приехал Алексей Михайлович. <�…> Он остался, потому что был дождь. <�…> Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. <�…> Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет. <�…> За чаем мы сидели на стеклянной веранде, он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»

Каждое воскресенье, после обедни, к могиле Оли Мещерской приходит маленькая женщина в трауре – классная дама девочки. Оля стала предметом «ее неотступных дум и чувств». Сидя у могилы, женщина вспоминает бледное личико девочки в гробу и случайно подслушанный разговор: Мещерская рассказывала подруге о прочитанном в папиной книге, что якобы главное в женщине – это «легкое дыхание» и что у нее, у Оли, оно есть.

«Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Заключение

В рассказе Бунин противопоставляет главной героине Оле Мещерской начальницу гимназии – как олицетворение правил, социальных норм, и классную даму – как олицетворение мечтаний, заменяющих реальность. Оля Мещерская являет собой совершенно иной женский образ – девочки, примерившей на себя роль взрослой дамы, соблазнительницы, которой не присущи ни страх перед правилами, ни чрезмерная мечтательность.

Это интересно: Рассказ «Грамматика любви» Бунина был написан в 1915 году. Как и большинство произведений писателя, книга посвящена любви. Это была излюбленная тема всего творчества Бунина, который мог, как никто другой, показать всю многоликость и многогранность этого чувства. Сжатый пересказ будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Рассказ И.А.Бунина «Легкое дыхание» (краткое содержание)

Искусство и развлечения 21 мая 2013

Женские характеры часто становились центром внимания творческих исканий Ивана Бунина. Видимо, ему было интересно исследовать их таинственность и непостижимость. В рассказе о легком дыхании, написанном в 1916 году, Бунин исследует такие качества характера девушки-ребенка, как незащищенность, легкость и наивность.

Историю ее трагедии может передать краткое содержание. «Легкое дыхание» – рассказ о Мещерской Оле, еще не испытавшей любви, но уже столкнувшейся с жестокостью и цинизмом мира взрослых. Согласно композиции, рассказ можно разделить на четыре части.

«Легкое дыхание», краткое содержание (вступление)

Действие происходит в апреле на большом уездном кладбище. Свежая глиняная насыпь под большим новым дубовым крестом. С выпуклого фарфорового медальона поразительно оживленным взглядом радостно глядит задорная гимназистка.

Надпись гласит, что это Мещерская Оля.

«Легкое дыхание», краткое содержание (1 часть)

Маленькой, ничем она не выделялась на фоне других гимназисток. Сказать можно было только, что она хорошенькая, из числа счастливых и богатых девочек. Можно было бы еще добавить, что ученица она способная, но невнимательна к замечаниям классной дамы.

Незаметно, без всяких усилий и забот с ее стороны пришли к ней те качества, которые стали отличать ее от других в течение последних двух лет ее гимназической жизни.

Она отличалась изяществом, нарядностью, ловкостью и ясным блеском глаз. Она лучше всех кружилась в танце на балу и бегала на коньках. Гимназисты в нее влюблялись и ухаживали за ней.

Олю больше всех любили младшие классы в гимназии. Правда, прошел слушок о ее ветрености…

Обратите внимание

В последнюю свою зиму Оля совсем ошалела от веселья, как замечали в гимназии. В толпе на катке она казалась самой счастливой и беззаботной. Однажды на большой перемене ее вызвала к себе начальница.

Седая, хоть и моложавая, она начала свой разговор с того, что сказала Оле, что та уже не девочка, но еще и не женщина, чтобы носить взрослые прически, дорогие гребни и туфельки.

Оля спокойно и просто перебила начальницу, сообщив, что стала женщиной благодаря стараниям брата начальницы – Алексея Михайловича Малютина.

«Легкое дыхание», краткое содержание (2 часть)

Девочка погибла через месяц от руки казачьего офицера, судя по его некрасивому и плебейскому виду, не имеющего ничего общего с кругом общения гимназистки. Он застрелил ее прямо на людной вокзальной платформе. Совершенно подтвердилось шокировавшее начальницу признание, сделанное Олей Мещерской.

Вот что девочка писала в своем дневнике. Запись датирована июлем прошлого года. «Пишу в два часа ночи. Сегодня я рассталась с девственностью! Семья уехала в город, а я осталась на даче одна. Мне было так хорошо! Я гуляла, обедала и музицировала одна, думала, что моему счастью не будет конца.

Я не думала, что визит папиного друга Алексея Михайловича надолго. Мне нравилось принимать его, он ухаживал за мною как кавалер, жалел, что не застал папу, шутил и признавался в любви. А когда я прилегла отдохнуть на тахте, стал целовать. Как это случилось, до сих пор не понимаю.

Не ожидала от себя такого! Испытываю к нему жуткое отвращение и не могу теперь жить!…»

«Легкое дыхание», краткое содержание (заключение)

Каждую неделю, в воскресенье, могилу  навещает маленькая женщина в черном.

Важно

Она оказалась классной дамой Мещерской Оли, немолодой девушкой, живущей в своем придуманном мире, заменяющем ей реальность. Она очень жалеет, что девочка умерла. Однажды классная дама стала невольной свидетельницей Олиного разговора с подругой.

Девочка рассказывала, что в одной папиной старинной книге прочла о женской красоте.

Там говорилось, что кроме внешних данных: кипящих смолой глаз, маленькой ножки и тонкого стана – главное, чтобы у женщины было легкое дыхание! Убеждала, что как раз оно у нее есть! Приглашала послушать, как она дышит…

Это ее легкое дыхание теперь опять растворилось в мире. Оно свободно парит в холодном весеннем ветре и в хмуром облачном небе.

Иван Бунин «Легкое дыхание», краткое содержание которого изложено выше, написал еще до эмиграции. Рассказ отличается от лирических произведений в прозе тем, что в нем есть четкий, а не размытый, сюжет и строгая закольцованная композиция. Он начинается и заканчивается описанием кладбища. Это, видимо, вызвано идеей рассказа, щемящим чувством утраты молодой многообещающей жизни.

Легкое дыхание

В своем дневнике Бунин писал об одном воспоминании из детства. Когда ему было семь лет, умерла младшая сестренка, любимица всего дома. Он бежал по снежному двору и, на бегу, глядел в темное февральское небо и думал, что ее маленькая душа летит туда. Во всем существе маленького мальчика был какой-то ужас, чувство непостижимого события.

Навсегда зацепились в сознании писателя девочка, смерть, облачное небо, зима, ужас. И стоило писателю увидеть фотографию юной девушки на могильном кресте, как в нем ожили и отозвались воспоминания детства. Возможно поэтому, и смог написать Иван Бунин «Легкое дыхание» с восхитительной быстротой, потому что внутренне уже был готов к этому.

«Легкое дыхание» – известная и самая чувственная новелла Бунина. К. Паустовский, прочитав этот рассказ в одном из апрельских номеров газеты «Русское слово», где впервые в 1916 году тот был опубликован, писал о глубоком эмоциональном потрясении, что все внутри него дрожало от печали и любви.

Паустовский несколько раз перечитывал одни и те же слова о легком дыхании Оли Мещерской. Ознакомившись с рассказом Бунина «Легкое дыхание», с содержанием этой трогательной новеллы, слова Паустовского могли бы повторить и многие читатели: «Это не рассказ, а озарение, самая жизнь с ее трепетом и любовью».

Характеристика остальных героев

«Лёгкое дыхание» — короткая новелла, которая не может похвастаться богатым составом персонажей. Большинство из них в какой-то мере противопоставляются образу Мещерской:

  • Алексей Михайлович Малютин — 56-летний офицер, семейный друг Мещерских, красивый пожилой мужчина. Однажды остаётся наедине с девушкой дома, не сдерживается и совращает её. Несмотря на первоначальное желание «стать женщиной», Оля чувствует к нему отвращение, в чём открыто признаётся. Позже Малютин погибает в русско-японской войне, в одну зиму с главной героиней.
  • Казачий офицер — любовник Оли, загадочный и мрачный персонаж, о мотивах которого мало что известно. Он описывается как некрасивый и небогатый мужчина. Нюансы его взаимоотношений с главной героиней остаются за кадром, но ясно, что он относился к роману очень серьёзно — настолько, что отнял жизнь возлюбленной, узнав о невзаимности своих чувств. Для самой Мещерской их связь была чем-то вроде эксперимента или мимолётного увлечения, в то время как офицер хотел свадьбы, что и стало причиной конфликта и последующей смерти девушки.
  • Начальница гимназии — строгая, правильная женщина, осуждающая ветреное поведение Оли. Скованная собственными нравоучениями и установками, она оказывается совершенно обезоружена непосредственностью и откровенностью Мещерской, несмотря на свою позицию власти по отношению к гимназистке. Разговор с ней, несмотря на недолгую продолжительность, нередко называется одним из самых запоминающихся моментов новеллы.
  • Классная дама — немолодая женщина, которая живёт мечтами вместо реальности. Для неё Оля становится чем-то вроде идеала, а её жестокую судьбу она считает воплощением несправедливости мира. После смерти Мещерской классная дама регулярно посещает её могилу, предаваясь сентиментальным размышлениям.

О чем произведение «Лёгкое дыхание» Ивана Бунина

Начало произведения омрачено тоской и унынием. Печальное настроение, созданное писателем, наталкивает читателя на мысль, что впереди случится непоправимое.

Оля Мещерская — умная и привлекательная гимназистка. Девушка уверенна в себе. Юная красавица не боится показаться глупой и нелепой. Ольга не зависит от мнения окружающих. Девушка влюблена в жизнь. Весёлая гимназистка стремится воплотить в реальность все, что задумано. Оптимистка по жизни готова бросить вызов каждому, кто осмелится посягнуть на ее идеалы.

Главная героиня — признанная красавица. Про неё ходят слухи, завистники собирают сплетни. Поговаривают, что девушка купается во внимании поклонников. Однако Ольга не спешит делать выбор в пользу одного из них. Гимназистка крайне жестока в общении с представителями сильного пола. Но это не мешает ей радоваться жизни, посещать балы и все вечера проводить на катке. Это была последняя зима в жизни весёлой красавицы.

Ольга всем своим образом старалась подчеркнуть, что она ухоженная и привлекательная девушка: причудливые украшения, дорогая обувь. Однако в гимназии было заведено носить форму. Оля просто не могла носить модную и интересную одежду.

Однажды директриса упрекнула девушку в том, что ее внешний вид не соответствует образу прилежной ученицы. По ее мнению туфельки и украшения, которые носит гимназистка, больше подходят для взрослой женщины. Однако Ольга не согласилась с выводами директрисы. Она заявила, что она сама будет решать, что ей носить. Ольга Мещерская открыто сказала директрисе, что она и есть женщина, поэтому менять свой внешний вид не собирается. Девушка подчеркнула, что причиной такого поведения является никто иной, как Алексей Михайлович Малютин. Он же брат самой директрисы.

Своим резким и правдивым ответом гимназистка бросила вызов всему обществу. Юная девушка одевается так, как взрослая женщина, аргументируя свой выбор личными, интимными вещами. Ольгу такое поведение нисколько не смущает.

Летом на даче случилось то, что случилось. Прекрасная девушка стала женщиной. Алексей Михайлович Малютин был другом семьи Ольги. Когда на даче не было родителей, он заглянул к гимназистке в гости. Под предлогом плохой погоды Алексей Михайлович остался в доме. Он вёл себя как галантный кавалер. Ему 56, Оле 15. Невероятные комплименты, которыми Малютин усыпал юную девушку, сделали своё дело. Ольга Мещерская хотела поскорее стать взрослой. Она этого добилась. Но сделало ли это событие ее счастливой?

В завершении романа случилась трагедия. Алексей Михайлович застрелил юную красавицу. До него дошла информация, что Оля испытывает лишь отвращение к нему. Он не смог этого пережить. В последствии Малютин утверждал, что на вокзале он находился в состоянии из аффекта.

Классная дама

Антитетическая композиция (антитеза) наблюдается и в описании самого образа классной дамы Олечки Мещерской, и в непрямом, но столь угадываемом сравнении её с подопечной ей гимназисткой. Впервые И. Бунин («Лёгкое дыхание») знакомит читателя с новым характером – начальницей гимназии, в сцене разговора между ней и mademoiselle Мещерской относительно вызывающего поведения последней. И что мы видим? Две абсолютные противоположности – моложавая, но седая madame с ровным пробором в аккуратно гофрированных волосах и лёгкая, грациозная Оля с красиво убранной, пусть не по годам, причёской с дорогим гребнем. Одна ведёт себя просто, ясно и живо, ничего не боясь и смело отвечая на упрёки, несмотря на столь юный возраст и неравное положение. Другая – не отрывает глаз от бесконечного вязания и втайне начинает раздражаться.

Главная мысль и идея

Основная идея новеллы состоит в том, что действительная красота довольно слаба и призрачна, потому ее настолько просто растоптать. Счастливая, беспечная и красивая Ольга стала определенным идеалом, но ему не нашлось места в действительном мире.

Суть произведения пересекается с содержательными особенностями полного цикла Бунина «Темные аллеи». Писатель показал все стороны любви, не умещающиеся в тесные грани дворянского благоразумия.

Размышляя об идее рассказа, читатель понимает, что не в каждом художественном образе можно увидеть нравственный вклад. Существуют особенные повести, не старающиеся донести моральную составляющую. Это ненавязчивые новеллы, они как бы шепчут отдельную историю, давая каждому возможность толковать их по-своему. У главной героини можно научиться оптимизму, умению найти счастье и отстаивать собственное мнение.

Девушка прожила легко, она восхищала читателей более века назад. Но даже сейчас каждый сможет найти в этой героине что-то свое.

Какая-то молодая особа, прочитав произведение, непременно захочет стать такой женщиной, другой читатель сможет просто восхититься красочным языком описания Ивана Алексеевича, а некоторые увидят лишь только безнравственное разложение героини. Все понимают новеллу по-своему, но именно в этом заключается ее главная ценность.

Персонажи рассказа и их краткая характеристика.

Главные герои

Оля Мещерская —  гимназистка 16 лет из богатой семьи, рано развилась в красавицу. Она грациозная, легкая, весёлая, прекрасно танцует, её очарование не требует никаких усилий. Обворожительную Олю любят не только молодые люди, в ней души не чают ученицы младших классов. Ключевой особенностью гимназистки было так называемое «легкое дыхание», схожее с дыханием весны, её стихийностью.

Яркий образ Оли Мещерской, которому сам автор не даёт никакой оценки, вызывает противоречивые чувства. Ранний опыт она приобрела, пожалуй, по вине пожилого ловеласа. Символично, что, прогуливаясь по саду с юной Оленькой, Малютин сравнил себя с Фаустом, а её — с Маргаритой. Однако на этом жизнерадостная гимназистка не остановилась. Безусловно, Оля Мещерская порочна, в то же время она детски наивна и искренна. В этом противоречии она ещё обольстительнее.

Писатель ненавязчиво показывает, что в ней главное — живость. Глаза на кладбищенском медальоне радостные и «поразительно живые». Оля смотрит на начальницу «ясно и живо, но без всякого выражения». Она ни о чём не думает. Бунин признавался, что в этом «недуманье» и заключается главный секрет «лёгкого дыхания». В героине над нравственностью и разумом господствует некая стихийность, жажда жизни во всей её полноте. Расплата за эту жажду была страшной — Ольгу застрелил очередной любовник. Соединить пленительную Олю Мещерскую со смертью, с выстрелом на вокзале — мучительно трудно. Образ героини прелестен и трагичен одновременно.

Начальница гимназии — типичная  директриса, женщина строгих правил. В её удивительно опрятном кабинете висит портрет царя — символ власти. Эта седая, но ещё моложавая дама бдительно следит за поведением вверенных ей гимназисток. Она не без оснований считает, что Мещерская ведёт себя недопустимо для воспитанницы гимназии. Образ начальницы контрастирует с главной героиней и оттеняет её.

Курьёзная ситуация в том, что родной брат начальницы соблазнил её подопечную, которой она периодически читает нотации. Поучения чиновной дамы Оля, однако, пропускает мимо ушей. Их диалог в рассказе похож на поединок. На выговор madame относительно туфель за двадцать рублей, дорогих гребней и причёски, как у женщины, Оля легко и спокойно парирует, что она уже женщина стараниями брата уважаемой madame. Этой лёгкостью и непосредственностью главная героиня противостоит правилам и приличиям, воплощённым в образе начальницы гимназии.

Классная дама —  воспитательница в гимназическом классе Оли Мещерской, маленькая женщина. Это мечтательная старая дева, которая живёт выдумкой, заменяющей ей реальную жизнь.

  Тест по повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Немолодая девушка привыкла жить ради кого-то в своём «выдуманном мире». Сначала она посвятила себя брату, обычному прапорщику, для которого придумала необыкновенное будущее. После его смерти она какое-то время воображала, что трудится за идею. Бледное личико Оли в гробу отозвалось новой мечтой для этой впечатлительной натуры. Каждое воскресенье классная дама стала ходить на могилу девушки. Она задаётся вопросом, как можно совместить этот чистый взгляд с тем ужасным, что связано с именем Оли Мещерской? Порой женщина думает, что отдала бы полжизни, только бы не видеть этой могилы. На самом деле она счастлива, как человек, преданный страстной мечте.

Этот персонаж тоже противопоставлен главной героине, которая не отличалась мечтательностью.

Алексей Михайлович Малютин — красивый 56-летний мужчина, брат начальницы гимназии. Он появляется в дневнике Ольги

Из него же читатель узнает, что персонаж одевается со вкусом, «держится кавалером», юной особе приятно его общество и внимание. Скоро отрывается, что это безответственный и безнравственный тип

В отсутствии родителей он совращает наивную пятнадцатилетнюю девушку, дочь своего друга.

Казацкий офицер — последний мужчина Ольги и её убийца. Персонаж описывается некрасивым, его вид назван плебейским. С кругом Мещерской этот человек не имеет ничего общего. Известно о нём немного: приехал из Новороссийска, собирался возвращаться. С Олей они совершенно разные, можно только догадываться, почему она вступила в связь с человеком не своего круга.

Офицер ревнив, страстен, груб и, похоже, с болезненным мужским самолюбием. Признание Ольги в нелюбви, её насмешка, записи в дневнике — всё могло спровоцировать казака схватиться за пистолет и оборвать жизнь этой девочки, пусть испорченной, но неотразимой. 

Особенности композиции

Главная особенность композиции рассказа — отсутствие хронологической последовательности. Текст начинается с описания могилы Оли, затем перескакивает к описанию её детства, затем переходит последней зиме. После всего этого следует разговор с начальницей, где раскрываются некоторые из ключевых деталей сюжета, включая связь героини с Малютиным. Затем произведение возвращается к новостям о смерти гимназистки. Концом служит незначительный на первый взгляд эпизод из повседневной жизни Мещерской, где она рассказывает подругам-гимназисткам о смысле женской красоты.

Благодаря резкой перемене места и времени действия, автору удалось сохранить ощущение лёгкости. Несмотря на несправедливые удары судьбу и множественные сомнительные или трагические события, новелла не нагружает читателя тяжёлыми мыслями — он становится отрешён, дистанцирован от героев и их проблем.

Другая особенность композиции — стремительность всего происходящего, которая подчёркивает живую и непосредственную натуру главной героини. События происходят настолько быстро, что у читателя практически не остаётся времени проанализировать сочинение — он, как и Мещерская, воспринимает его чувствами, а не холодным разумом. Это соответствует картине жизни Оли — она всегда «жила настоящим», не задумываясь о долгосрочных последствиях своих действий.

Ещё одна интересная деталь — автор фактически начинает своё произведение с развязки, лишая его неожиданного поворота в виде смерти героини. Читатель знает, что печальный итог неизбежен, потому лучше концентрируется на причинах и событиях, ведущих к трагической концовке

Предрешённая обречённости Оли, неважность её действий и решений помогают донести идею и смысл «Лёгкого дыхания» — именно желание жить на полную, веселиться и не обращать внимания на последствия привели девушку к печальному итогу

Критика

Рассказ был написан более ста лет назад, но до сих пор критики и обычные читатели задаются вопросами, поднятыми Буниным. Кого-то привлекают герои, кого-то композиция повествования или слог Бунина. «Лёгкое дыхание» интересен не только как художественное произведение, десятилетиями не умолкали исследования рассказа с точки зрения этики и психологии.

Писатель Константин Паустовский был высокого мнения о мастерстве писателя, считая отличительное качество Оли Мещерской достойным высших похвал. Литературовед Александр Гизетти отметил в произведении Бунина описание провинциального быта, отметив, что жизнь Оли смята похотью. Отдельные критики считали смерть Оли платой за стремление к полной жизни.

Образ Оли Мещерской

Самым проработанным и раскрытым в новелле является образ главной героини — гимназистки Оли Мещерской. Она воплощает в себе идеал женского очарования Бунина. Присущие ей черты характера:

  • лёгкость;
  • непосредственность;
  • открытость;
  • оптимизм;
  • стремление жить сегодняшним днём и во всём искать радость;
  • откровенность;
  • обаяние;
  • женственность;
  • безответственность;
  • неспособность воспринимать чувства других всерьёз;
  • беззаботность;
  • легкомыслие;
  • ветреность.

Большое внимание автор уделяет внешности героини. Она очень красива, стройна и изящна, из-за чего в юном возрасте имеет много ухажёров

Подобной лёгкости и грациозности соответствует и внутренний мир Оли — её не сковывают никакие правила, она делает то, что хочет, не задумываясь о мнении окружающих. Несмотря на неоднозначность и некоторую аморальность поступков, её практически невозможно осуждать из-за наивности и открытости.

Фатальным недостатком Оли является её неспособность найти баланс между чувствами и разумом, свободой и скованностью, реальностью и мечтами. Она слишком откровенна и не стесняется говорить жестокую правду, за что в конце концов расплачивается жизнью. Трагедия героини заключается в том, что её определяющие черты характера — непосредственность, жизнелюбие, вера в мечту — в итоге приводят к её смерти. Она действует по воле чувств, а не разума, за что и расплачивается в конце истории.

Список и краткое описание героев рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»

Главные герои:

Оля Мещерская — очень красивая девушка семнадцати лет, обладающая бойким и живым характером. Оля — искреннее и по-детски наивное молодое существо. Она олицетворяет собой «легкое дыхание» самой жизни. Доверчивая девочка сталкивается с насквозь лживым миром взрослых людей и становится его очередной жертвой.

Второстепенные герои:

Алексей Михайлович Малютин — пожилой (56 лет) казачий офицер, убийца Оли. Старый извращенец представляет собой полную противоположность чистому образу девочки. Выдержка из ее дневника наглядно изобличает опытного «ловеласа», которому не стоило большого труда соблазнить мечтательную гимназистку.

Начальница гимназии — строгая чопорная женщина, бдительно следящая за поведением своих учениц. Она больше озабочена внешним видом и манерами гимназисток, чем их душевным состоянием.

Классная дама Оли — постепенно стареющая девушка, подчиняющая свою бесцельную жизнь какой-нибудь идеальной мечте. Очередной «выдумкой» для нее становится трагическая история погибшей гимназистки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: