«кукольный дом»

Ибсен «кукольный дом», или «нора»

Что сделала для Хельмера Нора?

Нора и после рождения 3-х детей остается красавицей. Хельмер, поухаживав за ней, удаляется в свой кабинет. Фру Линде, давняя подруга Норы, входит в гостиную. Она только что с парохода. Давно не виделись женщины — практически 8 лет, и подруга за это время похоронила мужа, с которым брак оказался бездетным. А Нора, казалось бы, беззаботно порхает по жизни. Но это не так. В первый год замужества, когда ее муж ушел из министерства, он был вынужден, кроме своей основной работы, брать на дом деловые бумаги и до позднего вечера сидеть над ними. В результате Хельмер заболел. Доктора сообщили, что лишь южный климат может его спасти. Всей семьей они провели целый год в Италии. Довольно крупную сумму, необходимую на поездку, Нора взяла якобы у своего отца. Однако на самом деле ей помог один господин. Нора получила их под расписку взаймы и теперь выплачивает регулярно проценты, тайком от мужа прирабатывая.

Сюжет

Действие происходит в доме Хельмера перед Рождеством. Нора возвращается из города с подарками для семьи, муж упрекает её в мотовстве: он лишь недавно получил должность директора банка, и жалованье ему повысят только через три месяца, а жить в долг для него абсолютно неприемлемо. Нора, «мотовка», «птичка», «белочка», как зовёт её Торвальд, в ответ только отшучивается, она выглядит беспечной и легкомысленной.

Приезжает давняя подруга Норы фру Линне: после смерти мужа она осталась без средств к существованию и вынуждена искать работу. Нора рассказывает ей, что, когда Торвальд был болен, ей пришлось занять денег, чтоб по совету врачей отвезти его на год в Италию. Теперь она вынуждена выплачивать долг, но рассказать об этом Хельмеру не может: он думает, что деньги одолжил отец Норы. Теперь она вынуждена отказывать себе во всём и заниматься мелкой подработкой.

В это время к Хельмеру приходит Крогстад — именно у него Нора заняла деньги. Хельмер лишил Крогстада места в банке, и теперь тот просит Нору повлиять на мужа, угрожая ей разоблачением. К тому же Нора подделала подпись отца на векселе, и Крогстад знает об этом.

Нора честно пытается уговорить мужа оставить Крогстада, но тот не соглашается, к тому же на это место он уже взял фру Линне. Поняв, что ничего не вышло, Крогстад оставляет в почтовом ящике письмо для Торвальда, в котором описывает ситуацию с долгом Норы. Нора выдумывает всяческие предлоги, чтоб не пустить Торвальда к почтовому ящику.

Фру Линне, стремясь помочь Норе, отправляется к Крогстаду: оказывается, когда-то они любили друг друга, но она вышла замуж за другого, более обеспеченного. Теперь фру Линне предлагает «протянуть друг другу руки»: ей хочется жить ради кого-то. Крогстад счастлив и готов даже забрать своё письмо, но фру Линне уговаривает его не делать этого: она считает, что тайна должна раскрыться.

Торвальд и Нора возвращаются с рождественской вечеринки, и злополучное письмо наконец извлекается из ящика. Торвальд разгневан, он называет жену лицемеркой, лгуньей, преступницей, говорит, что не доверит ей воспитание детей. Тут же служанка приносит ещё одно письмо: Крогстад вернул расписку Норы. Торвальд счастлив, Нора для него снова превращается в «певунью-пташку», «голубку». Однако Нора заявляет ему, что уходит из дома: «Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой <�…> Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком <�…> я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них».

Развитие событий

Накануне праздников в дом Хельмеров заявляется Крогстад — человек, который когда-то дал хозяйке дома деньги. Оказывается, он знал, что подпись подделана, но молчал. А теперь ему требуется помощь должницы, так как ее супруг собирается уволить его с должности за махинации. Мужчина грозит Норе раскрытием тайны, если она не повлияет на Торвальда.

Девушка пытается всеми возможными способами переубедить мужа касательно увольнения, но строгий и принципиальный Хельмер отменять решение не собирается. Он ясно дает понять супруге, что ему отвратительны такие личности, как Крогстад. Он, отправляет работнику письмо, в котором напоминает о ближайшем увольнении.

Клерк вновь заявляется к должнице, но на этот раз требует от нее не только возвращения на работу, но и повышение в должности. Он исполняет свою угрозу, отправляет Хельмеру записку, в которой разоблачает его супругу в обмане и подлоге.

Нора рассказывает о своей проблеме подруге, зная, что заемщик когда-то питал к ней теплые чувства. Девушка обещает поговорить с ним, она сразу же отправляется к нему домой. После беседы Кристина и Крогстад решают жить вместе, но оставляют письмо, чтобы супруга сама во всем призналась мужу.

Нора тянет время, она боится признания, не зная, как строгий и педантичный Торвальд отреагирует на ее обман. Но все-таки девушка решается и кается. Хельмер сильно злится, считает поступок жены недостойным и отвратительным, опасается за собственную репутацию. В конце принимает решение отстранить женщину от воспитания собственных детей.

Но позднее, заполучив заемную записку и расписку об отсутствии претензий от Крогстада, мужчина смягчается, вновь становится ласков с супругой. Сама же Нора осознает, что является своеобразной игрушкой для него, она отказывается жить в построенном им кукольном домике, поэтому собирает вещи и уходит навсегда.

Угрозы бывшего поверенного

Не только лишь за темное прошлое хочет его уволить Хельмер, но и за то, что он назвал его на «ты» несколько раз по старой памяти. Нора просит мужа за Крогстада, однако ее супруг, не принимающий ее всерьез, отказывает. Тогда Норе угрожает разоблачением Крогстад. Он говорит, что расскажет Хельмеру, откуда та достала деньги для путешествия в Италию. Ее муж узнает, кроме того, и про совершенный ею подлог. И на сей раз ничего от Норы не добившись, Крогстад шантажирует обоих супругов. Хельмеру он посылает письмо, содержащее прямую угрозу — если выплывет наружу история с подлогом его жены, ему не удержаться на посту директора банка.

Начало истории

Действие происходит в жилище семейства Хельмеров, у них уютная и хорошо обставленная квартира. Глава — Торвальд Хельмер — успешный адвокат, ему свойственны:

  • принципиальность;
  • педантичность;
  • целеустремленность.

Совсем недавно мужчина получил повышение, он занял должность директора Акционерного банка. Его супруга Нора — молодая и красивая женщина, в ее обязанности входит домашнее хозяйство и воспитание детей. По характеру она:

  • веселая;
  • жизнерадостная;
  • беззаботная;
  • легкомысленная.

Супруга как раз вернулась домой из магазина, в ее руках елка для Рождества и праздничные подарки для многочисленных родственников и прислуги. Торвальд прекрасно относится к любимой, называет разными ласкательными прозвищами:

  • жаворонок;
  • белочка;
  • птичка.

Мужчина намекает девушке на расточительность, но все же добавляет еще немного денег на возможные расходы. В комнату входит служанка и сообщает супружеской чете о приходе Кристины Линне — это давняя подруга Норы. Несколько лет назад приятельница хозяйки похоронила мужа, после похорон с финансами стало совсем плохо. Ей приходится много трудиться, чтобы содержать больную маму и двух младших братьев.

Во время беседы Нора жалуется на собственные проблемы.

На полученные деньги она свозила мужа в Италию, климат этой страны благоприятно повлиял на мужчину и способствовал его полному выздоровлению. А теперь ей приходится на всем экономить, чтобы погасить задолженность. Она всегда находится в поисках подработки.

История с доктором Ранком

Продолжаем описывать краткое содержание. «Кукольный дом» уже приближается к финалу, который весьма интересен. Нора мечется, ища выход. Она сначала кокетничает с доктором Ранком, другом семьи. Тот в нее тайно влюблен, однако обречен на смерть — у доктора наследственный сифилис. Ради Норы Ранк готов на все. Он предлагает ей деньги, но выясняется, что Крогстад хочет иного. Трагически заканчивается история доктора Ранка. Хельмеры получают по почте от него открытку с черным крестом, который означает, что Ранк у себя дома заперся и не принимает больше никого: он умрет там, не пугая своим видом друзей.

Что же делать Норе? Разоблачение и позор пугают ее, лучше уж покончить с собой! Однако Крогстад предупреждает, что бессмысленно совершать самоубийство, ведь ее память будет опозорена в этом случае.

Жанр и литературное направление

«Кукольный дом» – яркий образчик созданного самим Ибсеном жанра аналитической драмы. Название жанра связано с тем, что все сценические события являются результатом того, что случилось с персонажами до начала действия и требует рефлексивного анализа для понимания всего дальнейшего. Таким образом, каждая такая пьеса становится своеобразным расследованием тайн прошлого – «скелетов в шкафу». К аналитическим относят такие драмы Ибсена, как «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Призраки» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольм» (1886), «Женщина моря» (1888), «Гедда Габлер» (1890), «Когда мы, мёртвые, оживаем» (1899).

От пьесы к пьесе росли психологическое мастерство и социальная убедительность Ибсена, которые и принесли ему славу одного из основоположников реалистической драмы ХІХ века. В этом смысле его первые аналитические драмы «Столпы общества» и «Кукольный дом» значительно уступают последующим. Но именно они, и особенно вторая из них, более известная современному Ибсену европейскому зрителю под названием «Нора», стали для этого зрителя настоящим потрясением. И это было связано с новизной не столько формы, сколько содержания. Возбуждение, которое вызвал по всей Европе «Кукольный дом», вряд ли соответствовало художественным достоинствам пьесы. Литературные и сценические просчёты автора и тогда уже были очевидны профессионалам.

Основные персонажи

Автор писал свою пьесу на основе реальных событий, а в качестве главных действующих лиц выбирал знакомых ему людей. Все основные персонажи тесно связаны друг с другом, раскрываются их потаённые стороны, которые они тщательно скрывают от общества и близких. Это произведение, которое можно читать в адаптированном переводе, написано ярким и живым языком, поэтому будет интересно широкому кругу читателей.

Основными персонажами «Кукольного дома» являются:

  • Успешный адвокат Торвальд Хельмер.
  • Его супруга красавица Нора.
  • Фру Линне.
  • Доктор Ранк.
  • Поверенный Крогстад.
  • Посыльный.
  • Маленькие дети четы Хельмер.
  • Няня детишек.

Весь сюжет этого произведения завязан вокруг отношений адвоката Торвальда, его красавицы жены Норы, а также поверенного Крогстада, который в прошлом одолжил денег девушке, и в последующем она не смогла расплатиться с ним.

Анализ «Кукольного дома»

Кукольный дом является основным символом этого произведения и связан с героиней Норой. Прекрасная женщина на протяжении всей своей жизни жила в хрупком выдуманном мире. Она всегда веселилась, порхала как бабочка, не задумываюсь о том, с какими сложностями она может столкнуться в будущем. Вся эта история о займе вернула ее к настоящей жизни, она поняла, что любые ее действиями могут в последующем привести к негативным последствиям.

Основной посыл этого произведения:

человек счастлив, только будучи свободным;
любые действия могут иметь негативные последствия в будущем;
современное общество должно больше уделять внимание вопросам равных прав.

История Торвальда и Норы Ибсена, краткое содержание которой является лейтмотивом этого произведения, рассказывает о норвежской семье, относящейся к среднему классу. Главная героиня столкнулась с жёстким реальным миром, разрушает свой кукольный домик, начинает видеть реальность такой, какая она есть и обретает самостоятельность.

Анализ «Кукольный дом» Ибсена позволяет глубже понять смысл этого произведения. Главной его темой является социальный статус женщины и отношение к ней общества. Даже сегодня произведение «Кукольный дом» воспринимается многими как гимн современному феминизму.

Однако изначально автор хотел показать свободу личности и человека на примере Норы, которая постепенно взрослеет и становится самостоятельной в своих решениях и поступках. Многие критики утверждали, что основные нападки в этом произведении направлены в адрес мужчин, однако сам автор подчеркивает, что им критикуется общество конца XIX века. Ибсен обличал нормы буржуазного мира и закостенелые установки в отношениях в семье.

Предыдущая запись «Роковые яйца» — краткое содержание повести М.А. Булгакова
Следующая запись «Певцы» — краткое содержание рассказа И.С. Тургенева

Неоцененная жертвенность

Чтобы и в дальнейшем ничто не тревожило рядом находящегося мужчину, женщина берет еще одну ссуду, но, зарабатывая тайком, как и Нора, на проценты по ссуде, сохраняя тайну, которая сама по себе может подорвать любое здоровье, женщина заболевает. Поручители становятся неплатежеспособными. Правда выходит наружу. Надо ли говорить, что муж чуть-чуть ей посочувствовал, но потом стал на сторону общества. У будущей писательницы забирают детей, признают душевнобольной и превращают ее в изгоя общества. Правда, постепенно все нормализовалось, Лаура Килер стала зарабатывать деньги литературной деятельностью и выплатила постепенно все долги. И представьте, муж ее простил!

Главные герои

В книге «Кукольный дом» центральной героиней выступает Нора. Ибсен описывает ее, как молодую, образованную и интеллигентную женщину, которая вынуждена существовать в выдуманном мире. Она полна веселья, счастья ровно до тех пор, пока не сталкивается со сложностями, тогда созданная картинка рассеивается.

Казалась бы, банальная история с займом денег становится для нее настоящей трагедией. Она даже задумывается о самоубийстве, но жалеет детей. Решив свою проблему, женщина будто перерождается, она уже не маленькая легкомысленная птичка, живущая в клетке, а серьезная, сильная и волевая женщина, которая без сожаления уходит из семьи.

В список второстепенных персонажей входят:

  1. Торвальд Хельмер — адвокат и супруг главной героини, мужчина принципиален, строг, придерживается патриархальных взглядов.
  2. Кристина Линне — давняя приятельница Норы, честный и ответственный человек.
  3. Крогстад — заемщик, который когда одолжил Норе денег, а теперь пытается ее шантажировать ради собственной выгоды.

В своей книге автор поднимает важные проблемы, которые актуальны и сегодня — это любовь, семейные отношения, доверие и предательство. Ситуация с деньгами помогла открыть героине глаза на свою жизнь, и она решается на кардинальные шаги для ее улучшения.

Экранизации

  • 1973 — «Кукольный дом», режиссёр Джозеф Лоузи, в ролях Джейн Фонда, Эдвард Фокс, Тревор Ховард, Дэвид Уорнер, Дельфин Сейриг. Франция/Великобритания
  • 1973 — «Кукольный дом», режиссёр Патрик Гарланд, в ролях Энтони Хопкинс, Клер Блум, Ральф Ричардсон, Денхолм Эллиотт. Великобритания
  • 1973 — «Нора. Кукольный дом», режиссёр Арилд Бринкманн, в ролях Кнут Рисан, Лисе Фьельстад, Пер-Теодор Хауген, Бенте Бёрсюм. Норвегия
  • 1974 — «Нора Хельмер» (ТВ), режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер, в ролях: Маргит Карстенсен, Йоахим Хансен, Барбара Валентин, Клаус Лёвич, Уилли Ломмель, Ирм Херманн. Германия
  • 1980 — «Нора» (СССР), режиссёр Ион Унгуряну, в ролях: Лариса Малеванная, Анатолий Ромашин, Владимир Заманский, Елизавета Никищихина, Игорь Кваша, Антонина Богданова, Татьяна Егорова, Якоб Ромбро
  • 2012 — «Serenade», режиссёр Brian Fairbairn.

Ибсен «Кукольный дом», или «Нора»

На рубеже 19 и 20 веков, когда практически во всех странах происходили серьезные, роковые события, родился гений писателя по фамилии Ибсен. «Кукольный дом» — произведение этого автора, также известное под названием «Нора», отразило дух того времени: мятежные мысли, сомнения, моральные дилеммы, попытки сохранить человеческий облик даже в самых тяжелых и спорных ситуациях.

Многие писатели начала 20 века размышляли над подобными проблемами, ощущая дыхание перемен и надвигающихся судьбоносных событий. Простые люди тоже переживали сложный период метаморфоз и рушащихся устоев, а ответы искали в драмах, одной из которых и является произведение «Кукольный дом». Генрик Ибсен относится к писателям-драматургам старой школы, и его творения очень органично и легко перетекают с бумаги на сцену и в уста актеров, поэтому он получил большую популярность в качестве автора пьес, ставившихся по всему миру. В России в тот период его работы ставили в основном в Московском Художественном театре.

Итак, что же за проблематику освещает Ибсен, «Кукольный дом» которого настолько психологичен и осязаем, что каждый читатель может найти в героях пьесы частицу себя? Стоит обратиться к биографии писателя. Драматург был настоящим мужчиной в самом классическом понимании этого слова: суровым, сдержанным, честным, принципиальным, способным принести себя в жертву, если того требовали обстоятельства. Крайне важным для общества элементом он считал семью и институт брака в целом, именно вопрос супружеского счастья занимал писателя. И первым, кто не побоялся осветить довольно личные и глубокие моменты из жизни мужа и жены, которые ранее считались приватными, стал Генрик Ибсен.

«Кукольный дом» — камерное произведение с небольшим числом героев. Антагонистом является женщина по имени Нора, жена и мать детей, привыкшая видеть смысл существования в семье и поддержании домашнего очага. Но ее такая жизнь не тяготит, ведь она искренне любит и детей, и мужа, и все было бы прекрасно, если бы не мрачная тайна. Когда Торвальд, муж Норы, заболел, ей пришлось занять деньги у не слишком чистого на руку человека, который внезапно объявляется и начинает шантажировать женщину. Ростовщик хочет занять место в банке, где работает Торвальд, и шлет письма с угрозами, одно из которых находит ни о чем не ведавший ранее муж. Он настолько шокирован открывшейся ему правдой, что обвиняет жену в обмане так, будто бы она настоящая преступница — он боится за свою карьеру, он боится скандала и не старается пощадить чувства супруги. Доходит до того, что Торвальд угрожает отнять у своей жены право воспитывать детей. Когда накал страстей доходит до своего апогея, ростовщик внезапно отказывается от своих притязаний, решив, что требует слишком многого от испуганной женщины.

Но если бы пьеса закончилась так, это был бы не Ибсен. «Кукольный дом» закрывает свои ставни, за которым разворачивается настоящая драма. Торвальд счастлив, что шантажист больше не мешает ему вести привычное существование, и живет как ни в чем не бывало. Но Нора не смогла забыть поведение мужа и простить его. Она понимает, что построила воздушный замок на лжи, и теперь он рассыпается на глазах, ведь оказалось, что самопожертвование не значит ничего, в сравнении с долгом быть «правильной» женой. Женщина решает уйти из дома и произносит роковые и шокирующие для того времени слова о том, что она, в первую очередь, человек, а не мать или супруга. Так Генрик Ибсен провозглашает тезис нового времени о том, что традициям нужно отойти в сторону, что люди должны жить иначе, а женщины – быть равноправными членами общества.

История создания

Пьеса задумана в 1878 году (первые наброски с заголовком «Наброски к современной трагедии» датированы 19 октября). Ибсен стремился в классической форме трагедии выразить современные проблемы. Написано же произведение в 1879 году. В основу драмы Ибсен положил реальное событие. Прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер (урождённая Петерсон, 1849—1932). Под влиянием пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в свет в 1869 году под псевдонимом. С ней познакомился Ибсен и посоветовал заняться литературой. Между ними завязалась дружба. После смерти отца Лаура с матерью переехала в Данию, где в 1873 году вышла замуж за адъюнкта Виктора Килера. Он был добрым человеком, но иногда у него случались припадки жестокости, особенно болезненно переносил он денежные проблемы. В 1876 Виктор заболел туберкулезом. Его нужно было лечить на Юге. Просьбы Лауры, чтобы он обратился к своему богатому отцу, ничего не дали. Тогда она тайно взяла ссуду в банке. За неё поручился её влиятельный богатый друг. В том же году они с мужем отправились в Швейцарию и Италию. Муж вылечился от болезни. На обратном пути в Мюнхене Килеры посетили Ибсенов. Лаура по секрету все рассказала Сюзанне, жене Ибсена. После возвращения в Данию опять нужны были деньги для переезда в другой город. Лаура снова сделала ссуду в форме векселя. За неё поручился дальний родственник, крупный коммерсант. К моменту окончания векселя Лаура была больна после родов, без денег. Родственник тоже был в сложном материальном положении и не смог выкупить вексель. Лаура в отчаянии решилась выдать поддельный вексель — но передумала и уничтожила его. Все её действия стали известны её мужу. Сначала он ей глубоко сочувствовал, но под влиянием семьи и друзей изменил своё отношение к ней и стал требовать развод, который вскоре оформили. Детей у Лауры забрали, её признали душевнобольной, лгуньей. Но прошло время, муж попросил Лауру вернуться домой. Она вернулась, снова стала его женой, с 1879 приступила к литературной деятельности и постепенно выплатила все долги. После этого у неё было две встречи с Ибсеном. Именно её жизнь стала основой для сюжета «Кукольного дома».

Театральные постановки

В России пьеса часто ставилась и ставится под названием «Нора».

Первая постановка

21 декабря 1879 — Королевский театр в Копенгагене.

Первая постановка в России:

8 февраля 1884 — Александринский театр, в роли Норы М. Г. Савина.

Известные постановки

  • 1903 — первая постановка Мейерхольда (ставил пьесу 8 раз)
  • 1923 — Театр МГСПС (ныне Театр имени Моссовета) Е. О. Любимов-Ланской, художник Н. А. Мусатов
  • 1935 — Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, режиссёр Б. А. Бабочкин
  • 1972 — Академический русский театр драмы имени Георгия Константинова
  • 1997 — Белый театр (Санкт-Петербург)
  • 1999, 27 апреля — Театр им. В. В. Маяковского, режиссёр Л. Е. Хейфец
  • 2003 — Камерный театр (Екатеринбург)
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
  • 2013 — «Театр на Спасской» (г. Киров), режиссёр — Борис Павлович, художник — Елена Авинова

Другие важные действующие лица

Новая, реалистическая драма, основоположником которой считается Ибсен, – скованная законами реализма XIX века, лишённая присущей драматическому роду шекспировской свободы, стремящаяся во всём походить на реалистический роман и ещё не отдающая себе отчёта в невозможности реализации подобного стремления – разумеется, не допускает появления столь необходимого персонажа, как Тень отца Норы. Драматургическая функция носителя суровой правды распределяется между Крогстадом и фру Линне. Но первый из них – обычный шантажист, преследующий личную выгоду. И когда ему выгоднее отказаться от шантажа, он так и поступает. А вот вторая – дама принципиальная. В отличие от самой Норы, которой она помогает увидеть мир не «кукольным», а реальным, фру Линне действительно, как того и хотел драматург, заставляет и зрителя задуматься о том, что женщинам настало время открыто заявить о своём праве и «судить», и «диктовать законы».

  • «Пер Гюнт», анализ пьесы Ибсена

  • «Дикая утка», анализ драмы Ибсена

  • «Враг народа», анализ пьесы Ибсена

По писателю: Ибсен Генрик

Тема, сюжет, композиция

Тема «Кукольного дома» в сознании современников Ибсена прочно связалась с проблемами женской эмансипации, а Нора надолго стала её символом. Ведь она не согласилась на роль жертвы неравноправного положения женщины в обществе, подобно, например, героиням А. Н. Островского (премьера его «Бесприданницы» состоялась всего за год до премьеры «Кукольного дома»). В финале Нора уходит из дома, оставляя не только мужа, но и любимых детей, и зрителю остаётся лишь гадать, какой будет её новая, самостоятельная жизнь. А ведь её, подобно Ларисе Огудаловой, мужчины тоже считали бессловесной куклой, тоже чем-то вроде «дорогого бриллианта», который «дорогой и оправы требует».

19 сентября 1878 года датированы ибсеновские «Заметки к современной трагедии», считающиеся первым наброском «Кукольного дома». В них Ибсен пока ещё только теоретически формулировал основные проблемы задуманной им «современной трагедии»: «Существуют два вида морали, две совести: одна для мужчины и совсем другая для женщины. Они не понимают друг друга, однако женщину в практической жизни оценивают по мужским законам, будто она вовсе и не женщина, а мужчина. Женщина не может быть сама собой в современном обществе, которое является исключительно мужским обществом, где законы диктуются мужчинами и где мужчины же обвиняют и судят женщин за их поступки, исходя из своих собственных взглядов».

Однако же случай Лауры Килер, положенный Ибсеном в основу сюжета, свидетельствовал не столько о чисто женском, сколько об инфантильном отношении к жизни. Сценическая Нора целиком и полностью унаследовала от прототипа именно такое отношение. Так мелкий с её точки зрения проступок – подделанная ею подпись отца на финансовом документе – стал поворотом всей её жизни. И всё случившееся далее таким образом есть не столько «женский» бунт героини, сколько её «детское» бегство от ответственности. Непредубеждённые зрители и особенно зрительницы так это и воспринимали. Побывав на премьере «Норы» в 1900 г. в киевском театре «Соловцов», киевлянка Лариса Косач, известная любителям украинской поэзии и драмы под псевдонимом Леси Украинки, написала в письме к подруге, тоже известной украинской писательнице: «Эта Нора такая наивная зверушка…». И такое впечатление вполне закономерно: и без того шаткий, несбалансированный сюжет просто рухнул, когда пьеса пошла по европейским сценическим подмосткам под названием «Нора». Из-под обломков вышли суперзвёзды тогдашнего театра, от Дузе до Комиссаржевской, и явили миру трагическую героиню, прекрасную, хрупкую и странно лишённую подлинно трагического фона: злодеев, желающих ей гибели, неумолимого фатума в виде непреодолимых обстоятельств и т. п.

Это уже гораздо позже, когда Ибсен окончательно утвердился в сознании зрителей и критики в качестве классика европейской драматургии, композиционные принципы «Кукольного дома» стали связывать с построением «Царя Эдипа» Софокла

В частности историки драматургии обращали внимание на ключевой, архетипический мотив смерти отца, которая в драме Ибсена, как и в трагедии Софокла, совершилась до начала первого акта, в предыстории, «в далёком прошлом», но её густая тень легла на всё поведение и мироощущение главных героев. В этом смысле даже сюжетная неразбериха идёт на пользу, ибо даёт почувствовать зрителю густоту этой тени

Подпись отца на финансовом документе Нора подделала вроде бы ещё при его жизни, а мотивацией шантажа, которого она боится, является то, что дата документа позднее даты смерти отца. Героиня и дальше продолжает действовать «от имени» отца, «вместо» отца, но уже без отца. Перед нами инфантильный персонаж, который всю жизнь ощущает себя ребёнком и испытывает насущную потребность в отце, которого не может ей заменить её муж Хельмер. Трагедия этого вполне серьёзного и даже по-своему мужественного персонажа состоит в том, что он всерьёз относится к чему угодно, кроме собственной жены, для которой он же сам и построил как бы ненастоящий – кукольный – дом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: