Краткое содержание произведения «каштанка» по главам (а. п. чехов)

Краткое содержание чехов каштанка для читательского дневника

Чехов рассказ «Каштанка», краткое содержание

пересказы

В рассказе Чехова «Каштанка» события разворачиваются вокруг милой рыжей собачки, в жилах которой смешались кровь таксы и дворняжки. В этой статье вы сможете прочесть его краткое содержание. Текст подходит для использования в читательском дневнике.

Хозяином собачки с лисьей мордочкой был столяр Лука Александрович, и он всегда брал ее с собой, когда относил готовые изделия заказчикам. Но в этот день столяр в результате заходов в трактиры, к куму, сестре и знакомому переплетчику так напился и наугощался, что потерял Каштанку.

Поздним вечером замерзшую, голодную и всю покрытую снегом собаку подобрал маленький и толстенький незнакомец в цилиндре и шубе нараспашку.Он принес ее к себе домой, накормил до отвала и уложил спать на маленьком матрасике. У старого хозяина спальное место Каштанки состояло из стружек и находилось под верстаком. Сын Луки Александровича Федюшка вытаскивал ее оттуда за задние лапы и учил всяким фокусам. Особенно ему нравилось давать Каштанке привязанный на ниточке кусочек мяса и после проглатывания вытягивать его из желудка обратно.

Утром Каштанка при обследовании своих новых владений наткнулась в одной из комнат на старого кота и гогочущего гуся. Они с шипением двинулись на него, кот ударил лапой по голове, а гусь клюнул в спину.

На заливистый лай Каштанки пришел новый хозяин и призвал всех жить дружно. Так произошло знакомство Каштанки с котом Фёдором Тимофеевичем и говорливым гусем Иваном Ивановичем.

Новый хозяин каждый день учил своих подопечных различным фокусам. Для «египетской пирамиды» приводили со двора свинью, на ее спину взбирался гусь, а на гуся впрыгивал кот и становился на задние лапы. Периодически вся эта конструкция рушилась, и все начиналось сначала.

Постепенно к занятиям подключили и Каштанку, которой новый хозяин дал кличку «Тетка», и она оказалась очень талантливой в дрессировке. К тому же из истощенной собаки она превратилась в гладкую и упитанную.

Вскоре произошло несчастье. Внезапно умер Иван Иванович, ночью он сильно кричал, а когда проснувшийся хозяин хотел напоить его водой, поник головой прямо в блюдце. Ничего другого не оставалось, как заменить выбывшего из цирковых рядов Иван Ивановича на Каштанку, то есть на Тётку.

В цирке новоявленная актриса была поражена морем света и человеческих лиц, а также огромным чудищем, у которого вместо носа висел хвост и с двух сторон торчали белые обглоданные кости.

Хозяин облачился в широкие разноцветные шаровары, обул зеленые ботинки, надел парик, разукрасил лицо и стал совершенно неузнаваемым. Он поместил своих воспитанников в чемодан и вынес на арену цирка.

Там он сообщил публике, что в чемоданчике наследство от умершей бабушки, и он предполагает, что это золото. Но вместо золота из чемодана выскочили кот с собакой, которые стали демонстрировать под команды клоуна свое мастерство.

В этот миг из глубины цирка раздались крики: «Каштанка! Каштанка!». Это кричали пришедшие на представление Федюшка и как всегда пьяный Лука Александрович.

Каштанка вмиг забыла про свою новую сытую жизнь, рванулась к прежним хозяевам и с помощью зрителей добралась до галерки. Домой все возвращались уже втроем, а свое приключение собачка вспоминала как тяжелый сон.

Статья предоставлена Коровиной Мариной.

Макрель

Идет осень, вода холодеет, и пока ловится только маленькая рыбка макрель. Среди рыбаков особым уважением пользуется Юра Паратино, невысокий, крепкий, просоленный и просмоленный грек лет сорока. Юра — самый смелый, самый ловкий и самый хитрый среди рыбаков. Ещё макрель только думает из Керчи идти, а уже Юра знает, где поставить завод.

Первый пришедший баркас продаёт рыбу по самой высокой цене. И первым приходит Юра. Пока он торгуется, остальные баркасы только входят в бухту, стараясь обогнать друг друга, так как цены на рыбу всё падают и падают.

После прибытия баркасов Юра заходит в кофейню и широким жестом угощает всех кофе. А вся Балаклава нестерпимо воняет рыбой.

Критика[ | ]

Рассказ был замечен и оценен современниками. Я. П. Полонский в 1888 году сообщал писателю, что его рассказ в Петербурге всем нравится.

И. Л. Леонтьев в 1887 году писал Чехову: «Ваша „Каштанка“ действительно донельзя симпатична и (на ушко!), ежели бы не так скомкан конец и немного ретушёвки в деталях, — это был бы один из Ваших шедевров. Поэтому или почему другому, но он меня менее тронул, чем это надлежало бы по существу».

Положительные отзывы о рассказе писали В. А. Гольцев, М. О. Меньшиков, О. Р. Васильева, профессор-невропатолог Г. И. Россолимо и другие. Только Р. А. Дистерло, ссылаясь на «Каштанку», упрекал писателя за поверхностное отношение к жизни.

Выход отдельного издания рассказа в 1892 году был отмечен волной положительных отзывов. В. Н. Сторожев в своей рецензии, подписанной инициалами В. Н. С. и опубликованной в журнале «Библиографические записки», утверждал, что «Каштанка» — «прелестный рассказ для детского возраста, рассказ, написанный со вкусом, тактом, хорошим образным языком, чуждым какой бы то ни было фальшивой подделки под детский говор». По мнению рецензента, «Каштанку» можно «выставить как образец лёгкого и занимательного детского рассказа, который с интересом пробежит в свободную минуту и взрослый». Отдельной похвалы литературного критика удостоились иллюстрации к рассказу, выполненные художником С. С. Соломко.

Автор «Библиографических заметок» в газете «Русские ведомости», подписанный буквами SS, полагал, что «лёгкий юмор сообщает ещё более привлекательный характер рассказу». С его точки зрения, «книжечка может считаться одним из интересных явлений нашей детской литературы, весьма небогатой хорошими произведениями».

Н. Е. Эфрос, опубликовавший свою рецензию в газете «Новости дня» (1892, № 3118) под псевдонимом «Д-т», о — не только детский рассказ: «…в нём слишком много тонкой отделки, рассчитанной не на детское понимание, слишком много прекрасных, чисто чеховских деталей, которые доставят эстетическое удовольствие вам и вызовут, пожалуй, зевоту у вашего юного наследника». В качестве примера подобных рассуждений критик приводил главу рассказа «Беспокойная ночь». При этом далее добавлял: «А меж тем, именно эти страницы покажутся вам более интересными; вы невольно почувствуете всю их глубокую правду и в своеобразно окрашенных животных настроениях узнаете то, что не раз, быть может, переживали сами. Вы вспомните кстати несколько аналогичных страничек из „Скучной истории“ того же Ан. П. Чехова — и увидите, как много в них общего, несмотря на всю разницу действующих лиц (поневоле приходится сей почтенный титул приложить к дуровским ученикам)…»

Глава первая Дурное поведение

Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.

День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул:

– Каштанка, пойдем!

Услыхав свое имя, помесь такса с дворняжкой вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее. Раз даже он с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой:

– Чтоб… ты… из… дох… ла, холера!

Побывав у заказчиков, Лука Александрыч зашел на минутку к сестре, у которой пил и закусывал; от сестры пошел он к знакомому переплетчику, от переплетчика в трактир, из трактира к куму и т. д. Одним словом, когда Каштанка попала на незнакомый тротуар, то уже вечерело, и столяр был пьян как сапожник. Он размахивал руками и, глубоко вздыхая, бормотал:

– Во гресех роди мя мати во утробе моей! Ох, грехи, грехи! Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим, а как помрем – в геенне огненной гореть будем…

Или же он впадал в добродушный тон, подзывал к себе Каштанку и говорил ей:

– Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра…

Когда он разговаривал с нею таким образом, вдруг загремела музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Видя, что хозяин не протестует, Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар.

Когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился… Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать.

Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Шел крупный пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.

Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Целодневное путешествие с Лукой Александрычем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза: покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу – вот и все. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы:

«Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»

Анализ прочитанного

План пересказа «Каштанки» позволено составить так, как удобно школьнику. Он может состоять из любого количества пунктов и станет подсказкой во время ответа учителю. Примерное содержание плана:

  1. Случайно потерялась.
  2. Страдания у подъезда.
  3. Встреча с незнакомцем.
  4. Ласка и возможность съесть ужин.
  5. Знакомство с гусем и котом.
  6. Египетская пирамида.
  7. Упорные тренировки.
  8. Смерть гуся.
  9. На арене под псевдонимом Тетка.
  10. Возвращение к прежнему хозяину.

При анализе «Каштанки» важное значение имеет вопрос, почему собака вернулась к прежнему хозяину. В начале рассказа автор дает понять, что обращение с ней в старом доме было довольно жестоким

Хозяин ее бил, называл «треклятой», «холерой». Его сын тоже причинял животному много боли во время игр. Жизнь в новой семье у дрессировщика гораздо приятнее и комфортней. Здесь Тетку берегут и хорошо кормят. Однако она продолжает вспоминать прежнюю неприятную жизнь.

Автор высказывает точку зрения, что такое поведение допустимо для животных, но не для людей. Однако многие не стремятся к переменам и живут по-старому годами. Их не устраивает нынешняя ситуация, но если волею судьбы им приходится попасть в лучшие условия, они стремятся вернуться.

На выбор главной героини можно посмотреть и по-другому. На новом месте ее окружают дрессированные животные, о которых заботятся. Однако они несвободны, расплачиваются тяжелым трудом за сытную жизнь. Каштанка выбрала волю, но не исключено, что ее снова ждут побои и голодное существование.

Ключевая мысль

Главным замыслом рассказа является преданная бескорыстная любовь. Упор в этой фразе следует сделать на слове «бескорыстная». Ничто не заменит ее Каштанке, поскольку она заполняет душу животного целиком и делает его счастливым.

Вспоминая о прошлом, собака грустит. Здесь она окружена заботой и сыта. После встречи в цирке с хозяином, от которого несло клеем и лаком, она приобретает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Независимость нужна человеку для благополучия и полного душевного равновесия. Базовой идеей произведения становится следующая мысль: чтобы жить с собственными питомцами в любви, необходимо предоставлять им выбор места и условий жизни, а не запирать их в грязных комнатах. В каждую из своих работ Чехов закладывает этот смысл. Жить надо в уважении, добре и свободе.

А. П. Чехов учит бережливости к окружающему миру, к братьям нашим меньшим, которые не способны на предательство

Для бережного отношения к природе важно понимание, что человек — это ее частичка. В ней проживают другие создания, которым необходима наша помощь и любовь

Невозможность и нежелание выражать эмоции и ощущения могут служить источником горя.

Таков краткий анализ рассказа «Каштанка». Его могут использовать при написании сочинения ученики 5—6 классов. В этот период они проходят рассматриваемый материал и стараются вникнуть в его суть. Также этот обзор будет полезен всем, кто интересуется творчеством Чехова.

Анализ текста

Антон Павлович Чехов на протяжении всей жизни очень трепетно относился к детям. Он считал, что с ними нужно разговаривать, как со взрослыми людьми, но при этом использовать доступный язык, понятный для них. Своими произведениями автор пытался не только рассказать какую-либо интересную историю, но и пытался донести основной смысл. Писатель традиционно использовал жанр — реализм

В рассказе «Каштанка» основная тема заключается во взаимоотношениях человека и животного. Немаловажным в тексте считается то, сколько строк автор посвятил чувству сострадания. Именно это помогло главному герою не озлобиться и проявить сочувствие по отношению к собаке.

Идея рассказа — бескорыстная любовь, которая не требует ничего взамен, она наполняет душу теплом и делает счастливым абсолютно каждого. А. П. Чехов своим творением учит быть справедливым и бережным по отношению к другим. Для того чтобы животное было счастливым, ему необходимо предоставить свободу, и только тогда можно почувствовать настоящую верность и преданность от братьев наших меньших.

При прочтении рассказа или разделении его по плану, раскрывается сразу несколько основных проблем, а именно:

  • ответственность;
  • доброта;
  • сочувствие;
  • восприятие.

Сюжет рассказа «Каштанка» по главам

Краткое содержание Чехов «Каштанка» с описанием каждой главы:

Глава 1

С утра хозяин собаки Каштанки, столяр Лука Александрыч, взял ее с собой и пошел к заказчику. По дороге мужчина не единожды заходил в трактир и к знакомым. Когда столяр с собакой оказались на «незнакомом тротуаре», мужчина уже был изрядно пьян. Мимо них прошел полк солдат, играя на ходу. Каштанка, не вынося музыки, «заметалась и завыла» и «бросилась через дорогу на другой тротуар». Когда она опомнилась, хозяина уже не было – ей не удалось его отыскать даже по следу. «Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас».

Глава 2

Каштанка «от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту». Неожиданно к ней подошел какой-то мужчина и позвал собаку за собой. «Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате». Незнакомец ел и бросал Каштанке лакомые кусочки.

Перед сном незнакомец принес маленький матрасик, положил его у дивана и сказал собаке спать на нем. Каштанка разлеглась на матрасике и с грустью вспомнила Луку Александрыча и Федюшку. Мальчик «заставлял ее ходить на задних лапах», сильно дергал за хвост, «давал ей нюхать табаку». Особенно мучительно было, когда Федюшка давал собаке, привязанный на ниточку кусок мяса, а затем «с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка». Постепенно Каштанка заснула.

Глава 3

«Когда Каштанка проснулась, было уже светло». Она обнюхала все углы в комнате, зашла в спальню незнакомца, а затем и в ведущую оттуда маленькую комнатку. Там собака «увидела нечто неожиданное и страшное» – на нее, шипя и растопырив крылья, шел серый гусь. В стороне на матрасике лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил и тоже зашипел. Каштанка залаяла на кота, и тот ударил ее лапой. Услышав шум, проснулся мужчина и разогнал животных.

Незнакомец называл кота Федот Тимофеич, а гуся Иван Иваныч. Каштанку мужчина назвал Тетка.

Глава 4

Немного погодя незнакомец и принес какую-то «странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет». По команде мужчины гусь выполнял всяческие трюки: кланялся, делал реверанс, прыгал через барьер и сквозь обруч, прикидывался мертвым, дергая за специальные веревки, стрелял из револьвера и звонил в колокол.

Затем незнакомец попросил старуху позвать Хавронью Ивановну. Женщина впустила «черную, очень некрасивую свинью». По команде незнакомца животные изображали «египетскую пирамиду»: гусь взбирался на свинью, а кот на гуся. Потом мужчина учил ездить Ивана Иваныча на коте, а кота курить.

Глава 5

Каждый день незнакомец по три-четыре часа тренировал животных. По вечерам мужчина обычно куда-то уезжал с котом и гусем.

Когда Каштанка «совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», хозяин сказал, что будет и из нее делать «артистку». Мужчина научил ее стоять, ходить и прыгать на задних лапах, а затем плясать, «бегать на корде», выть под музыку, звонить, стрелять и даже заменять кота в «египетской пирамиде».

Глава 6

Тетка проснулась от пронзительного крика Ивана Иваныча. Гусь умирал – днем на него наступила лошадь. Расстроенный хозяин пытался напоить гуся водой, но голова птицы «так и осталась лежать в блюдечке». «Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то».

Глава 7

«В один прекрасный вечер» хозяин взял с собой Тетку и Федора Тимофеевича: собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча. Мужчина сильно переживал, что номер не выучен, было мало репетиций и ничего не получится. Они приехали к «большому странному дому, похожему на супник». Зайдя с животными в маленькую серую комнатку, хозяин загримировался, надел парик и костюм клоуна.

Пришло время выступления хозяина, или как его объявили, M‑r Жоржа. Мужчина спрятал животных в чемодан и вышел. В начале представления мужчина открыл чемодан. Выскочившая Каштанка «забегала вокруг своего хозяина и залилась звонким лаем». Помня предыдущие уроки, собака начала выполнять команды мужчины.

Неожиданно посреди выступления где-то наверху «кто-то громко ахнул» и позвал Каштанку. Собака узнала в кричавших своих бывших хозяев и быстро побежала к галерке. «Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком». Все случившееся: учение, цирк «представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…».

«Злоумышленник» – юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России образца XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности. В этой статье представлено краткое содержание «Злоумышленника» А. П. Чехова.

Глава шестая. Беспокойная ночь

Тете приснился кошмар, из-за которого она проснулась среди ночи. Она вспомнила куриную лапку, которую спрятала между шкафом и стеной. Она решила проверить это утром, и собака уже начала засыпать, как вдруг в комнате послышался крик Ивана Ивановича.

Прошло время. В комнате наступила тишина, и тетя уснула. Собаке приснился еще один кошмар, когда гусь вдруг снова закричал. Хозяин вошел в комнату. Проверив Ивана Ивановича, он пошел в свою комнату.

Тетке стало казаться, будто во мраке ходит незнакомец, к которому никак нельзя прикоснуться. Она знала, что должно произойти что-то плохое, даже кошка не могла спать на ее матрасе.

Во дворе загремели ворота и захрюкала свинья. Федор Тимофеич в первый раз обратился к тетке. Собака лизнула ему лапу, и Иван Иванович закричал в комнате.

Хозяин вернулся, чтобы проверить гуся, но птица не ответила. Иван Иванович умер.

На рассвете пришел дворник и увел куда-то гуся. Тетке уже не казалось, что в комнате чужой. Она проверила свою лапу за шкафом, легла на диван и начала тихонько скулить.

Главные герои и их характеристика

Основные персонажи – люди и животные.

  1. Характеристика Каштанки. Каштановый цвет по своему оттенку приближается к «солнечному» цвету, то есть светлому, доброму, позитивному. Автор «очеловечивает» её, наделяя умением рассуждать, сравнивать. Глазами собаки даются отдельные «сценки» в повествовании. Ею овладевают в зависимости от ситуации настроения радости, умиления или отчаяния и ужаса. Чего не выносит дворняга, так это музыку, которая расстраивает ей нервы. Именно резкий звук становится первопричиной того, что Каштанка оказывается одна в незнакомом месте. Главная черта характера – верность своему хозяину, стремление при первой же возможности «отблагодарить» за заботу о ней, за любовь. Не менее важная черта — умение дружить, сопереживать таким же «братьям меньшим».
  2. Лука Александрыч – хозяин «помеси таксы с дворняжкой». На первый взгляд, может показаться, что это человек грубый, неотёсанный. Но, прежде всего, он труженик, который нелёгким трудом содержит семью. Заказчики ценят его умение выполнять столярные работы. Основное время проводит за верстаком. Выполнив заказ, сам его доставляет по адресу. Поглощённый своей работой, не всегда помнит, поело ли его «насекомое существо», которое является практически единственным собеседником, помимо сына Федюшки. Столяр по-своему любит её. Когда после исчезновения Каштанки он вновь видит её на арене цирка, радости его нет предела.
  3. Незнакомец – короткий, толстый человек с бритым лицом. Работает клоуном в цирке. Дрессирует домашних животных, для которых в квартире выделена специальная комната. Встретив бедную собаку у подъездной двери, забирает её домой («может, ты сгодишься на что-нибудь»). Обращается с «бедным пёсиком» сочувственно. Душевная нотка звучит в его голосе. Серый гусь и белый кот встретили пса шипеньем, чем несказанно напугали его. Кот в придачу ударил собаку по голове, а гусь ещё «долбанул» клювом в спину. Появившийся хозяин усмирил всех, сказав, что «жить надо мирно и дружно».
  4. Белый кот – Фёдор Тимофеич. Старый, мудрый. Вяло, лениво исполняет приказания. Пренебрежительно относится к своему «цирковому искусству». Весь его вид показывает, что ему в этой жизни уже ничего не интересно, он предпочитает дремать и спать.
  5. Гусь – Иван Иваныч. Говорит быстро, горячо, но непонятно. Гостья первоначально считала его умным, но со временем даже стала третировать иногда за его длинные речи.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: